Круглый стол фридриха великого

Обновлено: 23.01.2025

17 августа 1786 года скончался король Пруссии Фридрих II. Его считают создателем и идеологом германской государственности.

Рецепт управления государством Фридриха оказался простым и надежным до сих пор: опора на армию, надежный госаппарат и просвещенный либерализм во внутренней политике.

Фридрих одержал ряд громких побед в Европе. Но Россия ему оказалась не по зубам. Впрочем, его некоторые считают великим полководцем. Однако при всем своем новаторстве военное искусство прусского короля отличалось большой шаблонностью, пристрастием к раз и навсегда усвоенным им тактическим принципам. При нем обучение и воспитание прусских войск сводилось к каждодневной муштре и палочной дисциплине. Солдаты боялись палки своего фельдфебеля больше, чем врага. Но это была действительно хорошая армия. Тем более в ту эпоху, когда огнестрельное оружие было крайне неэффективным. После одного из сражений пруссаков с австрийцами было подсчитано, что не более полпроцента выстрелов попали в цель. На одного убитого пришлось 260 выстрелов.

Впрочем, эту хваленую прусскую армию русские били не раз. И гений Фридриха их нисколько не завораживал. Как впоследствии и гений Наполеона, и «гений» Гитлера.

Однажды кучер Фридриха II по неловкости опрокинул коляску, и король страшно разгневался на него. Кучер невозмутимо заметил: "Велика беда! С кем такого не бывает! Разве вам не случалось проигрывать сражения?"…

Фридрих был прекрасно образован, вернее даже – самообразован, высоко ценил искусства и науку. И сам писал стихи и пьесы, книги по политологии, как бы сейчас это назвали. Был страстным поклонником французской литературы и искусства. В его дворце Сан-Суси, созданном в подражание Версалю, повсюду висели картины французских художников, в том числе самых любимых — Ватто и Ланкре.

У него гостили и подолгу жили многие известные люди того времени: Вольтер, Д`Аламбер, Бах, Альгаротти.

Адольф фон Менцель. Круглый стол Фридриха Великого. 1850 г. В центре – Фридрих II, который беседует с Вольтером (второй слева от короля).

Вспоминается анекдот. Фридрих II однажды беседовал с Д’Аламбером и спросил его, видел ли тот короля Франции. Д’Аламбер ответил утвердительно: "Да, государь. Я преподнес ему речь, произнесенную мною при вступлении в Академию".

Король поинтересовался: "И что же он вам сказал?"

Д’Аламбер ответил: "Государь, он не стал со мной разговаривать".

Фридрих удивился: "С кем же он тогда говорит?"…

При этом прусский король в жизни был аскетом. Вечно ходил в старом, видавшим виды мундире и таких же старых ботфортах. Он легко переносил голод и холод. И воспитывал эти качества и у своих подчиненных. Однажды он внезапно навестил генерала Зейдлица и, увидав в прихожей роскошную меховую муфту, тотчас бросил ее в камин. Каково же было его изумление, когда вскоре выяснилось, что муфта принадлежит вовсе не бравому кавалерийскому генералу, а испанскому послу, сидевшему в гостях у Зейдлица. Южанин спасал этой муфтой свои руки от холодного берлинского климата.

И еще надо подчеркнуть: Фридрих с годами пришел к убеждению, что миром правят только сила и деньги. И его войны были всего лишь продолжением его политики. К тому же Фридрих любил войну. Еще с раннего детства, когда в пять лет он с наслаждением бил в подаренный ему маленький военный барабанчик.

Одна из придворных дам как-то спросила Фридриха: "Зачем вы добиваетесь ещё большей славы и удачи? Вы и так переполнены ею!"

Король снисходительно и ласково потрепал молоденькую фрейлину за подбородок и сказал: "А потому же, почему и вы, и без того хорошенькая, румяните свои щёчки".

А после смерти Фридрих стал культовой фигурой в Германии. "Стариной Фрицем". В эпоху Второго и Третьего Рейха пропаганда превратила образ Фридриха в один из символов «немецкого возрождения».

Ему, как и впоследствии Гитлеру, были совершенно чужды моральные сомнения. Но прусский король никогда он не мечтал об объединении германских земель под своей рукой. Не потому что не хотел, а потому что в его времена это было невозможным. И у него напрочь отсутствовало «общегерманское чувство». Фридрих вообще был против империй, особенно Российской, которую он откровенно боялся и ненавидел. Он лишь мечтал, чтобы Пруссия встала в один рад с другими европейскими державами.

Фридрих всю жизнь говорил и писал по-французски, на немецком он общался только со своими солдатами, и называл германцев грубыми и неотесанными «пивохлебами и пожирателями кислой капусты».

Но именно Фридрих II, презиравший все немецкое, стал идолом германского национализма.

А сколько путешествий совершили по Германии его бренные останки и сколько при этом было отдано в его честь салютов! Сначала его с почестями хоронил наследник – племянник, прусский король Фридрих Вильгельм II. Потом тайно – нацисты спрятали гроб Фридриха от бомбежек союзников в тайный бункер, откуда его извлекли те же союзники. И в конце-концов совсем недавно останки прусского короля в его любимом Сан-Суси с почестями похоронили солдаты бундесвера.

Адольф Фридрих Эрдман фон
Менцель

Немецкий живописец и график. Учился литографии у своего отца и в берлинской АХ (1830). Уже ранние произведения Менцеля полны выразительных и точных бытовых деталей, отличаются живостью характеристик. Неутомимый рисовальщик (свыше 5 тысяч рисунков в Национальной галерее, Берлин), Менцель был также мастером акварели, гуаши, офорта, литографии.

Адольф фон Менцель родился в Восточной Германии в городке Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). В 1830 году переехал с семьей в Берлин. Первой художественной школой стала для Адольфа литографическая мастерская отца. Став в 1833 году кормильцем семьи после смерти отца, он брался за любую работу: делал обеденные меню, пригласительные билеты и т. д. Адольф недолго (всего 6 месяцев) посещал классы академии художеств в Берлине и был почти самоучкой. Впервые сделался известен в 1833 году тетрадью рисунков, исполненных пером и изображавших «Жизнь художника». За этим юношеским трудом Менцеля следовали ряд им самим литографированных «Достопримечательностей Бранденбургской истории» (1834—39, 12 листов) и несколько первых его опытов в живописи масляными красками, каковы, например, «Игра в шахматы» (1836), «Юридическая консультация» (1837), «Судебное заседание» (1837) и прочие работы.Но вскоре ему пришлось отложить в сторону палитру и кисти, дабы заняться сочинением иллюстраций к «Истории Фридриха Великого» Куглера (1839 —42) и вслед за тем иллюстрированием роскошного издания сочинений Куглера (1843—49). Обе эти работы заставили Менцеля углубиться в изучение эпохи Фридриха Великого.

Воспроизводя её с полной исторической точностью, превосходной характеристикой положений и действующих лиц, реалистической правдой и высоким техническим мастерством, он составил себе громкое имя у своих соотечественников преимущественно картинами на темы, взятые из этой эпохи, каковы, например:

* «Круглый стол Фридриха Великого» (1850, находится в берлинской Национальной галерее),

* «Концерт в Сан-Суси» (1852, там же),

* «Фридрих Великий в дороге» (1854),

* «Присяга Фридриху Великому в Бреславле, в 1741 г.» (в Бреславльском музее),

* «Встреча Фридриха Великого с Иосифом II в Нейссе»,

* «Фридрих перед Лейтенской битвой»,

* «Фридрих в Гохкиркенской битве» (1856; в берлинском королевском дворце) и др.

В 1840-е годы Менцель начинает писать с натуры. Возникает целый ряд пейзажей, портретов, которые были впервые показаны в 1906 году на выставке Менцеля в Национальной галерее в Берлине и резко изменили сложившееся мнение о его творчестве.

В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания, достоинству которых в большинстве случаев вредила их излишняя реалистичность, после чего снова выказал свой талант с полным блеском в великолепной «Коронации Фридриха-Вильгельма I в Кёнигсберге» (1861—65; в берлинском королевском дворце), в «Отъезде короля на войну, 30 июля 1870 г.» (1871; в берлинской Национальной галерее), в «Бальном ужине» (1878), в «Разговоре короля с дамой на придворном балу» (1880), в «Религиозной процессии в Гаштейне»(1880), в «Площади д’Эрбе, в Вероне» и в «Железопрокатный завод» (1875) — самой замечательной из всех картин художника, изображающей внутренность железопрокатного завода во время работы на нем. Сверх упомянутых произведений, Менцель исполнил много других, менее значительных жанровых картин, рисунков пером, композиций для политипажей, акварелей и гуашей. С 1856 года он состоял профессором и членом Берлинской академии художеств.

За долгие годы жизни Менцель побывал в Австрии, ездил по Рейну, Дунаю, был на Балтийском море, в Голландии, Италии, объехал всю Германию. Путешествия служили ему источником сюжетов для рисунков, жанровых полотен, пастелей. В этих работах уже не было той поэтичности и взволнованности, которые были присущи его ранним работам.

Менцель работал более двадцати лет (1863—1885) над серией гуашей и акварелей, объединенных в «Детский альбом». В нем собраны сценки повседневной жизни, изображения животных, птиц и т. д. Последние годы жизни он посвятил графике, хотя на протяжении всего творческого пути не расставался с карандашом: только в Национальной галерее в Берлине есть свыше пяти тысяч его рисунков.

В 1880—1890 г.г. Менцель обращается к образу старости, он изображает портреты стариков и старух, ищет психологическое выражение этого состояния.

9 февраля 1905 года на девяностом году жизни Менцель скончался. Императорским двором ему были устроены очень пышные похороны, каких удостаивались лишь генерал-фельдмаршалы.

Адольф фон Менцель картины


Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel) родился 8 декабря 1815 в прусском городе Бреслау. Его отец был литографом, и как водится у великих художников, его талант проявился очень рано. В 1830 г. вся семья фон Менцель переехала в Берлин, который в то время быстро рос и развивался. Два года спустя, когда Адольфу было 16 лет, его отец умер, и все тяготы по обеспечению семьи легли на плечи молодого человека (у него были младший брат и сестра). Он добросовестно продолжил дело своего отца, проявляя трудолюбие и дисциплину. В 1833 г. Адольф шесть месяцев посещал Берлинскую Академию Искусств, а затем в основном занимался самообразованием.

В 1839 г. фон Менцель получил заказ от Франца Теодора Куглера на иллюстрации к многотомной истории короля Фридриха II Великого. До 1842 г. он выполнил около 400 рисунков. Благодаря этой работе он стал известен при прусском дворе, что принесло ему множество хороших заказов. Хотя эти работы составляют малую часть наследия фон Менцеля, они поистине бесценны. Он бы не смог сделать их такими удивительно точными в историческом плане, если бы не был знаком с королевской семьей, не изучал историю костюма, ведь с момента его смерти прошло более 50 лет. Художник нечасто изображал короля на полях сражений Семилетней войны, предпочитая представлять его в бытовых сценах: за столом, с флейтой, в какой-либо мирной процессии. Он представлял короля как слугу государства, избегая героизации его личности. К тому же вы не увидите короля-участника пафосной церемонии. Он писал этот цикл до 1871 г., закончив его картиной «Отправление короля Вильгельма I в армию 31 июля 1870 года».

Адольф фон Менцель картины

Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси


За круглым столом короля Фридриха Великого


Путешествие Фридриха Великого

Добрый вечер, господа! (Фридрих Великий в Лиссе)


Фридрих Великий и герерал Зейтен при Лейтене. 5 декабря 1757 года


Фридрих Великий после битвы при Лейтене


Отправление короля Вильгельма I в армию. 31 июля 1870 года

Адольф фон Менцель был достаточно замкнутым человеком, у него было всего лишь несколько близких друзей. Он никогда не был женат, но был очень близок со своей семьей. Даже когда его сестра вышла замуж, они жили по соседству, вместе ездили в путешествия, которые значительно разнообразили жизнь художника.

Хотите, что бы ваш сайт вышел в ТОП поисковых систем и приносил вам прибыль? В этом случае, только для вас оптимизация и раскрутка сайтов недорого от компании AWEB. Вашими сайтами займутся настоящие профессионалы своего дела.



Сестра художника в гостиной

Сестра художника Эмили, спит

С 1850 г. он часто бывал в Дрездене, на берегах Эльбы, на юге Германии и Австрии, он три раза посещал север Италии и три раза Париж, где он участвовал в выставках. Но нельзя забывать и значимость города Берлина в его творчестве: мало того, что половина его богатых заказчиков жила там, он нередко писал городские пейзажи, показывая как растет и украшается город.

Читайте также: