Построение стола в перспективе
Разберемся на пошаговых примерах с правилами построения разных видов перспектив. В конце статьи — краткий гайд в карточках.
Законы перспективы — это приемы, с помощью которых можно показать объем и габариты предметов, их расположение относительно зрителя, плановость и глубину пространства. Иными словами, перспектива помогает сделать картинку более реалистичной и выразительной.
Картина Альфреда Сислей «Дорога в Лувесьенне» (1873) прекрасный пример, как с помощью перспективного сокращения можно передать глубину изображения.
Мы разберем три вида перспективы: с одной, двумя и тремя точками схода.
Усвоив логику этих построений, вы сможете убедительно нарисовать все, что угодно: от кубика до космической станции и даже человеческого тела. Всё потому, что любой объект можно упростить до композиции из простых примитивных фигур:
Для начала разберемся с базовыми терминами: линией горизонта и точкой схода.
Линия горизонта — это условная линия на уровне глаз художника, ее еще называют линией уровня глаз. В природе линия горизонта хорошо видна, например, возле больших водоемов, где небо соединяется с поверхностью воды.
Линию горизонта не всегда видно на рисунке, художник может построить ее условно, в качестве ориентира. Для своей картины вы сами задаете расположение ЛГ и уже относительно нее простраиваете предметы и окружение.
Где расположить линию горизонта?
Это вопрос чаще всего общей задумки рисунка. Выбор линии горизонта определяется исключительно тем, с какой высоты мы хотим показать главный объект: с высоты птичьего полета или с точки зрения муравья. Если речь идет о концепт-арте окружения, то чаще всего линия горизонта будет на уровне глаз зрителя — если есть необходимость показать картину с точки зрения персонажа
Мы знаем, что параллельные линии не пересекаются. Однако всем знаком визуальный эффект, при котором параллельные линии сходятся в одну точку на горизонте. Эта точка и называется точкой схода.
Количество точек схода в рисунке может быть разным: от 1 до 6. Чем больше точек схода — тем более «искаженной» будет перспектива. Например, 5-6 точек схода используются для того, чтобы создать эффект «рыбьего глаза»:
Как понять, сколько точек схода нужно?
Это тоже определяется целью. Более трех точек редко используется вообще. Чаще всего достаточно двухточечной перспективы, но иногда, для передачи масштабов высоты или глубины, мы можем использовать и три точки.
Определившись с положением линии горизонта и точек схода, можно приступать к построению перспективы.
Еще ее называют фронтальной перспективой. В этом случае мы видим одну из плоскостей фронтально, без искажений.
Примеры изображения куба с помощью фронтальной перспективы. Одна грань, «лицевая», всегда остается без искажений.
Самый простой пример — это фигура, расположенная на уровне глаз художника.
Проводим линию горизонта и располагаем на ней прямоугольник — фронтальную плоскость нашей фигуры. Располагаем его так, чтобы линия горизонта делила прямоугольник пополам.
Проводим диагонали. На их пересечении находится точка схода (ТС), а сами диагонали — это ребра параллелепипеда, уходящие в перспективу.
Перейдем к построению дальней стенки. Для этого на одинаковом расстоянии от точки схода рисуем вертикальные и горизонтальные прямые до пересечения с ребром. Готово! Дальняя стенка получается параллельной ближней, только меньше размером.
Чем меньше дальняя стенка, тем больше она отдаляется от зрителя, будет создаваться ощущение большей глубины объекта.
Теперь рассмотрим примеры с положением фигуры выше и ниже линии горизонта. Как мы уже говорили, фронтальная плоскость остается без искажений в любом случае, поэтому сперва тоже рисуем квадрат. Потом из каждой его вершины проводим линии в точку схода — это будут ребра куба.
Задаем размеры задней стенки. В данном случае будем ориентироваться на размеры стенки из первого примера.
От точек пересечения ребер с размерными линиями достраиваем вертикали и горизонтали, формируя дальние стенки фигур.
Без вспомогательных линий объекты с фронтальной перспективой будут выглядеть так:
Это были примеры, когда точка схода находится на центральной вертикальной оси предмета. Разберем пример со смещенной точкой схода.
Рисуем фронтальную плоскость куба и задаем линию горизонта с точкой схода.
Обозначим ребра — из всех четырех вершин проводим прямые в точку схода.
Теперь определим внешние грани. Проводим вертикаль и горизонталь до пересечения с ребром.
Осталось построить заднюю стенку. Для этого из образовавшихся дальних углов проводим горизонталь и вертикаль до дальнего ребра.
Статика — синоним фронтальной перспективы. К ней прибегают, чтобы передать ощущение устойчивости, симметрии. С помощью фронтальной перспективы можно наглядно передать глубину пространства и подчеркнуть разницу масштабов окружения и предметов.
Известный пример применения фронтальной перспективы в кино — фильмы Стенли Кубрика. Он часто прибегал к симметричной постановке кадра, чтобы вызвать у зрителя определенную психологическую реакцию.
Этот вид перспективы еще называют угловым. Важно отметить, что в угловой перспективе (как и во фронтальной) вертикальные линии остаются без искажений.
Алгоритм в целом схож с построением перспективы с одной точкой схода, но добавляется чуть больше сложностей из-за появления второй точки.
Сначала наметим линию горизонта и две точки схода. Между точками схода намечаем вертикаль, которая будет обозначать ближайшее к нам ребро куба.
Если мы нарисуем ребро на одинаковом расстоянии от точек схода, то куб будет расположен к нам с симметрично расположенными гранями. Если отодвинем ребро к какой-то одной точке схода — объект будет больше повернут к зрителю одной стороной.
Куб в центре — пример симметричного расположения фигуры, боковые кубы повернуты к нам той или иной стороной.
Дальше проведем от вершин ближнего ребра прямые в точки схода. Нарисуем вертикали, чтобы отметить две ближние грани. Чем ближе к точке схода — тем «меньше» будет сторона куба, тем более сжатой она окажется. Поэтому та сторона, которая ближе к одной из точек, будет меньше стороны, которая дальше.
Из образовавшихся дальних углов граней проводим прямые в точки схода.
Осталось соединить вертикалью дальние углы.
По такому же принципу рисуем и фигуры, которые будут выше или ниже линии горизонта. Отличие только в том, что одна из граней — верхняя или нижняя — будет теперь видимой:
Угловая перспектива — наиболее распространенный, «классический» вид перспективы. Важно помнить, что точки схода не всегда могут находиться в пределах рисунка. Они могут быть расположены на линии горизонта за рамками изображения. Чем ближе точки схода друг к другу — тем более искаженным будет пространство.
Она еще называется наклонной или вертикальной перспективой. В этом случае вертикальные линии получают свою точку схода и тоже искажаются.
Опять же, общий алгоритм такой же. Намечаем линию горизонта с двумя точками схода, выше или ниже линии горизонта рисуем третью точку схода, куда будут стремиться все вертикали. В примере третья точка ниже.
Теперь намечаем точку, которая станет ближайшим к нам углом нашей фигуры. Из нее проводим линии к точкам схода на горизонте.
Проводим в точки схода еще две линии — получим верхнюю грань куба.
Теперь из получившихся углов проводим вертикали в третью точку схода.
Из точек схода проводим линии, которые определят нижние ребра фигуры.
Теперь из получившихся углов проводим линии в точки схода на горизонте, чтобы обозначить «невидимые» грани.
Осталось дорисовать дальнее ребро:
По тем же принципам и алгоритмам строятся фигуры в любом другом месте вашего рисунка. Не пугайтесь того, как искаженно могут выглядеть объекты, это нормально для трех точек схода, особенно, когда они расположены близко друг к другу. Если вы хотите меньше искажений — разведите точки схода подальше друг от друга.
К такой перспективе прибегают в случае, если нужно изобразить динамичную, асимметричную композицию. Также с помощью трехточечной перспективы можно сделать акцент на крупных размерах объекта или показать сцену с необычного ракурса.
К трехточечной перспективе часто прибегают в архитектурной фотосъемке, чтобы подчеркнуть масштабы сооружений.
Практикуйтесь и экспериментируйте, чтобы усвоить правила, по которым работает перспектива, и проблем с ней не будет.
Текст написала Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
А я вот это вспомнил на тему перспективы
Самая большая проблема статей по перспективе это тема точек схода находящиеся за пределами листа, причем на значительном удалении. Никаких упражнений на этот счет в сети я толком не нашел. Поэтому рисование куба на глаз превращается в ад. Только в офлайне учитель дал упражнение неплохое. На листе А3 (минимум) что бы 2 точки были как можно дальше. Делать это упр. как можно больше раз, пока понимание куда будут сходиться линии не станет работать на подсознательном уровне. Если есть у кого классные упражнения, пишите.
Да, точки схода за пределами холста - это отдельная тема на отдельную статью) Там есть свои методы, как рисовать подобное в традиционных материалах (потому что в цифре это сделать очень просто и специальные методы не нужны), вполне возможно, что мы эту тему тоже раскроем)
Да, классно было бы, нет, там есть конечно способы построения с помощью наплавляющих, когда делишь грани на равные отрезки, но лучше развить навык без них.
Круто! А вот в пейзаже с полем там какая перспектива? Как будто там сразу 2 или 3 намешаны
Дополнительные точки схода. Даже в двухточечной перспективе есть вещи, которые могут переходить в одноточечную перспективу. На самом деле подобные гайды в Интернете не полные, ибо не показано, как правильно ставить еще точки схода. Видишь, как в примере двуточечной перспективы есть место, где они сходятся под 90 градусов? Так вот, если из этого места, где они сходятся под 90 градусов, поставить угольник и провести перпендикуляр к линии горизонта, обязательно соблюдая угол в 90 градусов, то появится дополнительная точка схода, и при этом все будет в перспективе.
На гравюре А. Дюрера (1471-1528) показано получение перспективного изображения предмета с помощью натянутой нити.
Все параллельные линии сходятся в одну точку. Сколько разных вариантов параллельных линий, столько и точек схода. То есть не от 1 до 6, а сколько угодно
11. Перспектива. Интерьер.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить алгоритм построения геометрических тел в перспективе и построить интерьер по этому алгоритму.
Что такое художественная перспектива
Линейная перспектива — точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира так, чтобы смотря на эту плоскость, мы получали впечатление формы предметов, тождественное с видимой формой их в природе.
Перспектива имеет точные законы, указывающие, как разместить на плоскости (картинная плоскость) очертания предметов с тем, чтобы, отражаясь на сетчатке глаза, эти очертания вполне совпадали с очертаниями самих предметов, видимых в натуре.
Если мы, рассматривая с определенной точки предмет или группу предметов (например, сложный пейзаж), изобразим видимое впечатление от этого предмета или группы предметов по законам перспективы на прозрачном стекле и поставим это стекло на известном определенном расстоянии между нашим глазом и объектом изображения, то линии изображения вполне совпадут с очертаниями изображенного предмета или группы. Нужна ли перспектива художнику и обязан ли он придерживаться ее законов в своих произведениях?
Для чего нужно знать перспективу
История пластических искусств доказывает нам, что вполне правдиво изобразить на плоскости формы видимого мира художники получили возможность только тогда, когда были открыты точные законы художественной перспективы. Поэтому в программу знаний, необходимых современному художнику-живописцу, архитектору, скульптору и прикладнику (особенно двум первым) 4, должна войти и линейная перспектива.
Теоретическое знание перспективы, конечно, не может заменить умения рисовать с натуры так же, как знание анатомии еще не научит рисовать человеческую фигуру. И несомненно, что человек, обладающий хорошим глазомером и вовсе незнакомый с перспективой и анатомией, нарисует с натуры лучше, чем знаток перспективы и анатомии, лишенный этого глазомера и чувства формы.
Но хорошие рисовальщики обладают обязательно и тем и другим, то есть и чувством формы, и глазомером, и знаниями. Эти знания особенно необходимы живописцу при работе непосредственно с натуры и архитектору для ясного представления того, как создаваемые им на бумаге архитектурные массы будут восприниматься в натуре глазами зрителя.
Очень важно, чтобы художник воспринимал научные истины не путем одного лишь теоретического освоения перспективных теорем и приемов построения. Художник должен ясно представлять себе положение предметов в пространстве и проекцию их очертаний на картинной плоскости.
Художник должен научиться рисовать на глаз и наизусть перспективно верно, а не приходя к верным очертаниям только путем длинного построения по теории перспективы с помощью линейки, циркуля и транспортира, так же, как рисующий человека должен научиться ясно представлять формы частей тела такими, чтобы в них правильно размещались кости и мускулы, а не припоминать и отыскивать каждый раз точки прикрепления мышц и сухожилий, которые он выучил по учебнику.
Как мы видим предметы
Трудно встретить человека, незнающего, что лучи света распространяются по прямой линии, что глаз не может видеть точку, которую бы нельзя было соединить с ним прямой линией, не встречающей на пути непрозрачных предметов, что предмет не может быть освещен со стороны, противоположной источнику света, что мы не можем увидеть верхнюю поверхность предмета, если он весь помещается выше наших глаз, и нижнюю поверхность предмета, стоящего ниже наших глаз, что предмет, отстоящий дальше от наших глаз, кажется нам меньше такого же предмета, находящегося к нам ближе.
Но явные и порой невероятно нелогичные нарушен
ия этих азбучных истин мы встречаем постоянно не только в работах детей, но и в рисунках взрослых и интеллигентных людей.
Обратимся к рис. 1, к кубу, стоящему на столе и изображенному неправильно. Попробуем дальше доискаться, в чем же ошибки этого изображения.
Зададим себе вопрос: откуда же мы смотрим на стол и стоящий на нем куб? Если мы стоим прямо против середины длинной стороны стола лицом прямо к передней стороне куба, то мы не увидим боковых сторон ни стола, ни куба и должны будем изобразить нашу модель так, как приведено на рис. 2.
Чтобы увидеть левую боковую сторону стола, мы должны или отойти от стола влево, или хоть немного повернуть стол углом к зрителю, тогда мы увидим стол так, как показано на рис. 3. У стоящего на столе куба мы увидим тоже левую боковую сторону.
На рис. 3 ближняя к нам ножка стола больше остальных: другие ножки уменьшаются по мере удаления их от зрителей. То же происходит и с вертикальными ребрами куба. Теперь мы видим, что благодаря этим сокращениям некоторые параллельные в натуре линии стали сходящимися по мере удаления их от зрителя. Но ведь так и должно быть.
Мы знаем, что расстояние между двумя параллельными линиями везде одинаково, но что равные между собой величины, удаляясь от зрителя, кажутся уменьшающимися. Следовательно, и расстояния между параллельными линиями, удаляющимися от зрителя, будут казаться уменьшающимися, а линии, в натуре параллельные, но удаляющиеся от зрителя, будут казаться сходящимися вдали.
Если мы эти линии продолжим, то они где-нибудь на плоскости нашего рисунка или за пределами его пересекутся.
Упражнение №1.
Нарисовать куб в трех ракурсах с одной точкой схода вместе с преподавателем.
Виды перспективы
Существует два вида перспективы – линейная и воздушная.
Воздушная перспектива – это изменение цвета по мере удаления.
Линейная перспектива – это построение с учётом правил и законов, чем ближе, тем крупнее; по мере удаления предметы уменьшаются. Линейная перспектива делится на фронтальную и угловую.
Теперь перейдём к интерьеру. Что называется интерьером? Интерьером называется внутренний вид помещения в целом или отдельных его частей. Сюда же относятся мебель, декоративные украшения и многое другое, участвующее в оформлении. Слово «интерьер» с французского переводят как «внутри». Интерьер имеет три измерения: высоту, ширину, глубину. Интерьер особенно распространен в живописи и графике, а также в театральной живописи.
В этих картинах интерьер является фоном, который решает сложные задачи и помогает раскрыть содержание. Композиции убедительны, потому что художники учли все особенности построения интерьера:
- Первый план крупный, чёткий.
- Линии, уходящие в глубину, сходятся в одной точке, которая находится на линии горизонта.
- Вертикальные линии сокращаются на расстоянии, но остаются вертикальными и параллельными между собой.
Для рисования интерьера важно знать линию горизонта и точку схода, потому что отсюда возникает задача передачи в рисунке глубины пространства помещения. Для этого и пользуемся средствами линейной перспективы. (слайд № 3)
Что такое линия горизонта?
В природе, если она не закрыта домами, её хорошо видно. А где она находится в комнате?
Линия горизонта – это воображаемая линия, и она всегда находится на уровне наших глаз, где бы мы ни находились.
Интерьер разделяют на: фронтальный и угловой. Фронтальный интерьер – это когда мы видим три стены: левую, центральную и правую, а также – пол и потолок.
Параллельные линии в перспективе сойдутся в одну точку схода.
Художник в композиционном решении картины может изменять высоту линии горизонта и главную точку картины (влево или вправо от центра картины). Если точка зрения находится в центре картины — изображение называется центральной фронтальной перспективой. Если же точка зрения расположена справа или слева от центра картины — изображение называется боковой фронтальной перспективой.
Начинающему художнику: основы перспективы в рисунке
Когда художник изображает объект, он переносит его из объемного мира на плоскость листа бумаги. Чтобы рисунок выглядел «как в жизни», необходимо передать объемные особенности предмета. Для этого и нужна перспектива. Самый простой пример наблюдения перспективы – уходящая в даль дорога. Её границы вдалеке сходятся в одну точку, называемую точкой схода на линии горизонта. Все предметы и объекты, которые вы видите, подчиняются законам перспективы. Это и есть то визуальное искажение, которое помогает нам воспринимать плоский рисунок на листе бумаги объемным.
Прежде чем приступить к изучению перспективы в рисунке, необходимо знать такие понятия как "уровень глаз", "линия горизонта", "точка схода" и "глазомер".
УРОВЕНЬ ГЛАЗ
Чтобы лучше понять, что такое уровень глаз, нужно внимательно посмотреть на окружающие вас предметы. Предположим, вы сейчас читаете эту статью и сидите за столом: вы видите верхнюю часть стола и предметы, которые на нем лежат. Если вы сядете на пол, то сможете наблюдать только нижнюю часть стола, верхняя же будет невидима, так как находится выше уровня глаз. Все просто, когда речь идет о небольших предметах. Но при рисовании сложных объектов, таких как интерьер и высокие дома, начинающие художники теряются и делают ошибки. Важно знать, что уровень глаз относительно рисуемого вами объекта (будь то книга, натюрморт, портрет, пейзаж или здание) определяет линию горизонта и дальнейшее правильное построение рисунка.
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА
Линия горизонта всегда находится на уровне глаз, на той высоте, с которой наши глаза смотрят на объект. Это воображаемая линия, при помощи которой мы делаем построение изображения на плоскости листа. Например, при рисовании пейзажа воображаемая линия горизонта совпадает с реальной линией горизонта, даже если на заднем плане картины находятся горы или лес.
ТОЧКА СХОДА
Давайте внимательно посмотрим на фотографию железной дороги. Мы знаем, что ширина железнодорожных путей одна и та же на всей ее протяженности, но на фото мы видим, что по мере удаления к горизонту рельсы встречаются в одной точке. Это и есть точка схода. Все параллельные линии любого объекта, будь то здание, деревья или коробка у вас на столе, сходятся в одну точку на линии горизонта.
Точка схода — это воображаемая точка на линии уровня глаз или на линии горизонта, где пересекаются линии, которые являются продолжением ребер кубического объекта. В зависимости от того, под каким углом мы смотрим на объект, точек схода может быть две и более.
Если объект расположен ниже уровня глаз, то продолжения ребер направлены вверх к точке схода на линии горизонта.
Если объект кубической формы расположен прямо на уровне глаз, то продолжающие линии верхних ребер направлены вниз, а нижних — вверх и пересекаются в точке схода на линии горизонта.
Если объект находится выше линии горизонта, то линии, наоборот, направлены вниз.
ГЛАЗОМЕР
Это способность определять расстояние, не прибегая к помощи каких-либо приборов или устройств (кроме собственных глаз). Для того чтобы правильно изобразить на поверхности предметы, надо развить в себе чувство пропорции. А для этого необходимо развивать глазомер. Существует несколько эффективных упражнений, о которых я расскажу в следующей статье.
Итак, мы подошли к самой сути изучения перспективы, а именно, линейной перспективы, при помощи которой художник переносит реальное объемное пространство на плоский лист бумаги.
Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Линейная перспектива предполагает единую точку схода всех удаляющихся линий, расположенную на линии горизонта. Это один из разделов начертательной геометрии, сложной и точной науки, которую не обязательно изучать досконально, чтобы уметь хорошо рисовать. Успех в рисовании во многом зависит от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике. Существует несколько видов линейной перспективы:
Перспектива с одной точкой схода (ее еще называют фронтальной или параллельной перспективой) состоит в том, что не вертикальные параллельные линии сходятся в одной точке вдалеке. Например, как на простом рисунке городской улицы.
Изображая объекты во фронтальной перспективе мы, как бы, смотрим на них «в лоб». Вертикальные ребра кубического объекта, в данном случае расположены к нам лицом. Они также подчиняются законам перспективы, но в незначительной степени, поэтому мы это игнорируем в рисунке. Остальные же, не вертикальные ребра объектов, встречаются в одной точке схода на линии горизонта.
Перспектива с двумя точками схода (угловая перспектива) дает две точки схода, противопоставленные друг другу на линии горизонта. Объекты находятся под углом к наблюдателю. Вертикальные линии остаются вертикальными и изображаются в перспективе параллельными, но их высота различна. Они уменьшается по мере приближения к линии горизонта. Горизонтальные линии сходятся в одной из двух боковых точек схода, таким образом, этот простой домик воспринимается в перспективе, объемным.
Теперь рассмотрим куб и параллелепипед в перспективе, но под другим уровнем глаз: ниже линии горизонта и выше линии горизонта. В первом случае мы видим, что у нижней части куба грани направлены к точкам схода вверх, а у параллелепипеда наоборот, грани направлены к точкам схода вниз. У параллелепипеда, находящегося выше уровня горизонта, мы полностью видим его нижнее основание, в то время как у куба оно скрыто.
Попробуйте самостоятельно повторить на бумаге все простые фигуры в перспективе (куб, параллелепипед). Одним только чтением статьи знания построения перспективы не появятся. Нужно рисовать, ошибаться, исправлять и снова рисовать. Если не получается рисовать от руки прямые линии — возьмите линейку, не усложняйте себе жизнь. С опытом, понимание перспективы должно прийти к такому уровню, в котором нет необходимости делать построения, а только использовать ее на интуитивном уровне.
Хотите научиться рисовать перспективу? Рисуете и не понимаете где ошиблись?
Прикрепляйте к комментарию свой рисунок. Объясню, расскажу и помогу сделать работу над ошибками.
Руководство по перспективам для начинающих художников и иллюстраторов
Понимание перспективы важно при рисовании фона. Тем не менее, иногда трудно понять ключевые аспекты, например, такие как точки схождения. Изучение этих основ поможет вам нарисовать фоны для комиксов и иллюстраций с разных сторон.
Многие из нас испытывают трудности в обучении перспективе. В этой короткой статье я собираюсь объяснить основы перспективы. Каждый отдельный предмет не так уж сложен. Изучите основы и узнайте своего врага!
Что такое «перспектива»?
Перспектива дает трехмерное ощущение плоских изображений. Чтобы достичь этого эффекта, вам нужно рисовать ближние объекты больше, чем другие объекты.
Линейная перспектива
Линейная перспектива является наиболее известным типом перспективы.
Нарисуйте объекты меньше по мере их удаления, пока они не исчезнут в определенной «точке схода».
Линейная перспектива имеет точки схода , а все остальное основано на линиях, ведущих к этим точкам схода.
● Одноточечная перспектива
Этот метод имеет одну точку схода , и все сходится к этой единственной точке. Одноточечная перспектива является самой простой формой линейной перспективы и обычно используется для помещений и коридоров.
● Двухточечная перспектива
Этот метод имеет две точки схода .
Двухточечная перспектива часто используется для рисования экстерьеров зданий. Одной из особенностей двухточечной перспективы является то, что все вертикальные линии перпендикулярны горизонту .
● Трехточечная перспектива
Как вы уже догадались, трехточечная перспектива имеет три точки схода .
Добавив третью точку схода выше (или ниже) точки схода двухточечной перспективы, вы можете заставить камеру смотреть вверх или вниз на объект.
При рисовании под этими углами образуется форма искажения, называемая «искажение высоты» .
Трехточечная перспектива - это метод для рисования искажения высоты.
Фраза «уровень глаз» - это то, что вы услышите много раз, когда узнаете о перспективе.
В искусстве уровень глаз - это высота горизонта .
Это как линия, которая показывает высоту камеры в фотографии.
Установка уровня глаз помогает определить общую структуру вашей иллюстрации.
Например, установка уровня глаз на уровне глаз персонажа заставляет камеру смотреть прямо на человека.
● Уровни глаз и горизонты
Также полезно помнить об отношениях между уровнем глаз и горизонтом.
Уровень глаз совпадает с горизонтом, если камера смотрит в том же направлении.
Повышение уровня глаз также поднимет положение горизонта.
В свою очередь, понижение уровня глаз также понизит положение горизонта.
О чем следует помнить при использовании линейной перспективы
● Точки схода не должны быть слишком близко
Если есть несколько точек схода, их близкое расположение приведет к искаженной иллюстрации.
Как правило, вы должны выбрать разумное расстояние между точками схода.
● Будьте осторожны с положением уровня глаз
Положение уровня глаз в одноточечной и двухточечной перспективах не должно быть слишком высоким или слишком низким.
Предположим, что вы подняли уровень глаз и положение горизонта в 1-точечной перспективе, как показано на следующем рисунке.
Предполагается, что вы смотрите вниз на коробку, но там слишком много искажений высоты, чтобы это выглядело естественно.
Руководство для начинающих по перспективам: упражнения
Давайте проверим наши новые знания, используя простые коробки.
Потренируйтесь рисовать их, чтобы улучшить ваше понимание перспективы в действии.
Здесь мы будем использовать двухточечную перспективу.
Во-первых, нарисуйте черновой набросок коробки.
Рисование по грубому эскизу-это лучший способ определить общую структуру.
Вы уже должны думать о том, где должны быть исчезающие точки и горизонт.
2. Определите свою точку схода
Нарисуйте черновой набросок точки схода, горизонта и линий от точки схода.
Вытяните край коробки. Исчезающая точка - это точка, в которой вытянутая линия встречается с горизонтом.
Определите две точки схода и горизонт, параллельный экрану. Обязательно соблюдайте дистанцию между двумя точками схода!
3. Нарисуйте линию
Нарисуйте линию от верхней части коробки до точки схода.
При использовании двухточечной перспективы нарисуйте вертикальные линии, перпендикулярные горизонту.
Используйте линейку для прямых линий.
Сотрите все ненужные линии, и все готово! Если вы можете нарисовать коробку, то вы сможете применить тот же метод для рисования зданий.
Вы даже можете использовать его, чтобы сделать грубый эскиз для персонажей с разными перспективами.
Разделение
Рисование диагональной линии разделяет нарисованный объект в перспективе.
● Деление на две части
Для перспективы с одной точкой и перспективы с двумя точками нарисуйте линию, перпендикулярную горизонту. Переместите её так, чтобы она проходила через центр диагональной линии (точка A), чтобы разделить объект на две равные части. Для трехточечной перспективы соедините точку схода, которую вы использовали для выражения высоты, с центральной точкой диагональной линии.
Если вы можете разделить объект на два, то его можно разделить на четыре, используя тот же метод.
● Деление на три части
Вы можете добавить еще одну линию, чтобы разделить объект на три части.
Соедините точку B с углом (точка C и точка C' ), затем используйте две точки, которые пересекают диагональную линию (точка D и точка D' ), чтобы нарисовать линию. Это разделит объект на три равные части.
● Другие методы деления
Нарисуйте линию, параллельную горизонту, который проходит через точку E, и разделите ее, как показано на следующем рисунке. Используйте точку, где они встречаются с линией, проходящей через точку F, чтобы разбить объект. Это полезно, если вы хотите разбить объект на множество равных частей.
Расширенное руководство по перспективе: воздушная перспектива и цветовая перспектива
Линейная перспектива - не единственный способ показать расстояние.
Рисуя объекты ближе к вам в более темных цветах, вы можете использовать то, что называется воздушной перспективой, чтобы показать пространство.
Если вы посмотрите на обширные ландшафты (например, горы, здания в городах), вы заметите, что чем они дальше, тем более размытыми они выглядят. Они также выглядят ненасыщенными и бледными.
Рисуя такие далекие объекты, вы можете показать глубину пространства.
Также хорошо использовать цветовую перспективу , которая является другим способом отображения глубины путем изменения цвета в зависимости от расстояния.
Когда вы размещаете две фигуры одинакового размера, одну в красном, а другую в синем, красная фигура будет находиться спереди. Это потому, что теплые цвета имеют тенденцию появляться больше, чем холодные цвета.
Эта цветовая перспектива полезна при рассмотрении общей структуры и цветовой схемы.
Например, если вы хотите, чтобы что-то выделялось, используйте красный, а не синий.
Какими способами можно показать перспективу? Как изобразить глубину с помощью тона? Как показать величину объекта, если он не весь поместился на холст? Об этом и других трюках перспективы — в статье.
У себя на YouTube-канале художник-иллюстратор Марко Буччи поделился несколькими способами показать перспективу в рисунке и придать работе визуальную глубину.
Около 600 лет назад великие художники Ренессанса оказали нам большую услугу — изобрели линейную перспективу. Они решили, что на картину всегда должен смотреть условный зритель, и уровень его глаз должен проектироваться бесконечно далеко в глубь холста. Так появилась линия горизонта. На ней мастера договорились отмечать точку схода, и, отталкиваясь от этой точки, чертить на полотне сетку, согласно которой будут расставлять объекты:
Если всё делалось правильно, то в картине появлялось революционное по тем временам качество — глубина.
Только что мы описали перспективу с одной точкой схода. Но если нам хочется посмотреть на те же объекты с другого ракурса, то можно использовать две точки. Обычно обе они лежат за пределами холста:
Расстояние между точками можно менять, и эффект от этого будет такой, как если бы мы меняли фокусное расстояние линз камеры:
Можно добавить и третью точку схода, не совпадающую с линией горизонта. Тогда для неё следует построить отдельную сетку.
Если третья точка будет выше горизонта, мы будем смотреть на объекты словно снизу вверх:
Если же она будет ниже горизонта, то взгляд зрителя будет падать на предметы сверху вниз:
Что ж, спасибо художникам Ренессанса, и будем надеяться, что они одобрили бы наши дальнейшие эксперименты.
Давайте представим, что откуда-то издалека прямо на нас едет автомобиль. Или, наоборот, уезжает от нас за горизонт. В обоих случаях чем дальше автомобиль будет от нас, тем он будет меньше по размеру:
а чем ближе к нам — тем больше:
Это легко понять, потому что в жизни мы наблюдаем подобные явления каждый день.
Теперь давайте определимся, где по отношению к этому автомобилю находится линия горизонта. Для наглядности проведём её прямо через машину:
Как интересно: сколько бы мы не двигали автомобиль ближе или дальше от зрителя, его размеры будут меняться, а вот соотношение частей, на которые его разбивает линия горизонта, останется неизменным. Грубо говоря, линия проходит сквозь него всегда в одном и том же месте.
Эта закономерность — хорошая подсказка, как правильно менять размер объектов на картине. Неважно, больше вы их делаете или меньше, нужно следить за тем, чтобы линия горизонта делила их на две части в неизменной пропорции. Пропорция может меняться только в том случае, если вы опускаете выше или ниже уровень глаз зрителя:
Давайте посмотрим на работу испанского иллюстратора Хуанхо Гуарнидо:
Особенно внимательно присмотримся к фигурам девушки и кота, которые расположены на разном расстоянии от зрителя:
Теперь попробуем определить, где здесь горизонт. Это несложно — на картинке много линий, которые устремляются в одну точку схода:
Так что вот она, наша линия и точка схода на ней:
Нам хорошо видно, на какие части линия горизонта разбивает фигуру девушки:
Если предположить, что кот примерно того же роста, что и девушка, мы получаем подсказку, где должны заканчиваться его ноги:
Для этого нам просто нужно помнить, что его фигура разделена на части линией горизонта в том же соотношении, что и фигура девушки, и эта пропорция не изменилась из-за того, что кот находится ближе. Девушка в данном случае задаёт нам уровень глаз зрителя — контекст, необходимый для получения информации, которая не поместилась на холст.
Многие художники упускают из виду, что в картине должны присутствовать объекты, которые определяют уровень глаз и задают контекст перспективы. Они просто крупно изображают на первом плане какие-нибудь предметы, надеясь, что это само по себе придаст работе глубину:
Однако если рядом нет объектов, которые задают контекст, то все эти крупные предметы просто парят в воздухе. Зритель не понимает, как они соотносятся с уровнем глаз, и какова на самом деле их величина.
Но даже если художник пытается показать глубину с помощью сетки, объекты в картине будут неизбежно накладываться друг на друга и скрывать те части холста, которые могли бы показать перспективу. Так происходит и в рисунке Гуарнидо — здесь точка схода закрыта фигурой кота. Но художник оставляет на виду достаточно линий, которые к ней устремлены, чтобы зритель мог правильно расшифровать перспективу.
Американский художник Дин Корнуэлл тоже оставляет достаточно информации, чтобы можно было восстановить точки схода. В этой работе их две:
Мысленно проведя через них линию горизонта, мы легко можем представить сетку, которую использовал художник.
Главные подсказки у Корнуэлла — это предметы, которые стоят на полу. Конечно, если мы будем вращать эти предметы, то точка схода поменяет своё местоположение. Но она всё равно остаётся на линии горизонта:
Читайте также: