Стол в эпоху возрождения
Возрождение или Ренессанс
Искусство Возрождения противопоставлялось готике, называя ее варварской. Для стиля возрождения характерны симметрия, согласованность частей и целого, точность пропорций. Элементы стиля были заимствованы из греко-римской ордерной системы, однако новые время и потребности широко их трансформировало, в новый неповторимый стиль. Зародился стиль в Италии в конце XIV в., расцвет приходится на 2-ю пол. XV и XVI в. Во Франции распространение стиля приходится на конец ХV в., в Англии на 2-ю пол. XVI в. и до конца XVII в. Под влиянием местных факторов сложились различные разновидности стиля: итальянская, французская, нидерландская, немецкая, английская, испанская.
Столярное производство в период эпохи Возрождения достигает высокого уровня развития, столяры хорошо чувствовали конструкцию и форму мебели. С появлением тонких досок, мебель стала значительно легче и изящнее. В основе художественного метода лежала четкая форма, стремление к уравновешенным пропорциям, повышенное использование в мебели архитектурных элементов. Мерой гармонии служило золотое сечение. Мебель вначале выполнялась в виде чертежа, а потом воплощалась в материале.
Античными орнаментами украшались почти все элементы мебели. Широко использовался геометрический орнамент, вплетенные во вьющиеся растения фигуры животных, птиц, человеческих голов, архитектурных композиций. Применялись различные формы колонн, пилястр, листьев аканта, канделябры, купидоны, львиные головы, грифоны, мифические животные, арабески, плетенки, картуши, гирлянды.
В мебели в основном использовались естественные цвета древесины. Изобретение станка для получения тонких листов древесины, аугсбургским столяром Георгом Реннером во 2-й пол. XVI в., способствовало развитию техники облицовывания и декорирования поверхностей интарсией. Для украшения мебели стали применять роспись, позолоту, инкрустацию. В эпоху ренессанса мебель делали в основном из ореха, который обрабатывали протравами и воском или протирали маслом.
Италия. Кровати делали высокими, с приступкой и балдахином или занавесками, с высоко приподнятым изголовьем. На дощатый настил укладывали тюфяк или матрац.
Сундук-кассоне служил для хранения и перевозки вещей, а также как скамья и свадебный сундук. Кассоне богато украшались резьбой, инкрустацией и росписью.
Касса-панка, ларь скамья со спинкой и подлокотниками (предок дивана). Спинка касса-панки делалась высокой, а ящик под подъемным сидением использовался для хранения денег и драгоценностей.
Стали широко использоваться в среде дворян, духовенства и торговцев посудные шкафы, секретеры, бюро.
Керденца. Конец XVI в.
Шкаф-бюро папы Павла III. Рим, палаццо «Венеция».
Поставец-бюро (письменный стол).
Бюро. Вторая половина XVI в.
Столы изготавливали прямоугольной формы на двух массивных бочинах или четырех ножках, и на одной опоре с круглой или восьмиугольной формы. В повседневной жизни распространенными были столы со столешницами на крестовинах соединенных перемычками.
Итальянский стол. XVI в.
Стол с точеными ножками. XVII в. Болонья.
Появилось большое разнообразие стульев. Стул на трех наклонных ножках и высокой спинкой. Стул из трех досок богато декорирован резьбой. Стул на четырех ножках с резьбой, на его основе было создано кресло обитое кожей. Курульное кресло, оставшееся со времен поздней готики, с х- образными опорами.
Стул «Строцци» на трех ножках.
Итальянский стул на четырех ножках с поперечными досками. XVI в.
Итальянские стулья с резными досками вместо ножек
Кресло мягкое. Вторая половина XVI в.
Кресло курульное. XVI в. Венеция.
В XIV в. предметы мебели украшались яркой росписью и позолотой, в XV распространенно орнаментально-архитектурное оформление и чертозианская мозаика, XVI в. резьба по дереву, которая ведет уже к новому стилю – барокко.
В XVI в. в деталях мебели широко применяются львиные лапы, маски, бараньи головы, кронштейны, фризы, карнизы, пилястры, полуколонны.
Основными центрами мебельного производства Италии были: Тоскана (Флоренция), Венеция, Ломбардия, Рим и Неаполь.
Франция. Во Франции стиль Возрождения делится по эпохам королей:
- ранний ренессанс (Франциск I, 1515-1547);
- зрелый ренессанс (Генрих II, 1547-1559);
- поздний ренессанс (Генрих IV, 1589-1610).
В переходном стиле готические формы продолжают задавать общий тон, новый стиль присутствует лишь в орнаменте, никак не связанном с формами мебели. В декоративном оформлении широко используется резьба. В мебели появляются новые виды изделий.
Дрессуар – посудный шкаф (поставец), развившийся из сундука, поставленного на стойки.
Двухкорпусной шкаф, первый вариант кабинета.
Поставец. Первая половина XVI в. Франция.
Резной двухкорпусный шкаф. XVI в. Франция.
Для сидения использовали дощатые кресла с высокой спинкой, кресла с точеными ножками и резными спинками.
Раннеренессанское кресло токарной работы. Франция.
Позднеренессанское дощатое кресло. Франция.
Появляются кресла с плетенными сидениями и спинками, кресла и диваны обитые тканью и украшенные бахромой.
Кресло с плетеными сиденьем и спинкой. Франция
Диван переходного типа. Франция.
Кровати придают парадный вид, так как появилась мода в аристократических кругах принимать гостей лежа в кровати. Кровать оформляют колоннами, балдахином, головным щитом украшенным резьбой.
Кровать Екатерины Медичи. Франция.
Опорные части столов решают в виде колонок, балясин и аркад.
Разновидность ренессансного стола. Франция
Голландия. В Голландии мебель эпохи ренессанса схожа с итальянской мебелью. Мебельные формы просты по декору, имеют лаконичную и удобную форму. В качестве элементов оформления используют членные филенки, профилированные карнизы, арки, балясины, каннелированные пилястры, медальоны, ажурную резьбу. Позднее появляется интарсия с изображения ми цветов, птиц, бабочек.
Основная мебель: кровать с балдахином, большие шкафы с дверцами, буфеты, столы сточенными в форме балясин ножками и толстыми столешницами, стулья и кресла, сундуки и поставцы.
Шкаф-поставец. XVII в. Голландия.
Столы с ножками-балясинами. XVII в. Голландия.
Англия. Наиболее распространенными были столы с точеными ножками, кресла с высокими спинками, сундуки и кабинеты. Появляются стулья с изогнутыми ножками. Появился стол с опускающимися полукрышками, прообраз современного стола–книжки.
Данная мебель, завезенная переселенцами в 30- х гг. XVII в. в Америку, легла в основу американского колониального стиля.
Кабинет. Конец XVI – начало XVII в. Англия.
Массивное резное кресло. Англия.
Сундук декорированный аркадой. XVII в. Англия.
Стол с раздвижными ножками.
Стол-кресло. XVII в. Англия.
Стул переходного стиля. Конец XVII в. Англия.
Германия. В Германии Возрождение делится на два этапа: ранний период (до середины XVI в.), поздний период (до 70-х гг. XVII в.). Новый стиль вначале проявлялся в декоре а уже потом в формах мебели. Основные декоративные мотивы это: лист аканта, венки, медальоны, рог изобилия, гротеск, волюты, картуш, дельфины, гербы.
Кровать. По гравюре П. Флётнера. Германия.
Складной стул. Германия.
Позднеренессанское кресло. Германия.
Испания. В Испании остается сильное влияние арабо-мавританского искусства. В кроватях и других каркасных конструкциях широко применяют точеные элементы. Скамьи и стулья обтягивали кожей с тиснением и гравировкой.
Боковина кровати токарной работы. Дерево, бронза. XVII в. Испания.
Складная дорожная кровать. Испания.
Кресло обитое тисненой кожей. Испания.
Для обивки использовали декоративные гвозди с большими медными шляпками. В декоре широко применяли технику инкрустации, самым распространенным орнаментом была арабеска.
1. Барташевич А.А., Алданова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./ Под общ. Ред. А.А. Барташевича. – Мн.: УП «Технопринт», 2002. - 284 с.
2. Кес Д. Стили мебели. – Будапешт, 1979.
3. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М.: «СВАРОГ и К», 2000.
4. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины: Учеб. Для ПТУ. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1993. – 176 с.: ил.
Стол: путешествие по векам. Столы древних египтян, глинобитные столы, столы в эпоху Возрождения, столы Советского периода.
Более поздняя древнегреческая цивилизация внесла свои коррективы во внешний вид столов, используемых в Древнем Египте. В Греции появились два вида столов, один из которых был предназначен для сосудов с напитками, а другой - для приема пищи. Если в Древнем Египте основным материалом для производства вышеперечисленных предметов мебели было дерево, то греки использовали не только древесину, но и металл и мрамор. Соответственно, изменился и внешний вид данной мебели. Древние греки всегда стремились к тому, чтобы окружающие их предметы гармонировали с жилищем, и поэтому изделия, произведенные древнегреческими умельцами, были украшением интерьера и порой по праву назывались произведением искусства. Вот только "простые смертные" не могли принимать пищу за такими предметами мебели.
Если обратиться к истории России, то археологами были найдены фрагменты глинобитных столов, находившихся в земле с 11-13 веков. Они были неподвижными, то есть их ножки закапывались в землю.
В Европе же столы были подвижными. Использование в производстве металла и мрамора постепенно уходило в прошлое, и практически во всех странах стали отдавать предпочтение деревянным столам. Для того, чтобы изготовить такие деревянные изделия, от мастера не требовалось художественного вкуса. Достаточно было того, что умелец знает, как обращаться с деревообрабатывающими инструментами. В связи с этим средневековые предметы мебели имели грубый, а порой, и мрачный вид.
Всё изменилось в эпоху Возрождения. Из предыдущих бесед мы помним, какие стили существовали в то время, и представить, что столы остались такими же невыразительными, как в средневековье, невозможно. Да и зачем представлять, когда есть "живые" свидетельства того, что в эпоху Ренессанса "возродились" и данные предметы мебели. Достаточно посетить музеи, где воссоздана обстановка того времени.
Столы в эпоху Возрождения начали украшать резьбой, в столешницах появилась инкрустация, и изделия стали отличаться от своих "предков" изяществом. На смену прямоугольным и квадратным столешницам пришли столешницы, имеющие различные формы. В 17-м веке появились конторки - один из видов рабочих столов. Веком позже стали изготавливать туалетные столики и "солидные", за которыми праздновали то или иное событие.
На картинах 17-19-го веков можно увидеть различные столы, и по тому, в каком интерьере они изображены, можно судить о предпочтениях людей различных сословий. Но даже если бы полотна не рассказывали нам об убранстве живущих в прошлые века, догадаться, что изысканные столы были в помещениях богатых, а невзрачные - в жилищах бедных людей, было бы несложно. Но как бы то ни было, в то время, и уж тем более к началу 20-го века, эти предметы мебели стояли в каждом городском доме и в каждой деревенской избе.
Руководители Советского государства не спешили расстаться с "буржуазной мебелью", и практически во всех кабинетах находились столы, изготовленные до октября 1917 года. Но в СССР использовалась мебели, произведенная не только до прихода Советской власти. Во времена строительства социализма отечественная промышленность наладила выпуск данных предметов мебели для пролетариата. Надо сказать, что выполнены они были весьма хорошо, и к качеству нареканий не было. Правда, при правлении Сталина не многие отважились бы критиковать советскую промышленность, но по словам живших в те годы, столы, действительно были надежными, хотя и не отличались большой оригинальностью.
Но в конце 20-го века и в начале века 21-го все изменилось к лучшему. Вот об этих изменениях мы и поговорим в следующий раз.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: solara-nvisible, portalmebeli, virtuzor, mebelsaratova, antik-kv, gvol, thisplace
Исторические стили в европейском искусстве мебели – Ренессанс
Этим французским словом (Renaissance - «Возрождение») обозначается не только особый художественный стиль, но и вся приходящаяся на XVI-XVI века эпоха в культурном развитии западной Европы. Это была эпоха Великих географических открытий, изобретения книгопечатания и телескопа, доказательства шарообразности земли и вращения планет вокруг солнца, широкого применения энергии воды и ветра, бурного роста городов и ремесел.
В отличие от готики ренессанс представлен в современных музеях и частных коллекциях большим числом хорошо сохранившихся образчиков мебельного искусства. Малочисленностью дошедших до нас предметов мебели античных Греции и Рима мы обязаны воинственной нетерпимости раннего христианства ко всему языческому. Готической мебели не повезло из-за того, что в эпоху Возрождения она была признана за варварскую, «готскую». Другое дело Ренессанс. Не нужно особых усилий мысли, чтобы увидеть коренную родственность ему почти всех последовавших художественных стилей, включая нынешний так называемый стиль ретро. По большому счету мы живем сегодня в той же художественной макроэпохе начатой мастерами Возрождения.
Причин для победы нового художественного движения было в XIV-XV веках достаточно, особенно в Италии - родине Ренессанса. Важнейшие из них следующие:
- Зарождается научное мировоззрение в антитезу религиозному (Р. Бэкон, Н. Коперник, Эразм Роттердамский, Д. Бруно и др.). Успешно действуют многочисленные университеты, появившиеся во всех основных странах Западной Европы в XIII-XIV веках.
- Повсеместно формируется сильная светская власть, противопоставляющая себя власти церковной и стоящая над последней. Феодалы, то есть крупные и мелкие наследственные землевладельцы, утрачивают де-факто право, ранее бывшее для них эксклюзивным, на богатство и роскошь; появляется сильная торговая и ремесленная буржуазия.
- Значительно возрастает численность населения, особенно городского, для управления которым уже не годны старые средства духовного воспитания и контроля.
В этих условиях сама Католическая церковь остро нуждалась в новых эффективных средствах религиозного убеждения народа, прежде всего в средствах наглядных. Таковыми и стали для нее более живые, полнокровные, реалистичные изображения евангельских персонажей и событий в живописи и скульптуре, более мирская, гражданская, чем готические громады, церковная архитектура, воздвигаемая в сжатые сроки.
Следуя за временем
Вслед за архитектурой не могла не измениться и мебель, церковная и бытовая утварь. За вдохновением все взоры устремились на то, что лежало рядом, еще уцелело от античных времен. Так что нет ничего парадоксального в том, что новая живопись, новая архитектура и прикладное искусство, несшие в себе очевидный антиклерикальный заряд, были охотно приняты Католической церковью и поощрялись ею.
Правда, в своем стилевом обновлении мебельное искусство значительно запоздало по времени сравнительно с архитектурой и живописью. В подавляющем большинстве его образцов даже в XV веке еще много черт от изделий эпохи готики (в странах к северу от Италии) и романского периода (в самой Италии). Расцвет ренессанса в мебели приходится на вторую половину XV века и длится до конца XVI века, когда в архитектуре, скульптуре и живописи господствует уже барокко. Так называемое позднее Возрождение имеет место в мебельном ремесле и в первой половине века, преимущественно во Франции.
В номенклатурном составе меблировки жилья нового появилось мало. Стоит отметить увеличение числа композиционно-пространственных схем шкафов, столов и сидений, а также уже полное изжитие мебели, конструктивно привязанной к ограждающим помещения. Достойно внимания изобретение раскладного стола с подвешенными на петлях «фартуками» и выдвижными опорами для них. Зато такие комфортные предметы, как письменный стол, шкаф с доской для письма и буфет, еще редкие в готическом обиходе, получают теперь широкое распространение. Следует упомянуть и весьма успешные, но не поддержанные в последующие века попытки изготовления кресел из металла (стали), ажурных, глядящихся и сегодня весьма по-современному.
Художественно-стилевые особенности мебели эпохи Ренессанса
В XVI веке технология мебельного дела существенно преобразилась благодаря германскому изобретению фанернопильной машины. С этого времени начался бурный расцвет техники интарсии и вообще укрытия менее ценных пород древесины более ценными.
Предметы мебели, преимущественно корпусные и крышки столов, начинают украшаться мозаичными композициями в виде вьющихся усиков, виноградных лоз, стилизованных листьев аканта (род южного лопуха), гирлянд, венков и прочих орнаментальных мотивов греко-римского наследия, а также музыкальных инструментов, пейзажей, натюрмортов и архитектурных видов. Техническим и художественным достижением раннего Ренессанса стала и так называемая чертозианская мозаика, заимствованная на Востоке, набиравшаяся из очень тонко напиленных пластинок черного дерева и слоновой кости. Чаще всего она применялась для украшения крышек небольших столов, дверок, ящичков и шкатулок.
Основные художественно-стилевые особенности мебели всего Ренессанса во всех странах следующие:
- Почти непременная «архитектурообразность» предметов, обусловленная их греко-римским ордерным построением. Наиболее последовательно такое построение проводится в корпусной мебели - шкафах и сундуках. Композиция изделия строится подобно зданию снизу вверх в последовательности: цоколь- несущие опоры (колонны, пилястры, кариатида и т. п.)- карниз - фронтон кровли. В двухъярусных шкафах вводится также дополнительный карниз, разделяющий ярусы. Пространство между несущими каркаса забирается панелями, то есть дверями, заглушками (если дверь уже проема) и передними стенками ящиков. Колонны (в основном это полуколонны) и пилястры почти всегда каннелированы и имеют капители тосканского или коринфского ордера, а часто и профилированные базы. Почти та же схема наблюдается и в прочей мебели- столах, креслах, стульях, кроватях. Ножки столов, стульев, крупных кресел тоже часто решаются в виде колонн.
- Обилие объемного резного декора, нередко соседствующего с плоскими декоративными вставками. Темы объемного декора большей частью греко-римского происхождения. Особенно помпезны огромные двухъярусные шкафы (обычно это буфеты, предназначавшиеся для приемных залов) со скульптурно резной, почти горельефной композицией, изображающей какую-либо многофигурную сцену из Библии или мифов. Встречаются (сиенская школа) и невиданные ранее изделия с позолоченной лепниной (на основе алебастра).
- Мебель для сидения в XV веке большей частью подобна готической и романской своей ящикообразностью. В XVI веке она становится уже «на ноги», однако ножки ее, как правило, соединяются понизу двумя, тремя или всеми четырьмя проногами, либо вообще ставятся на единую цокольную раму. То же характерно и для многих столов и шкафов на высоких ножках.
- Общая особенность мебели Возрождения во всех странах - отсутствие изящества, изысканности форм. Наряду со спокойной статичностью композиции, ей присуща некоторая зрительная тяжеловесность, даже брутальность, грубоватость, которой не было у продуктов готики и не стало в барокко. Этой своей брутальностью мебель Возрождения, по-видимому, отвечала простому жизнелюбивому духу своей эпохи, породившей «Декамерон», «Гаргантюа и Пантагрюэля». Случается, что помимо радиоуглеродного метода определения возраста памятника характерная грубоватость форм оказывается наиболее верным признаком его принадлежности к веку Ренессанса.
Многоликость мебельного Ренессанса
Трудность отнесения антикварных предметов к эпохе Возрождения вызывается большей частью тем, что эта эпоха породила огромное разнообразие весьма несходных решений мебели. Это относится как к ее вековым и полувековым этапам, так и к разным странам, частям стран, отдельным городам и мастерам. Такая многоликость мебельного Ренессанса имеет исторически особую причину, важную для понимания всего хода развития искусства мебели в постантичную макроэпоху, в которую живем сегодня и мы.
До Ренессанса основным технологическим и коммерческим законом, мерилом для производителя того или иного продукта всегда был образец. Им выступало не какое-либо определенное изделие, выполненное известным мастером, а образец древний, достопамятный, установленный вековым опытом, своего рода природный артефакт, разложенный на составляющие элементы, узлы соединения, крепления и т. д. Нечто вроде исчерпывающего свода ГОСТов. Из-за примитивности, «сопроматовской предельности» технологии и традиционности желаний потребителя отступление от образца было действительно чревато не только потерей прочности, долговечности и комфортности изделий, но и их имиджевых составляющих, таких как художественный образ и вписываемость в быт с его незыблемыми функциональными и нравственными устоями.
В Европе первый удар по этим устоям смело нанесла готическая архитектура, одежда, мебель. В эпоху Возрождения процесс пошел дальше и быстрее. Стало создаваться новое, весьма динамичное отношение к нормам быта, ко всей человеческой жизни. Теперь правилом, образцом для подражания становится уже не образец, а все более мастер, маэстро, и он же оказывается объектом для творческого и идейного соперничества. Этой конкуренцией и было вызвано такое многообразие мебели.
Стол в эпоху возрождения
Сегодня, как и сотни лет назад, одним из главных элементов интерьера, безусловно, является хорошо известный всем стол, за которым обедают, сочиняют прекрасные оды, играют в различные игры, составляют бюджеты семьи и даже целой страны. Стол — привычное место для настольных часов, ламп и уймы других предметов, которые всегда должны быть под рукой. Стол давно и прочно вошел в нашу жизнь, без него невозможен уют и комфорт в доме. Но ведь мало кто из нас задумывается над тем, какова история появления столь важного предмета в интерьере каждого дома.
Существует предположение, что подобие столов появилось примерно в 7-6 тысячелетии до н.э., в эпоху неолита. Уже тогда первобытный человек выбирал плоские камни, разделывая тушу убитого зверя, в выдолбленные ниши пещер складывались первобытные орудия труда. В качестве примитивных столов первобытные люди использовали куски стволов деревьев, вязанки хвороста и другие природные материалы, не требующие доработки. Народ древней цивилизации майя использовал каменные глыбы как алтари для жертвоприношения богам. После того, как орудия труда стали более совершенны, люди смогли рубить деревья, распиливать их на доски, делать из них первые предметы мебели.
Технологию изготовления столов первыми освоили древние египтяне. И случилось это более 3 тыс. лет назад. А вот сам термин «стол» произошел от латинского слова, означающего «доска, плоскость». Первые столы были двух видов и имели простую конструкцию. Стол для приема пищи был круглым и небольшим, располагался на толстой ножке. Позже появились столы прямоугольной формы на трех ножках, за ними легко могло уместиться более двух человек. Рабочий стол первоначально представляла простая доска, положенная на колени. Большое распространение столы получили в Греции, здесь они были удобными и красивыми. В качестве материала для своих столов греческие мастера использовали мрамор и металл. Инкрустация из дерева была прекрасным украшением. Специально для сосудов с напитками греки изобрели высокие столы-подставки на трех ногах. Римляне намного обогнали греков в мастерстве изготовления мебели. Искусные орнаменты из слоновой кости с драгоценными камнями украшали металлические и деревянные столы. Ножки столов напоминали лапы львов, козлов или фигуры сфинксов. Богатая римская знать предпочитала не сидеть за столами, а возлежать. Это объясняет тот факт, что столы того периода были низкими.
В эпоху Средневековья большую популярность получили большие, добротные столы из дерева различной формы. С массивной столешницей и такими же ножками стол выглядел грубовато, но был добротным и служил не одному поколению хозяев. Во время застолья поверх стола клали красивую длинную скатерть, под которой не видны были ножки. После пиршества столы складывали и убирали, либо отставляли на время, чтобы они не мешали. Столы со съемными столешницами были весьма удобны во время светских собраний, когда после застолья нужно было освободить место для танцев и других развлечений. Первые столы на Руси появились в десятом веке. В крестьянских жилищах столы, сделанные из глины, врывали в земляной пол. Большие деревянные столы получили широкое распространение только в 16 веке. В эпоху Возрождения столы уже стали самостоятельным предметом интерьера, помимо основной, практичной, выполняли и эстетическую функцию. Появились столы самых разных форм с разными формами и количеством ножек. Замысловатая резьба и великолепная инкрустация перламутром и драгоценными камнями делали столы истинным украшением богатого дома. Такие столы выполнялись из ценных пород деревьев. Претерпели значительные изменения и рабочие столы. Вначале появились конторки, человек работал за ними стоя. Позже появились удобные столы, за которыми работа велась сидя.
В 18 в. в Англии впервые появились элегантные туалетные столики с зеркалом, которые были предметом особой гордости знатных дам. В это же время начали появляться и быстро вошли в моду кофейные, сервировочные столики. В салонах можно было увидеть утонченные маленькие столики с круглыми столешницами — жардиньерки, на которых красовались цветы. С тех пор прошло немало времени. Помимо традиционного дерева, для изготовления столов используют стекло, алюминий, лозу, пластик и много других материалов. Разнообразие форм, конструкций и материалов поражает. Неизменным остается основное предназначение стола, за которым в будни и в праздники с удовольствием собираются дорогие и близкие вам люди.
Читайте также: