Лак для эпоксидной смолы для столешниц

Обновлено: 22.01.2025

С каждым днем растет количество влиятельных людей мировой моды, отказавшихся от использования дорогостоящих ювелирных изделий при формировании образа моделей с обложки в пользу более дешевых аналогов. Всевозможная бижутерия решительно покоряет сердца представительниц прекрасного пола со всего мира. Множество независимых предпринимателей имеют хорошую прибыль от изготовления интересных аксессуаров, отдавая такому занятию множество времени и ресурсов. Палитра материалов удивляет своим разнообразием: можно встретить как каменные произведения и изделия из полимерной глины, так и композицию из настоящего серебра и обыкновенного жесткого пластика. Довольно распространенным вариантом среди всего этого заслуженно являются произведения из эпоксидной смолы. Они славятся приятным внешним видом, но, в то же время, надежностью, внушительным сроком службы и необычными формами. Как сделать так, чтобы любимые изделия прослужили намного дольше?

Нанесение защитного слоя

В качестве защитного слоя может использоваться лакокрасочное покрытие, которым покрывают законченное изделие, что обычно используется как декоративный элемент. Защитный слой взаимодействует с внешним покрытием изделия, что, не только формирует надежную основу, но и увеличивает надежность внешнего покрытия, продлевая его жизнь. В результате такой синергии, они представляют собой единую защитную систему, которая намного надежнее любого из возможных, отдельно взятых вариантов.

При выборе покрытия для защитного слоя необходимо отдельно обращать внимание на защиту от солнца, потому как время жизни барьерного слоя напрямую зависит от эффективности, с которой внешнее покрытие сопротивляется ультрафиолетовому излучению, следовательно, сохраняет цвет и нейтрализующее ультрафиолет вещество на поверхности барьерного эпоксидного слоя. Следует также отметить, что, по сравнению с матовыми, глянцевые покрытия гораздо лучше нейтрализуют влияние солнечных лучей на покрытое ими изделие, и позволяют сохранить гораздо большее количество пигментов в первозданном виде надолго. Матовый слой немного хуже выполняет данные функции, поэтому такой вариант используют намного реже, так как для эффективного действия он требует хранения в затемненных местах.

Поэтому, идеальный вариант – белое глянцевое покрытие или бесцветный лак для изделия.

Совместимость

По определению эпоксидная смола являет собой плотный, твердый пластик, который очень сложно чем-либо растворить или деформировать. С учетом этого свойства, для эпоксидной смолы может применяться обработка различными химическими составами, а также растворителями, которые не способны размягчить материал и деформировать его составляющие элементы. Тем не менее всегда нужно быть предельно осторожными: при покупке незнакомой краски, следует заранее опробовать ее действие на отдельном участке схожего с покрываемым материала, который не жалко будет утилизировать в случае неудачи.

Большинство покрытий абсолютно совместимы с произведениями из эпоксидной смолы, так как они не вступают в реакцию напрямую. Полиуретаны и полиэфиры могут быть подвержены действию природных аминов поэтому в случае применения, они должны наноситься только на полностью затвердевшее произведение, что в среднем занимает около двух недель при комнатной температуре. Для ускорения застывания изделия можно просушить его, оставив его рядом с батареей отопления или поместив ненадолго в духовой шкаф при температуре около 60 градусов по Цельсию. Однако следует быть осторожными и использовать этот метод только при работе с темными оттенками.

Варианты лакокрасочных покрытий

  • Латексные краски можно порекомендовать, как отличное средство от солнечного ультрафиолета. При выполнении большинства архитектурных работ именно этот тип красок может оказаться наиболее приемлемым вариантом. Их минусами можно назвать небольшую стойкость к повреждениям и возможность появления царапин и мелких повреждений;
  • Алкидные покрытия (примером может выступать защитный лак на алкидной основе с эффектомстекла) предельно просты в использовании и практически полностью свободны от токсичных элементов, кроме того, их всегда можно найти на полках магазинов, при этом они придутся по карману каждому. К такому разнообразию следует относиться с особым вниманием при выборе: зачастую, только материалы премиального класса могут обладать длительным эффектом и достаточную износостойкость на протяжении продолжительного периода времени даже при регулярном использовании изделий;
  • Однокомпонентные полиуретановые краски привлекательны простотой в использовании и предлагают гораздо лучшие характеристики, по сравнению с алкидными материалами. Однако, необходимо отметить, что они и более дорогие, а также не все из них можно назвать подходящими к аминам, содержащимся в эпоксидной смоле затвердевшего произведения.
  • Двухкомпонентные полиуретановые краски предоставляют наибольшую сохранность произведений среди перечисленных средств и бывают и пигментированными, и бесцветными, кроме того гарантируют достаточно хороший уровень защиты от влияния солнечных лучей, долго поддерживают свойства глянца и имеют повышенную износостойкость и наилучшую совместимость на молекулярном уровне между химическими соединениями изделия и покрытия. Однако они также являются одними из самых дорогих в списке, кроме того требуют дополнительной осторожности при работе с ними и могут представлять опасность для человеческого организма, в особенности при распылении.
  • Краски на эпоксидной основе также могут состоять как из одного, так и из двух компонентов. Эпоксидные краски из двух компонентов по характеристикам очень похожи на своих полиуретановых собратьев. Также обладают хорошей износоустойчивостью и сопротивлением к действиям химических материалов, однако не так хорошо защищают поверхность от солнечного излучения, если сравнивать с полиуретановыми аналогами.
  • Необрастающие краски – являют собой разнообразие покрытий с множеством различных формул. Большая часть таких красок спокойно взаимодействует с покрываемыми изделиями и может наноситься непосредственно на произведение. В случае возникновения подозрений касательно совместимости или имеются вопросы, связанные с отвердеванием и прилипанием к такому типу красок, необходимо прежде обработать изделие рекомендованной в инструкции грунтовкой.
  • Грунтовки. Обычно не требуются при нанесении лакокрасочного покрытия на эпоксидную основу, однако некоторые их типы могут требовать наличия промежуточного слоя из грунтовки; грунтовки типа «high-build» могут пригодиться для сокрытия таких недочетов, как царапины и потеки краски на поверхности изделия.

При использовании любого типа покрытия руководствуйтесь инструкциями производителя. Однако, как было указано ранее, рекомендуется дополнительно проверять действие лакокрасочного средства на отдельном участке материала для наглядной оценки необходимых характеристик покрываемого произведения, совместимости материалов и рабочих параметров защитного слоя

Каким лаком можно покрыть эпоксидную смолу

В последние годы украшения, отлитые из эпоксидной смолы, находят себе все больше поклонников. Застывая, схватываясь под воздействием отвердителя, любой вид эпоксидной смолы ведет себя одинаково: из жидкой фазы он переходит сначала в желеобразную, а потом по твердости и другим эксплуатационным качествам начинает походить на оргстекло. Только зачастую еще красивее, из-за введенных в него красителей, окрашивающих изделия в массе или локально или от зафиксированных в нем предметов вроде веточек, камешков, цветов, насекомых.

Красивое украшение

Резонно встает вопрос о сохранности сделанной из эпоксидки бижутерии. Да, изделия прочные, но у них есть некоторые особенности:

  • При нагревании даже до температуры человеческого тела они могут начать пахнуть, притом не очень приятно, каким-то своеобразным запахом. Это происходит из-за активации концов полимерных цепочек.
  • Вплавленные в застывшую смолу предметы со временем становится плохо видно из-за возможных внешних повреждений поверхности отливок.
  • Если хотя бы немного были нарушены пропорции внесения отвердителя, могут появиться липкие выделения при нагреве.

Простое решение

Все вышеперечисленные трудности диктуют необходимость каким-то образом изолировать поверхность изделий из эпоксидки от контактов с окружающей средой, и выходом может стать использование лаков, наносимых поверх застывшей эпоксидной поверхности. К этим лакам предъявляются некоторые требования, не выполнить которые означает обречь изделия если не на порчу, то на ухудшение вешнего вида и эксплуатационных качеств.

Полезный материал

  • Лак, наносимый на изделие из эпоксидки, должен обеспечивать после своего высыхания ровную глянцевую поверхность. Поинтересуйтесь временем полного высыхания лака, это нужно для того, чтобы нанесенный следующий слой не растворил предыдущий. При этом необходимо иметь в виду, что время полного высыхания лака – это не время, после которого он перестает липнуть к рукам, поскольку так проявляются только внешние признаки. Время же полной полимеризации или испарения из лаковой основы летучих веществ растворителя, входящего в него, может быт в 4-5 раз больше.
  • Матовый лак применим, если только внутри эпоксидной отливки нет каких-то вмурованных в нее предметов, а весь декор расположен только в граничащем с воздухом слое. Во всех остальных случаях нужна идеально прозрачная глянцевая поверхность, которая не будет препятствовать рассматривать заключенные в слиток застывшей эпоксидки предметы.
  • Лак не должен содержать в себе спирта, ацетона, дихлорэтана, эфира и любых других летучих активных жидкостей, которые способны растворить эпоксидную отливку. Информация о таких растворителях обычно помещается на таре, в которой находится эпоксидная основа.
  • Лак должен защитить изделие из застывшей эпоксидной смолы от действия света, в частности, ультрафиолетовых лучей. В этом случае слой лака должен играть роль УФ-фильтра и обладать подобными свойствами.

Мастер по изготовлению мебели и предметов интерьера из эпоксидной смолы. Создает уникальные вещи на заказ на своем производстве.

В современных эпоксидных смолах для изготовления бижутерии уже введены УФ-фильтры, поэтому такое требование к лаку может быть дополнительным, но не обязательным.

Рабочий процесс

Для всех случаев применения лаков, призванных защитить внешнюю поверхность изготовленной из эпоксидки бижутерии или предметов быта, будет полезно заранее, еще во время отливки изделий, сделать несколько лишних мини-отливок (пусть даже это будут бесформенные кляксы) для опробования на них свойств тех или иных лаков.

Дело в том, что указанные растворители могут действовать на некоторые эпоксидные составы по-разному в период начала или середины процесса полимеризации и в то время, когда процесс уже закончен и отливка приобрела свои окончательные свойства. В последнем случае эти растворители, входящие в состав лаков, уже никак не могут воздействовать на концы застывших полимерных цепочек в том пластике, в который превратилась соединенная с отвердителем эпоксидная смола.

Хотя срок затвердевания при комнатной температуре обычно указывается до 48 часов, в случае дальнейшего покрытия изделий лаком на полиуретане или полиэфире такое покрытие нужно делать не ранее, чем через 2 недели после отливки изделий. Только в этом случае будет полностью завершен процесс окончательного формирования полимерных цепочек в смоле под воздействием отвердителя, и растворитель лака ничего не сможет повредить в концах этих цепочек.

Какие бывают лакокрасочные покрытия

Рассмотрим возможные варианты на предмет их использования в нашем случае.

  • Латексные. Отличный вариант против солнечного ультрафиолета, особенно в плане соотношения цена-качество. Недостаток – невысокая механическая прочность, если в окружающей среде будет присутствовать абразивная пыль, лак быстро исцарапается, а потом начнет отслаиваться. Поэтому на носимые на теле или одежде изделия такой лак не подойдет.

Латексные составы

  • Алкидные. Лак с эффектом стекла. Выбор алкидных лаков огромен, поэтому подходить к нему нужно со всей тщательностью, дешевые варианты эффектом ультрафиолетовых фильтров не обладают.
  • Полиуретановые однокомпонентные. Краски на этой основе еще качественнее алкидных, но нужно отслеживать их совместимость с аминами, которые используют в качестве отвердителей для эпоксидных смол.
  • Двухкомпонентные полиуретановые покрытия (лаки и краски). Максимально подходят для создания защитного слоя на эпоксидных изделиях. У этих составов наибольшая молекулярная совместимость с изделиями из эпоксидных отливок. Лучшие фильтрующие ультрафиолет свойства, высокая износоустойчивость. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и опасность для здоровья, особенно если использовать эти краски или лаки как аэрозоли для напыления. При работе обязательно требуются элементы защиты органов дыхания.
  • Эпоксидные краски. Могут быть, также, как полиуретановые, одно- и двухкомпонентными. Обладают высшей износоустойчивостью по сравнению со всеми предыдущими лаками и красками. Из недостатков, плохая защита от УФ-излучения.

Полезно узнать > Чем отличается эпоксидная смола от эпоксидного клея, сравнение по свойствам и составу

Разноцветные краски

  • Необрастающие краски. Покрытия с множеством самых разнообразных формул, поэтому подобрать для предохранения поверхностей из эпоксидных смол не составит никакого труда. Иногда требуют предварительного нанесения специальной грунтовки.
  • Грунтовка. Обычно не требуются. Могут быть рекомендованы только типа «high-build», в случаях, когда на покрываемом изделии имеются царапины или потеки основы или краски.

Но какой бы тип предохранительного покрытия не был бы выбран, при его нанесении нужно руководствоваться рекомендациям производителей эпоксидных составов, где случаи несовместимости того или иного лака или красителя обычно расписаны во всех подробностях.

Какое покрытие для эпоксидных изделий выбрать, чаще всего под рукой оказывается та же основа, что и применяется для отливок, но с добавлением растворителей. Нужно только следить, чтобы соотношение жпоксидная смола и растворитель, добавляемый в смолу для того, чтобы она была пожиже, было не более 1 часть растворителя на 12-15 частей смолы. Если растворителя будет больше, то полученный таким образом лак не будет обладать достаточной механической прочностью, особенно в плане защиты от царапин. Хотя в целом держаться будет надежно, без отслаивания в виде чешуек.

Готовые изделия

Если лаковое покрытие из эпоксидки готовится самостоятельно, то нужно помнить также, что отвердитель в смолу вводится только после разжижения смолы растворителем, а никак не наоборот.

Если отливка из эпоксидной смолы уже была покрыта полиэфирным или полиуретановым лаком, нанесение на него эпоксидного защитного состава безнадежно испортит вещь. Полиэфиры и полиуретаны можно наносить поверх эпоксидки. Наоборот же ни в коем случае нельзя. В этом случае между ними образуется желеобразный пограничный слой, который никогда не застынет.

Так как смола ЭД-20 и ЭД-22 обычно имеет высокую стоимость, для изготовления лака можно применить более дешевую, например, ЭД-16. Правда, она гораздо гуще смол с более высоким числовым индексом, но при разбавлении органическим растворителями все равно становится более жидкой.

Материал ЭД-16

Да и густота может сыграть положительную роль, если покрываются округлые изделия, с которых толстый слой жидкого лака неминуемо стечет. В таких случаях делают двух-трехслойную пленку поверх готовых изделий, каждый раз дожидаясь застывания предыдущей в течение 2-3 дней, но это касается только эпоксидных лаков. Если применяются полиэфирные, скорость полного испарения растворимого компонента может быть и дольше.

Запах, вредность и вообще объем выделяемых вредных веществ из отвердевшей в течение 2-3 недель эпоксидки сильно преувеличиваются. Поэтому в первую очередь нужно выяснить для себя (очевидно – опытным путем) устойчивее ли наносимый лак, чем сама поверхность эпоксидки, к царапинам и потертостям. Иначе затраты сил, времени и денег на покрытие лаком красивой полированной поверхности изделия будут просто ни к чему.

Какую эпоксидную смолу следует использовать для заливки столешниц

Эпоксидная смола считается уникальным строительным материалом, так как сфера ее применения охватывает не только области промышленности. Еще несколько десятилетий назад эпоксидка использовалась исключительно в качестве клеевого состава для прямого назначения, а также в качестве связующего наполнителя в композитных материалах. Сегодня повышенным спросом пользуются компаунды, это специально разработанные марки смол для заливочных работ. С их помощью создаются различные изделия, обладающие оригинальным эстетическим видом, но при этом достаточно практичные. Смола, как основной материал, востребована в производстве мебели, заливке полов, изготовлении бижутерии и даже в создании художественных работ.

Интересный слэб

Если в корпусной мебели эпоксидка пока не может конкурировать с более дешевыми материалами, такими, как ДСП, ДВП или ПВХ, то для столешниц или панелей она подходит просто идеально. Ее прозрачность зачастую внушает потребителю ложные представления. Ассоциации со стеклом говорят о ее хрупкости и низкой прочности. Между тем, массивы из застывшей смолы имеют высокую устойчивость к механическим нагрузкам. Глянцевая поверхность практически не боится ударных воздействий и слабо восприимчива к абразивам. Прозрачность позволяет применять различные технологии декорирования, в частности, декупаж.

При работе с эпоксидной смолой от мастера требуется высокая степень ответственности, причем она должна проявляться не только в процессе заливки компаунда. Уже на этапе выбора материала придется подойти к решению вопроса серьезно. Проблема заключается в том, что та или иная марка смолы не позиционируется, как эпоксидная смола для заливки столешницы. Следовательно, нужно уметь выбирать материал, даже если встретились совершенно незнакомые марки и модификации. Успешность выбора зависит от теоретических знаний критериев, фундаментальных для заливки столешниц.

Особенности

В магазине наверняка будет представлен ряд двухкомпонентных компаундов, состоящих из основного материала и отвердителя. В таком виде эпоксидка наиболее подходит для работ. До смешивания компоненты остаются в жидком виде сколь угодно долгое время, это означает, что мастер может приступить к подготовке состава и заливке тогда, когда ему будет удобно, без временных ограничений.

Уникальный строительный материал

В процессе полимеризации компаунд сохраняет свой объем, не давая усадки. Прозрачность смолы не меняется при воздействии ультрафиолетового излучения, поэтому столешницы сохраняют свой эстетичный вид на протяжении всего срока эксплуатации. Текучесть смолы позволяет декорировать плиту столешницы самыми различными способами. Несмотря на прочность материала, смола может расплавиться при воздействии высоких температур. Поверхности нельзя полировать или шлифовать при помощи УШМ.

Стоимость эпоксидной смолы сложно оценить объективно. За один килограмм компаунда придется заплатить от 700 до 1500 рублей, в зависимости от марки и производителя.

Если сравнивать себестоимость производства со стоимостью готового изделия, то материал получается относительно недорогим. Альтернативные варианты существуют, однако для того, чтобы они имели аналогичные показатели прочности, гидроизоляции, долговечности, придется проводить дополнительную обработку, что повлечет за собой увеличение затрат.

Недорогой материал

Эпоксидная смола одновременно выполняет несколько функций. Помимо создания прозрачной поверхности, она служит материалом для стабилизации древесины. Компаунд не просто покрывает дерево сверху, но и проникает в мельчайшие поры. Кстати, если в качестве декора используются фотографии, природные материалы, цветки растений, то под слоем эпоксидки они длительное время остаются в первозданном виде. Некоторые дизайнеры видят в заливке способ сохранения семейных фото.

Возможности смолы в художественном творчестве также должны быть оценены по достоинству. Варьируя цветом, мастер может создать имитацию водоемов, звездного неба, растительного мира. Также интересны идеи абстрактного характера. Добавлением в состав люминофора получают светящиеся элементы. Помимо этого, диэлектрические свойства эпоксидки позволяют монтировать электрические цепи для подсветки. В качестве источника света обычно используются светодиодные ленты.

Достоинства и недостатки

Ни один материал нельзя назвать абсолютно идеальным. Пользователь лишь выбирает, какие достоинства имеют решающее значение, и какими недостатками он готов пренебречь. Не является исключением и эпоксидная смола в плане материала для изготовления мебели, в частности, столешниц. Некоторые свойства, описанные ранее, можно считать достоинствами, однако они, возможно, не так очевидны в контексте, поэтому приведем более конкретный перечень плюсов и минусов смолы. Они помогут мастеру выбрать подходящую марку, ведь именно минимизация недостатков входит в список приоритетных его задач.

Итоговый результат

  • Полимер не дает усадки. В данном отношении все предельно просто. Какую бы марку смолы мастер ни выбрал, ему удастся избежать усадки, так как это уникальное качество присуще всем видам эпоксидных смол, независимо от отвердителя.
  • После заливки смолы, благодаря своей текучести, образует ровную поверхность. Опытные мастера советуют более вязкие компаунды использовать для производства украшений и сувениров. Что же касается заливки столешниц, то здесь следует отдать предпочтение материалу с низкой вязкостью. Смола должна проникнуть в углы формы, а также заполнить все полости декоративных наполнителей.
  • Рекомендуется осторожно обращаться с поверхностью, тем не менее, она достаточно крепкая. Она не подвержена появлению сколов и порезов, а рекомендации даны для снижения факторов риска.
  • Столы из эпоксидки могут устанавливаться в любых помещениях. Смола устойчива к воздействию влаги, ведь в промышленности она используется в качестве материала для гидроизоляции. Это очень важное свойство, так как на кухне мебель испытывает перепады температур и повышенную влажность.
  • Прозрачность смолы не снижается даже при длительном воздействии солнечного света. Здесь компаунд выглядит более выгодно по сравнению с пластиком, который со временем желтеет, мутнеет и растрескивается.
  • Наконец, необходимо отметить вариативность цветового оформления. Высокая степень адгезии полимера позволяет создавать различные дизайнерские проекты, как по наполнению, так и по цветовой гамме.

Рабочий процесс

Теперь перейдем к недостаткам. Их тоже нужно учитывать при выборе компаунда.

  • Одним из требований значится четкое соблюдение пропорций основного компонента и отвердителя. Этот недостаток никак не отразится на процедуре выбора марки смолы, так как все производители предъявляют к пользователям такое требование.
  • Если современные ювелирные смолы безопасны даже в жидком состоянии, то при работе с эпоксидкой для столешниц необходимо соблюдать правила безопасности и использовать средства защиты. Застывшая смола не испускает токсинов и не наносит вреда здоровью.
  • При резком охлаждении смолы в процессе ее полимеризации образуются взвеси в виде хлопьев, поэтому необходимо строго соблюдать температурный режим. Обычно смолу предварительно подогревают до 50°C градусов, но если хлопья выступили из-за низкой температуры в комнате, то необходимо готовую столешницу нагреть и охладить менее интенсивным способом.

Требования

Сразу следует отметить, что сэкономить на материале не получится. Те модификации смол, которые отличаются низкой стоимостью, едва ли подойдут для творчества, так как они не удовлетворяют требованиям, представленным ниже. Среди технических параметров практическое значение имеет минимальная толщина слоя. Ни одному мастеру не нужно моментальное застывание смолы. После заливки компаунд должен успеть заполнить все полости, а пузырьки воздуха – выйти на поверхность.

Оригинальный декор

Помимо этого, при наличии декора, возможно, потребуется внести некоторые корректировки по его размещению. Если взять смолу в объеме, меньшем, чем рекомендуется, то она начнет схватываться очень быстро, что негативно повлияет на качество изделия. Как правило, первый слой смолы используют для фиксации декора у основания столешницы.

Важнейшим параметром является максимальная толщина слоя, которая варьируется от 1,5 мм до 6 см, а в редких случаях и больше.

Многие новички предпочитают выбирать марки смол, позволяющие произвести заливку столешницы за один прием, однако здесь есть определенный нюанс.

  1. Во-первых, послойная заливка позволяет создавать трехмерные изображения при декорировании каждого слоя.
  2. Во-вторых, большой объем смолы, который приходится заливать за один раз, может спровоцировать интенсивное выделение тепла при отверждении.

Если мастер решил остановить свой выбор на смоле с максимальной толщиной слоя в 5-6 см, то следует отдать предпочтение тем моделям, у которых продолжительное время жизни, ибо оно гарантирует низкую скорость реакции взаимодействия компонентов.

Полимер готов к работе

Как правило, на окончательное отверждение уходит около суток. Тем не менее, необходимо ознакомиться с инструкцией, чтобы уточнить этот параметр. Дело в том, что последующий слой можно заливать только после полного отверждения предыдущего слоя. Остальные критерии выбора связаны со стоимостью и популярностью производителя. Если стоимость определить очень просто, то рейтинг производителей и поставщиков придется изучать дополнительно. Полезно воспользоваться советами и подсказками опытных мастеров. Мы приведем несколько примеров популярных марок, которые по всем своим параметрам удовлетворяют требованиям для заливки столешниц.

Обзор популярных марок

Нижеприведенный перечень не является абсолютным. Популярность марок эпоксидных смол устанавливается в соответствии с отзывами реальных покупателей. Естественно, в разных источниках можно встретить различную интерпретацию обзоров. Тем не менее, приведенного перечня вполне достаточно, чтобы без должного опытна начать свою творческую и художественную деятельность.

Как сделать столешницу из эпоксидной смолы своими руками, пошаговая инструкция

Достаточно оригинальными являются дизайнерские решения, в которых привычным нам строительным материалам находят несколько иное применение. Ярким примером может служить обычная штукатурка, воплотившая в себе художественную и декоративную функцию. В этом плане интересно применение эпоксидной смолы. Если ранее она рассматривалась, как клеевидный состав, то сегодня набирает популярность изготовление мебели на ее основе.

Дизайнерское решение

Речь идет о столах, стульях барных стойках и столешницах нижнего яруса кухонного гарнитура. Но при всех примечательных качествах, вариациях дизайна и оригинальности исполнения остается один существенный недостаток – высокая цена. Именно по этой причине остро нарастает вопрос возможности изготовления столешницы из эпоксидки своими руками. Речь пойдет о столешницах, так как сами корпуса при наличии инструмента собираются по давно уже разработанным алгоритмам.

Не менее интересным становится применение данной технологии и для изготовления различных мебельных фасадов (дверей). Отличие только в толщине изделия – фасады обычно намного тоньше столешниц, не более 16 мм.

Подготовка материала

Эпоксидная смола может сочетаться с различными материалами, так как особых требований к их физическим свойствам не предъявляется. Не допускается только применение порошкообразных и жидких веществ, которые могут образовывать взвеси. Обычно столешницу декорируют деревом, металлом или пластиком. Столешница для кухни должна быть не только красивой, но и экологически безопасной, поэтому самым подходящим вариантом служит именно древесина.

Правильно подобрать древесину сможет не каждый. Если пошаговая инструкция определяет последовательность действий, начиная с приготовления смеси эпоксидки, то подготовительные работы, как правило, редко рассматриваются. Тем не менее, данному этапу следует уделить должное внимание.

Стопка слэбов

Необходимо понимать, что яркий рисунок дерева с явно выраженным очертанием волокон будет более интересно смотреться под слоем прозрачной смолы.

В то же время древесина должна быть сухой, так как влага будет образовывать в области соприкосновения с эпоксидкой мелкие пузырьки, что существенно повлияет на внешний вид рисунка. Идеальным вариантом является слэб, который представляет собой продольный спил ствола дерева произвольной толщины. Для сохранения натуральной картины спил не обрабатывается и не обрезается. Наличие коры или сучков только придаст картине оригинальности.

Недостаточно просушенная древесина неминуемо приведет к растрескиванию столешницы или ее непредсказуемому короблению в будущем.

После подбора древесины необходимо спланировать, как она будет разложена внутри будущей плиты. Одним из вариантов является имитация реки. Для этого две доски укладываются в основании, а между ними оставляется пространство, которое впоследствии будет залито подкрашенной смолой. Дощечки подгоняют друг к другу или же укладывают на плите в хаотичном порядке. Интересные варианты получаются при использовании круглых плашек, образующихся при поперечном распиле ствола. При желании доски можно полировать, обрезать и сравнивать края, делать их фигурными с помощью фрезера. В данном отношении четких инструкций нет, ведь все зависит от возможностей и фантазии.

Подбор древесины

Следующий шаг очень важный. Необходимо обработать деревянные элементы. Если доски обрабатываются, то их следует зачистить наждаком, а пылинки тщательно смести. Но в том случае, когда кора оставляется, придется обеспечить ее целостность. Обратите внимание на состояние сучков и червоточин. Кусочки древесины, которые начали отгнивать, лучше сразу удалить. Рельеф зачищается щеткой.

Без достаточно мощного пылесоса или обдува сжатым воздухом не обойтись. Кора дерева сама по себе довольно хрупкий и нетвердый материал. При этом она очень пориста и при оставлении ее на слэбе в качестве декоративного элемента, ее практически полностью приходится пропитывать эпоксидной смолой. Иначе оттрескивание от основного массива неминуемо.

Подчеркнуть рисунок помогает обработка морилкой. Структура волокон становится более контрастной. Как вариант рассматривается обжиг древесины паяльной лампой. Чтобы оставшиеся мелкие частицы стружек и пыли не попали в смолу, каждый элемент покрывают слоем грунтовки. В целях экономии материала допустимо грунтовать тонким слоем эпоксидной смолы, но приготовить ее нужно ровно столько, сколько потребуется для покрытия всех элементов. Основной состав пока еще готовить рано.

При наличии сложного рельефа придется проделать еще одну подготовительную работу. Жидкой смолой заливаются все полости, поры и неровности. Места заливки подогреваются, чтобы из полостей выходил воздух. Если данной процедурой пренебречь, то при заливке основного слоя может образоваться пузырек с воздухом, а избавиться от него будет гораздо сложнее.

Рабочий процесс

После того, как полости будут залиты, еще раз шлифуется поверхность, и элемент покрывается тонким слоем смолы. Любая дополнительная манипуляция увеличивает время изготовления на несколько часов. Заниматься производством необходимо спланировав свое расписание, так как может потребоваться несколько недель для одной столешницы.

Изготовление опалубки

Опалубка позволит сохранить столешнице форму, ведь приготовленная изначально смола обладает текучестью. Самое время для изготовления опалубки – время застывания слоя смолы, которым покрыли элементы декора. Борта опалубки определяют габариты будущей столешницы. Естественно, во внутреннем пространстве слэб или другие заготовки должны без проблем помещаться. Периметр опалубки может повторять форму доски или быть больше нее. Если площадь формы больше площади доски, то вокруг последней будут образовываться слои эпоксидной смолы.

В качестве материала для формы подойдет металл, дерево, пластик, ламинат, фанера или ДСП. Более гладким поверхностям отдается предпочтение, так как после отделения столешницы в местах соприкосновения будут образовываться неровности. Бортики опалубки следует сделать несколько выше, чем планируемый уровень поверхности столешницы.

Изготовление опалубки

Между стенками образуются щели, через которые смола будет просачиваться. Эти щели заделываются герметиком. Здесь нужно проявить аккуратность, чтобы герметик был нанесен ровным слоем. Опытные мастера идут на такую хитрость: указательный палец оборачивается полиэтиленом или пищевой пленкой, а затем смачивается в воде. Герметик разглаживается и получится идеально ровный угол между стенками. Процедуру эту следует провести как можно быстрее.

Для создания формы идеально подходит ламинированный лист ДСП. Если же используется фанера, то ее желательно предварительно покрыть воском или любым другим разделительным составом. Бюджетный вариант – наклеить скотч или простелить пленкой. Пленка должна лечь ровно, без складок, иначе на торцах столешницы будут оставаться следы. Альтернативный вариант – опалубка из стекла, смазанного слоем жира. В целом, идея понятна, а способов реализации существует множество.

Увы, без разделительного слоя в виде скотча или специального воска невозможно отделить от затвердевшей смолы опалубку практически из любого материала. Адгезия эпоксидной смолы чрезвычайно высока и к ламинированным поверхностям, и к металлу.

Выбор полимера

В магазине строительных материалов на выбор могут предоставить много различных видов смол, которые отличаются не только по цене, но и некоторым важным физико-химическим свойствам.

Сразу придется огорчить начинающих мастеров, решивших сэкономить на материале. Несмотря на то, что есть заманчивые по цене предложения, для изготовления столешниц недорогие варианты, скорее всего, не подойдут.

Смола должна быть прозрачной, причем эта прозрачность устойчива во времени. Сегодня производство мебели из эпоксидки не является диковинкой, поэтому следует искать в магазине именно смолу для столешниц. В качестве ориентира выступают следующие параметры:

  • минимально допустимая толщина слоя;
  • максимально допустимая толщина слоя;
  • время жизни;
  • время полного высыхания.

Выбор полимера

Кратко укажем на значимость приведенных параметров. Минимальная толщина слоя мастера, как таковая, не интересует. Даже если будет вестись предварительная обработка элементов тонким слоем смолы, то здесь нет никаких критериев. Зато этот параметр указывает на текучесть. Чем меньше толщина слоя, тем более жидким окажется состав. Это важный параметр, так как жидкая смола должна проникнуть во все полости и образовать горизонтальную поверхность.

Максимально допустимая толщина слоя определяет количество слоев для изготовления столешницы. Это позволяет правильно рассчитать объем эпоксидки для безотходного производства. Новичкам, не имеющим опыта, рекомендуется покупать марки, позволяющие залить столешницу эпоксидной смолой за один прием. Хотя избежать пузырьков и бороться с ними в случае их появления легче при послойной заливке. Максимальная толщина составляет 5-6 см. Но при послойной заливке отрывается больше возможностей. Размещенные в разных слоях декоративные элементы создают эффект 3D изображения.

Отличный состав

Время жизни состава интересует некоторых мастеров в том отношении, что это время, в течение которого смола остается текучей. Необходимо успеть залить эпоксидку, чтобы она равномерно растеклась по форме. На самом деле, даже без навыков несложно уложиться за кратчайший срок. Чем короче время жизни, тем активнее действует отвердитель. Химическая реакция взаимодействия компонентов смолы протекает с выделением тепла. Активный отвердитель спровоцирует закипание смолы и образование пузырьков. Необходимо выбирать составы с длительным показателем времени жизни.

Расчет количества

Нетрудно догадаться, что объем смеси зависит от габаритов столешницы. В случае создания водоемов смола образует только реку, но есть варианты, где плита полностью состоит из эпоксидной смолы. Придется каждый раз рассчитывать объем готовой смеси. Измерить линейные размеры прямоугольного параллелепипеда (зачастую столешницы бывают такой формы) несложно. Затем следует определить долю объема смолы. Результаты сильно разнятся. Если в одном случае уходит 5-6 литров, то в другом потребуется более 20 литров.

Приведем пример расчета для столешницы длиной 100 см, шириной 60 см и толщиной 7 см. Пусть 2/3 объема займет древесина. Объем параллелепипеда составляет 0,042 м 3 . Переведя значение в литры и определив третью часть, получим 14 литров смолы. Но рекомендуется приготовить 15 литров, чтобы компенсировать неточности расчета.

Расчет количества

В большинстве случает продажа смолы и расчет количества необходимого отвердителя для нее производится в килограммах. Смола тяжелее воды и имеет примерную плотность около 1,1 кг/л. Поэтому, рассчитав необходимый объем смолы, нужно умножить его на усредненный коэффициент 1,1, чтобы узнать необходимый вес. Для приведенного примера нужно будет 15 (л) х 1,1 = 16,5 (кг).

Заливка

Столешница из эпоксидной смолы своими руками заливается по определенной технологии. Подробнее с ней можно познакомиться при помощи видео. Многие профессионалы делятся опытом, показывая мастер-класс. Но алгоритм работы можно описать и словесно.

  • Сначала раскладывается деревянный массив или прочие элементы декора. Естественно, при наличии основы, она укладывается под низ. Учтите, что некоторые элементы могут всплыть в жидкой смоле, поэтому полезно позаботиться об их статичности.
  • Краситель вносится в смолу до отвердителя. Чтобы тщательно перемешать краску нужно использовать две емкости. Сначала состав перемешивается в одной емкости, затем переливается в другую емкость и снова перемешивается. Так удастся избежать наличия непрокрашенных участков, которые обычно локализуются у дна емкости. Только после полного перемешивания краски вносится отвердитель. Здесь указать порядок действий не получится, так как необходимо выполнять все рекомендации из инструкции к конкретной марке эпоксидки.

Для заливки реки может за раз использоваться до нескольких килограммов смеси. В этом случае смола перемешивается чистым миксером для красок с помощью низкооборотистой дрели или шуруповерта. Так как время перемешивания миксером должно составлять несколько минут, то добавление красителя может осуществляться на любом этапе, и в смолу, и одновременно с отвердителем. Главное, тщательность перемешивания смеси. Краситель дозируется или по каплям, или, при большом объеме смеси, обычным одноразоввым шприцем.

  • Сначала заливается первый слой, он считается базовым и не должен быть меньше минимального, о котором речь шла ранее. Несмотря на текучесть смолы, лить ее в одно место не рекомендуется. Если заливка послойная, то готовить нужно порцию на один слой. После его застывания процесс повторяется и образуется очередной слой.

Заливка изделия

Современные составы изготовлены по новым технологиям. Они не склонны образовывать пузырьки, однако полностью этого явления избежать не получается. Даже если древесина была предварительно обработана и покрыта тонким слоем смолы, пузырьки – обычное явление. Минимизировать его удается при послойной заливке, а избавиться от пузырьков можно, подогревая смолу. Не стоит переусердствовать. За пузырьком нужно следить. Как только он начнет всплывать, нагрев следует прекратить. Отличным инструментов является строительный фен.

Предварительно до 35-40°C градусов смолу можно погреть в обычно кухонной микроволновке на малой мощности. Текучесть подогретой смолы возрастает очень существенно.

Удаление пузырьков — не разовая процедура. Даже если в данный момент их нет, то они могут появиться через определенное время, пока смола жидкая. Профессионалы советуют после заливки слоя феном периодически прогревать смолу в течение 2-3 часов. Горелку использовать опасно, так как эпоксидка может воспламениться.

Полировка

К шлифовке и полировке можно будет приступить только после полного отвердевания эпоксидной смолы. Игнорировать эти процессы не получится, так как застывшая масса выглядит неприглядно. На поверхности наблюдается мутный налет, который закрывает обзор декоративных элементов. Наличие налета не связано с нарушением технологии. Можно сказать, что это нормальное явление. Добиться прозрачности возможно путем тщательной шлифовки и полировки. В качестве абразива используется наждачная бумага. Для ускорения процесса удобнее взять шлифмашинку с возможностью регулировки оборотов.

Полировка изделия

После отверждения смол для столешниц поверхность не становится мутной, но она приобретает вид шагрени или очень мелкой ряби. В любом случае без шлифовки и полировки не обойтись.

Сначала берется относительно крупное абразивное зерно, а затем оно постепенно уменьшается. Огрехи в поверхности исправляются бумагой зернистостью 800 мкм. Снижая зернистость, необходимо, в конечном итоге, выходить на полировку бумагой 10-20 мкм. Следует учесть, что некоторые смолы неплохо шлифуются, однако тяжело полируются.

Допускается полировка с помощью специальных паст, которые применяются для полировки автомобилей. Бюджетный вариант пасты – смесь солидола и крошек пасты ГОИ, но полировать при этом следует ветошью. Чтобы придать блеск обработанной поверхности, последнюю покрывают лаком в несколько слоев. Лак, помимо всего прочего, защитит столешницу от влаги, ультрафиолета и перепадов температур.

Для полировки поверхности эпоксидки лучше, все же, использовать специальные полироли для камня и соответствующие полировальные круги, а вот покрытие лаком необходимо лишь для деревянной части столешниц. Покрывать лаком поверхность эпоксидной реки нецелесообразно, она достаточно прочна и устойчива к ультрафиолету, а в хорошо отполированном виде имеет зеркальный блеск.

Чем покрывают стол из эпоксидной смолы и дерева после шлифовки

Чем покрывают стол из эпоксидной смолы и дерева после шлифовки

Если вы здесь, то, скорее всего, еще не знаете, чем покрывают стол из эпоксидной смолы и дерева после шлифовки. Мебель, изготовленная собственноручно из натурального массива дерева, с оригинальной формой и продуманным дизайном всегда будет изысканным и уникальным украшением любого домашнего интерьера. Интересным и необычным примером стильного домашнего декора в помещении будет стол, сделанный из дерева и эпоксидной смолы. Последним, завершающим штрихом при изготовлении стола будет нанесение защитного, декоративного слоя.

Содержание статьи:

Важно! Современные столы, залитые эпоксидной смолой и дерева, сегодня пользуются невероятно огромным спросом из-за своей необычности, неповторимости и уникальности. Немного ранее данный материал использовался только на производстве и при строительстве. Сегодня же, смола является одной из востребованных материалов среди множества дизайнеров, так как из нее можно делать не только шикарные предметы для интерьера к примеру, столы, но и еще оригинальные украшения. Эпоксидные столы эксклюзивны и если знать тонкости работы с данным материалом, такой стол можно изготовить самому, не только для себя, но и на продажу.

В качестве основного декоративного и защитного слоя выступает лакокрасочное покрытие для интерьерных предметов, покрыв которым вы сможете придать столу законченный вид изделия. В основном лакокрасочные покрытия, подробнее которые мы рассмотрим ниже, применяются не только для декоративного вида.

  • Защитный слой впитывается в поверхность изделия, формируя при этом высокую степень надежность покрытия, улучшает внешний вид изделия и продлевает эксплуатационный срок, продлевая «жизнь» деревянным элементам стола. В результате подобной обработки в целом стол из эпоксидной смолы будет выглядеть как монолитная плита, которая будет намного надежнее любого современного стола.

При выборе защитно-декоративного покрытия нужно обращать на технические характеристики лакокрасочных материалов, к примеру, на такой параметр как защита поверхности от ультрафиолетовых лучей, солнца, так как в основном столы стоят на кухне. Качественные характеристики и лучшие защитные свойства помогут сохранить цвет стола длительное время, а также минимизировать воздействие солнечных лучей на эпоксидный материал.

Важно! При покупке лакокрасочного покрытия, вы должны знать, что в отличие от матового покрытия, глянцевое, намного эффективнее в плане защиты, лучше нейтрализует прямое воздействие ультрафиолета на поверхности, что не может, не отразится в лучшую сторону на первозданном виде стола длительное время. Что касается матового лакокрасочного покрытия, то оно немного хуже справляется со своими свойствами, по этой причине такой вариант, возможно, подойдет не всем.

Чем покрывают стол из эпоксидной смолы и дерева после шлифовки

Лакокрасочные покрытия для эпоксидной смолы

Чем покрывают столы из эпоксидной смолы

Краски латексного типа являются самыми распространенными материалами, которыми покрывают стол из эпоксидной смолы после шлифовки. Латексные краски способны отлично справляться с ультрафиолетовым излучением. При самостоятельном изготовлении стола из эпоксидного клея данный вариант материала может показаться вам самым доступным и приемлемым вариантом.

Минусы у данного материала все же есть. Покрытие стола латексной краской не убережет вас от грубых механических повреждений, глубоких царапин и сколов. Отметим, что данной краской мы бы не рекомендовали покрывать пол из эпоксидной смолы. Ну… это так, на всякий случай.

Алкидные покрытия

Алкидные покрытия – это и есть поверхностный защитный слой лака в состав которого входят алкиды, дающие визуально эффект стекла на столе. Данное защитное, финишное покрытие простое в применении и не содержит в себе никаких токсичных добавок. Такой материал недорого можно встретить в любом строительном или лакокрасочном магазине. Алкидный лак придется по любому карману. Также хотелось бы отметить, что алкидный материал из премиум класса обеспечит вам эксплуатацию стола на длительное время, а так же создаст красивый, визуальный эффект. Износостойкий материал к механическим повреждениям и любым видам царапин.

Полиуретановые краски однокомпонентного типа

Этот вид красок для финишного покрытия очень просты и имеют лучшие характеристики по сравнению с вышеописанными материалами, а именно с алкидными красками, лаками. Из минусов полиуретановых красок однокомпонентного типа можно выделить очень дорогую стоимость, а также несовместимость с аминами, которые могут входить в состав эпоксидной смолы после полного высыхания. Поэтому при покупке полиуретановых красок, нужно этот момент учесть.

Чем покрывают стол из эпоксидной смолы и дерева после шлифовки

Двухкомпонентные полиуретановые краски

Полиуретановые, двухкомпонентные краски одни из лучших среди перечисленных выше. В продаже встречаются бесцветные и пигментированные. Двухкомпонентные полиуретановые краски – это залог лучшей защиты поверхности эпоксидного стола и дерева, защита от солнечных лучей, стойкость к механическим повреждениям и наилучшая совместимость эпоксидного слоя с краской, даже на молекулярном уровне. Среди всех выше описанных, данный вид красок является самым дорогим, а также при покрытии стола из эпоксидной смолы и дерева требует осторожности. Этим материалом лучше всего работать в респираторе для работы с эпоксидной смолой и другой защите, потому что испарение при распылении материала очень вредно для человеческого организма.

Грунтовки для эпоксидной смолы

Грунтовкой поверхность эпоксидной смолы покрывают специалисты реже. Основное предназначение грунтовки для эпоксидного клея – это возможность скрыть недочеты и изъяны. Грунтовка может спасти вас от мелких царапин, но от крупных нет.

Заключение

Теперь и вы знаете, чем покрывают стол из эпоксидной смолы и дерева после шлифовки, но при использовании выше перечисленных материалов обязательно необходимо внимательно изучать инструкцию, которую пишет производитель. Внимательно изучите рекомендации изготовителя и только после этого приступайте к покрытию. Важным моментом при нанесении является проверка лакокрасочного материала. Т.е. мы рекомендуем на отдельном участке стола попробовать нанести выбранный вами материал, чтобы визуально оценить характеристики того или иного лакокрасочного материала, а также наглядно узнать о совместимости двух компонентов и выявить явные параметры нанесенного, защитного слоя. А если перед покрытием, вы не знаете чем шлифовать эпоксидную смолу на столешнице советуем к прочтению нашу другую статью, где подробно мы данный вопрос, который связан напрямую с нанесением защитного покрытия, раскрыли полностью. Чем качественнее будет отполирована столешница стола, там качественнее можно нанести покрытие.

Читайте также: