Стол на аят башкирская кухня
Тема: « Изучение способов приготовления блюд башкирской кухни.
« Ҡорот » - история и современность. »
Ситдиков Булат, 5Б класс,
СОШ № 41 с.Аксаково
Муллабаева Дина Халиловна, учитель башкирского языка и литературы
1.1.История возникновения башкирской кухни……………. стр.5
1.2.Виды молочных блюд башкирской кухни………………. стр.7
1.3. Бабушкин рецепт приготовления « ҡорота »…………………….стр.10
2. Экспериментальная часть работы………………………………. стр.11
2.1. Практическая работа: «Способы приготовления « ҡорота » и его состав» . .стр. 11
2.2. Социологический опрос по теме: «Что Вы знаете о « ҡороте »? . .стр. 13
Заключение. стр .14
Литература. стр. 15
В настоящее время, когда актуализируются проблемы сохранения традиционной культуры башкирского народа, большое внимание уделяется пропаганде народной кухни- одного из знаковых этнических символов, воспринимаемых как национальное достижение. Питание влияет на качество и продолжительность жизни. Привлекательность традиционной пищи в глазах современного населения связана также с представлениями о ее соответсвии здоровому образу жизни, доступности основных продуктов, рациональности способов их хранения и переработки. Актуальность исследования повышается в связи с тем, что традиционная система питания хоть и обладает определенной стабильностью, с течением времени подвержена изменениям. Наиболее существенные перемены в питании происходят вследствие перемен в хозяйственной жизни общества. На сегодняшнем отрезке времени еще сохраняется возможность фиксации традиционных способов добычи, приготовления, а также использования кушаний и напитков в повседневной жизни, обрядах, ритуалах, а также в традиционной медицине.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что только зная свою историю, традиции и обычаи человек может двигаться вперед.
Постановка проблемы: уменьшение популярности традиционных башкирских блюд, хотя это доступно для каждой семьи.
Цель: изучить исторические аспекты и особенности изготовления « ҡ орота», как одного из натуральных башкирских продуктов.
В работе поставлены следующие задачи:
Изучить исторические аспекты приготовления « ҡ орота», как традицию национального блюда;
Рассмотреть возможности использования « ҡ орота», как продукта оздоравливающего и укрепляющего организм человека.
Объект исследования: башкирское национальное блюдо « ҡ орот.
Предмет исследования: традиции приготовления башкирских национальных блюд.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что углубляет представление о традиции приготовления башкирских национальных блюд; описанный и приготовленный нами « ҡ орот» может быть использован в повседневной жизни.
Гипотеза: мы предполагаем о том, что « ҡорот »необходимо широко использовать для оздоровления населения и сохранения традиций приготовления башкирских блюд. Употребление « ҡорота » на уровне семьи будет способствовать сохранению и укреплению здоровья.
Методологической и теоретической основой исследования являлись труды этнографов: С.И.Руденко, С.А.Токарева, Р.Г.Кузеева, И.Г. Георги, П.С. Палласа, И.И. Лепехина, Н. Рычкова, Н.В. Ремезова и др..
Методы исследования:
Анализ литературы по теме;
Структура работы. Работа состоит из 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
1.Обзор литературы
История возникновения башкирской кухни.
Исследование системы питания башкир охватывает почти два столетия- с середины XVIII до середины XX в. Этот временной отрезок включает различные периоды социально-экономического и культурно-бытового развития башкир, связанные с переходом полукочевников к оседлости и земледелию. К XVIII в. относится появление первых научных исследований, касающихся истории и этнографии башкир; а в первой половине XX в. быту башкир еще довольно прочно сохраняются элементы традиционного образа жизни. Даже сейчас в быту башкир, проживающих в аулах, удаленных от городов, наблюдается немало традиционных черт; в способах приготовления и употребления кушаний сохраняются старые обычаи. Башкирская народная кухня формировалась на общей основе и ассортимент основных национальных кушаний однообразен на всей территории Башкортостана.
Участники академических экспедиций второй половины XVIII в. П.С.Паллас и И.И.Лепехин, побывавшие у башкир, характеризуя их быт, сообщали об основных продуктах питания, способах приготовления кушаний, описывали праздничные и обрядовые трапезы, отмечали незначительную роль в питании продуктов земледелия [4]. Некоторые сведения содержатся и в обобщающем труде И.Г.Георги (1799).
В публикациях историков, этнографов, врачей, служилых людей, путешественников XIX в. также можно найти информацию о башкирской пище. Земский врач В.А.Арнольдов в санитарно-бытовом очерке, описывает правила поведенческого этикета и церемонию праздничного угощения. В.А.Арнольдов, как врач, выводит причины многих заболеваний башкир из образа жизни и питания.
Большая заслуга в изучении башкирской пищи в XX в. принадлежит С.И.Руденко.[9] В экспедициях 1906, 1907, 1912 гг. им собирался этнографический материал по всей территории Башкирии. В его монографии «Башкиры. Историко-этнографические очерки» имеется глава о народной кухне, где дается общая характеристика кушаний и напитков.
Изучение традиционной башкирской кухни было продолжено Р.Г. Гаделгареевой в 70-е годы. Она собрала значительный полевой материал по мясной, молочной и растительной пище башкир. Ею была написана статья «Способы консервирования молочных и мясных продуктов у башкир» (1978).[7]
Несколько статей по традиционному питанию башкир было опубликовано в 80-е годы Н.Ф.Шакировой. В конце 90-х годов А.Хабибуллиной.
Определенный вклад в изучение традиционной башкирской пищи внесли языковеды. Термины, связанные с продуктами животного происхождения рассматривались У.Ф.Надергуловым. Традиционную мясомолочную пищу, автор определяет как часть тюркской модели питания. В работах врача В.З.Гумарова содержатся этнографические данные по гигиене питания башкир. В кулинарных справочниках Н.М.Сафина «Башкирские блюда» (1972) и И.А.Арслановой «Башкирская кухня» (1992) собраны рецепты приготовления некоторых традиционных и новых башкирских блюд. Ценный и достоверный материал содержится в первом в истории отечественной этнографии систематическом описании народов России И.Г. Георги, сочинениях участников академической экспедиции 1769-1770 гг. П.С. Палласа, И.И. Лепехина, Н. Рычкова, Н.С. Попова, Н.В. Ремезова[7]. По словам И.И. Лепехина, летом башкиры питались исключительно молоком. П.С. Паллас также отмечал, что главное питание башкир состояло из молочных продуктов и мяса, и что хлеб у них употреблялся в пищу не повседневно.
Т.о. традиции питания башкир привлекали внимание представителей различных наук. Однако не все аспекты питания башкир были освещены в достаточной мере. Элементы пищевого комплекса в системе и во взаимосвязи с духовной культурой не исследовались.
1.2. Виды молочных блюд башкирской кухни.
«Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить» - этот афоризм древних философов коротко, но ясно объясняет, почему проблемы питания во все времена и у всех народов были первостепенными.
Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.
Молоко – уникальный, созданный самой природой продукт питания. Его называют «Эликсир жизни», так как в молоке содержатся все основные пищевые вещества, необходимые растущему организму. В течение многих тысячелетий оно используется человеком с первых дней жизни до глубокой старости. Наряду с коровьим молоком люди употребляют в пищу молоко к оз, овец, буйволиц, верблюдиц, кобылиц, самок яка и других домашних животных. Молоко не только прекрасный напиток. Из него можно приготовить немало питательных продуктов.
Молоко перерабатывается в молочных комбинатах. В нашем городе Белебей имеется молочный цех по переработке молока и кисломолочных продуктов. Здесь выпускается:
1. Белебеевское молоко и кефир;
2. Сыры Голландский, Российский, Костромской, Пошехонский, Эдам, Гауда;
3.Творог и творожные изделия: творог классический, творог обезжиренный, сырок творожный обезжиренный сладкий с ванилином, сырок творожный сладкий с ванилином, творожная масса с курагой «Особая», крем творожный;
4. Сухие молочные продукты: сыворотка, пахта;
5. Цельномолочные продукты: сметана классическая, сливки питьевые пастеризованные нежирные, молоко питьевое пастеризованное классическое, катык, кефир классический, варенец маложирный, ряженка маложирная, снежок напиток кисломолочный сладкий маложирный;
6. Масло: Крестьянское, Уральские просторы, Уральские просторы шоколадные.
Нельзя и представить башкирскую кухню без молочных продуктов. Особенность национальных блюд в том, что к ним обязательно подают молочные продукты: сливки, сметану, катык, « ҡ орот», свежее пышное масло. Они придают особый аромат и вкус супам, бишбармаку, только что испеченным лепешкам. Некоторые виды молочных блюд: это катык, « ҡ орот», эремсек, кызыл эремсек, свекольное кислое молоко, домашний сыр , вишня в топленом масле, черемуховое масло, « ҡорот » и айран — все эти блюда относительно долго сохраняются даже при летней жаре и их удобно брать с собой в дорогу.
Количество молочных продуктов легко определить по внешнему виду, цвету, вкусу, запаху, консистенции. Все молочные продукты следует хранить в холодильнике, строго соблюдая сроки хранения .
Среди молочных блюд характерны для башкир суп с « ҡ орот ом », особенно в летнее время, суп с катыком. Это не только вкусно, но и полезно для растущего организма, так считает детский врач нашего села Байрамова Амина Леонидовна.
Хочу сделать некоторые обобщения. Как уже было сказано, исследователь Юхнев отмечал еще в начале 18 века, что башкиры питаются мясными, молочными и мучными продуктами. Он был бы прав и сегодня. Перечитывая литературу о башкирской национальной кухни, знакомясь с рецептурой тех блюд, которые мы употребляем в пищу каждый день не по книгам, а из уст жителей села, а иногда из бесед со словоохотливыми главами семьи, я сделал важное ценное открытие: наши жители пользуются не очень удачным кулинарным сочетанием продуктов. По моему мнению, принятие пищи должен быть торжественным, священным и приятным ритуалом.
Человек по своей природе запрограммирован, как считают сторонниками натурального питания Г.С. Шаталов, Г. Шелтон, Поль Брэгг, на потреблении плодов, семян, кореньев, меда, молоко. Исходя из вышеуказанной информации, я могу сказать, что башкирская национальная кухня придерживается принципов натурального питания.
С секретами изготовления кумыса, его хранения со мной поделилась 87- летняя Бибисара инай. Она вспоминала, что для перевозки кумыса использовалась легкая посуда турсук . Он вмещал 2, 3 ведра напитка, сосуд шили из лошадиной шкуры. Кумыс обладает биологической ценностью и способствует, как говорят натуроплатой, сохранению «живой клетки» в организме человека, так как не подвергается ни термической, ни механической, ни химической обработке.
«Самое большое открытие современного человека – это умение омолодить себя физически, умственно, духовно»,- сказал Поль Брэгг. Я бы добавил: «- умение хранить и продолжать традиции национальной кухни», потому что «мы есть то, что мы едим».
Бабушкин рецепт приготовления блюда « ҡорот ».
Файҙаһын һанап бөткөһөҙ
Ҡорот тигән аҙыҡтың.
Шуға уның әсеһен дә,
У меня бабушка « ҡ ор о т» делает из катыка, хотя в разных районах Башкортостана его готовят по- разному. « Ҡ ор о т» бывает жидкий, густой, и сухой, пресноватый и острый. Если его готовят из свежей сюзьмы или катыка (2-3-дневного), то « ҡорот » получается пресноватым, если из 5-7- дневного катыка, тогда острый. Для приготовления сухого « ҡорота » сюзьму солят и помещают в чистый сухой мешочек, затем ставят под гнет. В полученную массу добавляют соль, формуют шарики и сушат их в тени, прикрыв сверху чистой тканью. После сушки шарики помещают в мешочек и хранят в подвешенном состоянии. Такой « ҡорот » хранится очень долго, даже годами. Перед употреблением его замачивают или натирают через терку и заправляют жирную шурпу, тукмас, бишбармак, кулламу и т.д..
А сыворотку, которая остается после получения творога или сюзьмы, используют для приготовления теста. Приготовленный на сыворотке хлеб получается намного вкуснее и нежнее, и он дольше не черствеет.
Экспериментальная часть работы
2.1.Практическая работа: « Способы приготовления« ҡорота » и его состав.
« Ҡ ор о т», кисломолочный продукт, род сыра. Распространен у татар и башкир, также среди народов Ср едней Азии, Казахстана, Саяно-Алтайского нагорья. Богат полноценными, молочными белками, содержит биологические активные вещества: углеводы, ферменты, микроэлементы, витамины. Технология приготовления « ҡорота » различна. Его готовят как из цельного, так и из обезжиренного молока, при обязательном длительном заквашивании. Кисломолочная масса подвергается кипячению при непрерывном помешивании, процеживается через пористую ткань. Полученный пастообразный « ҡорот » можно употреблять в течение непродолжительного времени. Для длительного хранения из пасты делают колобки, которые сушат до плотной консистенции, в некоторых регионах затем слегка коптят. « Ҡ ор о т», изготовленный таким способом, удобен в экспедициях, им можно пользоваться круглогодично. В народной медицине применяется при простудных заболеваниях, тошноте, потере аппетита, жидком стуле, укусе змеи. « Ҡ ор о т» обладает тонизирующими свойствами: эффективен при истощении, малокровии, умственном и физическом переутомлении, его прием позволяет избавиться от депрессии, сердечного недомогания, головной боли. Сывороткой « ҡорота » , в стародавние времена повивальные бабки обрабатывали пуповину новорожденных. Плесень с поверхности сыворотки использовалась для лечения гнойных ран и язв. Помогает легче переносить жажду в степи или пустыне, очень сытен. Традиционно « ҡорот » брали с собой путники, паломники, пастухи и путешественники.« Ҡ ор о т» не портится в дороге, хорошо переносит колебания температур, неприхотлив и прост в приготовлении. « Ҡ ор о т» можно развести в горячей воде и сварить густой суп, как часто делают башкиры, его также можно есть как сыр с хлебом, использовать как приправу к овощному салату.
В косметологии сыворотка использовались для мытья волос, из массы делают маски для омолаживания лица. В настоящее время « ҡ ор о т» делают из обезжиренного молока, который пропускают через сипаратор.
Некоторое влияние на башки рскую кулинарию оказали национальные кухни других народов, особенно русская. Сейчас на обеденном столе башкирской семьи наряду с национальными блюдами можно видеть и щи, и борщ, и уху, и грибы, и котлеты.
В социальных сетях «Одноклассники», случайно, увидел фотографию женщины, которая продает « ҡорот ». К этому блюду было написано свыше 4000 комментариев. Вот несколько комментариев: « Курт -переводится вдова . Это вдовьи слезы, крупные, горько- соленые. Тоже самое, что и курт, только мехкое болгарское блюдо. Это не курт… Это- узбекская рафаэлла! » . Прочитав комментарии к этому блюду узнал, что люди которые жили в Средней Азии и притом русские отзываются о « ҡороте » теплыми словами, вспоминают вкус детства.
В нашей республике « ҡорот » можно только заказать в башкирских деревнях, а в магазине не продается. В ходе моего исследования я познакомился девушкой с Узбекистана Мадиной Латыповой. Ее бабушка и дедушка оказались родом из Башкортостана. Она рассказала, что « ҡорот » у них называется курт (узб. qurt ) и продается на всех базарах и торговых лавках. А ее бабушка по заказу россиян продает « ҡорот » . На наши деньги у них « ҡорот » стоит 1000 рублей. Узнал, что « ҡорот » по-узбекски qurt , казахски құрт, киргизски курут, татарски корт, представляет собой белые шарики (иногда приплюснутые) размером с абрикос или меньше.
Приготовив блюдо « ҡорот », придумал свои рецепты из « ҡорота »: « ҡорот » с укропом, « ҡорот » с молотым красным и черным перцем, « ҡорот » с паприкой и растолченным тмином. В общем, опыт полезный, мне было интересно все это сделать. Также в приложениях представлены блюда из « ҡорота ».
2.2. Социологический опрос по теме: Что Вы знаете о « ҡороте »?
Я провел опрос в социальной сети «В контакте» .
1. «Вам знакомо « ҡорот »?
2. Вы пробовали « ҡорот »? Вам понравился продукт « ҡ орот»?
3. Как часто вы его употребляете?
4. Изготавливаете сами, ваши родственники, покупаете?
5. Полезен ли « ҡ орот» как продукт питания?:
б) точно не смогу сказать;
в)не приносит ни вреда, ни пользы.
Всего в опросе участвовало 110 человек в возрасте от 7 до 15 лет. Я выяснил, что 61% людей не знают « ҡорот ». Для остальных людей это блюдо знакомо. 14% людей знают о пользе « ҡорота ». 15% пробовали « ҡорот », 8% любят « ҡорот », за то, что она вкусная, 2% изготавливают сами.
Изучив опрос о « ҡороте », его полезные свойства, проанализировав результаты, мы пришли к выводу: раньше (несколько веков назад) « ҡороту »придавалось большее значение, чем в настоящее время. Сейчас к « ҡороту » относятся не как к основному продукту питания, забываются технологии приготовления « ҡорота ». Хотя« ҡорот » может быть востребован.
Наша работа является пропагандой « ҡорота » среди всех слоев населения, особенно среди молодежи. « Ҡорот », являясь важным лечебным и диетическим средством, обладает разносторонним действием на организм. Поэтому необходимо включать его в рацион питания каждой семьи .
Итак, можно сделать следующие выводы:
Изучили исторические аспекты приготовления « ҡ орота», как традицию национального блюда;
Рассмотрели возможности использования « ҡ орота», как продукта оздоравливающего и укрепляющего организм человека.
Башкирские национальные блюда: список, рецепты. Башкирская кухня
У каждого народа свой взгляд на то, какой должна быть еда. На это огромное влияние оказывает образ жизни людей, их культура, обычаи и традиции. Например, башкиры издавна вели полукочевой образ жизни. Зиму они проводили в деревнях, а летом отправлялись в поля на кочевья. Чтобы выжить в таких условиях, надо хорошо питаться и уметь приспосабливаться к любой обстановке. Вероятно, поэтому башкирские национальные блюда отличаются особой питательностью и одновременно простотой в приготовлении.
Национальные особенности
Учитывая необычный жизненный уклад, башкирским хозяйкам приходилось прикладывать немало усилий для того, чтобы накормить семью. Большую часть времени они вынуждены были готовить в походных условиях.
Это обстоятельство, естественно, накладывало свой отпечаток на выбор продуктов и способ их обработки:
Благодаря этим особенностям башкирские национальные блюда отличаются высокой калорийностью и пользой. Местные хозяйки умеют от каждого продукта взять самое главное и использовать это наилучшим образом.
Башкирский «Чак-чак»
Но башкирские национальные блюда не ограничиваются только мясом. Среди них есть много изделий из теста, различных напитков и десертов. Одним из самых популярных из них, пожалуй, является «Чак-чак». Для его приготовления необходимо:
6 яиц, 450 грамм муки, 300 грамм сахара, 160 грамм меда, 2 грамма соли, 65 миллилитров воды и 400 грамм топленого масла.
Готовится такой десерт очень просто:
- Сначала из взбитых яиц, муки и соли надо замесить пресное тесто.
- Затем необходимо раскатать его в пласт толщиной 5 миллиметров.
- Полуфабрикат разрезать на полоски шириной не более 1 сантиметра. Получается несколько ленточек из теста.
- Теперь их надо порезать поперек на маленькие кусочки. Ширина каждого должна быть не более 0,5 сантиметра.
- Заготовки обжарить в топленом масле.
- Из воды, сахара и меда сварить сироп.
- Соединить его с жареными кусочками теста.
Готовое блюдо обычно выкладывают горкой на тарелку и подают к чаю после того, как масса слегка застынет.
Богатый ассортимент
Это только на первый взгляд кажется, что башкирская кухня не отличается разнообразием. На самом деле полукочевой образ жизни стал для местных хозяек дополнительным стимулом. Стараясь как-то украсить свою жизнь, они придумали много интересных блюд, которые по сей день не потеряли своей актуальности.
И сегодня во многих башкирских семьях с удовольствием готовят то, что было придумано много лет назад:
- Шурпа (наваристый суп с мясом и зеленью).
- Тушеная конина, нашпигованная чесноком и сладким перцем.
- Бешбармак (отварное мясо с кусочками теста).
- Беляши. по-башкирски. Отварные мясопродукты (говядина, курятина, язык, печень и домашняя колбаса) подаются в одной тарелке вместе с овощным салатом.
- Куырылган (салат из картофеля, отварной рыбы и соленых огурцов с майонезом).
- Суп-салма. Кусочки теста отваривают в мясном бульоне, а затем доводят до готовности, добавив соль и сырой репчатый лук.
- Элеш. Для этого супа сначала мясо отваривают большими кусками, а потом в бульоне отдельно готовят овощи. Картофель, капусту, лук и морковь тоже режут крупными кусочками или просто пополам.
- Тутырлган-таук (курица, фаршированная смесью яиц с молоком и сливочным маслом).
10. Пирожки с разными начинками (вак-бэлиш, уч-почмак, шурпалы-бэлиш).
11. Дучмаки (пироги с творогом).
12. Напитки (айран, боол, кумыс и курут).
Даже этот короткий список дает возможность убедиться, насколько разнообразна традиционная башкирская кухня.
Национальное достояние
Издавна Башкортостан славился своим медом. Это продукт знаменит на весь мир неповторимым вкусом и уникальными свойствами. А для местных жителей он является предметом национальной гордости.
В стране, где много первозданных гор, степей, лесов и лугов, есть все условия для того, чтобы заниматься пчеловодством. Башкирский мед уникален своей экологической чистотой. На обширных территориях, вблизи которых нет крупных промышленных предприятий, произрастает более 350 различных видов растений. Причем, каждое четвертое из них обладает особой продуктивностью для производства нектара. В этом продукте встречаются такие композиции вкуса и аромата, каких нет ни у какого другого меда. Кроме того, он имеет массу разновидностей. Ведь растения обычно не цветут поодиночке. Этот период может одновременно наступить, например, у липы, дуба, клены или ивы. В смешанных лесах такая ситуация – не редкость. Отсюда и появляются необычные ароматы.
Помимо этого, башкирский мед знаменит своим богатым составом. В нем содержится около четырехсот различных веществ и активных соединений: витамины, макро- и микроэлементы, а также аминокислоты, белки, ферменты и декстрины. Это значительно расширяет область применения продукта. Чаще всего его используют для профилактики и лечения:
- всевозможных болезней горла;
- простудных заболеваний;
- гриппа;
- хронического бронхита;
- нервных расстройств;
- проблем с пищеварением;
- бессонницы;
- депрессии;
- различных стрессов.
Вообще, без меда не обходится практически ни одна область медицины. Даже косметологи нашли ему применение. Но в каждом отдельно взятом случае к проблеме надо подходить индивидуально.
Башкирский кыстыбый
Традиционно ни одно застолье у башкиров не проходит без выпечки. В основном, это пироги с различными начинками и всевозможные десерты. Особого внимания заслуживает башкирское национальное блюдо «кыстыбый». В принципе, это обычная лепешка (или блин) с начинкой из картофельного пюре (иногда вместе с пшенной кашей).
Для ее приготовления понадобится:
4 стакана муки, яйца, 50 грамм масла сливочного, по 250 миллилитров воды и молока, картофель и масло растительное.
Процесс приготовления блюда предельно прост:
- Из муки, яйца и воды замесить достаточно тугое тесто. Добавить в него масло сливочное и дать полуфабрикату минут 40 «отдохнуть».
- Разделить его руками на небольшие кусочки, каждый из которых раскатать в лепешку.
- Заготовки обжарить на раскаленной сковороде (без масла).
- Отдельно сварить картофель. Добавив немного масла и молока, приготовить нежное пюре. При желании параллельно можно сварить и пшенную кашу.
- На одну сторону каждой лепешки положить немного пюре и прикрыть его второй половиной.
- Обжарить изделия с двух сторон с добавлением масла.
Такое блюдо можно готовить впрок и хранить в холодильнике. Это прекрасный вариант для быстрого завтрака. Утром остается только подогреть лепешку с начинкой любым удобным способом (на сковороде или в микроволновке).
Праздничная губадия
Еще одно национальное блюдо из теста – это башкирская губадия. Она представляет собой пирог со сложной начинкой. Традиционно губадию готовят по праздникам, а на свадьбе она обязательно находится в центре стола. У блюда есть несколько особенностей:
- Для него используется тесто, в котором содержится очень много масла.
- Начинка всегда располагается внутри слоями. Причем они никогда не перемешиваются. В состав начинки традиционно входит: корот (сухой творог), яйца, рис и различные сухофрукты. Обычно губадия – это десерт. А в случае, когда ее делают с мясом, она используется как горячее второе блюдо.
Для примера можно рассмотреть классический рецепт губадии. Понадобятся следующие продукты:
на стакан муки 8 грамм прессованных дрожжей, 60 миллилитров молока, яйцо, 25 грамм сахара, немного соли и пару столовых ложек масла топленого.
на полтора литра кефира столовая ложка масла топленого и 100 грамм сахара.
4 яйца, 350 грамм корота, 125 грамм риса, 2 горсти изюма и 2 столовые ложки масла топленого (для пропитки).
50 грамм масла сливочного, 100 грамм муки и 25 грамм сахарной пудры.
- Сначала нужно сделать корот. Для этого необходимо в кастрюле закипятить кефир и подождать, пока вся жидкость из него не испарится, а оставшийся сгусток не станет бежевого цвета. На это потребуется, как минимум, час. Затем, продолжая нагрев нужно добавить сахар. Через пару минут кастрюлю можно снять с плиты. В еще горячую смесь ввести топленое масло и хорошо перемешать.
- Для приготовления теста дрожжи сначала нужно развести в молоке. Добавив муку, яйцо и сахар, замесить тесто. Дать ему постоять, пока объем не увеличится вдвое. После этого массу надо посолить и соединить с топленым маслом.
- Пока тесто будет подниматься, можно заняться начинкой. Надо отдельно сварить рис, яйца и ненадолго залить изюм водой, чтобы он смог немного набухнуть.
- Тесто разделить на 2 части. Причем одна должна быть вдвое больше другой. Именно ее и надо уложить на дно сковороды, обработанной маслом. По краям необходимо завернуть небольшие бортики.
- Далее начинка распределяется слоями: рис – корот – измельченные яйца – рис – изюм.
- Все это нужно полить горячим маслом топленым и накрыть вторым куском теста, защипнув края.
- Пирогу надо дать минут 20 для расстойки. А за это время можно приготовить посыпку. Для этого ингредиенты надо просто перетереть руками.
- Верх пирога промазать маслом и обильно посыпать приготовленной крошкой.
- Выпекать не менее 40 минут в духовке при 180 градусах.
Кушать такой пирог лучше горячим. Если продукт остыл, то его желательно разогреть.
Йыуаса к чаю
Еще одно традиционное блюдо из теста у башкиров называется «йыуаса». Рецепт его приготовления требует наличия следующих основных компонентов:
на 500 грамм муки 6 сырых яиц и топленое масло.
По сути, блюдо представляет собой кусочки жареного теста. Сам процесс состоит из трех этапов:
- Сначала из муки и взбитых яиц необходимо приготовить обычное пресное тесто. При желании в него можно добавить совсем немного соли.
- Затем его надо раскатать в виде тонких жгутиков, а потом порезать их на кусочки размером со спичечный коробок (5 сантиметров). Иногда тесто раскатывают в пласт и делят его на ромбики.
- Заготовки обжарить в большом количестве масла. При такой обработке они значительно увеличиваются в объеме. После обжарки готовые изделия надо переложить на сито (или салфетку), чтобы удалить из них лишний жир.
Этот десерт часто подается во время традиционного башкирского чаепития. Местным жителям очень нравится нежные мини-пончики, приготовленные во фритюре.
Популярный напиток
Башкирский кумыс считается одним из самых известных национальных напитков. Его, как правило, готовят из молока лошади. Для работы хозяйке нужен минимальный набор продуктов:
на 500 миллилитров молока столько же воды, а также немного сахара и меда.
Процедура приготовления напитка сводится к следующим действиям:
- Все ингредиенты необходимо поместить в дубовую посуду. Обычно в каждом доме таковая имеется.
- Встряхнуть емкость не менее 500 раз, а затем оставить ее в покое на ночь. Подобные действия повторить еще пару раз. К этому времени в жидкости должен появиться сгусток.
- Оставить продукт на сутки в холодильнике.
В результате получается белый, немного водянистый напиток с сильным запахом маринада и кисловатым вкусом. Кумыс очень полезен для организма человека, так как положительно влияет на состояние желудка и улучшает процесс пищеварения. Кроме того, он является отличным противобактериальным средством. Местные жители утверждают, что от большого количества кумыса можно даже опьянеть, ведь в нем содержится около 10 процентов алкоголя (как в легком вине).
Аят в системе башкирских традиций.
Большая Родина начинается с родного края, с малой Родины, где ты родился и вырос, где жили твои деды и прадеды, где многие века живёт твой народ.
Одной из особенностей нашего края является многонациональный состав населения Урала. Аргаяшский район, в котором мы проживаем, до 1934 года
входил в состав Башкирии, поэтому коренным населением являются башкиры.
Малоисследованной проблемой в этнографии башкирского народа Аргаяшского района являются вопросы семейных обрядов и обычаев. Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, тем, что указанная часть башкир, стремилась к сохранению обрядов и обычаев в их неизменном виде. Поэтому изучение данной темы представляет исключительный интерес для истории развития духовной культуры, будет способствовать дальнейшему углублению этнографических знаний по их семейной обрядности. А также актуальность подобного рода изысканий обусловлена новациями и необходимостью дальнейшего развития современной обрядности.
Объектом исследования являются традиции башкирского народа, предметом – аят как обычай в системе традиций башкир.
Территориальные рамки исследования охватывают территории Аргаяшского района Челябинской области, где наиболее компактно проживают башкиры данного региона.
Отдельные стороны семейного быта башкирского народа нашли широкое освещение в литературе. Этнографическое исследование башкирских семейных обрядов началось в 70–80-е гг. XVIII в. с трудов участников академических экспедиций, но имеющиеся в них отдельные интересные наблюдения и суждения делались их авторами попутно при изучении общих вопросов истории башкирского народа в целом. В современной литературе прослеживается изучение духовной и материальной культуры башкирского народа.
Цель моей работы : познакомится с традицией башкирского народа - аятом.
Поставленная цель обусловила конкретные задачи исследования:
– изучить традицию аята, посвящённого наречению имени;
- познакомиться с особенностями национальной одежды во время проведения аята;
– определить функциональное значение семейных обрядов в общественной жизни башкир.
Основной метод моей работы – изучение источников и научной литературы. Использовались результаты непосредственного наблюдения быта и нравов башкир Аргаяшского района.
Данные собирались методом интервьюирования, фотофиксации, а также путем проведения бесед с информаторами. Беседы проводились методом опроса с использованием заранее составленного нами специального вопросника. Имели место и групповые беседы, давшие возможность полнее и детальнее раскрыть и уяснить ту или иную информацию.
1. Аят
Обычаи и обряды — неотъемлемая часть культуры и быта любого этноса. В них отражается образ жизни, общественный строй, история культуры, традиционное мировоззрение. Обычаи и обряды регулировали поведение человека на протяжении всей его жизни, люди верили, что здоровье и благополучие всего общества зависит от того, насколько правильно они соблюдаются.
В нашей семье есть традиция – проводить в доме Аят. Аят- это молитва из Корана, которую читают, чтобы в доме было хорошо и спокойно. Аяты проводят по различным поводам: наречение имени, аяты по усопшим, аяты за благополучие, аяты за здоровье.
Исследовав различные источники, мы узнали, что к числу традиционных обрядов у башкир, относятся «семейные, сопровождающие наиболее важные моменты жизни человека: родинные обряды, свадебные обряды, поминальные обряды». [1] Значение слова аят, как семейного обряда, нами не было найдено. На основании этого можно сделать вывод, что у башкир Аргаяшского района ряд семейных обрядов были объединены под одним названием - аят.
Наиболее распространен этот обычай при наречении именем ребёнка.
Изучив литературу, мы узнали, что центральным в цикле обрядов, связанных с рождением ребёнка, являлся обряд наречения имени (исем туйы). Туй – пир, свадьба, празднество. [2]
Башкиры, как и многие другие народы, не могли представить, что человек мог существовать без имени. Имя - его вторая, духовная суть, поэтому ребенку сразу давалось, хотя и временное, имя. Сразу же, приняв ребенка, повитуха обвязывала запястье младенца какой-нибудь ниточкой и, заворачивая в пеленки, нарекала его именем. Новорожденный получал йургэк исеме - пеленочное имя. Постоянное имя ребенок получал только после чтения муллой молитвы "азан".
Торжество устраивалось на третий, шестой или на сороковой день после рождения. Существовало поверье, что если ребёнок часто плачет, значит, он просит имя. Церемония наречения имени (исем кушыу) везде происходила однотипно. На праздник приглашали муллу, родственников, соседей. Ребёнка укладывали перед муллой на подушку головой к кибле (направление на Каабу, куда обращаются мусульмане во время молитвы). Мулла, прочитав молитву, трижды произносил в уши ребёнка (сначала в правое, затем в левое): "Пусть твоё имя будет таким-то" [3] .
По представлениям башкир, жизнь ребёнка и его счастье во многом зависели от имени: имя влияло на судьбу, характер и способности человека. Не случайно родители тщательно выбирали имя, которое часто воспринималось как оберег (тем детям, здоровье которых внушало опасение, давали защитные имена). В этом нашла отражение вера в магическую силу имени. Многие имена восходили к древности, были связаны с почитанием солнца, луны, земли, явлениями природы, названиями растений и др. Они отражали занятия людей, физические свойства человека, время и место его рождения. Распространёнными среди имён-оберегов были имена, связанные с металлическими предметами или с камнями. Имена, данные при рождении, могли изменяться при чрезвычайных обстоятельствах, например, из-за частых болезней.
В день наречения имени пожилая женщина, обычно соседка, срезала с головы ребёнка несколько волосков и закладывала их в Коран. Повзрослев, ребёнок называл эту женщину "волосяная мать". Чаще всего первые волосы через одну-две недели сбривались отцом; их иногда хранили вместе с пуповиной.
Как до, так и после еды надо обязательно мыть руки. Причем в отличие от западных стран на мусульманском Востоке гости, обычно не удаляются для мытья рук в специальное помещение, а моют их, не вставая с места, над тазиком. Как правило, льют из специального кувшина воду на руки гостям дети хозяина.
Кумган (тюркск.) — узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся в Азии в основном для умывания и мытья рук, исходя из традиции отправления естественных потребностей на исламском востоке. Кумганы изготавливались из глины или из металла ( латуни , серебра ). (Приложение № 2)
Согласно мусульманским традициям мулла читает молитву. Это обязательный элемент башкирского аята. Чтение молитвы называют «Аят укытау» [4] . Во время молитвы на столе ничего не должно стоять. После прочтения молитвы, первым начинает трапезу мулла и заканчивает ее последним.
Брать пищу полагается ложкой, вилкой (столовый прибор надо держать в правой руке) или руками, только не двумя пальцами.
Как только на столе появляется хлеб или лепешки, его начинают не спеша есть, не дожидаясь другого блюда. Резать хлеб ножом не рекомендуется, поэтому его разламывают руками. Затем на стол подавалось мясо, суп-лапша, каша, блины, баурсак, чай, мёд, кумыс и др. К чаю подают йыуса, сэксэк, колсэ, кыстыбый, ыуыз, коймагы (оладьи), пэрэмичи, асык ауыз и т.д.
Если из одной тарелки едят несколько человек, то каждый должен брать пищу с ближайшей к себе стороны, а не с середины блюда. Однако, если поданы поднос или ваза со сладостями, орехами либо фруктами, гости и хозяева могут выбирать любые из них.
Перед началом чаепития следует сказать: «Во имя Аллаха», а по окончании: «Слава Аллаху».
Сосуд для питья надо держать правой рукой. Воду или какой-либо прохладительный напиток рекомендуется пить маленькими глотками. Запрещено пить из горлышка бутылки или кувшина. На очень горячий чай или кофе не принято дуть, а следует подождать, пока он остынет.
Во время обряда роженица преподносила подарки повитухе, своей матери, свекрови. Размеры подарков зависели от благосостояния семьи. Повитухе обычно дарили платье, шаль, платок или деньги. Во время приёма пищи присутствующие раздают хаир.
Хаир в мусульманском мире - подаяние (не обязательно нищим) [5] . Хаир раздают поминая усопших, или прося у Аллаха здоровья и благополучия.
В завершении аята мулла читает молитву, и только после этого гости могут вставать из-за стола.
Стол на аят башкирская кухня
ТРАДИЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АЯТОВ БАШКИРАМИ ДЕРЕВНИ КАЗБАЕВО
Авторы: Юмашева Эльмира Ишбулатовна, учитель истории и обществознания МОУ Тимирязевская СОШ; Киреева Алия и Тулбаева Лилия, учащиеся МОУ Тимирязевская СОШ.
Основным мусульманским обычаем является проведение аятов.
Аят с арабского означает «молитва». В жизни каждого казбаевского башкира необходимо проводить три основных аята:
1. «Исем туе» (аят по случаю рождения ребенка). До 40 дней нельзя ребенка никому показывать, только после аята ребенок получает имя и защиту Бога.
2. «Никах» (аят по случаю женитьбы или замужества).
3. «Курмандык» (аят жертвоприношения).
4. «Ясинь» (аят по случаю погребения).
1, 2 и 4 аяты – обязательные в жизни человека. А 3 аят зависит от состоятельности семьи, проводят редко, он направлен на благополучие в семье, здоровье детей, успешности в учебе. Кроме того, рекомендуется проводить аяты хотя бы один раз в год для того, чтобы прочитать молитвы, посвященные памяти ушедших из жизни близких, достатку в семье, здоровью родных.
Мы побеседовали с коренной жительницей Казбаево Аминевой (Юмашевой) Сарией Садрыевной о традициях и обычаях в деревне. Она много нам рассказала интересного из истории деревни, о жителях и о своей нелегкой жизни. Еще с детства Сария Садрыевна помнит, как она вместе с младшими братьями и сестрами ждала аята. «Когда будет аят?» - спрашивала она с нетерпением у матери.
«Это был для нас настоящий праздник! В обычные дни, будучи маленькими, мы постоянно грызли шарики из курута»- вспоминает она. Но о нем мы расскажем позже. Когда Сарие исполнилось 34 года, умерла ее мать. Она заменила ее своим братьям и сестрам. На хрупкие плечи женщины выпала доля женить братьев, выдавать сестер замуж, хоронить близких. Поэтому ей приходилось проводить аяты.
Во время своей исследовательской работы мы познакомились с Николаевой Расимой Гаязовной, которая рассказала о том, что проводит аяты, хотя муж русский. Он сам ей напоминает, что пора бы провести их. В наших семьях сохранилась такая традиция - каждый год в доме проводить аят. Подготовка к нему начинается заранее. Хозяева должны заранее пригласить родственников, пожилых людей. В доме должно быть чисто и уютно, чтобы молитва поглотила всю негативную энергию дома. Во время аятов ни в коем случае нельзя допустить, чтобы на столе присутствовал алкоголь, это грех! Для приготовления супа необходимо мясо животного или птицы (но не свиньи), которое нужно заранее сварить и мелко накрошить (обычно рано утром), бульон должен быть прозрачным и наваристым. За день- два делается домашняя лапша, сейчас некоторые хозяйки могут купить в магазине готовую лапшу, но это совсем не то! (магазинная будет отличаться вкусом, быстро разваривается). Ради сравнения мы купили в магазине такую лапшу и сделали вывод, что она не такая, как настоящая башкирская лапша, (в составе ее отсутствуют яйца, а они не позволяют лапше развариваться). С нами поделилась секретами приготовления домашней лапши и курута Бутасова Сания Харрасовна, ее считают мастерицей своего дела. Жители деревни Казбаево до сих пор обращаются к ней за помощью, этому научила ее мама Кусяканова Сайма Хуснутдиновна (ей сейчас 87 лет). В тяжелые годы эти умения помогли выкормить семью. При изготовлении лапши они использует только муку, яйца, горячую воду и соль. Тесто нужно долго замешивать, убирать его в пакет минут на 20-30. Затем раскатываются круги из теста, нужно дать им высохнуть, но не пересохнуть. Потом лапшу очень тонко нарезать и высушить.
Во время подачи супа обязательно наличие курута. Курут – это традиционный башкирский кисломолочный продукт, который обладает способностью нейтрализовать последствия употребления большого количества жира. При изготовлении курута используют молоко и обрат (50:50), молоко выливается в 10- литровую кастрюлю и убирается в теплое место (печь), где выстаивается одну неделю. Образовывается масса, которую нужно аккуратно убрать в кастрюлю, сыворотку слить. Эту молочную смесь в течение трех дней размешивать, чтобы процесс окисления массы продолжался. Затем кастрюлю ставят на медленный огонь, доводят до кипения при непрерывном помешивании (1,5-2 часа). Остывший продукт перелить в банки. Женщина отмечает, что этот продукт (курут) она употребляет для снижения давления, и нормализации кислотности в желудке.
В одном помещении собираются и мужчины, и женщины. На аят люди одеваются как на праздник (у мужчин тюбетейка на голове, а у женщин - красивый платок, закрытые руки, шея). Мы узнали, что стол должен быть покрытым скатертью, на нем стоят солонки с солью, и люди, находящиеся за столом, после молитвы должны взять щепотку соли в рот. А вот в Аргаяшском районе на столах вместо соли ставят изюм. Почему? Мы предполагаем, что изюм был дороже соли, и у каждой местности свои традиции и обычаи, так уж заведено. Мулла произносит молитву, недопустимо разговаривать и перебивать его. После молитвы скатерть со стола убирается, и члены семьи должны прижать эту скатерть к себе. Считается, что она освящена и заряжена положительной энергией. После молитвы, прочтенной муллой, раздается «хаир» (милостыня) в виде платков, отрезов ткани, денежных монет. Сначала «хаир» нужно дать мулле, затем матери, а потом мужчинам и остальным женщинам. Как только «хаир» роздан, нужно произнести слово «тамам» (означает «я закончил»). Следующая процедура - омовение рук. А в это время на кухне, пока мулла читает молитву (Намаз), начинается приготовление супа. Процедура приготовления супа тоже непростая, в его готовке принимают участие 3-4 женщины (снохи):
Сначала в кипящий бульон опускается лапша. Быстро размешивается, чтобы лапша не свернулась в комки. Варится на медленном огне минут 10-15. все время помешивается. Обычно готовят такой суп в больших емкостях(15-20-литровых кастрюлях).
Убирается кастрюля. Готовится эмалированный таз, куда по порядку закладываются такие продукты, как нарезанное мелкими кусками мясо, томленное на снятом жире от бульона, лук, шурпа с лапшой. Все это перемешивается и подается на стол. Конститенция супа-не жидкая!
Обязательно такой суп подается в 2-х тазах: 1-для мужчин, 2- для женщин. Мужчина разливает суп для мужчин, женщина - для женщин.
После супа начинается обряд чаепития. На столе должен обязательно присутствовать самовар на углях. Ароматный запах дыма разносится по всему дому. Чаепитие у башкир предполагает обязательное присутствие на столе всевозможных пирогов, ватрушек, блинов, шанег, булочек (начинкой служат яблоки, клубника), варенья, меда. Местный мед издавна славится своими вкусовыми качествами и полезными свойствами. Мед для башкир в состоянии заменить все прочие сладости. Например, чак-чак – обязательное украшение любого праздничного стола, секреты его приготовления передаются по женской линии из поколения в поколение. Чай башкиры неизменно пьют с топленным на печи молоком. Они настолько привыкли к этому, что зачастую не спрашивают у гостя, стоит ли ему в чай добавлять молоко или нет.
Пролистав семейные альбомы, мы с сестрой наткнулись на фотографии с аята. Там наши родственники, бабушка.
Таким образом, традиции и обычаи нашего народа не погибли, несмотря на то, что мы живем в 21 веке, мире информации и технологий. Поэтому эту традицию мы не будем забывать, а наоборот, чтить и исполнять, как велит нам вера.
Кусяканова Сайма Хуснутдиновна (трудящаяся в тылу), 05.06.1927 г.р.
Аминева(Юмашева) Сария Садрыевна(пенсионерка, проработала агрономом в ЧНИИСХ), 27.02 1955 г.р.
Бутасова Сания Харрасовна (пенсионерка, проработала в Миасском СУ №4 «Уралавтостроя», ныне проживает в д. Казбаево), 05.02. 1949 г.р.
Николаева Расима Гаязовна (пенсионерка, проработала в Миассэлектроаппарате, сейчас живет в деревне), 10.09.1959 г.р
Киреева Минзиля Ахматкираевна (работает медсестрой в детском кабинете), 23.05.1964 г.р.
Тулбаева Суфия Ахматкираевна (работает бухгалтером) 06.05.1972 г.р.
Башкирские национальные блюда: список, рецепты с фото
Интерес к национальным кухням в нашей стране в последнее время очень велик. Итальянская и вовсе стала уже повседневностью, во всяком случае, в отношении пиццы. С японской знакомы почти все подростки и молодежь. А вот кулинария народностей, проживающих на российских территориях, как-то обойдена вниманием. Возьмем, к примеру, башкирские национальные блюда. Список их довольно длинен, но известны лишь четыре: бешбармак (готовится несколько иначе, чем татарский), каклаган, бэлиши (прижились у нас под именем беляши) и чак-чак. Для многих этим перечнем знакомство и ограничивается, однако на деле башкирская кулинария насчитывает более пятидесяти оригинальных рецептов.
Башкирские национальные блюда: особенности кухни
Привыкшие к пряности и остроте восточных блюд, при знакомстве с кулинарным творчеством этого народа люди испытывают некоторое недоумение. Дело в том, что национальные блюда башкирской кухни разнообразием пряностей не отличаются. В них используются только красный и черный перец, при этом еще и в относительно небольших количествах. К тому же большинство башкирских яств довольно жирны. Человеку, привыкшему питаться по-европейски, может показаться странной традиция есть казы (конскую колбасу) вприкуску с конским же салом. Чтобы усвоилось такое количество жира, трапеза запивается коротом (особым образом приготовленный кисляк) и бульоном.
Чак-чак
Научимся сначала готовить наиболее знаменитые башкирские национальные блюда. К примеру, можете побаловать своих детей традиционным для этого народа лакомством. В миску просеиваются два с половиной стакана муки с ложкой сахара и половинкой чайной – соли. Параллельно взбиваются четыре яйца и заливаются в смесь вместе с двумя ложками водки. Тесто месится, пока не перестанет липнуть, и прячется в холод на полчаса завернутым в пленку. Затем оно очень тонко раскатывается, немного подсушивается (чтобы легче резалось) и нарезается полосками шириной в полсантиметра и длиной – в два. В казане раскаляется постное масло без запаха, и в нем по частям обжаривается чак-чак. В ковшике отдельно топятся четыре ложки меда, всыпаются пять ложек сахара, и после его растворения масса варится минут семь. Этой «глазурью» поливаются обжаренные полоски и относятся детям.
Вак-бэлиш
Если обратить внимание на башкирские национальные блюда, рецепты из теста окажутся очень разнообразными. А если примитивные беляши приготовить в соответствии с рекомендациями авторов, то получатся уникально вкусные пирожки. Вымешивается тесто из расчета одно яйцо, стопка молока и ложка топленого масла на каждые двести граммов муки. Пока оно доходит под полотенцем на столе, готовится фарш. Для него лучше брать баранину; если с ее покупкой проблемы или вы не любите ее запах – остановитесь на говядине. Мясо не мелется, а мелко рубится, смешивается с измельченным луком и маленькими кубиками картошки (клубни должны составлять третью часть от массы фарша). Тесто раскатывается в довольно толстые лепешки, посредине кладется фарш, и формируется своего рода мешочек с дырочкой сверху. Вак-бэлиши размещаются на противне и на полчаса прячутся в печь. Периодически в отверстие доливается пол-ложечки бульона.
Бешбармак
Все мясные башкирские национальные блюда готовятся или из птицы, или из баранины. Конкретно для этого из птичьего больше всего подходит гусятина. Полкило мяса рубится и варится с солью и специями. Пресное плотное тесто из двух третей стакана муки, яйца и воды раскатывается в коржик не толще двух миллиметров, режется ромбиками, отвариваются и смазываются топленым маслом. Три картошки варятся и нарезаются аккуратными кружочками. Сервируется таким образом: в тарелку складываются все подготовленные компоненты плюс луковые кольца (или нарубленные перья) и вливается бульон.
Каклаган
Самые известные национальные блюда башкирского народа – это, конечно, вяленые птица и мясо. Если после слова «каклаган» стоит «ит» - значит, перед вами соответствующим образом приготовленная грудинка барана или коровы. Если ее заменяет «каз», вы вкушаете вяленого гуся. И то, и другое, доступно для домашнего приготовления. Чтобы приготовить каклаган ит, брюшина режется полукилограммовыми ломтями, натирается перцем с укропом и солью и прячется на несколько дней в прохладу. Затем сквозь каждый кусок продергивается бечевка, и мясо подвешивается в сухом, прохладном, неосвещенном месте – вялиться. Птица же старательно натирается солью снаружи и в брюшной полости, заворачивается в марлю и вертикально подвешивается. Залог успеха – прохлада и сухость. В дальнейшем обе разновидности каклагана можно есть в качестве закуски, без любой дополнительной обработки, а можно использовать для бульона – тогда нужно мясо вымочить для удаления излишков соли.
Тукмас
Башкирские национальные блюда богаты и на первое – супов среди них предостаточно. Для тукмаса бульон делается из любой птицы. Полкило мяса варится в двух литрах воды и порционно нарубается. Из стакана муки, яйца и воды (сколько возьмет) вымешивается тугое тесто, тонко выкатывается и нарезается – мельче, чем когда готовится лапша. На полчаса присыпанные мукой полосочки убираются в холодильник. Из морковки и луковки делается зажарка на сливочном масле, затем загружается вермишель-тукмас. После ее всплытия суп варится еще минут шесть, разливается по тарелкам, куда разложено мясо – и можно обедать.
Тутырлган-таук
Такое название у башкир носит фаршированная курица. Однако принципы ее приготовления (и начинка!) совершенно непривычны для нас. Во-первых, закладывается она через горло, поэтому попка птицы аккуратно и плотно зашивается. Во-вторых, для начинки тщательно взбиваются три яйца, 50 миллилитров молока и 50 граммов сливочного жирного масла. Смесь вливается вовнутрь, и горло старательно зашивается. Тушка укутывается марлей, кладется в утятницу и заливается горячей водой (только не кипятком!). На среднем огне содержимое кастрюли доводится до закипания и потихоньку варится от часа до двух – смотря на сколько «затянула» курица. Подается тутырлган-таук охлажденным, на большом овальном блюде (чтоб поместился целиком) и в компании с рисом.
Куырылган
В национальные блюда башкирской кухни входят и салаты. Предлагаем самый любимый хозяйками этого края. Продукты берутся «на глазок», в пропорциях, которые вам больше по душе. Варятся картошка и рыба, режутся кубиками вместе с солеными огурцами и заправляются обычным майонезом. Из яиц с молоком жарится тонкий омлет; когда он остынет, сворачивается в конверт с салатом внутри. Сверху немного проливается майонезом и присыпается зеленью. Вкусно, и подача оригинальная!
Одним словом, башкирские национальные блюда (фото) вполне достойны внимания даже избалованного гурмана. К тому же большинство из них не требуют каких-то сложных составляющих или поварской виртуозности. Вполне можно расширить свои кулинарные горизонты!
Читайте также: