Как расположить колонки на столе
Продолжаем постигать премудрости домашнего кинотеатра. В этот раз разбираем правила расстановки акустических систем в комнате. Комнаты бывают разные, поэтому постараемся учесть наиболее распространенные случаи.
Пусть вас не вводит в заблуждение то обстоятельство, что в каждой части статьи мы делаем упор на важность выполнения того или иного этапа работ по созданию домашнего кинотеатра. В действительности все этапы важны, и влияние каждого сложно переоценить. Ненадлежащее выполнение требований какой-либо стадии построения ДК может обернуться существенным ухудшением качественных показателей работы системы, главный из которых – эмоциональный эффект.
Как и подбор аппаратуры и подготовка помещения, столь же важной процедурой является правильная расстановка акустических систем и зрительских мест в комнате. Главная задача – соблюдать те условия инсталляции, на которые рассчитаны современное оборудование и колонки. Ведь только в этом случае домашний кинотеатр одарит вас полноценным окружающим звучанием – захватывающим и объёмным.
Несмотря на всё многообразие систем окружающего звука, массовое распространение получили две: 5.1 и 7.1. Первая цифра обозначает количество основных акустических систем, а цифра после точки – количество каналов сабвуфера. На всех современных фонограммах низкочастотный канал один, так как человек не локализует на слух источник звука, воспроизводящий частоты ниже 100 Гц, – разделение НЧ-канала на несколько независимых попросту не имеет смысла. Хотя самих сабвуферов, играющих одну и ту же партию, может быть два и более, в зависимости от объёма/конфигурации помещения и характеристик самих сабвуферов.
Вариант идеального расположения громкоговорителей по схеме 5.1 приведён на рисунке ниже. Все АС находятся на равном удалении от места прослушивания, выстроившись по линии виртуальной окружности, в центре которой слушатели.
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1
Аналогично и для 7.1. Только колонок окружающего звучания будет не две, а четыре: так называемые боковые (side surround) и тыловые (rear surround).
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1
Идеальная реализация подобных схем на примере реальных инсталляций будет выглядеть следующим образом:
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1
- Три АС впереди слушателей (фронтальные и центральная) могут располагаться в одну линию, а не по «окружности». При этом фронтальные колонки должны по возможности образовывать с местом прослушивания равносторонний треугольник.
- Тыловые громкоговорители могут находиться на меньшем удалении от зрителей, чем фронтальные, однако крайне желательно обеспечить расстояние хотя бы 1,5 м от каждого тылового громкоговорителя до ближайшего зрителя. Если зрительские места расположены вплотную к задней стене помещения, тыловые колонки должны быть настенными (подробнее см. далее).
- Сабвуфер не показан на схемах, поскольку его расположение напрямую зависит от помещения. В процессе инсталляции должны производиться расчёты акустики комнаты для заблаговременного выбора размещения НЧ-модуля. Либо выбор места установки сабвуфера производится в процессе инсталляции на слух. В среднестатистическом домашнем кинотеатре применяется один сабвуфер, в более продвинутых системах, а также в комплексах класса THX используются два одинаковых «низкочастотника», которые обычно располагаются под фронтальными колонками (или рядом с ними) либо в районе центрального спикера. В любом случае, должна сохраняться симметрия размещения АС.
Выбор расположения сабвуфера в комнате на слух
Данная процедура производится после подключения и настройки всей системы. Ставьте сабвуфер по очереди в разных местах комнаты, включайте запись с хорошим басом и слушайте, находясь в зоне зрительских мест. Когда бас будет наиболее разборчивым и не гудящим – это и есть оптимальная для сабвуфера дислокация. Другой метод называется «от обратного». Сабвуфер размещается там, где будут находиться зрительские места, а инсталлятор начинает перемещаться на четвереньках вдоль стен помещения. Как только обнаружится область, где бас будет звучать наиболее чисто и разборчиво, – туда и можно поставить сабвуфер. Если он в системе один, обратите внимание в первую очередь на область рядом с одной из фронтальных колонок. Сабвуфер должен находиться в 20-30 см от стены, но в углу.
Тип и размещение тыловых АС
Одно из основополагающих правил выбора акустики – однородность. Подразумевается, что все основные колонки многоканальной системы (сабвуфера это не касается) должны принадлежать к одной серии одного производителя. Тем не менее условия инсталляции часто вносят свои коррективы. Бывает, что отсутствует возможность поставить зрительские места (кресла или диван) на расстоянии хотя бы одного метра от задней стены. И если сложилась именно такая ситуация (что нежелательно), единственный способ обеспечить более-менее корректное окружающее звучание – использование настенных АС с корпусами малой глубины. Они должны быть смонтированы на высоте примерно 2 метра от пола и по возможности ориентированы немного в сторону зрителей. Далее производится коррекция настройками ресивера. Также высокое расположение тыловых настенных АС имеет смысл применять при необходимости озвучить зрительские места в несколько рядов. Наглядные примеры того, как реализуется подобная схема, вы можете увидеть в любом современном коммерческом кинотеатре. Если же мест 2-3 и они установлены в один ряд, то для озвучивания тыловых каналов прекрасно подойдут более доступные и обладающие более полновесным звучанием корпусные колонки полочного типа на высоких подставках или на настенных кронштейнах. Они должны располагаться чуть выше голов зрителей, на расстоянии минимум 1,5 м (лучше – дальше) от них.
Выбрать 5.1 или 7.1?
Этот вопрос всё менее актуален, а с приходом Blu-ray и HD DVD «в каждый дом» совсем потеряет актуальность: для новых форматов 7.1 является стандартом де-факто. Однако в некоторых случаях 5.1 бывает предпочтительнее. Например – в небольших комнатах, в которых установленные под углом 110 градусов тыловые колонки будут располагаться дальше от ушей зрителей, чем боковые и тыловые по схеме 7.1. Значит, и окружающее звучание будет более объёмным за счёт лучшего рассеивания звука, несмотря на меньшее количество каналов в системе.
Организация качественного звука на компьютере. Часть третья. Понемногу об оставшемся
В первой части материала были рассмотрены основные постулаты создания качественной аудиосистемы на базе компьютера, а также даны советы по выбору звуковой карты с учётом области её применения. Вторая часть была посвящена акустическим системам. В третьей, заключительной, статье цикла мы рассмотрим некоторые вопросы коммутации, компоновки систем разного профиля, расстановки колонок и хранения музыки в компьютере.
Коммутация
Выбор варианта подключения и кабеля
Многие пользователи активных акустических систем задаются вопросом: стоит ли менять кабели на колонках для улучшения звука? Отвечаем: если АС относятся к классу мультимедиа, то штатного «шнурка» вполне достаточно. Для улучшения качества звука лучше оптимизировать установку колонок на столе (об этом ниже), позаботиться об акустике помещения и качественной звуковой карте. Всё это способно оказать на звук огромное влияние. В отличие от кабеля.
Владельцы высококлассных активных АС (студийных мониторов) также часто интересуются, какой кабель приобрести. Вопрос этот уже не праздный, потому что в комплекте с мониторами обычно никаких проводов, кроме сетевых, не прилагается. Поэтому есть два пути: идти в магазин бытовой аппаратуры Hi-Fi за красивыми толстыми и очень дорогими кабелями либо в магазин профессиональной аудиотехники. Мы советуем второе. И дело даже не в том, что в случае «профессиональных» кабелей покупатель не переплачивает за понты (имидж производителя, упаковку, рекламу, дизайн, позолоту разъёмов, сладкие речи консультантов). Просто оборудование класса professional изначально рассчитано на работу с недорогой проводкой, которая совершенно не ухудшает её характеристик, если, разумеется, эта проводка сделана по правилам и из соответствующих материалов. Для коммутации аудиооборудования и звуковой карты (или микшерного пульта) с колонками могут быть использованы «профессиональные» кабели двух типов: «инструментальные» и «микрофонные». В первом случае конструкция провода коаксиальная: сигнальная жила в экране. Во втором – две жилы, переплетённые косичкой, в общем экране.
«Инструментальный» кабель (слева), «микрофонный» кабель (справа)
Звук на ПК: «инструментальный» кабель (слева), «микрофонный» кабель (справа)
Кабели первого типа применяются для небалансного подключения при помощи коннекторов RCA («тюльпаны») или моно-jack. Кабели второго типа используются для балансного подключения. Они же служат для передачи низкоамплитудного сигнала от микрофонов до предусилителей, ими же выполняется коммутация всего аудиооборудования в студиях звукозаписи. Средняя цена метра хорошего «инструментального» или «микрофонного» кабеля составляет $1-2, разъёмы продают в среднем по $2-6 за штуку, в зависимости от их типа и качества. И если «профессиональный» кабель спаян правильно, то по своим характеристикам он будет превосходить хай-файный, несмотря на существенно меньшую стоимость. Из известных компаний – производителей кабелей и разъёмов для студийной коммутации можно вспомнить японскую Canare, немецкую Cordial и итальянскую Proel.
Балансное или небалансное подключение?
Если речь идёт о коммутации звуковой карты и колонок, то тип подключения – с точки зрения влияния на качество звука – значения не имеет. Тем более в мультимедиасистемах возможно только небалансное подключение. Пользователям же студийных мониторов, в которых предусмотрены оба варианта, советуем не заморачиваться на типе коммутации. При длине кабеля 1-2 метра разницу между «балансом» и «небалансом» вы, скорее всего, не заметите. Но если у вас много различного оборудования в помещении, если длина кабелей предполагается более значительная, чем 2 метра, то балансное подключение предпочтительнее, поскольку практически не восприимчиво к внешним электромагнитным помехам. Как это происходит: в выходном каскаде аппарата (звуковой карты, микшерного пульта и так далее) сигнал разделяется на две «копии», только одна из них остается как есть (в фазе), другая инвертируется в противофазе. Обе «копии» синхронно передаются по «микрофонному» кабелю: одна «копия» в каждой сигнальной жиле. После попадания в другой аппарат (мониторы, например) одна из «копий» сигнала снова инвертируется и сигнал суммируется. Поскольку после смены фазы одной из «копий» и суммирования попавшие одновременно на оба сигнальных кабеля наводки получаются в противофазе, они взаимовычитаются, то есть самоустраняются. Благодаря таким свойствам балансного подключения его крайне желательно использовать в тракте записи (сигнал от микшерного пульта до звуковой карты, от микрофона до микшера) – это сведёт к минимуму помехи и шумы. В воспроизводящем же тракте применение «баланса» необязательно.
Расстановка акустических систем
Акустика 2.0 (стереоколонки)
Наиболее вероятным местом для такой акустики является рабочий стол. Никаких премудростей в такой установке нет – лишь бы голова слушателя образовывала с АС равносторонний треугольник, а динамики были на уровне ушей (или ориентированы на них). Тем не менее при настольном размещении у многих владельцев ПК звучание хороших, как им казалось, колонок вызывает недоумение. А именно – появляется неприятный акцент в области мидбаса (~160 Гц), выражающийся в неприятном гудящем «подпевании». Это так называемый эффект стола: звуковые волны взаимодействуют со столешницей. Вылечить звук можно легко: поставьте колонки на небольшие (~15 см) массивные подставочки. В принципе, подойдут даже стопки больших тяжёлых книг одинаковой величины. От тыловой стены желательно обеспечить расстояние минимум 15-20 см. И совсем хорошо, если стол с колонками не будет находиться в углу, где особо «свирепствуют» стоячие волны. Если ваши колонки – контрольные мониторы, то их лучше не располагать на столе, а устанавливать на метровых стойках за столом (или за синтезатором – у кого как), за самими мониторами имеет смысл соорудить звукопоглощающую панель-сэндвич. Вообще, в домашней студии акустика помещения чрезвычайно важна не только для качественной записи живых инструментов и голоса, но и для правильного понимания того звукового материала, обработкой и сведением которого занимаешься. Поэтому акустическая подготовка комнаты просто необходима.
Акустика 2.1 (трифоник)
Для крупных сателлитов действуют те же правила, что для мультимедийных колонок 2.0. Крошечные же пластиковые колоночки ставьте, как вам вздумается, – на качественное звучание такие системы не рассчитаны априори, поэтому правильная или неправильная установка ничего принципиально не изменит. Сабвуфер желательно ставить недалеко от сателлитов. Обычно – под стол или на стол. Чистого и ровного баса иногда удаётся добиться, если разместить сабвуфер над столом, на прочной полке. В любом случае, стоит поэкспериментировать, поскольку в разных помещениях будут различные результаты.
Акустика многоканальная
На схеме ниже приведена идеальная расстановка АС вокруг слушателя. Центральная и фронтальные колонки должны быть, по идее, на одном горизонтальном уровне, который, в свою очередь, должен находиться на высоте головы слушателя. Тыловые колонки следует располагать чуть выше головы. Их можно повесить на противоположную стену (если позволяет геометрия комнаты) или установить на подставках. Сабвуфер размещается по принципу, описанному в предыдущем фрагменте про акустику 2.1. Если озвучивать предполагается одно рабочее место, то в многоканальной системе можно запросто обойтись без центрального спикера, выставив в настройках режим 4.1. Причина: обычно редко кому удаётся правильно установить «центр». Под монитор – слишком низко, плюс будет сильный «эффект стола». На монитор – высоковато. А вреда от неправильно установленной АС центрального канала будет больше, чем от её отсутствия вообще.
Сабвуфер не изображён, так как выбор места его установки производится на слух
Звук на ПК: схема правильной расстановки колонок конфигурации 5.1 (сабвуфер не изображён, так как выбор места его установки производится на слух)
Компоновка аудиосистемы компьютера для разных сфер применения
Более подробно о выборе звуковой карты и колонок читайте в первой и второй частях материала соответственно.
Прослушивание музыки, работа со звуком
Активные колонки/мониторы (или пассивные колонки с внешним усилителем) можно подключить напрямую к выходу звуковой карты. Но делать это следует только в том случае, если на самих колонках есть удобный регулятор уровня громкости. Он значительно удобнее. Если регулятора нет, можно купить недорогой микшерный пульт.
Небольшой микшерный пульт
Звук на ПК: небольшой микшерный пульт
На нём будет не только удобная регулировка уровня, но и темброблок и хороший выход на наушники (хотя он также может быть ещё и в звуковых картах с отдельным коммутационным блоком, монтируемым в отсек 5,25” системного блока).
Для прослушивания музыки в любом случае предпочтительнее колонки 2.0 класса мультимедиа или профессиональные мониторы.
Для игр и кино
Многоканальная звуковая карта, к которой «по аналогу» подключён комплект активных колонок или «по цифре» AV-ресивер с набором пассивных АС. Если нужен выход на наушники, приобретайте звуковую карту с отдельным коммутационным блоком, монтируемым в отсек 5,25” системного блока.
Маленькая хитрость, которую посоветуем тем, кто не может позволить себе AV-ресивер с колонками Hi-Fi, но в то же время не считает звучание многоканальных мультимедийных комплектов достаточно качественным, – у людей с хорошим музыкальным слухом на это есть все основания. Удачным компромиссом представляется покупка 2-3 пар хороших полноразмерных мультимедиаколонок 2.0 (на фронт покрупнее, на тыл покомпактнее, но все из одного модельного ряда одного производителя) и сабвуфера (например, Jet Balance JB-160 или JB-180). Все колонки подключаются напрямую к звуковой карте. С точки зрения звука покупатель выиграет (в сравнении с готовым мультимедиакомплектом акустики 5.1) при почти одинаковых затратах: $250-300. Но нельзя не упомянуть и о недостатках такого решения. Во-первых, будет только программная регулировка громкости, что не очень удобно и в некоторых случаях по звуку может уступать аппаратной «крутилке». Во-вторых, каждую пару колонок и сабвуфер придётся запитывать от электросети отдельно.
Хранение музыки
Руководствуйтесь правилом: чем качественнее запись, тем лучше звук. Будь колонки хоть трижды замечательными, при воспроизведении МР3 с низким (менее 256 кбит/с) битрейтом должного качества звука не ждите. Да, иная попса неплохо звучит и при 192 кбит/с, но такое бывает не так уж часто. Поэтому если уж вы выбрали формат хранения МР3, кодируйте свои CD с максимальным битрейтом (320 кбит/с). В идеале – вообще оставлять музыку на оригинальных CD, хоть это не слишком удобно. Тем же, кто желает покомпактнее разместить свою фонотеку на жёстком диске, сохранив «CD-качество», рекомендуем обратить внимание на lossless-кодировщики. Например – Monkey Audio. Кодированные таким образом файлы «весят» примерно вдвое меньше, чем WAV 16 бит/44,1 кГц (CD Audio), не теряя в качестве звука. Для воспроизведения подобных файлов достаточно установить соответствующий plug-in в WinAmp или любой другой популярный плеер. Найти всё это в Интернете не составляет труда.
На этом всё. Искренне надеемся, что приведённая в трёх частях статьи информация окажется полезной для вас.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Раскрыть потенциал
Вторая часть цикла посвящена вопросам инсталляции активной акустики 2.1, или трифоника. Как известно, такие спикеры изначально ориентированы на игры и кино, поэтому не все покупатели считают нужным уделять их размещению пристальное внимание. А зря: при соблюдении нескольких простых правил даже хорошо знакомый трифоник сможет продемонстрировать ранее скрытые таланты
Создавая акустику 2.1, конструкторы преследуют несколько иные цели, нежели при работе над классическими мультимедийными спикерами 2.0: главными приоритетами являются минимальные габариты сателлитов – это позволяет высвободить место на рабочем столе – и получение достаточно мощного баса, который акустике 2.0 воспроизвести обычно не по силам. В то же время, физическое разделение НЧ-секции (заметьте, я не использую слово сабвуфер, потому что в истинно сабвуферном диапазоне 20-30 Гц практически любой басовик от мультимедийных спикеров 2.1 уже не дееспособен) и сателлитов, ответственных за средние и высокие частоты, ведет к увеличению себестоимости – из-за большего, относительно решений 2.0, количества используемых материалов и комплектующих. Но конъюнктура рынка такова, что модели 2.1 покупают частенько в довесок компьютеру, «чтобы было», поэтому дорогими они быть не могут априори. Вот компаниям и приходится дополнительно удешевлять производство такого продукта. Исключение составляют лишь немногочисленные модели 2.1 для требовательных геймеров, готовых расстаться с 8 и более тысяч рублей. В целом же по рынку расклад такой: при равной цене модель 2.0 будет почти гарантированно музыкальнее и «правильнее» по звуку, зато одноклассница 2.1 окажется удобнее в размещении и более басовитой. Впрочем, это вовсе не означает, что бюджетные модели 2.1 не годятся для прослушивания музыки! Рассмотренный в этой статье трифоник от Jetbalance является тому наглядным подтверждением. Но вначале поговорим о правилах размещения среднестатистического комплекта мультимедийной акустики 2.1.
Как ставить?
В отличие от традиционных собратьев конфигурации 2.0, звучание сателлитов трифоника при установке непосредственно на стол деградирует в меньшей степени. Дело в том, что наиболее заметно искажаемый в таких случаях диапазон 150-400 Гц у компактных сателлитов выражен гораздо слабее. Тем не менее, настольное размещение им все равно не рекомендуется, если мы говорим про решения хотя бы среднего уровня, а не совсем уж дешевые наборы с крохотными пластмассовыми сателлитиками, писклявый звук которых уже ничем нельзя испортить. Еще хуже, когда на столе оказывается еще и низкочастотник: жуткая «каша» вместо звука гарантирована.
Разумным решением является установка сателлитов на небольшие подставки или другие возвышения, приподнимающие излучатели хотя бы на 10-15 сантиметров. Ориентация акустической оси динамиков в каждом случае подбирается индивидуально. Например, если колонки звучат относительно резко, крикливо, то можно несколько развернуть их наружу. Сабвуфер целесообразно установить под стол или рядом с ним – опять же, это зависит от конкретной ситуации. Рекомендуется попробовать оба варианта и выбрать тот, который больше понравится по звуку.
Если во главу угла ставится чистота звука, то лучше всего расположить трифоник (включая сабвуфер) на полке над монитором. При таком раскладе вы несколько потеряете в мощности баса, зато саунд в целом будет максимально цельным и сбалансированным в рамках того, на что способны колонки.
Что же касается акустической обработки помещения подручными средствами, то эту информацию вы сможете найти в первой части цикла статей про инсталляцию мультимедийной акустики.
Собственно, акустика
Почему в качестве примера мультимедийной акустики 2.1 был выбран именно комплект Jetbalance JB-454 за 1900 рублей? Потому что формально он принадлежит к той ценовой категории, в которой спикеры выбирают по дизайну, вполне справедливо полагая, что достойно звучать за такие деньги они все равно не будут. Фактически же данный комплект выбивается из общей канвы: дизайн тут, прямо скажем, очень скромный, зато корпуса сателлитов не пластиковые, а из древесной плиты, что уже само по себе ценно, поскольку позволяет в значительной степени уменьшить внутренние резонансы и, как следствие, сделать звучание чище.
Излучатель в каждом сателлите – широкополосный драйвер с бумажным диффузором около 9 см. в диаметре. Динамик скрыт несъемным грилем из ткани, посаженной на полимерный каркас.
Низкочастотный модуль представляет собой классическую конструкцию с фронтальным динамиком ~15 см и тыловым портом фазоинвертора. Для установки под стол этот аппарат годится, поскольку защитный гриль на излучателе сделан из металла. В то же время, на корпусе расположен еще и блок регуляторов (общая громкость, интенсивность работы басового модуля) и выключатель, тянуться к которым всякий раз будет не очень удобно.
Хотя, если один раз настроить систему, то открытым остается лишь вопрос о комфортной регулировке громкости, а уж этот процесс можно запросто реализовать программно в источнике – компьютере или медиаплеере.
Звучание Jetbalance JB-454 можно назвать комфортным, если сателлиты не нацеливать строго на себя. И если не злоупотреблять звуковым давлением: спикеры интересны на малой и средней громкости. Зато для своей ценовой категории трифоник звучит чрезвычайно слитно (разработчики обеспечили хорошую сшивку поддиапазонов). Лучше всего он справляется с легкой инструментальной музыкой, в том числе камерной классикой. В играх каких-либо жанровых ограничений не замечено – опять же, если не требовать от этих недорогих АС дискотечного звукового давления.
А что насчет Jetbalance JB-454 скажет специалист нашей тестовой лаборатории?
«Широкополосный драйвер, установленный в акустических системах этого трифоника, охватывает весьма широкий диапазон частот. Правда неравномерность во всем рабочем диапазоне оставляет желать лучшего, да и запас по мощности не велик: уже на средней громкости уровень искажений становится заметен на слух. При умеренном же уровне звукового давления (82 дБ) среднее значение этого показателя в пределах нормы (0,7%). Низкочастотник оказывает им хорошую поддержку, воспроизводя диапазон с 47 Гц. Запас по громкости хорошо согласован со стереопарой».
Таким образом, можно смело рекомендовать Jetbalance JB-454 для полноценного озвучивания компьютерного рабочего места или небольшой комнаты (но уже в фоновом режиме) – в качестве альтернативы музыкальному центру за 3000-5000 рублей.
Нулевое влияние
В деле формирования качественного звука мелочей не бывает. Выбирая аппаратуру, корректируя акустику помещения и занимаясь поиском качественных записей, меломаны-компьютерщики забывают о том, что все их усилия могут пойти прахом… из-за простого письменного стола!
В этом нет ничего удивительного, ведь типовая мебель создается, как правило, из гулкой ДСП, при этом большинство слушателей размещает колонки прямо на столешнице. Оба фактора дополняют друг друга, в итоге вместо комфортного звучания с ровным тональным балансом получается «каша», какофония, в которой доминирует грязный мидбас. В этой статье мы дадим советы по изготовлению «правильного» рабочего стола для меломанов, предпочитающих слушать музыку сидя за монитором компьютера. Можно ничего не читать, а просто пойти в магазин студийной мебели и купить готовый «звукорежиссерский» стол. Однако, мы не зря делали эту статью, ведь рассмотренные ниже самодельные конструкции не только обойдутся намного дешевле тех 30 000 – 50 000 рублей, которые просят за фирменные изделия, но при этом могут превосходить их по акустическим свойствам.
Причины неудач
Как уже упоминалось, основными причинами существенного ухудшения звучания в области низких частот и мидбаса является недостаточно плотный материал стола и близкое расположение АС к поверхности столешницы, которая превращается в акустическое зеркало, «убивая» все старания инженеров, создавших колонки. Решение проблемы состоит из двух этапов: необходимо приподнять АС над столешницей на достаточное расстояние, а конструкцию самого стола сделать максимально акустически прозрачной, ну или, хотя бы, акустически инертной, чтобы большие поверхности не превращались в резонаторы, искажающие звучание. По этим причинам все готовые «профессиональные» столы для студий звукозаписи имеют два обязательных атрибута: подставки под колонки, расположенные выше уровне столешницы (или просто полка для колонок и видеомонитора), а также массивный металлический каркас с навесными панелями из максимальной плотной и толстой древесной плиты, MDF. Но домашний стол можно сделать еще массивнее, ведь спикеры студийного стола используются, как правило, лишь для контроля (мастерингом занимаются на другой аппаратуре и в других условиях), тогда как домашний стол будет определять результирующее качество звучания.
Перечисленные атрибуты необходимо положить в основу и самодельных конструкций, при этом мы-то знаем, что «по материалам» такой стол обходится в разы дешевле, чем готовый. Пользователи, знакомые с металлообработкой, или знакомые со знакомыми, умеющими резать и варить металл, находятся в более выгодном положении. Остальным же достаточно распространенных инструментов или даже знания адресов мастерских, в которых нужные детали можно заказать по отдельности. По нашим подсчетам, полные затраты на изготовление хорошего «акустического» стола тем или иным путем составят 5 - 20 тысяч рублей. Рассмотрим три ключевые конструкции. Следует упомянуть, что в данной статье рассматриваются лишь общие принципы. Внешний вид, размеры и качество стола определяются каждым меломаном самостоятельно.
Недорого, но эффективно.
Поскольку в наименее затратной реализации «музыкальный» стол изготавливается целиком из древесных плит, бороться с паразитными резонансами придется исключительно путем увеличения массивности конструкции и улучшения виброразвязки ее элементов. А также — оклейки внутренней части «коробки» звукопоглощающими матами. Ориентировочная стоимость материалов – от 5 до 8 тысяч рублей. Если делать все самому, то потребуется как минимум электролобзик (а лучше дисковая пила), отвертки (лучше шуруповерт), сверла, фурнитура и день-другой свободного времени.
Постройка стола начнется с визита в магазин кухонных гарнитуров, где нужно приобрести подходящую по качеству и цвету кухонную столешницу шириной 60-65 см. Идеальный материал – искусственный камень или акрил, однако в этом случае бюджетным проект уже никак не будет, да и работать с такими плитами намного сложнее. Поэтому оптимальным вариантом считается MDF толщиной 2,5-3 см, либо максимально плотная ДСП около 4 см. Скорее всего, там же в магазине вам предложат раскройку и обделку торцов. Если цена разумная – соглашайтесь, ведь одна только доставка цельной кухонной столешницы в квартиру – уже само по себе приключение не из приятных. Но если магазин не способен решить вопрос по разумной цене, либо вы мечтаете сделать все своими руками, при этом располагаете инструментами и подходящим автомобилем для перевозки длинномеров, то отговаривать не будем. На то оно и творчество!
Из купленной столешницы необходимо соорудить П-образную конструкцию полной высотой 75 см (таков стандарт для письменных столов). Следует помнить, что чем меньшая по площади поверхность столешницы окажется непосредственно под АС, тем лучше. Если учесть, что оптимальное удаление головы слушателя от спикеров ближнего поля составляет около метра, то колонки должны отстоять друг от друга на расстоянии примерно 90 см (по осям). Таким образом, оптимальная ширина столешницы — 80-100 см. Еще 145 см полотна уйдет на боковые опоры. В итоге одной кухонной столешницы длиной 2,5м для изготовления стола хватит вполне. Для придания всей конструкции жесткости можно использовать заднюю поперечину из ДСП или MDF, но лучше воспользоваться более подходящими для такого случая стальными фиксаторами внутреннего угла или стальными же уголками с ребром жесткости. В обоих случаях это должны быть элементы с плечом не менее 250 мм.
Крепление железа к столу необходимо производить подходящими саморезами максимально большого диаметра, предварительно просверлив отверстия сверлом на 1,5-2мм тоньше самореза.
Теперь перейдем к подставкам под колонки. Их можно сделать из множества материалов, главное чтобы они были массивными и устойчивыми. Это может быть MDF или многослойная фанера толщиной 20 - 25 мм. Добиться такой толщины можно путем склейки двух листов фанеры 10 - 12 мм с помощью клея ПВА или аналогичного. По мнению автора, фанера предпочтительнее с эстетической точки зрения, ведь после раскройки не нужно заделывать торцы, достаточно пройтись наждачкой по заусенцам и покрыть изделие лаком или морилкой.
С акустической точки зрения толстая березовая фанера тоже очень хороша. Необходимо изготовить контактную площадку и постаменты с учетом размера колонок. Если акустика еще не приобретена, то универсальным размером может считаться 200 х 200 мм. Колонны подставочек можно сделать из того же материала, в виде клина, расположенного острием к слушателю, либо приобрести готовые мебельные ножки – короткие, но массивные и максимально устойчивые. В этом случае подставочки под АС будут напоминать мини-табуретки. Оптимальная высота конструкции – 150 - 200 мм, в зависимости от роста пользователя и высоты самих колонок.
Ну и последние штрихи, уменьшающие влияние мебели на звук. Во-первых, сам стол и подставочки для АС на столешницу имеет смысл устанавливать через резиновые прокладки толщиной 1 - 2 мм. На опорную поверхность подставочек, на которую будут устанавливаться колонки, не помешает наклеить лист резины, синтетического фетра или похожего материала – виброизолярующего, при этом сравнительно цепкого. На саму столешницу лучше уложить накладку, которую часто предлагают для офисных столов. Она может быть с кожаной отделкой или просто резиновой. Наконец, внутреннюю полость арки стола надлежит оклеить акустическим поролоном типа «пирамида» с профилем 40-50 мм, хотя более эстетичным и практичным решением является самоклеющийся лист автомобильной шумоизоляции – пористый полиуретан или синтетический материал, напоминающий скомканные фрагменты войлока.
Оптимальный вариант
Конструкция такого стола будет комбинированной. В основе — стальной каркас желаемого дизайна, сваренный из труб квадратного (50х50 мм) или прямоугольного (40х80 мм) сечения с толщиной стенки около 2 мм, изнутри обильно обмазанных силиконовым герметиком или обрызганных из баллончика «антигравием», т.е. каучуковой мастикой для защиты днища автомобилей.
Подобная обработка лишит трубы звонкости, то есть сделает их акустически инертными. Есть еще один вариант – заполнить полость трубы монтажной пеной, но в случае передозировки она будет еще несколько дней вылезать из щелей, поскольку постоянно расширяется в процессе отвердевания. Зато ее удобнее всего подавать в трубу. Наконец, допускается заполнение полостей труб просушенным мелким песком, однако после этого и без того массивный стол станет почти неподъемным. Для звука это хорошо, но случись перестановка мебели или переезд – намучаетесь. Наружную часть каркаса можно окрасить в нужный цвет.
На каркас устанавливается столешница, изготовленная из массивной кухонной ДСП 30-40 мм толщиной или многослойной березовой фанеры 20-25 мм. Крепление столешницы к каркасу желательно сделать через резиновые прокладки (например, сантехнические). Можно использовать готовые кровельные саморезы, но их головки будут довольно сильно выступать. Впрочем, их использование все равно не освобождает от покупки резиновых прокладок.
Преимущество стального каркаса в том, что подставочки для колонок можно «вырастить» прямо на нем, они станут продолжением конструкции. На конец труб можно наварить стальное основание из листа 2-3 мм или сделать «ушки» для крепления опорной поверхности из фанеры или MDF для размещения колонок.
Все остальные рекомендации по доводке конструкции до нужной акустической кондиции (за исключением оклейки внутреннего объема «короба» стола в связи с его отсутствием), приведенные в последнем абзаце предыдущего раздела, актуальны и в данном случае.
Акустический рабочий стол топ-класса. Но нужен ли?
От предыдущего варианта стола с металлическим каркасом этот отличается всего одним, но важным элементом: подставки под АС не интегрированы в конструкцию стола, а размещаются отдельно. Как и ранее, корпуса АС должны возвышаться над столешницей, однако теперь стереобаза не зафиксирована жестко и может меняться в зависимости от размера и конструкции колонок.
Такой вариант позволит обеспечить максимально точную инсталляцию спикеров, однако он сложнее и дороже в реализации. Кроме того, велик риск случайного опрокидывания напольных подставок высотой 900 - 950 мм с очень высоким центром тяжести. Поэтому компонентную конструкцию мы рекомендуем только обладателям огромных кабинетов с акустической отделкой, в которых стол расположен не у стены, а находится ближе к центру помещения.
Остается открытым вопрос, что же на любой из специальных «акустических» столов ставить? Конечно же, хорошую акустику полочного типа, вероятнее всего – активные мониторы ближнего поля с полосным усилением! И не забыв про хороший источник. Выбор тех и других устройств огромен, поэтому мы подготовили несколько комплексных решений для меломанов с разным достатком и требованиями. И не забывайте про обеспечение тихой работы системного блока компьютера. Пошаговую инструкцию можно найти в отдельной статье.
Как правильно расставить колонки: 10 шагов
Формат современных квартир редко когда позволяет добиться идеальных параметров при инсталляции системы. Между тем, правила размещения АС в комнате прослушивания исключительно важны. И даже очень дорогие акустические системы могут не дать того самого сверхъестественного звука, который был в салоне, при их неверной установке дома. Описанные десять шагов при расстановке колонок помогут как начинающим аудиофилам, так и продвинутым – ряд тонкостей вполне можно забыть, пытаясь не испортить интерьер.
1. Ориентируем систему по длинной стороне зала
Установка по длинной стене комнаты прослушивания – настоящее благо для качества и точности басовой линии. Как правило, при такой ориентировке волны просто не успевают развернуться и «завести» помещение НЧ-модами. Если есть такая возможность – начините установку с такого формата.
2. Отодвигаем АС от стен на большое расстояние
Чем ближе громкоговоритель размещен к стене, тем больше будет баса – но, и тем менее качественным он будет. Всего несколько моделей спикеров (например, легендарные Klipsch Klipschorn) требуют инсталляции в углах зала, остальные модели будут играть идеально лишь при выдвижении их вперед на 1/3 длины зала! При этом, если АС имеют выведенные назад большие порты фазоинвертора, их смело можно ставить и на расстоянии от стен в 1/2 от длины зала – именно такие комплексы вы часто можете лицезреть на High End выставках. «Кашу маслом» в случае жилого помещения испортить сложно.
3. Ориентируем твитер по уровню ушей в точке прослушивания
Исключительно важна и высота сидячего места – если диван сильно «провален» (или поднят) относительно высоты размещения динамиков АС, пострадают высокие частоты. Нужно подобрать оптимальную высоту – если же такое невозможно, переходим к п. 9.
4. Соблюдаем «золотое сечение» – равносторонний треугольник
Наконец, мы приблизились к выбору позиции. Идеальная конструкция зоны прослушивания – равносторонний треугольник, ориентированный углом вниз. Расстояние от ушей слушателе до АС и расстояние между колонками должны быть равны или приблизительно равны. Данный пункт является решающим в построении стереообразности, сцены, соблюдения когерентности звучания.
5. Разворачиваем колонки так, чтобы слушатель не видел боковых граней спикеров
Иногда можно увидеть АС установленные параллельно боковым станам зала. Это – ошибка, по всем канонам акустические системы должны разворачиваться «лицом на слушателя». Правило при такой установке очень простое – сидя в точке прослушивания пользователь не должен видеть ни левой, ни правой грани колонок (это даст более четкую прорисовку сцены и создаст эффект настоящей голографии звуковых образов).
6. Прибегаем к несимметричной установке в случае проблем с басом
Если конфигурация вашей мебели, наличие окон и дверей в зале дают басовые моды – даже при соблюдении всех описанных выше условий можно попробовать несимметричную установку, разворачивая линию размещения акустических систем к углам зала. Или даже выдвигая и поворачивая одну колонку. Конечно же, при соблюдении пп. 2, 3, 5.
7. Снимаем грили
Любые грили чуть-чуть замыливают звук. Прежде всего, падение детализации заметно на высоких частотах. Если в комнату прослушивания не ходят маленькие дети или домашние животные – грили с колонок лучше снять.
8. Развязываем колонки от пола
Как правило в комплекте с напольными АС идут шипы (для полочных громкоговорителей придется купить специальные стойки). Лучше всего менять систему развязки от пола, приобретая более массивные опоры и шипы, так звучание станет более точным по части баса. Улучшится и общая достоверность саунда.
9. При возможности используем дополнительные антивибрационные платформы
Дополнительные антивибрационные системы не только помогут увеличить высоту акустики и идеально сориентировать высоту твитера. Это станет еще и дополнительным усилением п. 8, благоприятно сказавшись на качестве звучания! Если бюджета нет на фирменные плиты, развязку можно организовать, заказав обычные 5 см. алюминиевые или стальные плиты в размер оснований АС. А вот решения из мрамора зачастую могут навредить.
10. Для кабелей тоже стоит подумать о подставках!
Финальный штрих – кабели. Толстые провода, висящие из акустических терминалов АС, могут не только вибрировать сами – они еще и нарушают стабильность самих колонок. Особенно если речь идет о полочных моделях. Позаботьтесь о подставках для кабелей – если нужно сэкономить, отлично подойдут пластиковые хозяйственные решения для настенного хранения пакетов. В них много отверстий и кабели, проложенные через такие системы, не будут висеть в воздухе.
Читайте также: