Поминальный стол у корейцев

Обновлено: 22.01.2025

Каждый год 5 апреля все корейцы справляют родительский день. Я его помню еще с детства. А точнее 1976 года, когда у нас умер дедушка. До этого года я только слышала о нем, но не предавала значения, потому что у нас в роду его не отмечали. Это поминальный день, а у нас слава богу до этого года все были живы. Но в 1976 году у нас умер дедушка и с того года мы стали каждый год , 5 апреля его справлять, как и многие тысячи других корейцев. До 5 апреля старшие закупали продукты в в список которых обязательно входили ; целая курица, яйца, рис, зелёная съедобная трава ( джусай, шпинат, ботва редиски), водка, фрукты( красивые груши, яблоки), по желанию овощи, конфеты, колбасы, а кто то даже рыбу покупает. Все эти продукты нужны для накрытия поминального стола. Обязательным являются ; водка, один любой зеленый салат, яблоки, конфеты, варенная курица, рисовая каша, остальное по желанию или то, что любил есть покойный при жизни. Еще обычно жарят рисовые блинчики (тиримтоги). Каждый год 5 апреля можно увидеть как в одном месте собираются тысячи корейцев, это похоже на сходку корейцев со всех мест.

И часто это отмечается очень торжественно , ну по крайней мере у нас так было, насколько я помню из жизни в Ташкенте. Надо доехать до кладбища желательно до 12 часов , сначала убраться, выдергать все травы, подмести или помыть надгробную плиту, покрасить, так сказать обновить, решетку, если она есть и только потом начинать накрывать стол и приступать к ритуалу.

После уборки накрывают поминальный стол, обычно его накрывают на специальной площадке, который специально делают для ритуалов.

Положено обязательно варенную курицу и чашку для каши, плюс зеленый салат ставить ближе к покойному, как будто он угощается и это всё для него, наливается вода в чашку и кладется ложка рисовой каши. Затем старший из семьи наливает в рюмку водки и ставит у чашки. И начинаются поклоны, первым кланяется самый старший из семьи, а дальше по убыванию возраста и родства. Первыми кланяются самые близкие, затем все остальные. Кланяются по три раза, у нас так положено.

Перед каждым новым поклоном наливают новую рюмку водки, а старую выливают аккуратно в землю и обязательно переставляют приборы на другие блюда, вилку втыкают либо в курицу, либо кладут зубчиками в салат или в другую чашку. Когда все сделают свои поклоны, положено каждому что нибудь съесть с этого стола, как бы разделяя совместную трапезу. Затем берутся понемногу кусочки с каждого блюда, например одно варенное яйцо, кусочек куриного мяса(обычно отрывают ножку от курицы), рисовый блинчик, пару конфет и одно яблоко, и обязательно сливают воду с чашки с рисовой кашей и эту кашу тоже кладут в этот пакет. И эти подношения обычно оставляют у подножия могильной плиты. Помню в детстве мне объясняли так, что если птицы или бродячая собака это съест , значит это хорошо. Я до сих пор не знаю почему это хорошо, но об этом как то не принято было спрашивать и докапываться до истины значений. Самое противное в последнее время там в Ташкенте и в области повадились ходить именно в наш поминальный день всякие попрошайки(цыгане с детьми), это так противно и никто за этим не смотрит и не может их выгнать. Именно за оставленной ритуальной едой они и приходят.

Порой бывает так, что они в наглую прям стоят и ждут когда люди исполнят ритуал и просто почти выхватывают пакет для подношения, ужас какой то насколько дикие люди, никакого понятия о приличии.

В самой Корее это справляется намного помпезнее и накрываются более дорогие и большие столы с едой.

Поминальный стол у корейцев

В обычаях корейцев покойного хоронят на третий день после смерти. На протяжении всех 3-х дней для прощания с умершим приходят родственники, друзья, соседи, знакомые. Но случается иногда так, что обстоятельства заставляют отодвинуть день похорон, и тогда это можно сделать на 5, 7 или 9 день. Раньше в Корее, люди из высшего слоя общества (янбан) могли хоронить через три месяца после смерти. Раньше считали, что чем дольше покойный остается в доме, тем лучше.

В древней Корее соблюдали определенные правила при первых признаках приближающейся смерти. Если умирала женщина, то ее располагали в спальне (анбанг), а если мужчина, то его переносили в гостиную (саранбанг). С его правой стороны располагались мужчины в зависимости от возраста и последовательности родственных связей, а женщины занимали левую сторону.

Подготовка к похоронам

Сразу же после смерти у покойного прикрывали ватой ноздри и рот. Этим действием, по преданиям предков, задерживали душу в теле, а заодно еще и мешали выходу зловонного духа (янчи).

Тело умершего помещается в траурную комнату, накрывается полностью одеялом и отгораживается ширмой из ткани белого цвета. После этого родные и близкие начинают его оплакивать – это так называемый ритуал «ког».

Вызов духа

Обязательным пунктом традиций корейских похорон считается обряд вызова духа (чохон, хон, хон буроя сында, хоныл бурда или чхохон). Этот обряд проводится в первые полчаса-час после смерти старшим сыном или кем-нибудь из близких родственников. Ответственный за данный обряд человек должен взять одежду, одеваемую в последнее время покойным и подняться как можно выше (в частных домах – возможно на крышу, а в многоэтажках – выйти на балкон), встать лицом к северу и размахивая одеждой слева направо громко выкрикнуть имя покойного 3 раза. Этим она сообщает духам о смерти. Затем, он должен повернуться налево и вернуться обратно в дом по маршруту по которому шел. Вернувшись в дом, накрывают этой одеждой покойного или сворачивают ее в сверток и кладут у изголовья. Позже ее нужно будет сжечь на могиле. Данный обряд не совершается для детей, не достигших совершеннолетия. Так как по поверьям, душа ребенка еще не созрела и поэтому взрослой не считается. Она должна будет возродиться опять на земле, и уже в следующей жизни достичь зрелости, для жизни на Небесах. Исключение этого и других обрядов относится не только к детям, но и к неженатым (незамужним), так как их души тоже считаются недостаточно зрелыми и должны получить реинкарнацию. Но если у неженатого (незамужней) имелись дети, то их тогда хоронят по всем традициям и обрядам.

Омовение

Следующим этапом идет обмывание и одевание умершего. Это необходимо сделать до момента затвердевания тела. Эти процедуры для мужчины должен выполнять мужчина, а для женщины - женщина. Обмывание производят благовонной водой, затем умершего причесывают и остригают ногти на руках и на ногах. Обрезанные ногти собирают в специально сшитые маленькие мешочки и укладывают их сначала под одеяло, а затем уже в гроб. До момента одевания необходимо умершему в рот положить немного риса. Покойного одевают в самые лучшие одежды, в зимнее время допускается дополнительно пальто и головной убор. Под ладони кладут монеты или можно положить их рядом (полагают, что они могут понадобиться для прохода по пути в мир духов). Надевают сшитые рукавички, согласно древним преданиям по пути в мир духов нужно будет преодолеть колючее поле. Руки скрещивают на животе. При укладывании рук важно помнить, что у мужчины сверху левая рука, а у женщины - правая рука. Ноги, руки и плечи перевязывают 3-мя повязками.

До момента готовности гроба покойного укладывают на доску «семи звезд» (чхильсонпхан, чильсонпан). В этой доске просверлено 7 отверстий, которые символизируют созвездие Большой медведицы.

Мёндчжон - паспорт

Для умершего шьется специальное одеяло и подушка, крупными стежками из одного материала, обычно это красный шелк (ни подушка, ни одеяло ничем не заполняются). Также необходимо приобрести ткань красного цвета размером приблизительно 2 х 0,7 метра для изготовления «паспорта» (погребальное полотно - «мёнчжон», «мёнгдёнг», «чжосан гыль»), его несут перед похоронной процессией. На этом полотнище желтыми или белыми иероглифами пишется фамилия покойного и его род (пон). Впоследствии им накрывают гроб. Пока усопший лежит на чильсонпане мёнгдёнг («паспорт») не вывешивается.

Необходимо собрать личные вещи усопшего вплоть до постельных принадлежностей, их нужно будет на кладбище сжечь вместе с чильсонпаном.

Прощание

Также важно сделать черные нарукавные повязки для мужчин, а для женщин белые платки (кореянки-христианки надевают платки черного цвета). Платки и нарукавные повязки не снимаются членами семьи вплоть до окончания первых поминок (чеса, деса). А так же они одеваются и на следующие поминки: тор чеса (деса) и самнён чеса (деса), после этого можно снять и у изголовья покойного их сжечь.

кореский стол на похоронах

В комнату с покойным вносят столик, на который ставятся фотография, 3 чашки с рисовой кашей (паби), 3 чашки с рисовой водкой (суль) и 3 чашки с закуской (по преданиям все порции делились между покойным, духом земли и духом неба). С момента смерти и до погребения умершего «кормят» 3 раза в сутки, это делает распорядитель. Вилку или палочки перекладывают от блюда к блюду, наливают водку и оплакивают. Делается три поклона. Если около покойного ставят свечи и благовония, то очень важно следить за тем, чтобы они не погасли. В день похорон кашу (паби) собирают в кулек и по дороге к кладбищу выбрасывают в речку, если же это практически невозможно сделать, то тогда этот кулек обливают водой и оставляют на обочине.

Когда приходят люди прощаться в дом, сначала подходят к покойному, не здороваясь ни с кем. Только после того как сделали поклоны можно подходить и здороваться с окружающими.

В комнате с покойным нужно выделить свободное место для того, чтобы приходящие для прощания родственники, друзья, коллеги могли выполнить глубокие поклоны. Важно помнить, что при входе в комнату, если покойный не в гробу, то делают один поклон, а если в гробу, то три глубоких поклона. Это необходимо помнить, потому как считается, что духи Неба и Земли придут за душой, когда он лежит в гробу и соответственно 3 поклона делаются духам и покойному. А одинарный поклон делается только душе. Если человеку пришедшему проститься больше 60 лет, то ему поклоны делать не обязательно. Поклоны также не совершаются, если умерший (ая) никогда не состоял (а) в браке или еще не достиг (ла) совершеннолетия (20 лет). Когда уходят, не прощаются. Попрощаться можно в том случае, если не получается прийти на похороны, тогда нужно мысленно попросить прощения у души покойного, за свое отсутствие в день похорон. Зачастую на похороны приносят материальную помощь в пределах своих возможностей. Деньги вкладывают в белый конверт, в который также вкладывается записка, в ней указывается сумма и от кого она. Помощь деньгами называется «пуэ».

Если нет возможности прийти на похороны, то можно сделать поклоны фотографии, если же таковой нет, то можно написать на бумаге фамилию, имя и отчество усопшего и сделать поклоны его душе. После окончания первой поминки листок необходимо сжечь.

Данненде

Перед тем как выносить усопшего нужно провести прощальный ритуал дома (данненде). Возле покойного ставят большой стол (десасан) для совершения деса. На стол ставят суп, рис, отварную курицу, фрукты и блюда, которые усопший любил при жизни. Перед большим столом ставят маленький столик. На него ставят рюмку с рисом (мосэ – вместилище души покойного) или какой-то другой крупой и в нее вставляют камышинки, а также устанавливается маленькая жаровня (хянпуль) с тлеющими стружками какого-нибудь ароматного дерева. До выполнения ритуала все должны помыть руки в тазу и вытереть чистым полотенцем. Человек, знающий обряды (чипса) кладет вилку и ложку к еде на столе, который стоит перед умершим. Старший сын покойного трижды наливает в рюмку водку, ставит на блюдце и крутит над жаровней. После этого отливает из рюмки 3 капли водки в мосэ и опять доливает в рюмку и крутит ею над жаровней. Затем чипса ее ставит на стол. Чипса и человек, который наполнял рюмку, трижды кланяются. После старшего сына этот ритуал совершают все члены семьи, родные и остальные присутствующие.

Оплакивание

На тот момент, когда выносят гроб, совершается обряд оплакивания. Первым выносят мёнгдёнг, после него венки (мандян), затем крышку гроба и сам гроб. Выносить гроб на улицу, а также везти на кладбище необходимо головой вперед. За гробом несут личные вещи покойного. Последующим обрядом становится прощальный ритуал с домом. Возле дома во дворе ставят гроб на табуретки и устанавливают маленький поминальный стол. Церемониймейстер процессии наполняет рюмку водкой и кладет вилку к курице, говорит слово прощания: «Расстаемся навеки», выливает водку на землю и бросает кусок курицы. Этим ритуалом задабривают злых духов, чтобы они не помешали в последней дороге.

На кладбище

корейские похороны

Приехав на кладбище, нужно поставить мёнгдёнг рядом с ямой. Перед спуском гроба проводится траурный митинг, на котором руководящий траурной процессией рассказывает о жизненном пути, пройденном покойным, о его благих делах и достижениях, предоставляет слово друзьям и коллегам. После этого все прощаются с усопшим, закрывают гроб и на крышку укладывают мёнгдёнг надписью вверх, чтобы начало текста находилось у изголовья.

Возле могилки расстилают скатерть на насыпи и на нее ставят водку и закуску. Наполняют рюмку и совершают поклон, просят покровительства умершему, благодарят за могилу, которую предоставил дух земли.

После этого гроб спускают в могилу на белых жгутах (вафельных полотенцах), которые потом либо сжигают, либо отдают желающим.

Все присутствующие бросают в могилу по 3 горсти земли. Когда все бросили землю можно засыпать лопатами. Насыпь на которой находился «стол» разравнивают у ног усопшего. Реечки, на которых держался мёнгдёнг, сжигают. Начиная с древних традиций, корейцы хоронили головой на север, памятник ставили у ног. Надпись на памятнике делается с наружной стороны, для того чтобы проходящим мимо было сразу видно, кто здесь упокоен. Стараются сразу поставить оградку.

Ритуал деса - накрытый стол

У могилы повторяется ритуал деса. Для этого накрывают стол любимой едой покойного. Три раза наливают водку в рюмку и делают низкий поклон. Все присутствующие должны попробовать еду, чтобы усопший знал, кто с ним прощается. Вслед за тем как все присутствующие откланяются, церемониймейстер просит всех на одну минуту присесть и помолчать. В этот момент, считается, что душа усопшего пробует еду. По окончании минуты родственник складывает немного еды в кулек, и ставят его у правой ноги умершего в углу могилы.

корейские поминки

Собирают нарукавные повязки и белые платки у всех, кроме членов семьи и это все сжигается, вместе с одеждой оставшейся после ритуала «хон», около изголовья покойного. Затем руководитель похорон созывает всех присутствующих для прощального последнего поклона. В том случае если людей много, то встают в ряды, и тогда первый ряд делают низкий поклон с касанием земли, а последующие ряды совершают только полупоклоны.

Поминки

После похорон, на 3-й день рано утром члены семьи берут с собой холодную пищу и едут на кладбище. Возле могилы преклоняют колени. Этот обряд называется первые поминки (самильде).

Следующие поминки делают в первую годовщину смерти (дольде). Затем отмечают 3-ю годовщину (самненде), а потом ежегодно по лунному календарю.

Если все поминальные обряды Вы решитесь выполнять самостоятельно, то важно распределить обязанности на ответственных людей, чтобы ничего не упустить. Важные действия: 1) пригласить родных и близких на похороны; 2) накрыть поминальный стол в доме, а затем на улице (во дворе); 3) организовать траурный столик на кладбище и коврики для поклонов; 4) закуп необходимых продуктов и напитков для поминок; 5) запастись молотком, гвоздями, спичками, бумагой для разжигания вещей, бензином и водой для мытья рук. Если Вы разделите эти обязанности на нескольких человек, то это позволит избежать неприятностей во время проведения похорон.

Траур

Вслед за похоронами идет период траура. Раньше человеку находящемуся в трауре необходимо было соблюдать множество запретов. Продолжительность траура в старые времена определялась по конфуцианским ритуальным предписаниям в зависимости от степени родства с покойным.

Самый продолжительный траур соблюдал старший сын, а за его отсутствием, старший внук, этот срок был 3 года. Позднее, примерно в шестидесятых годах, правила траура упростили и его срок был укорочен. В нынешнее время длительность траура по родителям равна 100 дням, но самым распространенным является срок в 49 дней. Во время соблюдения траура родственники покойного обязаны отказываться от любых развлечений.

Похороны и поминки в Ю. Корее

Похороны и поминки в Ю. Корее

Вопрос проведения похоронной церемонии является очень важным и зачастую отражает культурные особенности той или иной страны. Это очень большая обширная тема, и правильным было бы рассказать то, как проводили похороны в далёком прошлом и в настоящее время. Однако по причине временных ограничений мы решили сделать акцент на современной процедуре похорон в Корее.

Итак, процедура похорон проводится в течение трёх дней. Хоронить человека сразу после смерти запрещено в соответствии с законом о погребении и похоронном деле. Должно пройти минимум 24 часа после констатации смерти. Обычно в день смерти перед наступлением агонии человека кладут так, чтобы его голова была обращена на восток, покрывало и одежду меняют на чистые. В доме собираются самые близкие люди. Человек в момент смерти не должен оставаться в одиночестве, поэтому родственники находятся вместе с человеком в его последние минуты жизни. После того, как он покидает этот мир проводят часть похоронного ритуала «суси» (수시), когда закрывают глаза покойного, затыкают нос и уши ватой и выпрямляют конечности перед тем, как наступит окоченение тела.

Издавна в Корее конфуцианская традиция придавала похоронному обряду огромное значение, и похороны сопровождались сложными обрядами, которые сегодня соблюдать непросто. Организацией похорон в этой связи занимаются агенты, оказывающие ритуальные услуги.

В течение трёх дней тело покойного находится в морге, а при моргах в каждой больнице имеется траурный комплекс, состоящий из большого числа траурных залов. Родственники покойного арендуют один из таких залов, который в течение трёх дней до похорон посещают родственники, друзья и сослуживцы покойного, выражая соболезнования близким. На похороны принято приносить деньги. Сумма может быть разной – обычно от 30 до 100 долларов. Деньги передаются в специальном траурном конверте, на котором пишут имя дарителя. Те, кто не был близко знаком с покойным, передают конверты через знакомых. Такие конверты можно купить в любом круглосуточном магазине, конверты обычно лежат также на столе у входа в траурный зал. Кстати, на этом столе лежит траурная книга, в которой приходящие записывают свои имена.

Гости совершают поклон перед траурным алтарём с портретом покойного, украшенным белыми цветами. На портрете закрепляют одну или две траурные ленточки чёрного цвета, которые располагаются в его верхних углах. После поклона гости выходят в соседнее помещение, где накрыт поминальный стол.

В первый день после смерти его близким необходимо оформить ряд документов. По древней традиции на второй день после смерти проводится церемония воскурения благовоний «пунхянчжэ» (분향제). Затем тело покойного омывается и переодевается. Обычно оно помещается в гроб до обеда. Мужчины надевают чёрный классический костюм, женщины белый или чёрный традиционный костюм ханбок. Погребение проводится на третий день. Из морга выносят гроб и в чёрном лимузине везут на кладбище или чаще всего в крематорий.

90% родственников выбирают кремацию усопшего. Причины понятны: более простой и дешёвый похоронный обряд, не нужен уход за могилой, колумбарий поблизости от дома. Одиноких людей, у которых нет родных, кремируют хоронят в колумбарии за счёт местных муниципалитетов. Похоронные субсидии на государственном уровне в Корее не предусмотрены. Места на кладбище и в колумбарии платные.

Раньше в Корее повсюду были небольшие родовые кладбища, которые располагались как правило на склонах гор, на частной земле. Благоприятное место для захоронения раньше определял гадатель-геомант. Кое-где такие кладбища сохранились до сих пор, они расположены на обочинах автодорог или рядом с железными дорогами, но их совсем мало осталось.

Современные корейские кладбища ничем не отличаются от кладбищ в других странах, которые привычны всем нам. Кладбища могут быть как муниципальные, так и частные, но стоимость могилы или ниши для урны в колумбарии на кладбищах практически одинаковая, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

В стоимость могилы входит стоимость похорон, включая все принадлежности, и установка монумента на могиле. Она может составлять от 8 до 20тысяч долларов, в зависимости от размера земельного участка, а также от того, индивидуальная могила или парная. При этом участок на кладбище не покупается, а берётся в аренду на 15 лет, по истечении которых, если аренда не продлевается, останки выкапываются, кремируются и перемещаются в колумбарий, а участок продаётся вновь.

Что касается колумбария, то там цены ниже, причём в несколько раз. В зависимости от уровня, на котором выделяется ниша для урны с прахом, цена захоронения, включая расходы на похороны, кремацию, урну и плиту с именем, могут составить 2-4 тысячи долларов. Самые дорогие обычно средние уровни. Ниша на две урны для супругов обойдётся от 4 до 8 тысяч долларов. После похорон заключается пятилетний договор на уход за захоронением: если ниша для одной урны – 125 долларов, для двух урн – 200 долларов, затем договор надо продлевать ежегодно, и сумма будет соответственно 25 и 40 долларов. Если человек старше 70 лет, то он может заранее выбрать место для захоронения и оплатить собственные похороны.

За похоронами следует период траура. В старые времена наиболее продолжительный траур соблюдал ближайший старший потомок покойного - старший сын или старший внук, который вместе со своей женой находился в трауре 3 года. В наши дни наиболее распространённым является 49-дневный траур, в течение которого женщины носят ленточку из холста в причёски или, реже, на одежде, а мужчины прикрепляют такую же ленточку к пиджаку.

Что касается поминок, то в Корее есть такое понятие как «чэса» (제사). В переводе на русский язык оно означает «церемонию поминовения предков». Это очень важная традиция, благодаря которой потомки не забывают важность семьи и предков. В корейской культуре есть много разновидностей чэса. Одна из них называется «кичжэ» (기제). Данная церемония проводится на следующий год в день смерти. Вернее будет сказать, что она проводится в 23:00 за один час до наступления дня смерти. Всё дело в том, что на Востоке двенадцать земных ветвей использовались для записи времени суток, и для удобства они были заменены на двенадцать животных. 24 часа разделены на двухчасовые периоды, которым соответствует один из двенадцати знаков зодиака. Таким образом, сутки завершаются в 22:59, а в 23:00 начинаются уже новые сутки. Именно поэтому церемония проводится в не в день смерти усопшего, а в полночь за час до начала суток.

Еда, поклоны и духи умерших: "Cоллаль" в Южной Корее

Помните это светлое волнительное ощущение перед Новым годом? В воздухе витает аромат мандаринов и хвои, а вокруг играет праздничная музыка.

Для жителей Южной Кореи такое же по-домашнему теплое и символическое значение несет в себе праздник под названием "Соллаль" или корейский Новый год, который, кстати, не имеет четкой даты и традиционно отмечается в первый день нового года по лунному календарю, а для самих корейцев это еще и первый день весны.

Соллаль захватывает обычно последнюю декаду января и часть февраля. Зная это, многие магазины уже за месяцы начинают проводить крупные акции и давать скидки на огромное количество подарков, которые корейцы всегда покупают для своих родственников, ведь Соллаль - это истинно семейный праздник.

Многие по-прежнему обходятся подарочными картами и деньгами, что всегда актуально для молодежи, а пожилым родителям приятно в эти дни дарить женьшеневые настойки, натуральный мед, средства личной гигиены и другие штучки для молодости и здоровья тела.

Решающей становится последняя неделя перед торжеством: в поисках лучших угощений многие корейцы загодя штурмуют как магазинчики за углом, так и крупные супермаркеты, а дальние родственники уже начинают бронировать билеты на поезда и самолеты, чтобы провести три праздничных дня (именно столько длится в Корее сам праздник) в окружении своих близких.

В первый день праздника каждый дома занят пышными приготовления. Особых сил нужно набраться для приготовления праздничного стола, который должен насчитывать в себе около 20 блюд! Разнообразие и сам рацион может значительно отличаться в регионов и бюджета корейцев, однако многообразие и изобилие будет в эти всегда.

Еду готовят обычно женщины, но частенько хозяйкам в этом деле помогают дети и приехавшие родственники, которые, к слову, всегда тоже везут с собой много угощений и домашних закусок.

Кстати, сейчас в Сеуле для занятых людей и молодежи появились специальные доставки еды, которые приготовят весь необходимый перечень новогодних блюд и доставят прямо к дому. Стоимость недешевая - около 250-350 тыс. вон, однако сервис пользуется небывалым успехом и еда там по-домашнему вкусная.

В первый день Соллаля семьи просыпаются рано утром. Важным атрибутом является праздничная одежда - "coльбим ", но многие обходятся и простым "хaнбoкoм " - традиционной корейской одеждой.

Особенным событием этого дня выступает церемония под названием "чxape" - традиционный ритуал поклонения и поминания своих предков.

Большинство корейцев убеждены, что именно в такой особенный период года все ушедшие из семьи родственники снова приходятся в виде духов в мир живых. Они могут услышать все, что говорят о них их потомки и угоститься праздничной едой.

Как для этих целей в домах мастерятся специальные поминальные столы, на которых располагаются блюда с едой и специальные обрядовые таблички с именами усопших. Корейцы разливают напитки в стаканы для духов, молятся за их покой и за здоровье детей, а после отдают свое почтение умершим низким поклоном.

По-особенному кланяются своим родителя в этот день и дети - в Корее это называется "cэбэ". Во время такого поклона каждый родитель дает свое благословение юному корейцу и желает ему счастья и здоровье. Многие дети также любят эту традицию, ведь старшее поколение помимо ласковых речей дарит ребенку и карманные деньги -"cэбэтoн".

После вся семья садится за праздничный стол. Пожалуй, самым традиционным блюдом на Соллаль для многих семей является домашний суп с говядиной и кусочками рисового хлеба - "тoккyк ".

В Корее даже по поводу этого супчика есть поверье - тарелочка этого блюда делает корейца на год старше и мудрее.

Праздничные вечера после долгих трапез также принято проводить в кругу семьи. Корейцы ходят гулять, посещают многие выставки или инсталляции под открытом небом (в городах во время праздника их очень много), часто ходят в кино, отчего в кинотеатрах образовывается настоящая давка.

Часто всей семьей играют и в традиционные праздничные игры, например, в "ютнopи". Это игра простая, но азартная, так как на кону лежат полученные в подарок деньги. У молодежи в ход идут более современные варианты - настольные игры и карточный покер.

Соллаль для многих корейцев - уникальное время. Это возможность не только насладиться праздничной обстановкой, но и провести время в кругу семьи, забыв на эти дни о работе и спешке.

Понравилась статья?
Не стесняйся, ставь лайк и подписывайся на мой канал)

Как проходят корейские похороны и поминки в странах СНГ

Как проходят корейские похороны и поминки в странах СНГ

Корейцы хоронят своих умерших, как правило, на третий день. В течение этих трех прощальных дней, в дом покойного приходят соседи, родственники, друзья и просто знакомые. Если в силу каких-либо обстоятельств похороны необходимо перенести, то они происходят на 5-ый, 7-ой или 9-ый день.

Подготовительные церемонии

До дня похорон покойного помещают, в так называемую, траурную комнату, накрывают полностью одеялом и загораживают белой ширмой из ткани. После этого наступает время ритуала «ког», когда родственники начинают оплакивать своего умершего.

Ритуальное омовение

Тело умершего обязательно омывается водой с благовониями, затем его причесывают и остригают ногти на ногах и руках. Обрезки ногтей складывают в маленькие мешочки для того, чтобы сначала положить их рядом с телом под одеяло, а затем уже в сам гроб.

Перед тем как приступить к одеванию покойника, в рот ему кладут немного риса. Одевают своих умерших корейцы в самые красивые одежды, рядом с телом или в ладони кладут монеты для успешного путешествия по миру духов.

Для этой же цели на руки надевают сшитые рукавицы, так как по древним поверьям, чтобы попасть в мир духов, мертвецу надо будет пройти колючее поле.

Далее руки скрещиваются на животе – у мужчин левая рука ложится поверх правой, у женщин – наоборот. Плечи, руки и ноги перевязывают тремя повязками.

Мёндчжон – траурный паспорт

Последнему ложу покойного у корейцев уделяется особое внимание. Для этого из ткани одного цвета (чаще из красного шелка) шьют подушку, одеяло и матрас. Отдельно покупается еще кусок ткани красного цвета, размером 0,7х2 метра – это специальное погребальное полотно несется во время похоронной процессии впереди умершего и называется «чжосан гыль», «мёнчжон», «мёнгдёнг» – или погребальный паспорт. На полотне белой или желтой краской пишут род (пон), из которого происходил покойный, а также его фамилию.

Все личные вещи умершего, даже его постельные принадлежности, собираются, а потом сжигаются на кладбище.

Процедура прощания с покойным

Все мужчины, участники похоронной церемонии, обязаны иметь на себе черные нарукавные повязки, а женщины белые платки (если кореянка христианка, то она одевает черный платок).

Эти атрибуты снимаются только после окончания первых поминок («деса» или «чеса»). Когда приходит пора вторых поминок («самнён чеса», «тор чеса»), они снова одеваются. Затем их необходимо снять у изголовья покойника и сжечь.

В комнату, где находится тело, ставят столик с фотографией умершего, три чашки с паби (рисовой кашей), три чашки (суль) водки и три чашки с закуской. Как считают корейцы, эти три порции еды и водки поровну делятся между покойником , духом неба и духом земли. Самого умершего, вплоть до предания земле, продолжают кормить три раза в день- от блюда к блюду перекладывают палочки и вилку, делают три поклона и оплакивают.

Когда наступает день похорон, паби собирают в кулек и выкидывают в речку или в другой водоем по дороге на кладбище. Если водоема рядом нет, то кулек просто ставится на обочине дороги и поливается водой.

Люди, которые приходят на церемонию прощания, сначала подходят к телу и кланяются ему, после этого они идут к окружающим и здороваются с ними. До этого момента ни кем здороваться в комнате нельзя.

Для того, чтобы приходящие смогли выполнить полноценные глубокие поклоны, рядом с покойным оставляют достаточно места. В случае, если тело находится в гробу, люди делают один поклон, если нет – три. Корейцы верят, что духи, населяющие Небо и Землю, приходят за умершим, когда он лежит именно в гробу, поэтому и делается три поклона – один умершему и два духам.

Есть случаи, когда поклоны делать не обязательно:

• Если пришедшему попрощаться с умершим более 60 лет.

• Умершему не было 20 лет (время совершеннолетия).

• Умерший никогда не был женат (замужем).

Уходя из комнаты с мертвым, люди не прощаются. Также принято оказывать посильную материальную помощь (пуэ) родственникам.

Домашний прощальный ритуал (данненде)

Перед тем, как усопшего вынесут из дома, проводят данненде – специальную прощальную церемонию.

Проводится она так:

Перед телом ставят десасан (большой стол) для совершения поминок (деса). На стол приносят фрукты, вареную курицу и те блюда, которые покойный любил при жизни.

Перед десасаном ставят маленький столик с рюмкой риса, которая называется «мосэ» – вместилище души умершего. Вместо риса можно положить любую другую крупу. Обязательное условие – камышинки, которые должны стоять в рюмке с крупой и маленькая жаровня рядом (хянпуль), на которой тлеют стружки любого ароматического дерева.

Все участники ритуала моют руки, затем человек, хорошо знающий погребальные обряды (чипса), берет вилку, ложку и ставит их перед едой покойного.

Старший сын умершего должен трижды налить в рюмку водку, поставить ее на блюдце и покрутить над жаровней.

Затем из этой рюмки в мосэ наливаются всего три капли водки. В рюмку снова доливается алкоголь и пять происходить кружение над жаровней.

После этого чипса берет рюмку и ставит ее на стол. Человек, который наливал водку в рюмку, кланяется покойному вместе с чипсой три раза.

После старшего сына тот же самый ритуал совершают остальные родственники и все присутствующие на церемонии.

Церемония оплакивания

После выноса гроба на улицу начинается церемония оплакивания покойного. Первым из комнаты выносят погребальный паспорт – мёнгдёнг, после него – крышку от гроба, а затем и сам гроб с телом. Гроб выносится и везется на кладбище только головой вперед. Все личные вещи покойника несут за его гробом.

После выноса тела проводится прощальная церемония мертвого с домом. Во дворе ставят табуретки, на которые помещается гроб, возле устанавливают небольшой поминальный столик. Чипса наливает в рюмку водку, кладет для покойника вилку к курице и произносит: «Расстаемся навеки». Затем он выливает водку на землю и выбрасывает туда же кусок куриного мяса. Считается, что только так можно задобрить злых духов, которые могут помешать похоронной процессии.

Последние церемонии на кладбище

На кладбище мёндёнг ставят рядом с могилой. После этого глава траурной процессии произносит погребальную речь, в которой рассказывает о биографии покойного и о совершенных им добрых делах. После него слово предоставляется всем желающим. Далее с покойником прощаются, закрывают крышку гроба и накрывают его мёндёнгом так, чтобы надпись была сверху, а начало текста приходилось на изголовье.

Возле могилы расстилают скатерть, а на насыпи рядом с ней снова ставят водку и закуску – рюмки наполняются, совершаются поклоны. После этого гроб можно опускать в могилу. Это делается с помощью белых жгутов (чаще из вафельных полотенец). После похорон эти полотенца сжигают или отдают желающим взять себе. В огонь идут и рейки, которые держали погребальный паспорт.

Участники процессии кидают в могилу по три горсти земли и могила полностью засыпается. Корейцы хоронят своих умерших головой на север, а памятник устанавливают у ног. Памятник подписывается с наружной стороны, а поставить ограду у могилы как можно быстрее считается хорошим тоном.

Послепохоронный ритуал деса

Ритуал с накрытым столом – деса повторяется у свежей могилы. Для этого стол снова накрывают любимыми блюдами умершего, три раза наполняют его рюмку водкой и совершают поклоны. Все, кто при этом присутствует, должны попробовать кусочек еды – так покойный, по корейским представлениям, будет знать, кто именно пришел с ним попрощаться. После это чипса просит всех присесть и помолчать одну минуту, так как в этот момент покойник пробует принесенную ему еду. По прошествии этого времени, чипса собирает часть еды в кулек и ставит ее в углу могилы, там, где находится правая нога похороненного.

После настает пора собрать все траурные повязки и платки (исключая членов семьи умершего), и сжечь их вместе с церемониальной одеждой у изголовья могилы. Затем все созываются для последнего прощального поклона. В случае, если людей слишком много, первый ряд присутствующих совершает глубокий поклон, с касанием рукой земли, а стоящие сзади люди делают только полупоклон.

Корейские поминки

Первые поминки по усопшему совершаются на третий день после похорон, когда члены семьи умершего встают рано утром, берут холодные закуски и идут на кладбище. Возле могилы они становятся на колени.

Следующие поминки (дольде) происходят через год после смерти, третьи (самненде) – через три года. А в дальнейшем – каждый год по лунному календарю.

Продолжительность траура

В древние времена, в период траура, следовавшему после похорон, корейцам приходилось соблюдать большое количество запретов. Сегодня родственники покойного ограничиваются полным отказом от каких – либо развлечений на определенный срок.

Держать траур по умершим родителям принято 100 дней, но самым распространенным сроком являются 49 дней.

Читайте также: