Когда садятся за стол в рождество христово
В России есть два дня, содержащих в своем названии красивое слово "сочельник": 6 января - Рождественский сочельник и 18 января - сочельник Крещенский. И если с Крещенским сочельником все более или менее ясно, и даже атеисты помнят, что в этот день в "церквях раздают святую воду", то Рождественскому сочельнику повезло меньше: тут и у верующих возникает масса вопросов. Например, во сколько разрешается есть в Рождественский сочельник, если это последний день Рождественского поста, когда принято самое строгое воздержание? И что можно есть? Как правильно провести день накануне Рождества? Или, как безапелляционно формулируют некоторые СМИ, "что обязательно надо сделать в Рождественский сочельник, а что делать категорически нельзя?"
Начнем с сакраментального: "Когда разрешено есть в Рождественский сочельник?" К сожалению, вопрос о еде в пост - неважно, Рождественский ли это пост, или Великий - часто затмевает и тему молитвы, и тему смысла поста, но раз уж это так всех волнует, давайте раз и навсегда проясним вопрос с питанием в день накануне Рождества. Тем более, что само слово "сочельник" произошло от названия блюда из отваренных зерен пшеницы или риса с медом - "сочива". Иван Сергеевич Шмелёв, называя "сочиво" кутьёй, добавляет к главному (и единственному!) блюду Рождественского сочельника и специальный напиток - "взвар" (крепкий отвар) - из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики). Здесь же, в романе классика "Лето Господне", читаем: "В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели…" Но до какой звезды? Почему до звезды? Будем разбираться.
Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только "после первой звезды", соблюдалась верующими не одно столетие - в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. И не ту, что на небе. В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончании литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть - но только сочива: строгий пост.
Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии. Вот тут-то и начинается праздничное застолье. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончании поста - слово "разговение", не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения. Понятно, что такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. С питанием разобрались, переходим к пище духовной. Как правильно провести 6 января, Рождественский сочельник?
Когда-то ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома ставилась елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп - игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, больным, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что "не оскудевает рука дающего". Все это и было даром человека Христу, вот это и есть главные подарки, которые следует дарить в сочельник.
Но основные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются так называемые "царские часы", получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.
В Рождественский сочельник принято исповедоваться - с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа (возможно, именно это имели в виду авторы броской заметки о том, "что нужно обязательно сделать в Рождественский сочельник").
Поэтами замечено, что Рождественский сочельник, Рождество - время особенное: будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эти январские ночи входит в нашу жизнь. Нет, мы не просто вспоминаем событие, произошедшее две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи, когда Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, когда Он стал одним из нас, когда Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным - Младенцем (это и называется тайной Боговоплощения)… Нет, Рождество - это не просто воспоминание о неком событии, имевшем место быть две тысячи лет назад. Феномен Рождественской ночи в том, что время будто останавливает свой бег, давая нам прикоснуться к надмирному, каким-то непостижимым образом делая нас причастными и к тайне Боговоплощения, и к чуду любви Божьей к нам, людям. И сердце начинает ясно ощущать, что ты принадлежишь не только этому, такому зыбкому и суетному миру, но и миру иному, миру горнему. Почему так происходит? Об этом лучше спросить у поэтов. Один из них, Константин Михайлович Фофанов (1862 - 1911гг.), объяснял это так:
"Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та.
Что озарили миру ясли
А ведь и в правду, ещё те звезды не погасли, и в морозные ночи Рождественского сочельника и праздника Рождества это чувствуется особенно остро…
Рождество: как правильно встречать праздник, рассказал Андрей Кураев
Рождество православные празднуют с 6 на 7 января. Праздник Рождества становится все более популярным в России. Многие отмечают Рождество по аналогии с Новым Годом: садятся за стол накануне вечером, «разговляются» и открывают шампанское, а в полночь с 6 на 7 января включают телевизор, чтобы посмотреть рождественскую службу. А ведь до окончания этой службы разговляться нельзя, ведь 6 января – самый строгий день Рождественского поста. О том, как правильно встречать Рождество, нам рассказал священник и ученый Андрей Кураев.
Фото: Михаил Ковалев
- Отец Андрей, хотелось бы начать с вопроса, споры о котором я слышал неоднократно: а имеют ли моральное право на празднование Рождества люди, которые не соблюдали Рождественский пост?
- Безусловно. Иоан Златоуст говорил о том, что божий праздник – для всех: постившихся и не постившихся. Кроме того надо заметить, что в самой Православной церкви традиции предрождественского поста менялись. Например, в ХII веке постились 40 дней только монахи, а Патриарх – всего неделю до Рождества.
- И вот мы сталкиваемся с современной мирской традицией: вечером 6 января люди увидели первую звезду на небе (или просто стемнело) и садятся за праздничный стол…
- Это неправильно. Шестого вечером, в перерыве между двумя службами, можно очень легко перекусить. Буквально хлебушка покушать, или сочива (злаков с медом). Чтобы придать себе сил. А главное – это прийти в храм. А уже после этого – часа в три или четыре ночи 7 января происходит разговление.
Время богослужения не совпадает со временем астрономов, поэтому сегодня мы не ждем первую звезду на небе, а сами ее выносим в конце Рождественского богослужения.
- Если православный решил вообще не ходить в храм на Рождественскую службу и отмечать праздник только дома, какие ритуалы ему следует соблюсти?
- Во-первых, для такого решения должны быть очень серьезные мотивы. Например – пригляд за малыми детьми или больными. А при созерцании трансляции патриаршей службы лучше не только смотреть, как молятся другие, но и самому помолиться.
- Итак, в три или четыре часа утра 7 января мы садимся за стол. Как правильно праздновать и разговляться?
- Нет никакого устава на этот счет. Есть только одно понятное и Церкви, и врачам правило: если вы соблюдали долгий пост, то не нужно сразу употреблять тяжелую пищу, а разговеться лучше чем-то символическим, может быть вообще без мяса: рыбой, молочными продуктами. Для тех же, кто не постился, тоже правило простое: не переедать и не перепивать.
- Танцы под поп-музыку, игры – это уместно в день Рождества?
- Конечно, и танцы, и особенно детские игры, ведь Рождество – преимущественно детский праздник. Неуместны только гадания.
- О чем лучше думать 7 января?
- О том, что мы можем сделать в благодарность родившемуся Христу, что хорошего можем и мы сделать для людей, для детей.
- Можно ли в Рождество венчаться и креститься?
- Принимать крещение можно, а венчаться — нет. Венчания начинаются после святок, после 19 января.
Сочельник 6 января: почему нельзя есть до первой звезды и зачем на столе должно быть ровно 12 блюд
Сочельник — день, предшествующий большому христианскому празднику — Рождеству Христову. Ужин в Рождественский Сочельник является символическим ритуалом рождения Иисуса Христа. Это должна быть тихая, но праздничная трапеза в семейном кругу.
В 2022 году Рождественский сочельник выпадает на четверг, 6 января.
С Сочельником связано много традиций и обрядов, которые и в наши дни. Название связано с традицией употреблять в этот день особое блюдо — сочиво. Это размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса.
Сочельник — день строгого Рождественского поста, поэтому из питания исключаются мясные, яичные, рыбные и молочные продукты.
Значение праздника
Сочельник бывает дважды в году – в канун Рождества и в канун Крещения. Вечер перед Рождеством Христовым называют Рождественским Сочельником, а вечер накануне Крещения Христового – Крещенский сочельник. Рождественский сочельник принято отмечать 6 января, а Крещенский отмечается 18 января.
Рождественский Сочельник считается днём усиленного приготовления к празднику Рождества Христова.
В Сочельник принято навещать своих родственников: родителей, бабушек, дедушек, то есть всю близкую родню. По возможности все ужинают вместе за одним столом. Существует традиция крестникам носить ужин своим крестным родителям. Они в свою очередь должны угостить крестника сладостями. Есть традиция в сочельник начать колядование. Именно 6 января можно и нужно ходить колядовать.
Традиции и обряды
В православной традиции в Рождественский Сочельник принято отказываться от пищи до появления первой звезды. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана.
На праздничный стол в Сочельник и Рождество принято подавать 12 блюд. Они символизируют 12 апостолов и количество месяцев в году. Обязательно используются местные «простые» ингредиенты, чтобы в будущем году был их богатый урожай.
Также есть традиция оставлять одно место за столом свободным, для гостя, который может прийти в дом. Эта традиция – память о близких людях, которые не могут в данный момент оказаться за одним столом с семьей.
После застолья, блюда не убирают, а оставляют на ночь – для умерших родственников.
Еще одна давняя традиция Сочельника - колядование. Именно вечером 6 января можно и нужно ходить колядовать.
Колядки — это короткие песни, которые пелись во время колядования на рождественские праздники. Как правило их исполняют дети, которые ходят по домам и желают хозяевам богатого урожая и изобилия. В конце колядки принято просить угощение. Чаще всего в качестве такового детям дают различные сладости и фрукты.
Что запрещено на Сочельник
Сочельник - светлый праздник, суть которого - настроиться духовно на Рождество. Поэтому в 6 января православные верующие не только правила, связанные с постом, но и другие ограничения. В этот день нельзя:
Правило на Рождество «до первой звезды нельзя» вызвало сомнения священников
В ночь с 6 на 7 января 2022 года православные россияне будут отмечать праздник Рождества Христова: отправятся в храм на службу, а затем сядут за накрытый стол. В этот день (точнее, ночь) впервые за долгое время можно будет порадовать себя мясными блюдами – именно в Рождество заканчивается пост. И многие вспоминают правило «до первой звезды нельзя».
Мифическая «первая звезда», которая якобы должна появиться в небе – это отсылка к той самой звезде, которая 2022 года назад указала волхвам путь к новорожденному Иисусу. Однако в современных реалиях, утверждают священники, нет никакой прямой связи между звездами в небе и разрешением есть скоромную пищу.
Всё проще: разговляться (завершать пост) можно после возвращения из храма после рождественской службы — значит, глубокой ночью для тех, кто ходил на ночную службу. Семья возвращается из храма – и сразу садится за стол.
Альтернативный вариант – отпраздновать Рождество застольем уже утром 7 января: это подходит для семей с детьми, которые не смогли пойти ночью на службу, поэтому отправились на литургию.
Главное – не нарушать порядок: сначала служба, потом застолье. Кончается литургия – кончается и пост. Тогда люди садятся за столы. Начинать «отмечать» Сочельник за празднично накрытым столом еще вечером 6 января недопустимо – таким образом сводится на нет весь смысл последних часов рождественского поста.
Кстати, самые крепкие духом православные предпочитают в Сочельник голодать или ограничиться самой простой пищей — разумеется, постной. Традиционным блюдом считается сочиво – это как раз очень легкая растительная пища. Готовить его не обязательно, но встречать рождественскую ночь сытым и нетрезвым уж точно недопустимо.
В современных реалиях Рождество – это «второй» праздник, а главным зимним событием становится Новый год. И во многих семьях встаёт вопрос: уместно ли накрыть праздничный новогодний стол в те дни, когда необходимо продолжать соблюдать рождественский пост?
– Всё зависит от того, с кем вы садитесь за стол. Если к вам в гости пришли друзья, которые далеки от идеи соблюдения поста, лучше накрыть особый стол, чтобы вкусно поели и вы, и ваши гости – объясняет в разговоре с корреспондентом «МК» отец Федор Бородин. – Да и вообще на этом лучше не акцентировать особое внимание: у людей праздник, и если христианин начинает с таким надрывом переживать за еду, это трудно назвать духовным очищением. Да и гости могут чувствовать себя в такой момент слегка обособленными. Они могут посчитать, что вера, наоборот, отдаляет близкого человека от них. Но это не так – вера не отдаляет, а лишь соединяет всех любовью и теплотой.
Фото: Александр Астафьев
Отец Федор добавил: нужно помнить, что Новый год – семейный праздник, соответственно, можно переместить на второй план различие в религиозных убеждениях и просто насладиться временем, проведенным в кругу семьи.
– Попробуйте использовать праздник как шанс укрепить отношения, а не наоборот. Не нужно усугублять ситуацию. Бывает, когда верующий или, наоборот, неверующий человек пытаются «построить» другого, попытаться его переубедить или заставить измениться. Это недопустимо, – добавил священник.
Здесь вспоминается старая народная мудрость: лучше есть колбасу, думая о Боге, чем истово соблюдать пост, мечтая при этом о колбасе… Даже если в семье есть разногласия по религиозным вопросам, новогодняя и рождественская ночи – не лучшее время, чтобы выяснять отношения. Нет ничего дурного в том, чтобы запечь кусок буженины для родных, которые пост соблюдать отказываются, а самому в это время ограничиться варёной картошкой и овощными салатами.
Другой собеседник «МК», отец Павел Хондзинский, добавил, что во всех вопросах должна быть умеренность, здравый смысл и способность адаптировать какие-то вещи для потребностей своих и своей семьи. Пост и праздничный стол – не исключения.
– Да, пост есть пост, и он не предполагает каких-то грубых нарушений. За это, конечно, никто не ругает и никакого запрещающего закона или правила нет. Вся ответственность лежит на человеке, его целях и духовном умиротворении. Однако все мы иногда бываем слабы. Ближе к концу рождественского поста можно, например, съесть немного рыбы или выпить бокал вина. Главное – знать меру и не забывать, для чего вообще пост соблюдается, – напомнил священник.
Как правильно провести Рождественский сочельник: что можно, а что нельзя
В России есть два дня, содержащих в своем названии красивое слово "сочельник": 6 января - Рождественский сочельник и 18 января - сочельник Крещенский. И если с Крещенским сочельником все более или менее ясно, и даже атеисты помнят, что в этот день в "церквях дают святую воду", то Рождественскому сочельнику повезло меньше: тут и у верующих масса вопросов. С одной стороны, всем известно, что в сочельник готовят праздничную Рождественскую трапезу - обильную, щедрую. С другой, сочельник - последний и самый строгий день Рождественского поста, день, когда от еды максимально воздерживаются. Так как же правильно провести день накануне Рождества? Или, как безапелляционно формулируют некоторые СМИ, "что обязательно надо сделать в Рождественский сочельник, а что делать категорически нельзя?"
Начнем с того, когда разрешается приступать к еде 6 января? К сожалению, вопрос о еде в пост - неважно, Рождественский ли это пост, или Великий - часто затмевает и тему молитвы, и сам смысл поста, но раз уж это так всех волнует, давайте раз и навсегда проясним вопрос с питанием в день накануне Рождества. Тем более, что само слово "сочельник" произошло от названия блюда из отваренных зерен пшеницы или риса с медом - "сочива". Иван Шмелёв, называя "сочиво" кутьёй, добавляет к главному (и единственному!) блюду Рождественского сочельника и специальный напиток - "взвар" (крепкий отвар) - из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики). Здесь же, в романе классика "Лето Господне", читаем: "В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели…" Но до какой звезды? Почему до звезды? Давайте разбираться.
Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только "после первой звезды", соблюдалась верующими не одно столетие - в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. И не ту, что на небе. В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть - но только сочива: строгий пост. Получается, у верующих в сочельник испытание их выдержки: праздничную Рождественскую трапезу готовим, но к ней до поры до времени не притрагиваемся. А когда будет можно?
Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии. Вот тут-то и начинается праздничное застолье. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончанию поста - слово "разговение", не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения. Понятно, что такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. И еще важно помнить, что подобная строгость не касается больных или ослабленных после болезни. Или тех, кто много и самоотверженно работает - врачей, например.
С питанием разобрались, переходим к пище духовной. Как правильно провести 6 января, Рождественский сочельник?
В Рождественский сочельник принято исповедоваться - с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа. Понятно, что приходить в храм надо заранее подумав, как вы будете соблюдать правила эпидемиологической безопасности: маска, дистанция. Даже если вы переболели и привиты: не стоит ставить под удар братьев и сестёр по вере.
Поэтами замечено, что Рождественский сочельник, Рождество - время особенное: будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эти январские ночи входит в нашу жизнь. Нет, мы не просто вспоминаем событие, произошедшее две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи, когда Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, когда Он стал одним из нас, когда Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным - Младенцем (это и называется тайной Боговоплощения)… Нет, Рождество - это не просто воспоминание о некоем событии, имевшем место быть две тысячи лет назад.
Феномен Рождественской ночи в том, что время будто останавливает свой бег, давая нам прикоснуться к надмирному, каким-то непостижимым образом делая нас причастными и к тайне Боговоплощения, и к чуду любви Божьей к нам, людям. И сердце начинает ясно ощущать, что ты принадлежишь не только этому, такому зыбкому и суетному миру, но и миру иному, миру горнему. Почему так происходит? Об этом лучше спросить у поэтов. Один из них, Константин Михайлович Фофанов (1862 - 1911гг.), объяснял это так:
Читайте также: