Не все что есть в печи на стол мечи
Ср. Дружка сталъ свое дѣло дѣлать, прибирать всякія рѣчи, чтобъ потѣшить бояръ, и поѣзжанъ: эй, старушенька, поварихонька, бѣлы рученьки, скоры ноженьки; повыдь, повыступи отъ печи кирпичныя, отъ столба перемычнаго; шевельнись, мотнись, не позёвывай; что есть въ печи, все на столъ мечи!
Ср. Жена, сказалъ отецъ Еремѣй, накрывай на столъ. да смотри, поворачивайся! Что есть въ печи, все на столъ мечи!..
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .
Смотреть что такое "Что есть в печи, все на стол мечи" в других словарях:
Что есть в печи, все на стол мечи. — Что есть в печи, все на стол мечи. См. ГОСТЬ ХЛЕБОСОЛЬСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа
что есть в печи, все на стол мечи — (о хлебосольстве) Ср. Все сели за стол, на который Анна и сноха ее поспешили поставить все, что было только в печи. Григорович. Рыбаки. 2, 12. Ср. Дружка стал свое дело делать, прибирать всякие речи, чтоб потешить бояр и поезжан: эй, старушенька … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ГОСТЬ - ХЛЕБОСОЛЬСТВО — Легок на помине. Его помяни только, а он и тут. Помянули волка, а он и тут. Помяни волка, а волк из колка. Ни слуху, ни духу, ни вестей, ни костей. И глаз не кажет. И облику его не видаем. Хоть бы плюнул к нам (т. е. навестил). Как молодой месяц… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
ПЕЧЬ — Сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи. Быт русского народа складывался в суровых климатических условиях северо востока Европы. В холодное время года обязательно нужен был дополнительный… … Лингвострановедческий словарь
МЕТАТЬ — МЕТАТЬ, метнуть, метывать (мечу) что, бросать, кидать, швырять, лукать; | о некрупных животных: рожать; | (метаю и мечу) шить на живую нитку или накидывая петлею. (См. также мести). Зря добра не мечут. Как ни мечи, а лучше на печи. Что есть в… … Толковый словарь Даля
Гостеприимство — * Бал * Вино * Еда * Подарок * Праздник * Рождество Гостеприимство Пословицы и поговорки Гостеприимство это добродетель, принуждающая нас дать приют тем, кто в приюте не нуждается. •Бирс (Bierce) Кто в хорошие времена принимает гостей, должен… … Сводная энциклопедия афоризмов
Гостеприимство(Посл.) — Пословицы и поговорки Россия Возраст(Посл.) * Гостеприимство(Посл.) * Дружба (Посл.) * Еда(Посл.) * Закон(Посл.) * Зло(Посл.) * Лень(Посл.) * Любовь(Посл.) * Ошибка(Посл.) * Природа(Посл.) * Работа(Посл.) * Речь(Посл.) * Родина(Посл.) *… … Сводная энциклопедия афоризмов
ЕЗДИТЬ — ЕЗДИТЬ, езжать или езживать (с предлогом езжать), ехать; повел. едь, поезжай, употр. редко (пск., влад., сиб.); двигаться, переноситься куда либо, но не ходить, не летать, не плыть, заставляя какое либо животное возить себя верхом или в упряжи.… … Толковый словарь Даля
МАСОНСТВО — (другое название: франкмасонство, от фр. franc mason, «вольный каменщик»), духовно инициатическое движение, возникшее в начале XVIII в. (по другим данным в XVII в.) в Великобритании и распространившееся оттуда по всему миру, включая и… … Энциклопедия Булгакова
Олово — (Tin) Металл олово, добыча и месторождения олова, производство и применение металла информация о металле олово, свойства олова, месторождения и добыча олова, производство и применение металла Содержание Определение термина История… … Энциклопедия инвестора
Третий день Масленой недели - "лакомка". "Что есть в печи – на стол мечи".
«Лакомка» – так называется третий день Масленицы, который приходится на среду и последний день Узкой Масленицы (первой половины недели празднования). Другие названия этого дня – «Разгул», «Скоромная Середа», «Полес» и «Перелом». Название дня говорит само за себя – в этот день принято много готовить и вдоволь есть. Вторая половина масленичной недели называется Широкой Масленицей и длится с четверга по воскресенье.
В этот день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники.
Даже не очень обеспеченные семьи на «Лакомку» старались приготовить как можно больше вкусных блюд и поставить их на стол. По традиции гости приходили в дом голодные, а уходить должны были сытыми и довольными.
Кроме блинов в третий день масленичной недели к застолью готовили пряники, лепешки, яичницу, творог. Основными напитками были компот, чай с облепихой, кисель. Алкоголь наши предки, празднуя Масленицу, не употребляли.
Что было принято делать в этот день?
О самом главном мы уже рассказали: в среду на Руси наедались "от пуза". Причем лакомились не только блинами: на праздничный стол готовили творог, яичницу, пряники и лепешки. А запивали все это киселем, компотом или облепиховым чаем.
На улицах на Лакомку ставили торговые палатки, где продавали горячий сбитень, каленые орехи, медовые пряники, блины (куда же без них) и другие угощения.
Для женатых мужчин главным событием среды был поход к теще. Считалось, что она должна наготовить кучу вкусных блюд и принять "молодых" с особым размахом. По традиции муж с женой шли к теще "на блины" в своих свадебных нарядах.
Причем считалось, что кулинарные изыски здесь не главное. Теще важно было показать свое гостеприимство и полное доверие к избраннику своей дочери. А родня, которая собиралась за столом, тщательно следила за поведением хозяйки и за ее отношением к зятю.
Ну а зятья, в свою очередь, пели тещам хвалебные песни в знак благодарности. Мужчина запевал, а его уже подхватывала вся родня.
Ну а у тех, кто еще не встретил свою судьбу, были другие развлечения. Незамужние девушки устраивали так называемые "девичьи съезды". Вместе с пожилыми женщинами они садились в сани и разъезжали по селу, пели песни и заигрывали с холостыми парнями. А те угощали развеселых дам блинами.
Что нельзя делать на Лакомку?
На Лакомку, как и в любой другой день Масленицы, нельзя грустить и поддаваться унынию. На то они и проводы зимы (уже поднадоевшей), чтобы расслабиться и просто порадоваться скорому приходу тепла.
Категорически запрещалось есть мясные блюда. Ведь масленичная неделя – последняя перед Великим постом. И от мяса в это время верующие уже отказывались.
Также на Руси на Лакомку было запрещено употреблять алкоголь. Правда, пива это не касалось: в то время оно алкоголем не считалось. Наоборот, мужчины в среду "вскладчину" варили пиво и устраивали соревнования пивоваров.
Не все что есть в печи на стол мечи
«Да будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15:28 ). Господь, как Творец и Дух, всенаполняющий, безконечный, желает быть всем во всех (все во всех): и светом, и силой, и благодатью, и премудростью, и красотой, и желанием крайним, и стремлением всеусильным, а диавол, падший гордостью и непослушанием, также хочет быть всем во всех падших, единомысленных с ним духах: тьмою адскою и силой злой, всеми пороками и стремлением ко всему злому. Отсюда происходит в людях непрестанная борьба со злом, и человек-христианин, которому даны все силы к животу и благочестию, должен выйти победителем благодатью Божией из этой упорной и жестокой борьбы, иногда до смерти, как это было с мучениками. Бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду. Так бегите и вы, христиане, чтобы получить ( 1Кор. 9:24 ).
Для борьбы нашей с грехом ради живота вечного попущена от Бога врагам бесплотным воля прельщать нас, чтобы борьбой с ними мы могли возвратить себе то состояние верности, повиновения и преданности, которого мы лишились в раю, и через борьбу с грехом, болезнями и разными напастями (как Иов укрепил душу свою в добродетели) быть достойными своего Господа, Которому оказались неверными и изменниками в раю. «Испытал их и нашел их достойными Его. и принял их как жертву всесовершенную» ( Прем. 3:5, 6 ) (3).
Мало ли какое зло бывает у тебя на душе, но «не все, что есть в печи, на стол мечи». Да будет оно одному Богу известно, ведущему все тайное и сокровенное, а людям не показывай всех своих нечистот, не заражай их дыханием сокрытого в тебе зла, затвори печь: пусть дым зла замрет в тебе. Богу поведай печаль свою, что душа твоя полна зла и жизнь твоя близка к аду, а людям являй лицо светлое, ласковое. Что им до твоего безумия? Или же объяви свою болезнь духовнику или другу своему, чтобы они тебя вразумили, наставили, удержали (6).
«И тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2:35 ). Было это с Божией Матерью во всей силе сказанных слов, бывает это и с другими людьми, добрыми и богобоязненными, и их сердце проходит оружие для того, чтобы обнаружились сердечные помышления прикосновенных к ним людей, то есть Господь поставляет их иногда в такие отношения к людям, скрывающим в душах своих множество зла, но не обнаруживающим его, что они невольно высказываются от избытка внутреннего зла, уста их начинают говорить, и это зло, как нечистый поток или как целая река, течет из их уст. Тогда-то они начинают делать дела, не достойные человеческого имени, и только тогда люди узнают, каковы были сами в себе эти люди, считавшиеся прежде умными, образованными и почтенными (6).
Всякий человек, делающий какое-либо зло, удовлетворяющий какой-либо страсти, достаточно наказывается совершаемым им злом, тою страстью, которой он работает, а главное – тем, что он отступает от Бога и Бог от него отступает; потому питать зло к этому человеку было бы крайне безумно и в высшей степени бесчеловечно; это значит топить человека уже утопающего, толкать в огонь уже пожираемого пламенем. К такому человеку, как погибающему, надо показывать сугубую любовь и с усердием молиться за него Богу, а не осуждать его, не злорадствовать о его беде (6).
Где было бы место для борьбы, для подвигов, для добродетели, если бы не было нам причиняемо зла от ближних, если бы нас не обижали? Где было бы место терпению обид, кротости и смирению? Видишь, что нам надо испытывать многоразличное зло, чтобы явить свою добродетель и получить венцы (6).
Всякий человек на земле болен горячкой греховной, слепотой греховной, одержим бешенством греха; а как грех наипаче состоит в злобе и гордости, то со всяким человеком как страдающим болезнью греха надо обходиться с кроткой любовью – важная истина, которую мы часто забываем; мы часто, очень часто действуем вопреки ей: к злобе подбавляем злобы своим озлоблением, гордости делаем отпор гордостью же. Так у нас и растет зло, а не уменьшается; не врачуется, а более заражается. Господи, помилуй нас, помилуй человечество! (7)
Чаще приводи себе на память, что в тебе зло, а не в людях. Таким убеждением, совершенно истинным, предохранишь себя от многих грехов и страстей. Беда наша часто в том, что мы свое зло приписываем другому (7).
Великое дело не противиться злу злом, не давать в душе своей места никакому злу, ни даже на одну минуту, но непрестанно побеждать зло добром и всякий грех – соответствующим ему покаянием и молитвой; ибо безрассудно и гибельно усиливать зло злом и, так сказать, подливать масла в огонь и из малого огня делать пламя. Зло или всякий грех есть величайшее бедствие, злополучие, несчастье рода человеческого, о котором надо горько жалеть и которое надо искоренять по возможности добром, любовью, молитвой, увещанием, благотворением или праведным наказанием (8).
Значение поговорки — Чем черт не шутит, чему быть того не миновать, что в лоб что по лбу, что есть в печи все на стол мечи
Смысл : всякое может произойти, случиться, всё возможно в жизни. Говорится, когда предполагают возможность чего-либо неожиданного, маловероятного (и плохого, и хорошего), хотя и не уверены в этом.
Примеры из литературы:
1) Всё только начато, ничто не закончено, кончено только с Фаиной. А может, — чем чёрт не шутит, — и её когда-нибудь он ещё повстречает (В. Панова, «Спутники»);
2) Генка наутро принёс мне несколько своих стихотворений и просил передать или послать их в газету. — Всю ночь сидел. Чем чёрт не шутит: может, и напечатают (А. Бринский, «По ту сторону фронта»);
3) Лубенцов впервые подумал о том, что — чем чёрт не шутит! — он может и не выбраться из этого Шнайдемюля (Э. Казакевич, «Весна на Одере»).
«Чему быть, того не миновать«
В этой старинной пословице отразилась вера в судьбу, в то, что жизнь человека и события, с ним происходящие, заранее предопределены и ничто их изменить не может.
Смысл : что должно случиться, того не избежать. Говорится с уверенностью, что всё произойдёт независимо от того, как человек поступит, что поведение его ничего не изменит.
Примеры из литературы:
1) — Одна цыганка и мне предсказала насильственную смерть — но это вздор… — Вы суеверны? — Я — нисколько. А чему быть, того не миновать (И. Тургенев, «Вешние воды»);
2) (Аркадина) Я никогда не думаю ни о старости, ни о смерти. Чему быть, того не миновать (А. Чехов, «Чайка»);
3) В прошлом году, хотели оперировать, но обошлось: полежал три дня в больнице, отпустили, сказали: «В другой раз». Значит, всё правильно, вот он, другой раз. Чему быть, того не миновать, и волноваться нечего (В. Комиссаров, «Старые долги»).
«Что в лоб, что по лбу«
Что в лоб ударить, что по лбу ударить, для пострадавшего нет никакой разницы (одинаково больно). В поговорке своеобразная игра слов: сочетание в лоб показывает направление (удара) при непосредственном столкновении с предметом, а по лбу показывает направление (удара) на поверхность предмета, что по существу одно и то же.
Смысл : нет никакой разницы, всё равно, одно и то же. Говорят, когда не видят разницы в чём-либо и когда что-то внешне различное оказывается одинаковым по существу.
Пример из литературы:
— По мне вещи ли хорошие, деньги ли, статья одна: что в лоб, что по лбу, всё едино! (Н. Успенский, «Хорошее житьё»).
«Что есть в печи, все на стол мечи«
«Мечи» — бросать, кидать, быстро класть, ставить что-либо.
Смысл : всё, что есть в доме съестного, всё ставь на стол. Говорит гостеприимный хозяин, обращаясь к хозяйке дома и предлагая угостить гостей всем, что в доме приготовлено.
Примеры из литературы:
1) — Приняли по русскому обычаю.. На Руси не спрашивают — чей, да откуда, а зовут — садись обедать, что есть в печи, всё на стол мечи (Ю. Герман, «Россия молодая»);
2) Отец и мать повисли на сыне. Добрых пять минут слышались только поцелуи да вздохи. А потом Александр Степанович скомандовал своей старухе: — Что есть в печи, всё на стол мечи! (В. Трихманенко, «Чайка»);
3) — Соня! — кричала она. — Что есть в печи, всё на стол мечи. Для такого парня ничего не жаль (А. Вьюрков, «Рассказы о старой Москве»).
что есть в печи, все на стол мечи
Ср. Дружка стал свое дело делать, прибирать всякие речи, чтоб потешить бояр и поезжан: эй, старушенька, поварихонька, белы рученьки, скоры ноженьки; повыдь, повыступи от печи кирпичныя, от столба перемычного; шевельнись, мотнись, не позёвывай; что есть в печи, все на стол мечи!
Ср. Жена, — сказал отец Еремей, — накрывай на стол. да смотри, поворачивайся! Что есть в печи, все на стол мечи!..
Что есть в печи, все на стол мечи — Что есть въ печи, все на столъ мечи (о хлѣбосольствѣ). Ср. Всѣ сѣли за столъ, на который Анна и сноха ея поспѣшили поставить все, что было только въ печи. Григоровичъ. Рыбаки. 2, 12. Ср. Дружка сталъ свое дѣло дѣлать, прибирать всякія рѣчи, чтобъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Читайте также: