Стол для писем в старину

Обновлено: 06.01.2025

Поразительно, как быстро стирает время понятия, которые казались незыблемыми. Сегодня не каждый знает, что такое «конторка». А ещё пару веков назад они были во всех министерствах и ведомствах, конторками оборудовали канцелярии и суда, банки и магазины. Склонившись над ними, как над трибунами, шуршали перьями чиновники и служащие всех рангов, и каждый чувствовал себя человеком, наделённым пусть даже маленькой, но властью.

Конторка – прародитель всех столов

Так что такое «конторка»? В словаре живого русского языка Владимира Даля мы читаем, что это «высокий письменный столик, разного устройства, с косою, подъёмною столешницею, налоем, и ящиками». Первыми таким столами в средние века пользовались итальянские торговцы и банкиры, а название пошло от итальянского conto – счёт.

В те далёкие времена учиться грамоте могли лишь избранные, поэтому нужды в письменных столах не было, а вот конторки помогали монахам переписывать священные тексты. Традиционные столы с привычной для нас горизонтальной столешницей, за которыми можно работать не стоя, а сидя, пришли в нашу жизнь в XVIII столетии.

От приземистой шкатулки до высокой стойки

Прародителем конторки, впрочем, как и большинства предметов мебели, считается сундук. Сундук вообще был незаменимым предметом в доме: его использовали в качестве стола и для хранения вещей, на нём сидели и даже спали. Хотя ещё у древних египтян и китайцев были ларчики для письма, отдалённо напоминающие конторки: в таких шкатулках держали письменные принадлежности, а крышка служила столешницей. (Опять-таки – маленький сундучок).

Со временем ящик стал больше и поднялся на ноги, в рост человека. Чтобы вещи держались на гладкой столешнице, её покрыли толстым сукном bure (так появился новый вид мебели – бюро). В некоторых словарях конторка и бюро выступают синонимами, но в действительности у этих предметов есть принципиальные отличия: столешница конторки имела наклон, а работать за ней приходилось стоя (или сидя на высоком табурете).

Конторки, как и многие другие европейские штучки, появились в России благодаря Петру I. Они быстро прижились среди многочисленной армии менеджеров и служащих, а в числе тех, кто создавал свои произведения стоя, были Белинский, Жуковский, Пушкин, Гоголь и другие знаменитые писатели.

На страже здоровья

В Советском Союзе много внимания уделялось здоровью граждан. Так в 80-е годы изучался режим динамических поз, то есть смена положения тела. Врачи-педиатры Горьковского НИИ педиатрии и Ивановского НИИ охраны материнства и детства применяли конторки в учебном процессе и пришли к выводу, что этот режим однозначно укрепляет здоровье.

Повторные исследования проводились специалистами в 2000-2001 году и подтвердили: дошкольники и школьники, которые занимаются то сидя за партой, то стоя за конторкой, растут более здоровыми. Ведь с нарушением осанки возникают патологии позвоночника и внутренних органов, а это грозит серьёзными проблемами в будущем. И если раньше старались прививать усидчивость, то теперь врачи голосуют за устойчивость: глядишь, новые Пушкины да Гоголи появятся.

Словарь забытой мебели

Прогресс мало влияет на мебель. Домашняя обстановка – сфера консервативная. К примеру, обеденный стол выглядит точно так же, как его предок сто и даже двести лет назад. Число ножек может варьироваться, меняется форма и материал, а стол остаётся столом. Но уж если предмет меблировки выпал из обоймы, то всё — он канет в реку забвения без следа. Давайте достанем оттуда несколько предметов, слегка обсушим их и инвентаризируем. Кто знает, вдруг что-то ещё пригодится?

Армуар. Название произошло от латинского arma – оружие. В сущности, это просто шкаф, но с нишами для винтовок. Суровые времена требовали суровых мер, необходимо было постоянно держать оружие под рукой, чтобы подавить внезапный бунт вассалов или выразить недовольство легкомысленной супруге и подвернувшемуся под руку соседу. Времена менялись, нравы умягчались, и вот уже вышеозначенная легкомысленная супруга набивает армуар своими тряпками, и доходит даже до того, что приказывает мебельщику присобачить к дверцам зеркало. С этого момента потерявший свою мужественность армуар превращается в обычный гардероб. А оружие теперь полагается хранить в сейфе.

174718461_cdb954f129_b

Photo: Mark Skrobola

Бюро. Бюро неслыханным образом повезло. Не очень понятно, что и кому повезло, да? Но мы же договорились расширять кругозор? Бюро – существительное среднего рода, не склоняется. Пережив длинные периоды забвения и прозябания в лавках антикваров, оно снова получило известность. Ведь что такое бюро? Письменный стол с выдвижной доской, а над ним – полки, открытые и закрытые. В мебельных магазинах этот предмет обстановки туманно и косноязычно именуется «уголок школьника». Уголок, конечно, никаких красот и инкрустаций не имеет, забыл своё родство, стиль шинуазри и изящных дам, садившихся бочком, чтобы черкнуть записочку на надушенной бумаге… Но это он, то есть оно – бюро.

25790579640_dc5f8359c1_k

Photo: Thomas Quine

Геридон. Маленький столик, отколовшийся от большого обеденного стола.Геридоны вошли в моду во времена Короля-Солнца и по Версалю стояли тысячами, и помимо основной миссии – служить подставкой для канделябров – выполняли множество дел. На них ставили вазы с букетами и статуэтки, сервировали закуски на скорую руку. Своё название (франц. gueridon от guerrier — «воинственный») они получили от моды подпирать столешницы фигурками мавров. Мавры считались самыми отважными людьми и в этом качестве воспевались в народных песенках-геридонах. До России геридон доковылял на одной ножке, и на него немедля водрузили самовар, сделав из него чайный столик. Какая уж тут воинственность!

No0061_guéridon_Nicolas-Petit

Photo: Allot rené

Жардиньерка. Мы, как правило, держим домашние растения на подоконниках. Но если кто-то живёт попросторнее, то вполне может позволить себе жардиньерку – полку или стеллаж для цветочных горшков, в общем – маленький домашний сад.

20970498372_559b2e38af_k

Photo: gregory lejeune

Жирандоль. Подсвечник вы, может быть, успешно применяете в хозяйстве с целями романтическими или сугубо практическими – вдруг свет отключат. Так вот канделябр – это подсвечник на несколько свечей, а жирандоль – подсвечник на много свечей, с рожками по окружности, украшенный хрусталём для пущего эффекта, чтобы огоньки дробились, переливались… Мало кто может себе позволить отчищать эти красоты от воска дни напролёт, но если стремление к прекрасному сильнее вас – берите жирандоль и ставьте на геридон!

Bigelow_Chapel_girandole_set_DMA

Photo: User:FA2010

Канапе. Мы называем диваном всё, на чём может сидеть несколько человек. Раньше-то люди были куда как более изобретательны! Диванчик на тонких ножках, рассчитанный на двоих, они называли канапе. А потом уже так назвали и бутерброд – чего ж хорошее-то слово не использовать несколько раз?

8668068820_4ce7babbdd_z

Кентербери. Это подставка с ячейками для газет, нот и бумаг. Известно, что своё имя этот предмет получил от архиепископа Кентерберийского, по чьему заказу были сделаны первые образцы. Скоро они вошли в моду и появились во всех кабинетах. А вы поди-ка и не знали, какое пышное происхождение имеют пластиковые органайзеры на вашем столе?

Лонгшез. Представляете, это всего лишь шезлонг. Но отчего-то слово «лонгшез» в словаре помечено как устаревшее, а «шезлонг» всё ещё работает.

442556588_2ccaf6319e_z

Photo: Matt Gibson

Ночной столик. Как поэтично звучит! На самом деле, ночные столики были предназначены для самых низменных нужд. В нижнем выдвижном ящике держали ночной горшок, сверху на столешнице помещался таз и кувшин с водой – для гигиенических процедур. После распространения унитазов ночные столики стали бесполезны.

3342629484_940faf7d23_o

Photo: Jean-Pierre Dalbéra

Оттоманка. Восточная гостья, явившаяся к нам из томных гаремов Османской Империи. В Россию её завез сам Потёмкин – презентовал любимой Катеньке оттоманку, на которой могли уместиться человек двадцать. Какой размах! Нынче народ измельчал, и оттоманки по форме и сути приближаются к пуфам.

19CentSofaMusDF

Photo: AlejandroLinaresGarcia

Патэ. А вот тут наоборот – не диван дал имя еде, а еда – дивану. Патэ по-французски – паштет, как известно. И диван этот, мягкий и совершенно круглый, как паштет в банке, а в центре — подставка для светильника или вазы. Мало кто может разместить у себя такую красоту, потому патэ сейчас можно видеть только в холлах гостиниц, кинотеатров и проч.

Рекамье. В салоне известной мадам Рекамье завелась однажды прекрасная кушетка с изящными изгибами. Форма изголовья, спинки и подлокотников была заимствована у древнегреческого женского кресла клисмос. Светская львица принимала гостей полулежа, так её и изобразил художник. Кушетка немедленно стала популярна и получила имя своей хозяйки.

Жак - Луи Давид-Портрет мадам Рекамье

Портрет мадам Рекамье. 1810 г., Жак-Луи Давид

Сундук. Древнейшая мебель, вышедшая из употребления. Первые сундуки появились в Древнем Египте. Потом сундук поставили на бок — получился шкаф. Какой-то умелец присобачил ему ножки — стол. Потом у сундука отросла спинка — вот вам и диван. Из сундуков делали предметы роскоши: Ботичелли не гнушался расписывать сундуки-кассоне. Вот она, благодарность человечества: сундук забыт и презрен. Нет, их, конечно, много в сувенирных и антикварных магазинах, но видели ли вы тех, кто пользуется сундуками каждый день?

Old chest

Photo: McKay Savage

Топчан. Наконец-то дошло до знакомой нам мебели. Топчан – деревянная кровать без спинки, расположенная на козлах (не на самцах козы с неверным ударением, а на деревянном основании). Просто подставка, чтобы не спать на полу. Помните, Остап Бендер говорит Паниковскому: «Голодный и небритый, вы будете лежать на деревянном топчане, и никто к вам не придёт». Мрачно. И подушка, должно быть, всё время сваливается.

Умывальник. Антикварные умывальники выглядят настоящими произведениями искусства. Мраморные, бронзовые, фарфоровые сооружения с инкрустациями и росписью. И вся эта роскошь затевалась только ради умывания скудной струйкой воды, текущей из раззолоченного краника! Умели жить люди, что ни говори.

washbasin-286397_1280

Photo: pixabay

8377719806_f2b1d18be2_z

Экран. Не тот экран телевизора, куда с упоением или отвращением смотрит население. А экран перед камином, чтобы пламя жаркого очага не опаляло нежные щёчки дам, когда камин горит. И чтобы мрачные чёрные глубины не оскорбляли взоров, когда камин погашен. Экраны делали из фарфора, дерева, папье-маше, из шёлка и бархата. Их вышивали и расписывали, преподносили в дар и презентовали на память. Сейчас немногие счастливые каминовладельцы заказывают экраны из жаропрочного стекла. Photo: Justin Rickwood

История и современность офисной мебели: секретер, бюро, письменный и офисный столы


Если вы думаете что мебель — это обычная бесхарактерная и безликая вещь, то вы ошибаетесь. Взять, к примеру, офисный стол. Он ведь совершенно не похож ни на гостеприимный кухонный стол, ни на элегантный туалетный столик, или, предположим, на чопорный консольный. Офисный стол — это деловой, работящий и совершенно бесхитростный малый.

Офисный стол — понятие более современное и расширенное. На самом деле у этого стола, а, вернее, нескольких видов столов есть своя история, свое настоящее и, конечно же, свое будущее. Итак, прошу познакомиться — офисный стол.


История офисных столов


На самом деле так называемые офисные столы появились еще в начале 18 века, во времена развития промышленности, когда стали создаваться первые конторы и офисы для развития коммерческой деятельности.


А до того понятия «офисный» не было и вовсе. Были так называемые бюро и секретеры (которые пришли к нам еще с эпохи Возрождения), и которые использовались секретарями при вельможах для написания деловых писем, или небольшие столы-конторки. Ими пользовались в основном мелкие чиновники и лавочники для оформления необходимых документов.



Но не только. Известный исторический факт говорит о том, что многие знаменитые писатели охотно пользовались бюро и секретерами для написания своих бессмертных произведений. Так, например, Николай Гоголь написал свои знаменитые «Мертвые души» стоя за бюро.


Стол в стиле ар-нуво от Генри ван де Вельде

В 1899 году Генрих ван де Вельде (Henry van de Velde) разработал один из первых офисных столов в стиле «ар-нуво». И это стало толчком к дальнейшему развитию дизайна офисной мебели.


В 19 веке, когда появились телефон и пишущая машинка, столы в офисах начали видоизменяться. Конструкции столов стали простыми и «сухими». Такие столы не занимали много места и поэтому их использовали владельцы компаний, в которых было много сотрудников.


Секретеры и бюро оставались под крышей частных домов и мало видоизменялись. Правда, это свойство со временем стало только выгодным «плюсом» такого вида столов, так как антиквариат и классика нынче в моде.




Офисные же столы стали быстро развиваться с приходом таких инноваций как размещение нескольких компаний под одной крышей в больших небоскребах. Прорыв развития в дизайне произошел в 30-50-х годах минувшего века, и с тех пор идет в ногу со временем.

Виды «деловых» столов



Так называемые офисные или письменные столы имеют на самом деле несколько видов:




  • студенческий или школьный письменные столы;
  • офисный (компьютерный) стол.

Секретеры


Когда на ум приходит слово «секретер», оно сразу ассоциируется у нас с антиквариатом. И это правильно. Что же такое секретер? Секретер — это союз полки и стола. Эта «рабочая станция» была известно с древних времен и дошла до наших дней практически в неизменном виде. За что и любима.



Правда, если первоначально этот стол использовался только для хранения деловых бумаг, а также для составления необходимых документов и написания писем, то сегодня это больше чем стол-секретарь.


Секретер сегодня — это не просто красивая вещь в интерьере, но и многофункциональный стол, который используют в домашних офисах и в кабинете,





Большое разнообразие дизайна и стилистических моделей секретера делает его популярной мебелью в доме. Хотя свой строгий и деловой вид он немного подрастерял за прошедшие века.


Бюро, как и секретер, берет свое начало еще со Средневековья. Когда-то бюро не было, а были прикроватные столики и шкатулочки, в которых средневековые девицы прятали свои любовные записочки и письма от посторонних глаз. Позднее потребность столов с крышкой, прикрывающей столешницу, возросла. Секретные письма и документы было очень легко скрыть от глаз неожиданных визитеров, просто закрыв их или задвинув столешницу.


Бюро, в отличие от секретеров, имеют несколько разных видов. Это:


  • классическое бюро. Это скорее предмет декора, чем деловой стол. Его размещают в гостиных для украшения интерьера;



  • стол-бюро. Его используют вместо письменного стола в кабинетах и комнатах для подростков;



  • бюро-комод. Это уже понятно по названию — стол для хранения вещей. Его чаще всего ставят в спальнях. Он почти не отличается от обычного комода, но имеет откидывающуюся или выдвигающуюся столешницу, что удобно как дополнительное рабочее пространство. Этакий комод и кофейный столик одновременно. Какая уж тут рабочая солидность?



  • бюро-консоль. Узкий и высокий стол экономит пространство комнаты и выполняет скорее декоративную функцию, чем деловую. Правда, его можно использовать и как альтернативу письменному столу. Но много бумаг в него не вместишь. Скорее, просто можно поставить ноутбук и… собственно все.

Студенческий стол и стол-парта



Ну, эти два вида письменых столов нам знакомы с детства. Они просты и понятны по своему назначению. Сегодня такие столы используются больше в официальных учебных заведениях, чем в квартирах, но и у них есть между собой небольшие отличия.


Парта неразрывно связана со скамьей и может иметь, а может и не иметь откидные крышки для удобства.


Студенческие столы называют еще столами для пьедестала. Они могут быть как соединены с сидениями, так и иметь отдельное посадочное место. Эти столы бывают как с «леворукими», так и «праворукими» пьедесталами-столешницами. Встречаются и с двумя одновременно.


Эти письменые столы, как правило, сделаны ниже обычных офисных столов — для удобства детей и подростков и их чаще всего устанавливают в детских комнатах.

Офисный и компьютерный столы





Современный офисный стол как правило многофункционален и имеет множество различных моделей.



В последнее время он распространен не только в больших офисах, но и в обычных квартирах. Это незаменимый помощник не только для взрослых, но и для школьников.






Компьютерный стол — одна из разновидностей офисного стола. На сегодня легкие модели этих столов очень популярны среди творческих и деловых людей: дизайнеров, художников, бизнесменов…



Сегодня офисные столы — это не просто рабочая мебель, но и прекрасный пример творчества дизайнеров. Эти столы вдохновляют одних и помогают работать другим. Работать — с удовольствием!

Словарь названий мебели и предметов обстановки

Буфет (фр.) - шкаф для хранения посуды, столового белья, закусок, напитков.

Бюро (фр.) - род письменного стола с выдвижной крышкой и ящиками для хранения бумаг. В зависимости от назначения различают бюро-кабинет, бюро-поставец, бюро-секретер, бюро-шкаф.

Вешалка - полка или стойка с крючками или колышками (а также отдельный крючок) для вешания платья и головных уборов.

Витрина (фр.) - застекленный ящик, шкаф для показа музейных экспонатов.

Гардероб (фр.) - шкаф для одежды.

Диван (перс.) - род мебели большого размера, мягкой, полумягкой и жесткой, для сидения и лежания.

Жардиньерка (фр.) - ящик или корзинка для комнатных цветов.

Козетка (фр.) - двухместный диванчик без спинки, с высокими боковинками.

Комод (фр.) - род невысокого шкафа с выдвижными ящиками (для белья, различных мелких домашних вещей и т. п.)

Кресло - род широкого стула с ручками-подлокотниками.

Кушетка (фр.) - род дивана с изголовьем, но без спинки.

Лавка - скамья, обычно прикрепленная к стене.

Ларец - ящичек для хранения драгоценностей, каких-либо мелких предметов и т. п., часто с отделкой, украшениями; шкатулка.

Ларь - большой деревянный ящик для хранения разных вещей, продуктов.

Оттоманка (тур.) - широкий мягкий диван с подушками, заменяющими спинку.

Полка - доска, горизонтально укрепленная на стене или в шкафу и предназначенная для посуды, книг и т. п., а также несколько таких досок, скрепленных вместе и служащих для той же цели.

Псише (фр.) - старинное зеркало в раме с особыми стержнями, благодаря которым его можно устанавливать в наклонном положении.

Секретер (фр.) - род письменного стола или шкафа с выдвижной или откидной доской для письма и ящиками для бумаг.

Сервант (фр.) - низкий буфет для хранения посуды и столового белья.

Скамья, скамейка - приспособление для сидения, сделанное чаще всего из доски или тонких досок на стойках.

Софа (фр.) - широкий низкий диван с ручками того же уровня, что и спинка.

Стол - род мебели (в виде широкой доски или нескольких досок, соединенных вместе и укрепленных в горизонтальном положении на одной или нескольких ножках), на которую ставят или кладут что-либо при работе, еде и т. п. Различают столы: письменный, консоль (подставка под зеркало), ломберный (для игры в карты), шахматный, бобик, бюро, чертежный, конторский и т. д.

Стул - род мебели, обычно со спинкой, для сидения одного человека.

Сундук - большой ящик с крышкой и замком для хранения вещей, ценностей.

Табурет (фр.) - род простой мебели для сидения в виде квадратного или круглого стула без спинки.

Тахта (тюрк.) - широкий диван без спинки.

Трельяж (фр.) - трехстворчатое зеркало.

Трибуна (лат.) - возвышение для выступления оратора; сооружение с повышающимися рядами мест на стадионах, площадях для публики, зрителей или лиц, принимающих парады, приветствующих демонстрации и т. п.

Трон (греч.) - богато украшенное кресло на специальном возвышении, престол - место монарха во время официальных приемов и иных торжественных церемоний.

Трюмо (фр.) - высокое стоячее зеркало, обычно помещенное в простенке.

Туалет (фр.) - столик с зеркалом (зеркалами), за которым одеваются, причесываются.

Тумбочка - небольшой, невысокий шкафчик, обычно у кровати.

Этажерка (фр.) - род мебели в виде нескольких, расположенных одна над другой полок на стойках.

Шифоньерка (фр.) - небольшой шкаф для хранения белья, платья и других принадлежностей туалета.

Шкаф - род мебели, представляющий собой большой стоячий ящик с дверцами для хранения чего-либо.

Обиход писца

Калужский коллекционер Сергей Нелюбов воссоздал рабочее место русского писца конца XVIII века. Уникальная коллекция собиралась двадцать лет и впервые была выставлена в День славянской письменности и культуры в Музее книги Российской государственной библиотеки (РГБ).

Текст: Алексей Макеев. Фото: Андрей Семашко.

Главным экспонатом выставки "Русские письмена. Обиход писца" стал стол писца рубежа XVIII–XIX веков. На первый взгляд простенький деревянный ящик с наклонной столешницей.

"Стол писца — вещь редчайшая, — рассказывает Сергей Иванович, — ни в ГИМе, ни в каком другом музее нет рабочего места писца с полным набором инструментария и утвари, которыми он пользовался. Сохранились аристократические бюро XVIII века, небольшие дорожные сундучки для письменных принадлежностей конца XIX века, а самого обычного стола, за которым работал русский писарь, нет. Порой за такой стол выдают скрипторий, что, конечно же, некорректно — это западноевропейский предмет".

Стол писца Сергей Иванович искал много лет. Раритет был найден в заброшенной деревне в Архангельской области. Старый дом оказался наполнен мебелью XVIII–XIX веков: сундуками, поставцами, столами, шкафами, зеркалами, светцами. Скорее всего, в доме жили староверы, которые оставили его в послевоенные годы. Чтобы вывезти оттуда предметы, пришлось строить через реку временный мост на сваях. Стол писца, конечно, выглядел не как на выставке — на его реставрацию ушел целый год. Подставку стола и лавку для писца делали по заказу из дуба — так же, как в старину, без гвоздей, выравнивая доски топором.

Как работал в былые века писарь, иллюстрирует картина Виктора Васнецова "Нестор-летописец" и похожее изображение монаха-переписчика на старинной карандашнице. "Изображения эти очень условные, — объясняет Сергей Нелюбов, — Васнецов явно не ставил задачу исторически точно отобразить обстановку летописца. Карандашница по времени изготовления также относится к рубежу XIX–XX веков. Если основываться на исторических источниках, то представить в деталях рабочее место русского писца довольно сложно. Ясно одно: до XVIII века книги переписывали на коленках. И даже позднее, когда уже появились специальные столы. Встречаются миниатюры и гравюры, где изображен переписчик, который работает на коленках, а книга и письменные принадлежности лежат на столе, подобном тому, что нашли в Архангельской области".

В конце XVIII века книги в России уже не переписывали — во всяком случае, массово. Стол, представленный на выставке, мог служить для написания документов и писем. Возможно, им пользовался войсковой или волостной писарь, а может быть, дьяк, служивший при священнике. Для удобства транспортировки у стола имеются две большие кованые ручки. Писарь мог брать с собой этот стол для работы на выезде, погрузив его на телегу. Однако Сергей Иванович полагает, что, скорее всего, данный стол — из обихода старообрядцев, которые занимались переписыванием книг и в XIX веке.

БОРОДОЧЁС, ПЕСОЧНИЦА И МЕДВЕЖИЙ КЛЫК

"Внутри стола под крышкой хранился инструментарий писца и некоторые расходные материалы, — продолжает Сергей Иванович. — Вот на этот счет есть определенная историческая ясность. Авторитетные исследователи XIX–XX веков подробно описали то, чем пользовался книгописец. Чернильница, песочница, свете́ц или подсвечник, съёмы для снятия нагара, гасильник для свечей, ножницы кованые, "кóлка", или на современном языке "шило", лощи́лка для разглаживания бумаги или кожи, графья́ для черчения, скóбельник, пéрник, нож перочинный. В перниках носили гусиные перья, чтобы их не сломать. Кстати, перья брали из левого крыла гуся — так получается удобное эргономичное перо для правшей. Левши, соответственно, наоборот, использовали перья из правого крыла. Но левшей среди пишущей братии было крайне мало. Перо сначала опускали в горячий песок, потом затачивали под определенным углом и расщепляли. Для этого изначально и служил перочинный нож. Как видите, он совсем не маленький".

Скобельник — не что иное, как инструмент для исправления ошибок: острым концом ошибку зачищали, гладким — заглаживали. Скобельник вызвал особый интерес у посетивших выставку научных сотрудников РГБ — с таким предметом они познакомились впервые. Так же как и с песочницей. Песок служил "промокашкой" для только что написанного текста, поэтому в конвертах с письмами того времени часто можно было слышать пересыпающийся песок. Песочницу, напоминающую "лампу Аладдина", Сергей Иванович то и дело берет в руки, чтобы продемонстрировать посетителям, как работает "песчаная промокашка". А неспециалистов на выставке особенно удивлял клык медведя, служивший лощилкой — инструментом для разглаживания бумаги.

В деревянном пенале для свечей лежат восковые свечи. Хотя до начала XX века свечи были в основном сальные. Теперь их не найти. Основу сальных свечей составлял топленый говяжий или бараний жир. Ясно, что при таком составе ими любили лакомиться мыши, и во времена голода сальные свечи шли в пищу. Надо сказать, писцы были в особых отношениях с сальными свечами. Известно, что свечи помогали совершать якобы случайное уничтожение документов. Достаточно было писцу оставить на ночь свечу, завернутую в текст, или поставить подсвечник так, чтобы жир капнул на бумагу — мыши съедали свечу вместе с документом.

Есть в экспозиции очень необычный подсвечник, хоть он и не из обихода писца. Донышко подсвечника служит круглой печатью. "Священник Волков" отпечатывается, если поставить подсвечник на горячий сургуч или воск.

А что это за странный медный гребень среди предметов в столе? "Бородочёс, — объясняет коллекционер. — Здесь он потому, что мой писец был бородатый и усатый. Это весьма интересный бородовой гребень XVIII века. В его прорезной форме читается вся картина мироздания: кони, бегущие по небосводу, древо жизни, пустившее могучие корни в землю, и солярные знаки, украшающие всю поверхность. Также у меня есть "бородовой знак". На этом монетовидном жетоне изображены борода и усы с указанием года, за который уплачен налог на бороду. Но к писцу это вряд ли могло относиться. Налог на бороду, введенный Петром I, обязаны были платить представители знати, на простолюдинов это не распространялось".

ЧЕРНИЛА "КОПЧЕНЫЕ" И "ОРЕШКОВЫЕ"

Чернильниц у Нелюбова — целая коллекция. Если бы не вставленные в них гусиные перья, сложно узнать в этих плоских металлических предметах чернильницы. Одну из них, с изображением льва и единорога — символом Московского печатного двора — Сергей Иванович подарил Музею книги. Как ни странно, среди экспонатов музея ни одной русской медной чернильницы нет. Большинство чернильниц были подвесные — их носили на поясе или на шее. Редчайший экземпляр — большая восьмигранная чернильница с надписью: "1718 году чернильница Родиона Васильева сына Токалова". Не меньшая редкость — чернильница со смешным "секретом". На ее пробке изображена птица: с одной стороны — гордый вид спереди с распущенными крыльями, с другой — вид сзади, одна гузка.

Наливали чернила в узкое горлышко чернильницы через "чивьé" — ложку, в центре которой делали отверстие. Ложка на столе писца лежит, но целая. "Продырявить экспонат у меня рука не поднялась, — говорит Сергей Иванович, — простая народная ложка XVIII века — довольно большая редкость. А такого рода ложку или посуду, скажем, XVI века вообще найти невозможно".

Что касается чернил, то это самый изученный предмет в работе писца. Сохранились сведения о том, как готовили чернила на Руси начиная с XV века. Самые простые — "чернило копчёно" из сажи с "вишнёвым клеем". Чернила варили из коры деревьев вместе с железными предметами, в качестве кислоты добавляя уксус, ягоды растений, кислые щи, квас, брагу. Самыми лучшими и долговечными считались "орешковые" чернила. Их изготавливали из "орешков-галлов" — шаровидных наростов на ветвях и листьях дуба. "Орешки" замачивали в воде с медным купоросом, применяя различные добавки — в разных регионах свои. В коллекции Нелюбова есть футляр для таких "орешков", по форме напоминающий дубовый лист. Вещь уникальная, предназначение футляра определили по тому, что найден он был вместе с лежащими внутри галлами.

Представленное на выставке письмо в Калугу 1826 года написано как раз "орешковыми" чернилами. Текст прекрасно сохранился. Безвестный купец просит купца Абрама Леонтьевича Тишкова в "Железном ряду" прислать "поскорее 300 безменов ременных", при этом "цену лишнюю не полагать".

ОТ ДОСКИ ДО ДОСКИ

Надо сказать, что в старину книгописцы не только сами чернила готовили, но и выполняли несложную работу по оформлению книг. Для этого в столе хранились маленькие горшочки, где мыли кисти и разводили краски; ступка — для растирания красок. У одного из глиняных горшков дно сточено так, чтобы он стоял под удобным наклоном. Судя по следу, стачивали дно о кирпич или жернов. Писец мог рисовать орнаменты в тексте, делать оттиски иллюстраций с помощью ксилографических досок. Одна из таких досок — с изображением сцены Благовещения Пресвятой Богородицы — имеется в коллекции. Возраст — около 300 лет. Сюжет рисунка искусно вырезан штихелем на деревянном брусочке из груши.

"Я испортил 20 листов, пока у меня получилось сделать оттиск с помощью этой доски, — делится впечатлениями Сергей Нелюбов. — Очевидным способом — как сейчас ставят печати — это никак не получалось сделать. Пришлось расспрашивать стариков-староверов, которые еще помнят, как пользоваться ксилографическими досками. Сначала нужно валиком раскатать типографскую краску на плотную бумагу или фанеру, добиваясь его однородного смачивания. Затем смоченным валиком прокатить по резному изображению на доске-штампе, далее прикладывают лист и обычной медной или оловянной ложкой доводят оттиск "до ума".

Для тиснения украшений на коже переплетов использовали специальные клише, штампы, басмы, роли, также собранные калужским коллекционером. Переписчики могли сами закреплять книжные застежки. Обложки, как правило, представляли собой тонкие дощечки — отсюда и пошло выражение "прочитать от доски до доски". В торец одной дощечки крепили застежку, в торец другой — ответную часть. В коллекции Сергея Нелюбова 35 разнообразных застежек: с изображениями святых (судя по большим ключам в руках, чаще других на застежках фигурирует святой апостол Петр), с оригинальными растительными и геометрическими орнаментами, стилизованными птицами, фигурками ангелов, старообрядческой символикой, с изображениями светских особ, смотрящих друг на друга с парных застежек. В столе писца лежит миниатюрный молоточек на костяной ручке — им застежки прибивали. Запас мелких гвоздиков — на любой случай: для медных застежек — медные гвозди, для серебряных — серебряные, для золотых — золотые.

Свою коллекцию Сергей Нелюбов собирал двадцать лет. Почти все предметы найдены в Калужской и Московской областях. Подсвечник "священника Волкова" — из города Кирова Калужской области. На чердаке старого дома его нашел школьный учитель труда Александр Мохначёв. "Колка" — из деревни под городом Сухиничи. Уникальный гасильник для свечи с фигурой монаха найден возле города Бронницы и подарен Нелюбову московским коллекционером Дмитрием Радченко. Старинные кисти — подарок москвича Сергея Тарасова, у которого предки были художниками и передавали кисти из поколения в поколение.

Ну а первыми предметами в коллекции стали книжные застежки.

"ПРИ СЛАВЕ БУДИ СМИРЕН"

Стол писца дополняют предметы из других эпох. Стеклянная мухоловка XIX века — изделие Дятьковского стекольного завода Орловской губернии. Напоминает большую лабораторную колбу. Вместо дна — загнутые внутрь края. Мухоловка ставится на блюдце с вареньем-приманкой, мухи заползают под стекло и выбраться оттуда не могут — кружат по мухоловке до потери сил. Чтобы насекомые недолго жужжали и быстро погибали, в загнутые края мухоловки наливали мыльную воду. Хотя кто как. Есть сведения, что общим развлечением чиновников-бездельников на службе было разглядывание летающих в мухоловке мух. В Финляндии такие мухоловки производят до сих пор и с успехом используют по назначению. Надо сказать, предмет этот мог быть и у писца XVIII века — в России подобные мухоловки тогда уже делали из толстого зеленого стекла.

Разлинованная черная дощечка — не что иное, как "аспидная", или "грифельная", доска, служившая в церковно-приходских школах учебной "тетрадью". Для досок использовался черный сланцевый камень, который разрезали пилами и вставляли в деревянную рамку. Доски разлиновывали по-своему для письма и математики. Ученики писали мелом, грифелем или алюминиевым стержнем.

А вот ученическая доска X–XI веков — цера, залитая воском. Эту дощечку по заказу Сергея Ивановича изготовили из можжевельника как точную копию древнерусской церы. Металлические заостренные стержни-писáла, с помощью которых по воску чертили буквы, подлинные, 10 редких экземпляров с различными украшениями. Кстати, писать по воску, а также заглаживать написанное обратной стороной писала вполне удобно.

В экспозиции выставлены удивительные перстни-печатки, нательный крест и копоу́шки с надписями, выполненными замысловатой вязью. Написанное нужно разгадывать как сложнейший ребус. "При славе буди смирен" — выведено на перстне изречение Александра Македонского; на другом перстне значится "Печать Григорья Фомина с насады". "Насáда", как объяснил коллекционер, это большая древнерусская лодка. Некоторые надписи выполнены тайнописью, так что прочитать их однозначно невозможно.

В конце экскурсий Сергей Иванович предлагал посетителям предметы-загадки — необычные вещицы из прошлых столетий из кунсткамеры своего частного музея "Вотчина". Никто ничего отгадать не смог. В самом деле, очень сложно узнать в странных костяшках шахматные фигурки XII века. Или понять, что складной серебряный венчик служил светским дамам для размешивания шампанского в бокале. Да и открыть ключом изящный кованый замок-лошадку, на который запирается стол писца, никто не смог.

Однако, как признается Нелюбов, в столе писца не хватает еще трех вещей: линейки, "карамсы" и циркуля (по-старому — "кружáла"). Как ни странно, обычную линейку XVIII века чрезвычайно трудно найти. "Карамсá" (или "кéракса", "тираксá") — инструмент для линования бумаги. Представляет собой рамку с натянутыми жилами животных или веревками, которые вдавливали в бумагу тяжелым предметом. Сергей Иванович пытается отыскать и эти редчайшие вещи: тогда можно будет увидеть "полный комплект" русского писца.

Читайте также: