Стол в стиле рококо
Когда в самом начале XVIII столетия формальный и хорошо организованный стиль Людовика XIV начал терять свою популярность, во Франции сразу же возникло художественное движение, первоначально именовавшееся словом «рокайль». В конечном итоге стиль был переименован в слово «рококо», он определялся сочетанием ассиметричных форм с обильными и чрезвычайно театральными украшениями, включая так называемые фрески в стиле Тромплей, создающие для человеческого глаза самую настоящую оптическую иллюзию. Рококо возникло как форма дизайна, живописи и архитектуры, его довольно часто называют поздним барокко, но это немного не верно.
Здания в стиле барокко XVII столетия уже были достаточно декоративными по сравнению с сооружениями эпохи Возрождения XV и XVI веков, а архитектурный стиль рококо зашёл ещё дальше. Хотя стиль и зародился во Франции, со временем он быстро распространился по всей Европе. В этой статье нам бы хотелось более подробно рассмотреть некоторые самые известные из когда-либо построенных человечеством зданий в стиле рококо, если наше желание совпадает с вашим, то милости просим в экскурс по этой прекрасной эпохе!
1 место. Дворец Сан-Суси
Дворец Сан-Суси был летней резиденцией короля Пруссии – Фридриха Великого. Он был построен в период между 1745 и 1747 годами и является одним из самых ярких примеров зданий в стиле рококо в Германии. Название дворца в переводе на русский язык означает «Без Забот», для создания подобной атмосферы и был использован театральный дизайн в стиле рококо.
Это далеко не самый большой дворец на территории Европы, поскольку он считается не чем иным, как большой одноэтажной виллой, но изогнутый дизайн стиля всё же выделяет эту замечательную постройку. Здесь также имеется огромный сад, полный безумных украшений и храмов. Также добавим, что располагается сей дворец в городе Потсдаме.
2 место. Дворец Амалиенбург
Дворец Амалиенбург – это ещё один масштабный особняк, со временем превратившийся из простого охотничьего домика в великолепный дворец в стиле рококо. Его строительство было заказано курфюрстом Баварии по имени Карл Альбрехт, именно этот человек впоследствии станет императором Священной Римской империи и назовёт себя Карлом VII. У него была жена – Мария-Амалия Австрийская, отсюда здание и получило такое имя.
Сооружение было возведено в период между 1734 и 1739 годами по проекту известного архитектора бельгийского происхождения Франсуа де Кувильеса (годы жизни 1695-1768) – человека, единолично представившего архитектурный стиль рококо всей Центральной Европе. Зеркальный зал внутри здания считается воплощением архитектуры рококо. Всё это чудо находится в пределах современного Мюнхена, что в Германии.
3 место. Дворец Отель де Субиз
Дворец Отель де Субиз был отстроен по приказу принца и принцессы де Субиз на месте бывшего укреплённого особняка XIV века, он расположен в 3-ем округе Парижа – столицы Франции. Хотя экстерьер постройки выполнен в архитектурном стиле барокко , в его интерьере всё же присутствуют пышные комнаты в стиле рококо.
Больше всего поражает так называемый «Салон Принцессы», который является ярким примером чрезвычайно театрального стиля, в корне определяющего рококо. В былые времена здание служило частным особняком, в наши дни его используют примерно также, поскольку в пенатах дворца находятся Музей Национальных Архивов и несколько отделений других Французских Национальных Архивов.
4 место. Дворец Браницких
Дворец Браницких – это роскошный особняк в Варшаве – столицы Польши . Он был построен по заказу польского магната Стефана-Миколая Браницкого и является одним из трёх одноимённых дворцов, базирующихся в том городе. Именно это здание находится на улице Медовой, что в Старом городе.
Данное именитое сооружение в стиле рококо было вдохновлено французскими дворцами и имеет форму лошадиной подковы, как мы помним, изогнутый дизайн характерен для этого стиля. В начале XIX века дворец был расширен, он сильно пострадал в эпоху Второй Мировой войны, но уже к 1967 году его полностью восстановили.
5 место. Дворец Линдерхоф
Дворец Линдерхоф на самом деле является замком на юго-западе Баварии – земле в юго-восточной части Германии. Он был заказан королём Баварии Людвигом II – человеком, также заказавшим строительство всемирно известного замка Нойшванштайн.
Что примечательно в данном сооружении, так это то, что оно было построено в период между 1863 и 1886 годами, именно это время в истории зовётся «периодом второго рококо». Считается, что Людвиг II вдохновился Версальским дворцом (что в пригороде Парижа , Франция), хотя данное здание в стиле рококо намного меньше своего роскошного французского аналога.
6 место. Театр Кувилье
Театр Кувилье – это театральное здание так называемой «Резиденции» в Мюнхене – бывшего королевского дворца монархов Виттельсбахов на земле Баварии, что в Германии. Он был назван в честь архитектора рококо, проектировавшего его, и возведён в период между 1751 и 1753 годами – в разгар этого архитектурного стиля.
Интерьер подковообразного здания состоит из четырёх этажей с ложами, удивительно оформленными в красных и золотых тонах. Справедливо заключить, что этот знаменитый оперный театр воплощает в себе архитектурный стиль именно того периода.
7 место. Дворец Коппер-Руф
Дворец Коппер-Руф, также известный как Дворец с Медной Крышей или же Дворец «Под Бляхой», находится в столице Польши – городе Варшаве. Он получил своё название от уникальной особенности здания, и был построен в первой половине XVIII века. Первоначальный дворец на этом месте возводили в промежуток с 1651 по 1656 годы, после чего его полностью перестроили за несколько этапов в стиле рококо. Внутри сооружение также было украшено и картинами той эпохи.
Он является частью большого Варшавского Королевского замка и располагается в Старом городе. В наши дни он считается частью Королевского замка-музея и часто представляет выставки, связанные с историей Польского Королевства. Во времена Второй Мировой войны здание было полностью сожжено, правда, вскоре после этого его восстановили и наградили былой красотой.
8 место. Екатерининский Дворец
Екатерининский Дворец – это массивное здание, расположенное примерно в тридцати километрах к югу от Санкт-Петербурга – северной столицы Российской Федерации . Он был назван в честь Екатерины I – жены императора Петра Великого – основавшего сей город и сделавшего из него столицу в самом начале XVIII столетия. Именно Екатерина I полностью перестроила старую ферму на данном месте, произошло это в 1723 году.
Первоначальный особняк по заказу супруги императора был расширен в архитектурном стиле рококо в 1750-ых годах. Для работы она наняла известного архитектора того периода Бартоломео Растрелли, который превратил данный 16-комнатный особняк в пышный дворец длиной 300 метров. И внешний вид, и интерьер сооружения являются ярким примером зданий, возведённых в эпоху рококо.
Варианты мебели рококо, важные нюансы выбора
Выбираем по стилю
Игривые и легкие формы предметов мебели рококо придутся по вкусу натурам с утонченным вкусом, ценителям собственного комфорта. Стилю присущи королевский шик, загадочная интимность, чувственная грациозность, что объясняет, почему мебель рококо так популярна. Этот стиль берет свое начало от королевских интерьеров еще при Людовике XV и благополучно используется сегодня.
Чем известен данный стиль
Роскошь, богатая палитра оттенков, яркость, элегантность и замысловатость — те качества, благодаря которым стал известен стиль рококо мебели. Возникнув на промежуточном этапе 1700 и 1780 годов, он покорил западную Европу. Рокайль с французского языка значит асимметричные узоры, для которых характерно изображение природных завитков на цветах, деревьях, облаках, морских раковинах. Именно этот термин дал имя и мотив, который использовали в основе стиля. На начальных этапах стиль достаточно критиковали, отзывались о нем негативно и презрительно из-за излишней декоративности и легкомысленности. Но благодаря стремлению к созданию личного комфорта и художественных элементов рококо стал очень распространенным стилем.
Ряд источников указывают, что рококо — это продолжение позднего барокко. Но новый стиль отличается своими совершенно новыми мотивами. Спустя некоторое время, он был дополнен восточными деталями. Формам квадрата на замену пришла извилистость линий. Использование сложных переплетений — это то вечное, что присутствовало в барокко.
Разновидности мебели и особенности каждой из них
Вся мебель рококо имеет определенные, характерные черты. Так как в стиле прослеживается обращение к представительницам слабого пола (их внутренний мир, наслаждения, волнения), то и мебель специально создавалась для их удобства. Небольшую посадку применили в изделиях для сидения. Они подошли обладательницам высоких причесок. Создание парной мебели (гарнитуров) предусмотрено под определенный интерьер, иногда для них пристраивали колесики. Все предметы наполняются элементами изящества, изысканности, легкости, позолоты, мелкой резьбы. Формы небольших предметов выгнутые. Их отличает мобильность. В целостной форме создан сам предмет и его детали: спинка, подлокотники, ножки.
Среди наиболее часто используемых конструкций можно выделить:
- секретеры;
- комоды;
- консоли;
- бюро;
- диваны;
- кресла;
- шезлонги.
Секретеры
При создании новой мебели, учитывались, прежде всего, интересы женщин. В новом секретере предусмотрели откидные доски, которые располагались с наклоном. Новые тумбочки с круглыми, нередко прямоугольными формами. Среди многообразия вошедших в моду предметов особое внимание уделялось дамским секретерам. Интересны модели кофейных столиков, письменных и швейных столов. Ножки всех видов мебели изготавливали формы кабриоль: изгибы, обычно в виде копыта или лапы зверя, в нижней части украшающиеся цилиндрами или шарами. Для них характерно наличие выпуклого изгиба в верхней части и вогнутого — в нижней.
Для оформления женского кабинета предложили модель шкафчика для хранения бумаг и туалетный столик с функцией откидного зеркала.
Секретеры — один из популярных предметов мебели. Этот мебельный аксессуар был востребован как среди дам, так и мужчин, а использовали его как письменный стол, шкаф и сейф. Для него предусмотрены многочисленные скрытые отделения, запирающиеся на хитроумные замки. Эпоха рококо известна своей любовью к сентиментальным мемуарам и письмам. Они хранились именно в таких отделениях. Сегодня он несколько видоизменился, но и сейчас секретер создают в виде шкафа, где предусмотрены ящички и откидная полка, которую используют как рабочую поверхность.
Комоды
Самым модным изделием считается комод, название которого происходит от французского слова «комодите», которое значит «удобный». Его форма была позаимствована с восточного стиля, но с более изогнутыми и пластичными линиями. Прямые плоскости в комоде отсутствуют. Плоской, но с волнообразными краями, создавали только крышку верха. Обычно для ее изготовления использовали мрамор. Для стенок характерны изгибы во все направления, из-за этого они выглядели вздувшимися. Существовало 2 вида изгибов:
- бомб (горизонтальное направление);
- серпантин (вертикальное направление).
Независимо от конструкции мебели на всех ее поверхностях присутствовали элементы декора. Обычно в комоде было 2 ящика, нередко даже 3. Примененная орнаментика позволяла сделать их невидимыми. Вставки из фарфора, которые вначале доставляли из стран востока, имели вид цельной вещи.
Консоли
Одной из важных составляющих интерьера в стиле рококо является столик, и в частности консоль. От использования этого мебельного аксессуара можно не только извлечь пользу. Данную стилизованную подставку многие считают декоративным предметом мебели. Но все же консоль выполняет важные и нужные функции столика, постамента, полки, где могут храниться вазы, сувениры, головные уборы и другие предметы использования.
С помощью консольного столика в интерьере формируется особая атмосфера. Здесь можно гармонично разместить много полезных и красивых предметов. Эта современная мебель в стиле рококо подойдет для любой комнаты дома. Для гостиной он выполняет функции сувенирного столика, в прихожей — места хранения ключей, головных уборов, в спальне — косметического или туалетного столика.
Для обустройства помещения многие используют отдельно стоящую консоль. Данный аксессуар полностью выполняет функции, только отличается небольшой шириной. Он может быть пристенным или расположенным возле дивана.
Не менее популярны среди ценителей старины бюро в стиле рококо. Это один из видов стола с надстроечной частью. Высокий предмет мебели с асимметричным завершением. Эта современная относится к многофункциональному виду мебели, как и секретер, только последний — более функционален. Но благодаря своей малогабаритности и компактности бюро превосходно впишется в интерьер.
Диваны
Мебель для отдыха и сидения также приобрела элегантные и удобные формы. Были созданы новые виды функциональных изделий, выполняющих свое действительное предназначение. Среди них стоит выделить диванчик канапе. Это изделие для использования одним человеком, изготовленное в виде трех кресел, соединенных между собой.
Кресла
Не менее популярны бержеры — кресла достаточной глубины с мягкими выгнутыми подлокотниками. Для них характерна большая высота спинки. Чтобы повысить удобство использования, кресла, стоящие отдельно друг от друга, оснастили широко разворачивающимися подлокотниками. Не менее популярен тип кресла «Маркиза».
Шезлонги
Излюбленным предметом мебели стиля рококо королевского двора во время правления Людовика XV стал шезлонг — «длинный стул». Он изготавливался с округлой спинкой, мягкой обивкой, удобными подлокотниками, гнутыми ножками кабриолями. Модель под названием “дюшес бризе” (разбитая герцогиня) в виде модульной конструкции с двух повернутых друг другу кресел пользовалась наибольшей популярностью. Одна из ее версий была дополнена посредине пуфом.
В двух других вариантах базовой модели соединили все элементы в одно целое и скомбинировали кресло и банкетку, которую широко применяют и сегодня. Элементы китайской пагоды использовались мастерами для создания кроватей с балдахинами. Совершенно новые виды форм характерны для кушеток, кресел, шезлонгов.
Известный мебельных дел мастер эпохи рококо Томас Чиппендейл создал стулья в виде утонченной и изысканной скрипки и вазы, отличающиеся своими изгибами. Для книжных шкафов он использовал остекление, напоминающее ромбовую сетку.
Цветовая гамма
Цветовая гамма рококо наполнена элементами золота. Их используют для выделения основных элементов оформления. Иногда его меняют на золотистую краску. Интерьерные фоны выделяются пастельными тонами. Встречаются изделия кремового, зеленоватого, розового оттенков. Они создают гармоничное сочетание с древесиной коричневого тона. Отделку выполняют также более насыщенным оттенками, а также тоном «помпадур» (тон, отвечающий севрскому фарфору).
Используемые материалы
При создании мебельных предметов отвергают симметрию, автономность деталей. Их как будто поглощает общий объем предметов. Резьбу по дереву в стиле рококо редко используют в качестве украшения. Ее эффективно заменили бронзовыми накладками. Иногда цветными лаками обрабатывают всю поверхность мебели, заменив ими фанеровку. Далее, используя накладки или золоченую резьбу, декорируют ее.
Для облицовки мебели используют светлые породы древесины, для изготовления которой применяются привезенные в Европу экзотические светлые породы. Наибольшую популярность имеют деревья, амаранты, палисандры и некоторые другие породы. Что касается деревьев, выращенных в Европе, предпочтение отдается лимонам, грушам, орехам, кленам, яблоням. Французские мастера редко осуществляют обработку путем окрашивания или выжигания, отдавая предпочтение естественным оттенкам древесины.
Пользуются популярностью металлические кровати, а также другие предметы из мрамора, бронзы, гобелена, золота.
Изысканные ткани, использующиеся для отделки мягкой мебели, отличаются как по цветовым характеристикам, так и по виду рисунка. Для некоторых применяют эксклюзивную обивку, идеально вписывающуюся в интерьере: глазеты, бархат, атлас, парча, шелк.
Как вписать в интерьер
Чтобы правильно расставить мебель, создаются группы, состоящие из стола, дивана, нескольких стульев, для образования центров, где будет собираться общество. Гармоничный вид в интерьере комода, секретаря, картоньерки. В интерьер кабинета, гостиной, спальни прекрасно впишется софа компактных размеров с изогнутой спинкой, стильными изогнутыми ножками.
Мягкую мебель в стиле рококо необходимо подбирать с шелковой или атласной обивкой с орнаментами растительности и витков. А лучший вид у изделий из дерева.
Для спальни используют широкую, роскошную кровать, у изголовья которой растительные узоры, рокайли. Обязательно должны присутствовать большое зеркало, рама которого оформлена витой позолотой, туалетный столик с мягкого атласа, кресла, небольшие канапе. Для оформления кровати, поднятой на подиум, используют роскошный балдахин. Цветовые оттенки должны составлять один тон, контраст при создании интерьера рококо не предусматривается.
Многие фото дизайна в стиле рококо — необычайное зрелище. Их можно использовать при самостоятельном оформлении интерьера, ведь стиль, олицетворяющий роскошь в пастельных нежных тонах, очень привлекает. Полный исторических ноток при использовании современных материалов он будет служить вдохновением для создания уникального интерьера квартиры или загородного дома.
Видео
Мебель роккоко
К 1725 году блестящие развитие получило рококо. Образ жизни диктовал разнообразие помещений, будуаров, туалетных комнат, спален, парадных залов. Создавался новый принцип интерьерного ансамбля, связь мебели и интерьера. Проектировали известные мастера Ж.-Б. Блондель, Ж.-А. Габриэль, Ж. Боффран.
Стиль рококо в европейской культуре стал ярким явлением. Мебель сохранила, грацию, легкость, комфорт. Виртуозно развивалось убранство интерьера. Мебель стала произведением пластического искусства.
В рококо высоко ценилось игра, природа, идиллия, которая окружала мебель и соответствовало образу жизни хозяев. Удобно стало беседовать на кушетках, канапе, креслах, а не стоять как при Людовике XIV. Появились новые формы мебели, формируются функциональные зоны. Мебель стала подвижной легкой, при этом появилась монументальность формы. Все четко регламентировалось, для каких интерьеров предназначалась мебель.
В мебели применялся огромный арсенал пород дерева: самшит, оливковое дерево, палисандр, розовое дерево, черное дерево, вишня, клен. Декоративные качества дерева широко использовали мастера рококо. Украшалась мебель обильно. В этот период произошло разделение труда. Участие в изготовлении принимали столяры, резчики, золотильщики, чеканщики, лакировщики и другие профессии. Каждый производитель ставил клеймо на своих изделиях.
В рококо стали популярны экзотические мотивы, что призывало удовлетворять капризные запросы. Стали применять разнообразные отделки. Например, золочение деревянного каркаса по грунту. В корпусной мебели стал популярен фанерованный декор (маркетри, интарсия).
Мебель украшалась затейливыми орнаментами асимметричными композициями, где присутствуют картуш, раковины, цветы.
Поиски нового стиля воплощал комод. Волнистый фасад имели первые комоды, со временем изгибы стали сплошными, невозможно стало понять где начиналась и заканчивалась деталь предмета. Плоскости покрывались контрастной текстурой. Обильно украшались скульптурными элементами, профилями, бронзовыми ручками. Столешницы украшались мелким орнаментом или же цветным мрамором.
Формы стали успокаиваться к 1740 году. У комодов появились названия: холостяцкий комод, комод-монашка, комод-гроб. Они украшались резьбой и живописными вставками. Популярными стали комоды-угольники, которые ставили парами.
В кабинетах появляются столы-бюро, сделанные из фиалкового дерева и палисандра. Украшались многочисленным декором и обилием бронзовых накладок.
Из интерьера рококо постепенно начинают исчезать шкафы-кабинеты. Они состоят из кабинетной части, ниш, потайных отделений. Плоскости украшались рельефным декором: арками, пилястрами, профилями, фронтонами. Фанеровали ценной древесиной. Формы, которые появились, демонстрируют все разнообразие мебели, которая предназначалась для сиденья. В таких стульях полностью отсутствуют подлокотники, а табуреты демонстрируют вытянутые ножки. Данные формы артистичны и изысканны. Пышность декора стала легкой. Например, спинка с силуэтом в форме вазы. Излюбленной стала белая мебель, где золотили резные детали. За счет обивки светлыми тонами - мебель производит радостное впечатление. Мягкие сиденья обтягивали парчой, бархатом, шелком, украшают вышивкой. Обивка подбиралась в тон самому предмету, чтобы создать впечатление цельности.
В 1728 году появились пружины, что стало важным мебельным изобретением. Помещали пружину под обивку, а прежде набивалась соломой или шерстью.
Сервировочные, игорные, туалетные столики стали элегантны в рококо. Мастерами было разработана 20 типов столов. Отсутствие перекладин и крестовин - характерная черта рококо. Верхом рокайльной орнаментики стали столы-консоли, их украшали фигурными скульптурами, покрывали сплошной позолотой, а ножки резными раковинами и растительным мотивом.
Изящными стали кровати. С двумя спинками в алькове называют польскими, невысокие для центра комнаты с резным декором - французскими. Балдахины конструктивно уже не связаны с кроватью.
Новый стиль оказал влияние на народное мебельное искусство, надолго сохранилась пластичность и красочность.
Рококо во Франции - это стиль Людовика XV. Диван-канапе стал обязательным элементом обстановки. Кресла "Маркиза", "Дюшес", "Бержер", "Султанша" - пользовались большим спросом. В Германии мастера ориентировались на Францию, где заимствовали стилизацию предметов. Всеобщей популярностью пользуется секретер, который на многие годы стал образцом домашней мебели. Секретер грациозен, с волнистой формой и изогнутыми ножками, ажурными украшениями. В Англию рококо проникает в 1740 году. Появляются новые предметы меблировки, мебель стала проще. Томас Чиппендейл создает уникальную мебель, соединяя разные формы и стили. Для его творчества характерны изогнутые ножки, заканчивающие лапами с шаром. Чиппендейл выпустил классический труд "Руководство для дворянина". Альбом собрания образцов мебели имел ошеломляющий успех. Мебель рококо стала распространяться по Европе и США. Известностью пользовались столы "пемброк". Интересна мебель рококо в Италии. Здесь оригинально переработан стиль Людовика XV. Главной особенностью стала роспись. Сюжеты различны, преобладают цветы.
Мебель рококо
Мебель рококо
Нормы мебели стали грациозны и некрупны. Детали мебели растворялись в общем объеме предметов, словно отлитых из некой пластической массы. Линии конструкции мебели исчезали, а границы ящиков маскировались стелющимся орнаментом. Мозаичный набор покрывал волнистые линии мебели и украшенные орнаментом маркетри. Среди мотивов украшений появились китайская пагода, зонтик, веер, стилизованный лист пальмы, изящная раковина, волнистые контуры, гнутые ножки, прихотливые орнаменты из лозы, гирлянд цветов, ромбовидной сетки и обилие золоченой бронзы.
Поверхность дерева в готовом виде красили сплошь в белый, зеленый, голубой или другие цвета, лакировали или золотили. В мебельном производстве стали использовать дорогие экзотические породы дерева — амарант, палисандр, розовое и черное дерево для наклеивания на каркас. Мебель делали из бука, ореха, самшита, клена, дикой вишни. Черное дерево постепенно было вытеснено орехом и розовым деревом, появились изделия из махагони — красного дерева.
Резьба по дереву занимала весьма скромное место. Вместо нее теперь использовали бронзовые накладки. Типична была черная полированная фанера и бронзовые детали. Бронза в мебели рококо использовалась не только для ручек и накладок, но и для полной окантовки предмета — своеобразной получая металлической оправы. Мебель украшалась также маркетри. Вначале наблюдалась перегруженность бронзой, далее на смену бронзе приходят лаки, затем — картины из мозаики. В этот период из бронзы стали делать только ручки и накладки.
Мастером рококо был француз Ш. Крессан, Он ввел в моду амарант, розовое и фиалковое дерево, характерные бронзовые украшения в виде стеблей, листьев, цветов, женские головки (образы Ватто). Мозаика изображала корзины с цветами, гирлянды, букеты, ткани с цветами и гирляндами, атрибуты музыки и пастушеские сюжеты.
Мебель рококо — изящная и пластичная, словно вылепленная из воска. С течением времени стало заметно облегчение форм, изогнутость, вместо позолоты натуральное дерево, покрытое воском. Применялась роспись мебели по нежному и светлому цветному фону (желтому, розовому, голубому, салатовому). Наступил расцвет лаковой мебели. Китайская экзотика входит в моду придворного вкуса. Для мебели стали использовать сюжеты из китайской жизни, применяли китайские черные лаки. На черном лакированном фоне — красками написанные китайцы, пагоды, деревья и цветы, то есть так называемые «пейзажи настроения». Все это увлечение стало называться в Европе «китайщиной». Техника черного лака в стиле Мартенов (по имени мастеров) сочеталась с цветными лаками. Обивку делали с мелким узором цветов.
Полнее всего стиль рококо проявился в мебели для сидения, меньше — в столах, шифоньерах, туалетах и комодах и совсем слабо в шкафах. Шкафы сохранили прямые линии, но новый стиль проявился в орнаменте. Бесчисленные балы, празднества, маскарады требовали кресел, диванов, столиков и комодов, рассчитанных на изысканные, манерные позы. Мебель расставлялась небольшими группами в различных углах помещения для собрания и светского общения небольших групп аристократов. Обычно это были стол, диван и несколько стульев и кресел.
Оживленная общественная жизнь того времени требовала большого числа разнообразной мебели для сидения, а волнистый профиль не вредил удобству. На фоне богатого убранства стен и потолков мебель играла второстепенную, подчиненную роль. Мебель для сидения характеризовалась утонченностью, текучестью и интимностью. На креслах с волнообразными контурами не сидели чинно, а устраивались в кокетливых и ленивых позах.
Мебель уменьшилась в габаритах; утончились ножки и подлокотники. Ножки органично переходили в раму сидения, переноги исчезли. Мебель отделывали тонкой резьбой, деревянные части золотили и покрывали краской. Фон обычно был одного цвета, а резьба — другого. Краска сочеталась с позолотой. Мягкие части обтягивали шпалерной, шелковой тканью, соответственно форме и цвету деревянной основы.
В мебели все углы были скруглены. Ножки изгибались замаскированным изящным завитком, оканчивающимся каблуком. Спинка делалась в виде прямоугольника со скругленными углами и напоминала деку скрипки. Верхняя часть выгнутой спинки с резьбой отделывалась листьями, цветами, раковинами. Обивкой служил шелк с букетами цветов или разбросанными цветами, разводами, сценами из пастушеской жизни — пасторалями.
Стулья были легкими и более массивными. Спинки стульев и кресел были скобообразные в виде пучка, букета, лирообразные, веерообразные. В период рококо кресла стали делить на обстановочные, то есть которые вместе с диванами стояли вдоль стен, и подвижные, которые ставили группами вокруг стола, где собирается общество. Сидение стало шире и мягче, спинка откидывалась назад. Ручки кресел разворачивали в стороны для того, чтобы дамам в широких фижмах было удобно сидеть на них.
Стиль рококо снял напряжение этикета. Светский человек узнал позу отдыха, непринужденной беседы. Приятному времяпрепровождению у камина соответствовало глубокое мягкое кресло бержер с обтянутыми локотниками и подушкой, что в переводе значит «пастушка». Было легкое кресло кабриолет, кресло «маркиза» с очень низкой спинкой и очень широким сидением с подушкой, кресло «жаба» или жабу — глубокое, с большим квадратным сидением, массивной спинкой и боковинами, на одной из которых откидывалась полочка для свечи или книги.
Новые типы мебели для сидения — канапе, то есть два-три кресла вместе. Изгиб ножек усиливался, сидения стали широкими для удобства сидения в объемных юбках. Отделка, изысканная по цвету и рисунку, формы легкие и плавные. Диваны имели по переду четыре ножки, причем расставлены они были неравномерно. Обивка диванов состояла из двух полотен — спинки и сидения. Композиции двухцветные: темный фон по краям и светлая середина контрастного цвета с гирляндами, корзинами цветов, атрибутами музыки, пастушьей жизнью, перевитыми ветвями деревьев. Холодная помпезность и величественный стиль барокко сменялись удобством и уютом.
Посетители салонов теперь не стояли, а садились. Иногда им даже предлагали прилечь на прелестные диваны и кушетки. «Маркиза» — маленькое канапе на двоих. В ходу были диваны, канапе, кушетки, козетки или диванчики на двоих.
Кровати были конусообразные, в виде домика, театральной ложи, с балдахином, но без опорных столбов.
Ножки кроватей были украшены мотивами масок, женских головок, стилизованных листьев. Кровать «дюшес» имела одну спинку в изголовье, ее балдахин укреплялся под потолком на раме с резьбой. «Турецкая» кровать имела выгнутую спинку сбоку и подлокотники и ставилась в нише. «Польские» кровати с двумя-тремя спинками (еще и боковая) также ставили в алькове. «Польская» кровать имела балдахин на круглой или овальной раме. «Французские» кровати с богатой резной спинкой у изголовья размещались посередине спальни.
Мебель эпохи Рококо
Столы рококо были нескольких типов. Декоративный стол — конкомоды соль был наглухо прикреплен к стене, связан с находящимся над ним зеркалом в раме. Доска стола делалась из мрамора с изогнутыми сторонами (кроме тех, что у стены), ножки были также изогнуты. Декоративные столы на четырех ножках ставили посередине комнаты. Они были инкрустированы, перегружены резьбой с накладками и щитами. На них ставили часы и канделябры. К письменным столам приделывали ряды открытых ящиков, разделывали вертикальными перегородками на ячейки. Небольших столов было множество: сервировочные столики, столы с шашечной доской для игры, карточные столы, столы для рукоделия с полочкой или перекладиной, письменные и туалетные столики. Салоны обставляются в соответствии с более непринужденным характером светской жизни.
Для основного объема корпусной мебели было характерно «выпучивание» стенок, как бы стекающих вниз. Опорная часть сливалась с ножками; последние имели выпуклость в верхней своей части и далее, выделяясь из корпуса, приобретали вогнутую форму. Основной мотив в украшении мебели — капризно изогнутая асимметричная раковина. Она придавала мягкие, гибкие контуры новым предметам мебели: секретеру с откидной доской, картоньерке или шкафчику для бумаг, угловым шкафчикам, женскому письменному столику, туалету с откидным зеркалом, круглым и квадратным в плане тумбочкам и разным рабочим столикам.
Корпусная мебель отделывалась тонкими наклейками из дорогих привозных пород — розового, черного, палисандра, амаранта и других. Использовалась техника набора — маркетри и интарсия. Резные детали делали из мягкой липы, использовали бронзовые накладки.
Шкафы в стиле рококо как бы разбухли книзу, отекли и выпучились вперед. Ножки как бы не стояли твердо, заканчивались бронзовым завитком и, поднимаясь вверх, делали изгиб, переходящий в корпус поддерживаемого ими предмета. Комод — излюбленный предмет эпохи рококо. Передняя его стенка имела волнообразный изгиб. Комоды делали на высоких ножках с набором из разных пород дерева и бронзовыми накладками. Цветовая гамма мебели стала более красочной. Края комода были волнообразны, стенки изгибисты, поверхности вздуты, не случайно комоды рококо называли «пузатыми». Маркетри с корзинами цветов, лентами, и другими орнаментами старались скрыть ящики, сделать их незаметными. Кроме декоративных сортов дерева употреблялась яблоня, груша, орех, клен, лимон.
До ста пород деревьев использовалось в маркетри. Комод рококо, с изогнутыми линиями снизу, сбоку и спереди, с выпуклыми плоскостями, имел два ящика; по фасаду шла роспись в китайском духе: пейзаж с пагодой, башней, ажурными мостиками и даже фигурами китайцев. Ящики по фасаду были прорезаны в самых неожиданных местах. «Гроб» и «монашка» — это комоды с двумя-четырьмя ящиками.
В ту эпоху большой популярностью пользовались секретеры. Высокий секретер — комбинация комода, письменного стола и кабинета. В эпоху грез и мечтаний люди широко обменивались сентиментальными письмами и мемуарами. Эта эпистолярная продукция хранилась в потайных ящиках секретеров. Для рококо был характерен шкаф-бюро. Нижняя часть — комод с двумя-тремя ящиками или двустворчатый шкаф. Над ним помещалась откидная доска (для письменного стола), а за ней мелкие ящики и отделения. Верхней частью был двустворчатый шкафчик.
Типичны для рококо шкафы с двумя резными дверцами и резным фронтоном, буфеты, шкафы-горки. В эпоху рококо появился шкаф- витрина. Его возникновение связано с распространением фарфора.
Нижняя часть такого шкафа — комод, над ней открытая полка, на которой был укреплен двустворчатый шкаф со стеклянными дверцами. Именно в период дамских причуд рококо в будуарах появились зеркальные трюмо.
Для эпохи характерно увлечение механическими игрушками.
Часы стали обыкновенной вещью даже для небогатых людей. К 1727 г. деревянные часы стали известны повсюду. Сначала изобрели маятник и усовершенствовали часы с колесным механизмом (мастер Г. Грагам), а в 1764 г. — был изобретен хронометр (Дж. Гаррисон), Часы были разнообразны: в виде консолей, настенных, каминных, напольных, музыкальных и так далее. Использовали также барометры — приборы для измерения температуры в комнате.
Комнаты рококо по сравнению с барокко были перенасыщены предметами меблировки, ориентировались на эталон утонченности, элегантности, изнеженности. Нежные пастельные тона — белое с голубым, зе леное с розовым и позолота. Главный мотив в интерьерах — невысокий камин, покрытый мраморной плитой и тонко отделанный стукко. На камин ставили часы, канделябры, предметы роскоши. Над камином — зеркало в раме. Камины делали с устьем криволинейной формы из белого или цветного мрамора, часто с роскошными накладками из позолоченной бронзы. Каминный экран — важная часть обстановки. Гарнитур для обстановки гостиной состоял из стульев, кресел, канапе, экрана для камина и ширмы.
Печи рококо чаще всего делались из фарфора и обслуживались из помещений, находящихся за ними. Их изогнутые формы были частью общего убранства помещения и располагались в полукруглых печных нишах.
Читайте также: