Из чего сделаны столы в комнате хозяйки медной горы
Думаете сказки о рептилоидах сочиняют только в наши дни? - Ошибаетесь! Все новое - это хорошо забытое старое, и сказки П.П.Бажова - тому пример. Хотя не только его сказки были о рептилиях, но и сказки народов мира, например, русская народная сказка "Волшебное кольцо", в которой главный герой Мартынка спасает дочь змеиного царя и получает волшебное кольцо в вознаграждение. Есть и другие сказки, в которых есть змеи - чудовища, о двенадцати головах, и с другим количеством голов; чудо - юдо змеи поганые, или Змей Горыныч; даже на гербе нашего государства имеется эмблема, на которой воин убивает змея (Георгий Победоносец), и библейский Змей, совративший Еву.
Но больше всего сказок (сказов) написано П.П.Бажовым, где присутствуют темные, хтонические божества. Автор часто слышал эти сказы от людей, которые работали под землей: от золотоискателей, горнорабочих, рудокопов и т.д. Вот и получается, что сказы эти писатель не сам придумывал, а, живя с рождения на Урале, от людей слышал, да себе потом записывал. А чем сказ от сказки отличается?
Сказ - это изложение фольклорного произведения, с сохранением семантико-стилистической традиции. То есть точная передача того, что было рассказано, и как было рассказано, с использованием диалектов и выражений рассказчика. А сказка - это эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом.
И вот Павел Петрович Бажов создает мир необыкновенных самобытных сказок, которые больше похожи на сказы, и самого Бажова называют автором уральских сказов. В основе его произведений лежит сказочная горнозаводская цивилизация, которая под собой подразумевает очень древние верования. Может быть именно это и принесло такую известность его сказкам. Образы Полоза и Малахитницы несут в себе некий сакральный смысл.
Хозяйка Медной горы - не просто дух местности, а, фактически, божество Уральского хребта, в которой испокон веков добывали люди ресурсы. Вот как ее описывает автор:
Проглядываются различия между Малахитницей и обычными девушками. Есть в ней и что-то доброе, и недоброе. По повериям древних угров, у нее было большое количество имен: Золотая Баба, Калташ-Эква, Йоли и т.д. Она могла забрать жизнь человека, а могла и одарить. Души людей, по поверьям племен, проживавших на Урале, она превращала в змеек, ящерок и жучков. Сама она тоже могла обратиться в ящерицу. Получается, что она была человекоподобной рептилией.
Есть легенды о том, что некогда на Урале находилась Золотая Баба, вернее идол, которому поклонялись вогулы, и была выполнена из чистого золота. Множество желающих раздобыть ее, так и не смогли ее взять. Даже на старых картах есть место, в котором она находилась. Это приблизительно ныне Ямало - Ненецкий автономный округ.
Это приблизительно здесь, если на первой карте было указано правильно. Обратите внимание на компас, как мне пришлось повернуть карту. Это говорит о том, что Северный полюс был в другом месте. Спутниковая карта.
Хотя, насчет "чистого"золота я не уверена. Если у хозяйки Медной горы было платье "из шелкового малахиту", как описывает автор, значит оно должно было иметь зеленоватый цвет, а не золотой. Возможно, что золотой эту статую называли метафорически. А она была сделана из какого-то другого материала, возможно, малахита, или меди. Медь имеет свойство "зеленеть", а так ее по цвету можно с золотом сравнить:
Поэтому, пока она была новая, то ее могли называть "золотой" из-за похожести, а когда прошло некоторое время, она могла стать примерно, как этот самовар - покрылась зеленью:
А название так и осталось: "Золотая баба", хотя она уже давно была зеленая. Но это одно из предположений. Никто не дает точного описания этой статуи, лишь известно, что она держала на руках ребенка. И все-таки, возможно, она была из меди. Может быть эта статуя и навеяла сказания о Хозяйке Медной горы.
Я немного отклонилась от темы. Идол - это не сама хозяйка, а лишь ее изображение, изваяние. Когда - то эта местность называлась Беармия, от которой произошло названия Пармия, Парма, Пермь Великая. А статую, упоминаемую на картах, могли привезти сюда киммерийцы, которые заселяли огромную территорию, от Северного Ледовитого океана до Индийского океана на юге, от Тихого океана на востоке до Атлантического океана на западе.Это один из союзов племён огромного Суперэтноса Русов. Так что, кто не в курсе, на этих территориях проживали наши предки. И хоть мало кто из русских знает о киммерийцах, все же информация о них хранится на территории Крыма, где они тоже проживали. Источник
Ну а теперь вернемся к теме.
Люди, видавшие эту статую, говорили, что в этих местах было полно сокровищ, в том числе и золота. В сказке Бажова Хозяйка показывает жениху свое приданное, которое сравнивается с царским, и дарит украшения для Настеньки, невесты Степана, который устоял перед заманчивой перспективой: взять в жены малахитницу, и признался ей честно, что обещал другую замуж взять.
Но я вновь вернусь из сказки в быль. Начиная с XVIII века, когда эти земли были в составе Российской государства, борцы с язычеством отец Филофей и Григорий Новицкий решили уничтожать все, что не связано с христианством, но Золотую бабу они так и не нашли. Ходили слухи, что и баба и чудь белоглазая исчезли одновременно, уйдя под землю, подальше от остальных людей. Может быть их иногда и встречали горняки и золотоискатели?
Есть и еще такой миф, что статуя находится у хантов, проживающих вблизи реки Казым. И эта тайна еще ждет своего часа.
А сказочная Хозяйка так и останется для нас загадкой, кто она на самом деле, ведь как про нее сказано автором:
"Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног – лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья."
Кстати, похожие змееподобные существа Наги встречаются в Древнеиндийском эпосе. (Есть такая версия, что Адам и Ева тоже были Наги. нет не раздетые с фиговыми листочками а Наги, как на следующем фото).
Но это другая история.
А у П.П.Бажова есть и такой сказ: "Про Великого Полоза", и в нем тоже описывается, как человек обратился в огромного Змея - Полоза. Золотодобытчики верили, где проползет Полоз, там поднимется жила золотая. У Бажова Полоз сначала похожий на человека, согласился помочь бедным людям, но чтобы им помочь, он превращается в змееподобное состояние, и у него остается лишь человеческая голова.
Существует предание и об Уральских горах, что это окаменевшее тело огромного Полоза, который пожелал опоясать всю землю, и выполз он от Прикаспийских степей, но окаменел, пробираясь через Северный Ледовитый океан. Его тело превратилось в Каменный пояс, а внутренности - в полезные ископаемые.
Обобщая все вышесказанное, мы видим, что у многих народов были мифы и легенды связанные с человекоподобными рептилиями ( только не путайте, пожалуйста, с рептилоидами - это плод современных фантазий некоторых авторов, у которых эти существа - пришельцы с планеты Нибиру. Не вижу ничего общего). И , как не странно, есть даже культ поклонения змеям, который называется Змеепоклонство. Это очень, оказывается, распространенный культ, и он известен во всех частях мира, кроме лишь Австралии. Змей представляется в виде злого начала (древний змей), но и в то же время, как целительный символ (Эмблема нашей медицины).
Культ змей был найден у мексиканцев при открытии Америки, у перуанцев и северо-американских индейцев. До сих пор встречается в Ост-Индии и в Западной Африке.
Кетцалькоатль - оперенный змей - божество древней Америки. Он был символом птицы, которая не живет в неволе. В Мезоамерике Змей олицетворял землю и растительность, но со временем слился с другими божествами и начал ассоциироваться с богом воздуха. Этот уже обновленный культ затем повлиял на индейцев майя, которые назвали змея Кукульман, что означает "Пернатый змей". А в Китае, как многим известно, Дракон - символ доброго начала ян. Его еще называют Змей-лун. И обитает он, по поверьям, в реках и озерах, но способен летать.
У евреев сохранились библейские рассказы о "медном змие" и поклонении ему. Позже у евреев и христиан змей становится воплощением низверженного божества и зла.
Этот культ до конца не изучен наукой.
Откуда столько мифов и поверий, легенд и рассказов, культов и поклонений разным видам рептилий по всему миру? Кто бы и что не говорил, но не бывает дыма без огня, иначе б не был так распространен Змей, как божество. Информация уходит корнями в очень - очень далекое прошлое, которое от нас, к сожалению, почти закрыто. Но не могли люди сразу по всему миру обожествлять рептилий просто так, безо всякой причины, причем рисуя их с человеческими головами, или даже с туловищами, как у людей? Значит, что-то побудило их к этому? Значит змеелюди могли существовать когда-то рядом с нами, а может быть и до сих пор существуют в своем подземном царстве, где не ступала нога человека?
Эта статья - личное мнение автора, и не может являться единственно правильным умозаключением. Автору будет приятно пообщаться с читателями в комментариях и услышать такое же мнение, либо отличное от этого, другое мнение.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь с друзьями в соц. сетях!
Миф пятый. Медной горы Хозяйка
Медной горы Хозяйка, Горная матка, Каменная девка (баба), Золотая баба, Малахитница – одна из любимейших моих персонажей в пантеоне всевозможных богов, богинь и мифологических духов. Я влюбилась в нее раз и навсегда в тот самый миг, когда в мои руки попал томик уральских сказов Павла Бажова «Хозяйка Медной горы».
Красивая, жёсткая, а по отношению к некоторым личностям и вовсе жестокая, Хозяйка покорила меня своей силой, суровостью и справедливостью. Малахитница благоволила к добрым людям и была безжалостна к злым. Или, говоря словами самого Бажова: «Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало».
Стихия Хозяйки подземных рудников — Земля. Она из ее ипостасей – зеленая ящерка, в которую поземная богиня любит оборачиваться, чтобы понаблюдать за людьми, или весть донести да так, чтобы человек истуканом не замер от ее красоты и мощи.
Предполагают, что прототип Хозяйки – это Калтась-Эква, древнейший персонаж мансийской мифологии. Она – богиня земли и женское верховное божество.
Дух гор, хранительница ценных минералов, Малахитница принимает различные образы. Кому-то предстает как красивая невысокая девица с зелеными глазами и черной косой, перевитой медными лентами, которые тонко позванивают в каменном малахитовом платье, которое со стороны выглядит как шелк, отливает алмазами и медью. Богатый облик Хозяйки символизирует красоту ее владений — рудников с драгоценными камнями и металлами.
Каменная девка может выглядеть и инфернально – как нечисть с головой женщины и телом зеленой ящерицы. Способна являться и в виде бесплотного духа. В этом случае проявляет себя только голосом, звонким, но часто неразборчивым, говорит со смешками, веселится.
Хозяйка Медной горы покровительствует рудокопам, простым и смелым работягам, не терпит насилия. Жестоких, жадных приказчиков, бар, охранников наказывает с особой жестокостью: может заживо превратить в пустопородный камень, на раскаленную болванку посадить, ума лишить.
Тем, кто находится в поиске, Малахитница обычно помогает.
Владелица богатств, скрытых в земных недрах, распоряжается ими по своему усмотрению. Любая разработка возможна только с ее согласия, Хозяйка может «увести» ценные минералы и не позволить их добыть. Ей подчиняются ящерицы и бурая кошка с огненными ушами, которая бродит под поверхностью земли. Хозяйка хранит секреты мастерства обработки камня. Но не отказывает мастерам-камнеделам, которые делают научиться большему, открывает им доступ в свое подземное царство. Немногие возвращаются обратно, поскольку забывают мир людей.
Если окинуть взором всю известную мифологию, то образ Хозяйки Медной горы можно обнаружить практически у всех народов.
Например, молодой рыцарь-миннезингер Тангейзер — герой средневековой немецкой легенды попадает в любовные силки богини Венеры. Он забывает о цветущей земной жизни в ее безжизненных подземных чертогах.
В Японии черты Хозяйки Медной горы можно обнаружить у богини священной горы и символа Страны восходящего солнца — Фудзиямы. Имя подземной владычицы, живущей в глубокой пещере вместе с драконом, — Сэнгэн-сама. В японских средневековых легендах рассказывается о встрече с ней самурая Тадацунэ. В отдельных моментах это повествование напоминает сюжеты бажовских сказов.
Малахитницу можно встретить и в бразильских сказках. Если внимательно прочитать легенду «Договор с ящерицей», то в волшебнице из глубокой пещеры, которая может обернуться то безобразной старухой, то соблазнительной девушкой, а то и ящерицей, явственно просматриваются знакомые черты.
Считается, что Хозяйка Медной горы – это темная сущность. Подземная богиня, владычица земных недр объединяет в себе положительные и отрицательные качества. По обстоятельствам становится исключительно зловредным и коварным существом. Но если приглядеться, то можно обнаружить странную вещь: демоническое обличье Малахитницы – это результат позднейшей идеологической дискредитации.
Многие ученые умы бьются рассуждают на вопросом: кто же она есть, Медной горы Хозяйка?
Одни считают ее Матерью-землей. Другие рассуждают о связи Хозяйки с миром мертвых и царством неживой материи. Третьи считают, что Хозяйка – это искаженный образ богини Венеры. Венера являлась богиней острова Кипр, имевшего громадные месторождения меди, и бывшего «медным» центром всего Средиземноморья, поэтому её символ «♀» — «зеркало Венеры» — стал алхимическим символом этого металла. В 1735 году В. Н. Татищев создал брэнд Полевского медеплавильного завода с этим символом, им по 1759 год клеймилась полевская медь. На современном гербе города Полевской изображены этот символ, и золотая ящерица на зелёном «каменном цветке», представляющая Хозяйку медной горы.
Кем бы она не была на самом деле (Золотой Бабой, египетской Изидой) она - добро и зло, божество карающее и дающее по делам человеческим.
Из чего сделаны столы в комнате хозяйки медной горы
или Откуда появилась малахитовая шкатулка
Русский фольклор невероятно богат. Есть в нём постоянные герои – Иван-дурак, Василиса Прекрасная. Но кроме героев, в русскую культуру с фольклором пришли и символичные предметы.
Одним из таких является малахитовая шкатулка – своего рода «героиня» уральских народных сказок. Обратимся к её истории.
Первое, что всплывает в памяти, при словосочетании «малахитовая шкатулка», — это детская сказка П.П. Бажова о Хозяйке Медной горы. Малахит сам по себе популярен ровно настолько, насколько и сказочен. Название камня малахит происходит от греческого названия растения мальва с красочными зелеными листьями.
Еще в древние времена из малахита изготавливали разного рода поделки. Но самой интересной, которая особо прижилась на Руси, является шкатулка. Именно шкатулка была наделена неким таинством и волшебной силой. Ценилась она не столько материалом, из которого была изготовлена, а скорее своим наполнением, а именно разного рода украшениями.
Самые первые шкатулки, по мнению историков, появились в странах Дальнего Востока. Но эти шкатулки были примитивными. И только со временем люди научились их украшать камнями и резьбой.
С годами шкатулки стали изготавливать из разного рода металлов и камней. В них стали ставить замки и тайные отделения, что придавало особую экстравагантность. Каждый мастер наделял свое творение душой, воплощал в них свои самые неизведанные фантазии в плане рисунка и форм.
Малахит со временем стал самым знаменитым камнем, который использовался в изготовлении шкатулок. Известность к нему пришла не столь из-за низкой цены, а скорее через идеальное сочетание качества и цвета. Мастерам легко работать с этим камнем благодаря структуре и небольшим утратам при его огранке.
Хотя следует заметить, что малахит стал распространенным только приблизительно в XVIII веке благодаря масштабной разработке уральских залежей. До этого времени мало кому удавалось найти эти редкие камни в большом количестве.
Уральские залежи первоначально славились добычей меди, но благодаря малахиту к ним пришла мировая слава.
Именно с этого периода у уральского фольклора был позаимствован П.П. Бажовым образ Хозяйки Медной горы. Местные жители называли ее немножко иначе — Малахитницей. Считалось, что это была красавица с зелеными глазами в богатом одеянии.
Впервые Европа узнала о русском малахите из книги ученого-путешественника Александра фон Гумбольдта, который ездил по России. Как раз в то время среди состоятельных людей было модным коллекционировать минералы. За малахитом стали охотиться все любители, поскольку он был и красив и высокого качества.
Мировая известность к ископаемому малахиту пришла немного позже, в XIX веке, благодаря новонайденному месторождению с громадными камнями. Из них можно было изготовить не только мелкие поделки в виде вставок в разного рода украшения, но и огромные вещи, которые поражали многих иностранных гостей. Одним из таких великанов считались двери выставочного зала, полностью сделанные из высококачественного малахита.
Кстати, в Государственном Эрмитаже есть Малахитовый зал, служивший парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.
Малахитовый зал, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Малахитовый камень был сравнительно недорогим камнем, но все же большой его кусок обходился любителям по цене так же, как и маленький алмаз. Например, в архивах числится, что в 30-е годы XIX века шкатулка из малахитового камня стоила около 1000 рублей, что намного превышало месячный доход среднестатистического дворянина.
Вывоз малахита в страны Европы находился под особым контролем промышленников. Этот «русский камень» перевозили большими судами и в то же время открывали новые залежи. Со временем они стали истощаться, и многие рудники были заброшены. Вскоре экспорт был прекращен, а цены на малахит резко пошли вверх.
После исчерпания запасов малахита в России на рынок вышли Африка и Австралия. На сегодняшнее время самым известным источником добычи этого славного когда-то камня является Конго. Камни, которые добывают именно на этих рудниках, известны своей структурой, в которой чередуются маленькие кольца светлого и темного оттенков. Но вопреки этому, слава малахита родом из уральских рудников сохраняется и в наше время.
Слон из натурального Малахита
Узнать малахит очень легко благодаря его структуре. В нем чередуются зеленые полосы разных оттенков, и благодаря этому он не похож на все остальные минералы. Но есть ремесленники, которые создают искусственный малахит. Для этого используют мелкие крошки малахита, которые нагревают, добавляют красители и необходимые средства для плотности. Отличить такую подделку от настоящего минерала можно по цвету. Штучный минерал не имеет блеска, его цвет блеклый. Кроме натуральной малахитовой крошки, для подделок берут и обычное стекло соответствующего цвета и пластмассу.
Тем, кто интересуется, как узнать натуральный ли камень, следует знать некоторые хитрости. Пластмассу можно испытать огнем, а в малахите из стекла видны просветы. Если возникают подозрения, что камень покрыт лаком, капните немного нашатырного спирта. Если это подделка, то цвет изделия не должен меняться, а натуральный минерал приобретет синий оттенок.
В старину считалось, что малахит приносит удачу, исполняет желания его владельца и оберегает от нечистого. Многие имели такие амулеты в своем арсенале украшений или среди домашней утвари. Но первое место всегда принадлежало шкатулке, которая, словно неиссякаемый источник, наполняла дом благодатью.(с)
Тайна медной горы | О каких минералах писал Павел Бажов в своих сказках?
- А вот скажите лучше, что за королёк-с-витком да лазоревку добывали персонажи в Гумешках, о которых рассказывал дедушка Бажов? - однажды задали мне вопрос в комментариях. И сразу таким детством повеяло, такие воспоминания нахлынули - впору за "Малахитовую шкатулку" браться.
Пошли раз двое наших заводских траву смотреть.
А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.
День праздничный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумёшках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.
Из сказки "Медной горы Хозяйка", авт. П.П. Бажов.
Думаю, все прекрасно помнят, да и знают, главный минерал, вокруг всё закручивается, это малахит. Однако есть там ещё действующие породы, о которых сегодня побеседуем.
1. Малахит-руда
Уж простите мне за разрушенную сказку, да только залежи малахита не выглядят ровными отполированными зелёными стенами. Чаще всего это что-то буро-зелёное и неприглядное. От того и зовётся "Малахит-руда". Поскольку этот минерал содержит большое количество - свыше 70% - окисленной меди, то и использовался малахит для получения этого металла. Да и в сказках Бажова упоминаются именно медеплавильные производства.
Разумеется, из такой вот губчатой структуры сложно создать что-либо ценное в камнерезном плане, но так и природа непредсказуема. И весьма часто встречаются вполне себе достойные глыбы сплошного малахита. В смысле: встречались. В настоящее время Уральские месторождения полностью истощены, и весь малахит, поставляемый в Россию, завозится к нам из Африки.
Один из узоров малахита: радиально-лучистый. В XVIII веке его именовали «струйчатым», в XIX столетии — «лучистым», «атласным» и «с отливом». Уральские мастера за схожесть с тканью называли эту разновидность «плисовой». Именно об этом сорте малахита писал П.П. Бажов: "Камень, а на глаз, как шёлк, хоть рукой погладить".
2. Лазоревка
"Малахит-руду добывали, лазоревку тоже". То есть, Павел Петрович указывает на некий минерал, который встречался столь же часто, как и малахит, а всё же не был основным. Хотя, если и попадался, то его не выбрасывали, и использовали в медеплавильном производстве наряду с основной породой.
Конечно, самым логичным будет предположить, что речь идёт о лазурите. Но самое логичное не есть самое правильное. Дело в том, что лазурит - минерал синего цвета - состоит из алюминия и кремния , то есть это "Алюмосиликат". И синий цвет минерала зависит от содержания серы. Чем больше серы, тем синее минерал. Меди же в лазурите нет ни грамма.
Скорее всего, речь в сказках идёт о, так называемой, "медной лазури" - минерале азурит - двоюродном брате малахита. У них даже химическая формула, практически, одинаковая. Только малахит состоит из двухвалентной меди и имеет зелёный цвет, а азурит - из трёхвалентной меди и имеет синий цвет.
Собственно, из-за химической схожести и из-за одинаковых условий формирования этих горных пород, их судьбы настолько тесно переплетаются, что на свет рождается третий участник малахит-руды - азурмалахит.
Так что, господа, увы, но минерал "лазоревка", о котором писал сказочник Бажов не имеет отношения к лазуриту, но только к медной лазури, то есть, к азуриту.
3. Королёк с витком
"Ну, когда королёк с витком попадали и там протча, что пойдёт". То есть, эта горная порода была редкой в общей массе. Даже реже, чем лазоревка. Что за королёк? О каком витке идёт речь? Давайте разбираться дальше. Мы же с вами помним, что попрежнему разбираемся с медесодержащими рудами? Так вот, важнейшей медной рудой (кроме малахита. разумеется) был медный колчедан. Сульфит меди. Или по-научному, халькопирит.
Механизм образования этой горной породы схож с азуритом и малахитом - все они образуются в горячих водных растворах при огромном давлении.
"Так причём здесь королёк"? - спросите вы? Дело в том, что в халькопирите могла встречаться самородковая медь. Видели когда-нибудь самородок меди? А я вам покажу.
По внешнему виду медный самородок напоминает небольшой слиток чистого металла, который получают в ювелирном деле или пробирном деле. Для этого руду сплавляют с флюсами или с содой. Образуется кипящий шлак, в котором, как в гнёздах, оказывается запечатанный чистый металл. Именно такой слиток и называется у металлургов "королёк".
Ну, а "королёк с витком" - это та же самая самородковая медь, только в виде узловатых соединений - витков.
Вот такая она - загадка медной горы. Надеюсь, я не утомил вас длинным рассказом о горных породах? Если ещё остались вопросы - не стесняемся оставлять их в комментариях, как видите, вместе у нас получаются весьма интересные темы для беседы.
Можно отдельно поблагодарить автора канала, воспользовавшись формой внизу:
Всё-таки, для написания этой статьи пришлось перелопатить не один научный талмуд ) А если хочется ещё сказок о горах и самоцветах, то их есть у меня!
Уральская богиня любви
Хозяйка Медной горы в сказах П.П. Бажова – персонаж неоднозначный. С одной стороны – она помогает мастерам, старателям, камнерезам, с другой – даже тот, кому она помогла, обречен на существование после встречи с ней. Именно существование. Так Степан, которому Хозяйка подарила малахитовую шкатулку, «невеселый стал и здоровьем хезнул», рано ушел из жизни и до конца тайно хранил ее изумрудные слезы. Данило-мастер, несмотря на то, что обещал жениться на девушке Катерине, ушел к Малахитнице в горные мастера, а после возвращения, при том, что обзавелся домашней мастерской «нет-нет и задумается», «радости в семье нет».
Описывая Хозяйку медной горы, автор сразу выделяет ее отличия от обычных девушек – сизо-черная коса «ровно прилипла к спине», ленты в волосах тоже по тому времени небывалые – прозрачные «не то красные, не то зеленые», да еще и «позванивают». На этом различия не кончаются, она говорит на непонятном Степану языке, и «уж такое крутое колесо», «артуть-девка» - то есть необычайно подвижная девушка.
В сказах Бажова Хозяйка Медной горы действует как настоящая богиня – дарует, милует, наказывает. В распоряжении ее не только медная руда и малахит, но и лазоревка, королек (самородная медь кристаллами), виток (самородная медь в виде узловатых соединений), слюда.
Медь в древнем мире ценилась не меньше золота и серебра. В алхимии медь была посвящена Венере так же, как золото Солнцу, а серебро Луне. Римская Венера отождествлялась с Афродитой Кипридой, символом ее было медное зеркало. Кипр, в свою очередь, благодаря своим месторождениям, дал название меди «cuprum».
Главным признаком Хозяйки является платье из шелкового малахита. И снова символика возвращает к богине любви, на сей раз Хатор – в Египте малахит считался ее камнем. Однако в уральской рабочей среде этот камень считался недобрым, его не хранили дома, женщины его не носили, считалось, что в таких украшениях зло, изделия шли только на продажу в города.
Из малахита и волшебные цветы-колокольцы в горе Хозяйки, те, что растут на бархатно-черных кустах и в которых сурьмяные звездочки. Каждой богине в каждой религии посвящен свой цветок: Богородице – лилия, Венере – роза, Исиде – лотос. У Малахитницы – колокольцы, в которых отражена вся красота камня. Красота, ради которой жених-мастер бросает свою невесту и отправляется жить «в гору», место, где нет обычных людей, место, равное загробному миру.
Свита уральской богини – разноцветные ящерки: зеленые, голубые, в синь, «как глина либо песок с золотыми крапинками», «как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены». Да и сама она принимает облик большой ящерицы. Другими помощницами являются бурые кошки с изумрудными глазами, точно так же кошки являются символом египетской Хатор.
Как любая другая богиня Малахитница может сделать понравившемуся человеку дар: волшебный предмет или умение. К волшебным предметам можно отнести малахитовую шкатулку, которая была дарована Степану, перешла по наследству его дочери Танюшке. А вот Танюшка – тоже своего рода дар Хозяйки – она не похожа на своих родителей, но ее описание необычайно напоминает облик самой владетельницы Медной горы, возможно, потому отец и зовет ее «Памятка». Наделенная талантом вышивальщицы, она приглянулась самому барину, и, подобно своей волшебной покровительнице, прилюдно наказывает его, сначала явившись во дворец пешком, затем исчезнув на глазах у всех.
Читайте также: