Хуан грис гитара на столе
Хуан Грис ( 23 марта 1887 года, Мадрид — 11 мая 1927 года, Булонь-Бийанкур ) — выдающийся художник и скульптор из Испании. Настоящее его имя — Хосе Викториано Кармело Карлос Гонсалес Перес: впоследствии он заменил его на более удобный и легко запоминающийся псевдоним. Хосе родился в семье состоятельного торговца и был самым младшим из тринадцати детей. Интерес и способности к живописи обнаружились у талантливого мальчика уже в возрасте семи лет, приблизительно в это же время финансовые дела его отца пришли в упадок. Хуану Грису пришлось помогать семье: свои первые деньги он заработал, продавая свои графические работы в местные газеты.
Начальное образование Грис получил в Школе Промышленности, куда пошел учиться по настоянию родителей. Однако интерес к искусству победил, и он забросил учебу ради уроков живописи. Наставником Хуана был известный портретист Хосе Морено Карбонеро, владелец частной школы в Мадриде. В возрасте 19 лет будущий мастер кубизма, художник Хуан Грис переехал в Париж, где и прожил безвыездно до конца своей жизни. Произошло это не только из-за того, что здесь он нашел все, что нужно для активной и плодотворной творческой жизни: была и более прозаическая причина. В Испании военнообязанный юноша не явился на службу в положенное время, покинув страну без документов. Паспорта у него не было всю жизнь, и это ограничило его возможность путешествовать.
Особенности творчества художника Хуана Гриса : в самом начале своего творческого пути, как и многие авторы того времени, он создавал рисунки в модернистском стиле. Позднее, уже во время обучения в Париже, Грис попал под влияние символизма, но интерес к нему быстро исчез. Не будучи сторонником консерватизма, к которому имел склонность учитель Карбонеро, Хуан стал искать то, что наиболее точно соответствовало его видению мира: эти поиски завершились, когда Грис увлекся кубизмом. Позднее он стал основоположником нового ответвления этого направления — синтетического кубизма.
Известные картины Хуана Гриса : «Жалюзи», «Скрипка и стакан», «Портрет Пикассо», «Мужчина в кафе», «Гитара на стуле», «Бутылка и нож». В качестве иллюстратора художник работал с известным французским авангардистом Гийомом Аполлинером, Пьером Риверди и чилийским писателем Висенте Уидобро.
Картины Хуана Гриса: эволюция творчества
Знакомство в Париже с художниками Монмартра стало ключевым моментом в творческой биографии Хуана. Через какое-то время он окончательно разрывает все отношения с издательствами и больше уже не возвращается к рисунку. Острополитические и сатирические карикатуры больше не интересуют художника.
Поначалу его привлекала манера Сезанна: он же был любимым живописцем Гриса. Однако по мере оттачивания своего собственного мастерства, он постепенно охладевает к постимпрессионизму и экспрессионизму. Наибольшее влияние на становление Хуана как мастера абстрактной живописи оказало творчество Пикассо, Леже, а также основателя кубизма Жоржа Брака. Для первых значительных картин Хуана Гриса, написанных в Париже, характерны черты именно этого направления.
Стиль, в котором предпочел работать художник, называется аналитический кубизм. Для него характерны расплывчатые, практически отсутствующие границы между формой предметов и окружающим их пространством, хаотичность расположения объектов, переливающиеся цвета и множество пересекающихся граней. В таком духе написана, например, известная картина Хуана Гриса «Гитара и цветы», а также несколько других произведений с датой создания до 1912 года.
Далее творчество художника эволюционирует: он анализирует работы Брака и вырабатывает на основе его идей собственную манеру рисования. В его картинах этого периода чувствуется большая, чем в работах его коллег, материальность: они обладают объемом и пластичностью, имеют сходство со скульптурой и архитектурой, которыми увлекался Грис. Полотнам присуща меньшая декоративность, чем у Пикассо или Брака, а также большее сходство с изображаемыми объектами. К известным «синтетическим» работам Хуана относятся «Бокал и газета», «Шахматная доска», «Фруктовая чаша». В 20-х годах манера художника стала менее суровой: линии смягчились, на полотнах стали преобладать крупные формы и обширные поверхности.
Хуан Грис, картины и биография
Жизненный путь художника и скульптора Хуана Гриса яркий, волнующий и интересный! Он взял себе творческий псевдоним. Его настоящее имя – Хосе Викториано Гонсалес Перес.
Родился Хосе в Испании. Его отец был торговым промышленником, изготавливал на фабрике бумагу. Мать занималась домом, хозяйством и воспитанием детей, которых в семье было тринадцать. Хосе был самым младшим ребёнком. Все его очень любили. Он рос шустрым, подвижным, добрым и мечтательным. С семи лет мальчик проявил интерес к живописи. Он очень любил природу, людей, животных, старался запечатлеть увиденное на бумаге, делая наброски карандашом.
Начальное образование юный художник получил в Школе Искусств и ремёсел Мадрида, но учёбу вскоре оставил, чтобы заняться живописью самостоятельно. У него имелись заветные, уединённые уголки на природе, где он мог оставаться наедине с собой и творческими работами. Молодой человек имел опытного наставника, который учил его рисовать портреты. Учитель был хозяином частной школы в Мадриде. В армии Хосе не служил. В трудные времена он помогал своей семье материально, продавая графические рисунки в местную прессу.
В девятнадцать лет юноша уехал в Париж, где прожил всю жизнь, занимаясь живописью и творчеством. Он боготворил Париж! Художника привлекала его блистательная архитектура и уникальные достопримечательности. Здесь он познакомился с творческой элитой: художниками, поэтами, писателями Монмартра. Хуан Грис сотрудничал с юмористическими газетами и журналами, рисовал иллюстрации для книг, используя в работе гуашь и акварель. С 1913 года он занимался искусством коллажа. Мастер кисти с удовольствием создавал рисунки в стиле модернизма и получал от этого истинное наслаждение. Увлекался символизмом, но настоящее призвание нашёл в кубизме, став его основателем. Писал натюрморты и портреты. В своих кругах художник был известен как мастер абстрактной живописи. На становление его характера и мировоззрения огромное влияние оказало творчество П. Пикассо, Ф. Леже, Ж. Брака. У художника есть портрет Пабло Пикассо, выполненный в его излюбленном жанре кубизма.
В Париже Хосе вёл светскую жизнь, устраивал встречи с друзьями, выставки, размещая свои работы в известных галереях Франции и Германии. Дружил с искусствоведом Д. А. Канвейлером. У них было много общих тем для бесед. Имел жену и сына. Картины Х. Гриса продавались за огромные суммы на аукционах.
Художник работал в жанре «аналитического» кубизма. Ему нравилось изображать туманность и стёртость границ между отдельными предметами в пространстве, хаотичность и разбросанность форм, перелив цветов и разнообразные меняющиеся грани. В дальнейшем он совершенствовался духовно и освоил «синтетический» кубизм. Теперь его полотнам стала присуща меньшая декоративность, больше рельефа, линий, изгибов и причудливых узоров.
Постепенно художник выработал свой индивидуальный стиль. Он любил рисовать пластичные, объёмные формы, похожие на здания и скульптуры. Интересовался архитектурой, много читал. Рисовал декоративные полотна. В середине 1920-х годов работал над теорией искусства, проводил лекции о живописи для студентов. Увлекался необычным. Его привлекали неевклидова геометрия и учения о четвёртом измерении.
Осенью 1925 года Хуан Грис серьёзно заболел. Он страдал заболеваниями почек и сердца. Скончался 11 мая 1927 года в сорокалетнем возрасте от почечной недостаточности. Его художественные труды известны всему миру и бережно хранятся в музеях разных стран.
«Художники испанидада»: Хуан Грис
Новый герой нашей рубрики «Художники испанидада» – Хуáн Грис (Хосé Викториáно Кармéло Кáрлос Гонсáлес Пéрес) – уроженец Мадрида, художник и скульптор, чье имя славит династию испанских авангардистов.
Впрочем, несмотря на тёплые чувства к родине и тесное общение с соотечественниками, Хуан Грис провёл основную часть жизни во Франции, переехав туда сразу после окончания учебы на родине. Скончавшись в возрасте 40 лет, Грис успел войти в историю мировой живописи как основоположник синтетического кубизма — направления, которому он оставался верен почти до конца своих дней.
Новое имя, новая жизнь
Хуан Грис, «Гитара и фруктовая ваза на столе» (1918). Фото: WikiArt
Творческий путь будущего художника начался в родном Мадриде: там он учился в школе искусств и ремесел, правда, по направлению инженерии. Не успев окончить образовательное учреждение, он приступил к практике: на протяжении двух лет юноша создавал иллюстрации для периодических изданий в шуточно-грациозном стиле ар-нуво. С 1904 по 1905 год Хосé берет уроки у своего тезки, знаменитого живописца Хосé
Морéно Карбонéро, и принимает два судьбоносных решения: взять творческий псевдоним «Хуáн Грис» и уехать во Францию. Не раздумывая долго, в 1906 году Грис отправляется в Париж.
Не имей 100 рублей
Хуан Грис, «Чайные чашки» (1914). Фото: WikiArt
В столице Франции Хуáн Грис знакомится с местной артистической богемой — поэтом Гийо́мом Аполлине́ром, Максом Жако́бом, художниками Ферна́ном Леже́, Анри́ Мати́ссом, Жоржем Браком и, конечно, с соотечественником Пабло Пикассо. С Пикассо и Браком Хуáн Грис не только дружил, но и тесно сотрудничал: втроем художники считаются наиболее яркими представителями кубизма, который возник и развивался благодаря их творческим экспериментам. Здесь также важно отметить имя Жана Метценже, соавтора манифеста «О кубизме» (1912) — труд Метценже воодушевил Гриса на поиски собственного почерка в живописи.
Однажды и навсегда
Хуан Грис, «Открытая книга» (1925). Фото: WikiArt
Как это часто происходит у деятелей искусства, Хуáн Грис вдохновлялся и вдохновлял, испытывал влияние и сам становился законодателем тенденций. Вместе с Пикассо и Браком художник пробовал себя в направлении аналитического кубизма — картины последнего отличались монохромностью, но в целом не сильно выделялись на фоне работ других живописцев. В 1913 году Хуáн Грис пришёл к идее синтетического кубизма. Сегодня вряд ли можно утверждать, что мадридец стал первооткрывателем этого периода кубизма, ибо на счету у Пикассо и Брака числятся работы в том же стиле, датированные 1912 - 1913 годами. Однако если Пабло Пикассо и Жорж Брак прошли через синтетический кубизм как через очередной этап развития, Хуáн Грис задержался в направлении и увековечил его.
Кубизм бывает разный
Хуан Грис, «Три маски» (1923). Фото: WikiArt
Однажды мы уже говорили о том, как возник кубизм. Но не менее интересно знать, какие виды существуют внутри направления и чем они отличаются. Аналитический кубизм стал второй фазой развития течения, когда очарованность дерзким стилем и робкие попытки говорить на новом языке сменили более цельные высказывания. Можно сказать, что аналитический кубизм раскладывает предмет на плоскости на множество геометрических фигур, тем самым отказываясь от категории объема. Синтетический кубизм, появившейся на несколько лет позже аналитического, наоборот, усложняет объект изображения, добавляет к нему новые элементы (например: цифры, буквы) и делает его ярче, но при этом сохраняет одномерность пространства рисунка. В основу синтетического кубизма легли различные техники папье-колле, что легко наблюдать в работах направления.
Слово автору
Портрет Хуана Гриса кисти Амедео Модильяни (1915)
Никто не расскажет о творчестве автора лучше, чем он сам. Вот пара цитат Хуáна Гриса, которые лучше всего передают отношение художника к искусству и его видение синтетического кубизма:
«Поль Сезанн сделал цилиндр из бутылки. Я же берусь за цилиндр, чтобы сделать из него самостоятельный объект. Я делаю бутылку — настоящую бутылку — из обычного цилиндра».
«В искусстве я стремлюсь к конкретике — противоположной стороне абстракции».
Все дело в логической стройности
Хуан Грис, «Фантомас» (Трубка и газета) (1915). Фото: WikiArt
В сравнении с другими испанскими авангардистами Хуáна Гриса нередко называли художником-теоретиком. Напав на след синтетического кубизма, Грис стремился исследовать его целиком с точностью и пытливостью инженера-конструктора, а ещё его очень интересовало, что стоит за разными явлениями в искусстве. В последние годы жизни художник создал декорации и костюмы для «Русских сезонов» Сергея Дягилева и опубликовал несколько важных работ по теории эстетики. Хуáн Грис умер в 1927 году в возрасте 40 лет от почечной недостаточности в пригороде Парижа, так и не вернувшись на родину.
Хуан Грис
1887, Мадрид — 1927, Булонь-сюр-Сен. Французский живописец испанского происхождения. Представитель кубизма. В 1902—1904 обучался в мадридской Школе искусств и ремесел. В течение двух последующих лет занимался иллюстрированием журналов в декоративных традициях графики модерна. Одновременно брал уроки живописи у Х. М. Карбонеро.
В 1906 прибыл в Париж и, поселившись на Монмартре, сблизился с Пикассо и его кружком. Приобщившись к новаторским опытам Пикассо и Брака, ок. 1911 создал свои первые кубистические картины: Натюрморт (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Стол в кафе (1912, Чикаго, Институт искусств), Гитара и цветы (1912, Нью-Йорк, Музей современного искусства),Пикассо (1912, Чикаго, частное собрание). В этих работах система аналитического кубизма модифицируется в соответствии с предшествующим опытом работы художника в области декоративной и иллюстративной графики: плоскостные формы очерчиваются прямыми линиями, правильными полукружиями, овалами, сегментами; планиметрические построения дополняются волнообразными завитками. Широко проложенные тени создают впечатление призмы, в гранях которой оптически смещается пространство, формы удваиваются, множатся или частично выпадают из поля зрения.
Скрипка и гитара
Натюрморт с фруктами и мандолиной
Картины Гриса отличаются от живописи основоположников кубизма холодной тональностью (доминируют серые, голубые, серебристые оттенки) и металлическим блеском поверхности.
Портрет Пабло Пикассо
Ок. 1913 Грис вслед за Пикассо и Браком переходит к синтетическому кубизму. В его полотнах появляются наклейки, надписи, цифры; цветовая гамма становится более плотной, насыщенной; абстрактные и фигуративные детали смыкаются в слаженные конструктивные построения (Скрипка и гравюра, 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Ваза с фруктами и графин, 1914, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер; Завтрак, 1914, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Фрагментарные, но четко прорисованные контуры предметов ритмически вторят друг другу, вещественность объектов растворяется в абстракции линейных аналогий. Рисунок обоев, шахматной доски, наборной крышки стола усиливает чертежный характер композиций. К этому времени Грис выработал метод "решетчатых" построений: элементы натурных форм вписывались в ячейки предварительно расчерченной плоскости. Этот рациональный, "инженерный" подход, придающий живописи Гриса некоторую сухость, впоследствии определил его сближение с группой пуристов (с 1921).
В картинах 1915—1916 усиливается цветонасыщенность, усложняются пространственные отношения (Натюрморт перед открытым окном. Площадь Равиньян, 1915, Филадельфия, Музей искусств; Шахматная доска, 1915, Чикаго, Институт искусств). Плотное смыкание лаконичных рудиментарных форм в натюрмортах напоминает кубистические пространственные конструкции (Фруктовая чаша, бокал и газета, 1916, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Натюрморт, 1917, Миннеаполис, Институт искусств; Шахматная доска, 1917, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
В живописи последнего десятилетия жизни художника значительное место занимает тема человеческой фигуры (Девушка с мандолиной >), 1916, Базель, Художественный музей;Арлекин с гитарой, 1917, Нью-Йорк, частное собрание). В сериях Арлекины и Пьеро (1919 и 1921—1923) кубистические сломы форм уступают место широко скругленным линиям, описывающим монументальные объемы (Два Пьеро, 1922, Беверли-Хилз, частное собрание; Сидящий Арлекин, 1923, Нью-Йорк, частное собрание). Сближение с тенденцией "неоклассики" прослеживается и в поздних натюрмортах, с их лаконичными укрупненными формами (Канигу, 1921, Буффало, галерея Олбрайт-Нокс; Гитара и нотная тетрадь, 1926, Нью-Йорк, частное собрание).
В 1922—1924 Грис оформил три балетных спектакля, поставленных антрепризой Дягилева в Монте-Карло. 1920-е были для Гриса периодом стагнации, постепенного угасания творческих потенций. Однако на этом этапе он большое внимание уделял разработке кубистической теории. В многочисленных лекциях и статьях Грис рассматривал исходную, базисную абстракцию как "математическую" архитектуру живописи, которая пронизывается "рифмами" аналогий и "гуманизируется" по мере заполнения схемы предметными изображениями. Тяжелая болезнь легких привела к ранней смерти художника.
Хуан Грис: картины и биография художника-кубиста
Имя Хуана Гриса неразрывно связано с историей кубизма. Не принадлежа к числу его основателей (он примкнул к кубизму лишь в 1911 году), Грис, тем не менее, считается наиболее характерным и типичным его представителем.
Кубизм возник после импрессионизма и символизма, как отрицание живописной свободы и чрезмерной литературности содержания. Тенденция свести изображение к основным геометрическим формам явилась выражением стремления вернуть живопись в мир простых вещей, в мир объективных ценностей, не зависящих ни от субъективных эмоций художника, ни от литературы. Попытка передать грубую вещность (в отличие от утонченной нематериальности символизма), создать искусство цельное, прямое, похожее на искусство древних цивилизаций — вот внутренний пафос кубизма при его возникновении.
Начав с анализа реальных форм, с выявления их изначальной структуры, кубисты довольно скоро пришли к идее «замещения реальности», т. е. к мысли, что, в сущности, реальным объектом является сама картина. Задача художника — организовать, сконструировать картину как таковую вне зависимости от объекта изображения, который может быть искажен и переосмыслен до неузнаваемости.
«Не картина должна соответствовать предмету, а предмет должен соответствовать моей картине», — говорил Хуан Грис.
В творчестве Гриса наиболее полно и последовательно выражается так называемая доктрина кубизма. Если Пикассо и Брак в своих экспериментах исходили из анализа натуры, стремясь совместить на плоскости различные аспекты предмета и передать объем путем чередования пространственных планов, то Грис использует предмет, как внешний повод для создания ритмической композиции. Художник исходит из чисто геометрических построений и лишь потом вводит отдельные детали натуры, ложащиеся на геометрическую основу, как на каркас, и подчиненные заданным ритмам. Грис хорошо знал математику, и это знание сказывается в построении его картин — они построены по принципу золотого сечения, сетка вертикалей и горизонталей перебивается правильными кругами и овалами. В строгом, математически выверенном построении глаз различает стакан, компотницу или бутылку, но все эти предметы сведены к простейшим геометрическим фигурам, включенным в общий жесткий ритм( как на картине«Лампа»).
Натюрмортам Гриса, при всей их отвлеченности, присуще своеобразное обаяние. Они привлекают своей соразмерностью, какой-то ледяной ясностью и почти стерильной чистотой. «Геометрия — грамматика для художника», — любил говорить Аполлинер, а Грис был настоящим художником. Правила геометрии служили для него средством упорядочить свое видение мира, внести ясность в свой душевный строй.
И он действительно в этом нуждался. Он принадлежал к тому редкому типу художников, чье творчество находится в обратной зависимости от их личного характера и судьбы. Неуверенный в себе, подозрительный, нервный, подверженный колебаниям, он нашел в кубизме своего рода самодисциплину, прямой и честный способ самоутверждения. Эта прямота и подкупает в его творчестве.
Хуан Грис, испанец по происхождению (его настоящее имя Хосе Гонсалес), прибыл в Париж в 1906 году. Он поселился у Пикассо в «Бато-Лавуар» и остался там, когда Пикассо перебрался в другую, более просторную мастерскую. Верный соратник Пикассо, он тем не менее не стал его подражателем, хотя они работали вместе и в «Бато-Лавуар» и во время летней поездки в 1913 году в Сере. Творчество Гриса было связующим звеном между классическим кубизмом Брака и Пикассо и кубизмом «второго поколения», так называемой группы «Золотое сечение», центром которого была мастерская Жака Виллона. С этой группой он выставился в Осеннем Салоне 1911 года на выставке, вызвавшей шумный скандал не только у публики, но и в правительственных сферах. Брак и Пикассо в этой выставке не участвовали. Кубизм, переживший свою лучшую эпоху, перешел в новую стадию, гораздо более формальную и внешнюю, и в 1914 году прекратил свое существование как школа. Верность ему в 1920-е годы сохранил один только Хуан Грис. Некоторые элементы кубизма — стремление к упрощению формы, рационализм, математические основы искусства — были в 20-е годы подхвачены архитекторами и дизайнерами и легли в основу конструктивизма.
В связи с этим пришел успех и к Хуану Грису. Человек с инженерным образованием, единственный из кубистов, хорошо знающий математику, он первый открыл возможность связи искусства и техники, которая стала краеугольным камнем современной архитектуры. Корбюзье, например, во многом опирался на его творчество. Сам же Хуан Грис отрицал прикладное значение кубизма. В своем уединении, в Булонь-сюр-Сен, он пытался сохранить верность станковой кубистической картине.
Читайте также: