Подъемный стол в царском селе

Обновлено: 06.01.2025

Когда я первый раз оказалась в Петергофе, ещё школьницей, Эрмитаж был закрыт на реставрацию, находился в неважном состоянии. Когда он откроется, было неизвестно. Но экскурсовод так подробно рассказала, как там всё было устроено, что захотелось непременно побывать! Тогда шёл 1981 год, и я с бабушкой и подругой впервые приехала в Ленинград.

Наконец, в последние апрельские дни 2021 года, нам удалось туда попасть. И, как оказалось, мы попали очень удачно. Потому что уже в сентябре 2021 года павильон закрыли на реставрацию. Закрыт он и сейчас. Данных о том, когда павильон откроют, я не нашла.

Экскурсия в павильон Эрмитаж

Попасть в павильон можно было только с экскурсией. Стоила она в прошлом году 250 рублей - для взрослого. Как только собиралась группа 10-12 человек, людей просили надеть бахилы и экскурсию начинали. Детей пускали бесплатно - до 16 лет.

Павильон Эрмитаж - история

С этой целью было решено для павильона создать такой стол, чтобы его сервировать можно было "дистанционно", как бы сейчас сказали. Не присутствуя в зале, где император отдыхает или ведёт важную беседу.

Павильон начали строить в 1721 году на берегу Финского залива. Архитектором был назначен придворный архитектор ПетраI Ф. И. Браунштейн. Он учёл, что здание приходится строить у самого моря, поэтому возвёл мощный фундамент, а поверх фундамента - ещё и кирпичную надстройку.

Здание получилось высотой 11 метров, хотя всего - два этажа. Вокруг павильона в то время был ров с водой. А попадали внутрь по перекидному мосту. Сейчас ров есть, но водой его не наполняют - чтобы продлить жизнь зданию.

Строительство здания завершили в 1724 году. Но Пётр I насладиться уединением в павильоне не успел, так как отделка и оборудование Эрмитажа закончены были уже после смерти российского императора.

Вообще, по России потом было построено ещё несколько павильонов-эрмитажей, но этот, петергофский, был первым.

Он очень сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Часть уникальной обстановки и экспонатов успели вывезти и сберечь, но внутренняя отделка, подъёмный механизм стола, остатки мебели были варварски испорчены или полностью уничтожены фашистами. Они хозяйничали здесь до 1944 года. И на втором этаже, где царственные особы обедали и принимали гостей, была устроена огневая точка. Позиция очень уж выгодная: обзор на все четыре стороны света. И Финский залив отлично просматривается.

С тех пор павильон, конечно, несколько раз закрывался на реставрацию. А вот механизм стола был воссоздан только в 2009 году - по старым чертежам. Вначале хотели сделать электрический привод для подъёмного механизма. Но потом воссоздали в точности так, как было в XVIII веке.

Как всё устроено внутри Эрмитажа

На первом этаже расположена кухня с очагом и буфетная, где готовили еду, сервировали стол, совершали перемену блюд. Пол - мраморный. Есть небольшой вестибюль и кладовые. А на втором этаже - один большой парадный зал.

Всё здание - очень светлое, с огромными окнами-дверями. Обзор - на четыре стороны света, как я уже написала.

Во время экскурсии нас сперва завели в буфетную, показали подъёмный механизм и объяснили, как он работает.

Эрмитаж

Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы. Уже упоминавшийся летописец Царского Села И. Яковкин обращался к читателям так: «Ну, господа! Теперь, осмотрев все любопытное по этой стороне, в прежних верхнем и нижнем садах, пойдем осматривать в называвшейся первоначально дикой роще истинно царски украшенный эрмитаж».

Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов. Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф. Растрелли. Неповторимый почерк обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны передают исключительно сложные ракурсы, в которых здание предстает зрителю при ближайшем рассмотрении.

Еще через два года лепных дел мастера Д.-Б. Джани и Г.-Ф. Партир установили по замыслу Растрелли 68 больших и малых капителей на колоннах Эрмитажа и 28 — на пилястрах. Растрелли включил в наружное убранство павильона круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 — завершали кровли четырех кабинетов. Центральный купол павильона венчала группа «Похищение Прозерпины». Кроме того, здание украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и, судя по изображению на чертежах и гравюрах, ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы на больших фронтонах поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы.

Динамика композиции сооружения, усиленная ритмом декорирующих фасады коринфских колонн, преобладание вертикальных членений над горизонтальными, отчетливо передал в своем изображении павильона М. И. Махаев. Исполненная по его рисунку гравюра — бесценный исторический документ, сохранивший для нас облик Эрмитажа в его праздничном барочном наряде.

К сожалению, ни одна из статуй, входивших в первоначальное убранство здания, не дошла до нашего времени, но сохранились и были скопированы редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIII века, примененные в скульптурном оформлении фасадов, — гипсовые барельефы на постаментах колонн. Тематика 32 барельефов, изображающих «Игры амуров», как нельзя лучше отвечала царившей в Эрмитаже праздничной атмосфере. Помимо барельефов фасад павильона украшают фигуры атлантов, поддерживающих балконы, картуши, маскароны и другие декоративные детали.

В 1753 году лепные украшения были покрыты позолотой, а фасады окрашены: белые колонны и наличники, золоченные лепные детали и скульптура особенно эффектно выделялись на сине-зеленом «селадонном» фоне стен. Кровля, первоначально зеленая, в 1755 году получила белый цвет, а украшавшие ее статуи и гирлянды засверкали золотом. Декоративное оформление фасадов Эрмитажа завершилось одновременно с его внутренней отделкой, начатой в 1748 году.

Установленный на площадке, вымощенной черными и белыми мраморными плитами, павильон был окружен каналом фигурных очертаний с двумя мостиками; канал окаймляла балюстрада, также украшенная статуями и вазами. Канал и Дикая роща призваны были вселять чувство меланхолического уединения, настраивать на созерцательный лад и навевать воспоминания. По словам теоретика паркового искусства К. Гиршфельда, «таинственная мрачность и темнота места, глубокое уединение и торжественная тишина, величественные предметы естества не преминут привести душу в некоторое чувствие и понудить ее к важным помышлениям». Канал, впрочем, так и не был заполнен водой, которой в Царском Селе всегда не хватало (об этом свидетельствуют архивные источники и данные археологических исследований 2006 года), и в 1777 году по воле новой хозяйки Царского Села Екатерины II его засыпали.

В ходе реставрационных работ 2005–2006 годов канал вокруг Эрмитажа был восстановлен на основе планов, составленных В. И. Нееловым, материалов археологических исследований и рисунка М. И. Махаева. Уникальное для парковой архитектуры «фортификационное» сооружение вновь обрело исторический облик и необычную отделку из валунов и известняковых блоков.

Павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений. Центральный прямоугольный зал павильона связан расходящимися от него по диагоналям галереями с четырьмя квадратными в плане кабинетами. Интересна отделка главного зала Эрмитажа, созданная Ф. Растрелли. Благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы, зал был пронизан светом. В простенках между окнами размещались зеркала в резных золоченых рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов. Прежде в зале находились обеденные столы с подъемными механизмами. Назначение интерьера подсказало сюжет плафона, написанного Д. Валериани: «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу». Сюжеты для живописных панно над зеркалами среднего зала Д. Валериани заимствовал из «Метаморфоз» Овидия: «Вакх и Ариадна», «Аполлон, преследующий Дафну», «Вакх, венчающий Дафну звездной короной» и «Похищение Европы».

Плафоны галерей, соединяющих средний зал с кабинетами, написал А. Перезинотти. По содержанию они перекликались с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображали амуров с аллегорическими атрибутами времен года.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе… (24 фото)

«Эрмитаж» по-французски означает «хижина отшельника». Такие павильоны получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того, чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы. Царскосельский Эрмитаж отличается от других (например, петергофского) исключительной пышностью.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (14)

Первоначально павильон спроектировал М. Г. Земцов, но в 1749 году фасады готового здания были переделаны в соответствии с новым проектом Растрелли.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (2)

Здание окружено каналом фигурных очертаний с двумя мостиками.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (3)

Эрмитаж не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (4)

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (5)

Четыре кабинета по углам связаны галереями с центральным прямоугольным залом.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (6)

Часть лепнины в галереях представлена в не отреставрированном виде.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (7)

Плафоны на потолках коридоров написал А. Перезинотти. По содержанию они перекликаются с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображают амуров с аллегорическими атрибутами времен года.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (8)

Благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы, центральный зал пронизан светом.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (9)

В простенках между окнами размещались зеркала в резных золоченых рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (10)

Назначение интерьера подсказало сюжет плафона, написанного Д. Валериани: «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу».

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (11)

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (12)

Центральную часть зала занимает механический обеденный стол.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (13)

По углам на специальных платформах стоят столы поменьше, каждый имеет свою форму.

При помощи механизмов может убираться как стол целиком, так и отдельные его участки.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (15)

Для того, чтобы заказать какое-либо блюдо, гость должен был написать его название на дощечке. Пластина уезжала вниз и вскоре возвращалась с заказанным.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (16)

Как это работает, можно посмотреть на видео:

Под парадным этажом павильона расположены два технических уровня, откуда осуществлялось управление механизмами и доставка блюд.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (17)

На средний уровень опускались поверхности столов, куда устанавливались блюда для доставки наверх.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (18)

Главный стол представляет собой наиболее сложную конструкцию.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (19)

Аналогичные механизмы располагаются под малыми столами.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (20)

Так выглядит опущенная вниз центральная часть углового стола.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (21)

Всё управление механизмами осуществлялось с нижнего яруса.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (22)

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (23)

А вот уникальное фото: главный стол, вид снизу.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (24)


Источник

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Слово «Эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», «хижина отшельника». Подобные сооружения были широко распространены в XVIII веке. Павильон Эрмитаж в Екатерининском парке Царского Села – один из самых необычных и пышных. И сегодня мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию по нему.

Эрмитаж, Царское Село

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

История строительства павильона Эрмитаж

Царскосельский Эрмитаж композиционно связан с Екатерининским дворцом, от которого к нему ведет широкая аллея.

Екатерининский дворец, Царское Село

Екатерининский дворец в Царском Селе, вид со стороны павильона Эрмитаж

После его смерти в 1743 году руководство работами перешло к Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), главному представителю елизаветинского барокко. Также в работах принимали участие архитекторы Андрей Квасов (до 1720-после 1777) и Савва Чевакинский (1709 или 1713 – между 1774 и 1780 или после 1783). Продолжалось строительство до середины 1750-х годов.

Павильон Эрмитаж в Царском Селе, гравюра А.А.Грекова

Павильон Эрмитаж в саду Царского Села, гравюра А.А.Грекова, 1760-е годы

Здание окружают 64 белоснежные колонны. Бирюзовые стены, золоченые украшения – все создавало здесь атмосферу праздника и веселья. Между колонн на фасаде были установлены 16 статуй. Также были установлены 8 статуй у основания купола и 4 на кровлях боковых кабинетов. К сожалению, до нашего времени они не дошли. На постаментах колонн сохранились барельефы «игры амуров». Эрмитаж находился на площадке, окруженной рвом. Однако в 1777 году по указу Екатерины Великой ров был засыпан, поскольку его так и не удалось заполнить водой.

Павильон Эрмитаж в Царском Селе Павильон Эрмитаж в Царском Селе Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Интерьеры павильона Эрмитаж

На втором этаже Эрмитажа расположен центральный зал, от которого диагонально расходятся четыре галереи, заканчивающиеся кабинетами.

Центральный зал в павильоне Эрмитаж Галерея и кабинет в павильоне Эрмитаж Кабинет в павильоне Эрмитаж

В зале расположено пять столов – один большой и четыре маленьких, оснащенные подъемными механизмами. С помощью специальных тросиков и колокольчиков на конце сообщали слугам о необходимости смены блюд; название нужного блюда при необходимости писали мелом. После окончания трапезы столы опускались вниз, отверстия в полу закрывались специальными щитами и зал превращался в танцевальный. На серии фотографий ниже можно увидеть, как поднимаются и опускаются отдельные блюда, а также как весь стол опускается вниз.

Блюдо, поднимающееся с I этажа с помощью подъемного механизма Блюдо, которое опускается вниз с помощью подъемного механизма Весь стол опускается вниз Отверстие в полу с помощью механического приспособления закрывается паркетной плитой

Все здание наполнено светом, который многократно отражается в многочисленных зеркалах и играет в позолоте. Потолки украшены плафонами с росписями на мифологические сюжеты. К сожалению, никакая фотография не передаст этого внутреннего сияния.

Плафон на потолке центрального зала Эрмитажа Павильон Эрмитаж, фрагмент отделки Вензель императрицы Роспись потолка одной из галерей в павильоне Эрмитаж Центральный зал павильона Эрмитаж Сервировка стола в Эрмитаже

Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили устраивать здесь вечеринки для узкого круга приближенных. Здесь же проходили неформальные встречи с послами, на которых решались важные политические вопросы.

Эрмитаж, Царское Село

Центральный зал павильона Эрмитаж, из окна видна аллея и Екатерининский дворец

Хитроумные подъемные механизмы внутри здания позволяли обходиться без видимого присутствия слуг. Кроме того, в первоначальном проекте не было и лестниц: гости поднимались на второй этаж при помощи специальных кресел — канапе, прообраза лифта.

Подъемные механизмы в павильоне Эрмитаж, I этаж Подъемные механизмы в павильоне Эрмитаж, I этаж

С середины XVIII века павильон Эрмитаж не перестраивался и потому дошел до нас практически в своем первозданном виде. Внутри сохранилась подлинная резьба, позолота и подъемные механизмы эпохи императрицы Елизаветы Петровны. Уже в наше время Эрмитаж находился на длительной реконструкции и был открыт только в 2010 году к 300-летию Царского Села. Реставраторы воссоздали ров и балюстраду вокруг него.

Площадка у павильона Эрмитаж Павильон Эрмитаж в Царском Селе Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Эрмитажная кухня

На некотором отдалении от Эрмитажа находится Эрмитажная Кухня, которую с павильоном связывал подземный ход. Было сделано это для того, чтобы запах готовящейся пищи не проникал в парадные помещения. Эрмитажная кухня была построена в 1774 году в готическом стиле по проекту архитектора В.Неелова.

Кухня, Царское Село

Эрмитажная кухня в Царском Селе

Посещение павильона Эрмитаж

Билеты в Эрмитаж покупаются отдельно. Посещение возможно только в составе экскурсии, которая набирается на месте. Возможно, вам придется какое-то время подождать ее начала.

Эрмитаж, Царское Село

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Отели, транспорт, туры, кэшбек: Яндекс.Путешествия
  • Квартиры и дома: Суточно.ру
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

.
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Эрмитаж в Царском селе

Эрмитаж в Царском селе

Павильон Эрмитаж в Царском селе строился одновременно с переделкой Большого Екатерининского дворца, теми же архитекторами, окончательно оформлен знаменитым Растрелли. Строение расположено на искусственном островке, на который ведут подъемные мостики. Четверик, похожий на храмовый, по углам в диагональном направлении дополнен четырьмя пристройками. Павильон богато украшен архитектурными элементами, окрашен в лазоревый и белый цвета с обильной позолотой. По назначению Эрмитаж в Царском селе был местом общения узкого круга особо приближенных к российским императрицам.

После кончины Петра Великого Россией, за малыми исключениями, почти 75 лет правили женщины. Дворец в Царском селе заложила супруга Петра Великого, который его и открыл за год до смерти. Назван он первоначально именно именем Екатерины Первой. Перестраивали дворец и строили Эрмитаж в Царском селе при Елизавете Петровне и Екатерине Великой, которые на двоих царствовали почти 55 лет. Поэтому и внешний облик, и убранство всех резиденций определял женский вкус, а некоторые ликвидировал, как Измайлово. Однако вернемся к павильону.

Уединенное место для общения российских императриц с приближенными и гостями, без свидетелей и даже слуг – Эрмитаж в Царском селе.

Ближнее фото с высоты дает полное представление о расположении и составе элементов строения в плане. Прямоугольник со скошенными углами, от которых отходят галереи к пристройкам, имеет более широкие фасады на длинных стенах и узкие на коротких. Виднеющийся Большой Екатерининский дворец расположен на северо- западе, этого достаточно для определения направления всех дорожек.

Приведенная далее в обзоре высотная фотография показывает расположение павильона относительно Большого дворца. От его длинного корпуса павильон Эрмитаж находится в перпендикулярном направлении к юго-востоку, расстояние между ними составляет чуть более полукилометра. Парковая зона ранее была лесным массивом и сохранила былую природную естественность.

 На фотографии Большого Екатерининского дворца указано стрелкой расположение удаленного на 500 метров павильона Эрмитаж в Царском селе.

Своим уединенным расположением Эрмитаж в Царском селе, при помощи густой растительности и усилиями дворцовой охраны, обеспечивалась уединенность элиты. Технические новинки тех лет, в виде вертикальных подъемников, позволяли избегать даже контактов с прислуживающим персоналом. Пища приготовлялась в отдельно стоящей Эрмитажной кухне, чтобы даже запахи не тревожили покой вельмож.

Эрмитаж в Царском селе – внутреннее убранство

Первый этаж павильона Эрмитаж в Царском селе — чисто технический, обеспечивавший подачу еды наверх без участия прислуги. Верхний этаж состоит из центрального зала и четырех кабинетов, в которые ведут коридоры в галереях. Ранее один из кабинетов был верхней площадкой примитивного пассажирского лифта, — площадки с диваном, поднимаемой солдатами.

Коридор в одной из галерей павильона Эрмитаж в Царском селе, соединяющий парадный зал с боковым кабинетом.

Бросается в глаза широкое использование лепных украшений, позолота которых на белом фоне смотрится великолепно. Так украшены дверные створки, колонны и стены, позолочены и настенные светильники. Особенно хороши шикарные багеты картин, частично затмевающих прекрасные работы живописцев на мифологические сюжеты.

Один из кабинетов перед нами, между окнами в углу на манекене демонстрируется парадное женское платье. По живописным произведениям восстановлен наряд Елизаветы Петровны, пошит современными модельерами. Накидка золотого шитья отражается в больших зеркалах, перекликаясь с позолотой их обрамлений, как и отделкой стеновых панелей и откосов окон.

Платье с накидкой золотого шитья в павильоне Эрмитаж в Царском селе – копия наряда Елизаветы Петровны, выполненная по ее портретам.

Справа от наряда – аккуратный фигурный комод, украшенный неярким рисунком и позолоченными накладками. Назначение этого предмета – хранение скатертей и салфеток для сервировки. Произведением мебельного искусства выглядит стул с гнутыми ножками и узорами на деталях. Видимая в окна зелень растительности – тоже как бы деталь оформления.

Полностью охватить взглядом композиционное решение можно в следующем кабинете, на фото более общего плана, несмотря на слепящие солнечные лучи. Ближняя к окну часть комнатки почти сплошь увешана одинаковыми зеркалами с резными рамами, имитирующими растительные стебли. По бокам зеркал фигурные изогнутые подсвечники, каждый на несколько рожков.

 Интерьер одного из боковых кабинетов павильона Эрмитаж в Царском селе украшен многими зеркалами, многие детали позолочены.

Резные узоры и над зеркалами, над оконным проемом и даже на его откосах, на стенных панелях ниже зеркал. Все перечисленное позолочено, перекрестно и многократно отражается в многочисленных зеркалах и превращает небольшой кабинет в привлекательное помещение. Из предметов интерьера здесь только небольшой столик с птичьей клеткой, певчих пернатых в старину очень любили.

Детали – крупно и обзорно

Длительная эксплуатация, периоды запустения и особенно превратности военного периода нанесли ущерб всем культурным ценностям прифронтовых районов. Не стал исключением и парковый Эрмитаж в Царском селе, ведь город был оккупирован фашистами. В Большом дворце располагались казармы пехотинцев, сам павильон занимали фашистские зенитчики.

Эрмитаж в Царском селе содержит неповторимые лепные украшения, кропотливо восстановленные от повреждений военного периода.

Разрушения были значительными, особенно пострадала лепнина. Восстановление столь тонкой, буквально ажурной работы требовало привлечения квалифицированных специалистов, которых недоставало. Поэтому восстанавливать Эрмитаж в Царском селе пришлось продолжительное время, открыли его для посетителей только летом 2010 года.

Большой зал павильона Эрмитаж в Царском селе гораздо крупнее ранее осмотренных кабинетов по всем параметрам. Если малые комнаты восхищали своей отделкой, то здешнее великолепие просто ошеломляет. От богато сервированного стола взгляд переходит на стены, сплошь состоящие из окон, зеркал и украшений, и останавливаются на потолочной росписи.

Потолочную роспись парадного зала павильона Эрмитаж в Царском селе на мифический сюжет выполнил итальянец Джузеппе Валериани.

Художественной росписью покрыт полностью весь потолок парадного зала, включая криволинейные участки перехода в стены. Автором оригинальной росписи считается итальянский мастер живописи и сценографии Джузеппе Валериани, расписывавший и потолки Екатерининского дворца. В его мастерской в Санкт-Петербурге работал известный портретист Дмитрий Левицкий. Более мелкие изображения выполнял Антонио Перезинотти.

Чудо-стол павильона Эрмитаж в Царском селе

Чудесному столу, самостоятельно доставляющему заказанные блюда каждому участнику императорской трапезы, удивляются только совсем несведущие люди. Но даже информированные о диковинке посетители рассматривают стол павильона Эрмитаж в Царском селе с интересом и подолгу. Здесь реставраторы воссоздали даже несколько столов, работают и механизмы подъема.

 Обеденные столы главного зала павильона Эрмитаж в Царском селе сервированы с большим мастерством.

Названные выше российские владычицы любили поражать не знающих об устройствах павильона, особенно иностранцев, видом пустого зала. Именно таким он представал перед поднятыми лифтом гостями, все столы целиком убирались вниз. Оставался только прекрасный паркетный пол с затейливым рисунком. Сервированные столы выплывали в открывающиеся отверстия прямо на глазах публики.

Эта процедура демонстрируется и нынешним посетителям павильона Эрмитаж в Царском селе. Для этого нужно попадать на один из 4-х подъемов в день, и заплатить несколько большую сумму за посещение. Очевидцы описывают скрип канатов по блокам, но без солдатского мата, — подневольных людей заменили электромоторами. Такого зрелища лишены посещающие похожий павильон, тоже Эрмитаж в Кусково, в черте Москвы, там механизм утерян.

 Этот громоздкий стол павильона Эрмитаж в Царском селе можно опустить вниз, преобразуя обеденный зал в танцевальный.

Разглядывая великолепие обеденного стола, нужно обратить внимание, что его столешница не монолитна. Центральная часть с общими блюдами отделена малозаметной щелью, она убирается для перемены блюд независимо от периферийной, с индивидуальными тарелками. Есть возможность отдельно обслужить и каждого посетителя, убрав и вернув его тарелку таким же способом, но об этом позднее.

Даже не говоря о техническом устройстве, обеденный стол вельможных персон поражает одной сервировкой. Сюда отобраны лучшие образцы фарфоровых изделий, воссозданные на современных производствах по образцам из Русского музея. Вызывают восхищение прекрасно оформленные подсвечники, сувенирная карета со сладостями и другие аксессуары.

Представленные в сервировке стола павильона Эрмитаж в Царском селе изделия изготовлены по образцам Русского музея.

Фарфор и хрусталь на столе хоть и не екатерининских времен, но подобраны изделия из исторических аналогов либо изготовлены по музейным образцам. Разнообразные фрукты для десерта и украшения стола искусно имитированы мастерами прикладного искусства, в том числе театральными декораторами. Муляжи исключительно натурально выглядят, чуть ли не пахнут.

Читайте также: