Мальчики и гийом к столу
По биографии звезды французского театра и кино Гийома Гальенна можно снимать кино и писать пьесы. Собственно, сам Гийом так и сделал — и имел на то все основания. Судите сами, ну не кинематографичная ли история?
Гийом Гальенн родился во Франции в семье русско-грузинской аристократки (родившейся в Мадриде) Мелитты Ротван и французского коммерсанта Жана Клода Гальенна, работающего в сфере общественного транспорта.
В семье, где привыкли иметь много детей (у Гийома куча тёток, двоюродных и сводных братьев и сестер в разных странах мира), Гийом — третий из четырех сыновей, но он всегда разительно отличался от братьев. Слабее, эмоциональнее, болезненнее. Нет ничего странного в том, что мама выделяла его. Выделял и отец, но, увы, совсем иначе — постоянно давая ему понять, что он слишком не похож на своих братьев. В семье был культ спорта, физической силы и выносливости, а Гийом совсем не подходил под этот шаблон.
Из привычного призыва «мальчики и Гийом!», из сравнения себя с образом отца, тренированного, сильного здоровяка, выросло множество комплексов и отчаянные поиски себя. Маленький Гийом решил, что раз он так не похож на отца, то будет подражать обожаемой матери, подражать всему тому, что находил красивым. Нет, он не мечтал быть девочкой, он примерял разные образы, искал свой, тот, в котором не будет казаться «неудачным экземпляром».
Создавая образы, Гийом начал примерять женские платья. Особой его любовью пользовались стиль и облик императрицы Сисси. Представлял он себя и в образе мамы, и теток, даже мысленно пару месяцев поработал на разведку, потрясенный образом Голды Мейер в исполнении Ингрид Бергман.
Конечно, все эти игры велись втихаря. В семье практиковалось жесткое воспитание, детям не позволялось, к примеру, садиться за стол вместе с родителями, и главным принципом было «don’t explain, don’t complain» («не оправдывайся и не ной»). «Сейчас я буду тебя дрессировать», — любил повторять отец. Жесткая дисциплина тяжело давалась эмоциональному ребенку, а дрессура не давалась совсем. Возможно, полагая, что чужие люди с этим справятся лучше, Гийома отправили в интернат — мужской, разумеется. С 10 до 13 лет он учился и жил в монастырском интернате во Франции, а с 13 до 16 — учился в пансионе в Великобритании. Постоянное пребывание в мужской компании, возможно, и пошло Гийому на пользу, но совсем не так, как того хотел отец. Юноша старательно влюблялся в одноклассников, без всякой, впрочем, взаимности, что лишь добавляло ему комплексов и проблем.
Отец хотел, чтобы у сына было хорошее образование и серьезная профессия, и Гийом послушно двигался заготовленным ему путем.
Все изменилось в одночасье, когда Гийому исполнилось 18. Как водится, катализатором стало потрясение. 24 декабря, в Рождество, внезапно умерла кузина, к которой он был очень привязан. Гальенн вспоминает, что подумал тогда: со мной ведь тоже так может случиться. Что я хочу успеть до того, как это произойдет? И я ясно понял: я хочу быть актером.
Выпустившись из английского пансиона, Гальенн поступил в театральную школу, параллельно с которой получал и историческое образование: понятно, что отец был против театральной карьеры. Уже в 20 Гийом впервые снялся в кино, в эпизодической роли в фильме «Доска почета».
Затем юноша поступил в престижную Консерваторию драматических искусств. А заодно отправился и к психотерапевту, бороться со всем тем набором комплексов, что приобрел в детстве, — особенно с тем фактом, что отец не признавал за ним право быть мужчиной и считал его чем-то среднего рода. Прорабатывать пришлось даже отчаянный, на уровне подкорки, страх перед лошадьми. И, понятное дело, лечить сопутствующую всему этому букету юношескую депрессию, которую мальчику диагностировали первый раз еще в десять лет.
Свою будущую жену Гийом встретил в 2001 году, через 4 месяца после того, как закончил терапию, проработал страхи и перестал ненавидеть себя. Хотя до сих пор удивляется, что Амандин приняла его предложение и все еще его не бросила.
В 2005 Гийом и Амандин поженились, в 2007 у пары родился сын — Тадо. Кстати, венчались они в православной церкви (Гийом принял православие в 29 лет), а у сына всегда была русскоговорящая няня. Влияние мамы оказалось более сильным и здесь, несмотря на то, что с мальчиками она всю жизнь говорила на французском.
Однако вернемся к искусству. В 1998 году, когда ему было 26 лет, и у него за плечами был уже неплохой послужной список в кино (засветился, например, в небольшой роли в «Сабрине»), Гийом Гальенн стал пансионером великого парижского театра «Комеди Франсез». Пансионер — первая ступень в главном драматическом театре Франции, дающая право играть, но еще не причисляющая к сонму «неприкасаемых» — сосьетеров. Сосьетером театра, с порядковым номером 513 (исчисление ведется со дня создания труппы, сосьетеры которой были ее акционерами) Гийом стал в 2005 году.
Актер «Комеди Франсез» — это не только возможность играть на главной сцене Франции, это еще и куча ограничений в творческих правах. Получить разрешение на съемки в кино совсем не просто, театр всегда на первой позиции, и если у театра есть необходимость в актере, на съемки его просто не пустят, какой бы звездой он ни был. А в титрах всегда и везде возле имени должно быть написано «Из Комеди Франсез» — все актеры театра обязаны быть живой рекламой бренда. Гийом время от времени поговаривает о том, что когда-то непременно бросит театр, потому что зависимость ужасна и хочется свободы.
Но тем не менее в «Комеди Франсез» он служит вот уже 23 года и, при этом, снялся в более чем 50 фильмах, находит время на собственные театральные проекты, ведет передачу на радио. Дважды сотрудничал с балетом — был автором либретто для «Калигулы», которого Николя Ле Риш поставил в Парижской опере, а позднее помогал Алексею Ратманскому в работе над балетом «Утраченные иллюзии» в Большом театре. О том количестве наград, которые получил Гальенн за свои театральные и киноработы, мы даже говорить не будем.
Среди киноролей, в которых вы почти наверняка видели Гальенна — Красовакс в «Астериксе и Обеликсе в Британии», Пьер Берже в «Ив Сен-Лоране», и, конечно, его знаменитый «Я, снова я и мама».
Знаете, есть такой базовый прием: проговори всё вслух, расскажи, тебе станет легче. Примерно это Гальенн и сделал. Идея родилась во время общения с психотерапевтом. Гийом вдруг понял, что ключ ко всему с ним случившемуся та самая привычная, ежедневная фраза «Гийом и мальчики, к столу». Он начал писать сценарий, показал его теще и ее подругам и… получил сострадание. Это было решительно не то, чего он хотел. Гийом выбросил сценарий в урну и начала все сначала — вспомнив о том, как рассказывал детские байки о себе в компаниях. Сначала на свет появился моноспектакль, а потом по нему был снят и фильм «Гийом и мальчики, к столу» (в российском прокате шел под названием «Я, снова я и мама»). Без обвинений и обид, с юмором и самоиронией. И это сработало. Фильм получился и комедией, и мелодрамой, и драмой, и автобиографией, и стал настоящим бестселлером. В этом фильме Гийом играет и себя самого, и. свою маму, потому что «ну кто из актрис знает ее так как я?». Маме, кстати, понравилось. Она восприняла фильм как продолжение игры, в которую всю жизнь играет ее сын.
Так что умение носить платья пригодилось. И не раз. На сцене «Комеди Франсез» Гальенн сыграл великую и ужасную отравительницу Лукрецию Борджиа в великолепном спектакле Дени Подалидеса. Спектакль был задуман так, что главную роль могли играть и мужчина, и женщина. «Дени, который ставил пьесу Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», говорил нам, что автор советовал отыскивать внутри каждого монстра жемчужину. Дени сказал, что в труппе «Комеди франсез» только один «монстр с жемчужиной» — это я. Почему так — не хочу знать!» (из интервью New Times). Не знаем, как там насчет монстра, но жемчужина у Гийома Гальенна совершенно точно есть — его настоящий дар.
Гийом Гальенн: жемчужина для монстра
Тема: «Мальчики и Гийом, к столу!» ("маменькин сынок" и "зависимость от матери").
«Мальчики и Гийом, к столу!» ("маменькин сынок" и "зависимость от матери").
Оригинальное название: Les garcons et Guillaume, a table!
Год выпуска: 2013
Жанр: Комедия, драма
Выпущено: Франция, Бельгия, Canal+ [fr], Don't Be Shy Productions, France 3 Cinema, France Televisions
Режиссер: Гийом Гальенн
В ролях: Гийом Гальенн, Андре Маркон, Франсуаза Фабиан, Нану Гарсия, Дайан Крюгер, Реда Катеб, Гёц Отто, Бриджитт Катийон, Кэрол Бреннер, Чарли Энсон
О фильме: Необыкновенный фильм - о "зависимости от матери". Достаточно интересное, "психологическое" кино.
Но как правило когда идёт разговор о "зависимости от матери" - чаще говорят про взаимоотношения матерей и дочерей. В данной же киноленте идёт разговор о другом. Это - "зависимость от матери" её собственного сына.
Этот фильм - призер специальной программы 66 Каннского международного кинофестиваля. Он рассказывает историю о молодом парне по имени Гийом (Гийом Гальенн), который настолько боготворит свою маму и демонстрирует зависимость от неё, что подражает ее манерам и одевается, как она. Такое поведение молодого парня вызывает недоумение у его отца, а сверстники думают, что он даже не просто какой-то там "маменькин сынок" - а вообщем-то настоящий гей.
И хотя фильм заявлен как "комедия" - на самом деле это скорее трагедия человека, запутавшегося (или может быть точнее - оказавшегося запутанным?) в своих чувствах. В чувствах в первую очередь по отношению к собственной матери. Но и соответственно - в чувствах по отношению и к самому себе, и - по отношению к другим людям.
Изначально это автобиографическая театральная постановка с триумфом прошла по городам Франции: люди сопереживали Гийому-рассказчику в его нелегкой судьбе и выбору, который перед ним возник, и вот вслед за этим Гальенн решил снять кино, чтобы весь мир узнал его душещипательную и трогательную историю. И затея удалась на славу!
Мальчик по имени Гийом на экране пройдет трудный путь взросления не только физиологического, но и морального, на котором ему предстоит решить проблемы гендерной самоидентификации и сексуальной принадлежности. И на этом пути постоянно сопровождать Гийома будет его мама, иногда незримо, но всегда осязаемо.
Смех и слезы станут единой эмоций, а вопросы о сексуальной ориентации (варианты которой являются нормой с точки зрения современной медицинской науки и психологии), которые Гальенн ставит в центр своего фильма, вдруг окажутся совсем не тем, что хотел показать режиссер. Основной мотив этого фильма — отношения героя с мамой. Но это не просто "очередная история маменькиного сынка". И пусть фильм излучает непринужденность и веселое настроение, закончит его Гальенн всё же на очень серьезной ноте, объясняя и показывая причины такой зависимости от матери. Разом прекратив бурлеск, он от первого лица (собственно весь фильм он комментирует происходящее на экране с театральной сцены) произнесет очень важные слова, которые объяснят все причины такого эксцентричного поведения главного героя и все расставят на свои места.
Отдавая главному герою свое имя и внешность, Гальенн рассказывает отчасти автобиографическую повесть, полностью перевоплощаясь из Гийома-актера в Гийома-вымышленного персонажа. Кроме того он играет и собственную мать (делает это надо сказать блестяще), а также предстанет перед зрителем в образе императрицы Сиси. Но, все это не ради смеха и комедии. Будучи одновременно и Гийомом и собственной матерью, Гальенн наглядно иллюстрирует главную проблему фильма, а именно что значит быть «маменькиным сынком» и как это опасно и травмирующе. Настоящий психоанализ, поданный в форме художественного фильма.
Фильм «Мальчики и Гийом, к столу!» начинается с того, что актер Гийом стирает с лица театральный грим, так как ему предстоит сыграть свою самую главную и самую трудную роль — быть собой и прожить жизнь. Этой роли придется отдать всего себя без остатка. Поразительная в своей откровенности, в своей обнажённости - картина, которой можно только восхищаться и гадать, как постановщику Гальенну удалось создать такое подлинное творение искусства, причём - сделать это так непринужденно и легко.
Для тех, кому уже за 20-ть (или - за 30, ну или за 40-50 и т.д.), а они все продолжают оставаться нездорово и неразрывно связанными с собственной матерью, ставя ее в центр своей жизни (потакая, слушаясь и преклоняясь её словам и действиям), именно для них фильм Гийома Гальенна предназначен в первую очередь. В форме комедии он демонстрирует ужас ситуации, когда «любовь» заходит слишком далеко и делает из «любимого сына» травмированного человека, который не может определиться, как ему жить и не может любить никого кроме матери, что становится идолом.
Фильм Я, снова я и мама
Les garçons et Guillaume, à table! (2013, Франция, Бельгия) , IMDb: 6.6
Французская комедия о сексуальной идентичности
Отмеченная в Каннах сразу двумя наградами, комедия французского актера Гийома Галльенна — киноадаптация его автобиографического моноспектакля пятилетней давности. В ней Галльенн рассказывает о том, что в детстве мать всегда выделяла его среди братьев (она звала детей к обеду словами «Мальчики и Гийом, к столу!»), в результате чего у него сложилось впечатление, что он не мальчик. В свою очередь, у окружающих сложилось впечатление, что Гийом гей задолго до того, как он вообще стал задумываться о своей сексуальной идентичности.
Актеры
Фильмы режиссера Гийома Галльенна
Лучшие отзывы о фильме «Я, снова я и мама»
Наверное лет 5 не было во французском кино ничего подобного. Гийом расширил рамки, ушел из привычных жанров: и не скажешь на первый взгляд, что это: драма или комедия, мелодрама или фарс, главное, это монолог. Монолог, который может завести рассказчика как угодно далеко и заводит.
Он оставил часть повествования в виде монолога со сцены, который постоянно переходит в голос за кадром, подобрал актеров на ключевые роли, а сам исполнил двух персонажей: себя и собственную маму. Смотреть это невероятно волнительно и увлекательно одновременно.
Рассказ Гийома, который можно назвать современным вариантом манеры Пруста, пестрит многочисленными подробностями, деликатностями, но благодаря эвфемизмам и богатству языка, ни разу не скатывается в пошлость. Причиной тому буржуазная атмосфера воспитания Гийома. Вы прочувствуете на себе все эти тонкости и не сможете удержаться от мимими.
Ну и стоит отметить Франсуазу Фабиан в роли бабушки, которая просто великолепна.
Посмотрите этот фильм, потому что это один из лучших лент Франции этого года и точно останется культовой. Рекомендую.
Французский режиссер Гийом Гальенн и его личная история в фильме «Я, снова я и мама» на «Комедийном HD»
Во вторник, 22 марта, на телеканале «Комедийное HD» выйдет великолепная картина «Я, снова я и мама». Это французская трагикомедия от Гийома Гальенна, основанная на жизни самого режиссера проекта. История вышла настолько остроумной и интеллектуальной, насколько тонкой и трогательной. Удостоенный престижного «Сезара» фильм напрямую затрагивает тему идентичности, но в истинно французской манере: с бурлескным самоанализом и нежным сведением счетов.
«Я, снова я и мама» – это биографический фильм в жанре комедии о режиссере и актере Гийоме Гальенне, в котором основное внимание уделяется его отношениям с матерью. Эта картина словно путешествие во времени – от первого воспоминания о своей родительнице, когда она зовет его и двух его братьев к столу фразой: «Мальчики и Гийом, к столу!», вплоть до мысли, которая настигла парня много позднее, когда он понял главный материнский страх.
Фильм прослеживает жизнь Гийома Гальенна и то, как он стал актером, подражая своей матери. По его воспоминаниям, она всегда выделяла его, считая не таким, как все, а он восторгался ею и во всем вторил ей. Оттого стал выглядеть чуть женственно, и позднее, в школе, внешность Гийома постоянно становилась причиной побоев и издевательств над ним. Как признавался Гийом, на него быстро навесили ярлыки, которые еще больше осложняли поиск себя в подростковом возрасте, когда он совершенно не знал, кем ему быть и как ему взрослеть. Сегодня актер и режиссер Гийом Гальенн счастливо женат, у него с супругой Амандиной подрастают дети. Как признаётся артист, ему понадобилось много времени, чтобы не только разобраться в себе, но и полностью принять свое прошлое, чтобы затем спокойно говорить об этом и даже суметь сочинить пьесу. Сценарий фильма, к слову, основан на одноименной театральной постановке за авторством Гальенна.
Комедия «Я, снова я и мама», которая в оригинале звучит как та фраза, которую мать Гийома произносила всякий раз, когда звала сыновей к столу, была впервые представлена на Каннском кинофестивале в 2013 году, где была отмечена двумя наградами. И уже в следующем году фильм номинировался на премию «Сезар», считающийся французским «Оскаром», в десяти категориях, в пяти из которых одержал победу: «Лучший фильм», «Лучший дебют», «Лучший актер», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший монтаж». При этом сам Гийом выходил на сцену за личными статуэтками четырежды, поскольку Гальенн не только написал сценарий и срежиссировал комедию «Я, снова я и мама», но и сыграл в ней две главные роли – сына и мать.
Фильм был обласкан критиками, и его очень тепло приняли зрители, отмечая, что данная работа – это как терапия смехом, поскольку под ощутимым слоем интеллекта, веселья и изящества скрываются настоящие раны, которые, если их распознать, сжимают горло сквозь смех.
Не пропустите тонкую, умную и проникновенную автобиографическую комедию «Я, снова я и мама» на телеканале «Комедийное HD» во вторник, 22 марта. Киносеанс начнется в 21:13.
Фото: Gaumont Distribution
Читайте также: