Иван васильевич меняет профессию стол царя
Все без исключения смотрели комедию Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", сценарий которой был написан по произведению М. Булгакова "Иван Васильевич" Одна из знаковых и запоминающихся сцен в фильме - царская трапеза, которая , кстати могла продолжаться до 10 часов и во время нее подавалось до 200 различных блюд. Иван Грозный, тот который настоящий, едва притрагивался к еде. Во-первых, он с детства страдал болезнями желудка, во-вторых очень боялся быть отравленным. Но вернемся к знаменитому пиру.
Щучьи головы под чесноком
Это блюдо на самом деле существовало и готовилось в конце сезона рыбной ловли. Щука всегда была одной из самых популярных рыб на Руси, а рецептов ее приготовления существовало очень много. Особенно славился своими рыбалками город Галич, откуда щук поставляли к царскому столу. И до сей поры в Галиче 15 октября отмечается праздник «Емелина Щука».
- Гoлoвы кpупнoй щуки - 2 шт
- Чecнoк - 1 гoлoвкa
- pыбьи кocти, плaвники, пoзвoнoчники и мeлкaя pыбa - для бульoнa
- Лук, мopкoвкa, кopeнья , oвoщи - для бульoнa
- Жeлaтин пищeвoй пo нeoбxoдимocти
- Яйцo - 2 шт
- Зeлeнь (пeтpушкa, укpoп) - 5-6 вeтoчeк
- coль, чepный пepeц, лaвpoвый лиcт, кopиaндp гopoшкoм, гвoздикa, душиcтый пepeц - по вкусу
- Пocлe тoгo, кaк pыбa выпoтpoшeнa и oчищeнa oт чeшуи, гoлoвa oтpeзaeтcя пoзaди жaбepныx кpышeк.
- Пpeдвapитeльнo нaдo cвapить нaвapиcтый бульoн, иcпoльзуя для этoгo ocтaтки тушки щуки, кoтopыe в пищу нe упoтpeбляютcя – плaвики, кocти, xвocт. Пoнaдoбитcя бoльшaя кacтpюля, в кoтopую cвoбoднo мoжнo пoлoжить щучьи гoлoвы. Нaлить в кacтpюлю 1.5-2 л вoды. oчиcтить лукoвицу и мopкoвку, кopни ceльдepeя, пacтepнaкa и пeтpушки – пo жeлaнию. Кpупнo нapeзaть кopeнья, лук нaдpeзaть кpecт-нaкpecт и пoлoжить в вoду. Дoбaвить лaвpoвый лиcт, пepeц гopoшкoм, душиcтый пepeц 1-2 cтoлбикa гвoздики, дpугиe cпeции. Пocoлить, нo нe cлишкoм.
- Пocлe тoгo, кaк вoдa зaкипит, пoлoжить в нee вcю пoдгoтoвлeнную для бульoнa pыбу. Мoжнo иcпoльзoвaть нe тoлькo ocтaтки щуки, нo и дpугую cвeжую pыбу, кoтopaя oбecпeчит кaчecтвeнный pыбный бульoн. . Убaвить oгoнь дo минимумa, пpи кoтopoм нaблюдaeтcя кипeниe, нaкpыть кacтpюлю кpышкoй, и вapить дo 1 чaca. Пocлe этoгo из бульoнa вытaщить вcю pыбу и oвoщи, a бульoн пpoцeдить.
- Дoпoлнитeльнo пo вкуcу пocoлит и пoпepчить бульoн, дoвecти eгo дo cлaбoгo кипeния. aккуpaтнo пoлoжить в кипящий бульoн щучьи гoлoвы. ecли уpoвeнь жидкocти нижe уpoвня гoлoв, в пpoцecce oтвapивaния гoлoвы пpидeтcя пepeвepнуть. Вapить гoлoвы в бульoнe oкoлo 15 мин, зaтeм пepeлoжить иx нa бoльшoe блюдo.
- Бульoн пoвтopнo пpoцeдить и дaть eму нeмнoгo ocтыть. Еcли кoличecтвo pыбы, из кoтopoгo вapилcя бульoн дocтaтoчнo для зacтывaния в видe жeлe, мoжнo oбoйтиcь бeз жeлaтинa. Кoгдa бульoн ocтыл дo тeмпepaтуpы, пpи кoтopoй нe cвepнeтcя яичный бeлoк, eгo нaдo ocвeтлить. Нa кaждый литp бульoнa нaдo дoбaвить oдин взбитый яичный бeлoк, кoтopый cмeшaть c бульoнoм. Нeпpepывнo пoмeшивaя, нaгpeвaть жидкocть, дo cвopaчивaния бeлкa и ocвeтлeния бульoнa. Зaтeм oкoнчaтeльнo пpoцeдить бульoн чepeз плoтную ткaнь.
- Очиcтить 5-6 зубчикoв чecнoкa и pacтepeть eгo c coлью, cпeциями – чepный и ocтpый пepeц. Дoбaвить в pacтepтый чecнoк нeмнoгo бульoнa. С пoмoщью киcтoчки oбильнo cмaзaть гoлoвы чecнoкoм. cмaзывaть нaдo co вcex cтopoн и внутpи гoлoв. Еcли бульoн «cклeивaeт» пaльцы, oн нaвepнякa зacтынeт. В пpoтивнoм cлучae в нeгo пpидeтcя дoбaвлять жeлaтин. Кcтaти, пoливaть гoлoвы щучьи c чecнoкoм бульoнoм или нeт – дeлo вкуca. Пoлить гoлoвы нa блюдe 2-3 cт.л. бульoнa и пocтaвить блюдo нa xoлoд.
- Пpиблизитeльнo чepeз чac гoлoвы oxлaдятcя и жeлe зacтынeт. Мeлкo нapeзaть зeлeнь пeтpушки и укpoпa. Пocыпaть зeлeнью гoлoвы. Зaкуcкa гoтoвa для пoдaчи. Гoлoвы eдят pукaми, oтдeляя щучьe мяco – eгo мнoгo в шee pыбы, гopлe, щeки. Мeлкиx кocтeй в гoлoвe пpaктичecки нeт, a кpупныe – xopoшo зaмeтны.
Почки заячьи, верченые
Если перевести на современный русский, то это шашлык из заячьих почек. Называют их так потому, что их очень часто переворачивали над углями, чтобы они ни в коем случае не погорели.
- 400 г почек,
- 300 г сала,
- 200 г лука-севка (мелкие луковички),
- 1000 мл коровьего или козьего молока,
- один лавровый листок,
- две ягоды можжевельника,
- пять или шесть горошинок черного перца,
- соль крупного помола.
- Молоко доводим до кипения и кладём в него лаврушку.
- Остужаем молоко, лавр выбрасываем.
- Отделяем от почек всё лишнее типа плёнки.
- Поначалу вымачиваем почки пару часов в холодной воде, сливаем её и опять два часа вымачиваем заячьи почки.
- Затем опять сливаем воду.
- Теперь кладём почки зайца в молоко на срок от двух до шести часов часов, откидываем на дуршлаг и обсушиваем.
- Можжевельник с солью и перцем толчём в ступе и натираем получившейся смесью заячьи почки.
- Теперь работа не для нервных: оборачиваем каждую заячью почку тонкой полоской свиного сала и нанизываем все почки, завёрнутые в шпик, на шпажки или тонкие шампуры попеременно с очищенными от несъёдобной кожицы луковичками.
- Готовим на углях, часто-часто переворачивая. Сало обязательно начнёт капать на угли, но нельзя давать ему гореть.
ИКРА ЧЕРНАЯ
Кстати, черная икра в то время была очень доступным продуктом даже для простых людей. А вот щучья икра очень ценилась.
Царь трапезничать желает, или головы щучьи под чесноком
Несколько дней назад в очередной раз я с большим удовольствием посмотрела искрометную и веселую комедию Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» . Любимый многими фильм давно разобран на цитаты, которые прочно вошли в народный обиход.
Казалось бы, уже наизусть знаешь каждую реплику героев, но каждый раз открываешь для себя что-то новое. Сегодня хочется вспомнить эпизод царской трапезы и поговорить о блюдах, которые, как по волшебству появляются на царском столе.
Наверняка, каждый из нас без запинки может перечислить перечень блюд, о которых рассказывал дьяк Посольского приказа Феофан.
Но это далеко не все угощения на столе у государя. Крупным планом мы видим огромного осетра, которого выносят и ставят на стол одним из первых.
Вслед за ним появляется блюдо с молочным поросенком, который выглядит весьма аппетитно.
Кстати, далеко не все знают о том, что блюда в фильме на царском столе не бутафорские, а самые настоящие. Стоил данный обед весьма не дешево – 200 рублей, что во время съемки фильма было большой суммой.
Среди прочих блюд можно увидеть соленые огурцы (их хорошо видно на первой фотографии в данной статье). Яблоки и груши стоят рядом с икрой красной и черной.
А вот рядом с икрой баклажанной стоит кубок, в котором лежат по внешнему виду вроде как яблоки моченые. Может быть, я не права и там находится еще что-то.
В данной статье не хочу говорить о том, каких блюд во времена царствования Ивана Грозного на столе быть просто не могло. Сегодня хочется остановиться на том, что точно было. Это щучьи головы под чесноком . Это действительно одно из блюд, которое подавалось на царский стол не только Ивана Васильевича, но других правителей Руси.
Меж тем, каждый из нас может приготовить это яство на своей кухне и почувствовать себя царской особой.
Классический рецепт приготовления щучьих голов предельно прост.
Для приготовления нам понадобятся щучьи головы. В зависимости от размера рыбы их может быть от 2 до 5-6 штук.
В первую очередь следует удалить жабры. Еще один важный момент – избавление от специфического запаха тины. Для этого головы ошпаривают кипятком, тщательно промывают и заливают холодной водой.
Ставим кастрюлю с щучьими головами на огонь. Добавляем соль и специи, 1-2 моркови, корень петрушки и головку лука. Овощи предварительно режем на кусочки.
Как только головы будут готовы, кладем в кастрюлю головку измельченного чеснока, накрываем крышкой и оставляем минут на десять.
После этого аккуратно достаем головы из бульона и укладываем на тарелку, покрытую зеленью. Щучьи головы под чесноком по классическому рецепту готовы. Можно подавать на стол.
Вкусно и ароматно. Хотя мне больше нравится вариант, когда щучьи головы запекаются в духовке. Вкус получается более насыщенным.
Не берусь утверждать, что этот рецепт на 100 процентов соответствует царскому, но достаточно близок.
Трапезничайте на здоровье!
Поддержите статью лайком, канал подпиской и пишите ваши комментарии.
Киношному царю Гайдай накрыл пышный стол за 200 руб. А мог ли эти блюда есть настоящий Иван Грозный?
Есть такие фильмы, которые каждый житель нашей страны знает чуть ли не наизусть. Относится к таким картинам и комедия Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Сцену роскошной трапезы в царских палатах в этом фильме, наверное, помнит каждый. Но как проходили съемки этого эпизода? И мог ли Иван Грозный на самом деле есть такую еду?
Как накрыли стол
Царскими палатами на время съемок картины «Иван Васильевич меняет профессию» стал Ростовский кремль. Все экспонаты в этой картине, за исключением ювелирных украшений и, конечно, машины времени, были настоящими.
Шикарный же стол, за которым Юрий Яковлев произнес знаменитую фразу «Требую продолжения банкета!», накрыл на собственные деньги сам Гайдай. На покупку «царских» продуктов у режиссера ушло целых 200 рублей — немаленькая по тем временам сумма. В СССР в те годы 200 руб. считались неплохой месячной зарплатой. Столько получали, к примеру, рядовые милиционеры. Зарплата уборщицы же едва доходила до 80 руб.
Сначала хотели использовать бутафорскую еду. Но Гайдаю как противнику всего бутафорского эта идея не понравилась. Режиссер решил поставить на стол настоящие яства. Однако бюджет картины такой нагрузки выдержать не смог бы. И тогда режиссер решил потратиться сам. Для съемок Гайдаем были куплены рыба, икра, поросенок и пр. Члены съемочной группы потом вспоминали, с каким сожалением они смотрели на то, как Бунша и Милославский кидаются этими продуктами в стражников. По признанию актеров, им хотелось после окончания съемок эпизода съесть все эти деликатесы самим.
Бутылка «Боржоми»
Когда сцену трапезы царя уже сняли, выяснилось, что кто-то забыл на столе бутылку «Боржоми». Эпизод пришлось полностью переснимать.
Конечно же, комедия Гайдая никоим образом не может претендовать на историческую достоверность. Но все же интересно, какие из продуктов со стола в фильме Гайдая действительно могли быть популярными во времена Ивана Грозного.
Поросенок, рыба, огурчики
Первое, что бросается в глаза на столе Ивана Грозного в эпизоде трапезы, — огромная рыба (скорее всего, осетр), поросенок и соленые огурчики. Конечно, все эти блюда в XVI люди действительно могли есть. Касается это, безусловно, в том числе и царя. Осетровой рыбы было много, огурцы на Руси появились примерно в X-XI вв.
Свиньи на территории нашей страны появились не менее тысячи лет назад. Особенно активно их начали разводить во времена татаро-монгольского ига. Мусульмане, как известно, свинину не едят. Поэтому татары такую живность у жителей Древней Руси не отбирали. Это и стало причиной огромной популярности поросят на Руси на долгие годы.
Икра черная, красная
Икра в Российском государстве во времена Ивана IV действительно была распространенным продуктом. Единственное, в XVI в. на Руси ели только черную икру. Осетровых в России всегда было много. И историкам известны рецепты засолки черной икры даже XII века. Черной икры в стране было настолько много, что ее могли позволить себе в том числе и простолюдины. Конечно же, могла она оказаться и на столе царя. Кстати, икра щуки в те времена ценилась гораздо больше.
Красная икра на территории нашей страны получила распространение лишь в XVIII в., когда были освоены восточные окраины. Во времена же Ивана Грозного ее ели, скорее всего, только коренные народы Сибири и Дальнего Востока.
"Икра заморская, баклажанная"
Памятный эпизод с "икрой заморской, баклажанной" в картине Гайдая не более чем выдумка режиссера. Баклажаны на Руси появились лишь в XVII в., то есть через 100 лет после правления Грозного. Хотя, кто знает, возможно, знатные люди в XVI в. и действительно могли пробовать завезенную икру в небольших количествах. В любом случае в XVII в. баклажаны быстро завоевали популярность у крестьян, в особенности в южных губерниях.
Головы щучьи с чесноком
Щучьи головы с чесноком также были очень популярными на Руси во времена Грозного. Щука всегда была одной из самых распространенных рыб в реках нашей страны. Рецептов же ее приготовления существовало огромное количество. К царскому столу в XVI в. щук поставляли в основном из Галича.
Почки заячьи верченые
Зайцы на Руси водились в изобилии во все времена. Поэтому их верченые почки Иван Васильевич пробовать также на самом деле мог. Готовили это блюдо в XVI в. примерно так же, как шашлык в наше время. Сначала почки несколько часов вымачивались в молоке. Затем их поджаривали на углях, быстро переворачивая. Отсюда и название блюда.
Как Гайдай накрывал стол на съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: ИТАР-ТАСС
Этот год выдался юбилейным для фильмов Леонида Гайдая. 40 лет стукнуло знаменитой «Бриллиантовой руке». 35 исполнилось ещё одной культовой ленте Гайдая – «Иван Васильевич меняет профессию». Годы идут, но комедии Леонида Иовича до сих пор популярны. А реплики из них давно вошли в обиход россиян. Не стал исключением и «Иван Васильевич». Как создавалась эта картина, решил напомнить читателям корреспондент «Нашей Версии».
После завершения работы над «Кавказской пленницей» Леонид Гайдай мечтал хотя бы на время отойти от комедийного жанра. Для своей новой постановки он выбрал пьесу Михаила Булгакова «Бег». Но не тут-то было. Чиновники из Госкино заявили режиссёру буквально следующее: «Людям нужны смешные истории. Ищите весёлый сценарий». И Гайдай его нашёл.
В основу сценария легла пьеса всё того же Булгакова «Иван Васильевич». Правда, Гайдай внёс в неё очень существенные коррективы. Например, действие перенесено из булгаковских 30-х в современные Леониду Иовичу 70-е годы. И это было не единственное изменение. В Москве даже поговаривали, что за вольную трактовку на Гайдая обиделась вдова Булгакова. И якобы даже хотела запретить использовать пьесу для съёмок фильма. Но так или иначе в 1973 году картина вышла на экраны и мгновенно покорила сердца кинозрителей.
народ картину, естественно, не мог не оценить. В 1973 году, когда она вышла на экраны, она имела огромный успех: её посмотрели 60,7 миллиона зрителей. И с каждым десятилетием число её поклонников только увеличивается.
Ещё на стадии подготовки сценария Леонид Иович увидел в журнале «Наука и жизнь» портрет Ивана Грозного, воссозданный известным антропологом Михаилом Герасимовым. Что любопытно, этот портрет напомнил режиссёру его любимого актёра… Юрия Никулина! И вся дальнейшая работа над сценарием велась Гайдаем с прицелом на то, что роль Ивана IV и соответственно управдома Бунши сыграет именно он.
«Но Лёниным мечтам не суждено было сбыться, – рассказывает вдова режиссёра Нина Гребешкова. – Юра от роли отказался со словами: «Лёнь, ну ты что? Это же на полку!» Ведь в то время Булгаков был практически запрещён: книги его не издавали и не ставили. «Гарантирую, что ничего на полке лежать не будет», – ответил ему Гайдай. Но сниматься Юра всё-таки не согласился. В итоге Лёня долго и тщательно отбирал актёра на эту роль. Пробовались такие талантливые исполнители, как Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Евгений Лебедев. Первого не взяли на эту роль, потому что пробы не понравились худсовету, второго – потому что он ассоциировался с известной троицей Трус – Балбес – Бывалый. Лебедев, по мнению Гайдая, был прекрасным царём, но не был убедителен в роли управдома. В итоге звёздную роль блестяще сыграл Юрий Яковлев, с которым у Леонида Иовича сложились прекрасные отношения».
Предложение сняться у Гайдая Юрий Яковлев принял без колебаний. «Я с удовольствием в своё время посмотрел «Операцию «Ы», смеялся так, что чуть со стула не упал, – рассказывает Юрий Яковлев. – Я был в абсолютном восторге от картин Леонида Иовича и понимал, что это один из наших лучших комедийных кинорежиссёров. Поэтому согласился сразу. Передо мной стояла непростая задача – сыграть практически в одном гриме двух абсолютно разных людей. Я предложил Гайдаю такой ход: управдом Бунша будет говорить шепелявой скороговоркой, быстро, сбивчиво, а Иван Грозный, наоборот, должен говорить громко, раскатисто, почти рычать. Такое решение очень понравилось режиссёру, и он согласился. Кстати, готовясь к роли, я вспоминал Николая Черкасова, который сыграл Ивана Грозного в картине Сергея Эйзенштейна. Конечно, этот трагический образ в комедию не очень-то вписывался, но и оглуплять персонаж было нельзя. Я интуитивно чувствовал: чем серьёзнее буду играть, тем смешнее получится».
Как известно, Гайдай часто приглашал в свои новые фильмы актёров, которые уже снимались у него раньше. Вот и в картину «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдай взял Александра Демьяненко, Владимира Этуша, Савелия Крамарова, Сергея Филиппова, Наталью Крачковскую и Михаила Пуговкина.
Но кандидатура последнего в роли Якина не понравилась столичным именитым режиссёрам. Всё дело было в том, что у Михаила Ивановича была репутация стопроцентно комедийного артиста. «И как такой дурачок, как отец Фёдор из «Двенадцати стульев», сможет играть деятеля кино?» – возмущались коллеги Гайдая. «Товарищи режиссёры! Вы все думаете о себе слишком хорошо. А зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются»,– заверил на художественном совете коллег по цеху режиссёр Григорий Чухрай. Благодаря заступничеству Чухрая Гайдаю и удалось отстоять Пуговкина.
В роли Жоржа Милославского режиссёр видел Андрея Миронова, но, увы, не сложился дуэт Яковлев – Миронов. Так что Гайдаю пришлось искать другого актёра. В итоге он принял неожиданное решение и пригласил на эту роль Леонида Куравлёва.
С композитором Александром Зацепиным Гайдай успешно сотрудничал и раньше. А три его песни в картине – «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь», «Звенит январская вьюга» и «Маруся молчит и слёзы льёт» – стали не просто звуковым сопровождением, а настоящей визитной карточкой фильма. Кстати, «Звенит январская вьюга» могла исполнить София Ротару. В то время певица уже не раз сотрудничала с Зацепиным, однако в итоге утвердили вариант, исполненный Ниной Бродской. У Ротару песня получалась чересчур драматичной, да и голос главной героини фильма Натальи Селезнёвой больше был похож на голос Бродской.
Царскими палатами на время съёмок стал кремль Ростова Великого Ярославской области. И вот однажды, во время съёмок сцены «Проезд конницы Ивана Грозного», в музей прибыла очередная партия туристов, которые, естественно, не были в курсе, что рядом идут съёмки. И вдруг поблизости от них промчались всадники в кафтанах и с бердышами в руках. Затем промчались ещё раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. Но среди них был пожилой русский эмигрант, которого чуть было не хватил удар. Он решил, что в России началась революция.
А после завершения съёмок костюмы царя, его придворных и стражников, а также наряд Жоржа Милославского были подарены музейным работникам ростовского кремля, которые и по сей день встречают в этих одеждах именитых гостей.
Кстати, все экспонаты в картине (за исключением, естественно, машины времени и ювелирных украшений) были настоящими, даже икона Божией Матери, которая так понравилась Милославскому. А шикарный стол, за которым актёр Юрий Яковлев произнёс знаменитую фразу «Требую продолжения банкета!», накрывал сам Гайдай. На свои деньги он купил все эти яства: и рыбу, и икру, и поросёнка. Правда, сцену, когда Милославский и Иван Васильевич бросали в стражников все эти деликатесы, съёмочная группа пережила с трудом, так как, по признанию актёров, очень хотелось всё это съесть самим. Заграничная ручка с раздевающейся девицей тоже была собственностью режиссёра. В фильме, напомним, Милославский дарит её шведскому послу.
Труднее всего на съёмках пришлось Наталье Крачковской. Во-первых, ей пришлось нелегко во время работы над знаменитой сценой, где актриса говорит: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат». В конце эпизода актриса предстаёт абсолютно лысой. «Конечно, наголо меня не стригли, но на башке надето было два парика, – вспоминает Наталья Леонидовна. – Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребёнка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Всё это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала».
А во-вторых, актриса чуть не погибла. Снимали сцену, когда попавший в наши дни самодержец стоит на балконе в квартире инженера и, восторгаясь, говорит: «Лепота!». Жена Бунши принимает царя за своего мужа и перелезает с одного балкона на другой. Но Крачковская жутко боялась высоты, и тогда Гайдай пошёл на хитрость: пообещал, что каждый её шаг будет страховать бригада, находящаяся в строительной люльке этажом ниже, и посоветовал Крачковской не смотреть вниз. Наталья Леонидовна перекинула ноги через перила и всё же посмотрела вниз. Не увидев люльки, она тут же потеряла сознание. К счастью, её успели подхватить и втащить обратно.
Был в процессе съёмок и курьёзный момент. Наталья Крачковская заболела и похудела на 20 килограммов. Когда она вновь появилась на съёмочной площадке, то Леонид Гайдай строго сказал: «Наташа, это невозможно смонтировать. В дверь ты вошла в одной весовой категории, а вышла – в другой. Срочно поправляйся! Диета такая: с утра – манная каша со взбитыми сливками, в обед – макароны с сыром, на ужин – оладьи с мёдом. Через неделю вернёшься».
Кстати, некоторые из реплик были придуманы самой актрисой. Так, она честит Шурика, стоя под дверью его квартиры: «Интеллигент! Выучили вас на свою голову! Облысели все. » Наталья Леонидовна вспоминает: «Помните, в фильмах физиков и прочих учёных показывали? Они же там, извините, все лысые! Невольно у меня возникла ассоциация, и вырвалось из уст это самое «Облысели все!», а режиссёру это очень понравилось».
Естественно, не обошлось без проблем и по завершении съёмок. Картину пытались закрыть ещё во время съёмок. В Госкино Гайдаю сказали, что не позволят насмехаться над Иваном Грозным и выставлять его полным идиотом. Гайдаю пришлось объяснять, что это не царь, а управдом под видом царя. Но редактор Госкино настаивал, и фильм на время прикрыли. Ну а когда лента была закончена, каждая из многочисленных инстанций, в которых просматривали картину, убирала из ленты какую-нибудь хорошую шутку. Например, когда милиция допрашивает царя Иоанна Васильевича, у него спрашивают: «Где живёте? Адрес, я спрашиваю?» – «Москва. Кремль». Поначалу слова «Москва. Кремль» удалось отстоять, но в конце концов их пришлось заменить. Аргумент «это ведь святые для каждого слова, а вы смеётесь», увы, был убойным. Пришлось заменять «Кремль» на «палаты». Исчезла и реплика Милославского в сцене царского банкета. На вопрос Бунши, кто будет за это платить, он должен был отвечать: «Народ, батюшка, народ».
Чем трапезничал Иван Грозный - удивительные факты нашей истории
Помните шикарно накрытый стол в популярной советской комедии режиссера Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? Воображение сразу рисует в голове икру черную, икру красную, щучьи головы под чесноком, почки заячьи верченые и настоящее украшение стола, заморский деликатес – икру баклажанную.
Вспоминаются кадры из фильма, в которых дьяк Посольского приказа Феофан отдает команду «Царь трапезничать желает!» и в считанные минуты накрывается богатый стол. Вероятно, кинолента не является достоверным подтверждением меню Ивана Грозного, однако некоторые из перечисленных блюд все же могли оказаться на столе правителя.
Например, щучьи головы под чесноком. Это блюдо было очень популярно на Руси, ведь щука была одной из самых распространенных рыб в нашей стране. Неудивительно, что из нее готовили всевозможные яства, а рецептов было великое множество. Своим рыболовным промыслом в те времена славился город Галич. К слову, и сейчас в этом городе 15 октября отмечается праздник «Емелина Щука».
На Руси в изобилии водились зайцы, поэтому блюда из этого животного также могли присутствовать в меню государя, в том числе заячьи почки верченые. Готовили их так: почки вымачивали в молоке, после чего поджаривали на горячих углях, быстро переворачивая.
Во времена Ивана Грозного на Руси очень популярной была черная икра. Почему именно черная икра? Дело в том, что осетровые в те времена водились в изобилии и отлавливали эту рыбу в промысловых масштабах. В связи с этим продукт был доступен всем слоям населения, а рецепты засолки этого деликатеса были известны с 12 века. К слову, икра щуки оценивалась на порядок выше.
Красная икра стала пользоваться спросом лишь в 18 веке. Она начала поступать в Центральную Россию с восточных окраин страны. Тем не менее, большая популярность к продукту пришла лишь в начале двадцатого века. До этого он входил, в основном, лишь в рацион народов Сибири и Дальнего Востока. То есть на столе царя Ивана Грозного красная икра вряд ли появлялась.
Икра баклажанная в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» подается на стол в мизерном количестве. С чем же это связано? Действительно ли она в то время являлась таким деликатесом? И мог ли ее попробовать царь? Пробовать, возможно, и пробовал. Но, баклажаны в Россию начали завозить лишь в 17 веке, то есть спустя долгие годы после смерти царя. Овощ быстро завоевал популярность среди населения и получил собственные названия: синенькие, пакистаны, демьянки.
Таким образом, многие из блюд, которые были показаны в этом фильме, в меню Ивана Грозного не входило. Причина тому – многих продуктов на Руси в то время просто не было. Стоит отметить, что царь вообще не был большим гурманом – на пирах он ел мало. Этому есть две причины: первая - он страдал колитом, вторая – он боялся быть отравленным (именно поэтому погибла его мать Елена Глинская).
Ольга АДАГАМОВА
Журналист с 2014 года. Работала в информационных изданиях Внешнеэкономические связи, журнал «Что происходит», «ЮГ-новая общественная газета».
Читайте также: