Круглый стол музей и проблемы культурного туризма
Лейтмотивом XIX «круглого стола» «Музей и проблемы культурного туризма», состоявшегося недавно в Северной столице, стало обсуждение тенденций развития современного музейного учреждения и практики взаимодействия с теми, кто помогает ему привлекать гостей. При этом итоги 2020 года, когда посетителей в музеях страны стало в разы меньше, вызывают у экспертов противоречивые чувства.
ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС
С одной стороны, и сами музеи, и организаторы массового туризма кровно заинтересованы в увеличении посещаемости. Ведь больше гостей – больше денег. Так, по словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, из года в год с помощью реализации билетов, на услугах, организации мероприятий и т. д. музей зарабатывает 25% своего бюджета. А если речь идет о частных музеях, которых в России уже около 400? В 2020-м, когда практически все подобные учреждения в городе и стране были закрыты по 3 – 4 месяца, их касса явно недосчиталась доходов.
С другой стороны, все помнят лето 2019 года, когда в Петербурге зазвучало понятие «сверхтуризм», очереди в наиболее популярные музеи (в частности, в «Царское Село» и Эрмитаж) стали многочасовыми, а на министерском уровне начали всерьез прорабатывать меры по ограничению допуска гостей. Ведь с точки зрения сохранности экспонатов и интерьеров, чем меньше гостей – тем лучше. Толпами не ходят. Ценный паркет не топчут. Очередей не наблюдается. И кое-кто не против продолжения.
Однако если восстановление былых объемов посещения в условиях полного отсутствия иностранцев – дело будущего, то значительное изменение его структуры – объективная реальность. В Эрмитаже, к примеру, в 2020 году реальных посетителей насчитали меньше миллиона. А виртуальных – около 80 миллионов. «Это новый посетитель, готовый к интерактивному диалогу, – считает Михаил Пиотровский. – С ним надо хотеть и уметь работать – нам нужен и новый подход к управлению информацией». При этом он полагает, что с учетом изменения структуры и интересов потенциальных посетителей «необходимо делать больше уникальных программ, которых нет в других музеях».
И такие программы уже появились в условиях пандемии. К примеру, Камиля Байдильдина из музея-заповедника «Царицыно» рассказала о том, как одно из наиболее посещаемых туристами учреждений России начало использовать «бродилку», позволяющую виртуальному посетителю самому исследовать парк. Реальный сотрудник учреждения ходит по нему и в соответствии с пожеланиями виртуальных посетителей приближается и удаляется от объектов, изменяет маршрут и т. д. «Кроме того, мы создали специальную программу «Царицыно» в Minecraft, – сообщила Байдильдина. – И благодаря широкой известности этой компьютерной игры смогли привлечь к посещению музея-заповедника совершенно новую аудиторию – геймеров. Тех, кто раньше о визите к нам, скорее всего, даже не задумывался».
А представитель музея-заповедника «Кижи» Дмитрий Дюгай в качестве примера привел работу с технологией виртуальной реальности, когда VR-фильмы, созданные в чрезвычайно высоком разрешении (до 12К), позволяют посетителю в деталях увидеть то, что он вряд ли сможет наблюдать живьем. «Скажем, северное сияние над Кижским погостом в сентябре. Или вид на любой объект музея сверху», – пояснил эксперт. Его коллеги подтверждают: с помощью инструментов онлайна посетитель может увидеть то, что обычно остается вне показа. Например, слишком маленькие или чересчур большие предметы. Находящиеся в запасниках и на реставрации. Или в состоянии, которое не позволяет их экспонировать.
Тенденция очевидна: по оценке Ирины Сизовой, научного сотрудника Лаборатории экономики культуры из НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, подавляющая часть российских музеев в прошлом году наконец-то решилась на применение новых технологий. «По нашим данным, почти 70% из них стали использовать видеоэкскурсии, а свыше 37% уделили большее внимание присутствию в соцсетях и организации интернет-сайта, – рассказала Сизова. – Кроме того, каждый четвертый музей начал проводить виртуальные выставки, а около 9% – онлайн-туры, вебинары и т. д. И такая работа будет только активизироваться»
Однако в музейной сфере крен заметен не только в сторону цифровизации. Многие эксперты полагают, что «время больших групп, приезжающих на огромных автобусах, прошло». «Растет спрос на индивидуальные и специализированные программы посещения музея, – полагают специалисты. – От стандартных экскурсий надо переходить к созданию конструктора экскурсионных музейных программ, способного гибко реагировать на быстрое изменение интересов новой аудитории».
А Богдана Будько, методист петербургского мемориального музея «Разночинный Петербург», рассказала о квесте, сделавшем небольшое учреждение культуры популярным и у взрослых, и у детей. «В ходе этого квеста команду посетителей закрывают в специально созданном экспозиционном пространстве, из которого она должна выбраться за 60 минут, – пояснила она. – По легенде, семья разночинцев исчезла, по неосторожности вызвав призрак Пиковой дамы. »
Большая часть экспертов сегодня уверены, что потенциал российских музеев далеко не использован. Так, директор департамента музеев и внешних связей Минкультуры РФ Александр Воронко полагает, что у идеи создания национальных музейных маршрутов с включением в них музеев всех форм собственности отличные перспективы. «В регионах центрами притяжения туристов зачастую являются как раз музеи, – говорит он. – И в большинстве случаев речь идет не о больших федеральных, а о маленьких, частных, сделанных с душой музеях». По мнению Воронко, выстраивание отношений между ними, посетителями и турбизнесом как раз и является одной из основных целей всей этой системы на ближайшее время.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (6914) от 29.04.2021 под заголовком «Куда исчезли разночинцы».
Музей и проблемы культурного туризма
Запись состоит из двух частей ( по количеству дней, в которые проходил Круглый стол) и помимо данного поста, ее Вы также можете найти в разделе " Видео" в данной группе.
Еще раз хотим поблагодарить Всех участников и слушателей конференции и будем снова рады видеть всех желающих в следующем году!
Музей и проблемы культурного туризма запись закреплена
Государственный музей-заповедник «Кижи» @kizhi_museum , один из крупнейших в стране музеев под открытым небом с памятниками деревянного зодчества XVIII–XIX веков, приступил к созданию нового сектора «Прионежские вепсы». Там разместится экспозиция архитектурного деревенского комплекса, посвященного этой финно-угорской народности. Первым объектом стал дом Ларионовых 1908 года из деревни Вехручей, традиционного вепского поселения на территории Карелии.
Согласно планам музея-заповедника, комплекс будет состоять из трех домов, двух бань, амбаров, конюшни и колодца. Он будет расположен в северной части острова Кижи — между Пудожским сектором и часовней Преображения. Кстати, сейчас собранные на острове крестьянские постройки объединены в три экспозиционных сектора: «Русские Заонежья», «Русские Пудожья» и «Пряжинские карелы».
Реставрация центрального павильона завершается на ВДНХ, в нем осенью планируется открыть выставку Государственной Третьяковской галереи, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
Показать полностью.
Здание было построено в 1872 году астраханскими ремесленниками в "русском стиле" со светелкой в чердачном помещении по заказу астраханского купца 1-й гильдии Григория Тетюшинова. Двухэтажный бревенчатый дом был достроен по инициативе хозяина, широкими двухъярусными галереями, поддерживаемые резными дубовыми колоннами. В 1995 году памятник получил статус ОКН федерального значения с последующей реставрацией в 2009 году. С 2010 года в нем был открыт музейно-культурный центр "Дом купца Г. В. Тетюшинова" (МКЦ), экспозиции которого в театрализованной форме знакомят посетителей с бытом астраханского купечества.
Мадридский музей Прадо, центр Помпиду в Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и ряд других известных музеев мира готовятся отметить 50-ю годовщину со дня смерти испанского художника Пабло Пикассо, скончавшегося 8 апреля 1973 года.
Как заявляют в Мадриде и Париже организаторы "года Пикассо", в мире пройдут 42 выставки, которые станут беспрецедентной данью памяти "самому знаменитому художнику современного искусства", сообщила газета Le Figaro.
Показать полностью.
В мероприятиях "года Пикассо" будут задействованы 38 ведущих институтов в Европе и Соединенных Штатах, объявил журналистам испанский министр культуры Микель Исета, открывая в понедельник торжества в память художника в Центре искусств королевы Софии в Мадриде.
Организуемые в разных странах выставки позволят "показать все грани творчества" этого художника, родившегося в 1881 году в испанской Малаге и умершего в 1973 году в Мужене, на юго-востоке Франции, сообщила французский министр культуры Рима Абдул-Малак. По ее словам, в рамках "года Пикассо" запланированы коллоквиумы и дебаты, посвященные его творчеству.
Всего затопленными оказались несколько сотен населенных пунктов.
Forbes Life рассказывает, как потомки жителей разрушенных городов и деревень восстанавливают память о них и реставрируют уцелевшие памятники архитектуры.
Показать полностью.
В настоящий момент на территории севера Западной Сибири произрастает более 3000 видов грибов. Многие из них представлены в экспозиции музея — это и съедобные, и ядовитые грибы. Отдельный зал посвящен лекарственным видам. Там их несколько десятков.
Доктор культурологии из Челябинска Мария Шуб занялась производством одежды с принтами полотен, которые находятся в собрании музея изобразительных искусств.
«Это не просто картины, а культурное достояние Челябинска и всего региона. С музеем мы заключили договор, по которому я на два года получила право на использование фотокопий картин. Начали с пяти картин, выбирали художников с громкими именами. Еще было важно, чтобы эти картины хорошо смотрелись на ткани, были «принтабельны» и «носибельны», — пояснила Мария Шуб. — Можно заказать индивидуальный пошив, под конкретные размеры того, кто будет носить вещь. Каждому покупателю мы выдаем специальную памятку с рекомендациями по стирке и уходу за вещью. Саму ткань можно оттирать и шоркать как угодно, она очень плотная, потому что качественная, а вот с принтованной частью нужно обращаться деликатно».
Саму идею «искусства на груди» Мария подсмотрела в одном из европейских музеев, где был выставлен мерч с изображением полотен из фондов учреждения. Вообще, таким мерчем уже давным-давно обзаводятся и крупные российские музеи, такие как Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, а также Пермский музей современного искусства и другие региональные музеи.
Круглый стол музей и проблемы культурного туризма
Вице-губернатор Борис Пиотровский перечислил главные объекты ремонта и реставрации в Петербурге
Пиотровский уточнил, что в следующем году завершаются работы в филиале Библиотеки Лермонтова, Дворцовой церкви в Гатчине. Также будет открыта откроем студия звукозаписи в Капелле.
Вице-губернатор также рассказал, что к 2024-2025 годам завершатся ремонты на 10 знаковых объектах, включая усадьбу «Уткина дача», стены Петропавловской крепости, помещения репетиционной базы театра имени Леонида Якобсона, фасад театра имени Ленсовета.
Редкие изображения Москвы теперь доступны онлайн.
— Мы их получили в 1998 году. Сейчас музей занимается реставрацией личных апартаментов Екатерины II, и эти две плакетки будут использованы в отделке Опочивальни. Так материальная память об этом визите останется в нашем дворце, — отметила Филимонова.
Одна из плакеток называется «Танцовщица с бубном», вторая — «Танцовщица с покрывалом». Обе овальные плакетки размером около 30 см.
Показать полностью.
Музейная экспозиция находится на улице Рубцовско-Дворцовая, дом 2, рядом с метро «Сокольники». В ней представлены подлинные образцы легендарных изделий, ранее недоступные для широкого восприятия архивные документы, основное ее содержание посвящено историческим личностям и рядовым участникам отечественной военной ядерной программы
Калужская область – один из самых интересных в туристическом отношении регионов России. Множество живописных рек и речушек для водных развлечений, старинные русские города с хорошо сохранившимися церквями и особняками для интересных экскурсий, музеи космонавтики и бумажного дела, мастер-классы по хлудневской игрушке, сыроварни, где сыр можно не только попробовать, но и сделать самим. И все это – всего в паре часов езды от Москвы.
"Понимаете, почему музей так называется? — с порога интересуется у посетителей его создатель и бессменный руководитель Игорь Афанасенко. — Он не про вещи-потеряшки, а про предметы жизни и быта, не так давно вышедшие из употребления.
Работы на земельном участке площадью 600 га начались в 2018 году после того, как его обследовали перед тем, как разбить здесь плантацию авокадо. Было известно, что в этом районе есть мегалиты, но по своим масштабам находка оказалась беспрецедентной. The Guardian приводит слова одного из руководителей проекта Хосе Антонио Линареса, который отметил, что «это самая большая и разнообразная группа мегалитов на всем Иберийском полуострове».
В недавно опубликованной в журнале Trabajos de Prehistoria статье рассказывается, что в этих раскопках удалось обнаружить 526 древних менгиров, большинство из которых были опрокинуты. Кроме того, на территории есть мегалитические гробницы (дольмены) и каменные круги, возраст которых составляет около 7 тыс. лет. Подавляющее число камней происходит из того же региона. Авторы статьи приходят к выводу, что это уникальная находка для Иберийского полуострова.
За текущий год самыми посещаемыми музеями стали «Царицыно» @tsaritsynomuseum и Дарвиновский музей @darwinmuseum . Об этом RT сообщили в Департаменте культуры города Москвы.
Показать полностью.Показать полностью.
XIX круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма»
Ежегодно в начале апреля отдел туризма и специальных программ Государственного Эрмитажа собирает на своей площадке ведущих представителей российских и зарубежных музеев, высших учебных заведений и туриндустрии для обсуждения новых форм работы с посетителями, перспектив сотрудничества музеев с туристическими организациями и обмена новаторским опытом.
XIX круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма» прошел в этом году в формате zoom-конференции.
В его работе приняли участие специалисты из разных регионов нашей страны, а также из Италии, Азербайджана, Украины, Латвии. Было представлено свыше сорока докладов. Эксперты обсудили не только новые туристические маршруты и экскурсионные программы, но и широкие возможности социальных сетей для продвижения музейных проектов и выставок, способы «завоевания» виртуального посетителя с учетом уроков пандемии.
С докладом, посвященным способам включения объектов нематериального культурного наследия в смысловое пространство музея, выступила заместитель директора Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» по экскурсионной и просветительской работе Надежда Потапова.
«Как сделать музей живым? Как представить досуговые элементы эпохи?» – эти и другие вопросы решали сотрудники музея, реализовывая принципы «ансамблевого метода», предполагающего на основе памятников, ландшафтов, экспозиционного комплекса заповедника воссоздать черты быта, досуга, обычаев лермонтовского времени с привлечением посетителей к активному участию в реконструированной действительности.
С учетом того, что музей «Тарханы» является памятником русской культуры конца XVIII – начала XIX века и объединяет два начала – народное и дворянское, сначала необходимые элементы появились в людской избе, где за ткацкими станками, первоначально считавшимися статичными экспонатами, начали работать ткачихи, а в доме ключника за гончарный круг сели гончары. Затем возникла идея создания театрализованного представления с элементами бала лермонтовского времени, – поделилась с коллегами опытом работы музея в этом направлении Надежда Константиновна.
В своем докладе она рассказала о том, как воплощали эту смелую идею в «Тарханах»: от работы над сценарием, включения в него лермонтовских текстов, определения круга участников бала из сотрудников музея и приглашения профессионального хореографа, до оформления бального зала.
Совсем иная нравственная ценность заложена в народных песнях, которые тоже сыграли огромную роль в формировании эстетического и художественного вкуса Лермонтова. Тарханские песни, записанные сотрудником музея co слов старожилов, были введены в репертуар фольклорного коллектива. На глазах Лермонтова-мальчика была сыграна не одна крестьянская свадьба, поэтому восстановление старинного обряда в «Тарханах» стало просто необходимым. Были реконструированы и все народные праздники: они во многом повторяют аналогичные российские, но включают отдельные элементы, характерные именно для Лермонтовских Тархан.
Сегодняшние «Тарханы» – это не только хранилище памяти о великом поэте, но и прекрасная иллюстрация усадебной культуры лермонтовского времени. Заповедник восстанавливается как живой организм, во всем многообразии элементов усадебной жизни века. В музее в полном объеме воссоздали среду, в которой Лермонтов вырос и получил важнейшие жизненные впечатления, питавшие его творчество, – завершила свое выступление Надежда Потапова.
Читайте также: