Место во главе стола

Обновлено: 22.01.2025

Самая большая ошибка, рассаживая гостей за праздничным столом, посадить рядом мужа и жену, а вот, влюбленных – наоборот, разлучить, даже на несколько часов.

История вопроса

Сегодня попробуем разобраться, как правильно рассадить гостей за праздничным столом. Сейчас это один из разделов международного этикета, который был позаимствован из обычаев Древней Руси.

В великокняжение Владимира I пиры были тогда в обыкновении, и не было праздников для богатых без угощения бедных. Сами великие князья потчевали гостей; ели и пили вместе с ними. Вельможи и знаменитые духовные особы мешались с толпами гостей всякого сословия: дух братства сближал сердца. Это сближение поддерживалось благоразумно нашими государями долгое время…

В большой комнате ставились в несколько рядов длинные столы. По подании на стол кушанья объявлялось царю: «Государь! Кушанье подано». Тогда он отправлялся в столовую и садился на возвышенном месте; подле царя садились его братья или митрополит; там вельможи, чиновники и простые воины, отличенные заслугами.

А. В. Терещенко «Быт русского народа» ( 1847-1848 гг)

Для каждого гостя было свое строго определённое его положением место за столом. Именно тогда и появилось понятие «Честь и место»

С чего начать

В жизни каждого из нас случаются события, когда к нам в дом приходит много людей, и перед хозяевами и хозяйками встает вопрос, как правильно их рассадить.

Если дело пустить на самотек, то уже через 30 минут весь праздник превратится в «клубы по интересам». Семейные пары, расположившись рядом, начнут обсуждать домашние дела или кулинарные способности хозяйки, коллеги по работе очень быстро продолжат производственное совещание, а кто-то просто будет скучать.

Итак, чтобы избежать этого — несколько простых правил, дело ваше соблюдать их или нет.

Если гостей много, то лучше заранее расписать кто где сидит и на каждую тарелку или рядом, поместить карточку с именем гостя.

Можно заранее разослать план рассадки за столом, благо, что компьютер и любая графическая программа позволит это сделать за несколько минут.

Кто главный за столом?

Дипломатический протокол четко определяет кто из гостей на каком месте должен сидеть в зависимости от его ранга. В домашней обстановке такой строгости не требуется.

В «Домострое», который закреплял нормы поведения на Руси в XVI веке, даются советы, как вести себя на пиру:

Когда позовут тебя на пир, не садись на почетном месте, вдруг из числа приглашенных кто-то будет тебя почетнее; и придет тебя пригласивший и скажет: «Дай ему место», и тогда придется тебе со стыдом перейти на последнее место; но если тебя пригласят, войдя, сядь на последнем месте, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: «Друг, садись выше!» тогда будет тебе почет от остальных гостей, ибо всякий возносящийся смирится, а смиренный вознесется. Когда поставят перед тобой многоразличные яства и пития и если кто-то знатнее тебя будет из приглашенных, не начинай есть раньше его; если же ты почетный гость, то поднесенну пищу первым есть начинай.

Так что «самого главного гостя» должен определить хозяин дома. Это может быть он сам, если просто собрал друзей или родственников или «виновник торжества»

Схема 1

Хозяин и хозяйка (или самые важные гости) садятся напротив друг друга. Тот, кто в семье отвечает за подачу блюд – ближе к двери. Справа и слева от них, по обе стороны стола, рассаживаются гости.

При этом, кто из них будет главнее, выбирает сам хозяин. Он может рассаживать гостей по родственным приоритетам, или же учитывая занимаемую должность человека.

Возле хозяина или хозяйки застолья принято держать место для очень важных приглашенных.

Женщин и мужчин за столом обязательно чередуют.

Схема 2

Хозяин и хозяйка садятся в торце стола, а гости по правую и левую сторону.

Главное запомнить, что самые почетные гости обычно размещены по левую и правую руку от виновника торжества.

Мужчины занимают места слева от дам. Мужчина, как правило, ухаживает за дамой, сидящую по правую руку от него.

Муж и жена

Только первый год после свадьбы муж и жена за столом сидят рядом. Еще одно исключение — пожилые пары, оказавшиеся в молодежной компании.

Также не стоит разлучать людей, между которыми совсем недавно возникли романтические отношения. Пусть молодой человек ухаживает за своей спутницей и не ревнует, что салат ей подкладывает незнакомый мужчина.

Гостей, пришедших без пары, стоит познакомить и посадить рядом. А чтобы им было о чем поговорить, хозяин может коротко представить их друг другу и обозначить их интересы.

Почему принято сажать супругов раздельно я так внятного объяснения не нашел. Одни ссылаются на многовековые традиции. В Древней Руси изба делилась на мужскую и женскую половину, и часто женщины и мужчины ели раздельно, от этого и пошла традиция. Другие, находят боле современное объяснение. Замечено, что если муж и жена сидят раздельно, они менее зажаты и более галантны, к тому же немного «отдохнут» друг от друга, будет потом, что пообсуждать.

Кого еще нельзя сажать рядом

Не стоит сажать радом коллег, как показывает опыт, очень скоро они углубляются в обсуждение рабочих вопросов и их разговор всем остальным может быть и неинтересен.

Если в компании есть люди, которые враждебно относятся друг к другу, в том числе и недавно разведенные супруги, постарайтесь рассадить их дальше друг от друга.

Если приглашены иностранцы, то надо постарается так же их рассадить, но так, чтобы рядом были люди, которые могли бы поддержать с ними беседу на одном языке.

Забытый смысл простых вещей: стол-престол.

Помню, в детстве, когда я пытался сесть на стол, бабушка мне говорила: «Стол-престол, на столе не сидят». Отношение к столу как к сакральному месту, если не стерлось из памяти поколений, то становится все слабее. Но у крестьян, рожденных в конце XIX – начале XX вв., почитание стола было безусловным. Считалось, что стол — то же, что в алтаре престол. Поэтому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как во время службы в церкви, ведь церковный престол - это алтарь, на котором совершается бескровное жертвоприношение - евхаристия. В церкви это - трон Бога, на котором «таинственно присутствует сам Господь-вседержитель».

Отсюда и запреты оставлять на столе что-то лишнее, кроме хлеба. «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска». Наличие хлеба на столе символизировало достаток и благополучие дома. Стол также считался протянутой людям ладонью Бога или Богоматери, поэтому по столу было запрещено стучать, иначе в доме случится ссора. О стол нельзя разбивать яйца (помню этот запрет), а то хищные птицы будут таскать кур. До сих пор бытует поверье, что нельзя садиться на угол стола, а то не женишься или замуж не выйдешь. Нельзя класть на стол подушку или одеяло, иначе в доме кто-нибудь умрет. Чтобы найти потерянное, нужно обвязать ножку стола и сказать: «Черт, черт, поиграл, да и отдай».

С неподвижностью и неотделимостью стола от жилища связаны обряды приручения животных к дому. Чтобы куры, поросята, телята не убегали, их обносили вокруг ножки стола, либо на какое-то время к ней привязывали. А, если скотина терялась, ножки стола обвязывались – стреножились, дабы животные не убежали дальше. Чтобы коровы-первотелки не брыкались во время дойки, хозяйки их мыли водой, которой предварительно протирали ножки стола: «как стол стоит плотно и крепко, так ты, коровушка, стой плотно и крепко».

Как пишет А.Л. Топорков, изначально местоположение стола в доме не было четко определено. Его могли ставить как возле устья печи, так и по центру стены, либо в красном углу. Постепенно закрепился последний вариант. «Закрепленность стола в переднем углу, в непосредственной близости от божницы с иконами, свечами, освященной вербой и др. христианскими атрибутами, в наиболее освещенной части жилища, наделяли стол высоким статусом. Стола представал как место символического обмена между Богом, который наблюдал за людьми с икон, и людьми, которые вкушали пищу, ниспосланную Богом».

Позиция стола в доме диктовала и иерархию рассадки. Во главе стола, в красном углу под иконами, сидел глава семьи. Если отец уже отошел в мир иной, то его место занимал старший женатый сын, либо, если он еще не был женат, - мать. По сторонам от хозяина рассаживались по старшинству. Женщины садились на нижнем конце стола, ближе к печи и бабьему куту. Почетные места за столом женщины могли занимать во время определенных обрядов, например, крещения ребенка или на свадьбе.

Порядок трапезы был также строго регламентирован. Никто не мог начать есть, пока это не сделает глава семьи. После этого из общей миски еду черпали также по старшинству. За нарушение следовало наказание - удар ложкой по лбу. То же самое происходило, если во время еды кто-то начинал разговаривать: «когда я ем, я глух и нем». Из-за стола во время приема пищи запрещалось выходить. Кто наедался раньше всех, должен был сидеть и ждать, пока из-за стола не поднимется хозяин. Кто опаздывал без серьезной причины, за стол не допускался, ждал следующего приема пищи.

После крестин и венчания существовал обряд трижды обойти вокруг стола, как вокруг церковного алтаря. Подобный обычай был и при трудных родах. Вокруг стола обводили роженицу. А вот вне ритуала обход стола не допускался: нужно была выходить из-за стола на ту же сторону, с которой за него входил. По поверьям, при обходе стола кругом мог умереть близкий родственник.

Стол – это не просто части оструганного дерева, соединенные между собой. Это часть семьи. Отсюда и обряд переворачивания стола после потери одного из ее членов. Как пишет А.Б. Мороз: «Стол связан с домом и семьей (родом), в нем живущей. Являясь местом, где собирается вся семья, стол выражает идею полноты, целостности семьи, рода и - шире – круга близких людей. Неполнота состава обитателей выражается через неустойчивость стола: после выноса покойника стол (или лавки), на котором стоял гроб, переворачивают вверх ногами».

Сегодня, садясь за стол, мы не забиваем голову теми смыслами, которые он несет. Но один обычай мы все же соблюдаем – проявляем гостеприимство, приглашаем за стол того, кто вошел в дом во время нашей трапезы. Но раньше он имел смысл, что таким образом семья кормит не нежданного гостя, а ушедших в иной мир родственников.

Базовые правила этикета за столом в гостях и ресторане

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МНОГИЕ ЛЮДИ СЧИТАЮТ ЭТИКЕТ НЕНУЖНЫМ И УСТАРЕВШИМ. Но смысл хороших манер заключается не в слепом следовании сотням маленьких правил и формальностей, а в первую очередь в уважении к другим людям, независимо от того, кто они. Жан де Лабрюер, французский философ и моралист, сказал:

Bonjour journal собрал несколько простых правил этикета, которым нужно следовать во время свиданий или встреч с друзьями в ресторане или гостях. Если вы начнете соблюдать эти правила, то будете чувствовать себя уверенно на любом мероприятии, и люди, с которыми вы вместе, будут думать о вас как о хорошем, вежливом человеке.

Правила этикета на официальных приемах и банкетах

Как использовать столовые приборы

  • Если в ресторане вы случайно уронили вилку или ложку, не нужно лезть под стол в ее поисках. Попросите официанта, чтобы он принес вам новый прибор.
  • Столовые приборы, которые вы уже начали использовать , не должны касаться стола. Вы можете разместить их на краю тарелки, но не на скатерти.
  • Не разрезайте всю еду на мелкие кусочки. Считается, что таким образом еда остывает намного быстрее и теряет вкус. Лучше отрезать один кусочек и съесть его сразу.
  • Как правильно держать столовые приборы: вилку следует держать так, чтобы зубцы были направлены вниз и вы могли накалывать на нее кусочки пищи (вместо того, чтобы использовать ее как ложку, за исключением случаев, когда еда мягкая, как пюре). Ваш указательный палец должен располагаться вдоль ручки вилки или ножа, а остальные пальцы должны быть вокруг ручки. Американская традиция (которая менее популярна) предполагает, что вы должны держать вилку так же, как держите ручку — тремя пальцами.
  • Согласно этикету, есть два способа использования столовых приборов — классический европейский и американский. В первой традиции ножи и вилки должны использоваться в течение всего времени приема пищи. Нож не откладывается в сторону, даже если он не нужен. Американская традиция говорит, что вы можете положить нож на тарелку, а затем взять вилку в правую руку.
  • Если кто-то просит вас передать вилку или нож , передавайте приборы рукояткой, направленной вперед, удерживая ее посередине.

Правила этикета на свидании

  • Согласно этикету, дама смотрит меню и выбирает еду первая. Популярная ошибка — просить мужчину выбрать за даму блюдо, на его вкус. Лучшее, что может сделать женщина — попросить совета у мужчины . Заказ озвучивает официанту мужчина.
  • Женщина не должна выбирать самые дешевые блюда, потому что мужчина может обидеться на это. Ей не стоит заказывать и самые дорогие позиции в меню. Это не произведет правильного впечатления.
  • Когда официант приносит бутылку вина, мужчина не должен открывать ее и наливать вино сам — это работа официанта. Однако мужчина может налить следующий бокал сам. Сначала мужчина должен заполнить бокал дамы, а потом свой. бокал должен быть заполнен чуть меньше, чем наполовину.
  • Согласно этикету, джентльмен должен заплатить первым . Леди не должна вмешиваться, предлагать оплатить или спрашивать, сколько стоит счет. Если она действительно хочет продемонстрировать свою финансовую независимость, она может попросить официанта заранее разделить счет или предложить оплатить чаевые.
  • Если мужчина и женщина просто друзья , они могут оплатить счет по-голландски — то есть пополам.

Этикет для чаевых

  • Традиция чаевых сильно различается в зависимости от культуры . Например, чаевые в США необходимы, но в некоторых азиатских странах могут обидеться на попытку оставить чаевые.
  • Средняя сумма чаевых в Европе и США составляет 10–15% от суммы счета.
  • Чаевые — ваш выбор . Вы должны оставлять на чай только в тех случаях, когда вам действительно понравился сервис. В некоторых ресторанах чаевые уже включены в счет. В этом случае поищите в счете фразы «сервисный сбор включен» или «чаевые включены».
  • Чаевые оплачиваются после предоставления услуги . Сначала вы оплачиваете счет, официант приносит вам сдачу, и только после этого вы оставляете чаевые. Не говорите «оставьте сдачу себе». Это звучит высокомерно.
  • Чаевые — не только деньги . Это также ваша улыбка и ваша искренняя благодарность официанту или бармену.

Какие правила этикета, по вашему мнению, полезны и необходимы, а какие безнадежно устарели? Напишите в комментариях!

Этикет. Ваше место за столом

ваше место за столом по этикету

История вопроса


В великокняжение Владимира I пиры были тогда в обыкновении, и не было праздников для богатых без угощения бедных. Сами великие князья потчевали гостей; ели и пили вместе с ними. Вельможи и знаменитые духовные особы мешались с толпами гостей всякого сословия: дух братства сближал сердца. Это сближение поддерживалось благоразумно нашими государями долгое время… В большой комнате ставились в несколько рядов длинные столы. По подании на стол кушанья объявлялось царю: «Государь! Кушанье подано». Тогда он отправлялся в столовую и садился на возвышенном месте; подле царя садились его братья или митрополит; там вельможи, чиновники и простые воины, отличенные заслугами.

А. В. Терещенко «Быт русского народа» (1847-1848 гг)

С чего начать

i

Итак, чтобы избежать этого – несколько простых правил, дело ваше соблюдать их или нет.

Кто главный за столом?

Когда позовут тебя на пир, не садись на почетном месте, вдруг из числа приглашенных кто-то будет тебя почетнее; и придет тебя пригласивший и скажет: «Дай ему место», и тогда придется тебе со стыдом перейти на последнее место; но если тебя пригласят, войдя, сядь на последнем месте, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: «Друг, садись выше!» тогда будет тебе почет от остальных гостей, ибо всякий возносящийся смирится, а смиренный вознесется. Когда поставят перед тобой многоразличные яства и пития и если кто-то знатнее тебя будет из приглашенных, не начинай есть раньше его; если же ты почетный гость, то поднесенну пищу первым есть начинай.

Так что “самого главного гостя” должен определить хозяин дома. Это может быть он сам, если просто собрал друзей или родственников или “виновник торжества”

Схема 1

rassadka1

Схема 2

rassadka2

Правило правой руки:

Место по правую руку почетнее, чем место по левую.

Муж и жена

Только первый год после свадьбы муж и жена за столом сидят рядом. Еще одно исключение – пожилые пары, оказавшиеся в молодежной компании.

Кого еще нельзя сажать рядом

Свадьба

rassadka3

За одним столом с молодоженами, как правило, садятся свидетели и ближайшие родственники:

Жена (Н) сидит по правую руку от мужа (Ж). Рядом с женой – свидетель (Св). После него – мать невесты (Мн). После нее – отец жениха (Ож).

Рядом с мужем сидит свидетельница (Св). Рядом с ней – отец невесты (Он). Рядом с ним – мать жениха (Мж).

Это основа, а дальше гости рассаживаются в зависимости от желания молодоженов и их родителей, чем ближе к молодым – тем почетнее место, а кто его займет – близкие родственники или «звезды», зависит только от хозяев.

Желательно гостей со стороны жениха и невесты «перемешать» между собой.

А вот по возрасту лучше не смешивать, пусть у людей старшего поколения будет свой круг общения, а у молодежи – свой.

Экскурс в историю застольного этикета


Общеизвестно, что застолье происходит по-разному у разных народов. У восточных и западных славян принятие пищи за высоким столом расценивалось как правильное, христианское поведение. Помимо стола, важнейшим элементом жилища являлся очаг. По сути, это был священный центр, ибо, по народным поверьям, в домашнем огне обитают духи предков. Этих духов «подкармливали», бросая в огонь кусочки пищи. У русских, украинцев и белорусов ритуальные функции очага своеобразно распределились между печью и столом, причем с печью были связаны в основном поверья и обрядовые действия, имеющие языческое происхождение, а со столом — христианские верования.

Символический смысл стола в народной традиции можно усмотреть в формулах типа «стол — это престол», «стол — это престол Божий». У восточных и западных славян на столе постоянно находился хлеб. Это как бы превращало стол в церковный престол.

Порядок рассаживания вокруг стола выявлял субординацию сотрапезников и определял «сценарий» всей трапезы. Восточные славяне наиболее почетным местом считали место во главе стола, в красном углу под иконами. Там обычно сидел глава семьи, т.е. мужчина. Сбоку от хозяина садились старшие мужчины, за ними младшие, на самом дальнем конце стола — женщины. Те, кому не хватало места за столом, ели на лавке или возле печи. Приветствовали и потчевали женщин всегда после мужчин.

В XVI—XVII вв. в русских городах женщины подавали на стол, а сами ели позднее. Кроме того, мужья и жены обедали раздельно: первые ели либо одни, либо с гостями, а вторые — в своих покоях. Такие порядки продержались до начала XVIII в., когда под влиянием петровских реформ изменились даже устои домашней жизни.

Обычная трапеза имеет почти «генетическую» связь с ритуалом жертвоприношения. Последнее представляет собой кормление сверхъестественных сил. Пищу отдают природным стихиям (бросают в воду или огонь, закапывают в землю), священным животным, жрецу или иному лицу, воплощающему божественное, относят к идолу.

У большинства народов существует почтительное, религиозное отношение к пище. У славян самым почитаемым продуктом считался хлеб. Он олицетворял счастье и благополучие дома. Его называли «Божий дар». Существовало представление, что вместе с куском хлеба человек получает и свою «долю», т.е. судьбу. Такое отношение к этому продукту определило и конкретные правила обращения с хлебом. Так, нельзя было доедать хлеб за другим человеком — заберешь его счастье и силу; нельзя есть хлеб за спиной другого человека — тоже съешь его силу и т.п. Способ деления хлеба связан с типом его выпечки: пресный хлеб удобнее ломать, а квашеный — резать. Во многих культурах преломление хлеба — ритуальный жест, скрепляющий клятвы и договоры. В России трапеза традиционно начиналась с хлеба и кончалась им. Это видно и поныне: хлеб едят параллельно с прочими блюдами во время всей трапезы.

Вторым «священным» продуктом у русского народа была соль. «Хлеб — соль» — это общее название угощения; этим же словосочетанием отгонялись злые духи. Его произносили в конце трапезы как знак ее окончания, и оно же было формулой приглашения на пир (на «хлеб — соль»). С солью обращались бережно: отсыпали себе немного соли на скатерть, но никогда не обмакивали хлеб в солонку и не брали из нее пальцами, что сохранилось и по сей день.

В славянской культуре ритуал трапезы неотделим от Бога, который выступает как распределитель счастья и доли, материализующихся у славян прежде всего в хлебе. Слово «бог» связано со словом «богатство», а через него — с индоевропейской лексикой, означающей «доля», «делить», «получить долю». В соответствии с такими представлениями трапеза организовывалась так, чтобы подаваемая на стол пища представала как дары Господа. Раздачей пищи распоряжался хозяин: он резал хлеб, делил мясо, солил еду. Роль кухарки или стряпухи, которая подавала на стол, сводилась к нулю.

Культурным благочестивым этикетным поведением считалось молчаливое поглощение пищи. Это объясняется тем, что во время еды человек как бы умирает для этого мира, точнее, для обыденной жизни.

Традиционно за еду благодарили Бога, а не хозяйку, как это принято ныне. Если же гость обращал благодарность хозяевам, они ее переадресовывали Всевышнему. В целом застолье представляло собой как бы обмен с Богом: его благодарили за пищу, а хозяин дома, восседающий во главе стола под иконами, распоряжался застольем как бы от имени Бога, «бдительно» наблюдающего за поведением гостей.

Современный облик европейская сервировка стола обрела сравнительно недавно. Подавать ножи и употреблять ложки стало общепринятым лишь в XVI в. До появления тарелок пищу брали пальцами с общего блюда, используя ломоть хлеба или деревянную дощечку, на которые клали свою порцию мяса. Вилка индивидуального пользования получила распространение в XVI—XVII вв. В России же эти приборы широко стали использоваться лет на 100—200 позже, чем в Западной Европе.

Читайте также: