И псы едят крохи которые падают со стола мф 15 27

Обновлено: 06.01.2025

Бывает, о чем-то просишь Господа в молитве, но просимое не осуществляется. Нелегко пережить это чувство одиночества, когда надежда постепенно исчезает и руки сами собою опускаются… Но как раз в такой трудный период жизни становится ясно, насколько твердую ты имеешь веру. Настоящая вера помогает не отступать перед трудностями, а, смиряясь, продолжать молиться и укреплять надежду.

Именно так поступила женщина в известном воскресном Евангелии «о хананеянке», читаемом на Божественной Литургии в 17-ю Неделю по Пятидесятнице (Мф. 15: 21-28). Подвиг смирения и молитвы простой женщины, язычницы, поставлен в пример нам, имеющим многолетний опыт церковной жизни, чтобы,не смотря ни на какие обстоятельства, мы не ослабевали в молитве.Испытания происходят с нами не для того, чтобы отчаиваться. Отчаяние — это изобретение ада, от которого нужно держаться как можно дальше, всегда уповая на милость Божью, что бы ни произошло.

«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские» (Мф. 15:21). Не случайно евангельский рассказ о женщине-язычнице начинается с такого предисловия. Господь вышел из иудейской области и направился в местность, которую населяли преимущественно язычники, зная, что вскоре здесь Ему предстоит важная встреча. Важная, конечно, для Его учеников, а также для всех последующих поколений христиан, ибо каждое событие евангельского рассказа, каждый эпизод призван питать верующих живительной силой Слова Божьего.

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15:22). По замечанию святителя Иоанна Златоустого, который подробно разбирал этот отрывок в одном из своих сочинений, хананеянка «не смела придти в Иерусалим, потому что опасалась и считала себя недостойною». Иудеи тщательно ограждали Иерусалим от иноплеменников, препятствуя им посещать храм. В таких условиях встреча Господа и хананеянки не могла состояться, но Спаситель первым выступил «в страны Тирские и Сидонские». Некоторые святые отцы видят в образе женщины-хананеянки— символ новообразованной Церкови, состоящей из язычников, которых Господь, также как и прямых наследников обетования, иудеев, призван привести ко спасению.

Иносказание — один из способов выразить невидимое, тайное, то, что постигается не столько разумом, сколько сердцем. В образе матери и ее беснующейся дочери святой праведный Иоанн Кронштадтский видел человеческую душу. «Хананеянка изображает душу нашу, — говорил он, —бесноватая дочь ее – многострастную плоть нашу, на всякий день беснующуюся разными страстями. В какой беде была хананеянка и дочь ее, – в такой беде находимся и мы с вами». Таким образом, просьба матери об исцелении дочери является ничем иным, как мольбой души об исцелении от страстей нашей плоти.

«Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мф.15:23). Молчание… Это то, что смущает больше всего, когда просишь и не получаешь просимое, когда настроение уверенности начинает колебаться и возникает мысль, — а не оставить ли прошение, быть может, моя молитва и просьбы… не угодны Богу? По мнению святителя Иоанна Златоуста, Господь «не отвечал ей ни слова» только потому, что заранее знал, что она скажет в ответ на предлагаемое ей испытание. Ее ответ, ее исповедь, веры были настолько важны для евангельской проповеди, что Спаситель был даже готов терпеть упрек со стороны учеников, которые просили Его сжалиться и выполнить просьбу женщины.

«Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24). «…От препятствий вера и надежда с молитвою более и более получают в иных силы и крепости, более возгораются, тогда как в маловерных и слабодушных – ослабевают или и совсем погасают», — замечает праведный Иоанн Кронштадтский, комментируя этот отрывок. Действительно, не вполне ли однозначно звучит слово Спасителя? Не достаточно ли было услышать эти слова, чтобы, склонив голову, смиренно отойти в сторону, уступая место рядом со Христом другим людям, законным наследникам обещанных обетований.

Так поступил бы, наверное, всякий человек. Кто еще из числа учеников или последователей Христа посмел бы «ослушаться» этих нелицеприятных слов, прозвучавших из царственных уст. «А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне» (Мф. 15: 25). Первое, что сотворила хананеянка, достойное восхищения, — она не позволила себе смиренно отойти, погружаясь в тихую и безысходную печаль. Этим ей пришлось бы предать свою веру в Спасителя, ибо те же царственные уста произнесли не менее ясно: «…Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9-10).

Оказывается, смирение может быть и таким. Оказывается, смирение перед волей Божьей может выражаться не только в том, чтобы сдаться, когда обстоятельства жизни складываются против желаемого, но и в том, чтобы, смиряясь перед внешними обстоятельствами, не позволить себе сдаться! Хананеянка совершает невообразимое для учеников и невозможное для тех, в ком живет «хоть капля гордости». Женщину прогоняют, но она кланяется в ответ и говорит, исповедуя Иисуса Спасителем — «Господи! Помоги мне».

«Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:26-27). Эти слова евангельской истории вызывают много спороd, якобы Христос оскорбил женищину, сравнив ее с псами. На самом деле, по мнению толкователей, Господь этим указывал лишь на языческое происхождение хананеянки. Ее народ отличался необузданностью нравов, кровавыми жертвоприношениями, в том числе, человеческими. Поэтому «псами» названы именно дикие обычаи хананеян, но никак не характер или поступок женщины. Восхищаясь ее ответом, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как далека она была от того, чтобы завидовать славе других!» В этом и выражалось ее смирение.

«Те, которые были изгнаны для того, чтобы не развращать Иудеев, теперь больше иудеев оказывают усердия», — подытоживает святитель Иоанн Златоуст. «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15:28). Награда за мужество и стойкость в вере — похвала верной Богу душе. Молитва об исцелении беснующейся дочери — плоти человеческой — достигает цели. Так Церковь наставляет нас никогда не отчаиваться, ни при каких обстоятельствах, но всегда иметь твердую надежду на Бога!

Евангелие по Матфею 15:27

Ст. 27-28 А она сказала: Так, Господи; но ведь и щенки едят от крох, падающих со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика твоя вера; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час

Я знаю, - говорит она, - что не заслуживаю хлеба детей и не могу получить целого хлеба, как и сесть к столу вместе с отцом; но я довольствуюсь остатками, которые перепадают щенкам, чтобы через смиренное вкушение крох достигнуть величия целого хлеба. И дивные дела! Израиль некогда был [Отчим] сыном, а мы - псами; [но] вследствие различия веры порядок наименований изменяется. Относительно их впоследствии говорится: Псы окружили меня ( Пс. 21:17 ) , и: Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания ( Фил. 3:2 ) ; а мы вместе с сирофиникиянкой и с кровоточивой женщиной слышим: Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему и: Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя ( Мф. 9:22 ) .

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их

См. Толкование на Мф. 15:25

Евфимий Зигабен

Она же рече: ей, Господи: ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих

Да, Господи, говорит она, истинно ты сказал: они – дети, а я – пес; но поэтому нужно более сжалиться надо мной. Ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих. Так как я – пес, то я – не чужая, и мне не возбранено участие в крохах, как и псам. Под крохами разумеются случайно оказанные исцеления. Что она, так сильно отверженная, не отстала, это было делом веры; что признает себя псом – было делом смирения; а что на словах Христа строит свою защиту, – благоразумия. Поэтому Христос и отложил исцеление, чтобы все это обнаружилось, чтобы показать этим ее любомудрие, чтобы были посрамлены иудеи, так сильно побежденные языческой женой в вере, смирении и благоразумии, – чтобы апостолы, видя это, были смелее впоследствии, когда посылались к язычникам. Поэтому-то Христос и возвестил о вере этой жены.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Ст. 27-29 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там

( Мк. 7:31 ) . По Марку, Христос, выйдя из пределов Тирских (так по некоторым чтениям), опять пошел через Сидон (в русск. нет) к морю Галилейскому, в среднюю часть (ανά μέσον — ср. 1Кор. 6:5 ; Откр. 7:17 ) пределов Десятоградия (русск. “через пределы Десятоградия”). Под горой разумеют какую-нибудь высокую местность на берегу озера, а не какую-нибудь отдельную гору. Из рассказа Матфея не видно, на какой стороне Галилейского озера это было; но Марк говорит ясно, что на восточной.

Прп. Максим Исповедник

Просьба же о крохах Хананеянки показывает учение, надлежащее для входящих в жизнь по добродетели из неверия; ведь простой и самый совершенный логос ведения разделяется на многие части соответственно свойству принимающих; итак, входящим подобает оглашение, которое сравнивается с крохами.

Собака же, поскольку она животное беспрестанно лающее, отгоняющее чужих и ласкающееся к своим, то понимается как практический навык, который прогоняет зло, противоречащее природе, ласкается же к природным добродетелям, неусыпно их сохраняя.

Свт. Григорий Палама

«Так», сказала женщина, смиряясь и сама признавая свою ничтожность и нечистоту и считая себя недостойной причастия и сопричащения Небесного Хлеба, сшедшего с небес ( Ин.6:33 ) , молящая же (или: желающая) получить крохи, падающие из милости со стола наслаждающихся; «ибо и пси, – говорит она, – едят от крупиц падающих от трапезы господей своих». И эти, воистину, мудрые и весьма благоразумные и смешанные со смирением слова женщины (как бы заключали в себе следующую мысль): потому что хотя я и язычница и признаю себя грешницей, однако и язычники пользуются от Бога заботой, по причине Его несказанного человеколюбия и благости, как, впрочем, и – все у Него грешники.

Омилия 48. На 17-е воскресение евангельских чтений по Матфею, говорящее о хананеянке.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Тихон Задонский

См. Толкование на Мф. 15:22

Троицкие листки

«Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их»

И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! великá вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф.15:21-28).

Этот же эпизод в Евангелии по Марку (Мк.7:25-30).

Блж. Феофилакт Болгарский: Когда же Христос назвал ее псом, потому что язычники имели нечистую жизнь и питались кровью идоложертвенною, иудеев же назвал чадами, то она разумно отвечает и очень мудро: хотя я и пес, и недостойна получить хлеб, то есть какую-либо силу и великое знамение, но дай мне это для Твоей силы малое, для меня же великое, ибо те, кто ест хлеб, не считают крох чем-то важным, для псов же он - большое, и ими они питаются.

Комментарий РБО: Детьми, или сыновьями Божьими, назывались израильтяне. Жители Израиля называли язычников собаками, что считалось страшным оскорблением.

Блаж. Иероним Стридонский: В лице женщины хананеянки представляется удивительная вера, терпение и смирение Церкви: вера, - с которой она убеждена в возможности исцеления дочери своей; терпение, - с которым она непрерывно пребывает в молитвах, хотя столько раз отвергнута; смирение, - в котором она сравнивает себя даже не с псами, а с щенками (catulis, catellis). А язычники называются псами вследствие своего идолослужения; увлекаемые кровопийством и трупами умерших, они впадают в бешенство. Заметь при этом, что хананеянка, о которой идет речь, настойчиво называет Его сначала Сыном Давида, потом Господом, и, наконец, кланяется Ему, как Богу.

Священник Александр Мень: Почему Господь ее так испытывал? Конечно, мы не можем за Него дать ответ. Тайна мыслей Христовых от нас сокрыта. Мы только знаем, что никому Он никогда не отказывал. И даже язычникам: был сотник в Капернауме, римлянин, — Он ему не отказал. Напротив, тут же одобрил этого человека, сказав, что и в Израиле Он не нашел такой веры, и исцелил его слугу.
А этой женщине долго не отвечал. Казалось бы, она должна была уже перестать кричать вслед Ему. Конечно, мы знаем, что жители этой страны были не простыми язычниками. Из всех видов язычества там практиковалось самое страшное: с убийствами детей, с развратом, который совершался в храмах, и со многими другими страшными вещами, о которых Священное Писание нам говорит, как о последнем пределе нечистоты и злочестия.
И вот Господь отказывает этой язычнице в Своем милосердии. Но не потому, что Он немилосердный! А потому что Он должен пробудить в человеке чувство своего недостоинства. Когда она признала, что принадлежит к людям недостойным и все-таки продолжала умолять о снисхождении. Он увидел, что вместе с нечестием, воспринятым ею от своих предков, в душе ее жила глубокая вера. И тогда молчание Христа было нарушено.
Этот случай в жизни Господа приводит нас с вами к событиям нашей собственной жизни. Тайна молчания Божия, когда мы к Нему взываем, скорбь человека, который простирает руки и которому кажется, что Небеса его не слышат. «Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил?» — вопиет псалмопевец. Ведь Господь, умирая, Сам повторял эти скорбные слова.
Кто из вас читает псалмы и любит их, знает, как много там подобных слов и тяжких вздохов души. Стучимся, зовем — «Из глубины воззвах к Тебе, Господи!» Из глубины, из бездны, из ямы, из пропасти. а Небеса молчат—Почему молчат? Почему не отзываются, когда приходят болезнь и смерть, когда царят на земле неправда и несправедливость? Когда люди, лишенные веры, или пытающиеся поколебать ее, говорят нам: «Смотрите, сколько зла творится на земле, и Бог ваш не слышит, и Бог ваш не откликается!»
Да, так бывает. Очень часто может казаться людям, что Господь безмолвствует. И вот молчание Христа, к которому обратилась женщина хананеянка, наводит нас на мысль о том, что в этом безмолвии есть смысл. Конечно, мы не можем проникнуть в тайну Божию. Очень часто, когда нам кажется, что Господь не отвечает, Он ждет чего-то от нас. Он ждет от нас, чтобы мы признали свое недостоинство, чтобы мы ощутили смирение перед Ним. Потому что мы часто от Него требуем, и требуем с уверенностью, как будто Он обязан нам дать, обязан откликнуться на каждую просьбу, иногда и безумную.

Толкование на Евангелие по Матфею проф.А.П. Лопухина: Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Сопоставляя рассказы Матфея и Марка, мы должны представить дело так. Спаситель прибыл в языческую территорию вместе со Своими учениками и взошел в дом, чтобы «утаиться» или скрыться (λαθεῖν — Марк). Причины того, что Спаситель «не хотел, чтобы кто узнал» о Его пребывании в Финикии, нам неизвестны. Но здесь не было ничего неестественного или несогласованного с Его другими действиями, потому что Он поступал так и в других случаях, удаляясь от толпы и для молитвы (Мф. 14:23; Мк. 1:35, 6:46; Лк. 5 и др.). Можно предполагать, что в настоящем случае удаление Христа от израильского общества произошло ввиду великих событий, требовавших уединения, о которых рассказывается в Мф. 16; Мф. 17 (исповедание Петра и преображение). Крик женщины, как казалось ученикам, не соответствовал намерению Христа остаться наедине, и они просят Его отпустить ее (ср. Мф. 19:13). В слове «отпусти» (ἀπόλυσον) не выражается того, что ученики просили Христа удовлетворить просьбу женщины.
Согласно Марку, женщина вошла в дом, где был Спаситель, и там кричала о помощи (Мк. 7—εἰσελθοῦσα), а согласно Матфею, это было, когда Спаситель был на пути. Противоречия нет, потому что то и другое было возможно. Дальнейшее объяснение в комментариях к следующему стиху.
Мф.15:24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
Ключ для объяснения всего этого дают Иоанн Златоуст, Феофилакт и Евфимий Зигавин, которые полагают, что целью отказа Христа было не испытание, а открытие веры этой женщины. Это нужно точно заметить, чтобы понять дальнейшее. Хотя Златоуст и говорит, что женщина слышала слова Христа: «послан только к погибшим овцам дома Израилева», но вероятнее, что не слыхала, потому что сказано: «Он не отвечал ей ни слова». Ответ ученикам был и практически, и теоретически верен, потому что Христос должен был ограничить и ограничивал Свою деятельность только домом Израилевым, и в этой индивидуализации Его деятельности заключался ее универсальный характер. Евангельское выражение нельзя объяснять в том смысле, что здесь разумеется духовный Израиль. Если бы Христос прямо отпустил женщину, как просили Его ученики, то у нас не было бы прекрасного примера, который поясняет, каким образом «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11:12). Оно берется несмотря на все препятствия и даже унижения, которым подвергаются или могут быть подвергнуты язычники.
Мф.15:25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
(Ср. Мк. 7:25–26).
У Марка подробнее сообщается, что женщина упала к ногам Спасителя и просила Его, чтобы Он изгнал демона из ее дочери. О προσεκύνει см. комментарии к Мф. 2:2. Женщина теперь не называет Христа Сыном Давидовым, а только Господом и поклоняется Ему как Богу.
Мф.15:26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
(Ср. (Мк. 7:27) с добавлением: «дай прежде насытиться детям»).
Буквально: «нельзя (не должно) взять хлеб у детей и бросить псам» (у Марка — «нехорошо»). Думают, что Спаситель говорит здесь «ex publico judaeorum affectu» (Эразм), или, что то же, обыкновенной речью иудеев, которые называли язычников псами; израильтяне же, как чада Авраама, — «сыны царства» (Мф. 8:12) и имеют первые право на хлеб благодати и истины. Иудеи называли язычников псами по причине идолопоклонничества и нечистой жизни.
Мф.15:27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
Мф.15:28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Толкования на Мф. 15:27

«Так», сказала женщина, смиряясь и сама признавая свою ничтожность и нечистоту и считая себя недостойной причастия и сопричащения Небесного Хлеба, сшедшего с небес (Ин.6:33), молящая же (или: желающая) получить крохи, падающие из милости со стола наслаждающихся; «ибо и пси, – говорит она, – едят от крупиц падающих от трапезы господей своих». И эти, воистину, мудрые и весьма благоразумные и смешанные со смирением слова женщины (как бы заключали в себе следующую мысль): потому что хотя я и язычница и признаю себя грешницей, однако и язычники пользуются от Бога заботой, по причине Его несказанного человеколюбия и благости, как, впрочем, и – все у Него грешники.

Омилия 48. На 17-е воскресение евангельских чтений по Матфею, говорящее о хананеянке.

Вопросы и затруднения.

Блж. Иероним Стридонский

Я знаю, - говорит она, - что не заслуживаю хлеба детей и не могу получить целого хлеба, как и сесть к столу вместе с отцом; но я довольствуюсь остатками, которые перепадают щенкам, чтобы через смиренное вкушение крох достигнуть величия целого хлеба. И дивные дела! Израиль некогда был [Отчим] сыном, а мы - псами; [но] вследствие различия веры порядок наименований изменяется. Относительно их впоследствии говорится: Псы окружили меня (Пс. 21:17), и: Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания (Фил. 3:2); а мы вместе с сирофиникиянкой и с кровоточивой женщиной слышим: Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему и: Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (Мф. 9:22).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 27-28 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час

Глубоко верующую и смиренную Хананеянку не оскорбили слова Иисуса Христа: не хорошо взять хлеб… Она отвечала Иисусу Христу: Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Т. е. она как бы так говорила: «так, Господи, я язычница, по жизни своей подобна нечистому псу; но и я все-таки Твое творение и нахожусь под Твоим промыслом. Отдай лучшую пищу детям, т. е. пусть иудеи пользуются великими благодарениями Твоими; но позволь и мне хотя мало воспользоваться ими, все равно, как собаки пользуются крохами, – остатками от стола, т. е. исцели дочь мою».

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Ей, Господи и пр. Эти слова Хананеянки имеют следующий смысл: пусть Иудеи пользуются великими Твоими благодеяниями, но позволь и мне хотя мало воспользоваться ими, подобно тому, как псы пользуются остатками от трапезы своих хозяев, т. е. исцели и мою дочь. «Какая твердость духа! – восклицает при этом св. Златоуст. – Господь говорит: несть добро, она отвечает: ей, Господи. Он называет ее псом, а она приписывает себе и действие, свойственное псу. Видишь ли тут и ее смирение?» Буди тебе, якоже хощеши (да будет тебе по желанию твоему). «Такова сила усиленной, неотступной молитвы! Если Бог иногда медлит, это не значит, что совсем отказывает».

(Мк. 7:31). По Марку, Христос, выйдя из пределов Тирских (так по некоторым чтениям), опять пошел через Сидон (в русск. нет) к морю Галилейскому, в среднюю часть (ανά μέσον — ср. 1 Кор. 6:5; Откр. 7:17) пределов Десятоградия (русск. “через пределы Десятоградия”). Под горой разумеют какую-нибудь высокую местность на берегу озера, а не какую-нибудь отдельную гору. Из рассказа Матфея не видно, на какой стороне Галилейского озера это было; но Марк говорит ясно, что на восточной.

Толковая Библия.

Толкования на Мф. 15:25

Когда она была далеко, она воплем умоляла Господа оказать ей милость; поскольку же ничего не достигла этим и Он даже не обернулся к ней, она, приблизившись, припадает к Его ногам и снова просит от Него помощи. Но и теперь он резко отсылает ее прочь. Но и в этом случае не пала духом эта женщина, воистину мужественная душою, но и сама ставя себя ни во что и слыша, что ее ставят наравне не только с бессловесными животными, но и животным грязным и диким, – как и вопль ее походил скорее на лай, чем на достойную человека речь, – она соглашается с этим и сама также ставит себя ни во что, однако не оставляет своей просьбы к Христу.

Научимся же из этого урока, как долженствует быть выдержанным в молитвах: с каким большим терпением, с каким большим смирением, с каким сокрушением (быть в наших молитвах). Научимся, что хотя бы мы были недостойны получить просимое и отосланы ни с чем, как загрязнившие себя грехами, однако не станем оставлять молитву, но, напротив, будем стойко держаться, в смирении прося из глубины души. Мы получим от Бога просимое нами.

Она же пришедши поклонися ему, глаголющи: Господи, помози ми

Ст. 25-26 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам

В лице женщины хананеянки представляется удивительная вера, терпение и смирение Церкви: вера, - с которой она убеждена в возможности исцеления дочери своей; терпение, - с которым она непрерывно пребывает в молитвах, хотя столько раз отвергнута; смирение, - в котором она сравнивает себя даже не с псами, а с щенками (catulis, catellis). А язычники называются псами вследствие своего идолослужения; увлекаемые кровопийством и трупами умерших, они впадают в бешенство. Заметь при этом, что хананеянка, о которой идет речь, настойчиво называет Его сначала Сыном Давида, потом Господом, и, наконец, кланяется Ему, как Богу.

Ст. 25-27 А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их

Когда женщина увидела, что ее ходатаи - апостолы - не имели успеха, она снова с жаром приступает и называет Иисуса Господом. Когда же Христос назвал ее псом, потому что язычники имели нечистую жизнь и питались кровью идоложертвенною, иудеев же назвал чадами, то она разумно отвечает и очень мудро: хотя я и пес, и недостойна получить хлеб, то есть какую-либо силу и великое знамение, но дай мне это для Твоей силы малое, для меня же великое, ибо те, кто ест хлеб, не считают крох чем-то важным, для псов же он - большое, и ими они питаются.

Епифаний Латинский

Итак, в присутствии иудеев, которые Его отвергали, женщина из язычников просит Его исцелить свою дочь. Но Господь не отвечает. А она кланяется Ему и просит: Господи! помоги мне. Тогда Господь говорит ей: Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Что на это смогли бы сказать иудеи? Он очевидно подразумевал этим, что они - сыновья, а язычников Он назвал псами. И женщина согласилась со Спасителем, сказав: так, Господи (см. Мф. 15:27). То есть - знаю, Господи, что язычники псы, ибо почитают идолов и хулят Бога. Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (см. Мф. 15:27). То есть - Ты пришел к иудеям и открыл Себя им, но они не захотели принять Тебя: то, что они отвергли, дай нам, ибо мы просим. Зная о настойчивой вере ее, Господь наш сказал: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему (Мф. 15:28). Итак, вера дает то, чего не заслуживают поступки, и через веру язычники из псов превратились в сыновей. Как сказал Господь через пророка: и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога Живаго» (Ос. 1:10). Напротив, не принимающие Его иудеи из сыновей превращаются в ненавистных псов, как Сам Господь сказал во время страдания через пророка: Ибо псы окружили Меня, скопище злых обступило Меня (Пс. 21:17).

Толкование на Евангелия.

До сих пор она не смела придти пред Его лицо, считая себя недостойной.

А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне

«Довольно было и одного молчания, чтобы привести жену Хананеянку в отчаяние, – пишет св. Златоуст, – тем более мог повергнуть ее в отчаяние ответ Христов. Однакож она не отступает, но провидя бессилие своих ходатаев апостолов, вооружается похвальною дерзостью: пришедши, поклонися Ему и пр».

(Мк. 7:25-26). У Марка подробнее сообщается, что женщина упала к ногам Спасителя и просила Его, чтобы Он изгнал демона из ее дочери. О προσεκύνει см. объяснение к 2:2. Женщина теперь не называет Христа Сыном Давидовым, а только Господом и поклоняется Ему, как Богу.

Читайте также: