Можно ли во время беседы поставить локти на стол
«Не клади руки на стол», — учила многих мама в детстве и, как это часто бывает, была права. Специалист по этикету Ксения Маркова объясняет, как правильно вести себя в ресторане и почему руки лучше держать под столом.
Как правильно держать руки?
В России и в большинстве европейских стран правильная позиция за столом — это прямая спина, прижатые к телу локти и опущенные на колени кисти рук. Если не держим в руках приборы, то есть не находимся непосредственно в процессе еды, руки — под стол.
Но все же, чтобы не считать всех вокруг невоспитанными неучами, скажу: например, во Франции правила иные. И еще со времен Людовика XIV, после нашумевшего и впечатлившего всех, как видно, на века дела об отравлениях, первое правило французского застольного этикета — кисти рук должны быть видны сотрапезникам. Локти могут находиться на столе только в очень неформальной ситуации, когда еды на столе уже нет.
Что должно быть на столе?
Дирижировать приборами, то есть размахивать ими для усиления впечатления во время светской беседы, — настоящее табу любого этикета. Мы либо беседуем и тогда кладем приборы, либо едим, и тогда без них, очевидно, не обойтись. С приборами в руках можно дать лишь краткий ответ.
Второе столь же железное европейское правило, демонстрирующее окружающим ваши безупречные манеры, гласит: на столе должно находиться только то, что имеет отношение к еде. То есть фактически это лишь то, что называется кувертом, то есть определенный набор предметов на каждого сидящего за столом: тарелка, приборы, бокалы, салфетка. Плюс при необходимости соль, перец и то, что менеджмент заведения и Роспотребнадзор считают полезным — от соусов до дезинфекторов.
А вот зубочисткам по правилам на столе не место. Все гигиеническое процедуры лучше проводить перед зеркалом и без лишних глаз, то есть в туалетной комнате. Прикрыться салфеткой или рукой за столом — совершенно не выход из положения.
Что еще нельзя класть на стол?
Таблетки, БАДы и прочие полезные или даже необходимые для здоровья препараты тоже не употребляют на глазах у любопытной публики, или, если этого невозможно избежать, делать это стоит максимально дискретно.
Важно: никакие сумочки и даже самые дорогие, красивые, модные, винтажные, редкие клатчи на стол, вопреки тому что часто пишут и показывают в интернете, не ставят и не кладут. Место сумки — на специальной подставке, на стуле рядом или за спиной хозяйки в зависимости от конфигурации стула и расположения стола в зале, а клатча — на коленях под салфеткой воспитанной дамы.
То же самое, конечно, касается и мужских аксессуаров — их тоже не ставят на стол, даже на мгновение. Очки, которые, увы, многим необходимы как минимум для того, чтобы ознакомиться с меню, после использования надежно прячут в сумках и портфелях, карманах и где угодно, но не оставляют на столе.
Где держать телефон?
Самая, конечно, животрепещущая и беспокоящая всех тема — это телефон. Все вышеописанное касается и этого совершенно необходимого нам гаджета. Наше внимание по правилам должно полностью принадлежать присутствующим, и отвлекаться на звонки и соцсети считается не очень вежливым.
Понятно, что сегодня мы все очень заняты и «выключиться» даже на полчаса многим не представляется возможным или действительно крайне нежелательно, но собеседника нужно предупредить о начальниках-нянях-салонах и доставках. Обо всем том, что, возможно, помешает плавному течению беседы. И, конечно, стоит всеми силами избегать продолжительных разговоров в присутствии третьих лиц. Картинка, при которой все сидящие за столом активно работают пальцами в смартфонах, время от время торопливо закидывая в рот еду, конечно, не слишком хороша и привлекательна.
Онлайн и офлайн могут, наверно, соседствовать в наши дни, но на партнерских, то есть договорных, условиях. Не всегда, не везде и не со всеми.
Как определить характер человека по поведению за столом?
В любой череде праздников наверняка найдется место застолью. Спорю, вы уже решили, сейчас я буду просвещать вас на предмет того, какую ложку хватать и что стыдливо прикрывать салфеткой? Вот и нет. Я сама, хоть девушка и приличная, зачастую пользуюсь одной вилкой, да и то какой-нибудь демократичной — алюминиевой или там мельхиоровой.
И, честно сказать, меня сильно не волнует, как человек держит свой столовый прибор. Важно другое — как он вторую руку располагает. Потому как в ней-то и кроется вся его человеческая сущность.
Например, некоторые, наворачивая селедку «под шубой», яростно сжимают левую руку в кулак. Аж ногти в ладошку впиваются. Так вот — перед вами товарищ скрытный и агрессивный. Правда, он весьма требователен к себе и любит помечтать.
Парни и девчата, доверчиво положившие руку на стол ладонью (всё равно вверх или вниз), идеальные жертвы карманников и доморощенных магов. Они чудесно могут разрешить чью-то любовную проблему, но как только дело касается их самих, неотвратимо глупеют. Почему — неясно.
Некоторые люди кладут руку на колено, иногда еще поднимают плечи и втягивают голову. Машинально. Такие жесты говорят о том, что перед вами скукожилась особь трусливая и хитрая. Держитесь от подобных экземпляров подальше — даже продавая вам, наилучшему товарищу, студенческий проездной, он по привычке накинет.
Те, кто левой рукой крепко сжимает колено, — рачительны и жадноваты. Зато твердо знают, что им надо от жизни, и решительно идут к намеченной цели. В любви они тоже довольно расчетливы: живут с теми, кто по ним сохнет, а глазки строят тому, в кого сами влюблены.
Некоторые обедающие свободно располагают руку на столе — параллельно животу и столу, перенося центр тяжести на локоть. Это мастера на все руки. Таких ничем не смутишь. К примеру, если подобный персонаж застал тебя на унитазе (дверь была не заперта), то он невозмутимо предложит принести журнальчик почитать. Они терпеливы, но если ты неосторожно выведешь такого из себя — пиши пропало. Примирения придется ждать до следующего затмения.
Есть и те, кто при трапезе опирается левой рукой о края стола. Это натуры шебутные, взбалмошные. Им трудно объяснить что-либо, основываясь на логических рассуждениях. Проще заорать: «Я замерзаю!». Есть вероятность в ответ услышать: «Возьми мою последнюю рубашку». Впрочем, будь готов, что завтра с тебя снимут червонец как раз за эту рубашку.
Но все это извращения. Нормальные граждане, скажут мне нормальные граждане, в левой руке держат ломоть «Бородинского», потому что едят с хлебом. Да, да, да. Они абсолютно правы. «Хлебники» едят вдумчиво, обстоятельно. Правда, некоторые любят положить недоеденный кусочек на салфетку или тарелку. Но лишь тот, кто впивается в ломоть хлеба намертво, — наш клиент. Именно о нем мы можем сказать, что он редко понимает шутки, хотя сам любит «юморнуть» (к сожалению, его потуги редко вызывают энтузиазм у окружающих), зато он ответственен и любит романтику: песни под гитару, пол-литровка, девчонки-неэмансипе…
Есть еще избранные, которые, пока правая рука подносит еду ко рту, левой подпирают голову. Это — гении. Или просто тугодумы. Внезапно они могут зашпульнуть вилку и всецело отдаться поиску выхода из кризиса в Восточной Европе. Страшно далеки они от народа, короче. И их уже не вернуть.
Есть, конечно, и такие товарищи, у которых правая рука не ведает, что творит левая: то ли в носу ковыряется, то ли чешет репу, то ли еще что. Эти случаи — чистая патология, современной наукой не изученная!
Почему нельзя класть локти на стол?
Наверное, всех нас в детстве, а кого-то и далеко не в детстве, одергивали: мол, локти на стол не кладут! Неприлично это! И все мы это правило усвоили. А все ли задумывались, почему локти на стол не кладут?
Понятно, что так не принято по этикету. Но, честно говоря, по этикету не принято много чего, о многих его правилах мы и не подозреваем. И не следуем им. А вот что на стол не кладут локти — знает каждый.
Самое простое и рациональное объяснение этому правилу поведения за столом: расставленные в стороны локти мешают соседям по столу. Если и соседи локти растопырят — за столом и вовсе будет не поместиться.
Обычай идет издревне, когда семьи были большими, а дома тесными, а на пирах гости плотно сидели за одним столом. Растопыренные локти здесь могли бы стать лишним источником конфликтов, а оно кому-то надо? Вот и придумали не класть их на стол.
Хорошо, а почему тогда локти нельзя на стол и ставить? Кому они помешают, если поставить их на ширине плеч, не выходя за рамки своего личного пространства? Неужели «заодно» и «на всякой случай»? Типа, раз сказано локти со стола убрать — значит, им вообще там не место.
Буквально — сакральному, священному. Стол в традиционной русской культуре прямо ассоциируется с церковным алтарем. Вплоть до того, что это могло прямо проговариваться, как «стол — все равно что Престол Божий»; «стол — Божья ладонь». Второе утверждение во многом связано с функцией стола как места, куда кладут пищу.
Пища же в земледельческой культуре — во многом сакральна. Так, традиционное почтительное отношение к хлебу, как к чему-то священному, мы помним и сейчас. А в традиционной культуре мистическое значение придавали почти всему. Вся жизнь была пронизана обрядовостью, приметами, мистическим смыслом. Естественно, все это имеет дохристианские истоки. В православной же культуре отношение к некоторым элементам окружающего мира приняло иные формы, сохранив сакральную суть.
Стол в традиционной избе помещался вблизи или в самом «красном углу».
- не сидеть на столе;
- не потягиваться за столом;
- не садиться на углу;
- не сидеть за столом в шапке;
- не класть на стол ключи;
- не смахивать крошки в ладонь;
- не ставить пустую бутылку…
И например, почему нельзя сидеть на углу — мы знаем. Потому, что не женишься. Правда, почему — никто не задумывается.
Последствия втыкания ножа в хлеб или оставления его там и вовсе мало кто объяснит. И уж тем более не объяснит, почему столь безобидное действие должно привести к таким именно последствиям.
Другие «застольные» запреты, типа «не разговаривать за едой», вроде бы рационально объяснимы… Вроде бы.
Стол — действительно один из двух сакральных центров дома. И не образно, а буквально. Ведь что такое алтарь? Место связи нашего мира с миром вышним, божественным. Ровно та же функция у стола. Конечно, алтарь — освящен, и прямо равнять с ним стол нельзя… Но можно.
Выходит, что стол — место, где человеческий мир соприкасается с миром потусторонним. В христианской парадигме — с миром божественным. Но возникли-то застольные обычаи не в христианской культуре! Отсюда и все окружающие стол и трапезу приметы, поверья и многие обычаи.
Часть из них мы уже разбирали, например, что оставленные на столе ключи могут «пропасть», потому что их «заберут духи» — тот же домовой. Это становится понятным, если исходить из того, что стол — место, принадлежащее двум мирам, «проводник» в мир духов.
Кстати, по той же причине, возможно, на столе не оставляли нож. В Сети высказываются разные «объяснения» этого: «чтобы не порезались дети» или «двери не запирались, и если заберутся воры — чтобы никого не зарезали».
Не думаю, что крестьянские дети, сызмальства приученные к работе, так легко порезались бы ножом, и что этому придали бы такое значение. Ну, а у воров или грабителей уж точно были собственные ножи. А вот то, что может пораниться домовой, для которого на столе оставляли угощение, вполне укладывается в представления о верованиях наших предков.
А почему за едой нельзя разговаривать? Как иногда говорят детям, «пока ты говоришь — тебе в ложку бес какает». Прием пищи воспринимается как священнодействие. И логично, что нечистая сила старается этому помешать.
На самом же деле, любое отверстие — это проход, в который может проникнуть враждебная сущность. Поэтому все входы в дом в русской культуре оформлялись орнаментами, символами, защищались иными способами.
И «входы» в одежду — ворот, обшлага, все кромки — принято было украшать защитными символами. Да тот же носимый на шее на шнуре или цепочке оберег как раз и прикрывает «вход» под одежду. Снизу это делает пояс.
Ну, а рот во время еды наиболее уязвим, ведь мы «принимаем» что-то внутрь. Вот и нужно стараться, чтобы вместе с едой в рот не залетела какая-нибудь сущность. Тем более, повторю, хлеб, каша — священны, и значит, бесы неизбежно станут стремиться помешать есть их.
- на столе, над ним — пространство священное, здесь едят то, что дает Бог, здесь кладут хлеб;
- пространство же под столом — «нечистое».
Именно поэтому (а не потому, что пол грязный — едва ли земледельцы так уж этого боялись!) упавший под стол кусок лучше отдать животным.
Запрет же сидеть на столе, класть и даже ставить туда локти исходит из другого обычая: ставить на стол гроб с умершим. Вероятно, положивший на стол локти ассоциировался с лежащим, а лежать на столе мог только покойник. Да и то не повсеместно. В некоторых регионах гроб ставили как раз в стороне от стола, на лавку.
В других же местностях гроб ставили не прямо на стол, а подкладывая поленья, которые после похорон сжигали. Возможно, чтобы мертвое не контактировало непосредственно с сакральным. Хотя само по себе помещение покойного на стол, как зону соприкосновения с потусторонним миром, вполне логично.
А вот живому на столе делать нечего, его место — за столом. Хотя и здесь есть нюансы.
Хозяйка сидела с противоположной от хозяина стороны стола.
Сразу оговорюсь, что здесь есть региональные особенности. Но, в общем, можно считать, что стандартное место расположения «красного угла» — на юго-востоке дома, примерно аналогично церковному алтарю.
Другой ориентир — «красный угол» располагался по диагонали от печи, которая часто располагалась сбоку (чаще справа) от входа. Угол, где стояла печь, именовался печным, с другой стороны от входа — мужской угол, по диагонали от него — женский угол.
Таким образом, изба условно делится на две половины: мужскую и женскую. Получается, что по одну сторону избы мужчина работал и отдыхал на «конике» — широкой лавке. Напротив, на женской половине, хозяйка топила печь и готовила пищу.
Но нам сейчас важнее деление избы по диагонали: от печи к «красному углу», от «материального» к «духовному».
И снова — от женского к мужскому. Поскольку «красный угол» символизирует мужское начало (мы помним, что здесь за столом сидит хозяин дома!), печь же — второй сакральный центр дома, олицетворяющий женское начало. «Красный угол» — центр мужской половины дома, печь — женской. Пространство между устьем печи и стеной так и именовалось «бабьим углом».
Печь и стол — два полюса избы, одновременно и противоположности, и взаимодополнения. Даже физическая структура «красного угла» антропоморфна мужскому телу, а печи — женскому.
Но о печи, связанной с ней мифологией, ее месте в структуре дома нужно говорить отдельно. В контексте же этой темы важно, что стол расположен в юго-восточной части дома, со стороны восхода (в языческой картине мира) и грядущего прихода Христа (в христианской парадигме). На юг и восток в доме обычно выходили и окна.
Конечно, прежде всего это объясняется тем, что с этой стороны светлее и теплее. И вслед за этим восточная сторона ассоциировалась с жизненной силой, рождением и возрождением.
Противоположное, северо-западное, направление как бы должно ассоциироваться с холодом, приходом зимы и иными нехорошестями. Вот только к печи это отношения не имеет. Точнее, сама печь не имеет никакого отношения к враждебным силам. Но и расположение ее ни у входа, ни с северной стороны — не случайно.
Печь, языческий центр дома и несомненно благая, согревающая и кормящая сила, прямо наследует самым древним очагам. И далее кострам палеолита, когда овладение огнем выделило человека из животного мира.
С языческими, природными — да, безусловно. А также с духами предков — очень вероятно, что под печью в древности хоронили умерших. Возможно, в небольших ячейках-углублениях непонятного назначения изначально помещали урны с прахом.
Весьма вероятно, что обитающий у печи домовой — позднейшее преломление воспоминаний о похороненных тут предках. А предки не могут нести нам вреда.
Печь помещена в северной части избы по другой причине: она защищает дом от приходящих с этой стороны враждебных сил. Если здесь же расположена дверь, защита распространяется и на нее. Другая «уязвимость» — окна, они традиционно находились с «благих» южной и восточной сторон, с другой — прикрывались «красным углом».
И есть у этой «биполярности» еще одно значение.
Печь, очаг — самый древний атрибут жилища. В древней пещере не было ни окон, ни дверей, ни стола. И о предметах поклонения, символизирующих божества, мы ничего не знаем. А очаг был. И расположить его ближе к входу было логично: и дыму выходить ближе, и хищник забраться остережется. Связь с архаикой, с природными силами, равно как и с материнским, женским началом, очаг сохраняет и позже.
«Красный» же угол — символ мужского начала. Отхода от природно-материального к духовному, ко все более развитой религии, к культуре, к развитию.
Женское начало можно ассоциировать с сохранением, мужское — с развитием в самом широком понимании.
Конечно, вряд ли это все осмыслялось нашими предками. Но все это заложено в символике традиционного дома. И значит, не могло не влиять на психологию наших пращуров.
Локти на столе держать нельзя: так на самом деле, откуда взялось это правило
В нашем обществе не принято класть локти на стол. Такое грубое поведение считается еще и невежливым. Ведь по правилам этикета локти на стол нельзя класть. Об этом не только постоянно говорится в обществе, но и так утверждают все книги, в том числе и старые, в которых рассказывается о правилах этикета.
История этого правила
Не стоит думать, что правило о том, что нельзя класть локти на стол, придумала мама. Уже длительное время это правило этикета действует во многих культурах, и поэтому оно имеет свою историю. И оказалось, что всегда такое поведение было запрещено. Так, можно обратиться к Библии, где уже в одной из частей Ветхого Завета как раз и говорится о том, что нельзя класть локти на стол.
Известно, что в 1530 году философ Эразм из Голландии еще раз повторил то же самое правило для детей, бездельников, взрослых и пожилых людей. Он указал в своем руководстве по хорошим манерам, что нельзя класть локти на стол. Такие же советы дают и эксперты по этикету в Институте Эмили Пост .
Значение этого правила
В древние времена это правило этикета помогало избежать насилия за столом. Оно запрещало покинуть свое пространство и начать драку. Ложка и вилка могли ограничивать такое пространство, но зато люди не могли ничем бросаться во время обеда, так как локти были прижаты. К сожалению, сейчас это правило не все соблюдают, и отсюда такая распущенность.
Как считалось в древности, еда – это формальный повод собраться вместе, поэтому никто не должен делать ничего такого, что другим бы причиняло какое-либо неудобство.
Таким образом, правильное расположение локтей за столом можно отнести и к правилам вежливости, это позволяло всем людям за столом чувствовать себя комфортно.
Это правило в наши дни
Эксперты по этикету в современном обществе считают, что ничего страшного в том, что человек поставит локти на стол, не будет, ведь сейчас уже другие времена.
Многие утверждают, что манеры – это правила, которые написаны на песке, а не высечены на камне. Все манеры с течением времени развиваются и изменяются, чтобы удовлетворить чувства и потребности человека.
Если знать язык тела, то тогда можно понять, что локти на столе часто указывают на то, что человек сосредоточен или занят своими мыслями или разговорами.
Поэтому-то эксперты по этикету советуют не всегда следовать этому правилу. Считают, что если есть возможность не класть локти на стол, то можно это сделать, а если положите, то ничего страшного не случится. Как они утверждают, важнее быть честным и уважительным.
Известно, что в 1530 году философ Эразм из Голландии еще раз повторил то же самое правило для детей, бездельников, взрослых и пожилых людей. Он указал в своем руководстве по хорошим манерам, что нельзя класть локти на стол. Такие же советы дают и эксперты по этикету в Институте Эмили Пост.
Читайте также: