Стол для проигрывателя винила своими руками
Материал, из которого сделан стол, тонарм, диск и прочие детали проигрывателя виниловых пластинок, — характеристика важная. Тут тебе и звук, и цвет, и даже функциональность. Я решил написать про редкие и не очень материалы, которые используются в производстве виниловых проигрывателей. И когда дописывал свою статью, понял, что все «исходники» условно делятся на две части: дерево и все остальное. Так как статья получилась большой, я ее разделил на две части и первую полностью посвятил материалу растительного происхождения.
Раньше дереву в конструкциях LP-проигрывателей отводилось скромное место (если говорить о влиянии на качество аппарата), пусть и самого дерева в этих конструкциях находилось немало. Например, деревянные корпуса, которые иногда и не были столами в привычном смысле, а лишь рамкой, иногда основу стола из МДФ покрывали шпоном. В проигрывателях нового поколения дереву нашлось уже более интересное, а главное, осмысленное применение.
Бамбуковые универсалы
Канадская компания Tri-Art Audio активно использует бамбук для изготовления корпусов своих компонентов, аппаратных стоек и подставок. Почему бы и нет? Материал красив и универсален. Из него можно сделать крошечный корпус для USB-ЦАПа и усилителя размером чуть больше головки звукоснимателя, а можно и корпус для компонентов, тем более что усиление разработчики используют исключительно в классе D, чтобы аппараты получались компактными. Акустика в бамбуковом корпусе — тоже не предел воображения. Бамбуковыми стойками сегодня точно никого не удивить. Но проигрыватели виниловых пластинок и тонармы — вроде совсем другое дело.
Проигрыватель Tri-Art Audio Pebbles
В модельном ряду компании два проигрывателя (Tri-Art Audio Pebbles и Tri-Art Audio Bam Bam) и четыре тонарма (Pebbles и Bam Bam в 9-ти и 12-дюймовых вариантах) — отдельных названий для них, видимо, не нашлось. Металла минимум: детали ножек-опор, моторы, подшипники, поворотные узлы тонармов. Из клееного и точеного бамбука же сделаны столы проигрывателей, основные диски, базы для тонармов и их трубки.
Младший проигрыватель, Pebbles, рассчитан на работу с одним тонармом, а Bam Bam может быть укомплектован и парой 12-дюймовых. Помимо необычного материала, в этих аппаратах есть еще и оригинальные конструктивные решения, как двухмоторный пассиковый привод у старшего проигрывателя.
Проигрыватель Tri-Art Audio Bam Bam с одноименными тонармами
Несмотря на всю «инаковость», это не какой-то супердорогой High End — топовая вертушка в паре с двумя 12-дюймовыми тонармами стоит около 2500 долларов США. Бамбук, как видим, еще и дешевый материал.
Понятно, что миниатюрные цифровые усилители в бамбуковом корпусе смотрятся игрушечно, их скорее отнесешь к категории lifestyle, чем Hi-Fi. Но те же одноопорные тонармы хитрой конструкции с проводкой Cardas — уж точно не игрушки.
Тонарм Tri-Art Audio Pebbles
Впрочем, пытаться угадать звуковые свойства аппаратов я не решусь. Как и свойства бамбукового мата, который можно использовать и с другими проигрывателями. Было бы интересно послушать все это в деле.
В цветах благородного дерева
Американский, в буквальном смысле семейный проект Teres Audio предлагает уже куда более серьезные вещи, например тонармы с деревянной трубкой или опциональный мотор с блоком управления за 1750 долларов США. Жаль, что на сайте у них минимум информации.
Certus Audio Model 460
Teres Audio выпускала всего пять моделей проигрывателей. Старшая Certus Model 460 представляет собой внушительную конструкцию со своей стойкой и блоком управления. По моим данным, 460-ю версию уже не делают, однако некоторые детали на заказ компания предлагает, но за весьма нескромное вознаграждение. В этих аппаратах многое сделано из дерева — даже массивный опорный диск. Однако кое-где дерево все же сочетается с металлом. Компания маленькая, техника малосерийная, поэтому сложно с уверенностью сказать, какое «процентное соотношение» дерева и метала в текущих моделях.
Teres Audio Model 360
Тонармы Teres Audio с нетипичной трехточечной опорной конструкцией и деревянной трубкой могут показаться меломанам интересными. Но следует помнить, что за $5000 можно найти много достойных вариантов с менее экзотическими и более предсказуемыми свойствами.
Новая жизнь старых верстовых столбов
Проигрыватель Anna Log от британской компании Nottingham Analogue знаком нашим аудиофилам. У него очень тяжелый многослойный диск крутит маломощный мотор с помощью толстого круглого пассика (при включении диск необходимо раскручивать рукой). Основная часть стола этого проигрывателя сделана из дерева. И не просто какого-то там дерева, а дерева древнего, выдержанного то ли 100, то ли 200 лет — подробности истории, услышанной от разработчика, я слегка запамятовал, но, кажется, на детали стола шли старинные английские верстовые столбы. Отсюда и пятизначный ценник проигрывателя и лимитированный тираж — Англия страна небольшая, старых верстовых столбов на всех, видимо, не хватает. Откуда родилась такая странная идея, из первых уст я уже не узнаю — Тома Флетчера, основателя и идеолога Nottingham Analogue, давно нет в живых. Поэтому остается рассматривать этот аппарат как нечто загадочное.
Nottingham Analogue Anna Log
Кстати, по звуку проигрыватель легко узнаваем, и если грамотно подобрать к нему остальные компоненты, результат получится очень и очень хорошим. Конечно, если цена стола без тонарма (а это около 9500 фунтов) вам не покажется чрезмерной.
Тонарм из кокоболо
Целиком деревянные тонармы в прошлом явление редкое. Можно вспомнить пару моделей Grace G-704 и G-714 — их истории несколько десятков лет, и на «чистый маркетинг» ее не спишешь. Однако сейчас тонармов с деревянной трубкой выпускается много — разных конструкций из разных пород дерева. Материал получил популярность по нескольким, не во всем правильным причинам. Проще обрабатывать в сравнении с металлами; возникает желание «подкрасить» звук — «полумертвых» виниловых трактов в погоне за чистотой и нейтральностью выпустили немало. Конечно же, есть и хорошо сделанные конструкции, причем я бы не сказал, что к дереву тяготеют только разработчики, склонные к «эзотерике».
Тонарм Grace G-704 Тонарм Grace G-714
К примеру, тонармы молодой литовской компании Reed. В линейке всего три модели, а вот редкие породы дерева, из которых будет сделан тонарм, представлены пятью вариантами (эбеновое дерево, венге, кокоболо, пернамбуковое дерево, кордия). Казалось бы, аудиофильская эзотерика. Однако тут начинается совсем другая история — производитель дает точные выкладки, какой будет эффективная масса. И конечно, она зависит от выбранной породы дерева. Также можно выбрать и длину тонарма: 9 или 12 дюймов.
Другими словами, если отвлечься от самого факта использования дерева, то компания делает честные математические расчеты, следственно, качественную механику. У тонармов предельно простая поворотная конструкция, с точными подшипниками. Предлагается отличный набор настроек, причем настроек удобно реализованных. То есть не все упирается в дерево, тонарм следует изучать как цельную конструкцию. Впрочем, Reed вообще довольно интересная компания и к конструкции их проигрывателя я вернусь позже — там есть на что посмотреть.
Тонармы Reed, установленные на "родном" проигрывателе (о котором будет отдельный разговор, немного позже).
Пример другой реализации мы видим у тонарма Scheu Analog Tacco MK II. Казалось бы, компания делает минималистичные и математически выверенные LP-проигрыватели (если можно проигрывателям вообще давать подобные характеристики), а вот тонармы Scheu Analog — совсем другая история. Все три модели в каталоге — классические одноопорники. Старшая модель Tacco MK II — капризный в настройке 9 дюймовый тонарм с толстой деревянной трубкой. Породы дерева могут быть разными (их нельзя выбрать в каталоге, нужно связываться с компанией и уточнять, что будет использовано конкретно в вашей модели). Высокотехнологичным, в современном смысле этого слова, этот тонарм назвать сложно, скорее тут есть некая архаика. Что, впрочем, не мешает тонарму обладать неплохими звуковыми свойствами.
Scheu Analog Tacco MK II
Вообще, помимо «современных» конструкций среди массы деревянных тонармов можно встретить модели, изготовленные по схемам 50-х годов прошлого века. Например, в России такие тонармы разрабатывал и изготавливал Сергей Перов (Normann), подробней читайте в нашем интервью.
Я перечислил далеко не все варианты тонармов из дерева, сейчас этот «растительный материал» используют многие компании. Однако отмечу, что звук, который дает тонарм, конечно будет зависеть от материала, но в большей степени он будет зависеть от того, как выстроена вся конструкция в целом, включая незначительные мелочи.
Деревянная голова
Факт того, что дерево используется в качестве корпусов для головок, полагаю, никого не удивит. Поэтому в общеознакомительном качестве я это даже рассматривать не буду, но о нескольких необычных решениях все же расскажу.
Головка звукоснимателя Miyajima Маdake с бамбуковым иглодержателем.
Собственно, на практике я бы еще советовал посмотреть головки Koetsu, Clearaudio, Benz-Micro, Sumiko, Soundsmith, Grado, Yamamoto и многих других (поклонникам винтажа могу посоветовать поискать, к примеру, «деревянные» модификации Supex SD-900). Чтобы погрузиться «с головой», попробуйте сменные корпуса для модификации Denon DL-103. Там есть корпуса не только из разных пород дерева, но также металлические, композитные и даже для вставки и заливки компаундом… Не готовы к столь радикальным экспериментам – послушайте, как меняют звук деревянные шеллы — их выпускает Ortofon, а у Yamamoto есть даже шеллы из разных пород дерева.
Помните о характере и поведении дерева. И не расстраивайтесь, если перепады влажности повлияют на звук. К примеру, многие владельцы культового проигрывателя Linn LP-12 знают о побочных эффектах, но все равно ценят его за исключительные звуковые качества. И Linn LP-12 — это только один пунктик в очень и очень обширном списке.
Виниловый проигрыватель своими руками
На каждом столбе уже давно идут срачи по поводу музыки с винила. Одна часть яростно минусует, ругает и всячески высмеивает идею слушать виниловые диски в век цифровых стримов высокого разрешения, как TIDAL, Qobuz и прочее, в крайнем случае снисходительно улыбается. Другая, не менее яростно отстаивает свою точку зрения, показывая аудиофильские системы за многие тысячи и выкладывает записи звука, доказывая, что хорошо отстроенная и дорогая виниловая система играет намного лучше, чем цифра. У обеих сторон есть и научные и не научные доводы в свою пользу.
Я, в свою очередь, столкнулся с ситуацией, когда реально старые записи без ремастеринга, попадаются в основном отвратительного качества, а новый ремастеринг убивает структуру старых добрых песен, после чего их слушать, я лично, не могу. Принимая точку зрения других, что ничего плохого в ремастерингах нет, для себя я для себя решил собрать чисто аналоговую систему под винил. И первое, оценив цены на нормальные современные вертушки, а так же на топовый винтаж, с учетом его возраста в 50+ лет и состояние, решил собрать винилокрут самостоятельно.
Так как основная часть, как тонарм, диск и двигатель, являются сложными технологическими приборами остановил свой выбор на нормальном винтажном доноре, от которого будет взято только диск и небольшой набор электрики, покупке нового, не сильно дорогого, но качественного, тонарма с иглой, и на полном изготовлении корпуса с всеми необходимыми доделками.
Подбор компонент
Первым делом надо было утвердить тип донора. Дома на тот момент стоял пассиковый привод Thorens 166 который играл очень неплохо, имел новый корпус из черного ореха собственного изготовления и имел возможность смены тонарма. Главным его минусом было отсутствие мало мальской возможности контроля скорости вращения диска. Примитивная электроника и двигатель, чья скорость была расчитана на 50Гц и напрямую зависила от стабильности напряжения и частоты в сети питания. Дабы выровнять скорость точнее необходим был входной стабилизатор напряжения и частоты переменного тока, другой возможности не было. В добавок - пасиковые проигрыватели звучат хорошо в основном на тихой мягкой музыке - как джазы, блюзы и классика. Рок на нем играл вяловато, да и несмотря на полную замену корпуса, кашеобразно из-за кучи резонансов.
Выбор донора пал на прямой привод (Direct Drive (DD)) который дает более агрессивный звук, и как в последствии выяснится, может играть тот же джаз и классику не менее нежно и аккуратно при правильной настройке.
Тонарм был выбран Jelco 750D как яркий представитель оптимального соотношения цена-качество. Более высокие по уровню уже шли с многократным превышением цены, а в своей ценовой категории тонармы Jelco не оставляли никого равнодушным.
Для корпуса был выбран дуб, как вязкое и низкорезонансное дерево с высокой плотностью, которое будет формировать общий вес корпуса без дополнительных материалов.
В результате поисков в объявлениях со вторых рук был куплен DD проигрыватель Micro Seiki DD24 тонарм Jelco 750D серого цвета, и набор дубовых досок под размер.
Внутренности проигрывателя MicroSeiki DD24
Первая часть
Проигрыватель был безжалостно разобран на части.
Все что осталось
Из всего набора был оставлен только трансформатор, управляющая схема, двигатель и питч контроль, которым с помощью обычной системы стробоскопа, можно регулировать скорость вращения.
Корпус был изначально задуман как многослойный, с прослойками антивибрационного материала, в качестве которого была выбрана байка, тонкие 3 миллиметровые полоски между 3см слоями дерева. Всего получилось 6 слоев.
Первая примерка слоев дерева
Обычно корпуса склеивают, но тут я наткнулся на выбор, залить клеем анти-вибро слои, тем самым убив саму идею многокомпонентного корпуса, либо - пойти на не клееный корпус. Второе победило, в результате чего корпус стянут стяжками 6 стяжками, что совместно с расположением слоев перехлестом, делает его полностью монолитным.
Крепление слоев с вырезанной шахтой для двигателя
После обработки корпуса напильником шлиф-машиной, внутрь корпуса была вмонтирована электроника с двигателем. Основной проблемой стало полное разделение двигателя и корпуса, по возможности разумеется. Для этого из Fimo пластика были вылеплены ножки, которые после запекания становятся достаточно твердыми, но имеют свойство сжиматься, как очень твердая резина, тем самым обеспечивая компенсацию микровибраций возникающих при вращении.
Далее, было проведено выравнивание положение двигателя относительно корпуса с помощью цифрового микрометра, дабы расстояние между диском и поверхностью было минимальным. На данный момент оно составляет примерно 2.5мм.
Шахта для электроники управления с задней стороны
Для первой примерки использовал то, что было под рукой, латунная пластина для крепления элементов управления выкрашенная в черный цвет.
Блок управления в процессе примерки
После того, как все было собрано, обеспечен контроль над скоростью вращения и смонтирован блок управления в первом приближении, оставалось найти тонарм, придумать систему крепления и попробовать прибор в деле.
Установка тонарма
Сам по себе поиск тонарма оказался нетривиален. Когда проект только задумывался, фирма Jelco работала, поставляла новые тонармы по приемлемым ценам, однако процесс создания пришелся на перый год короны, делал все в августе, и когда начал искать где купить новый тонарм, оказалось, что фирма Jelco закрылась. Причиной явилась как раз корона, возраст работников и, как написали на сайте самой фирмы, старость станков. Печальное событие произошло в апреле - что привело к резкому росту цен.
В результате тонарм был найден только со вторых рук, новые либо вызывали сомнение в новизне и подлинности, либо стоили уже примерно так же как и их более интересные дорогие собратья.
Свежеприобретенный тонарм
Тонарм надо было как-то поставить на место, которое изначально было запланировано на втором сверху слое дерева, но тут и скрывались основные проблемы. Дело в том, что обычно корпуса самодельных проигрывателей изготавливают из фанеры, заполняя их дробью или другими металлическими наполнителями, компенсируя малый вес корпуса. Фанера гораздо менее чувствительна к изменениям влажности и температуры, чем дерево, более стабильна и имеет гораздо более ровную поверхность, поэтому на фанерные подставки тонармы обычно крепят напрямую.
При условии, что тонарм требует очень точной соосности в вертикальной плоскости с осью вращения диска, и любые микро сдвиги от нее, приводят к искажению звука, в моем случае стал вопрос компенсации микро изменений поверхности дерева. Кроме этого начитавшись теории винилового звука, хотелось дополнительной изоляции тонарма от корпуса, несмотря на вес более 12кг, и несмотря на все демпфирующие приспособления.
Решение было принято - использовать пружинный подвес, 4 пружины с общим давлением до 2-3кг при небольшом сжатии. Давление подбиралось таким образом, чтобы при использовании никаких смещений не было, но при этом, чтобы достаточно легко можно было бы конфигурировать всю систему.
Тут я конечно допустил одну ошибку, которая в данный момент не влияет на качество, но в будущем вполне может привести к тому, что придется очередной раз все перерабатывать. Это отсутствие какой-либо возможности настраивать расстояние между осью вращения тонарма и шпинделем диска. При использовании одного тонарма, в этом нет необходимости, если удается правильно его расположить, но если будет необходимо его заменить, то придется заново изготавливать пластину для подставки.
Система подвеса - тестовый вариант
Для теста была выбрана пластина из композитного пластика, которая была под рукой, в дальнейшем заменена на алюминиевую. Шайбы под пружины тоже были изготовлены из Fimo, но в последствии допилены.
Первая примерка тонарма и первое проигрывание показало, что направление выбрано верно. Звук оказался намного лучше того, который можно было получить с имевшегося в наличии доработанного Thorens 166, более точный, яркий и детальный, несмотря на более дешевую иглу и незаконченный подвес и обработку.
Доработка проекта
В этом виде проект оставлять было нельзя, требовалось допилить все до нормального состояния, поэтому было полностью допилено и обработано дерево, шлифовка и обработка составом: льняное масло, воск, канифоль. Все это было растоплено перемешано и остужено. Полученным составом отшлифованное дерево было обработано и натерто замшевой тряпочкой.
Передняя пластина заменена на алюминиевую, винты крепления так же приобретены новые на али.
База для тонарма - 6мм алюминиевая пластина так же с новыми пружинами и креплениями.
Установлены ножки конусы - для регулировки горизонтального положения диска.
Вся электроника заземленная, двигатель с экраном, выходной кабель - экранированный клотц с распайкой земли на экраны, экраны заведены друг на друга со стороны тонарма и обрезаны со стороны входа в фонокорректор. Никаких шумов и посторонних наводок.
Конфигурация системы в которой играет проигрыватель:
Фонокорректор - ViktorLab, самодельный из Самары.
Усилитель ламповый однотакт (китай) доработанный, лампы 40-х годов, выходные 300B пока китай PSWane.
Акустика Klipsch Forte IV
Игла Nagaoka MP110
Планы и доработки
Один из недостатков винтажных систем - их старость, поэтому в ближайших планах доработка электроники, пересмотр и замена комплектующих на более современные, новые, замер и подгонка параметров вращения диска, при необходимости, доведение его до заводских параметров.
Есть желание дополнить проигрыватель для начала системой пассивного наблюдения за скоростью вращения на базе Ардуино. Далее возможно допиливание до автоматического контроля над скоростью с помощью замены ручного регулятора переменного сопротивления на электронный, с программным контролем.
Есть желание поменять опорные ножки, очень уж неудобные они для регулировки оказались.
Создан первый модульный проигрыватель винила, распечатанный на 3D-принтере, DIY-набор планируют выпускать серийно
Голландский производитель 3D принтеров RepRapUniverse и швейцарская компания Lenco, создающая проигрыватели, решили порадовать любителей архаики очередным электрофоном. В отличие от прочих компаний, дублирующих устройства из старых добрых 70-х — 80-х, тандем производителей намерен запустить в серию DIY-набор. Он позволит всем желающим собирать проигрыватель виниловых дисков Lenco-MD своими руками, предварительно распечатав большую часть деталей на 3D принтере.
Рабочий прототип проигрывателя был представлен на IFA 2018 Consumer Electronics Faire в Берлине. Для поддержки проекта и, вероятно, для изучения глобального спроса была запущена кампания на кикстартер. Под катом несколько слов о том, каким обещает стать электрофон для самостоятельной печати и сборки и что уже реализовали в прототипе.
Что показали в Берлине?
Прототип Lenco-MD, показанный на IFA 2018, представляет собой проигрыватель виниловых дисков, смонтированный из набора комплектующих, а также деталей, распечатанных на 3D принтере и оснащенный тонармом. В связи с тем, что модули для электрофона пока разрабатываются, его показали в стандартном проводном варианте.
Проигрыватель оснащен ременным приводом, который по мнению производителей обеспечивает равномерное движение, тонармом оригинальной конструкции с картриджем AT3600 от Audio-Technica.
Стол установлен на специальные демпфирующие ножки.
В базовой комплектации прототипа имеется также встроенный предусилитель (фонокорректор) с выходом на наушники и RCA.
При демонстрации проекта в Берлине представители производителей отметили, что это “зеленый” проект. Основные детали конструкции проигрывателя создаются из PLA, биоразлагаемого термопластика не наносящего ущерба окружающей среде. Для питания планируется использование возобновляемых источников энергии.
Все комплектующие, использованные в Lenco-MD, уже были опробованы с серийным проигрывателем Lenco L-85. Последний пользуется популярностью как надежный и стабильно работающий аппарат.
3D-принтер, на котором печатали прототип и проигрыватель, который лёг в основу разработки
Отдельного упоминания заслуживает сборка Lenco-MD, которая по заверениям разработчикам занимает всего несколько минут.
процесс сборки в ускоренном темпе
Беспроводной проигрыватель на солнечных батареях
Lenco-MD обещает стать первым в мире проигрывателем, который можно будет буквально напечатать дома и собрать с использованием нескольких дополнительных деталей, поставляющихся в комплекте (двигатель, ремень, головка звукоснимателя и т.д.). В устройстве предполагается быстрая замена модулей и возможность индивидуализации дизайна.
Сейчас планируется реализовать модуль с небольшим усилителем и динамиками, Bluetooth-модуль, модуль с солнечной батареей. Каждый из них будут продавать отдельно.
Менять в проигрывателе можно будет практически всё (тонрам, картридж, фонокорректор и т.п.)
Производители справедливо рассудили, что не у всех желающих есть 3D-принтеры или размер домашнего 3D-принтера не соответствует размеру деталей. Из подобной ситуации есть выход — купить частично или полностью распечатанный комплект деталей. Есть несколько вариантов базовых комплектов, для тех, у кого небольшой 3D-принтер — частичный и для тех, у кого его вообще нет — полный.
Более того, желающим собирать Lenco-MD предлагают покупать готовые запчасти для мелкосерийной отвёрточной сборки. При большом желании и достаточном спросе можно превратить хобби в бизнес. Гибкая политика Lenco предлагает производителям электроники создавать модули для проигрывателя, фактически открывая возможности для расширения функционала.
В качестве заключения
Появившаяся сравнительно недавно кампания на кикстартере уже собрала в этот нишевый проект более половины необходимой суммы в $56 000. Это может говорить о востребованности идеи и вероятной перспективности разработок. Создатели Lenco-MD надеятся, что идея станет трендом, а набор “умелый винилофил” DIY-проигрывателя будет широко востребован. Учитывая непроходящий спрос на виниловые проигрыватели, рост спроса на DIY-товары, популярность 3D-печати и экологически чистых технологий, есть шанс, что их идея действительно выстрелит. Я традиционно буду признателен за ваши мнения о проекте в комментариях. Напишите, сможет ли взлететь этот проект и почему.
Реклама
Мы продаём проигрыватели винила, пока у нас в ассортименте нет Lenco, но не исключено, что они появятся при живом интересе к описанной в статье модели.
Проигрыватель винила своими руками с авторским дизайном от OBLIVION SONUS (проект 4 — SPACE CRYSTAL QL7)
Приветствую вас, дорогие друзья! Я недавно вступил в это сообщество и решил выложить сюда свое любимое дело. Заранее прошу прощения у тех, кто уже читал этот рассказ в другом сообществе, но, думаю, здесь ему самое место.
Прошлым летом, в разгар пандемии, мы с моим другом zzx7 решили изготовить новый стол для его проигрывателя. взявшись за работу, я понял, что одним столом это не закончится ) В итоге, после долгих размышлений и мобилизовав свой опыт я решил, что попробую изготовить свой проигрыватель на винтажных компонентах. И результат, на мое удивление, превзошел ожидания. Каждый проигрыватель имеет свою номерную табличку. На днях закончена работа над новым авторским проигрывателем OBLIVION SONUS Space Crystal QL-7. Ему присвоен номер 00004. Данная модель разработана мной на заказ на базе компонентов винтажного японского проигрывателя Victor QL-7.
Тройное демпфирование стола: ни один из компонентов системы напрямую не связан между собой. Один из самых удачных прямых приводов компании Victor — TT-71 через полиуретановую подушку закреплен на 20-мм цельной плите из прозрачного акрила.
Плита, в свою очередь, опирается на 6 стальных шипов, которые через полиуретановые демпферы лежат в пазах основной плиты из акрилового камня.
Блок тонарма состоит из массивного цилиндра составленного из трех слоев акрилового камня.
Тонарм изнутри притянут к цилиндру тремя винтами (как он ранее крепился к заводскому столу). По желанию заказчика в блок тонарма я встроил позолоченные RCA-гнезда (пр-во Германия).
В итоге получился отдельный тяжелый модуль тонарма с выходами для межблочных кабелей.
Он устанавливается в паз на основной опорной плите и крепится к ней через пробковую прокладку.
Основная плита склеивается из двух слоев акрилового камня, фрезеруется, а затем полируется.
Опирается она на тяжелые опоры из полированной нержавеющей стали с подушками из вязкого полиуретана, которые конической частью стоят на площадках с фетровыми подушками.
Каждая опора весит около 2 кг. Общий вес проигрывателя составил 28 кг. Все это обеспечило максимальную виброразвязку и точное звучание. Воспроизведение остается стабильным, даже при сильных ударах по столу, не говоря уже о воздействиях звуковых волн низких частот. Кристальная прозрачность акриловой плиты с шлифованными гранями по периметру, сквозь которую, словно звезды, сверкают металлические вкрапления в черный акриловый камень Staron…
Это напомнило мне кристалл, летящий в таинственном пространстве космоса, и пропускающий сквозь себя блеск далеких звезд… Именно это впечатление и легло в основу названия для новой модели – Space Crystal!
Заводской роликовый выключатель из желтоватого пластика никак не вписывался в космический экстерьер проигрывателя и я перенес управление питанием на лицевую панель. Кнопку включения и выключения теперь выполнена в виде металлического цилиндра, который проходит сквозь кристалл. Дизайн кнопки повторяет очертания опор и привода. Вес цилиндра рассчитан так, чтобы кнопка плавно включалась нежным нажатием пальца.
Как правильно сделать виброразвязку винилового проигрывателя?
Нет возможности установить проигрыватель на полку с настенным креплением, поэтому приобрел мраморный блок весом ~35 кг, установил его на регулируемые ножки (шипы с подставками) на обычную полку. Поставил сверху проигрыватель и решил проверить как передаются вибрации на проигрыватель, если стучать по полке. Передаются отлично, что меня огорчило. Установил блок по такому принципу, потому что именно такая конструкция установки у покупных подставок для проигрывателей.
Вопрос всего один. Что я делаю не так?
Ответы
Надо ещё саму вертушку с плитой развязать.
В чем тогда будет смысл плиты?
Мрамор вязкий материал. Он хорошо поглощает вибрации и резонансы. В принципе и так как у вас достаточно. Уж не знаю зачем вы по полке стучите:))
А если не стучать? Если по полу потопать? От каких вибраций вы хотите развязаться?
Она выдерживает 35кг мрамора + 9кг Текникса - возможно, она и не совсем уже обычная ))
От пола нет вибраций. Хотелось бы от всех возможных в доме, полку можно нечаянно задеть.
Обычная полка из IKEA, размер ячеек под пластинки ровно, поэтому и купил.
у вас мраморная плита стоит на метал. ножках на полке. то же самое что и без мрамора. попробуйте поставьте мрам. плиту на резиновые антивибрационные подставки. посмотрите как будет после этого
А такие подойдут?
Плита. Вы б еще блок бетонный положили. Достаточно стекла и под ним резиновые ножки. Этот диджкйский техникс и так отлично виброразвязан и предназнчен для трясущегося пола клубов.
Это не диджейский техникс. У него питч расположен не в типичном месте для диджейских вертаков, а также имеется подвес опорного диска и тонарма, что делает невозможным скретчинг.
Зачем изобретать велосипеды, если есть в продаже уйма выброразвязывающих подставок, ножек, самых разных. И не надо кладбищенских мастеров удивлять.
Все дело в цене и эффективности. За подставки просят намного больше, чем они стоят на самом деле. А купить такую плиту и 4 ножки обошлось в 2000 р.
Понятно. Одно радует: в эффективности 35кг плиты мы теперь не сомневаемся.
Т.е. вы обманули бренды, так понимать? Они, болезные, мозги напрягали, замеры и расчёты производили. А простой парень Юрий всем им показал, как надо рулить маркетингом:))
Ух ты:))) Обидки пошли:)) Или таки правда глаза режет?
Вы действительно подумали, что это я Вас минусовал? Достаточно наивно. Меньше пишите язвительных комментариев и больше конструктивно по делу и Вам не будут ставить минусы.
На счет маркетинга и компаний. Чтобы утверждать, что их "замеры и расчеты" действительно эффективны желательно проводить прямое сравнение. Я не проводил и не берусь точно утверждать, что мой вариант лучше или хуже.
Аудиотехника - это та область продаж, где описание для покупателя важнее технических характеристик из-за технической неграмотности последнего (привет дорогостоящим кабелям (силовым, межблочным), подставкам для кабелей, шипам, магическим предметам увеличивающим стерео эффект и т.д.). И тут практический опыт точно не нужен, чтобы понимать, что за "кусок дерева" и бренд с вас просят намного больше его стоимости даже с самыми неприличными наценками. Зачастую приписывая этому "куску" эзотерические свойства.
Да нет конечно, кто-то ещё вам компанию составил:))
Я то не в обиде, уже давно пофиг отношение любителей из палок и гвоздей сделать хаенд. Но вам бы, именно конструктивно, посоветовал бы убрать плиту, или сделать её намного тоньше, и не заморачиваться по поводу "стучать по полке". Даже если вы убер5те мрамор нафиг, хуже не будет, в Техниксе об этом позаботились. Единственный вопрос по вашему фото - а ножки от Техникса куда дели? Насколько я помню они там есть, и достаточно заметные.
Я писал выше другому комментатору, что это не SL-1200 MK2 для DJ, а SL-1800 MK2. У него не регулируются ножки по высоте, имеется пружинный подвес опорного диска и тонарма. В общем, он для дома, не для клуба.
Ну так ножки то всё равно должны быть. Не на нижней части корпуса же он стоит?
О, прошу прощения, увидел на вашем фото, справа чуть виднеется.
В любом случае ваша плита избыточна. Избавиться от воздействия внешних факторов вы сможете только подвесив его в пространстве, причём лучше в вакууме:))
Я на магнитные ножки поставил
P.S. ультрабюджетное решение - вот такой продукт советской карательной геникологии
Резиновые или силиконовые бублики с воздухом внутри, продаются в аптеках за копейки
Не все так уж и драматично. У меня один проигрыватель на стене висит, другой на шипах стоит. Причем последний на стойке с колесами и все очень даже неплохо.
Развязывают обычно от пола, т.е. плиту надо вешать на стену.
Стена же к полу примыкает. Надо вешать на цепи, к потолку.
Потолочная плита опирается на стены, те на пол. Надо подвешивать сферического коня в вакууме.
На магнитном подвесе тогда, как у МагЛев :))
Легко, - ту же самую мраморную плиту подвесить на магнитах
От удара ногой по полке никакая система поглощения вибрации не спасет, если только активная платформа от электронного сканирующего микроскопа. Мрамор это хорошо, его структура поглощает резонансы, а большой вес гасит вибрации. Можно попробовать многослойную вибро развязку, добавить ещё один слой. Вся система поглощения вибрации направлена на уменьшение мелких вибрации от колонок и поглощения звуковых резонансов комнаты, чтобы в конечном результате эти вибрации не передавались на иголку и звучание проигрывателя улучшилось. Вы слушали вертак с плитой и без неё, есть разница?
Когда-то потратили кучу времени на эксперименты и получили такое:
1 ящик, глубиной 10 - 20 см
2 в ящике абсорбент, порошок, например активированный уголь, кошачий наполнитель без запаха, песок в крайнем случае. Запакован в тонкий полиэтилен чтоб не накапливал влагу и не слеживался, выровнен
3 плита массивная, до стенок ящика не менее 5 см
4 аппарат на шипах, под шипами монеты, под ними подушки, материал подушек и площадь монет таковы, что монеты заметно проминают подушки
В ящике должен быть песок в виде пирамидок.
вот прям заинтриговали, это как?
Мы в свою очередь пришли к выводу, что чем лучше абсорбирующие свойства тем больше поверхность взаимодействия частиц и интенсивнее процессы микро термоупругости. Соответственно поглащение энергии в звуковом диапазоне наибольшее.
Сопромат тут порешает. Тов. Блюсевич в курсе, что есть такое слово, но конкретно ни разу ничего не изрек по теме сопрлматной шипоустановки :)
Кстати, кто мне объяснит, как работает виброразвязка, состоящая из металических шипов, упирающихся в металлические диски — то есть виброразвязка, в которой нет упругого гасящего элемента? Серьезно, я не понимаю.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Читайте также: