Круглый стол духовно нравственное воспитание
1. Воспитание готовности к межнациональному и межкультурному общению, толерантности.
2. Профилактика агрессии и развитие несиловых способов разрешения противоречий.
3. Повышение эффективности межличностного диалога.
4. Формирование у детей и подростков чувства гражданственности и законопослушности.
Участники круглого стола:
настоятель храма преподобного Сергия Радонежского отец Алексей,
заместитель имама Ставропольского края в Нефтекумском районе Иссенов Фаиз Рахман,
педагоги МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»,
воспитанники детских объединений Центра внешкольной работы».
1. Причины бездуховности детей, подростков, молодежи в современном обществе.
2. Духовно-нравственное воспитание в семье.
3. Проблемы толерантной личности в условиях многонационального общества России, Северного Кавказа и в частности, Ставрополья и Нефтекумского района.
4. Конфессиональные корни менталитета и поведения представителей разных народов.
1. Причины бездуховности детей, подростков, молодежи в современном обществе.
Ведущий: Сегодняшние различного рода преобразования в обществе несут с собой наступление массовой низкопробной культуры и искусства. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет обесценивание таких смыслов жизненных ценностей как гражданственность и патриотизм, любовь, семья, дружба, целомудрие, растаптываются нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.
По данным ПАСЕ молодой человек, прежде чем ему исполнится 18 лет, проводит у телевизора 22 тысячи часов. Ему удается увидеть за это время 18 тысяч убийств и 10 тысяч сексуальных сцен. Эти данные вселяют огромную тревогу за будущее подрастающего поколения. Нас не может не беспокоить тот факт, что нынешняя молодежь по основным показателям духовности и нравственности заметно уступает предыдущему. Большинство молодых людей равнодушны к проблемам государства, общества. Преодоление духовного кризиса является, прежде всего, приоритетом государства и его политики. Необходимо влияние государства в плане ограждения общества от суррогатов массовой культуры.
О необходимости сохранения суверенности и национальной самобытности России, о перспективах развития духовно-нравственного климата в обществе выступят настоятель храма прп. Сергия Радонежского отец Алексей и заместитель муфтия Ставропольского края в Нефтекумском районе Иссенов Фаиз Рахман.
2. Духовно-нравственное воспитание в семье.
Ведущий: Институт семьи в нашем обществе поврежден. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи в социализации детей, снижение возможности для их воспитания в семье приводят к серьезным социальным последствиям: росту неформальных подростковых групп, увеличению числа детей с девиантным поведением, употребляющих алкоголь и наркотики; массовой безнадзорности несовершеннолетних, негативному отношению к духовно-нравственным ценностям. Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и неблагополучных семьях ведут к тому, что в современных условиях дети и подростки вынуждены переживать стрессы и преодолевать психологические трудности самостоятельно. Социальное одиночество подростков – серьезная проблема. Школа пытается помогать детям, но без семьи это практически невозможно. Заложить в ребенке фундамент добра, предостеречь от зла могут только родители. Становление личности ребенка совершается под влиянием семьи. Известно, что первое и лучшее средство воспитания – родительский пример.
Беседа о нравственности семейных отношений. Что необходимо изменить в семейных отношениях, чтобы сформировать у детей уважительное отношение к семье и ее ценностям, ответственное отношение к будущему отцовству и материнству, подготовиться в будущем к сознательному созданию собственных семей?
Мнения священнослужителей по обсуждаемой теме.
3. Проблемы толерантной личности в условиях многонационального общества России, Северного Кавказа и в частности, Ставрополья и Нефтекумского района.
Ведущий: Россия исторически многонациональная и многоконфессиональная страна. В ней проживают более 100 национальностей. В Ставропольском крае – более 120 национальностей, а в Нефтекумском районе – более 50 национальностей. И не всегда отношения между ними складываются мирно. Мы все разные, но мы все – дети одной матери России. Населению многонационального государства - России, многонационального региона необходимо прививать навыки межнационального общения, формировать умение преодолевать конфликтные ситуации, развивать интерес к историко-культурному наследию народов, проживающих на территории Ставропольского края и Нефтекумского района. Освоение, понимание иной национальной культуры – важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и в социальных отношениях.
Вопросы для беседы с обучающимися:
· Что мы понимаем под толерантностью? (терпимость к иному образу жизни, поведения, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям).
· Как вы думаете, с какого возраста нужно воспитывать в человеке чувство толерантности и как это делать? (С дошкольного возраста)
· Что происходит, когда молодые люди проявляют неуважение к людям другой национальности, другого вероисповедания? (Конфликты)
· Что произойдет, если такие проявления неуважения будут проявляться в широких масштабах? (Войны)
Вопросы для священнослужителей:
· Почему в обществе возникает нетерпимость, непонимание друг друга, конфликты между людьми?
· Можно ли считать падение уровня духовности молодого поколения страны угрозой для безопасности России в целом?
4. Конфессиональные корни менталитета и поведения представителей разных народов.
Ведущий: Повторюсь, Кавказ - регион полиэтничный, но для его жителей национальная принадлежность выступает в качестве маркера социальной идентичности: если Вы знаете, кто по национальности и где живет стоящий перед вами уроженец кавказского региона, вам будет проще предугадать, понять и принять его конфессиональные, семейные, языковые, профессиональные и иные ценности.
Вопрос для священнослужителей:
Есть ли общие ментальные черты у представителей двух ведущих конфессий на Кавказе?
Вопрос для обучающихся:
Как вы понимаете пословицу «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Ведущий: Послушайте необычную историю «Другое желание».
Антон, Салим и Магомед уже долго сидели за компьютером. Мальчишки учились в школе иностранных языков, жили неподалеку друг от друга и часто проводили время вместе. Они были не лучшими учениками, любили сидеть в Интернете, иногда упражнялись в языках.
Как обычно, просидев больше положенного за компьютером, они забыли о времени, не заметили, как подступила усталость, и их стало клонить в сон.
-Это еще что за штука? Давай посмотрим…
Мальчишки переглянулись, увидев необычный текст. Он был составлен из знаков различных алфавитов и на первый взгляд казался абракадаброй. Сон как рукой сняло. Ребята забыли о времени, усталости и принялись расшифровывать написанное:
…Волшебное место… на набережной… у дерева, разбитого молнией, исполнится любое человеческое желание… три условия: 1-е – задуманное должно быть общим для всех, 2-е – желание надо написать на песке, дождаться прилива, чтоб волна смыла написанное, 3-е – все время повторять слова: «К высшему благу всех».
Неожиданно сайт исчез, и сколько мальчики не пытались, им не удалось вернуться и восстановить его.
- Что значит «К высшему благу всех», - размышлял Магомед.
- Это значит, сказал Антон, - что любое твое желание не только для тебя, но и для всех должно быть во благо.
Ребята решили проверить, место им было знакомо. Немного поспорив и хорошенько подумав, они сумели объединить свои заветные желания в одно. Решили, что надо написать трижды, каждый на своем языке. Стемнело. Развели костер и стали ждать прилива.
Вдруг показалась небольшая группа подростков. Салим почуял недоброе, но виду не подал. Их было четверо. Одеты они были одинаково, словно в униформу. На голове у всех были одинаковые повязки. В городе их называли троями.
- Валите отсюда, это наше место, и у нас мало времени – скоро будет прилив, - процедил сквозь зубы самый здоровый.
Началась словесная перепалка.
- Смотрите, у них тут интернационал, - засмеялся другой трой и вдруг так толкнул Салима, что тот не удержался и упал. Антон и Магомед вступились за друга. Началась драка. В горячке никто не заметил, как было стерто и затоптано все написанное на песке. И вдруг кто-то закричал:
Все на мгновение остановились и оцепенели от ужаса: огромный вал, высоченной стеной, казалось до самого неба, надвигался на берег. Забыв обо всем, мальчишки бросились бежать. У каждого в голове была одна мысль: «Успеть!».
- А где Салим? – спросил Магомед.
Обернувшись, друзья увидели отставшего Салима, хромающего на одну ногу, а чуть в стороне лежащего на песке одного из троев.
- Эй, вашему товарищу нужна помощь! – крикнул Антон быстро убегавшим троям.
Антон и Магомед, подхватившие Салима под руки, остановились и посмотрели на беспомощно стонавшего троя.
- Надо найти в себе силы, забыть о жалости и спасаться! – с этими словами Антон еще крепче подхватив Салима, строго взглянув на Магомеда, скомандовал: «Бежим!»
Ведущий: Давайте разберем версии случившегося.
Версия 1. Очень жалко троев. Они не такие, как все. Они озлобленные, не умеют дружить. Они могут быть беспомощными, и нелегко обвинять их за оставленного в опасности товарища. У них принято так: каждый за себя.
Версия 2. Трои не такие как все. У них другой взгляд на мир. Побеждает тот, кто сильней. Самый сильный из троев привел своих товарищей, чтобыони осуществили свои желания. И он ведет себя так, потому что у него тоже есть сильное желание, и он не потерпит, чтобы какая-то случайность этому помешала. А слабые и жалостливые терпят поражение. Такова жизнь.
Версия 3. Когда Антон сказал, что надо найти силы забыть о жалости и спасаться, он был прав. Ведь по глупости они могут погибнуть. Сколько горя придется пережить их родителям. Тем более трои не такие как все. Хотя у них могут быть человеческие желания, они не умеют по-человечески дружить, заботиться друг о друге. У них другой взгляд на мир, они, прежде всего, думают о себе. Стоит ли вообще спасать одного из них, чтобы он снова поступал по-своему, думая лишь о себе и о своих желаниях.
Версия 4. Если бы Антон, Салим и Магомед были прилежными учениками и не убивали время за компьютером, они не попали бы в такую ситуацию, ничего не было бы. И не было бы никаких проблем: кому спасаться и кого спасать; кто нормальный человек, а кто озлобленный «мутант», думающий только о себе. Ребята сами во всем виноваты. Поэтому даже если им суждено погибнуть, они должны были попытаться спасти одного из троев – ведь это они его побили.
Ведущий: А какое желание написали бы вы, следуя главному условию рассказа: чтобы задуманное желание было общим для всех. Желание должно быть не сиюминутным, только на эту игру, а действительно большим желанием (мечтой).
О своих желаниях говорят дети, священнослужители, педагоги.
Ведущий: А сейчас послушайте заключительную часть рассказа.
Вдруг Салим вырвался из рук ребят и, припадая на ушибленную ногу, бросился бежать. На песке, где они только воевали, он стал быстро писать на песке. Антон и Магомед бросились к нему.
- Пусть волна спадет, - прочитали они и добавили, - к высшему благу всех.
Еще не зная, произойдет ли чудо или нет, они со страхом смотрели на море. Им показалось, что волна стала уменьшаться… Но тут из-за горизонта брызнули яркие лучи солнца, ребята зажмурились и открыли глаза. Мама Антона, отдернув шторы, потянулась к форточке.
- Ну что, опять всю ночь за компьютером просидел. Ох уж этот компьютер, и когда у вас проснется другое желание.
Ведущий: Вот такими оказались герои этого рассказа. А сейчас давайте подведем итоги круглого стола, сделаем каждый для себя и для всех нас выводы.
1. Причиной недопониманий, ссор и конфликтов между представителями разных национальностей и религиозных конфессий является бездуховность молодого поколения России.
2. Воспитывать духовно-нравственные качества необходимо в семье, в образовательных учреждениях, в обществе с раннего детства.
3. Бездуховность, нетерпимость к культуре, обычаям, традициям, вероисповедованиям других народов может привести к конфликтам, войнам, а также безопасности России в целом.
4. Толерантность – путь к миру.
5. Мы такие разные, не похожие друг на друга, но мы живем в одном государстве. Нам заботиться о будущем России, а без мира, согласия и дружбы будущего у России нет.
Круглый стол «Воспитание духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста»
статья
Цель круглого стола: создание дискуссии по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания детей и совместной деятельности образовательного учреждения и семьи.
Основные задачи круглого стола:
1. Обмен опытом и активизация сотрудничества педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
2.Активизация сотрудничества педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_0.docx | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Воспитание духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста»
«Без памяти нет традиций,
без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры,
без культуры нет духовности,
без духовности нет личности,
без личности нет народа!»
Цель круглого стола:
Основные задачи круглого стола:
Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности подчеркивается, что масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. В частности, в Законе подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) (ст. 14, п. 2).
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666), одной из задач ДОУ является воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (разд. 1, п.5)
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования .
Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества .
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».
Выступление воспитателя Карнаковой С.Н. «Основные задачи в программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Вопросы для дискуссии:
1. Правомерно ли говорить о духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста?
В. А. Сухомлинского "Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать".
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, патриотами своей родины зависит от нас.
Каждый ребенок — личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться — вот истинное предназначение педагога. И неважно, каков наш педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком и семьей был умный, знающий и любящий человек, профессионал — Педагог.
«Воспитание духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста» .
Наша задача педагога сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.
2. Как назвать все то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений?
3. Как сохранить обычаи и традиции русского народа ?
Рассуждения педагогов, далее предлагается перечислить пословицы о традициях народа, семьи и т.д., в которых говорится о нравственных чувствах
Слово не стрела, а ранит.
Словом ударишь сильнее, чем дубиной.
Умей сказать, умей и промолчать.
Слово –солома: загорится, не зальешь.
От одного слова, да на век ссора.
Язык мой –враг мой: впереди ума рыщет, беды себе ищет.
Держи собаку на цепи, а язык –на семи.
Жена –для совета, теща –для привета, а нет лучше дружка, чем родная матушка.
Не нужен и клад, коль в семье разлад.
Одному и в раю не рай.
Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.
Тишь да гладь, да Божья благодать.
Любовь да совет, да и нуждочки нет.
Братская любовь пуще каменных стен.
Брат с братом на медведя ходят.
Нет друга –ищи, а нашел –береги.
Новых друзей наживай, но и старых не забывай.
Для милого дружка и сережка из ушка.
Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.
С ним дружить-то дружи, да камень за пазухой держи.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Друг спорит, недруг –поддакивает.
Хорошо тому добро делать, кто помнит.
Послужи на меня, а я –на тебя.
Рука руку моет, и обе белы живут.
За добро добром и платят.
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
Пожалуйста, не кланяется, а спасибо спины не гнет.
Сделав добро, не кайся.
Своя земля и в горсти мила.
Родная сторона –мать родная, чужая –мачеха.
Город –царство, а деревня –рай.
О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Дома все споро, а вчуже житье хуже.
Родина –мать, умей за нее постоять.
О человеческих качествах
- Тихая вода берега подмывает.
- Где река глубже, там она тише.
- Наш Абрасим не просит, а дадут –не бросит.
- В ком стыд, в том и совесть.
- За совесть да за честь –хоть голову снесть.
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- Кто пива не пьет, тот пьян не живет.
- Русы волосы –сто рублей, буйна голова –тысяча, а всему молодцу и цены нет.
- На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко.
- Учиться –вперед пригодится.
Кто смел –тот и цел.
С виду хорош, а продаст за грош.
Поет соловьем, а рыщет волком.
Волк каждый год линяет, да обычая не меняет.
На языке медок, а под языком –ледок.
Без мыла в душу залезет.
Много людей, а человека нет.
Хоть на голове-то густо, да в голове пусто.
Личиком беленек, да душой черненек.
Глаза с поволокой, роток с позевотой.
Молодец среди овец, а против молодца и сам овца.
5. Какие формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей в ДОУ вы можете предложить?
Формы работы с детьми:
1. Духовное образование (НОД, беседы, поручения).
2. Воспитательно–оздоровительное образование (праздники, развлечения, игры: подвижные, назидательные, ролевые, строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно–познавательное образование (организация выставок и конкурсов, экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, концерты, просмотр передач, м/ф, фильмов, презентаций).
4. Нравственно–трудовое образование коллективный труд, (самообслуживающий труд, хозяйственно – бытовой труд, труд по интересам, продуктивная деятельность,
изготовление подарков к праздникам).
5.Игра является и средством, и методом воспитания. Эта деятельность дает ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Формирование нравственных качеств особенно активно происходит в дошкольном детстве .
Нравственное воспитание в игре невозможно без участия взрослого. Воспитатель направляет и регулирует отношения детей в игре, используя приёмы, соответствующие возрасту и игровым умениям детей.
Педагогам предлагаются педагогические ситуации, которые они должны решить.
1 – Ранний возраст. «Дима и Кирилл не могут поделить игрушку, назревает драка. Каким способом можно погасить ссору по поводу игрушки в этом возрасте? ».
2 – Младший возраст. «Во время игры Таня (3, 5 г.) часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведёт себя также. Объясните причину такого поведения ребёнка и что в этой ситуации делать воспитателю? ».
3 – Старший возраст. «Диалог двух девочек: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце». Как повести себя воспитателю? ».
4 – Старший возраст. «Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации? »
6. Кто наш союзник в этой работе?
7.«Какие формы работы с семьей по духовно – нравственному воспитанию детей вы можете применить в своей работе? »
Формы работы с семьей:
1. Родительские собрания на духовно – нравственные темы.
2. Лектории для родителей.
3. Открытые показы воспитательного процесса
.4. Совместные праздники.
5. Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам)
«Волшебный магазин» Представьте, что в наш детский сад приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества. Каждому из вас можно приобрести по одному качеству, чтобы "вылепить" образ высоконравственного человека. Выберите те качества (лучики), которым вы хотите наделить детей вашей группы.
Перечисляю качества, которые написали педагоги и прилаживаю их к улыбающемуся солнышку
(добрый, умный, щедрый, сильный, справедливый, здоровый,
Заботливый и т.д.)
Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детскости и чистоты? В этом поможет ваше участие в рубрике "острое блюдо".
Вопросы острого блюда
- Вы вдруг услышали от детей такой уговор: "Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру". Ваши действия?
2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.
Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?
3. "Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок". Согласны ли вы с этим мнением?
4. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?
5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.
И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье, а нет ли в нас того, что мешает взойти в детских душах семенам чуткости и щедрости? Кажется, нет того большого, от чего зависит воспитание доброты. Все воспитание состоит из наших случайных слов, прикосновения, взгляда.
Вот еще один случай: В детском саду проходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал, и только Алеша выделялся среди них неряшливым видом: гольфы спустились, белая рубашка была мятой и запачканной. После утренника воспитатель сказал ребятам: "Дети, вы хорошо сегодня пели и танцевали, молодцы! А вот Алеша нас всех подвел, пришел на праздник неаккуратным!" Дети обступили Алешу, стали говорить ему обидные слова. Юра дернул за рубашку, подарок выпал из рук и рассыпался. Алеша заплакал. Только после этого воспитатель сказала: "не трогайте его!"
Не обсуждая эту ситуацию, мы предлагаем минуту самоанализа, размышления.
Вспомним, были ли у нас слова, фразы, необдуманно брошенные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больней, чем кнут, которые убивают в ребенке достоинство. Самое обидное, что брошены эти слова бывают и не по адресу. Только не будем успокаивать себя мыслью, что в этот момент и самим было не сладко: плохое настроение, депрессия, усталость. Это ведь только для самоуспокоения, а дело в том, что слово, обращенное к ребенку, не пропустили через свое сердце и душу, не поставили себя на его место , поэтому и приходится слышать ему твердые, но равнодушные слова: "в туалет? - нельзя, надо спать"; "пить? - нет воды"; тем, кто не спит - "буду зашивать глаза", а если описался - "как не стыдно, такой большой", или предательское молчание в присутствии разбушевавшейся няни, громко ругающей ни за что, ни перед кем не провинившегося ребенка.
Почему дети равнодушны? - часто удивляемся мы. А может и эти, на первый взгляд кажущиеся, мелочи и не дают вовремя пробудиться теплу детских сердец. Никакая методика и даже практика здесь не помогут. Да и какую методику можно создать для сердца. И ясно одно: только отзывчивое сердце педагога может услышать боль ребенка, принять ее, разделить.
В заключении предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка» (в стаканы налит сок):
- Предлагаю волшебный напиток, который поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших детей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять.
Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете называть детей по фамилии, никого и никогда, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.
И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
Круглый стол "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, что приводит к формированию вредных привычек у детей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Данный материал поможет учителю, родителям сформировать основные направления воспитательного процесса детей младшего школьного возраста.
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление "Духовно-нравственное воспитание младших школьников" | 29.24 КБ |
Презентация "Духовно-нравственное воспитание младших школьников" | 2.43 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жаворонковская средняя общеобразовательная школа
Педсовет на тему:
«Формирование духовно-нравственной культуры школьника в контексте современного общества»
на педагогическом совете
«Система работы по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников»
учителя начальных классов
Медведевой Марины Анатольевны
2012 / 2013 уч. год
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, что приводит к формированию вредных привычек у детей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве.
Формирование духовно-нравственной культуры
«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог и люди».
Свт. Иоанн Златоуст
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
ЦЕЛЬ
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Цель - гармоничное духовное развитие личности обучающегося и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
ЗАДАЧИ
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
- Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа.
- Воспитание чувства патриотизма.
Привлечение Библии к нравственному воспитанию детей
Методика формирования нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся на основе начального курса родной словесности направлена на создание у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержания его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию.
Главное значение педагогического привлечения Библии к нравственному воспитанию детей видится в следующем:
- в приращении понятия "человек" в детском сознании нравственными смыслами духу, души (на сегодняшний день представления младших школьников о человеке ограничиваются его пониманием как биологического существа);
- в раскрытии учащимся ветхозаветных "строгих" заповедей, христианских "заповедей блаженства»: благочестия, мирности, совестливости, милосердия;
- в формировании у детей образа Иисуса Христа как Учителя, просветившего людей благодатным знанием, и в осознании младшими школьниками значения учения как пути к познанию блага, своему духовному преобразованию с развитием у них на этой основе нравственных мотивов учения;
Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.
В христианско-ориентированной педагогике подчеркивается, что "с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий".
Несколько слов хочу сказать о том, что же такое духовно-нравственное состояние человека. Есть разные понимания. Атеисты считают духовным человека, если тот начитан, соблюдает внешние рамки приличия, моральные нормы. Христианство дает очень простое определение: есть Дух Божий, благодать Святого Духа, та, которая преображает человека качественно. Он становится способен любить врага, ему дается необычайная радость бытия. Есть вещи, для светского человека совершенно непонятные. Например, старец Никон Беляев, один из последних старцев Оптиной пустыни, пережил расцвет обители, ее разорение, последние дни доживал в лагере среди шпаны уголовной, болея тяжелой формой туберкулеза. Что может человек в таком положении в таком месте писать в своем письме? Он пишет: “Радости моей нет предела. Я понял, что такое: Царствие Божие внутри вас есть”. Это состояние духовного человека, когда душа восходит на высоты Духа, любовь неизреченная и радость неизреченная присутствуют в человеке независимо оттого, где он находится, в каких условиях. Так вот, когда идет речь о духовно-нравственном воспитании детей, мы говорим о том, чтобы у детей была вот такая душа. Не то чтобы они изучили какие-то предметы, получили знания в области, скажем, архитектуры храмов или истории Православия, а чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному.
Духовно-нравственное состояние души человека
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
В гостях у сказки
Учащиеся начальной школы показывают от ВШ сказки к праздникам:
- к празднику Покрова Пресвятой Богородицы постановка сказки «Под грибком»;
- к празднику Рождества Христово «Рождественская сказка».
Воспитательная работа по нравственному воспитанию
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеурочная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
Патриотическое воспитание - как часть духовного воспитания личности
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники, посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.
В школе проводятся свои праздники:
- сентябрь (День знаний);
- октябрь (Посвящение в первоклассники);
- ноябрь (Дни духовности и культуры);
- декабрь (Крещенские чтения);
- январь (Рождество Христово);
- февраль (Неделя патриотической песни);
- март (Неделя детской книги);
- апрель (Пасха);
- май (День славянской письменности).
Работа с родителями
Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий.
Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для этого надо создавать свои учебные заведения, делать все, чтобы помогать людям и в первую очередь детям воцерковляться, приходить к Богу. Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви. Очень важно, если родители живут жизнью школы, проблемами школы, когда существует тесная связь между детьми, родителями, школой.
В конце учебного года мы, учителя, будем подводить итоги как по учебной так и по воспитательной работе. Для этого обучающимся школы можно предложить анкету. Первый вопрос может быть таким: Было ли интересно жить ребятам в школе? Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Чему научили тебя наши дела?
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Круглый стол "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 22 Наро-Фоминского муниципального округа.
Семинар «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
В настоящее время Россия переживает непростой период. И самая большая опасность - не в кризисе, а в разрушении личности. Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня актуальна как никогда. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей нет представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. На глазах старшего поколения рассыпались многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Виновных не стоит искать, надо объединиться, вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой (мы - педагоги, семья, общество, государство) ведь ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
1. Можно ли назвать ребенка полноценной личностью? Вот на примере ваших семей, когда вы (заметили) поняли, что ваш ребенок личность. Даже если молоко на губах не обсохло, даже если не умеет и не знает (как нам кажется) ничего, даже если не приносит никому никакой пользы. Просто он – Личность, и никак нам с этим не совладать. Потому что ребёнок – это не будущий взрослый, а человек, живущий, мыслящий и переживающий здесь, сегодня и сейчас.
2. Правомерно ли говорить о духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста?
В. А. Сухомлинского "Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать". Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, зависит от нас.
Каждый ребенок — личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться — вот истинное предназначение педагога. И неважно, каков наш педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком и семьей был умный, знающий и любящий человек, профессионал — Педагог.
3. Как назвать все то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений?
4. Как сохранить обычаи и традиции русского народа?
5. Какие формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей в ДОУ вы можете предложить?
Формы работы с детьми:
1. Духовное образование (НОД, беседы, поручения).
2. Воспитательно–оздоровительное образование (праздники, развлечения, игры: подвижные, назидательные, ролевые, строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно–познавательное образование (организация выставок и конкурсов, экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, концерты, просмотр передач, м/ф, фильмов, презентаций).
4. Нравственно–трудовое образование коллективный труд, (самообслуживающий труд, хозяйственно – бытовой труд, труд по интересам, продуктивная деятельность,
изготовление подарков к праздникам).
Игра является и средством, и методом воспитания. Эта деятельность дает ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Формирование нравственных качеств особенно активно происходит в дошкольном детстве.
Вам предлагаются педагогические ситуации (для каждой возрастной группы, которые вы должны решить.
6 Кто наш союзник в этой работе?
7«Какие формы работы с семьей по духовно – нравственному воспитанию детей вы можете применить в своей работе? ».
Формы работы с семьей:
3. Открытые показы воспитательного процесса.4. Совместные праздники.
«Волшебный магазин» Представьте, что в наш детский сад приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества. Каждому из вас можно приобрести по одному качеству, чтобы "вылепить" образ высоконравственного человека.
7. Ваше отношение к духовно - нравственному воспитанию детей ?
«Духовность» (филос. Словарь) рассматривается - как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями; как способ самосовершенствования; как качество личности. Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Острое блюдо
Вопросы острого блюда
1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: "Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру". Ваши действия?
3. "Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок". Согласны ли вы с этим мнением?
5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.
И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье, а нет ли в нас того, что мешает взойти в детских душах семенам чуткости и щедрости? Кажется, нет того большого, от чего зависит воспитание доброты. Все воспитание состоит из наших случайных слов, прикосновения, взгляда.
Вот еще один случай: В детском саду проходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал, и только Алеша выделялся среди них неряшливым видом: гольфы спустились, белая рубашка была мятой и запачканной. После утренника воспитатель сказал ребятам: "Дети, вы хорошо сегодня пели и танцевали, молодцы! А вот Алеша нас всех подвел, пришел на праздник неаккуратным!" Дети обступили Алешу, стали говорить ему обидные слова. Юра дернул за рубашку, подарок выпал из рук и рассыпался. Алеша заплакал. Только после этого воспитатель сказала: "не трогайте его!"
Не обсуждая эту ситуацию, мы предлагаем минуту самоанализа, размышления.
Вспомним, были ли у нас слова, фразы, необдуманно брошенные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больней, чем кнут, которые убивают в ребенке достоинство. Самое обидное, что брошены эти слова бывают и не по адресу. Только не будем успокаивать себя мыслью, что в этот момент и самим было не сладко: плохое настроение, депрессия, усталость. Это ведь только для самоуспокоения, а дело в том, что слово, обращенное к ребенку, не пропустили через свое сердце и душу, не поставили себя на его место, поэтому и приходится слышать ему твердые, но равнодушные слова: "в туалет? - нельзя, надо спать"; "пить? - нет воды"; тем, кто не спит - "буду зашивать глаза", а если описался - "как не стыдно, такой большой", или предательское молчание в присутствии разбушевавшейся няни, громко ругающей ни за что, ни перед кем не провинившегося ребенка. Почему дети равнодушны? - часто удивляемся мы. А может и эти, на первый взгляд кажущиеся, мелочи и не дают вовремя пробудиться теплу детских сердец. Никакая методика и даже практика здесь не помогут. Да и какую методику можно создать для сердца. И ясно одно: только отзывчивое сердце педагога может услышать боль ребенка, принять ее, разделить.
В заключении предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка» (в стаканы налит сок):
- Предлагаем волшебный напиток, который поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших детей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять.
Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете называть детей по фамилии, никого и никогда, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.
Читайте также: