Стаканчики граненые стояли на столе

Обновлено: 23.01.2025

Старая, но незабытая песня. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ СТАКАНЧИКИ ГРАНЕНЫЕ Стаканчики граненые Упали со стола, Упали да разбилися, Разбилась жизнь моя. Мне, бедной, тех стаканчиков Граненых не собрать, И некому тоски своей Да горя рассказать. Не бьется сердце бедное — Я одинока вновь, Прощай, ты радость светлая, Прощай, моя любовь. Стаканчики граненые Упали со стола, Упали и разбилися – Разбилась жизнь моя. * * * Есть ещё варианты этой песни: СТАКАНЧИКИ ГРАНЕНЫЕ Стаканчики граненые упали со стола, Упали и разбилися, разбилась жизнь моя. Упали и разбилися, их больше не собрать, Про жизнь мою несчастную кому бы рассказать? Я милого любила, и он меня любил, Да что-то с ним случилось, любил да вдруг забыл. Пойду я в лес высокий, где реченька течет, Она меня, глубокая, к себе всегда возьмет. Когда меня достанут с того речного дна, Тогда злодей узнает, как я была верна. Стаканчики граненые упали со стола, Упали и разбилися, разбилась жизнь моя. С фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 1, ZeKo Records, 1996. * * * Стаканчики граненые… Стаканчики граненые упали да со стола, <Романы, моды>, красавица да бросила меня. Не бьется сердце бедное, и одинок я вновь, Прощай, ты радость светлая, прощай, моя любовь! Разлука, ты разлука, чужая да сторона, С тех пор, когда граненые упали да со стола. Мне на полу стаканчиков разбитых да не собрать И некому тоски своей и горя рассказать. Стаканчики граненые упали да со стола, <Романы, моды>, красавица да бросила меня. С фонограммы Виктора Луферова, альбом «Еще звенит в гитаре каждая струна…», ООО «Московские окна», 1996, с прим.: «Из репертуара П. Лещенко». Вторая строка неразборчиво. В сборнике "Очи черные: Старинный русский романс" (М., Эксмо, 2004, стр. 212) портрет Петра Лещенко помещен на фоне нотной страницы этого романса, где указано следующее авторство: "СТАКАНЧИКИ ГРАНЕННЫЕ. Старинная мелодия с напева Оли Макаровой. Слова Г. Б. Гридова. Музыкальная обработка Б. А. Прозоровского". В 1936-37 гг. Петр Лещенко записал песню на пластинку фирмы "Колумбия", WHR809, автором указан Борис Прозоровский. * * * Стаканчики граненые Стаканчики граненые Стояли на столе. Возлюбленная парочка Встречалась при луне. А ветер занавесочку Тихонько шевелит, А милый под окошечком С другою говорит. Заходит милый в комнату, Мимо меня идет, И на меня не смотрит он, Руки не подает. Скажи, скажи, мой миленький, Скажи, который час, Еще скажи, любимый мой, Когда разлука у нас. Стаканчики граненые Упали со стола, Упали и разбилися, А с ними жизнь моя. В нашу гавань заходили корабли. Вып. 4. М., Стрекоза, 2001. * * * Существует еще множество вариантов этой песни, что говорит о том, что она была довольно популярна и поэтому ее часто переделывали на свой лад.

Цитаты. ----------------- „Между Россией и Западом не может быть союза ни ради интересов, ни ради принципов, мы, русские, должны неизменно помнить, что принципы, на которых стоят Россия и Европа, столь противоположны, столь взаимно отрицают друг друга, что жизнь одной возможна только ценой смерти другой. Следовательно, единственная естественная политика России по отношению к западным державам, это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными — по бессилию.“ /Федор Иванович Тютчев, 1864 г./

НАТАЛЬЯ ПУШКИНА
И просто ли испить такую чашу —
Подругой гения вдруг стать в осьмнадцать лет?
Наталья Николаевна, Наташа,
И после смерти вам покоя нет.
Была прекрасна — виновата, значит,
Такое ясно каждому, как день.
И негодуют, сетуют, судачат,
И судят-рядят все, кому не лень.
А просто ли испить такую чашу?
И так ли весело и гладко шли
Дела у той, что сестры звали «Таша»,
А мы — великосветски! — «Натали»?
…Поэта носит по степям и хатам,
Он у Емельки Пугача «в плену».
Лишь спрашивает в письмах грубовато,
По-русски, по-расейски: «Ты брюхата?» —
Свою великосветскую жену.
И на дворе на постоялом где-то
Строчит ей снова: «Не зови, постой».
И тянутся прелестницы к поэту,
И сам он, как

При долине - куст калины,
В речке тихая вода…
Ты скажи, скажи, калина,
Как попала ты сюда?
Как-то раз ко мне весною
Парень бравый прискакал,
Любовался долго мною,
А потом с собой забрал.
Он хотел меня, калину,
Посадить в своём саду.
Не довёз, и в поле бросил,
Думал, что я пропаду.
Я за землю ухватилась,
Встала на ноги свои
И навеки поселилась,
Где вода и соловьи!
Ветер гнёт калины ветви,
Да я теперь не пропаду!
Надо мною солнце светит,
Я по-прежнему живу!
/Русская народная песня/

"ЗОЛОТО" ИЗ КИТАЯ Вы наверняка помните мой пост про еду, которую – парадокс! – нельзя было есть. Словно идеальное дополнение к ней, в домах богатых людей в старой России и Европе стояла посуда, которую почти НЕ подавали на стол. Конечно, это китайский фарфор. Фарфор – моя слабость, и я понимаю китайского поэта, который назвал его «звонким как нефрит» и «превосходящим блеском иней и снег». Этот удивительный материал изобрели в Китае в 7-9 веках. В 13 в. о нём узнали в Европе, в 15-м – на Руси, но не проявили интереса. А на Западе фарфор ценился буквально на вес золота, и назывался - «белым золотом»! В 16 столетии французский писатель Луи Гюйон сказал, что при дворе государей «драгоценны

Я знал тебя, моя рябина.
Ты на околице села
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода,
А ты — всем горестям назло —
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озерное стекло.
/ В. Рождественский/

На строительство Тихоокеанской железной дороги в Респ. Саха Якутия от Эльгинского угольного месторождения до залива Удская губа, Охотского моря.
- Электрогазосварщики (НАКС) -з/п 180 000 руб/мес.
- Электрогазосварщики (без НАКС) - з/п 160 000 руб/мес.
- Электромонтажник - з/п 140 000 руб/мес.
- Электрослесарь (слесарь) дежурный по ремонту оборудования 5-6 разряда - з/п 140 000 руб/мес.
- Монтажник ТТ - з/п 140 000 руб/мес.
- Арматурщик - з/п 140 000 руб/мес.
- Плиточник - з/п 140 000 руб/мес.
- Машинисты экскаватора - з/п 180 000 руб/мес.
- Машинисты бульдозера - з/п 180 000 руб/мес.
- Машинисты фронтального погрузчика - з/п 180 000 руб/мес.
- Машинист автогрейдера - з/п 180 000 руб

Цитаты .
--------------------
"Не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена,чуть только Россия их освободит, а Европа согласится признать их освобожденными".
"Начнут они непременно с того, что . объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью; напротив, что от властолюбия России они спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта. А не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же "имея в виду расширение границ и основание великой всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому пле

В ЧЕМ СВЯТОСТЬ СВЯТОЙ РУСИ? ----------------------------------------------------------- "Хотелось бы еще раз задуматься о смысле выражения «Святая Русь». Почему из всех эпитетов к слову «Русь» подошел лишь эпитет «святая»? Почему Англия у нас старая и добрая, Германия – великая, Франция – прекрасная, Америка – свободная, а Русь – святая? Можем ли мы сказать, что здесь имеется в виду актуальная святость русского народа? Вряд ли. Грех на Руси был всегда силен. Порой кажется, что русский народ как-то особенно склонен ко греху. Часто наши святители прославлялись кроме прочего за то, что усиленно боролись с безнравственностью и даже порочностью своей паствы, идущими от забвения церковной жизни. Во все времена на Руси можно найти описания плачевного состояния народной нравственности. В чем же тогда святость Руси? Кто-то может сказать, что она заключается в наших святых. Но православные святые были и есть в различных странах – и в языческих, и в мусульманских. И на территории Турции жило множество святых, но никому не приходит в голову применить к ней выражение «Святая Турция». В рассказе Василия Никифорова-Волгина «Отдание Пасхи» есть один характерный эпизод, который может помочь в раскрытии нашей темы. «Мы дошли до ночлежного дома. Сели на скамью. Около нас очутились посадские, нищебродная братия, босяки, пьяницы и, может быть, воры и губители. Среди них была и женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками. – В древние времена, – рассказывал Яков, – после обедни в Великую субботу никто не расходился по домам, а оставались в храме до Светлой заутрени, слушая чтение Деяний апостолов… Когда я был в Сибири, то видел, как около церквей разводили костры в память холодной ночи, проведенной Христом при дворе Пилата… Тоже вот: когда все выходят с крестным ходом из церкви во время Светлой заутрени, то святые угодники спускаются со своих икон и христосуются друг с другом. Женщина с лиловым лицом хрипло рассмеялась. Яков посмотрел на нее и заботливо сказал: – Смех твой – это слезы твои! Женщина подумала над словами, вникла в них и заплакала». В реакции этой женщины можно увидеть ответ на вопрос о смысле выражения «Святая Русь»: Русь свята, потому что святость является ее непреходящим идеалом, потому что самый ни на есть падший на Руси человек знает, что «есть такая страна, где правда живет», и что любой, даже последний грешник на Руси, может в эту страну вернуться. «Женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками» находилась на самом дне не только социальной, но и моральной лестницы. Тем не менее нескольких слов вразумления хватило, чтобы привести ее в сокрушение. Русский народ всегда был как бы пропитан идеалом святости. В какую бы нравственную пропасть ни пал русский человек, он всегда реально осознавал свое падение и всегда помнил направление для возвращения к Богу. Здесь можно выделить две составляющие: осознание своей греховности и вера, что Бог силен поднять человека с любого дна. Русскому характеру свойственно признавать свою преступность. Без этого признания покаяние становится невозможным. В рассказе одного из русских художников повествуется, как продажная женщина с возмущением отказывается позировать для картины, когда узнаёт, что живописец пишет с нее Божию Матерь. В «Рассказе о семи повешенных» Леонида Андреева наряду с другими рассказывается об убийце и грабителе Мишке Цыганке и упоминается, что «с полной откровенностью, совершенно искренно, он называл себя разбойником и с иронией относился к тем, которые по-модному величали себя “экспроприаторами”». Мало того, он знает, что за лихие дела ждет его страшное воздаяние в вечности: «Прощай, барин! – громко сказал Цыганок. – На том свете знакомы будем, увидишь когда, не отворачивайся. Да водицы когда испить принеси – жарко мне там будет». Для сравнения: во Франции в конце прошлого столетия проводился социологический опрос, французам был предложен вопрос: спасетесь ли вы? 90% опрошенных ответили: какие могут быть сомненья, конечно – да. В России такой результат невозможен даже в наши дни. Впрочем, само по себе признание своей греховности было бы бесплодно. Но подкрепленное верой в Бога, в существование святости и стремлением к этой святости, оно способно переродить человека. И эта вера всегда жила в нашем народе. Надеемся, что не умерла она и сейчас. Неодолимость идеала святости и чувство собственной греховности в русском народе делали возможными обращение легендарного Кудеяра-атамана и реального разбойника Опты – основателя Оптиной Пустыни. Вера и покаяние – вот основы духовной жизни, которые превратили «Русь изначальную», языческую в Русь святую, и, пока мы еще осознаем свою греховность и сохраняем веру в живого спасающего Бога, у нас есть надежда на то, что выражение «Святая Русь» для нашего времени не является историческим анахронизмом". Андрей Горбачев.

Осенняя грусть
Надежда Кочергина
У меня здесь, Осень наступила,-
Мне она ровесница,- и с ней
Тоже, не на шутку загрустила,
Только, я немного веселей!
Даже в дождь холодный и промозглый,
Верю, наша грусть не навсегда,-
Всё пройдёт, как удивлённый возглас,
Снова, позитив придёт сюда!
Да и грусть, ведь это - не унынье,
Это, лишь эмоция тоски,-
В платье золотом на кринолине
Осень сыплет под-ноги листки.
И уже, весёленькие нотки
Закружились яркою листвой!
Слышу, где-то в грусти этой кроткой,
Журавлиный клик над головой.
© Copyright: Надежда Кочергина, 2022
Свидетельство о публикации №122091205118

Стаканчики граненые стояли на столе

СТАКАНЧИКИ ГРАНЕНЫЕ

Стаканчики граненые упали со стола,
Упали и разбилися, разбилась жизнь моя. (2 раза)

Упали и разбилися, их больше не собрать,
Про жизнь мою несчастную кому бы рассказать? (2 раза)

Я милого любила, и он меня любил,
Да что-то с ним случилось, любил да вдруг забыл. (2 раза)

Пойду я в лес высокий, где реченька течет,
Она меня, глубокая, к себе всегда возьмет. (2 раза)

Когда меня достанут с того речного дна,
Тогда злодей узнает, как я была верна. (2 раза)

Стаканчики граненые упали со стола,
Упали и разбилися, разбилась жизнь моя. (2 раза)

С фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 1, ZeKo Records, 1996.


Идентичный финал ("Пойду я в лес высокий. как я была верна") - также в песне "По муромской дорожке".


СОВЕРШЕННО ДРУГИЕ ВЕРСИИ (6)

1. Стаканчики граненые…

Стаканчики граненые упали да со стола,
ы, моды>, красавица да бросила меня.

Не бьется сердце бедное, и одинок я вновь,
Прощай, ты радость светлая, прощай, моя любовь!

Разлука, ты разлука, чужая да сторона,
С тех пор, когда граненые упали да со стола.

Мне на полу стаканчиков разбитых да не собрать
И некому тоски своей и горя рассказать.

С фонограммы Виктора Луферова, альбом «Еще звенит в гитаре каждая струна…», ООО «Московские окна», 1996, с прим.: «Из репертуара П. Лещенко».


Вторая строка неразборчиво. В сборнике "Очи черные: Старинный русский романс" (М., Эксмо, 2004, стр. 212) портрет Петра Лещенко помещен на фоне нотной страницы этого романса, где указано следующее авторство: "СТАКАНЧИКИ ГРАНЕННЫЕ. Старинная мелодия с напева Оли Макаровой. Слова Г. Б. Гридова. Музыкальная обработка Б. А. Прозоровского". В 1936-37 гг. Петр Лещенко записал песню на пластинку фирмы "Колумбия", WHR809, автором указан Борис Прозоровский.


2. Стаканчики граненые

Стаканчики граненые
Стояли на столе.
А парочка влюбленная
Сидела при луне.

Стаканчики граненые
Упали со стола,
Упали и разбилися –
Разбилась жизнь моя.

Ах, некому стаканчиков
Граненых подобрать.
Ах, некому беды своей,
Печали рассказать!

Вот ветер занавесочку
Тихонько шевелит…
А милый под окошечком
С другою говорит…

Песни нашего двора / Авт.-сост. Н. В. Белов. Минск: Современный литератор, 2003. – (Золотая коллекция).


3. Стаканчики гранёные

Стаканчики гранёные
Упали со стола.
Упали да разбилися -
Разбилась жизнь моя.

Мне бедному стаканчиков
Гранёных да не собрать.
И некому тоски своей
И горя да рассказать.

Не бьётся да сердце бедное,
И одинок я вновь
Прощай, ты радость, светлая!
Прощая, моя любовь!

Стаканчики гранёные
Упали да со стола.
Упали, да разбилися -
Разбилась жизнь моя.

Исполняется также куплет:

Разлука, ты разлука, -
Чужая сторона
С тех пор, когда гранёные
Упали да со стола.

Из архива проф. Владимира Ивановича Извекова , прислано им 16.11.2009.


4. Стаканчики гранёные

Стаканчики гранёные упали со стола, -
Рамды. Рамды - красавица
Да бросила меня!
Тарида, рида, тарида, да бросила меня!
Тарай!

Не бьётся сердце бедное,
И одинок я вновь,
Прощай ты, радость светлая,
Прощай, моя любовь!
Тарида, рида, тарида, прощай, моя любовь!
Тарай!

Разлука ты, разлука,
Чужая сторона,
С тех пор, когда гранёные
Упали да со стола!
Тарида, рида, тарида, упали да со стола!
Тарай!

Мне на полу стаканчиков
Разбитых да не собрать,
И некому тоски своей
И горя рассказать!
Тарида, рида, тарида, и горя рассказать!
Тарай!

Стаканчики гранёные упали со стола,-
Рамды. Рамды - красавица
Да бросила меня!
Тарида, рида, тарида, да бросила меня!
Рамды – красавица да бросила меня!


5. Стаканчики гранёные
(Подайте мне гитару)

Стаканчики гранёные упали со стола,
Упали и разбилися, а с ними жизнь моя!
Ах, на ни, на ни на.
Ах, на ни, на ни на.

Подайте мне гитару, налейте мне вина,
Найдите мне мальчонка, в кого я влюблена!
Ах, на ни, на ни на.
Ах, на ни, на ни на.

Подали мне гитару, налили мне вина,
Но не нашли мальчонку, в кого я влюблена!
Ах, на ни, на ни на.
Ах, на ни, на ни на.

Из архива проф. Владимира Ивановича Извекова , прислано им 16.11.2009.

6. Стаканчики граненые

Стаканчики граненые
Стояли на столе.
Возлюбленная парочка
Встречалась при луне.

А ветер занавесочку
Тихонько шевелит,
А милый под окошечком
С другою говорит.

Заходит милый в комнату,
Мимо меня идет,
И на меня не смотрит он,
Руки не подает.

Скажи, скажи, мой миленький,
Скажи, который час,
Еще скажи, любимый мой,
Когда разлука у нас.

Стаканчики граненые
Упали со стола,
Упали и разбилися,
А с ними жизнь моя.

В нашу гавань заходили корабли. Вып. 4. М., Стрекоза, 2001.

Стаканчики граненые.

Есть песни, которые мы, по мере своего взросления, считали народными, а на самом деле у них оказывались вполне известные авторы. Вот одной из таких песен является "Стаканчики граненые" . Сложно дать ей определение: русская? Да. Цыганская? Да. Ресторанная? Да. Любимая многими? Да. И так можно до бесконечности. Не зря же у нее такое количество исполнителей. Причем, интересно, что многие переделывали ее текст так, что трудно было понять, та ли это песня. Для меня она все время звучала в исполнении Петра Лещенко и его версия является эталонной.

Петр Лещенко

Я с большим интересом смотрел сериал "Петр Лещенко. Все, что было" . И мне понравился исполнитель роли Лещенко Хабенский. Сначала я не очень воспринимал исполнение Стебунова-Хабенского, но прислушавшись даже рад, что они не копировали знаменитого певца, а дали свои версии его песен. Вот вариант Хабенского.

Никто из нас не видел вживую Петра Лещенко на сцене, но мне хочется верить, что именно так и было.

Всех не упомнишь, кто за такую почти столетнюю историю песни ее спел. Но я постарался найти разных исполнителей - и профессионалов и любителей. И очень надеюсь, что такое короткое путешествие в историю русской песни вам понравится.

Нелли Волшанинова исполняет эту песню уже на цыганский манер. И с измененным от оригинала текстом. Практически получилась совсем другая песня. С другим смыслом.

Ну, а кто же авторы этой песни? К сожалению, оба они умерли не своей смертью. Один погиб на фронтах Великой отечественной войны, а второй умер или был расстрелян в сталинских застенках в 30-е годы. Но обо всем по порядку.

Алексей Пальцев

Автор текста Григорий Борисович Гридов (настоящая фамилия Давидо́вич) родился в 1899 году в городе Николаеве. Отец Борис Соломонович Давидович и мать Нина Тимофеевна Давидович. Отец занимался пошивом кавалерийских сёдел и делал упряжную фурнитуру. Григорий начал писать стихи во время учёбы в Николаевском реальном училище. В 1914 году семья переехала в Одессу, где он окончил коммерческое училище.

Здесь же получил некоторую известность как автор куплетов. В мемуарах «С песней по жизни» Леонид Утесов написал: «. Настроение всем омрачал Гришка Давидович, куплеты которого под видом частушек распевали во всех трактирах заезжие «коробейники» в цилиндрах. Он задавал какую-то музыкальную моду в Одессе…».

Жанна Бичевская

Еще один вариант стихов, который отличается от оригинала. Вообще у этой песни огромное количество разных текстов. Порой исполнители выбрасывают из оригинала целые куплеты, заменяя их на свои собственные. Смысл песни при этом меняется кардинально. Текст иногда зависит от исполнителя - мужчина или женщина. Самым известным и наиболее часто встречающимся является такой первый куплет.

А как же в оригинале? Хотя все зависит от того, чье исполнение считать оригиналом. Был ли Петр Лещенко ее первым исполнителем, до сих пор неизвестно. Лучшим - да, а вот первым ли? Это вопрос. И вот что поет Лещенко.

Кто такая или такие "рамды-мады" непонятно. Видимо типа "ла-ла-ла" или "тру-ля-ля" или еще как-нибудь. Видимо от непонимания. другие исполнители и придумали первый вариант, наиболее понятный.

В 1916 году семья перебралась в Ростов-на-Дону, где поэт работал бухгалтером в речном пароходстве и приказчиком в магазине музыкальных инструментов. В конце 1917 года устроился исполнителем сатирических куплетов в штат антрепризного театра, с которым гастролировал на протяжении последующих двух лет. В 1920 году ушёл в Красную армию, и уже под фамилией «Гридов» служил театральным инструктором агитационного поезда при политотделе штаба конной армии.

Алла Баянова

Потрясающая певица. Все, что она поет можно сразу включать в золотой фонд русской и цыганской песни.

В 1930-е годы Гридов-Давидович написал тексты к ряду песен и романсов. Наиболее известные песни на его стихи — «Так мало дней прошло» (музыка Б. Прозоровского), «Стаканчики гранёные» (музыка Б. Прозоровского - предположительно 1928 год) , «Эх, Андрюша, нам ли быть в печали?» (музыка Ильи Жака), «Мама» (музыка М. Табачникова), «Ах, Одесса, жемчужина у моря. » (в варианте «Дядя Ваня, хороший и пригожий. », музыка М. Табачникова) и другие. Среди исполнителей его песен — Изабелла Юрьева, Петр Лещенко, Клавдия Шульженко.

Аркадий Северный придал несколько блатной манер этой песне.

В начале Великой Отечественной войны Григорий Гридов-Давидович по состоянию здоровья был освобождён от призыва в армию. Он опубликовал в газете «Молот» стихотворение «Поднимайся, великий народ!», «Песню ополченцев». В сентябре 1941 года он сумел добиться включения его в состав редакции военной газеты «К победе!». Когда 19-я армия оказалась в окружении, интендант 3-го ранга Гридов-Давидович погиб в одном из боёв под Вязьмой.

Галина и Олег Ивановы

Длительное время Гридов считался пропавшим без вести, и лишь в 1980 году его могила была найдена ростовскими поисковиками, после чего останки поэта были перезахоронены в братской могиле на Екатерининском кладбище Вязьмы.

Константин Плужников придерживается канонического текста песни. Очень интересно получается.

Песня обычно состоит из текста и музыки - это мое открытие. Музыку к песне про стаканчики написал Борис Алексеевич Прозоровский (родился в 1891 году), русский и советский композитор, автор множества песен и романсов.

Родился он в семье врача; источники называют самые различные места рождения: скорее всего в Санкт-Петербурге. Вскоре после его рождения отец оставил семью, и матери пришлось одной воспитывать сына.

Прозоровский стал врачом, как и его отец — то ли по семейной традиции, то ли из-за тяжёлого материального положения.

Первый романс Прозоровского — «Экспромт» был издан уже в 1911 году. Несколько его романсов в 1916 году были опубликованы в сборнике «Песни любви и печали». Кстати, раньше его печатали под фамилией Прозоров, то ли по ошибке, то ли по еще какой причине.

В Первую мировую войну служил в армии врачом. В Тифлисе он в 1920 году, познакомился со студенткой тифлисской консерватории, в последствии известной советской певицей Тамарой Церетели.

Олег Погудин и Евгений Дятлов на фоне кадров из фильма "Война и Мир".

В 1923 году Прозоровский перебрался в Москву, где с его участием было создано творческое содружество, в котором он стал заведовать музыкальной частью. Осенью того же года в Москву приехала и Церетели; её исполнение романсов Прозоровского получило всеобщее признание; начались их многочисленные и успешные гастроли по стране. В 1924 году Прозоровский написал романсы «Кольца», «Мне жаль черёмухи моей», «Мы только знакомы», «Янтари», «Смятый букет», «Вино в бокале», «Старый напев», «Газовая косынка» («Ты смотри, никому не рассказывай…»). Прозоровский и Церетели получили приглашение на гастроли в Америку, Англию, Австралию на выгодных условиях, но, к сожалению, эти поездки остались неосуществленными.

Светлана Резанова

В феврале 1925 года против Прозоровского было сфабриковано дело «о даче взятки за концерт». Он был арестован и выслан из Москвы с запретом на выступления в столице сроком на 3 года; спасли его гастроли в Крыму и на Кавказе. В 1927 году фирма «Музпред» (позднее «Музтрест») произвела грамзапись лучших романсов Прозоровского в исполнении Церетели. В это время были написаны романсы «Корабли», «Я не вернусь», «Разрыв», «Снежинки», «Довольно…», «Старая сказка».

Весной 1929 года в Ленинграде состоялась Всероссийская музыкальная конференция, на которой было окончательно решено запретить исполнение и издание романса, как жанра, «наряду с религией, водкой и контрреволюционной агитацией музыка „этого типа“, заражая рабочего нездоровыми эмоциями, играет не последнюю роль в борьбе против социалистического переустройства общества».

Как композитор «мещанской музыки» и дворянин (что не было подтверждено, хотя сейчас то тут, то там можно увидеть гербы семейства Прозоровских ). Среди его родственников упоминаются такие исторические личности нашей страны как князь Ф.Г. Голицын, граф А. А. Голенищев-Кутузов, барон Врангель. В 1930 году Прозоровский был второй раз арестован и осужден тройкой ОГПУ по статье «контрреволюционная агитация» на 10 лет и был отправлен на Беломоро-Балтийский канал. Здесь он работал врачом, что спасло его от гибели.

Вера Петровна. Ну чем не народная песня?

Вернувшись в Москву, Прозоровский узнал, что Тамара Церетели стала знаменитостью и выступает с другим аккомпаниатором — Зиновием Китаевым. Эта ситуация привела к появлению романса «Мы только знакомы». 17 апреля 1933 года Церетели в последний раз записала романсы Прозоровского (оригинальный «Ты смотри, никому не рассказывай»). Прозоровского вскоре снова арестовывают по обвинению в «моральном разложении армии и флота» и отправляют в Сибирь, в Хабаровский край.

Летом 1937 года нарком внутренних дел Ежов издал приказ: в течение 4 месяцев, с августа по ноябрь 1937 года, провести операцию по изъятию и репрессированию антисоветских и социально опасных элементов, которые содержатся в тюрьмах, лагерях, трудовых поселениях и колониях, а также членов их семей, способных к активным действиям».

Были определены две категории наказания. Борис Прозоровский попал под первую — его расстреляли. По одним источникам Борис Прозоровский был расстрелян в 1937 году; по другим — тоже расстрел, но раньше; по третьим источникам Прозоровский умер в 1939 году.

В 1957 году Бориса Прозоровского посмертно реабилитировали «за отсутствием состава преступления».

В статье использованы материалы из Википедии и других источников. Вам всем огромное спасибо за ваше внимание. И я совсем не обижусь, если вы подпишитесь на мои статьи. Всегда рад новым знакомствам.

11 сентября. День гранённого стакана. История создания, интересные факты.

Доброго времени суток всем! Сегодня я узнала про ещё один интересный праздник, я бы даже сказала очень душевный праздник, милый душе каждого советского особенного советского, русского человека - день гранённого стакана.

Когда появился граненый стакан в России, точно не известно – по одной из версий, на Руси его придумали в древности. Предком стеклянного был деревянный, который делали из плотно пригнанных друг к другу дощечек, напоминающих грани, и называли достаканом. Само название "достакан", как полагают, было заимствовано из тюркского языка "дастархан" (праздничный стол) или "тустыган" (чаша).

По другой — производить такую посуду начали при Петре I для нужд флота, так как граненые стаканы не скатывались со стола, если опрокидывались во время качки на море.

Классический граненый стакан имел 12, 14, 16 или 18 граней. Чем больше было граней, тем дороже стоил стакан. Полный до края стакан вмещает 250 мл воды, а до каемочки — 200 мл. Есть и стаканчики меньшего объема, вмещающие 50, 100 и 150 мл. Именно их часто использовали для распития спиртных напитков.

Граненый стакан гораздо прочнее своего гладкого собрата. И дело не только в гранях, но и в технологии изготовления. В стекло добавляли окись свинца (как и в хрусталь) и подвергали смесь специальной обработке. Именно поэтому эти стаканы стали самой популярной посудой в общепите.

По легенде, усовершенствованный прототип чаши Петру I преподнес владимирский стекловар Ефим Смолин, заявив, что этому виду посуды не страшны механические воздействия. Отведав из стакана вина, Петр "для проверки" грохнул его оземь. И хотя стакан разбился на мелкие осколки, государь не разгневался, а сделал большой заказ для флота. С тех пор граненый стакан вошел в быт русского народа.

Однако, эта версия происхождения граненого стакана не единственная. Дизайн граненого стакана советского образца приписывают скульптору Вере Мухиной — автору известной монументальной композиции «Рабочий и колхозница», но документальных подтверждений тому не существует. Легенда гласит, что Мухина разработала форму стакана специально для советского общепита. «Мухинский» стакан (как его еще называли), получился не только очень прочным, но и удобным для мытья в посудомоечных машинах. Благодаря этим свойствам, граненый стакан на долгие годы прописался в советских столовых, кафе, в поездах, а еще использовался в уличных автоматах с газированными напитками.

Фраза "сообразим на троих" появилась благодаря граненому стакану в "хрущевские" времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив. В тот период из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" — 125 мл и "чекушки" – 200-250 мл.

Пол-литровая бутылка водки в два стакана не помещалась, а на три делилась идеально – в стакан до стеклянного ободка входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки, вот и стали "соображать".

Грани граненого стакана: зачем они нужны и есть ли в них тайный смысл

Что означают грани на граненом стакане СССР? И легенд, и реально подтвержденных документами исторических фактов довольно-таки много. Но, прежде чем прикоснуться к тайне граней распространенного в СССР гранчака, стоит немного внимания уделить истории создания столь интересного предмета обихода.

Кто придумал граненый стакан и зачем?

В Советском Союзе граненый стакан встречался повсеместно. По сути, он стал универсальным изделием. Без него нельзя было представить общепит – в столовых любые напитки подавались исключительно в этой разновидности стеклянного изделия. На улицах страны повсеместно стояли автоматы с газированной водой. И непременным атрибутом этих «агрегатов» также был всем известный граненый стакан. Но кому принадлежит право считаться создателем гранчака?

Согласно существующим на сегодняшний день версиям история символа эпохи СССР началась во время Второй мировой войны. Хотя – согласно собранными историками данным – гранчак имел место быть еще во времена правления Петра Первого. Но об этом немного позже.

Итак, претендентами на право называться авторами советского граненого стакана стали два человека. Первый – известный в Советском Союзе скульптор Вера Мухина. Это ее гениальному уму принадлежит стилизованная скульптурная композиция «Рабочий и колхозница».

Именно Мухина – и этому существуют документальные подтверждения – занималась выполнением правительственного заказа. Суть последнего – разработка эскизов посуды, которую можно было бы повсеместно использовать в заведениях советского общепита. Перед ней была поставлена задача придумать такой стакан, чтобы его можно было мыть в посудомоечных машинах. Существующее на тот момент «стекло» не выдерживало и попросту билось.

Мухина должна была создать прочный и одновременно визуально привлекательный стакан, который бы не бился. В воспоминаниях участника ее группы упоминается, что скульптором было разработано несколько эскизов. Среди них был и известным всем граненый стакан. Именно он и был выбран для последующего массового производства на Гусевском хрустальном заводе. И на тот момент пока еще никто даже не задумывался, что означает количество граней на граненом стакане в СССР.

Существует также версия – но она доказательно ничем не подтверждена – что помощь в разработке эскиза Мухиной оказывал сам Каземир Малевич. Автор известного всему миру произведения «Черный квадрат». Но это, скорее всего, просто красивая легенда.

И хотя авторство Веры Мухиной подтверждается и документами, и свидетельствами очевидцев проведенной ею работы, некоторые исследователи уверены, что скульптор всего лишь доработала уже существовавший ранее дизайн гранчака.

Вторым кандидатом на роль автора символа ушедшей эпохи называют Николая Славянова. Это инженер с Урала. Ему принадлежит идея создания дуговой сварки. В его архивных бумагах тоже был найден набросок граненого стакана.

В подтверждении этой версии приводятся личные записи Славянова. Также в его дневниках найдены эскизы стаканов с разным количеством граней. Но, по задумке инженера, гранчак должен был быть сделан из металла.

Не исключено, что Мухина и Славянов были соавторами, так были знакомы. Хотя точного подтверждения этой версии не существует.

Есть и еще одна версия появления советского гранчака. Она «заморская». Ее сторонники, объясняя право на существование последней, апеллируют тем, что методика прессования в Соединенных Штатах Америки практиковалась еще с 20-х годов XIX века. А ведь именно с ее помощью и производились советские граненые стаканы.

Советский граненый стакан: сколько граней и почему?

Грани стакана СССР – и тогда, и сейчас – вызывали у жителей страны много вопросов. А зачем они сделаны? А что они значат?

По поводу появления граней на поверхности «стекла» есть несколько версии. И, если вдуматься, то все они имеют прав на существование.

Читайте также: