Круглый стол в церкви

Обновлено: 24.01.2025

В Московском Свято-Даниловом монастыре состоялся Круглый стол на тему «Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития», организованный Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Среди участников были наместник Свято-Данилова монастыря, архимандрит Алексий (Поликарпов), руководитель Школы молодежного служения ЦДРМ, игумен Петр (Мещеринов), протоиереи Димитрий Смирнов и Алексий Уминский, главный редактор газеты «Московский церковный вестник» Сергей Чапнин и другие. Они рассказали о своем опыте и отношении к острым проблемам катехизаторской деятельности. Сотрудники ЦДРМ также представили новое учебное пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов под названием « Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе». Оно составлено как сопутствующий материал к общецерковному документу «Задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», разработка которого ведется с 2005 года, но пока не завершена по причинам, многие из которых были озвучены участниками Круглого стола: нехватка профессиональных катехизаторов, недостаточный уровень подготовки самих священнослужителей, отсутствие общецерковной системы подготовки людей к Крещению и работы катехизаторов с новоначальными. Многое держится на отдельных энтузиастах. Сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ священник Игорь Киреев сказал в своем выступлении, что почву для принятия этого документа должны готовить «наиболее активные священники», а таких немного.

На круглом столе была продолжена дискуссия, развернувшаяся в рамках V Богословской конференции по церковным таинствам. Участники выступали ярко, аргументировано, но в каких-то вопросах их мнения сильно различались – об огласительных беседах, подготовке к Таинству Венчания и Крещении младенцев и т.д.

Игумен Петр (Мещеринов) в своем выступлении подчеркнул, что по прошествии двадцати лет со времени восстановления церковной жизни в России задачи катехизаторов становятся первоочередными, однако подобная работа проводится, по мнению отца Петра, лишь отдельными энтузиастами. Отсутствие катехизации, низкий уровень церковной грамотности – это одни из главных причин возникновения ситуаций, подобных пензенскому сидению.

Протоиерей Димитрий Смирнов на основе своей 25-летней катехизаторской деятельности сказал, что младенцев зачастую приходится крестить без долгой, серьезной подготовки их родителей и крестных, – иначе большинство родителей вообще оставило бы своих детей без таинства Крещения, по крайней мере до зрелого возраста. Он также с сожалением отметил, что большая часть усилий идет на внешнее созидание: строительство и благоукрашение храмов, в то же время вопросы просвещения и катехизации, да и просто помощь многодетным семьям и обездоленным зачастую отходят на второй план. Протоиерей Алексий Уминский же настаивает на том, чтобы отказывать родителям в Крещении их детей, если они и крестные не хотят прослушать курс огласительных бесед – ведь уровень религиозной грамотности и количества воцерковленных сегодня очень низок, а взрослые ответственны за духовное воспитание своих детей и крестников. Отец Алексий заверил, что не нужно бояться оттока из Церкви людей, поскольку с введением катехизации придут те, кто сможет стать «живым членом Церкви».


Обсуждались не только проблемы катехизации как таковой, но и поведение тех, кто работает за свечными ящиками, – ведь именно к ним подходят люди, впервые зашедшие в храм, а они могут повысить голос, отчитать и даже выгнать новоначального из церкви, что является неприемлемым не только для миссионера, но и в целом для христианина. Звучали разные идеи, среди которых было предложение поставить в храмах дежурных священников, к которым всегда бы можно было обратиться со своими вопросами или проблемами.

Протоиерей Александр Зеленко из Санкт-Петербурга поделился практическим опытом решения проблемы: миряне, прошедшие подготовку в Общедоступном православном университете, работают консультантами-катехизаторами в приходах. И теперь в храмах можно обратиться с вопросом не только к сотрудникам свечного ящика. Отец Александр также показал пособие по катехизации, составленное в епархии .

Главный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин обратил внимание собравшихся на проблемы, связанные с миссионерской деятельностью православных СМИ. Например, если в Москве дело обстоит довольно успешно, то в регионах эти издания выпускают энтузиасты на уровне «стенной газеты», среди сотрудников практически нет профессиональных журналистов. А так как СМИ имеют большое влияние, то неудачное издание никак не повышает интерес неверующих людей к Церкви. Есть и другая опасность – «желтая» пресса среди православных СМИ. Нередко они выступают инициаторами информационных войн, «поливают грязью» неугодных им священников, мирян и даже епископов. К таким изданиям Сергей Чапнин отнес газету «Дух христианина», агентство «Русская линия» и ряд других. Сергей Чапнин выразил надежду, что деятельность подобных изданий станет предметом серьезного внимания церковного суда.

Участники Круглого стола «Катехизация в современной Церкви» поставили проблемы, поделились свои опытом работы на приходах и предложили разные варианты решения. Все согласились с тем, что эти вопросы необходимо обсуждать более широко, на пастырских семинарах и конференциях. Также было высказано пожелание повысить уровень координации различных церковных групп, работающих над одними вопросами. Было объявлено, что Синодальная богословская комиссия рассмотрит целый блок вопросов по итогам недавно прошедшей V Международной богословской конференции, в том числе по практическим вопросам церковной жизни.

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в сфере социальной защиты населения обсудили на круглом столе в Совете Федерации

17 мая 2022 года в Совете Федерации Федерального Собрания РФ в рамках X Парламентских встреч состоялся круглый стол «Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в сфере социальной защиты населения: светское и религиозное измерение».

В мероприятии участвовали сенаторы, депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители Русской Православной Церкви, Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения, Министерства науки и высшего образования, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов федерации, общественных организаций.

«За последние 30 лет Церковь стала крупнейшим организатором благотворительности в России. Сегодня Церковь собирает добровольцев, создает новые методики в реабилитации бездомных, наркозависимых, алкоголезависимых. Церковь пришла в больницы, в социальные приюты. Она не отказывает в помощи никому. И каждый храм фактически является центром социального обеспечения людей. В каждом храме человек может получить поддержку и помощь. У нас создан Синодальный отдел по благотворительности, который координирует церковное социальное служение. Организует эту работу непосредственно Святейший Патриарх Кирилл, инициирует ее и сам в ней участвует», — сказал председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон в начале заседания.

«Церковь имеет очень богатый и разносторонний опыт социального служения и реализации различных программ — помощи бездомным, патронажной помощи, больничного служения, добровольчества. И мы все особенно это увидели в период пандемии, когда православные волонтеры, священники активно помогали нуждающимся семьям в обеспечении продуктами, медикаментами, средствами индивидуальной защиты. А сегодня священники оказывают духовную и гуманитарную помощь беженцам», — отметила сопредседатель круглого стола, сенатор Совета Федерации Ольга Хохлова.

C февраля 2022 года Церковь организует помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям в зоне конфликта, подчеркнул епископ Пантелеимон в ходе круглого стола. «В России Церковь собрала и передала более 1400 тонн гуманитарной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в зоне конфликта, из них более 825 тонн направлено в зону конфликта. Вынужденных переселенцев разместили в 48 церковных учреждениях на территории России и других стран. Более 600 человек ежедневно получают помощь в гуманитарных центрах приграничных епархий и в Москве. Синодальный отдел по благотворительности организовал в Москве церковный штаб адресной помощи беженцам, куда ежедневно за помощью обращаются до 200 человек», — рассказал епископ Пантелеимон.

Медицинскую помощь беженцам оказывает церковная больница святителя Алексия. Кроме того, медики-добровольцы церковной больницы начали оказывать медицинскую помощь жителям Мариуполя. С середины апреля они участвовали и в помощи поступающим раненым в Горловской больнице.

Епископ Пантелеимон также обратил внимание участников круглого стола на проблемы беженцев, с которыми они сталкиваются в России. Прежде всего это проблемы с легализацией и оформлением правового статуса.

Для оформления правового статуса в России беженцам необходимо пройти медицинское освидетельствование и перевести документы с украинского на русский язык. Стоимость медицинского освидетельствования на одного человека в МФЦ в Москве составляет более 4 тысяч рублей. Стоимость перевода одного документа — более одной тысячи рублей. Если человек подает документы, то должен заплатить госпошлину: 1600 рублей за получение разрешения на временное проживание (РВП), 5 тысяч рублей за вид на жительство и 3,5 тысяч рублей — за оформление гражданства. Обязательная сдача экзамена на знание русского языка, истории и основ законодательства России — не менее 3,5 тысяч рублей.

«Государство выделяет на помощь беженцам 10 тысяч рублей на человека, но эти деньги, как правило, уходят на питание и другие базовые потребности, и денег на получение документов не хватает. Надо подумать над тем, чтобы отменить госпошлину при оформлении правового статуса в России и освободить людей, приехавших из Украины, от необходимости подтверждать владение русским языком — в своем большинстве они этим языком владеют», — предложил епископ Пантелеимон.

Кроме того, викарий Святейшего Патриарха отметил, что беженцы сталкиваются с трудностями при обращении в органы власти за предоставлением временного убежища. Человеку приходится ждать месяцы, и он не может оформить полис ОМС и официально трудоустроиться в России. Председатель Синодального отдела по благотворительности предложил представителям власти продумать, как упростить систему получения временного убежища.

Владыка Пантелеимон также предложил, чтобы у беженцев появилось право на бесплатную медицинскую помощь и жизненно необходимые лекарства, так как сейчас они могут получить в России только экстренную медицинскую помощь.

О работе церковного штаба помощи беженцам в Москве рассказала его руководитель Нина Миловидова. «Штаб открылся 5 марта этого года. За три месяца работы в нем получили помощь 4 400 семей. В центре оказывают гуманитарную, юридическую, психологическую помощь, содействие в трудоустройстве и расселении, помощь в культурной адаптации, духовную поддержку», — рассказала Нина Миловидова.

Она также отметила, что, по наблюдениям сотрудников штаба, самая уязвимая и незащищенная категория беженцев — одинокие пожилые люди. Среди основных проблем, с которыми они сталкиваются, — это получение временной регистрации, оформление пенсии, получение медицинского полиса и отсутствие жилья. «В государственные дома престарелых берут только граждан России. В Подмосковные ПВРы не берут без паспортов или миграционной карты. А документы зачастую утеряны», — отметила Нина Миловидова. Она рассказала историю пожилой женщины из Украины, которую недавно доставил в церковный штаб помощи беженцам городской «Социальный патруль». До этого она жила на вокзалах и в местах, где ее кормили прохожие. Все ее имущество составляли несколько пакетов вещей. Проведя в России несколько месяцев, она хотела только одного — вернуться на Украину, к сыну, который ее не ждет и связь с которым потеряна. Каждую неделю в церковный штаб помощи беженцам обращаются несколько пожилых людей с похожими судьбами, которые полностью отчаялись получить помощь в России.

В связи с этим Нина Миловидова предложила изучить возможность создания в нескольких пилотных регионах малокомплектных домов для одиноких пожилых людей, где они могли бы жить полноценной жизнью в комфортных условиях, а также малокомплектных центров круглосуточного ухода за лежачими больными и пожилыми людьми.

Руководитель сектора по взаимодействию с регионами Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов отметил в ходе заседания, что в Церкви создана единая федеральная горячая линия социальной помощи 8 800 70-70-222, по которой сейчас поступает свыше 6000 звонков в месяц, из них около трети — с просьбами от беженцев. «Более года назад мы по благословению Святейшего Патриарха Кирилла запустили горячую федеральную линию, по которой может позвонить любой человек, попавший в беду и попросить о помощи. После того как операторы линии приняли звонок, они узнают, из какого региона человек звонит, с какой просьбой, а затем переключают его на социальный отдел той епархии, где человек находится. После выяснения всех обстоятельств решается вопрос, как человеку можно помочь», — отметил диакон Игорь Куликов.

О помощи православных добровольцев раненым в госпиталях рассказала руководитель направления больничного служения Синодального отдела по благотворительности Наталья Шакуро. Она отметила, что в начале мая Учебный центр больницы святителя Алексия и Синодальный отдел по благотворительности открыли в Москве очные краткосрочные курсы по уходу за ранеными в госпиталях. На курсы уже подано 840 заявок от добровольцев. Обучение прошли более 70 человек. В настоящее время православные добровольцы помогают раненым в госпиталях в Москве, Одинцове Московской области, в военном госпитале Ростова-на-Дону и в Новоазовской центральной районной больнице. «Мы также видим необходимость реабилитации пострадавших мирных жителей, раненых. Это не только медицинская реабилитация, но и духовная, психологическая реабилитация для тех людей, которые получили тяжелые травмы и пережили ампутации», — отметила Наталья Шакуро.

Викарий Симферопольской епархии епископ Бахчисарайский Каллиник рассказал о том, какую помощь оказывает Симферопольская епархия беженцам. «Симферопольская и Крымская епархия с самого начала конфликта подключилась к оказанию помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям Донецкой, Херсонской, Запорожской областей и жителям Мариуполя. На сегодняшний день отправлено более 150 тонн гуманитарной помощи, которую получили свыше 25 тысяч человек. Уже сейчас направлен следующий конвой с гуманитарной помощью, около 20 тонн», — отметил епископ Каллиник.

Он отметил, что среди проблем беженцев в Крыму — отсутствие возможности обменять гривны на рубли, сложность с получением прописки, трудоустройством, оформлением детей в детские сады. В Херсонской и Запорожской областях людям нужны продукты, вода, средства гигиены, лекарства. «Особенно остро стоит вопрос с рецептурными препаратами, которые жизненно необходимы людям», — отметил представитель Симферопольской епархии. Он добавил, что в особом внимании нуждаются пожилые люди, которые в силу здоровья и возраста не могут решиться на эвакуацию, а также тяжелобольные дети и дети с паллиативным статусом.

Епископ Калинник предложил рассмотреть возможность денежной помощи со стороны государства тем людям, которые готовы принять у себя беженцев. «Также необходимо максимально не только упростить процедуру оформления документов для беженцев, но и сделать все этапы получения пострадавшими людьми документов бесплатными. Составить понятную дорожную карту получения документов в кратчайшие сроки, поскольку это влияет на финансовое положение беженцев и на возможность их трудоустройства», — подчеркнул викарий Симферопольской епархии. В Херсонской и Запорожской области епископ Калинник предложил создать гуманитарные центры помощи.

Также в ходе заседания директор общественно-церковного приюта для бездомных «Теплый прием» Илья Кусков обратил внимание участников круглого стола на проблемы бездомных людей. «На данный момент в стране действует 280 государственных центров социальной реабилитации общей коечной вместимостью в 8,5 тысяч мест. Это совсем немного, учитывая, что на улицах городов, по подсчетам экспертов, проживают десятки тысяч бездомных. Часть бездомных вообще не видна для государственной системы реабилитации. Это лица без гражданства, граждане других стран, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и беженцы. Сегодня именно православные организации уже принимают бездомных беженцев с Украины, и пытаются решить их миграционные и социальные проблемы. Среди таких организаций — приют "Теплый прием"», — отметил Илья Кусков.

«Теплый прием» — общественно-церковный приют для бездомных и людей с инвалидностью в Химках. Бездомные, как правило, находятся в приюте от 3 до 6 месяцев. За это время сотрудники приюта помогают им восстановить документы, решить вопросы социального устройства, найти работу, а также получить необходимое лечение и медицинское обслуживание, сдать необходимые анализы. За 4,5 года работы приюта помощь оказана 785 бездомным. Сейчас в общественно-церковном приюте «Теплый прием» в Химках проживают 49 человек. На круглом столе отмечалось, что общественно-церковный приют «Теплый прием» оказался в критической ситуации: из-за смены собственника здания приюта «Теплому приему» грозит выселение и закрытие. Участники круглого стола приняли решение включить в список рекомендаций по итогам круглого стола просьбу к губернатору Московской области обратить внимание на проблему и поддержать приют «Теплый прием».

На круглом столе также выступили заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ Анна Кузнецова, заместитель министра здравоохранения России Олег Салагай, заместитель министра науки и высшего образования России Елена Дружинина, директор департамента социальной защиты и социального обслуживания министерства труда и социальный защиты России Тарас Васько, директор Фонда Андрея Первозванного Владимир Бушуев, советник руководителя Росмолодежи, руководитель проекта «Большая перемена» Наталья Мандрова и др.

В рамках международного форума «Армия — 2022» прошел круглый стол, посвященный взаимодействию армии и Церкви

18 августа 2022 года в рамках Международного военно-технического форума «Армия — 2022» в Военно-духовном просветительском центре при Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме ВС РФ в подмосковной Кубинке состоялся круглый стол «Духовные основы российской государственности и воинского служения Отечеству: исторический путь развития и опыт взаимодействия армии и Церкви».

В мероприятии приняли участие председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, протопресвитер военного и морского духовенства иерей Олег Овчаров, представители Министерства обороны РФ, военное духовенство.

Открыл заседание заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Виктор Горемыкин, отметивший, что земная победа всегда начинается с победы духовной. Военные священники находятся вместе с войсками, и в местах дислокации оборудуются места для богослужений в полевых условиях.

С учетом потребности среди военнослужащих в совершении богослужений и религиозных обрядов Министерство обороны России создает мобильные храмы. Подготовлено техническое задание для разработки мобильного храма на базе автомобиля УАЗ «Патриот» и полевого храма на базе доработанного образца армейской палатки, а также пунктов работы с верующими военнослужащими.

Духовную поддержку военнослужащим и гражданскому персоналу в настоящее время оказывают военные священники в России, Украине, Сирийской Арабской Республике, Абхазии, Южной Осетии, Киргизии, Таджикистане, в составе миротворческих сил в Нагорном Карабахе.

В Вооруженных силах России имеется более 300 объектов религиозного назначения. Занимается военным духовенством специально созданное управление в Главном военно-политическом управлении ВС РФ.

Материалы по теме

Делегация Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами посетила Российский университет спецназа в Гудермесе

Актуальные аспекты церковно-государственного партнерства в сфере воспитания и образования детей и молодежи [Статья]

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам I Международного антифашистского конгресса [Патриарх : Приветствия и обращения]

Священный Синод принял ряд кадровых решений

В день 110-летия Военно-воздушных сил России в главном храме Вооруженных сил состоялось праздничное богослужение

На острове Шикотан Малой гряды Курильских островов заложен храмовый комплекс в честь святителя Тихона, Патриарха Московского

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Костромской области С.К. Ситниковым и митрополитом Костромским Ферапонтом

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Костромской области С.К. Ситниковым и митрополитом Костромским Ферапонтом

Все материалы с ключевыми словами

Арт-поместье «Новые берега» ищет участников нового проекта для людей с инвалидностью

Начался прием заявок на всероссийский конкурс помощи бездомным

В Министерстве иностранных дел России открыт памятник святому князю Александру Невскому

Синодальный отдел по благотворительности приобрел два автомобиля для Симферопольской епархии для доставки гуманитарной помощи

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

Церковный штаб помощи беженцам в Белгороде начал работать в усиленном режиме

В День трезвости в Церкви вознесут особые прошения о зависимых от алкоголя и наркомании

С начала августа московские добровольцы совершили шесть выездов на юг России для помощи беженцам в церковных штабах

Состоялось заседание коллегии Синодального миссионерского отдела

Летопись епархиальной жизни

Русская Православная Церковь в фотографиях

В защиту единства Русской Православной Церкви


Официальная карта храмов Русской Православной Церкви

Календарь

Сщмч. Киприана, еп. Карфагенского (258). Свт. Геннадия, патриарха Цареградского (471). Собор новомучеников Ясеновацких (1941–1944) (Серб.).

Сщмчч. Александра Любимова пресвитера и Владимира Двинского диакона (1918); сщмчч. Михаила Косухина и Мирона Ржепика пресвитеров (1937); Сщмч. Димитрия Смирнова пресвитера (1938).

2 Кор., 196 зач., XII, 20 – XIII, 2. Мк., 17 зач., IV, 24–34, и за среду (под зачало): 2 Кор., 197 зач., XIII, 3–13. Мк., 18 зач., IV, 35–41. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

Круглый стол «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса»

По благословению Святейшего Патриарха 27 декабря 2006 года Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы и Патриарший центр духовного развития детей и молодежи провели Круглый стол: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса».

Содержание

В Круглом столе приняли участие епископ Егорьевский Марк, протоиерей Всеволод Чаплин, протоиерей Николай Балашов, протоиерей Димитрий Смирнов, архимандрит Алексий (Поликарпов), протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Валериан Кречетов, протоиерей Владислав Свешников, игумен Петр (Мещеринов), протоиерей Алексий Уминский, протоиерей Александр Марченков.

Наместник Московского Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексий II организаторам и участникам Круглого стола. В своем приветствии Святейший Патриарх обратил внимание, что «на приходских священниках, на настоятелях храмов и духовниках лежит огромная ответственность: с одной стороны – не оскорбить святость Таинства, с другой – излишним и неоправданным ригоризмом не отвратить человека от церковного общения, от евхаристической жизни, от соучастия в Божеском естестве, от самого спасения».

Ведущий Пастырского совещания игумен Петр (Мещеринов), заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи выразил мысль об отсутствии общецерковного мнения по ряду важных касающихся причащения вопросов, таких как частота Причащения, молитвенная подготовка и пост перед Причащением, Причащение в период Пасхальной недели и Святок, исповедь перед Причащением.

Все участники круглого стола единодушно отмечали, что тема крайне актуальна, является «жизненно важной для каждого верующего», а обсуждение ее «давно назрело». Участниками Круглого стола были высказаны различные мнения по поводу необходимых требований подготовки к участию в Евхаристии.

Открывая дискуссию, епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя ОВЦС, викарий Московской епархии призвал собравшихся к обмену опытом пастырского окормления и различных приходских практик в Причащении. «Вопрос должен выйти на новый уровень, а итоги обсуждения могли бы вылиться в рекомендации Священного Синода или Архиерейского Собора».

Сначала игумен Петр (Мещеринов) конкретизировал проблематику обсуждения, опираясь на примеры, «с которыми сталкивается каждый пастырь». По его словам, за 10–15 лет возрождения Православной Церкви в России уже сформировалось поколение прихожан, которые постоянно и осознанно участвуют в таинствах, однако «общие нормы» подготовки к причащению, сложившиеся в нашей Церкви: трехдневный пост, большое молитвенное правило, обязательная частная исповедь – «препятствуют частому причащению». Многие духовники могли бы «ослабить подготовку», но не решаются этого сделать из опасения нарушить традицию.

По словам о. Петра, отчетливо наблюдается процесс, когда человек «после неофитского рывка» «утомляется правилами и нормами», что ведет к «теплохладности», равнодушию и, бывает, к уходу из Церкви. Полное исполнение сложившегося правила составляет огромную проблему для студенчества, путешественников, паломников. Ни для кого не секрет, что «на Святки, на Светлой седмице в половине храмов Москвы не причащают, а о глубинке и говорить нечего…»

Если воспринимать Евхаристию как «величайший дар», нельзя допустить, чтобы подготовка к причастию походила на «покупку билета», который «надо заслужить подвигом, заработать». В этом «зарабатывании» некоторые священники более делают акцент на соблюдении правил и запретов, чем на евангельской нравственности.

Игумен Петр обратил внимание на клерикализм такого подхода, когда человека, не сумевшего пропоститься без рыбы три дня, духовник не благословляет причащаться.

«Так вводится двойной стандарт. Мы похожи на тех книжников и фарисеев, про которых Христос говорил: «Итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» ( Мф. 23: 3–4 )», – заметил епископ Егорьевский Марк.

Традиция трехдневного поста и исповеди непосредственно перед Причащением досталась нам от Синодального периода, когда причащались один-два раза в год, напомнил он. Теперь же желающих причащаться часто «мы обрекаем на постоянный пост – это бремя, для многих непосильное», что будет оказывать «отрицательное влияние на духовную жизнь в Церкви», полагает епископ. «Исповедь – очень важная практика», – продолжил он и напомнил, что на Востоке не существует практики постоянной (перед каждым Причащением) исповеди, да и не каждый священник имеет право принимать исповедь, совершать разрешительную молитву. Однако в России сложилась другая традиция, и, с одной стороны, это очень важно сейчас, когда много людей, «малограмотных в церковном смысле», но, с другой стороны, в нашей Церкви существуют «разные подходы, иногда достаточно экстравагантные». Поэтому сложившуюся практику необходимо «соборно разбирать и определять», при этом избегая «чрезмерно резких движений».

Сотрудник ЦДРМ Александр Боженов представил подробную справку об основных вехах исторического пути приготовления к Причащению.

Участники далее с особым вниманием выслушали справку о практике некоторых поместных Православных Церквей по обсуждаемым вопросам; справку подготовил секретарь Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. Оказывается, эти традиции не только различаются между Церквами, но и внутри каждой Церкви могут быть разными.

Так, в Элладской Церкви частота причащения «варьируется»; редко причащающиеся постятся разные сроки, в зависимости от состоянии здоровья, а для частых причастников рекомендуются соблюдать только общие посты. Исповедь не совмещается с литургией и не является непременным условием для причащения, для исповеди назначается особый день недели. Два таинства – причащение и покаяние – отделены и иногда до такой степени, что, например, паломники в монастырях могут сначала причаститься, а потом «разойтись по кельям своих духовных отцов для исповеди». Как правило, миряне допускаются к причастию при отсутствии тяжких грехов. Молитвенное правило для мирян – «Последование ко святому причащению»; другие же каноны подобает вычитывать монашествующим. Для женщин в период месячных причащаться не рекомендуется, однако нет других ограничений на участие в богослужении, они могут прикладываться к святыням, принимать антидор, святую воду и пр.

То же в отношении женщин говорит Патриарх Сербский Павел. В остальном в Сербской Церкви нет единообразия: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, а священники русской школы считают исповедь непременным преддверием причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют.

В Болгарии до недавнего времени миряне причащались очень редко, как правило, во время длительных постов. Участников круглого стола удивила «обычная картина», описанная о. Николаем: священник с возгласом «Со страхом Божиим и верою приступите» выносит Чашу, показывает ее и уносит обратно на престол, а редкие причастники принимают Святые Дары после отпуста. Сейчас в Болгарии – период литургического возрождения: число причастников, которые причащаются чаще, растет, а духовники «идут им навстречу».

В Православной Церкви в Америке (ПЦА) до недавнего времени священнослужители основывались на положениях доклада прот. Александра Шмемана «Исповедь и причастие» Синоду ПЦА от 1972 г. Но сейчас эта рекомендация (причащаться раз в месяц, а на более частое причащение испрашивать особое разрешение духовника) является «некоторым анахронизмом и для ПЦА, и для нас». На официальном сайте ПЦА о. Николай обнаружил рекомендацию «согласовать с духовником периодичность причащения и соотношение исповеди и причастия», если благословляет – можно причащаться за каждой литургией. Для таких причастников достаточно общих постов, для «редких» пост длится неделю или три дня.

Для такой общины, «где есть духовник, который должен близко знать все проблемы духовной жизни членов общины», неприемлемы «те подходы, которые сложились исторически для совершенно другой жизни, … когда евхаристическая община в основном ушла из церковной жизни». Но нельзя также механически заимствовать практику восточных Церквей, где, во-первых, традиция не прерывалась и, во-вторых, она «сложилась в маленьких странах».

По мнению о. Владимира, правильный путь должен указать нашей Церкви Собор, который «привел бы в порядок нашу жизнь… К сожалению, такого Собора у нас пока нет и, наверное, не может быть еще и потому, что мы все не готовы к этому; Собор нужно выстрадать». Поэтому сейчас время неизбежного плюрализма, когда «каждому духовнику приходится искать свой ответ». «Нужно допустить этот плюрализм, нужно, чтобы не было таких строгих запретов («только так и больше никак») Сейчас время поиска», – подчеркнул о. Владимир.

Результаты этого поиска в разных приходах представляется целесообразным изложить по двум основным вопросам круглого стола.

Частота причащения и подготовка к нему, соответствующий пост

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета указал на принципиальную возможность причащения мирян по благословению духовника без особенно строгих требований подготовки в случае церковности человека и в силу невозможности уделить каждому прихожанину достаточного времени, например, на исповеди. Отец Владимир рассказал, что в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе за каждой воскресной литургией причащается регулярно не менее 600 человек, две трети из них – многодетные семьи, матери которых не имеют никакой возможности выполнить все необходимые дисциплинарные требования предпричастной подготовки.

В общине о. Владимира Воробьева практика частого причащения восходит к традиции, заложенной о. Всеволодом Шпиллером. «Если человек соблюдает Заповеди Божьи, посты, праздники, молится – нет никаких препятствий для еженедельного причащения. У нас облегченный способ подготовки к причастию для таких прихожан: они должны соблюдать только общие посты, а в субботу не вкушать мяса. Чтения всех канонов тоже не требуется. Обязательным является чтение Последования ко святому Причащению», – рассказал о. Владимир. Он подчеркнул необходимость индивидуального подхода священника, который в своей евхаристической общине знает «зрелых» прихожан и неофитов, для которых подготовка к причастию проводится по-другому, чтобы причащение не стало для последних формальностью или чем-то вроде «лекарства». Особое внимание уделяется многодетным семьям, которых очень много в приходе. Требовать выполнения всех правил от женщины, которая совершает настоящий подвиг, «тащит на себе всех детей» – «зверство»; таких матерей настоятель «готов причащать вообще без всяких правил».

Заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин сказал, что «нужно избегать потребительского отношения к причащению. Приходит много людей, которые причащаются лишь потому, что их об этом просят родственники, родители, друзья. Многие приходят к причастию для того, чтобы облегчить свое состояние здоровья или по другим чисто утилитарным причинам: перед началом нового дела, перед тем, как лечь в больницу. К этому тоже надо относиться достаточно критично».

Священник Алексий Уминский, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия» на ТВЦ, рассказал: «Я призываю часто причащаться, но никому не вменяю это в обязанность, чтобы не ограничивать дух свободы. Новоначальные не являются здесь исключением». Говоря об опыте своего прихода, о. Алексий рассказал, что большинство постоянных прихожан причащается за каждой литургией, без обязательной исповеди перед каждым причастием. Касательно обязательно 3-х дневного поста для желающих причаститься, о. Алексий заметил, что в году и так достаточно постных дней и незачем нагружать людей еще чем-то сверх этого. Для постоянных прихожан специальные посты, кроме обычных, не рекомендуются, «даже мясо не призываю исключать в субботу – лучше телевизор не посмотреть». Семейное причащение необходимо именно для всей семьи как «малой церкви», несмотря на то, что они приходят не к началу литургии.

Протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской поднял в своем выступлении вопросы употребления лекарственных средств во время литургического поста. Лекарства – это не еда, и их употребление ни каким образом не препятствует принятию Святых Таин. Также отец Димитрий напомнил, что церковные каноны предписывают всем христианам причащаться на Светлой седмице.

Для тех, кто приходит раз в год, а их примерно 15%, «надо постараться дать максимум», особенно пришедшим в первый раз и с искренним покаянием – «такого не только можно, но и нужно причастить, даже если он вообще не готовился и ничего не знает». Однако таким людям надо подробно разъяснить, как готовиться впредь и что в первый раз, без подготовки, Церковь принимает его как дитя.

Исповедь

В храме о. Алексия Уминского для тех, кто «твердо стоит на ногах», исповедь перед каждым причащением необязательна, достаточно благословения священника. Новоначальных же он благословляет исповедоваться чаще, считая, что для них «частная исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое значение». Исповедь совершается в храме один раз в неделю после вечернего богослужения, «по внутренней необходимости» верующего.

О. Димитрий Смирнов считает, что перед большими праздниками достаточно исповедаться в течение недели и больше не подходить, «если за это время никого не убил». Очень удобна письменная форма, особенно для постоянных прихожан. Он не видит никаких препятствий для исповеди у другого духовника, например, в паломничестве. Но, с другой стороны, иногда запрещает некоторым своим чадам исповедоваться в монастырях: по его наблюдениям, общение с некоторыми «младостарцами» приводит к тяжелым последствиям.

О. Всеволод Чаплин полагает, что «постепенно мы снимем ложные идеи о связи исповеди и причащения», однако исповедь «не должна исчезнуть, надо все-таки ее регламентировать, чтобы не получилось, как у католиков: типичным и массовым явлением стало исповедоваться в детстве и перед смертью». Другая крайность – «злоупотребление» исповедью, когда некоторые желают исповедоваться слишком часто и детально – это «поле для духовной прелести». О. Всеволод считает, что можно разработать «пастырские инструкции» о практике причащения разных категорий прихожан.

Пастырский опыт о. Владимира Воробьева убеждает: если «заставлять каждую неделю проходить таинство покаяния, … это вызывает духовные извращения». Никогда и нигде в истории такого не было, утверждает он. Кроме того, физически невозможно всех исповедать в общине, где больше тысячи человек, поэтому «формальное требование обязательной исповеди перед причастием неосуществимо». Общая исповедь – не лучший выход: сейчас, когда «никто так не проводит общие исповеди, как о. Иоанн Кронштадтский», общая исповедь сводится, как правило, к формальному чтению списка грехов, и «таинство покаяния не совершается». Но в то же время – нельзя подпускать к Чаше всех бесконтрольно, «прямо с вокзала», во избежание кощунства.

О. Владимир предлагает вернуться к «древней практике» благословения на Причастие: приходской священник знает, кого можно благословить через разрешительную молитву. Тех же, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, надо побуждать участвовать в таинстве покаяния, не совмещая по времени исповедь с литургией.

Подводя итоги пастырского семинара, многие отметили плодотворность дискуссии «в духе братолюбия». Для епископа Марка важно, что столь насущная тема «вынесена для обсуждения на такой площадке, которую никто не может обвинить в модернизме». В подобном обсуждении – «реальное начало соборности», считает он.

Архимандрит Алексий (Поликарпов) предложил сформулировать итоги обсуждения для священноначалия, «которое хорошо понимает проблему». Было решено разработать проект «Памятки христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения Животворящего Тела и Крови Христа Владыки» и представить текст священноначалию.

О. Николай Балашов полагает, что обсуждение поднятых на круглом столе вопросов надо продолжать. Епископ Марк выразил надежду, что «это может быть определенным рубежом в жизни нашей Церкви».

Читайте также: