На столе стоит комод на комоде бегемот
П ост про многострадальный памятник Александр III в Санкт-Петербурге.
23 мая 1909г. на Знаменской площади (ныне Площадь Восстания) был открыт памятник "Императору Александру III Державному основателю Великого Сибирского пути".
Монумент посвящался не императору лично, а "Державному основателю Великого Сибирского пути", то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, - строительство магистрали было начато при Александре III.
Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897—1906 годах.
Модель скульптуры выполнялась в Санкт-Петербурге . Ее поставили для определения наилучшего расположения памятника. оригинальный авангард такой )))
Посла открытия памятник вызвал кучу эмоций. Одни возмущалась что он порочит честь царствующего дома. Другие восхищались, словно смелой сатирой. Либерасня того времени так и развалила страну.
Часовой у памятник Александру III (Рота Дворцовых Гренадер).Фото 1909 г. Народ сложил о памятнике знаменитую частушку-загадку:
"Стоит комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте шапочка,
какого дурака это папочка?"
Но были и более жесткие:
"Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа." Эпиграмма А. Рославлева
Особенно доставалось лошади: "Хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы. Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет. Бог знает что. Помесь из осла, лошади и с примесью коровы. Конь, очевидно, не понимает Всадника. предполагая в нем «злой умысел» всадить его в яму, уронить в пропасть. С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно. Так все это и остановилось, уперлось. "
Памятник действительно яркий пример того, как можно и государственные деньги в карман положить и прикрыть искусством русофобию.
Монумент вызывал ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника "обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу".
Не все знают, но после Октябрьской революции, в 1919 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало".
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья."
Памятник Александру III перед Московским вокзалом простоял недолго. Когда по Невскому проспекту проложили трамвайные пути, его убрали с площади.
Затем, вследствие несомненной художественной ценности, памятник передали в фонд Русского музея. Во время блокады служители музея попытались спрятать памятник от войны, зарыв его в землю.
Но комод вкупе с бегемотом и обормотом были так тяжелы, что от этой идеи пришлось отказаться. Александра с конем засыпали песком, обшили досками, а сверху заложили бревнами. И что же? Злополучный памятник оказался самым несчастливым в городе. Он единственный в Ленинграде получил прямое попадание артиллерийского снаряда. И. ничего страшного. выдержали и комод и бегемот и обормот - выдержали. Вот она - великая сила искусства!
В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия. так он там и стоит, гордый, но незаслуженно забытый. пора уже ему найти какой-то сквер или площадь в городе, а то ставят разное дерьмо современное, а такой шикарный памятник с историей на задворках прозябает.
"Я изобразил одно животное на другом". История самого известного памятника царю Александру III
Едва ли в России есть памятник, который подвергся большим издевательствам и насмешкам, чем этот. Кажется, он не понравился никому. Ни простому люду, ни интеллигенции, ни критикам. Он даже заказчикам - Николаю II и большинству членов царской семьи - не понравился.
Памятник императору Александру III, прозванному Миротворцем, был в торжественной обстановке установлен в 1909 году на Знаменской площади в Петербурге. Народ увидел Александра III сидящим на огромном коне-тяжеловесе, который с некоторых ракурсов был похож на бегемота. Да и сама фигура царя была невероятно грузной, раздавшейся в ширину. Казалось, что царь настолько тяжел, что сейчас переломит хребет и этой лошади-бегемоту.
Монумент был создан выдающимся российско-итальянским скульптором Павлом (Паоло) Трубецким, проект которого выиграл конкурс, организованный специальной комиссией по сооружению памятника.
Цель была - увековечить память Александра III как основателя Великого Сибирского пути.
Трубецкой работал над монументом с 7 лет - с 1899 по 1906 гг. На Старо-Невском проспекте в Петербурге был сооружен большой павильон, в котором скульптор создал несколько моделей, в том числе, в натуральную величину.
Паоло Трубецкой был личностью неординарной и, как и многие неординарные личности, отличался неуживчивым и даже вздорным характером. Несмотря на все просьбы и замечания, он продолжал гнуть свою линию в духе "я художник, я так вижу". На Трубецкого не смог повлиять даже великий князь Владимир Александрович, которому проект скульптора показался карикатурой на венценосного брата.
Главным защитником монумента стала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Супруга императора сочла, что памятник Трубецкого имеет большое сходство с известными фотопортретами ее мужа. Заступничества Марии Федоровны оказалось вполне достаточно, чтобы Паоло мог продолжить работу.
Но вот настал день установки - 23 мая 1909 года, и выяснилось, что великий князь Владимир Александрович был прав в том, что народ воспримет памятник, как карикатуру на царя. По Петербургу тут же начал ходить обидный для монархии стишок-загадка:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
Критиковали памятник и специалисты, в частности, искусствовед барон Николай Николаевич Врангель (младший брат барона Петра Врангеля), назвал монумент самой неудачной работой Трубецкого, которая похожа на маленькую статуэтку, созданную на случайный момент.
Впрочем, существовали и иные мнения. Так, знаменитый русский художник Александр Николаевич Бенуа назвал памятник безусловной удачей мастера, а реализацию - смелой и глубокой.
Вероятно, понимая, насколько ему "будут рады" члены императорской фамилии, скульптор Паоло Трубецкой на открытие своего памятника не явился. Он с 1906 года проживал в Италии, затем перебрался в США.
Впоследствии, говоря о памятнике, Трубецкой в весьма жесткой манере обозначил свое отношение к императору Александру III:
«Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».
Со скульптором были полностью согласны большевики - те, кого сам Паоло Трубецкой, придерживавшийся идей итальянского фашизма, всей душой ненавидел.
Памятник при советской власти
В 1918 году революционный поэт Демьян Бедный написал короткое стихотворение под хлестким названием "Пугало".
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Эти строки были выбиты на постаменте памятника взамен лаконичной надписи: "Императору Александру III, державному основателю Великого Сибирского пути".
Памятник настолько мозолил глаза революционерам, что его начали закрывать от глаз зевак при помощи специальных декоративных конструкций. Первая такая конструкция была сооружена по приказу Временного правительства после Февральской революции. Большевики также постоянно закрывали памятник, декорировали его в соответствии с собственными представлениями о прекрасном.
В 1927 году во время празднования десятилетия Октября монумент Александру III заключили в клетку из толстых стальных прутьев, созданную по макету архитектора И. Фомина. И ладно бы в клетку угодил император, но лошадь-то за что пострадала?
Было понятно, что такого рода декоративные решения - мера временная. Памятник необходимо было убирать со Знаменской площади Ленинграда - негоже монументу царя мозолить глаза ленинградцев и гостей города на Неве.
15 октября 1937 года статую демонтировали и перевезли во внутренний двор Русского музея.
Тем не менее, следует сказать, что большевики не стали уничтожать скульптуру, как того вполне можно было ожидать. Более того, во время войны памятник надежно закрыли мешками с песком.
В 1994 году памятник пошел на небольшое "повышение". Из внутреннего дворика Русского музея император переехал к Мраморному дворцу, к самому входу - это место, безусловно, гораздо заметнее и престижнее.
В последние годы в обществе произошла переоценка как политического, так и культурного значения памятника Паоло Трубецкого. Претензии, которые современники выдвигали к статуе, в наше время кажутся достоинствами монумента, а не его недостатками.
Фактически, изобразив царя Александра III максимально похожим на оригинал, без парадных прикрас, Трубецкой совершил небольшую революцию в русской скульптуре. Невозможно не отметить и символизм статуи. Как сказал в свое время Илья Репин, «Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад».
В Петербурге регулярно возникает дискуссия о возвращении памятника на Знаменскую площадь (Площадь Восстания), но пока царь Александр со своим "бегемотом" остается у входа во Мраморный дворец.
Такова история этого интереснейшего памятника. Кстати сказать, сохранилась уникальная кинохроника 1909 года - и это, конечно, поразительные кадры! Вот эта кинохроника:
Еще больше статей про историю, про исторических личностей, про писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про живопись, кино, литературу, философию, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!
На столе стоит комод на комоде бегемот
5 июня 1909 года на Знаменской площади состоялось торжественное открытие памятника Александру III.
На площади собрался весь царский двор, выстроились войска Петербургского гарнизона. На церемонии присутствовала императорская семья и лично император Николай II.
Монумент посвящался не совсем императору, а «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала (ныне Московский вокзал), - строительство магистрали было начато при Александре III.
Богослужение возглавил митрополит Антоний (Вадковский). Памятник был выполнен миланским скульптором П.Трубецким и считается его самой известной работой.
Автор трудился над монументом 8 лет, выполнил 14 моделей, две из которых в натуральную величину, и только третья получила одобрение специальной комиссии и царской семьи. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге, а монумент переводился в бронзу по частям.
Перед установкой на Знаменской площади там были проведены серьезные подготовительные работы и создан сложный фундамент.
Подготовка к установке памятника на Знаменской площади, а ниже открытие памятника.
Модель скульптуры поставили для определения наилучшего расположения памятника. оригинальный авангард такой )))
Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III - в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня - на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля.
Посла открытия памятник вызвал кучу эмоций. Одни возмущалась что он порочит честь царствующего дома. Другие восхищались, словно смелой сатирой. Император Николай II не справился даже с этой задачей, опозорив своего отца и дав понять, что ни над императорской семьей можно шутить даже в газетах.
Часовой у памятник Александру III (Рота Дворцовых Гренадер).Фото 1909 г.
Народ сложил о памятнике знаменитую частушку-загадку:
Особенно доставалось лошади: "Хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы. Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет. Бог знает что. Помесь из осла, лошади и с примесью коровы. Конь, очевидно, не понимает Всадника. предполагая в нем "злой умысел" всадить его в яму, уронить в пропасть. С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно. Так все это и остановилось, уперлось. "
Говорят, обиженный Паоло Трубецкой по поводу своего творения сказал так: "О, я не интересуюсь политикой, я просто изобразил одно животное на другом". Он был подданным Италии, но высказывание скандальное.
Монумент вызывал ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника "обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу". Либерасня того времени была в восторге. Так разные Чернышевские из-за бугра и развалили великую страну.
В советское время памятнику досталось. Выше народ рассматривает памятник императору Александру III,заключенный в клетку.
Памятник Александру III перед Московским вокзалом простоял не долго. Когда по Невскому проспекту проложили трамвайные пути, его убрали с площади.
Но комод вкупе с бегемотом и обормотом были так тяжелы, что от этой идеи пришлось отказаться. Александра с конем засыпали песком, обшили досками, а сверху заложили бревнами. И что же? Злополучный памятник оказался самым несчастливым в городе. Он единственный в Ленинграде получил прямое попадание артиллерийского снаряда. И. ничего страшного. и комод и бегемот выдержали. Вот она - великая сила искусства!
После Великой Отечественной войны , в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.
В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия. Затем памятник перевезли во дворик Мраморного дворца. Так он там до сих пор и стоит. Гордый, но незаслуженно забытый.
Профессор филологического факультета СПбГУ Н.А. Мещерский (1906-1987) рассказывал одному из авторов, что в конце 1910-х - начале 1920-х годов горожане, желавшие ехать на извозчике на Московский вокзал, кричали: "Извозчик! К пугалу!". Когда у Финляндского вокзала был поставлен памятник В.И. Ленину, извозчики стали спрашивать у седоков: "К какому, ваше-ство? К Московскому аль к Финляндскому?". На недоуменный вопрос автора, а что такое Финляндское пугало, профессор, происходивший из княжеского рода, улыбнулся, посмотрел добрым взглядом сквозь очки на своего непонятливого ученика, и спросил: "А ты разве не знаешь? Оно и сейчас там стоит!". (C) Ахапкин Д.Н.
Есть проект возврата памятника на Площадь Восстания (бывшая Знаменская), а под ним сделать очередной торговый комплекс.. Возможно все получится и памятник опять будет стоять на своем историческом месте, но лично я считаю что штык там смотрится лучше, хоть что-то стоит в лежащем вокруг.
Я бы Александра поставил в какой-то современный парк или например в Новую Голландю. Почему нет. ему там бы место нашлось.
Открытие памятника 23 мая 1909 года. Фото: общественное достояние.
Паоло Трубецкой. Фото: общественное достояние.
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
«Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Декорирование памятника к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. Фото: общественное достояние.
Памятник у Мраморного дворца. Фото из свободного доступа.
В начале XX-го века, перед самой Революцией, петербуржский городской фольклор пополнился злыми стишками-загадками на одну очень интересную тему. Вот один из них:
На площади комод,
На комоде – бегемот,
На бегемоте – обормот,
На обормоте – шапка,
На шапке – крест,
Кто угадает – того под арест.
Ну и как, Вы угадали. Дам ещё одну подсказку… Еще один вариант стишка-загадки, но с очень радикальной концовкой, за которую действительно можно было угодить под арест:
Стоит на площади комод,
На комоде – бегемот,
На бегемоте – обормот,
На обормоте – шапочка,
Угадайте, какого дурака это папочка?
Речь идет о бронзовом монументе императору Александру Третьему, отцу последнего русского царя Николая Второго. Вот комод… а вот и бегемот – массивный конь-тяжеловоз… а на нём крепко сложенный крепыш, который больше похож на простого мужика или на кубанского казака, чем на царя-императора. Очень необычный памятник. Лошадка то ли сильно устала, то ли о чём-то задумалась, то ли собралась щипать травку.
Споры, домыслы и слухи бродили в обществе еще в процессе строительства. Что мог подумать рядовой обыватель, глядя вот на эту странную конструкцию? Что это?
Авангардистский памятник гигантской собаке. На самом деле – это модель будущего памятника, которая была нужна для того, чтобы понять, как он впишется в облик Знаменской площади (сегодня она называется площадь Восстания). Монумент был торжественно открыт 23 мая 1909 года при большом стечении народа. Когда сдернули покрывало, почтенная публика ахнула. Послышались крики. Одни кричали от восторга, другие от возмущения. Тут же возникли ожесточенные споры. Которые, кстати, не утихают до сих пор. Одни считают памятник уродливой карикатурой, другие напротив, заявляют, что он отражает стабильность, основательность, прочность государственной системы, созданной могучим императором-миротворцем.
Во всем мире и во все времена правителям принято ставить пафосные героические монументы. Такие как Медный Всадник на вздыбленном коне, или уникальный памятник Николаю Первому, чей изящный конь работы Петра Клодта стоит всего на двух точках опоры. Статуи правителей должны вдохновлять своих подданных на Подвиги и звать вперёд к Светлому Будущему. А к чему может звать эта понурая фигура коня? Глядя на его склоненную голову, возникает желание дополнить скульптуру ведром воды.
Есть версия, что изначально этот памятник планировали установить на Южном Урале. В той точке, где Европа встречается с Азией. Царь должен был стоять на высокой горе, и взирать на своё детище – на Транссибирскую железную дорогу.
Ведь именно Александр Третий подписал высочайший рескрипт о создании этого великого рельсового пути. Вот там бы, на уральской скале, скульптура смотрелась бы очень уместно. И наклон головы его коня был бы вполне логичным. Бронзовый конь смотрел бы на железных коней, пролетающих мимо… Но в итоге, свое веское слово сказала Императрица Мария Фёдоровна (супруга Александра, и мать Николая Второго) и монумент установили возле Николаевского Вокзала.
Очень интересна его дальнейшая судьба. Грянула Революция. Большевики не стали сносить этот памятник. Его спасла карикатурность образа. Поэтому его оставили в качестве наглядной пропаганды. С постамента сбили оригинальную надпись, а вместо неё выбили стихотворение поэта Демьяна Бедного "Пугало", отражавшее советскую идеологию:
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья".
В 1927 году, к десятилетию Октябрьской Революции, памятник был использован для праздничного оформления площади. Царя заключили в металлическую клетку, а рядом пристроили странную конструкцию в стиле того времени. Наглядной агитацией и пугалом памятник служил до 37 года. Его демонтировали, и перевезли во двор Русского Музея.
Во время Блокады сотрудники музея спасли статую, они обшили её досками, засыпали песком и даже укрыли брёвнами. Удивительный факт - памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, которая получила прямое попадание артиллерийского снаряда. Но укрытие из брёвен и песка выдержало. Спасибо за это музейщикам.
После краха Советского Союза памятник царю-миротворцу пережил ещё один переезд. Его установили во дворе Мраморного Дворца, где он и находится по сей день. Современный постамент у него невысокий, и уже совсем не похож на комод. А вот конь всё тот же…..
Так что если будете в Петербурге, то настоятельно рекомендую сходить во двор Мраморного Дворца у Марсового Поля, и своими глазами убедиться - в самом ли деле царский конь похож на бегемота.
Читайте также: