Стол для причащения в храме

Обновлено: 23.01.2025

По требованию современного устава, причащение иерея и диакона совершается в алтаре таким образом. Двери не только царские, но и боковые, должны быть закрыты, и перед закрытыми царскими дверями на солее должна быть поставлена свеча (ставник). [726]

Певцы поют «киноник», или причастный стих, соответственный празднику или дню. Так как пения этого краткого стиха недостаточно, чтобы священнослужители успели причаститься, то обычно, кроме киноника, поются еще и другие приличествующие случаю песнопения, или читаются молитвы перед причащением; иногда в это время сказывается поучение народу. Но надо в это время избегать пения так называемых «концертов», сколь бы знаменитому композитору они ни принадлежали, т. к. по своей светскости и вычурности стиля они нарушают святость момента.

Было бы весьма полезным посвятить этот момент Литургии назидательному чтению или пению. Если священник сам затрудняется сказать проповедь, или нет иного проповедника, то все же живое слово может быть с успехом заменено каким-либо чтением. Следует вспомнить, что в нашем богослужении уставом предусматривается назидательное чтение из святых отцов или житий и патериков. По уставу, на всенощном бдении положено шесть-семь так называемых «уставных чтений», т. е. по особому расписанию подобранных отрывков из святоотеческих толкований на соответствующие книги Ветхого или Нового Завета или из житийной литературы: Лавсаик, Лествица, Пролог, Синаксарь и пр. Эти чтения положены после кафизм Псалтири, после 3-й, 6-й песни канона или в конце бдения перед первым часом (огласительное поучение преподобного Феодора Студита). Эти отрывки представляют собой богатый материал для богословского, аскетического и мистического назидания. Внимая им, древние византийцы и московитяне получали в храмах не академическое и не семинарское, но все же разностороннее богословское образование, известную начитанность, нами впоследствии утерянную. Даже не во всех обителях производится такое чтение теперь, отчасти за неимением времени, a отчасти из-за недостатка потребных книг. Можно было бы во время причащения священнослужителей предлагать народу такие чтения из имеющихся в церковной библиотеке книг. Можно петь и богослужебные песнопения, назидающие верующих и соответственно подобранные ко дню или празднику ирмосы канона, стихиры, догматики и т. д.

Причащение священнослужителей и только священнослужителей бывает в алтаре. Запрещенные священнослужители, по мнению митр. Московского Филарета, причащаются также в алтаре служащим иереем, a не самостоятельно, причем иерея причащают с правой, a диакона — с левой стороны святой трапезы. [727]

Неслужащие иереи для причащения облачаются в епитрахиль, фелонь и поручи; диакон — в стихарь, орарь и поручи. Больным неслужащим священнослужителям во избежание неосторожных движений и из опасности пролить святыню Святые Дары преподаются лжицею, a не раздельно.

При соборном служении причащаются сначала старшие, a потом младшие. При служении священника с диаконом сначала священник причащает диакона Святым Телом, потом причащается Святым Телом сам; затем он причащается сам Святой Крови и потом уже причащает ею и диакона. Причащаются священнослужители от раздробленной частицы ХС, a если их много и этой частицы не хватит, то может быть раздроблена для этого и одна из частиц NI или КА.

Влив теплоту и раздробив частицу ХС, священник, отерев персты рук антиминсной губой, воздевает руки и читает вместе с диаконом: «Ослаби, остави, прости…», — и кладет земной поклон. Затем они кланяются друг другу и стоящим в алтаре; кланяются они также и по направлению к народу, т. е. на запад, и все это со словами: «Простите ми, отцы и братие, вся, елика согреших делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы».

Иерей обращается затем к диакону: «Диаконе, приступи». Диакон подходит к престолу с левой стороны, кладет земной поклон и говорит: «Ce прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему» (этих слов нет в служебнике, но они помещены в чиновнике и оттуда по аналогии берутся), — и затем: «Преподаждь ми, владыко, честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». При этом он целует святой антиминс и преподающую ему Святое Тело руку священника. Священник подает диакону частицу Тела Христова со словами: «(Имярек) священнодиакону преподается честное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную».

Тело Христово подается и принимается в длань правой руки, положеннной на длань левой. Священнослужитель, наклонив голову, про себя читает молитву перед причащением над Телом Христовым, отойдя предварительно в сторону. При соборных служениях надо особенно обращать внимание, чтобы священнослужители с Телом Христовым в руках не проходили за спиной у других священников.

При причащении себя священник поступает аналогично с тем, как действовал диакон, a именно: он кладет земной поклон со словами «ce прихожду к Безсмертному…», крестится, целует святой антиминс и, говоря: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имярек), священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную», — он берет левой рукой частицу Святого Тела Христова и кладет себе в длань правой руки; правую же ладонь он поддерживает левой, как и диакон, и, вообще, поступает так, как делается при получении священнического благословения. Также, наклонив голову над Телом Христовым, он читает про себя установленные молитвы и затем причащается. По причащении Тела священнослужители осматривают длани рук, языком принимают могущие остаться частицы, прилипшие к руке, и тщательно стирают антиминсной губой длани. Затем они причащаются Святой Крови.

Молитвы священником и диаконом читаются те же, что и перед причащением мирян, т. е. «Верую, Господи, и исповедую…», — «Вечери Твоея тайныя днесь…», — «Да не в суд, или во осуждение…».

Для причащения Святой Крови иерей принимает обеими руками с покровцем (шелковый плат для утирания уст) святую Чашу и трижды испивает из нее, сказав предварительно: «Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник (имярек), во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Аминь». При самом причащении от святой Чаши не указано служебником произносить какие-либо слова, но на практике произносятся и то неодинаково. Одни говорят: «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», — a другие: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Согласно с мнением митрополита Филарета, правильнее произносить: «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». [728]

Иерей должен следить за тем, чтобы не осталось честныя Крови на усах. «Учительное известие» обращает внимание священников на «косматые усы». На Востоке священнослужители подстригают усы. Отерши тщательно уста и край Потира покровцем, священнослужители целуют тотчас по причащении святую Чашу. Когда это делает диакон, то иерей произносит: «ce прикоснуся устнам твоим…», — a когда он это сам делает, то эта формула меняется так: «Ce прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя и грехи моя очистит» (Ис. 6:7). [729]

Причастившись сам, иерей призывает диакона к причащению Святой Крови: «Диаконе, приступи». Диакон кланяется (но уже, разумеется, неземно) и говорит: «Ce паки прихожду к Безсмертному…», — и затем: «Преподаждь ми, владыко, честную и Святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Иерей говорит ему: «Причащается раб Божий, диакон (имярек), честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих, и в жизнь вечную».

Диакон отирает, как указано было, уста и целует Чашу.

Следует заметить, что при причащении у нас установилось обыкновение причащаться с поминовением своего чина и даже отличия, т. е. «причащается священнодиакон» или «иеродиакон» или «протодиакон» или «архидиакон» или же «причащаюсь аз… иерей» или «протоиерей» или «игумен» или «архимандрит». На Востоке этого нет. Там не поминают в момент причащения, равно как и в момент великого входа, чинов и рангов священнослужителей, a говорят просто «диакон» или «иерей». Нечего и говорить, что причащение — не самый удачный момент для перечисления своих отличий и рангов в ряду церковной иерархии.

Следует сделать чисто практическое указание, что на престоле прилично иметь два покровца или плата для утирания: один служит при причащении священнослужителей, a другой предназначается для употребления мирян. Покровцы эти, разумеется, не стираются, a когда очень обветшают, то сжигаются, a пепел высыпается в специальное место под престолом.

По причащении священнослужителей следует причащение верных. Но предварительно священнику и диакону надлежит исполнить следующее.

1. Прочитать благодарственную молитву. B обеих литургиях эта молитва неодинакова.

Литургия Святого Иоанна Златоустого:

«Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Благодетелю душ наших: яко и в настоящий день сподобил еси нас небесных Твоих и безсмертных Таинств. Исправи наш путь (Притч. 3:6 [730]), утверди ны во страсе Твоем вся, соблюди наш живот, утверди наша стопы (Пс. 16:5 [731]), молитвами и моленьми Славныя Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых Твоих».

Литургия Святого Василия Великого:

«Благодарим Тя, Господи Боже наш (Апок. 11:17 [732]), о причащении Святых, Пречистых, безсмертных и небесных Твоих Таин, ихже дал еси нам во благодеяние и освящение, и исцеление душ и телес наших. Сам, Владыко всех, даждь быти нам причастию Святаго Тела и Крове Христа (1 Кор. 10:16 [733]) Твоего в веру непостыдну, в любовь нелицемерну (Рим. 12:9 [734]), в преумножение премудрости (Еккл. 1:16 [735]), во исцеление души и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в снабдение заповедей Твоих, во ответ благоприятен, иже на Страшнем Судищи Христа Твоего».

Другие благодарственные молитвы (числом 5: «Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул…», — «Владыко Христе Боже…», — «Давый пищу мне…», — «Тело Твое Святое» и «Пресвятая Владычице Богородице…») читают священники обычно после Литургии про себя в алтаре, либо читаются кем-либо на клиросе вслух всему народу, причащающемуся в этот день. За чтением благодарственных молитв священник должен особенно следить и в этом воспитывать своих пасомых.

2. Вкусить теплоты и антидора и омыть руки. [736] Это происходит после потребления Даров, так что, если священник служит один, то он это делает только после совершения всего. Если же Дары потребляет диакон, то иерей может испивать и омывать руки тотчас по причащении.

3. Раздробить (в случае, если есть причастники) частицы NI и КА и вложить их в Чашу. Если причастников нет, то все содержание дискоса всыпается диаконом (или, если служит один священник, то им самим) в Чашу при чтении молитв: «Воскресение Христово видевше…», — «Светися, светися, Новый Иерусалиме…», — «О Пасха велия, и священнейшая…» и, наконец, «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Если же есть причастники, то раздробляются и влагаются в Чашу частицы NI и КА, тогда как остальные частицы (Богородичная, девяти чинов и др.) влагаются по причащении мирян с теми же словами песнопений.

Это очень важное, с точки зрения мистической, действие. Соединение частиц, как прославленных святых, так и других с Кровию Христовою означает, что Матерь Божия, святые и все вообще христиане, имена коих были помянуты, принимают близкое и живое участие с верными в благодарном воспоминании смерти и Воскресения Господа. Господь омывает Своею Кровию грехи тех, кто был помянут на проскомидии. [737] Наша Византийская Литургия, в отличие от всех древних восточных и западных литургий, имеет столь разработанную в смысле символическом проскомидию. Образ Небесной, вселенской Литургии от начала до конца пронизывает нашу Литургию и стоит перед духовным взором молящихся. Поминание имен на проскомидии для многих молящихся есть единственный способ молитвенного участия в Литургии, но, вероятно, не всем, a может быть, даже и очень немногим дано знать, что бывает с частицами, каково значение поминания имен и каков вселенский и всевременный смысл Литургии.

4. После этого диакон (или священник) должен тщательно осмотреть дискос и сам святой антиминс, чтобы на них не осталось крупиц Святого Тела и вообще частиц. Антиминсной губой надо осторожно отереть дискос и собрать с него и с антиминса все частицы в святую Чашу.

B чине причащения священнослужителей наблюдаются следующие отличия нашего порядка от греческого. У греков после вливания теплоты священник не причащает тотчас диакона, a сначала причащается сам, a потом уже и диакона. Иерусалимская редакция, кроме того, содержит в числе молитв перед причащением не только те, которые напечатаны в наших служебниках, но еще и дополнительно те, что печатаются в наших правильниках, a именно: «Ce приступаю… Боготворящую Кровь…» и молитвы «Усладил мя еси…», — «Во светлостях святых, Владыко Человеколюбче…».

Кроме того, иерусалимская редакция устанавливает при причащении от Чаши произносить слова «Во Имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Этим подтверждается правильность мнения митрополита Филарета.

Причащение

Причащение Первым признаком церковной жизни является ежедневная молитва, но вот ее главным признаком является участие в Таинстве Святого Причащения. Полностью оно называется так: Причащение Тела и Крови Христовых. Попытаюсь немного рассказать об этом Таинстве.Вопрос:

Причащение Что же касается Евхаристии, совершайте её так. Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь

Облачения священнослужителей

Облачения священнослужителей Для совершения богослужения священно– и церковнослужители облачаются в особые одежды, назначение которых – отвлекать их ум и сердце от всего земного и возносить к Богу. Если для мирских дел в торжественных случаях надевают лучшие одежды

Причащение После молитвы «Агнец Божий» («AGNUS Dei»), представляющей собой короткую литанию, каждый, если он того желает, подходит к Причастию в соответствии с обычаями Церкви и руководствуясь собственными ощущениями: это может быть принятие Тела Христова непосредственно в

Причащение.

Причащение. Верные подходят к алтарю, и диаконы (?? . ) разделяют Дары. Певцы поют псалом 144: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой…» и народ к каждому стиху псалма подпевает: «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пишу их в свое время».Затем бывает «последнее

Раздробление Агнца и причащение священнослужителей

Раздробление Агнца и причащение священнослужителей Войдя в алтарь и став справа от священника, диакон говорит ему: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник с великим благоговением раздробляет св. Агнец, разделяя Его обеими руками на четыре части и полагая их

Одеяния священнослужителей

Одеяния священнослужителей (Исх. 28:1-43)1 Из голубой, пурпурной и алой пряжи сделали тканые одеяния для служения в святилище и священные одеяния для Харуна, как повелел Мусе Вечный.2 Ефод сделали из голубой, пурпурной и алой пряжи и из кручёного льна, с добавлением золотой

Доля священнослужителей

Доля священнослужителей 28 Вечный сказал Мусе:29 — Скажи исраильтянам: «Любой, кто приносит Вечному жертву примирения, должен принести часть её в дар Вечному. 30 Пусть он своими руками совершит Вечному огненную жертву. Он должен принести жир вместе с грудиной и потрясти

Обязанности священнослужителей

Обязанности священнослужителей 8 Вечный сказал Харуну:9 — Ты и твои сыновья не должны пить вино или другие алкогольные напитки, когда входите в шатёр встречи, иначе вы умрёте. Это вечное установление для грядущих поколений. 10 Различайте между священным и несвященным,

Распределение священнослужителей

Распределение священнослужителей 1 Вот группы потомков Харуна.Сыновьями Харуна были Надав, Авиуд, Элеазар и Итамар. 2 Но Надав и Авиуд умерли раньше отца, a а сыновей у них не было, поэтому священнослужителями были только Элеазар и Итамар. 3 С помощью Цадока, потомка

Комнаты для священнослужителей

Комнаты для священнослужителей 1 Затем тот человек повёл меня на север во внешний двор и привёл к комнатам напротив двора храма и внешней стены на севере. 2 Здание, дверь которого выходила на север, имело пятьдесят метров в длину и двадцать пять метров a в ширину. 3 Напротив

ПРИЧАЩЕНИЕ 1. Как приступать к ПричащениюЧтобы не быть в грехе, надо грехи очистить Покаянием, и, приступая, приступить с верою и страхом в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими непричащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными

Причащение священнослужителей

Причащение священнослужителей Хор поет причастен[48].Дьякон – священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб».Священник разламывает Святой Хлеб на четыре части, тихо произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий…».Дьякон – священнику: «Исполни, владыко, святый

Причащение В Великий Четверг варили пасхальные яйца. По старинному деревенскому обычаю, варили их в луковичных перьях, отчего получались они похожими на густой цвет осеннего кленового листа. Пахли они по-особенному – не то кипарисом, не то свежим тесом, прогретым

Богослужебные предметы

Богослуже́бные предме́ты — пред­меты, исполь­зу­е­мые при совер­ше­нии бого­слу­же­ния.

bogosluzhebnye predmety 2 - Богослужебные предметы

Агнец евха­ри­сти­че­ский – чет­ве­ро­уголь­ная частица, выре­за­е­мая из просфоры и пре­су­ществ­ля­ю­ща­яся во время литур­гии в Тело Хри­стово для при­ча­ще­ния пра­во­слав­ных хри­стиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).

Аналой (греч. «под­ставка под книгу») – высо­кий, вытя­ну­тый вверх четы­рех­гран­ный столик с поло­гой доской для удоб­ства читать стоя бого­слу­жеб­ные книги или при­кла­ды­ваться к иконам, поло­жен­ным на него.

Анти­дор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из кото­рой был вынут Агнец евха­ри­сти­че­ский для совер­ше­ния таин­ства при­ча­ще­ния. Раз­да­ется веру­ю­щим по окон­ча­нии литур­гии.

Анти­минс – (греч. – вместо и лат. пре­стол) – четы­рех­уголь­ный плат из шел­ко­вой или льня­ной мате­рии с заши­тыми части­цами мощей, на кото­ром совер­ша­ется литур­гия.

Артос (греч. – хлеб) – хлеб, кото­рый освя­ща­ется с осо­бен­ной молит­вой в день Пасхи. Всю Свет­лую сед­мицу он хра­нится в храме, а в пас­халь­ную суб­боту раз­дроб­ля­ется (раз­ре­за­ется на неболь­шие кусочки) и раз­да­ется как свя­тыня. Артос напо­ми­нает веру­ю­щим о том, что Спа­си­тель вос­крес и пре­бы­вает с нами.

Бого­слу­жеб­ные книги – книги для совер­ше­ния бого­слу­же­ний, содер­жа­щие чино­по­сле­до­ва­ния служб и бого­слу­жеб­ные (устав­ные) ука­за­ния. Под­раз­де­ля­ются на свя­щенно-бого­слу­жеб­ные и цер­ковно-бого­слу­жеб­ные.

Венцы – короны из цвет­ного металла, воз­ла­га­е­мые на жениха и неве­сту во время вен­ча­ния – Таин­ства Брака.

Воздух – пря­мо­уголь­ный плат, кото­рый воз­ла­га­ется на дискос и потир во время литур­гии. При чтении Сим­вола веры свя­щен­ник под­ни­мает воздух и колеб­лет его над Свя­тыми Дарами. Это свя­щен­но­дей­ствие совер­ша­ется в знак веяния над ними Свя­того Духа.

Даро­но­сица – один из малых свя­щен­ных сосу­дов, метал­ли­че­ская шка­тулка, в кото­рой пере­но­сят Святые Дары для при­ча­ще­ния боль­ных в домах и боль­ни­цах.

Даро­хра­ни­тель­ница – метал­ли­че­ский напре­столь­ный свя­щен­ный сосуд, в кото­ром хра­нятся запас­ные Святые Дары для при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щих и тяже­ло­боль­ных или для литур­гии пре­ждео­свя­щен­ных даров. Изго­тов­ля­ется в виде часовни Гроба Гос­подня.

Дики­рий (гр. – двух­свеч­ник) – пере­нос­ной под­свеч­ник с двумя све­чами, упо­треб­ля­е­мый при архи­ерей­ском слу­же­нии.

Дискос (гр. – круг­лое блюдо) – один из глав­ных свя­щен­ных сосу­дов, упо­треб­ля­е­мых при литур­гии. Неболь­шое по вели­чине блюдо на под­ставке, на кото­ром при­го­тов­ля­ется, освя­ща­ется и раз­дроб­ля­ется Агнец, то есть часть глав­ной просфоры, пре­су­ществ­ля­ю­ща­яся в Тело Хри­стово в таин­стве Евха­ри­стии.

Елей – освя­щен­ное олив­ко­вое (или другое рас­ти­тель­ное) масло, исполь­зу­е­мое в неко­то­рых цер­ков­ных обря­дах.

Жезл – богато укра­шен­ный посох, кото­рый архи­ерей носит во время бого­слу­же­ния. Жезл явля­ется знаком высшей пас­тыр­ской власти. Посох дается также архи­манд­ри­там и игу­ме­нам, как началь­ни­кам мона­сты­рей.

Жерт­вен­ник – четы­рех­уголь­ный стол, нахо­дя­щийся в северо-восточ­ной части алтаря (слева от пре­стола), обла­чен­ный в такие же, как и пре­стол, одежды – сра­чицу и инди­тию.

Звез­дица – один из свя­щен­ных пред­ме­тов цер­ков­ной утвари. Пред­став­ляет собой две кре­сто­об­разно соеди­нен­ные дуги, скреп­лен­ные на вер­шине. После окон­ча­ния про­ско­ми­дии ста­вится на дискос над Святым Агнцем. Сим­во­ли­зи­рует собою чудес­ную звезду, за кото­рой волхвы шли в Виф­леем на покло­не­ние родив­ше­муся Спа­си­телю.

Кадило – 1) метал­ли­че­ский сосуд на цепоч­ках, пред­на­зна­чен­ный для совер­ше­ния каж­де­ния; 2) куря­щийся ладан ( Пс.140:2 ).

Кафедра (др.-греч. седа­лище; сиде­нье) – кресло для архи­ерея, уста­нав­ли­ва­е­мое в храме.

Копие – корот­кий нож с лез­вием тре­уголь­ной формы, с помо­щью кото­рого совер­ша­ются над просфо­рами дей­ствия про­ско­ми­дии. Сим­во­ли­зи­рует собою то копье, кото­рым один из воинов прон­зил грудь Спа­си­теля, умер­шего на кресте. Копие, кото­рым выре­за­ются частицы из просфор сим­во­ли­зи­рует орудие Про­мысла Божия.

Крест напре­столь­ный – Крест с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того Гос­пода, пола­га­е­мый на пре­столе рядом с Еван­ге­лием.

Кро­пило – бого­слу­жеб­ный пред­мет, пред­став­ля­ю­щий собою пучок из водо­стой­кого эла­стич­ного рас­те­ния или искус­ствен­ных воло­кон, с руко­я­тью, исполь­зу­е­мый свя­щен­ни­ком для кроп­ле­ния (т.е. кре­сто­об­раз­ного обрыз­ги­ва­ния) святой водой.

Ладан – бла­го­вон­ная дре­вес­ная смола, иногда с добав­ле­нием масла души­стых цветов или аро­ма­ти­че­ских рас­те­ний, упо­треб­ля­е­мая в храме для каж­де­ния.

Лам­пада (греч. «све­тиль­ник») – мас­ля­ный све­тиль­ник, зажи­га­е­мый перед ико­нами, на пре­столе и семи­свеч­нике.

Лжица – удли­нен­ная ложечка с кре­стом на руко­ятке, при­ме­ня­е­мая для при­ча­ще­ния мирян.

Орлец – круг­лый коврик с изоб­ра­же­нием орла, на кото­ром стоит архи­ерей во время бого­слу­же­ния.

Пани­ка­дило – боль­шой све­тиль­ник, подоб­ный люстре со мно­же­ством свечей (или лам­по­чек), сви­са­ю­щий из купола в цен­траль­ной части храма.

Плат – при­над­леж­ность для выти­ра­ния свя­щен­ных сосу­дов, нахо­дя­щихся на жерт­вен­нике.

Пла­ща­ница – четы­рех­уголь­ный плат, обычно из бар­хата, с живо­пис­ным или выши­тым изоб­ра­же­нием сня­того со Креста тела Христа Спа­си­теля. Также пла­ща­ница с изоб­ра­же­нием усоп­шей Божией Матери.

Покровцы – кре­сто­об­раз­ные матер­ча­тые покры­вальца для дис­коса и потира, вве­ден­ные в упо­треб­ле­ние еще в древ­но­сти для предо­хра­не­ния Святых Даров.

Пре­стол – чет­ве­ро­уголь­ный стол, утвер­жден­ный посреди алтаря, осо­бен­ным чином освя­щен­ный и обла­чен­ный в свя­щен­ные одежды (сра­чица и инди­тия).

Просфора (греч. – при­но­ше­ние) – неболь­шой круг­лый хлебец, состо­я­щий из двух соеди­нен­ных частей, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих две при­роды Иисуса Христа: боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую. На верх­ней части просфоры спе­ци­аль­ными печа­тями делают оттиски изоб­ра­же­ний креста, Божией Матери или святых.

Рипида (греч. – веер, неболь­шое опа­хало) – при­над­леж­ность архи­ерей­ского бого­слу­же­ния, пред­став­ля­ю­щая собой сереб­ря­ный или золо­че­ный круг на длин­ной руко­яти, внутри круга – изоб­ра­же­ние лика шести­кры­лого сера­фима.

Семи­свеч­ник – особый све­тиль­ник из семи ветвей на одной под­ставке, с чашеч­кой и лам­па­дой на конце каждой ветви.

Три­ки­рий – пере­нос­ной под­свеч­ник с тремя све­чами, исполь­зу­е­мый во время архи­ерей­ской службы.

Хоругви – свя­щен­ные зна­мена церкви, с изоб­ра­же­нием Спа­си­теля, Божией Матери, особо чтимых святых и празд­ни­ков.

Причащение священнослужителей.

Причастие в православной церкви: разбираем, что такое Причастие, и показываем, как оно проходит

Человек молитвами, поступками или разговорами постоянно приближает себя к Господу или отдаляется от Него. Через Причастие человек соединяется с Богом — таинство открывает душу и сердце верующего Всевышнему. Поэтому важно пройти таинство правильно и чинно — как это сделать, разберем в статье.

Понятие Причастия

Под Причастием понимают таинство, в процессе которого человек вкушает Тело и Кровь Господа. Символом тела и крови стали хлеб и вино. С помощью Причастия человек соединяет свою душу с Богом, становится участником вечной жизни. В церкви Причастие приятно называть Евхаристией.

Евхаристия появилась во время Пасхальной Тайной Вечери. Во время Вечери Иисус Христос впервые провел таинство — он взял хлеб, отломил кусочек, благословил его и раздал свои ученикам. Потом Иисус взял чашу с вином, благословил напиток и также поделился с учениками. С тех пор Причастие стало таинством, которое нужно проходить каждому верующему в честь воспоминаний о Христе.

Теперь Причастие — символ единения со Всевышним. Прихожане, которые отведали единого Тела Христа, становятся единотелесными и единокровными Богу и между собой. Можно сказать, что верующие — это братья и сестры.

Этапы Причастия в православной церкви

Причастие проходит в три этапа: проскомидия, Литургия оглашенных, Литургия верных. Давайте разберем каждый этап подробнее.

Проскомидия

Чтобы провести таинство, раньше прихожане приносили хлеб и вино. Теперь священнослужители для таинства сами покупают вино и пекут хлеб — просфоры. Во время этого этапа священный отец готовит просфоры — по очереди из каждой из пяти штук вынимает по кусочку хлеба и выкладывает на жертвеннике. Последними он берет просфоры и записки от прихожан и вынимает кусочки из хлеба. Вместе с этим священнослужители параллельно зачитывают имена людей, которых вспоминают в записках прихожане. Процессия заканчивается тем, что священный отец исповедует Христа Небесным Хлебом.

Литургия оглашенных

На этом этапе прихожане и священнослужители зачитывают молитвы о мире, о благосостоянии церквей, о храме и так далее. Этот момент называют ектением — великим молением. После него хор исполняет три антифона. Потом выходит из алтаря священный отец, начинают исполняться торжественные песни, зачитывается Евангелие и Апостол. В конце священный отец молится об оглашенных в записках от прихожан. Завершается литургия изгнанием из храма оглашенных.

Литургия верных

Последний этап Причастия включает шесть шагов: дары переносят с жертвенника на престол, готовятся к освящению даров, освящают дары, готовят прихожан к причащению, причащают, благодарят за причащение.

Подготовка к Причастию

Чтобы пройти причастие, нужно подготовить себя к этому заранее. Для этого нужно выполнить шесть условий: исповедаться, понять смысл, искренне желать причаститься, найти душевный мир, быть церковным человеком, жить духовной жизнью. Давайте разберем подробно каждое условие.

Исповедаться. Нельзя приступать к причащению, пока не исповедуетесь в своих грехах священному отцу.

Понять смысл. Перед Причастием нужно понять, что вы проходите именно Причастие, благодаря которому очиститесь от грехов и соединитесь с Господом.

Искренне желать. Если вы хотите просто загладить свои грехи, в причащении нет смысла. Причастие помогает только тогда, когда человек действительно хочет очиститься, чтобы быть ближе к Богу.

Найти душевный мир. Человек, который хочет причаститься, должен желать мира, примирения с близкими, испытывать спокойствие и умиротворение. Гнев, агрессия или раздражение помешают вам пройти Причастие.

Быть церковным человеком. Если человек отступает от веры, церкви, он совершает грех. Причащаться таким людям можно только после покаяния перед церковью.

Жить духовной жизнью. Верующий должен творить добро, помогать людям, которые нуждаются, противиться греху. В этом поможет молитва Всевышнему и чтение Евангелия.

Из этих условий можно вынести правила, которые должен запомнить каждый верующий и повторять их перед Причастием:

1. Литургический пост — перед Причастием откажитесь от еды с полуночи до утра, чтобы прийти в церковь натощак. Если Причастие проходит в праздничные дни, нужно голодать не менее шести часов. Также нужно отказаться от сигарет, если у вас есть такая привычка.

3. Телесный пост — прихожане должны за три дня до Причастия отказаться от молочной и мясной пищи. Если вы соблюдаете посты регулярно, можно уменьшить период Телесного поста. При проблемах со здоровьем откажитесь от еды на ночь перед Литургией.

4. Молитвы дома — перед Причастием читают молитвы на причащение. Также не забывайте о регулярных молитвах утром и вечером.

5. Супружеские отношения — перед таинством откажитесь от телесной связи с супругами.

Если вы хотите отвести на Причастие ребенка, то не заставляйте его следовать правилам — дети освобождаются от них. Если ребенок старше семи лет, то нужно посоветоваться со священным отцом о том, какие правила нужно выполнять, а какие нет.

Читайте также: