Руки ноги на столе

Обновлено: 09.01.2025

Позитивными здесь будем называть проявления, означающие направленность на коммуникатора, сконцентрированность на предмете разговора, желание взаимодействовать, готовность, согласие, восприимчивость – открытые проявления. Негативные – означают закрытость, оборонительность, направленность на другие объекты, нежелание взаимодействовать, враждебность, упрямство и т. п., или просто являются сигналом для усиления бдительности или влияния. Нейтральные – либо означают переходные состояния, либо могут быть направлены и в ту и в другую сторону в сочетании с другими проявлениями.

позитивные: – повернута к вам;

– наклон набок (ухо к плечу) – интерес, взаимодействие, оценка;

– легкий наклон вперед (и кивок) – согласие;

нейтральные:- прямо без наклона;

негативные: – наклон вперед, взгляд исподлобья – осуждение, отрицание, скрытость, рассерженность или смущение;

– наклон назад – отрицание, самодовольство, заносчивость;

– поворот в сторону – (включая мгновенный поворот);

– голова опирается на что-либо (ладонь, большой палец, предплечье) – скука.

позитивное: -вертикальные морщины лба – собранность и целеустремленность;

негативные: -горизонтальные морщины лба – пассивность, утомление, инертность;

-нахмуренные брови – неприятие.

1.2.1. Вид взгляда: – деловой – распределяется между лбом

– социальный – между глазами и губами;

– интимный – от глаз вниз по телу.

1.2.2. Время контакта глаз:

– более половины времени общения:

-если зрачки расширены – интерес, возбуждение или страх (смотреть по другим проявлениям);

-зрачки сужены – враждебность, вызов, негативная реакция.

– смотрит на вас менее одной трети времени общения – отсутствие интереса или подозрительность и скрытность.

1.2.3. Раскрытие глаз:

негативные: – напряженный силовой взгляд – агрессия;

– прикрытые веки – отсутствие интереса, скука, усталость, равнодушие, чувство превосходства, желание отогнать тягостное впечатление.

1.2.4. Фокус взгляда:

нейтральное: – близкая установка – на нечто конкретное, подлежащее немедленному познанию; негативные: – взгляд – недовольство и отрицание;

– взгляд вдаль, взгляд> – отсутствие интереса к конкретному окружению.

1.2.5. Направление взгляда:

отведение взгляда – конкретный (не склонный к теоретизированию) человек или неудобство, стыд, подозрительность, негативизм, скрытность.

1.2.6. Форма взгляда:

позитивное: – искоса с улыбкой или слегка поднятыми бровями – интерес; негативные: – искоса с опущенными бровями, уголками рта или нахмуренным лбом – подозрительность, враждебность, отрицание;

– исподлобья (и поверх очков)’ – критичность, осуждение,отрицание;

– свысока – превосходство, вы надоели, высокомерие.

– наморщенный – неприятие;

– раздувшиеся ноздри – оборона, гнев;

– дым через нос при курении – уверенность, высокомерие; если голова вниз – гнев.

– расслабление рта – снижение активности личности или изумление, неожиданность, нервное потрясение;

– сжатые губы, или говорит через зубы, почти не двигая губами – оборона;

– покашливание, прочищение горла – нервозность, неуверенность и обеспокоенность;

– предмет во рту – необходимость в поддержке и ободрении, безопасности; или неуверенность, опасения, внутренний конфликт; или обдумывание решения.

– позитивное: – легкая искренняя улыбка;

– нейтральное: – вперед – обдумывание;

– негативное: – вверх – самодовольство и заносчивость.

позитивные: – открытые (вверх) – откровенность, честность;

– быстрое потирание – позитивные ожидания; негативные: – прячет ладони – скрытность;

– медленное потирание ладоней (и о ткань) – сомнение, неуверенность, нервозность или обман;

– рука сжата в кулак – закрытость, волнение, нервное ожидание;

– крепко держит что-либо – самоконтроль, напряжение, сдерживание себя.

позитивные: – партнер жмет своей ладонью вверх – подчиненность

– ладонь вертикально – равенство;

– двумя руками – дружелюбие, искренность (незнакомого человека можно таким образом смутить);

негативные: – жмет кончики пальцев или с притягиванием к себе – неуверенность;

– своей ладонью вниз – властность, доминирование.

2.3. Курение – снятие напряжения, размышление, способ

позитивные: – дым вверх – позитивный настрой, уверенность, согласие, самодовольство, превосходство;

негативные: – дым вниз – негативный настрой, скрытность и подозрительность, усиление этого – дым из уголка рта вниз;

– сигарета недокурена и затушена – хочет закончить разговор;

– часто сбрасывает пепел – нервозность, нужно успокоить.

2.4. Жесты с очками:

нейтральные: – снимание, сосание дужки, протирание, надевание – обдумывание решения;

– надевание очков – нужна дополнительная информация (если надел и уткнулся в посторонние дела – негативное);

– отложил очки – будет заканчивать.

негативные: – демонстрация больших пальцев рук – превосходство;

– показывание пальцем – напряженность, превосходство, агрессия;

– позванивание ключами, монетами – нервозность;

– трогание стула перед тем, как сесть, пощипывание ладони – неуверенность;

– собирание пылинок с одежды – несогласие;

– постукивание по стулу, верчение авторучки – нетерпение;

– машинальное рисование пальцем (авторучкой) по столу (бумаге) – скука.

Мелкие жесты пальцев часто означают ослабление контакта – беспокойство, внутренний конфликт, неуверенность, опасения, несогласие, скуку.

3. Руки и голова

Хотя жесты имеют в целом негативное значение, человек, делающий такие жесты, потенциально более склонен к взаимодействию, чем скрестивший руки и ноги: нейтральные: – поглаживание, почесывание подбородка – принятие решения;

– пощипывание переносицы, часто с закрытыми глазами – оценка, раздумье;

– щека прислонена к сложенным в кулак пальцам, а указательный палец касается виска (рука – не опора для головы) – оценка;

негативные: – руки соединены за головой – уверенность, превосходство;

– подбородок опирается на ладонь или большой палец, указательный палец вверх, остальные у рта или у щеки – критическая оценка, негативное отношение;

– прикрывание рта рукой (или руками, локти стоят на столе) – подозрительность, скрытность, от сомнения до лжи;

– касание или потирание носа, век, уха – отрицание, сомнение, затруднительное положение, нервозность, подозрительность, скрытость или надоело, не хочет видеть, слышать, хочет сам что-то сказать;

– почесывание шеи пальцем – сомнение; поглаживание ладонью – недовольство и отрицание;

– хлопанье себя по затылку, шее или лбу – расстройство;

– потирание затылка – негативное или критическое отношение к окружающим.

4. Руки впереди корпуса:

позитивные: – руки, прикладываемые к груди ладонями – честность и открытость;

– руки (одноименные пальцы обеих рук касаются друг друга кончиками) – уверенность в себе, твердое решение, доверительность, или самодовольство;

– руки тесно соединены (ладонь одной охватывает тыльную сторону кисти другой руки, по- лусжатой в кулак, как бы стыкуясь в сустав)- уверенность и доверие;

негативные: – руки впереди тела (поправляет рукава, часы, или держит что-то двумя руками) – взволнованность и нервозность, их сокрытие;

– одна рука держит другую за кисть, запястье, локоть (чем выше, тем сильнее состояние) – неуверенность в себе, попытка вернуть эмоциональное спокойствие; некоторый страх;

– сцепленные (переплетенные) пальцы рук – разочарование и желание скрыть свое отрицательное отношение (чем выше, тем сильнее – сидя за столом);

– плотно сжатые руки (ладонь прижата к ладони – имитация рукопожатия) – напряженность, подавленность;

– скрещенные на груди руки – негативное отношение, попытка отгородиться от ситуации, защита; если еще кисти в кулаках – враждебность, агрессия; если с демонстрацией больших пальцев – с оттенком превосходства, уверенность, самообладание;

– скрещенные руки охватывают плечи выше локтя – сдерживание негативных ощущений.

5. Руки по бокам:

нейтральные: – поднятые плечи – открытость, непонимание или защита;

– руки на бедрах, на пояс, или на коленях – готовность;

негативные: – руки (одна) на поясе и пиджак застегнут – расстройство;

– руки на пояс, сжатые кулаки и широко расставленные ноги – агрессивность; то же с большими пальцами за пояс (в карманы);

– локти прижаты к ребрам – дискомфорт, желание занять поменьше места;

– руки в карманах (одна) – нежелание участвовать, подозрительность и скрытость; если большие пальцы снаружи – доминирование;

– опирается на стол широко расставленными

– опирается на что-либо рукой – равнодушие, беспечность, враждебность.

6. Руки за спиной:

– рука обхватывает другую за кисть – уверенность и превосходство; если еще подбородок вверх – абсолютное превосходство;

– рука обхватывает другую в области запястья, локтя – расстройство, попытка взять себя в руки; если сильно сжимает – самоконтроль.

– пиджак расстегнут – взаимодействие, застегнут – отгороженность;

– наклон корпуса: вперед – интерес, покорность или давление; прямо – уверенность или волнение, нервное ожидание при напряженной позе; назад – отрицание, неприятие; вбок к опоре – отстранение или удобство;

– поворот корпуса показывает направленность партнера: к вам – позитивный знак; в другую сторону – что-то другое интересует больше, или отрицание, подозрение, скрытность.

Носок ноги (и колено ноги, на которой сидит, или которая сверху при скрещенных ногах) показывают направление, интересующее партнера – на привлекающего человека или в сторону выхода:

позитивные: – партнер сидя, не собираясь вставать, распрямляет ноги – открывается;

нейтральные:- постукивание ногами по полу или быстрое покачивание ступней – нетерпение; сидя ноги и ступни вместе – напряженность, волнение, нервное ожидание;

негативные: – нога (ноги) на столе, подлокотнике кресла, ящике стола – равнодушие, беспечность, превосходство, враждебность;

– скрещенные ноги стоя: одна нога прямая, другая либо согнута и стоит на носке, либо тоже прямая и заступила за первую – -замкнутость, напряженность, неуверенность;

– сидя, – взволнованность, сдержанность или защита, отрицание; возможно, удобство;

– сидя, нога в (щиколотка одной лежит на колене или бедре другой) – активность, соперничество; если еще руки держат ногу – упрямство, твердость;

– сидя, ноги пересекаются в щиколотках под стулом – сдерживание негативных эмоций, страх или взволнованность, самоконтроль; готовность сказать что-то важное,

скрытность; возможно, сдерживание агрессии.

6. Сексуальные жесты

Общие для мужчин и женщин:

– продленный интимный взгляд;

– учащенный контакт глаз (более двух третей времени общения);

– расширение зрачков;

– взгляд искоса украдкой;

– прихорашивание (поправление волос или одежды);

– закладывание больших пальцев за пояс, сумочку, в карманы;

– одна или обе руки на бедрах;

– носок ноги, колено и корпус тела повернуты в сторону объекта интереса;

– ноги расставлены шире, чем обычно;

– при вторжении объекта интереса в интимную зону не отстраняется;

– общее оживление, повышение мышечного тонуса, выпрямление тела;

– копирование жестов объекта интереса;

Кроме этих, среди мужских жестов еще выделяют двигание подбородком вверх-вниз, вытянутые ноги (с выделением гениталий), позу готовности.

Кроме общих, для женщин еще характерны и следующие сигналы:

– взгляд искоса из-за приподнятого плеча;

– румянец на щеках;

– слегка приоткрытый рот, влажные губы;

– использование губной помады;

– тихий низкий голос;

– поглаживание предмета цилиндрической формы;

– поглаживание бедер рукой;

– бедра раскачиваются чуть сильнее, чем обычно;

– медленное закидывание ноги на ногу и медленное возвращение;

– поигрывание скинутой туфелькой.

Первый этап ритуала ухаживания состоит в демонстрации сексуальных сигналов нескольким потенциальным партнерам и регистрации ответных сигналов. Часто из возможных партнеров выбирается тот, кто делает больше жестов ухаживания.

Психотопография, или Хорошо ли мы сидим?

Организуя пространство вокруг себя, люди на бессознательном уровне сообщают дополнительную информацию о своем статусе в коммуникации. Всем спектром пространственных координат — расположением предметов, мебели, людей друг относительно друга в различных формах общения (переговоры, тренинги, семинары, лекции, личное общение) занимается психотопография — отрасль прикладной психологии.

Михаил Пелехатый
руководитель NLP-проекта, психолог, NLP-терапевт,
Институт групповой и семейной психологии и психотерапии (Москва)

Психотопография, пусть и в неосознанных формах, известна человеку очень давно, с тех пор как расположение людей друг относительно друга без слов говорило о том, кто является главным, а кто подчиненным. Например, на Руси существовало понятие «красный угол». Про того, кого сажали на это место, сразу становилось ясно: это почетный гость. В современных политических протокольных мероприятиях почетный гость садится справа от приглашающей стороны, второй почетный гость — слева.

Очевидно, это уже не просто традиция, а некий язык коммуникации, который принят в политике и бизнесе. Это тот язык, который так или иначе всегда был понятен в большинстве культур.

Если вы хотите показать, что являетесь стороной, доминирующей в каком-то процессе, например в переговорах, то вы должны показать оппоненту, что владеете большим пространством. В процессе тренингов, семинаров, лекций это сделать проще, потому что вы можете по собственному желанию рассадить студентов и перемещаться в пространстве, показывая, что оно ваше, что вы владеете им, что вы здесь главный. Если на лекции или тренинге вы просите человека выйти к доске и сделать какое-то упражнение, стоя лицом к аудитории, то у него возникают трудности. Он на бессознательном уровне понимает, что вторгается в ваше пространство. Можно наблюдать, как в процессе тренинга, когда ведущий уходит со своего места и предлагает использовать для выполнения упражнения все пространство комнаты, полукруг, где находился тренер, все равно остается почти неиспользованным.

Психотопография выдвигает три основных фактора управления пространством: овладение, защищенность и внешние опоры.

Следует отметить, что у людей в процессе общения существуют «личные зоны». Это зоны, на расстоянии которых человек чувствует себя комфортно при общении с другими людьми. Самая меньшая из этих зон — интимная, величина которой колеблется у разных народов от 15 до 50 сантиметров. Человек, который допускается в эту зону, является или близким другом, или родственником. Он может рассчитывать на интимные отношения. Сбоку эта зона бывает чуть меньше, чем спереди или сзади.

Соответственно, если вы хотите договориться с человеком о каких-то личных, интимных вещах, которые не могут быть озвучены при посторонних или изложены в письменном виде, то лучше сесть сбоку от него, тогда говорить об этих вещах легче. Тут слово «интимные» нужно понимать именно в смысле доверительных отношений.

Если же вы с собеседником сидите друг напротив друга, то подсознательно у обоих может возникнуть чувство противостояния. Удаляясь друг от друга или приближаясь друг к другу, вы либо вторгаетесь в личные зоны, либо занимаете то комфортное положение, когда ваши зоны не пересекаются.

Здесь возникает проблема защищенности пространства. Человек в процессе коммуникации сообщает 80—85% информации невербально. Поэтому если вы сидите перед человеком, ничем не защищенный, то вы передаете ему намного больше информации, чем, например, если бы между вами стоял стол. Стол закрывает около половины информации, которая иначе была бы открыта. И кроме того, если между вами стоит стол, возникает некое общее пространство, за которое можно бороться, и здесь тоже бессознательно можно показать, кто является главным.

Если, например, вы пришли к кому-то на переговоры и партнер по переговорам сидит за столом — это его пространство. Как только вы попытаетесь претендовать на это его пространство, он начнет проявлять неудовольствие. Вспомним, что обычно на столе с краю стоят пепельницы, стаканчики, дневники и прочие мелочи, создающие дополнительную границу, за которую вас не пускают. Попробуйте в процессе разговора передвинуть какой-нибудь небольшой предмет с края стола в центр по направлению к вашему оппоненту и понаблюдайте за его реакцией.

Борьба за пространство может выражаться множеством способов. Например, если вы свои бумаги сразу кладете на стол к человеку, то вы захватываете его пространство. Если вы эти бумаги сперва отдаете ему в руки, а потом он сам кладет их к себе на стол, то тем самым он признает, что здесь, на его столе, есть часть вашей территории. По сути это означает, что вы завоевали часть его внимания.

Пространственное расположение предметов и людей может выражать идеи равенства и неравенства. Например, всем знакомы круглые столы, которые собирают для проведения мозгового штурма или какой-либо дискуссии. В их основе лежит идея равенства всех участников, которые могут высказывать одинаково интересные и ценные идеи. Апофеоз идеи круглого стола — случай, когда между людьми нет вообще никакого стола, когда эмоциональная составляющая каждого человека передается другому на сто процентов, когда нет никакой эмоциональной защиты. Это наиболее эффективная форма проведения мозговых штурмов, хотя поначалу и наименее комфортная для участников. Как только вы ставите внутри стол, вы закрываете половину информации, и эмоциональная вовлеченность участников в процесс становится значительно меньше. Если, как в последнее время принято, на столе размещаются еще и компьютеры, то люди перестают вообще видеть друг друга, и сама идея круглого стола теряется, поскольку нет неформального эмоционального общения. Если при проведении мозгового штурма есть те, кто сидит за столом, и есть кто-то вне этого круга, то не получается ни равенства, ни собственно штурма. Оказывается, что если есть какой-то внешний наблюдатель, то система уже не замкнута и отчасти теряет свою эффективность.

Когда в какой-нибудь компании проводится тренинг, то очень интересно наблюдать за тем, как руководитель показывает, что он все равно руководитель, даже в ситуации равенства участников тренинга. Во время корпоративных тренингов обычно существует договоренность, что в процессе работы все равны. Все садятся в круг, и вдруг становится видно, как один человек — руководитель — начинает выделяться из него, показывая, что ему принадлежит больше пространства: он выдвигается чуть назад, и вместо круга получается парабола, сфокусированная на нем. Грамотный тренер, разумеется, пресекает такие попытки. Обычно руководитель делает это совершенно бессознательно, он привык сосредотачивать в своих руках власть.

Важность эмоциональной защищенности очень хорошо прослеживается на публичных выступлениях. Часто можно видеть, как люди, которые хотят выступить перед публикой, встают из-за стола президиума или со своего места в зале, но оттуда они говорить не могут — они не готовы показать свою эмоциональную составляющую. Зато когда перед ними стоит трибуна и эмоциональная составляющая равняется одной пятой тела (только на уровне головы), они говорят прекрасно. А когда человек готов доносить до слушателей информацию, открывая и свою эмоциональную составляющую полностью, стоя перед ними в полный рост, — это говорит о его хорошей подготовке.

Важный фактор владения пространством согласно психотопографии — это использование внешних опор. Мы постоянно находимся в системном взаимодействии с внешним миром. Поэтому нам нужна некоторая стабильность окружающего мира. Есть, например, такой детский аттракцион: вы идете по прямой неподвижной дороге, а вокруг нее вращается огромная бочка. Вы со стороны видите, что дорога совершенно ровная, не шатается, надежно закреплена. Но когда вы идете внутри вращающегося пространства, возникает эффект, что вас качает: ощущение устойчивости исчезает от взгляда на вращение бочки вокруг вас. Ведь все время, не осознавая этого, вы фиксируете координаты пространства вокруг себя.

Когда стабильность окружающего пространства нарушается, нам становится труднее что-то делать, в том числе ходить и говорить.

Именно в силу такого эффекта «сравнения координат» очень часто получается так, что лектор в аудитории выбирает человека и рассказывает все как бы только ему. Метафора того, что происходит, такая: попробуйте встать так, чтобы ваши ноги стояли на одной линии и пятка правой ноги, например, касалась носка левой. Расставьте руки в стороны и закройте глаза. Насколько трудно вам удерживать равновесие?

А теперь проделайте то же самое, но запомнив любой зрительный образ перед собой. Насколько проще теперь?

Люди стабилизируют свое состояние внешними опорами. Этот «единственный» человек — стабилизатор окружающего пространства для лектора, он более или менее постоянно дает ему обратную связь. Лекторы, как правило, не умеют получать обратную связь от всей группы, они просто не научены таким специальным навыкам. Поэтому человек, которому лектор рассказывает и который время от времени, например, кивает или слушает с заинтересованным видом, — это внешняя опора для лектора. Такие внешние опоры тоже могут рассматриваться как предмет психотопографии.

Или, например, вы заходите в кабинет начальника и видите, что сзади него висит портрет президента. Это внешняя опора для начальника, он чувствует, что за спиной есть еще какая-то власть. Как внешнюю опору человек может использовать грамоты, дипломы, кубки и награды, развешенные по стенам кабинета, — этим он как бы напоминает себе и другим о своих успехах.

Трибуна тоже может являться внешней опорой. Человек выходит, кладет руки на трибуну, опирается на нее, чувствуя себя более стабильно. При отсутствии трибуны внешней опорой может являться все что угодно, хотя бы и стул, на который опирается человек, произнося речь. При этом если тот же самый человек отойдет в сторону, то вполне возможно, что он не сможет так же хорошо повторить свои слова и будет сбиваться. И все потому, что он в этот момент не готов стабилизировать свое положение каким-то другим образом.

Все описанные вещи можно с успехом применять и в процессе переговоров. Чтобы научиться применять данные психотопографии в ведении переговоров, начните с простого. Когда вы с кем-то разговариваете, посмотрите, как устроено место, куда вас пригласили: если у человека за спиной есть стена, значит, он чувствует себя защищенным. Некоторые сидят в углу, когда им не хватает уверенности, потому что в этом случае они закрыты со всех сторон — не подойти. Если вас сажают так, чтобы за вашей спиной было незащищенное пространство (окно, дверь или посторонний человек), то вы бессознательно можете почувствовать себя менее уверенно. А за столом переговоров вы можете заметить, как некоторые люди начинают завоевывать ваше пространство — передвигают в вашу сторону пепельницу, сахарницу или начинают ограждаться; если разговор для них неприятный —строить «баррикады» из салфеток, стаканов и других мелочей, которые вполне уместны на столе, но могут выполнять еще и роль психологических барьеров. Загораживаясь этими вещами, собеседники хуже видят вас, получают меньше эмоциональной составляющей разговора.

Или такой случай: начальник стоит напротив вас, а вы даете ему бумаги со словами: «давайте я вам поясню…» Если он уверяет, что и сам прекрасно во всем разберется, то вам сразу станет понятно, что он хочет сохранить дистанцию и, возможно, настраивается на неприятный разговор. Если же он соглашается, позволяет подойти к себе и встать рядом, то это может быть сигналом к переходу на более неформальное общение.

Стоит упомянуть и о восприятии расположения людей и предметов справа/слева от человека. То, что находится справа, чаще всего воспринимается как рациональная составляющая. Если вы видите в правой руке человека фломастер, ручку, газету, то у вас складывается впечатление, что ему не хватает рациональной стабильности, рациональных внутренних доводов. Человек, которому не хватает внешних эмоций, опирается на левую руку. Если с этих позиций понаблюдать за окружением какого-нибудь лидера, то можно сказать о том, что те, кто находится справа от него, представляют его рациональную составляющую, — это советники, подсказывающие в нужный момент нужную мысль, а те, кто находится слева, — «серые кардиналы», отвечающие за эмоциональную составляющую.

Попробуйте оценить обстановку собственного кабинета. Если вы хотите показать, что вы тут главный, то ваше кресло должно быть достаточно большим, стол должен занимать много пространства. А чтобы чувствовать себя уверенно, нельзя сидеть спиной к окну и к открытому пространству вообще, за спиной должна быть стена, угол и т.д. Если вы хотите беседовать с пришедшим человеком доверительно, то его можно посадить за угол стола, чтобы не возникало борьбы за территорию. Если вы хотите беседовать в рамках ситуации начальник—подчиненный, то человека следует посадить напротив себя, через стол, чуть дальше от стола.

Иногда руководители интуитивно поступают правильно: у них есть большой стол, за которым они сидят, разговаривая с подчиненными, и есть какой-нибудь маленький журнальный столик, за который они садятся с тем, с кем хотят вести более мягкую, приватную беседу, — с журналистом, друзьями. Когда люди сидят под углом друг к другу, а не напротив, возникает другой тип коммуникации.

Как видите, психотопография — дело увлекательное и полезное. Сделав один-два шага в сторону, можно как по мановению волшебной палочки изменить настроение людей, с которыми вы общаетесь, а чуть внимательнее приглядевшись к окружающей обстановке, вы, возможно, чуть снисходительнее отнесетесь к своему шефу, которому так хочется почувствовать себя царем зверей.

Как узнать характер человека по его позе: следим за руками, ногами, жестами

Как узнать характер человека по его позе: следим за руками, ногами, жестами

Здравствуйте! Что означают позы человека и как узнать характер по тому, как ваш собеседник сидит или стоит, как держит руки во время диалога? Вы узнаете, можно ли доверять этому человеку или лучше держаться настороже. Читайте до конца — будет интересно.

Секунды для создания первого впечатления

Как узнать характер человека по его позе: следим за руками, ногами, жестами

Психология невербального общения слишком многогранна, чтобы охватить ее всю. Рассмотрим, как по первому впечатлению узнать о характере человека. Психологи говорят, что за первые 10 секунд общения уже создается впечатление о собеседнике. Словами человек может говорить одно, а мимика, интонация, жесты способны рассказать совсем другое.

Слова человек контролирует, а жесты сложно держать под контролем. Тело лгать не умеет! Поэтому чтобы узнать правду о собеседнике, необходимо научиться понимать его жесты.

Индивид может вообще забыть следить за жестами и мимикой, когда повышается его эмоциональное настроение. Поэтому психологи стараются задавать неудобные вопросы, чтобы испытуемого сбить с толку.

При диалоге особое внимание следует уделять положению рук

Как узнать характер человека по его позе: следим за руками, ногами, жестами

  • Первое, что хочется всегда узнать – обманывают вас или нет. Об этом расскажут прикосновения к лицу. Если оппонент постоянно трогает лицо, шею, уши, скорее всего, он говорит неправду, попросту обманывает вас.
  • Ложь могут выдать движения, когда невольно прикрывают рот рукой. Во время вранья собеседник нервничает, поэтому рукой словно старается удержать неправдивые слова. Эта привычка идет из детства, когда ребенок, сказавший неправду закрывает рот ладошкой.
  • Движения рук около рта скорее всего демонстрируют то, что собеседнику не хватает поддержки или одобрения.
  • Спокойная поза, когда подбородок слегка приподнят, говорит об уверенности человека в своих словах. Он не лжет, можно быть в этом уверенным.
  • Сцепленные впереди туловища руки свидетельствуют о том, что вам не доверяют. При этом человек может закрываться папкой, стопкой бумаг или скрестить руки. Скрещенные руки — первый признак того, что вам не доверяют. Важно понять, чем оно вызвано, почему собеседник не хочет открыться. Если виной тому вы, то «покопайтесь» в своем поведении.
  • Если человек при встрече открывает ладони, то он открыт для общения.
  • Об агрессивном настроении могут говорить руки, заложенные в карманы, при этом большие пальцы остаются снаружи.
  • Люди, которые сцепляют руки за спиной, показывают свое превосходство над окружающими. Их самомнение «взлетает» слишком высоко.
  • Когда собеседник чем-то расстроен, старается взять себя в руки, он начнет почесывать кончик носа.

Как узнать о расположении человека

В общении следует внимательно смотреть на положение тела оппонента. Общаясь с кем-то из окружающих, всегда хочется найти взаимопонимание. Как уловить: есть оно или нет? При гармоничном общении позы партнеров очень похожи. Время от времени оба повторяют жесты друг друга.

Как заметить противостояние? Оно проявляется в выдвигании одного плеча вперед. Явное противостояние – это сжимание кулаков, выставление ноги вперед. При демонстрации непринятия ваших доводов собеседник ставит руки в бока.

Как человек выражает несогласие

что означают позы человека

Как узнать, что человек готов или не готов вести разговор?

Если видите, что человек слегка наклонился в вашу сторону, значит желает заговорить. О несогласии с вашими доводами «выскажет» поза нога на ногу. Ждите вступления в спор, если не убедите в своей правоте. Попробуйте раскрыть ладони, вы сразу заметите как собеседник смягчится.

Несогласие может выражаться и такими жестами:

  1. Руки сцеплены в замок. скрещены на груди.
  2. Уход от общения показывает отклонение спины назад.
  3. Скрещенные ноги в области щиколоток – призыв к прекращению общения.

Если ноги стоят прямо, расслаблены, а туловище развернуто к партнеру, то оппонент полностью готов вести разговор.

Какие позы расскажут о скрытых мыслях

что означают позы человека

Чтобы в поведении партнера «прочитать» скрытые мысли, можно прибегнуть к некоторым уловкам.

Самая действенная уловка — встать в его личное пространство. Изменение дистанции используют руководящие работники, дознаватели, полицейские. Человек при этом теряется, потом начинает высказывать то, что не хотел бы говорить. Индивид, убежденный в своей правоте от такого действия никогда не дрогнет. Лжец начнет трогать шею, уши, закрывать рот, краснеть, бледнеть.

Готовность к действию проявляется установкой рук на бедрах. Этот жест показывает, что человек намерен идти к своей цели.

Очень важен внешний вид человека. Расстегнутая куртка или пиджак показывает дружелюбие партнера. Если он застёгнут на все пуговицы, заложил руки в карманы или скрестил их на груди, то не готов заключить сделку или подписать договор. Чтобы партнер вас не «боялся», следует показать ладони. Тогда и разговор потечет по другому руслу и договор будет заключен.

Партнер, который сидит, но при этом выставил ноги, показывает свою открытость. Если оппоненту скучно вас слушать, он начинает рисовать абстрактные фигурки на листе бумаги. Он может встать, якобы за книгой или ручкой. Отворот лица в сторону — демонстрация незаинтересованности в разговоре. Увидите крепко сцепленные кисти рук – это жест подозрения и недоверия.

Красноречивее всего демонстрируется закрытая поза

  • Двое стоят очень близко, смотрят друг другу в лицо. К ним лучше не подходить!
  • Ступни оппонентов параллельны друг другу, немного расставлены. Такая позиция также не предполагает присоединение третьего участника.

Открытая позиция выглядит так: двое стоят слегка развернувшись друг от друга, словно давая сигнал присоединиться к ним еще нескольким людям.

Как распознать доминирующего человека

что означают позы человека

Нередко человек начинает показывать свое превосходство. С чего бы это? Он так самоутверждается или наглый или показывает свою власть.

Как узнать такого человека:

  1. По первому рукопожатию. Он схватывает руку собеседника так, что его рука оказывается сверху.
  2. Ноги на столе или на подлокотнике кресла. , соединенные за головой.
  3. Полуприкрытость век.
  4. Руки в карманах с выпущенными наружу большими пальцами.
  5. Садится выше других или стоит так, чтобы собеседник заглядывал ему в лицо снизу.
  6. Поза высших руководителей — руки заведены за спину, подбородок смотрит вверх.

Редкая, но интересная позиция человека — руки под мышками, а туловище слегка откинуто назад. Так индивид демонстрирует уверенность в своих действиях.

Как ноги расскажут о ваших мыслях

что означают позы человека

Следите за тем, как стоят ваши ноги. Знающий человек быстро прочитает ваши мысли. Почему именно ноги? Руки еще можно контролировать, а вот ноги встают сами, в зависимости от ваших намерений.

  • Широко расставленные ноги демонстрируют пах. Так мужчины могут стоять перед своей избранницей. Специалисты заверяют, что на такого мужчину можно положиться. Он уверенно стоит на земле. Для окружающих это является сигналом, что он властелин, никогда не бегает от трудностей. Усилить эффект помогают руки, которые уверенно лежат на бляхе ремня.
  • Носок одной ноги развернут в сторону. Поза указывает, куда человек стремиться уйти. Если вы увлечены разговором, а носок собеседника поглядывает в сторону, то не держите, дайте уйти. Хорошей беседы все равно не получится!
  • Если носки смотрят в вашу сторону, то человеку интересно пообщаться подольше.
  • Если человеку некомфортно в незнакомой компании, то он будет стоять в стороне, скрестив ноги. Обратите внимание, если он скрестит еще и руки на груди, то он основательно закрылся ото всех.
  • Если человек обхватил ногу руками, то он не намерен отступать. Будет стоять на своем.
  • Когда человек начинает «пинать» ногой воздух, то он вот-вот скажет, чтобы вы ушли.
  • Обхват ноги обеими руками показывает, что человек не свернет с намеченного пути.
  • Скрещенные ноги и сидя и стоя демонстрируют одно – закрытость или сильный стресс. В это время никакая информация до него не доходит.
  • Если человек скрестил ноги в щиколотках, да еще убрал их под стул, то человеку крайне некомфортно от того, что не может вас прогнать. Зная этот жест, вы должны уйти. В таком состоянии индивид тоже не сможет воспринимать информацию.

Статья была полезной?

Дайте нам знать, понравился ли вам этот пост. Это единственный способ, которым поможет нам совершенствоваться.

Язык телодвижений: диагностика состояний и намерений людей по позе и жестам

Анализировать жесты удобнее от более крупных (поворот и наклон головы и корпуса, руки как барьеры; направление носков и скрещенность ног) к мелким (мимика, ладони, рука к голове, пальцы). Считают, что части тела, расположенные ближе к голове, скорее могут давать ложную информацию и выражать симулируемые эмоции из-за того, что их легче сознательно контролировать. Более удаленные от головы части тела скорее выражают действительные эмоции и отношения.

При анализе жестов рекомендуется следующее:

Другим способом является демонстрация своей открытости: легкий наклон головы в сторону, улыбка, контакт глаз на две трети времени общения, открытые ладони и т. п.

Дозированное использование доминирующих, агрессивных и сексуальных жестов способствует раскачке партнера и может оживить затухающий контакт и усилить влияние.

Зная смысл жестов и поз, можно частично управлять и своим состоянием, просто исполняя те из них, которые нужны. Например, изображая уверенность, ее можно внутренне приобрести.

Дистанция между общающимися может показать, насколько люди желают контактировать друг с другом. Приближение к вам свидетельствует, что этот человек хочет контактировать с вами. Однако при таком сближении следует учитывать наличие у людей «интимной зоны», вторжение в которую посторонних вызывает у них дискомфорт, выделение адреналина, увеличение частоты сердечных сокращений, прилив крови к голове и мышцам, т. е. сдвиги в организме, направленные на подготовку к бегству или отпору.

Полицейские, занимающиеся допросом преступников, преднамеренно нарушают границы личной зоны, чтобы сломать их сопротивление. Руководящие работники могут использовать этот прием, чтобы получить информацию от своих подчиненных. В то же время использование этого приема при контакте с клиентами является грубой ошибкой.

Чем более интимны отношения между людьми, тем ближе они могут подходить друг к другу, не боясь вторжения в личную зону другого. С другой стороны, нового работника коллеги держат на дистанции (в деловой зоне), пока не узнают его лучше. По мере того как сотрудники лучше узнают его, эта дистанция сокращается.

1. Позитивные жестовые выражения

Выражение симпатии. Среди многих средств выражения симпатии особое место занимает пожатие рук. Однако необходимо учитывать, что женщина, выражающая искренние чувства другой женщине, особенно во время тяжелого состояния, не пожимает рук. Она мягко берет ее руки в свои и таким образом выражает свою симпатию. Симпатия может выражаться просто прикосновением к ее объекту.

Открытость, искренность, доверие. Человек, говорящий доверительно, скорее всего не сделает жестов рукой у лица типа прикрывания рта, почесывания носа или головы и т. п. То есть здесь в первую очередь нужно смотреть за отсутствием сомнения или других негативных жестов, противоречащих выражаемым чувствам.

Рукопожатие двумя руками имеет целью показать своему собеседнику искренность, отзывчивость или глубину своих чувств к нему. Левая рука применяется при этом для передачи дополнительных чувств по отношению к собеседнику. При этом если инициатор рукопожатия держит своего собеседника за локоть, то это говорит о его более теплых чувствах по сравнению с тем, если бы он держал его за кисть.

Одним из многих жестов, выражающих открытость партнера по общению, являются открытые руки. Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперед.

Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, то прячет ладони за спину. Взрослый человек в подобной ситуации обычно прячет свои ладони в карманах или под скрещенными руками. Бизнесменам следует поэтому обращать внимание на ладони клиента, когда он объясняет причину, по которой не может заключить сделку. Правдивая причина высказывается при открытых ладонях.

Открытая кверху ладонь используется как жест, выражающий покладистость и не несущий в себе ничего угрожающего. Человек, к которому обращаются с просьбой, в этом случае не чувствует никакого давления в этой просьбе и скорее всего ее выполнит.

Другой характерный жест — расстегнутая куртка (пиджак и т. д.) Человек, доверяющий другому, расстегнет, а то и снимет ее в его присутствии. Открытость, как и другие аттитюды, заразительна. Между людьми с расстегнутыми куртками, пиджаками согласие возникает легче, чем между теми, у кого пиджаки и куртки застегнуты на все пуговицы.

Жест «руки, прикладываемые к груди», расценивается как открытость и честность. Римские легионеры приветствовали друг друга, прижав одну руку к сердцу, а другую подняв открытой ладонью к тому, к кому обращались.

Партнер сидя, не собираясь вставать, распрямляет ноги — это знак открытости. Раскачивание на стуле отражает удовлетворение ситуацией.

Приближение к другому человеку означает желание вместе работать над общим вопросом.

2. Заинтересованность, желание взаимодействовать, кооперироваться

Наклон головы набок. Еще Чарльз Дарвин писал о том, что это связано с заинтересованностью. Если на лекции головы большинства студентов не наклонены набок, преподаватель должен насторожиться: группе занятие неинтересно. Когда слушатели «теряют мысль», их головы поднимаются. Плечи сначала поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по потолку, стенам, другим людям. Наконец тело принимает позу, направленную на выход из помещения. Тем самым лектору как бы сигнализируют: «Достаточно».

Почесывание, поглаживание подбородка или подбородок, выдвинутый вперед, тоже означает размышление, процесс принятия решения. Часто это сопровождается взглядом вкось, как бы желанием увидеть ответ на проблему вдалеке.

Ходьба взад-вперед. Многие люди, решая какую-нибудь сложную проблему, встают и начинают прогуливаться. Не надо заговаривать с человеком в эти минуты, он может потерять мысль.

Готовность к действию. Речь идет о состоянии, когда человек полон энтузиазма для достижения той цели, к которой стремится.

Руки на бедрах — это первый явный признак готовности. Его часто можно видеть на соревнованиях у спортсменов, ожидающих своей очереди. Вариации этой позы в положении сидя — если человек сидит на краю стула, он ориентирован на действие. Так сидят непосредственно перед заключением контракта или, наоборот, перед тем, как встать и уйти.

Опора на стол широко расставленными руками — это сильный призыв: «Слушайте меня, у меня есть что сказать!» Если присутствующие этого не понимают, следует эмоциональный взрыв, часто весьма разрушительный. Человеку в такой позе не надо мешать высказаться. Если готовность носит оттенок скрываемой агрессивности, то собеседник обычно приближается к вам, входя в личностное пространство, хотя и говорит доверительным тоном: «Только между нами».

3. Негативные жесты

Скука, надоедливость. Человек, который понимает, как важно сохранять интерес своей аудитории, всегда следит за жестами слушателей, означающими скуку, нетерпение, такими, например, как постукивание по столу рукой или по полу ногой, щелканье колпачком ручки и т. п. Если ладонь поддерживает голову, глаза полуприкрыты, то этот человек и не старается скрыть свою скуку.

Машинальное рисование на бумаге ручкой или пальцем по столу человеком с абстрактным мышлением означает, что его интерес к разговору снижается.

Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю») — явный признак того, что человек спит с открытыми глазами. Отсутствие какого-либо движения глаз вообще или прикрытые веки выражают крайнюю степень скуки или полное безразличие к происходящему.

Касание или потирание носа, век, уха свидетельствует о том, что человеку надоело, он не хочет видеть и слышать. Если у него корпус повернулся в другую сторону, значит его что-то интересует больше.

Если человек надоел собеседнику своими проблемами, последний начинает избегать контакта глаз; если это не понимается, то собеседник откидывается назад, сидя в кресле, или начинает посматривать на часы. Затем он может встать, взять какую-нибудь бумагу, книгу, журнал и т. п.

Отрицание, недовольство. Отворачивание лица в сторону («нос воротит») — универсальный жест, означающий недовольство и отрицание. Аналогичный жест — взгляд, направленный вниз («смотреть себе под нос»), взгляд исподлобья, взгляд сбоку.

Жестами, выражающими отрицание, несогласие, являются также скрещенные ноги, отклонение тела назад, сложенные руки, поворачивание тела в сторону, потирание носа, собирание пылинок с одежды.

Подергивание себя за ухо означает часто желание перебить собеседника при несогласии с ним. Это желание возрастает с эмоциональным накалом беседы. Поэтому говорящему нужно уметь вовремя замечать невербальные сигналы, сообщающие об этом желании. Все они происходят от школьного жеста поднимания руки. Поскольку все осознают, что простое поднимание руки будет тут же понято, как прерывающий жест, человек маскируется.

Если рука поднимается сантиметров на 15–20, то она уже не остановится, а пойдет дальше, дойдет до мочки уха, чуть потянет за него и лишь затем вернется вниз. Или же вместо этого человек прижмет указательный палец к сжатым губам, как бы не давая словам выйти. У тех же, кто сознательно подавляет у себя эти жесты, обычно рука поднимается на несколько сантиметров, а затем падает обратно. Другая крайность — говорящего прерывают, хватая его за руки.

Потирание затылка, взгляд исподлобья или поверх очков, подбородок опирается на ладонь или большой палец при поднятом вверх указательном пальце и нахождении остальных пальцев у рта или щеки, — все это означает, что у человека имеется критическая оценка, негативное отношение к происходящему.

Замкнутость, отгороженность, упрямство, защита. Пиджак застегнут, скрещенные ноги стоя: одна нога прямая, другая либо согнута и стоит на носке, либо тоже прямая и заступила за первую — это признак того, что человек замкнут, не хочет вступать в тесный контакт, совместную деятельность. Руки или одна рука в кармане могут означать нежелание участвовать в разговоре или общем деле.

Скрещенные на груди руки — негативное отношение, попытка отгородиться от ситуации. Этот жест используют люди, защищающие свое право быть услышанными. Это фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться. Люди обычно не понимают этого простого жеста — он же сигнализирует, что данный человек выпал из разговора. Однако эта поза может означать и то, что человек просто комфортно расположился. Поэтому надо обратить внимание на его кисти: расслаблены, они или сжаты в кулаки, или стиснули одна другую так, что пальцы побелели.

Скрещенные ноги. Люди, скрестившие ноги, — это те, кто оказывает наибольшее соперничество, и поэтому они требуют усиленного внимания. Если же при этом скрещены и руки — это действительный противник, проявляющий упрямство.

Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих случаях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.

Сжатые губы или когда человек говорит сквозь зубы, почти не двигая губами, свидетельствует тоже о защите.

Подозрение, недоверие, скрытность. Жесты, относящиеся к этому типу, часто связаны с левой рукой (у правшей). Это соответствует отрицательному значению слова «левый» в обыденном языке, например «левые доходы». Поднятый большой палец правой руки означает «хорошо», а мизинец левой — «плохо». Если человек придерживается позиции, резко отличной от позиции другого, он может прикрывать рот рукой, не желая начинать спора.

Если человек стремится не смотреть на собеседника, то, скорее всего, он что-то скрывает. Жестом, отражающим подозрение, часто является взгляд исподлобья.

Тесно сцепленные кисти рук — это тоже жест подозрения и недоверия.

Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем, выражает сомнение, затруднительное положение, часто, конечно, обозначающее «нет». У оратора такой жест часто означает, что он сомневается в реакции аудитории. На переговорах касание носа обычно предшествует или непосредственно следует за предложением или контрпредложением. Конечно, нос можно трогать просто потому, что он чешется. Но в таких случаях его обычно трут намного интенсивнее. Вариация жеста касания носа — касание мочки уха или потирание глаза.

Неуверенность, нервозность. Типичный жест в этом случае — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга. Это означает потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке. Трогание или потирание спинки кресла перед тем как в него сесть, например, на совещании, тоже может свидетельствовать о неуверенности, нервозности человека.

Медленное потирание ладоней друг о друга или вытирание влажных ладоней о платок, одежду тоже свидетельствует, что человек нервничает. Чтобы избавиться от гнетущей его тревоги, человек может теребить себя за ухо.

Жестами, обнаруживающими неуверенность, тревожность, могут быть пощипывание руки, сжатие кончиков пальцев руки или притягивание их к себе, покашливание, грызение ногтей или карандаша, почесывание шеи пальцем, скрещенные ноги стоя.

Фрустрация, психическая напряженность, агрессия. Прерывистое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания и т. п., — типичный признак фрустрации. Разозленные люди обычно начинают прерывисто дышать и пропускают воздух через раздувшиеся ноздри с такой силой, что раздается что-то типа храпа. Тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает коротко дышать, и продолжает гнуть свое, может столкнуться с серьезными неприятностями. О враждебности свидетельствует и взгляд искоса с опущенными бровями и уголками рта, нахмуренный лоб.

Руки сжимают одна другую. Это наблюдается, когда кто-либо попал в переделку, например должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него. Люди, сильно сцепившие руки, напряжены, и общаться с ними непросто. Их надо расслабить. Можно наклониться к ним во время разговора; например, если начальник выходит из-за своего стола, садится рядом с подчиненным и склоняется к нему — руки у того сразу расцепляются.

Движение кисти взад-вперед с поднятым указательным пальцем; руки, скрещенные на груди при сжатых в кулак пальцах; показывание пальцем на партнера; держание рук на поясе при сжатых кулаках и широко расставленных ногах или с большими пальцами рук за поясом — все это жесты агрессии по отношению к партнеру по общению.

Жесты самоконтроля. Один из самых обычных жестов этого типа — руки заведены за спину и одна сильно сжимает другую. Другая поза человека, справляющегося с сильными чувствами и эмоциями, — скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла; например, у зубного врача. Человек, сидящий в такой позе, сдерживается от того, чтобы пойти на уступки.

Жесты, выражающие превосходство, доминирование. Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх — авторитарная поза. Так часто стоят полицейские, высшие руководители, армейские старшины, сержанты перед новобранцами. О доминировании могут свидетельствовать и руки, соединенные за головой, а также прикрытые веки.

Руки в карманах, большие пальцы снаружи — свидетельство превосходства над партнером по общению, как и ноги на столе или подлокотнике кресла.

Возвышение себя. Если человек хочет дать понять собеседнику свое превосходство, то ему следует физически подняться над этим человеком: сесть выше, когда оба сидят, или встать. Психологи, ведущие семинары, обычно строго требуют от участников не подниматься и не создавать других искусственных барьеров между ними и их оппонентами. Скорее они должны приблизиться к тем, с кем не соглашаются.

Желание занимать главенствующее положение может выразиться уже в первом рукопожатии. Если кто-то твердо схватывает руку другого и поворачивает ее так, что его рука оказывается сверху, то он пытается добиться доминирования. Если же он поворачивает руку другого иначе, в том числе протягивает свою руку ладонью вверх, то он демонстрирует желание принять роль подчиненного. Психологи обратили внимание, что большинство менеджеров, добившихся успеха в работе, при пожатии руки использовали вариант доминирования.

Ложь. Ее характеризуют следующие жесты: отведение взгляда; контакт глаз менее одной трети времени общения; взгляд в сторону с почесыванием шеи, затылка; потирание глаза (века); касание рукой уха, носа, губ; прикрытие рта рукой; притворное покашливание; натянутая, формальная улыбка, при которой не видны зубы; улыбка без моргания; оттягивание воротничка; дым от сигареты из уголка рта; сокрытие ладоней; медленное потирание ладоней одна о другую.

Диагностируя ложь, следует учитывать, что если один партнер считает другого выше себя по статусу, то он может меньше смотреть в его глаза. Кроме того, перечисленные жесты могут означать важность обсуждаемых вопросов для этого партнера или неуверенность его в том, что он говорит, в реакции партнера на его слова.

Закрытость — открытость общения для третьих лиц. Когда двое разговаривают стоя, глядя друг другу в лицо, ступни параллельны друг другу, но не вместе — это означает, что они стоят в закрытой позиции, делающей невозможным присоединение третьего участника, — всем видно, что они ведут частный разговор, хотя в нем нет ничего конфиденциального. Если же двое стоят в открытой позиции, слегка развернувшись друг от друга, то такая позиция ведет к образованию кружка из четырех, пяти и даже более человек.

Eвгeний Ильин, доктор психологических наук, профессор Рoccийского государственного университета им. А.И. Гepцена, заслуженный деятель науки РФ

Читайте также: