Канунный стол в церкви
Существуют дни церковного года, когда никакие заупокойные богослужения (и даже частные требы) совершаться не должны. Объясняется это тем, что перечисленные дни по значимости своих священных воспоминаний и по исключительному строю своих служб приравниваются к великим вселенским праздникам. Дни эти следующие.
1. Все воскресные дни.
2. Двунадесятые и храмовые праздники.
3. Лазарева суббота.
4. Великий Четверток.
5. Великий Пяток.
6. Великая Суббота.
7. Среда Преполовения Пятидесятницы[34].
8. День Отдания Пасхи[35].
9. Понедельник Святого Духа[36].
10. 26 декабря (8 января по н. ст.).
11. 1 и 7 января (14 и 20 января по н. ст.).
Кроме того, в первый день Пасхи и в день Рождества Христова панихида в храме и погребение не совершаются до вечера. На первой седмице Великого поста, Страстной и Пасхальной седмицах, а также в седмичные (будние) дни Святой Четыредесятницы панихиды в храме также не совершаются.
Поминовение усопших на Литургии в праздники Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может совершаться только
1) священником на проскомидии, когда он вынимает из просфоры частицы за всех живых и умерших;
2) не гласно после освящения Святых Даров во время пения «Достойно есть».
Попытки нарушить Устав и «помянуть» усопшего в указанные дни не принесет пользы ни усопшему, ни поминающему его человеку. Смысл церковного поминовения – обращение к Богу с просьбой о помиловании того или иного христианина. Но если Господь прямо запрещает совершать это поминовение, то к кому тогда обращаются нарушители канонических установлений Церкви? Господь всегда и все совершает ко благу человека, и если Он запрещает совершение того или иного священнодействия в определенные дни, то это никоим образом не направленно против Его чад, то есть нас с вами, живых и умерших. Слова «да будет воля Твоя…», которые каждый христианин каждый день обращает в молитве к Богу, очень хорошо иллюстрируют то, каким должно быть отношение человека к церковным канонам. Человек должен не только покоряться воле Божией, но и доверять своему Создателю всю свою жизнь.
Вот как объясняет установление Церкви о запрете заупокойных богослужений в великие праздники епископ Афанасий (Сахаров): «Дни, в которые совершаются великие, так называемые двунадесятые Господские и Богородичные праздники, Святая Церковь ограждает… от всего грустного, покаянного, печального. Но и всякие другие торжества она удаляет с них, чтобы никто и ничто не отвлекало мысль верующих от главного и единственного предмета праздничной хвалы и славословия, праздничных размышлений и созерцаний (курсив – ред.).
Если так тщательно устраняются с великих праздников всякие другие, даже и торжественные памяти, то тем более не может быть допускаемо в эти дни заупокойных молений. Если возглашение имен даже прославленных угодников Божиих сокращается до минимума, то тем более не может быть гласного поминовения имен усопших, ибо заупокойные моления не соответствуют исключительной торжественности великих праздников. Если сохранению единства и целостности праздничного настроения препятствует присоединение второго праздника, хотя бы и вселенского характера, то тем более воспрепятствуют этому воспоминания частного характера, каковы в большинстве случаев воспоминания заупокойные. Поэтому в великие праздники отлагаются все нарочитые заупокойные моления. В эти дни их не должно быть не только на общественном богослужении, но не должно их быть даже и в виде частных треб во внебогослужебное время. Вселенский характер этих праздников не должен затеняться в сознании верующих какими-либо частными воспоминаниями и прошениями».
Поминовение усопших (литургийное) не совершается не только в дни великих торжеств, но и в период усиленного покаяния, когда в будни Великого поста и в некоторые дни малых постов Устав церковный запрещает совершение полной Литургии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
7.7. Когда есть
7.7. Когда есть Главный критерий здесь — чувство голода. Но если «подводит» желудок, «сосет» под ложечкой, это еще не голод. Скорее всего, перед этим желудок был переполнен, «привык» к наполненному состоянию, а тут немного разгрузился и своими спазмами взывает: "Хочу!".
«Что? Где? Когда?»
«Что? Где? Когда?» «Как-то зашёл в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трёх лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй — себе. Играл, не выходя на дома, дней десять…». Оказывается волчок с лошадкой — очень
Часть пятая. Подвергай свою жизнь сомнению, или Лучше может быть не только когда плохо, но и когда хорошо
Часть пятая. Подвергай свою жизнь сомнению, или Лучше может быть не только когда плохо, но и когда хорошо Эта часть книги для тех, кто уже чего-то достиг в этой жизни.Для тех, кому кажется, что он чего-то достиг в жизни.И для тех, кому кажется, что он уже ничего не достигнет в
Совет № 130 Нужно быть предельно внимательным, когда впереди вас движутся велосипед, скутер, мопед и пр. Не стоит обгонять их, когда такой водитель выполняет маневр (например, поворот) одновременно с вами. Пропустите его, обогнать двухколесный транспорт вы сможете и после поворота
Совет № 130 Нужно быть предельно внимательным, когда впереди вас движутся велосипед, скутер, мопед и пр. Не стоит обгонять их, когда такой водитель выполняет маневр (например, поворот) одновременно с вами. Пропустите его, обогнать двухколесный транспорт вы сможете и после
Где и когда искать
Где и когда искать Судак рыба стайная, активно перемещающаяся на большой акватории водоема. Гоняться за ним, постоянно меняя места ловли, не всегда оправдано. Гораздо более рационально, зная сезонную, суточную миграцию стай хищника, дожидаться его в определенном месте и в
Глава седьмая. Цели и средства. Когда переговоры начинать, а когда — нет
Глава седьмая. Цели и средства. Когда переговоры начинать, а когда — нет 7.1. Вначале было слово: для чего мы говорим Вам необходимо научиться правильно ставить цели общения. Хотите ли вы, чтобы человек изменил свою точку зрения или присоединился к вашей? Заставить
КОГДА ЯД НЕ ДЕЙСТВУЕТ
КОГДА ЯД НЕ ДЕЙСТВУЕТ Последний великий противник Рима и наследник эллинистической цивилизации жил в Крыму (тогда Таврида). Речь идет о царе Понта и Боспора Митридате ГУ Евпаторе (Дионисе) (132-63 гг. до н. э.). Французский писатель Расин в трагедии «Митридат» писал о крымском
Когда это случилось?
Когда это случилось? Теперь о времени, когда мог совершить Моисей восхождение на Синайские высоты. Ну, допустим, не сам Моисей, а его единоплеменники. Нет, не только по библейским источникам, но и по исследованиям и гипотезам авторитетных ученых. Такого, к примеру, как Тур
Кто, где, что, когда.
Кто, где, что, когда. Целый ряд журналов культурной хроники предоставляет свежую информацию о том, кем, что, где и когда ставится, поется, высвечивается на экранах или крутится на проигрывателе. Самый известный и самый информативный – а кроме того, бесплатный – это журнал
Когда пришли за коммунистами, я промолчал (не протестовал), потому что не был коммунистом. Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что не был евреем. Когда пришли за католиками, я промолчал, потому что был протестантом. А когда пришли за мной, к этому времени не осталось никого, кто мог бы вст
Когда пришли за коммунистами, я промолчал (не протестовал), потому что не был коммунистом. Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что не был евреем. Когда пришли за католиками, я промолчал, потому что был протестантом. А когда пришли за мной, к этому времени не
Когда ее нет
Когда ее нет Если нет ни любви, ни человека, которого можно полюбить и который может полюбить Тебя, то что тогда? Что делать с вакуумом, который образовался вокруг? И как вообще такое возможно, что в мире, где от людей не протолкнуться, человек может остаться
Поминальный стол («канон» или «канун[28] ») в храме
Появление канонного столика в храме свидетельствует о некотором оскудении благочестия и охлаждении христиан к соблюдению древних отеческих традиций. Кутия стала все реже приноситься на поминальные службы, которые не могли быть совершаемы перед «пустым» столом, по причине отсутствия на нем священных изображений.
Кладбище с кладбищенским храмом
В частности, перед ним не могло совершаться каждение и другие священнодействия и молитвословия. Поэтому появилась необходимость украсить этот столик священным изображением. А поскольку богослужения, которые должны были здесь совершаться – заупокойные, то и изображения должны были соответствовать характеру положенных священнодействий. Поэтому принадлежностью канонного столика стал символический могильный
Заупокойный «канун» – это кутия и мед. От этого слова образовалось название поминального столика: «канунница». В современном словоупотреблении «канунница» звучит как «канун» или «канон».
холм и утвержденный на нем святой крест с изображением Распятого Иисуса Христа.
Поскольку перед святыней во время богослужения должны возжигаться свечи, то неотъемлемой принадлежностью поминального столика стали шандалы[29]. Во время заупокойных богослужений канонный столик ставят посредине храма и присутствующие на службе зажигают на нем свечи в память усопших. Кроме того, свечи на каноне зажигаются и во внебогослужебное время для частного поминовения усопших.
В каком храме есть водопад?
В каком храме есть водопад? Буддийский храмовый комплекс Киёмидзу-дэра, основанный ещё в VIII веке, стоит в японском городе Киото. Своё название, которое переводится как Храм чистой воды, он получил далеко не случайно – на территории этого комплекса, расположенного на
42. Зал Большого Будды в Великом храме Востока
42. Зал Большого Будды в Великом храме Востока Создание самых крупных и самых монументальных буддийских ансамблей началось в Японии лишь в VIII веке. Оно совпало с временем создания первого централизованного японского феодального государства и появления первого города —
Канон
Канон Канон (греч. kanwn, буквально – прямой шест – всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник).I. В древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этим словом называли свод основных положений или правил по своей специальности,
Этикет в католическом храме
Этикет в католическом храме Франция, Италия и Испания — три страны классического туризма и отдыха. Католические соборы являются одними из наиболее прославленных архитектурных ансамблей этих стран, большая часть населения которых исповедует католическую веру. При
В храме
В храме Сами священно- и церковнослужители подчиняются, естественно, церковным правилам, в первую очередь они исполняют церковный этикет и лишь во вторую - светский, когда находятся в гражданском обществе. Верующий человек всегда знает, как должно вести себя в храме его
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ Присутствуете ли вы на торжественном богослужении, на одном из таинств крещении, венчании и пр. либо на обычной молитве в церкви, католическом соборе или синагоге, вы должны вести себя в полном соответствии с принятыми у представителей данного
Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах
Какие в Церкви существуют каноны? Что они регулируют? Каноны нужны, чтобы лишить человека свободы или, наоборот, чтобы ему помочь? Почему вообще в Церкви присутствует такой юридический формализм? Неужели без него никак нельзя спастись?
На эти и другие вопросы специально для «Фомы» ответил протоиерей Дмитрий Пашков, преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ.
Что такое церковные каноны и зачем они нужны?
Слово «канон» — греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.
Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.
Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.
При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно. Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время. Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство.
Но неужели без этого формализма невозможно спастись?
Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.
Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.
То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.
Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.
А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?
Конечно, говорил. Некоторые нормы христианской жизни Господь задает прямо в Евангелии. Например, есть каноны, которые регулируют таинство Крещения. И в Евангелии Христос первым эту норму устанавливает: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19–20).
Тут мы находим формулу крещения — «во имя Отца и Сына и Святого Духа», — которая произносится сегодня священником во время совершения таинства. Кроме того, сказано, что сначала нужно научить, а уже затем крестить. И вот отсюда, например, берет начало практика так называемых огласительных бесед перед крещением, когда священник или катехизатор должен подробно объяснить желающему войти в Церковь человеку основы христианской веры и благочестия.
Кроме этого, Господь Иисус Христос установил единобрачие, как норму (Мф 19:4–9). На основе именно Его слов Церковь развила свое учение о таинстве Брака. Однако она несколько смягчила «строгость» Евангелия, где, как известно, сказано: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф 19:9). Церковь, снисходя к людской немощи и понимая, что не все смогут понести бремя одиночества, позволяет при определенных обстоятельствах вступать во второй и даже в третий брак.
Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.
А какие существуют каноны? И что они регулируют?
Церковных канонов очень много. Их можно разделить на несколько больших групп. Есть, например, каноны, регулирующие административный порядок управления Церковью. Есть «дисциплинарные» каноны, которые регулируют жизнь верующих и служение клириков.
Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.
Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.
В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.
Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?
Если говорить о церковном праве, регулирующем благочестивую жизнь христианина, канонические санкции прежде всего лишают провинившегося человека самого главного — общения со Христом в таинстве Причастия. Это не мера возмездия, не наказание в расхожем смысле слова, а «терапевтическая» мера, нацеленная на то, чтобы вылечить тот или иной духовный недуг. Однако и здесь есть очень важная и существенная оговорка: окончательное решение относительно применения того или иного церковного наказания принимает духовник или, если брать более высокий уровень, епископ. При этом каждый случай рассматривается отдельно, и в зависимости от конкретной ситуации принимается то или иное решение.
Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.
В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор. Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку. И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.
Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить.
Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?
Конечно. Кодифицировать свое право Церковь начала уже в конце IV века. Именно в эту эпоху после окончания гонений на христиан появляется огромное количество канонов, которое необходимо было как-то систематизировать и упорядочить. Так появились первые канонические сборники. Одни из них были организованы хронологически, другие — тематически, по предметам правового регулирования. В VI веке появились оригинальные сборники смешанного содержания, так называемые «номоканоны» (от греческих слов «номос» — императорский закон, «канон» — церковное правило). В него вошли и каноны, принятые Церковью, и законы императоров, касающиеся Церкви.
Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.
Самый известный сборник древних канонов называется «Книга правил». В нее вошли и «апостольские» правила, и каноны, принятые на Вселенских Соборах, и каноны некоторых Поместных Соборов, и авторитетные мнения святых отцов по различным проблемам церковной жизни.
А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?
Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.
Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?
Что в таком случае стоит прочитать мирянину? Где он может узнать о своих правах и обязанностях в Церкви?
Канун
Ритуальный напиток. Митрополит Илларион (Иван Огиенко) поясняет, что канун происходит от греческого «kanoum» – «кошель с жертвенной пищей», который приносили в храм накануне праздника (отсюда напиток – канун). Известен канун в Украине, где его еще в недалеком прошлом готовили к великим церковным и храмовым праздникам. Храмовые праздники в честь святого, именем коего названа церковь в селе, были похожи на языческие поминальные тризны.
Несколько раз в год церковь, у которой было на это монопольное право, давала разрешение «варить исклады» – готовить канун. Канун, или канунный мед, готовили преимущественно в монастырях братчики (канунники) с добавлением хмеля, чтобы он был в меру пьянящим, но количество алкоголя в нем было незначительным.
«Изготовленный по специальной рецептуре мед практически не угнетал сознание, а лишь оказывал влияние, если его выпить значительное количество, на подвижность» (В. Скуративский).
Мед для кануна заготавливали наперед на монастырских пасеках или покупали у крестьян. Напиток продавали во время праздников возле церкви, а вырученные деньги шли на церковные нужды. По обычаю, всех, кто приходил в село «на храм», следовало пригласить на обед и угостить канунным медом. Кое-где на востоке и на юге Украины поминальное колыво в более поздние времена называли «канун».
§ 1. КАНУН ПОТРЯСЕНИЙ
§ 1. КАНУН ПОТРЯСЕНИЙ Царь Фёдор Иванович. В 1584 г. умер Иван Грозный. Царский престол по наследству перешёл к его старшему сыну – царевичу Фёдору. Новый царь был полной противоположностью отцу – кротким, болезненным, нерешительным, отличался исключительной набожностью.
Канун
Канун Ранним утром двадцать третьего июня 1914 года вторая эскадра под командованием сэра Джорджа Уоррендорфа подошла к основной германской базе Килю. Когда туман рассеялся, стали видны берега, темные от собравшихся зрителей. Яхты и маленькие корабли кружили вокруг
Канун Двадцать первого октября 1917 г. Керенский объявил, что Россия будет представлена на межсоюзнической конференции, и выдвинул список конкретных условий мира. Французы узнали, что будущее Эльзаса и Лотарингии должно решаться посредством плебисцита. Бельгия получит
Канун Начиная с 25 октября подготовка вступает в решающую стадию. Жуков, Василевский и Воронов покинули войсковые порядки, их задачей отныне было следить за общей картиной, фиксировать стратегические изменения, осуществлять главную схему. Они уже знали состояние дел у
Канун 12 ноября пошел первый большой снегопад. В белых маскхалатах разведчики партия за партией уходили по свежему снегу в тыл противника. Они обнаружили, что на линии предстоящего наступления румыны строят сеть бетонных бункеров, но пополнений к ним не поступило и
Канун Перед Центральным фронтом — на северном основании Курского выступа, где Модель проверял последнюю подпругу, внезапно стало тихо. В десять вечера 4 июля 1943 года советский патруль наткнулся на группу из семнадцати немецких саперов, пролагающих дорогу в советском
КАНУН РЕВОЛЮЦИИ
КАНУН РЕВОЛЮЦИИ «Оторванность от народа», «пропасть между народом и интеллигенцией», «потеря русского гражданства» и прочее заключается вот в чем: интересы русского народа – такие, какими он сам их понимает, заменены: с одной стороны, интересами народа – такими, какими
11. Канун революции
11. Канун революции На поселении в Сибири Дзержинский пробыл недолго: всего семь дней. На восьмой он бежал из села Тасеевки. Побег был труден. И все ж, несмотря на тучи полицейских телеграмм с описанием примет опасного преступника, через два месяца Дзержинский «перевел
11. Канун революции На поселении в Сибири Дзержинский пробыл недолго: всего семь дней. На восьмой он бежал из села Тасеевки. Побег был труден. И все ж, несмотря на тучи полицейских телеграмм с описанием примет опасного преступника, через два месяца Дзержинский "перевел дух"
Канун Японский премьер-министр Кацура, сознательно нагнетая страсти, заявил, что «Балтийский флот не встретил торпедных катеров Японии в Северном море, но есть полное вероятие того, что он встретит их в Индийском океане». Русские агенты тоже настойчиво отмечали южные
Канун краха
Канун краха Следует отметить, что война вызвала небывалое напряжение российской экономики Военные расходы России составили в 1914 г. 1655 млн. руб., в 1915 г. — 8818 млн. руб., в 1916 г. — 14573 млн. руб., а за восемь первых месяцев 1917 г. они равнялись 13603 млн. руб. Общая сумма военных
Канун революции Первые годы правления Людовика XVI показывают, что в правящие круги Франции уже проникло смутное представление о невозможности управлять страной по-старому. Девятнадцатилетний король начал свое царствование многообещающе. Он отказался от 24 млн.,
ЧАСТЬ I КАНУН
ЧАСТЬ I КАНУН Ценой разорения страны Россия была возведена в ранг европейской державы.П. Н. Милюков— Как ты, умный человек, мог пойти против меня?— Какой я умный! Ум простор любит, а у тебя ему тесно.Разговор Петра I с Александром Кикиным в пыточном
Глава 2. Канун
Глава 2. Канун Если рубеж XV–XVI веков в нашей истории отмечен рождением новой державы — Московского государства, то со второй трети XVI столетия можно говорить о начавшем его постепенно охватывать политическом кризисе, неуклонно углублявшемся, продолжившемся до начала
1. Канун революции
1. Канун революции В конце XIX и в начале XX века капитализм вступил в новый, высший и последний этап своего развития — империализм. Промышленность сосредоточилась в руках крупнейших капиталистов или объединений капиталистов, между которыми чрезвычайно обострилась борьба
Канун Ритуальный напиток. Митрополит Илларион (Иван Огиенко) поясняет, что канун происходит от греческого «kanoum» – «кошель с жертвенной пищей», который приносили в храм накануне праздника (отсюда напиток – канун). Известен канун в Украине, где его еще в недалеком прошлом
Читайте также: