Голое тело вместо стола
Человеческая мебель или форнифилия – излюбленный БДСМ-фетиш в массовой культуре. От фильма «Заводной апельсин» до клипа Карди Би стулья и столы из людей то и дело появляются на экранах и выставках, вызывая возмущение зрителей. Рассказываем, что такое форнифилия и где человеческая мебель использовалась в культуре.
Что такое форнифилия
Форнифилия – это практика, в которой тело человека, часто обнаженное, используется в качестве стола, стула, табурета для ног, торшера или любого другого предмета мебели. Иногда в искусстве вместо живых людей в мебель превращают скульптуры, изображающие человека.
Термин forniphilia придумал художник-фетишист и фотограф Джефф Горд в 1998 году. Вот что он сам говорил об этом фетише:
Мне всегда нравилась мысль об использовании женщин в качестве предметов мебели… Я думаю, это мысль о том, что такое сильное сексуальное существо полностью под контролем.
Горд особенно увлекался связыванием, оставляя своих моделей неподвижными в течение долгого времени. При этом он подчеркивал, что форнифилия – опасная практика и ее не стоит использовать неподготовленному человеку.
Форнифилия как БДСМ-практика привлекает своих последователей возможностью испытать доминирование либо подчинение, в зависимости от того, какую роль выбирает человек – хозяина или мебели.
Человеческая мебель – образ, широко тиражируемый в искусстве, причем там он возник задолго до того, как Горд придумал термин форнифилия. С его помощью художники передают идеи объективации, доминирования и унижения.
Примеры форнифилии в искусстве
Фото Сальвадора Дали
Сальвадор Дали активно сотрудничал с медиа, выпуская свои журналы и снимаясь для других. В 1947 году он фотографировался для издания Look. На одном из снимков художник сидит за столом, на котором лежит обнаженная женщина. На ней бумаги для записей и флакон с чернилами.
«Вешалка для шляп, стол и стул» Аллена Джонса
Одним из самых ярких примеров форнифилии в искусстве стала композиция из скульптур поп-художника Аллена Джонса, которую он выставил в 1970-м году. Это три белые полуобнаженные женские фигуры. Одна из них стоит на четвереньках со стеклянной столешницей на спине, другая связана в форме стула, а третья стоит с разведенными руками, как подставка для шляп. Чтобы сделать эти скульптуры, Джонс сотрудничал с компанией, которая создает экспонаты для музея мадам Тюссо.
Работы Аллена Джонса стали международной сенсацией во многом благодаря протестной реакции на них со стороны феминисток.
Вот что писал о скульптурах Джонса искусствовед Марко Ливингстон в 2004 году:
Более чем три десятилетия спустя эти работы все еще несут мощный эмоциональный заряд, опутывая психологию и сексуальный кругозор каждого зрителя независимо от возраста, пола или опыта. Но несколько мгновений размышления должны сделать очевидным, что эти произведения являются проявлениями фантазии и воображения, и что они высмеивают мужские ожидания.
Фильм Стенли Кубрика «Заводной апельсин»
Увидев выставку Аллена, Стенли Кубрик обратился к художнику, чтобы попросить его изготовить подобные скульптуры для его нового фильма «Заводной апельсин». Джонс отказался, но разрешил использовать придуманные им образы в фильме. В одной из сцен герои картины сидят в баре Korova Milk, а вокруг мебель из белых женщин. Это усилило атмосферу ультра-насилия, которой наполнена кинолента.
«Стул» Бьярне Мельгаарда и скандал с Дашей Жуковой
В 2014-м году норвежский художник Бьярне Мельгаард переосмыслит работу Аллена Джонса, создав свой «стул» в виде темнокожей женщины. Настоящим скандалом стало появление произведения Мельгаарда на сайте журнала Buro 24/7 и сидящей на нем Дашей Жуковой – модельером и основательницей музея современного искусства «Гараж» в Москве. Дашу обвинили в расизме, она была вынуждена извиниться, а журнал удалить фотографии.
Выставка Каталины Оуянг
В 2016-м году художница азиатского происхождения Каталина Оуянг представила в Сент-Луисе выставку «Элегия для Марко». В качестве подставок для экспонатов – небольших скульптур из белого мрамора — выступали белые мужчины. Своим перформансом Оуянг показывала зрителю альтернативную вселенную, в которой те, кто исторически угнетал и объективировал азиатских женщин, оказались на их месте.
Клип Карди Би на песню Up
В начале февраля Карди Би представила новый клип на песню Up. В одном из кадров полуобнаженная артистка поет, лежа на стеклянной прозрачной столешнице, закрепленной на спине белого обнаженного мужчины, стоящего на четвереньках. Смысл сцены тот же, что и у выставка Каталины Оуянг – доминирование над патриархатом и расизмом.
Ритуал поедания суши с обнаженного тела: хитрости и особенности
Японцы славятся своим умением искусно сервировать стол. Если дело касается еды, то повара Страны восходящего солнца проявляют такую фантазию, которая даже не снились их западным коллегам. Сегодня я хочу познакомить вас с пикантным ритуалом нетаймори – процессом поедания суши с обнаженной гейши.
Что такое нетаймори и с чем его едят
В дословном переводе «нетаймори» обозначает «украшенное тело женщины». Корни ритуала уходят в далекое прошлое. Во времена феодальной Японии гейши развлекали самураев и высокопоставленных особ в специально предназначенных для этих целей чайных домах (частные визиты практиковались гораздо реже и стоили очень дорого).
В обязанности женщин искусства входила игра на традиционных музыкальных инструментах, пение, танцы, проведение чайной церемонии и поддержание беседы. Однако это далеко не все. Девочек готовили с раннего возраста развлекать господ всевозможными способами. Некоторые из них балансировали на грани с общепринятыми моральными нормами.
Ученицы гейш – майко (девушки еще не продавшие свою невинность посредством аукциона-мизуажа) предоставляли услуги с несколько пикантным налетом. Нимфеток часто использовали в качестве блюда для подачи суши. Считалось, что пища, подогретая телом девственницы, обладает исключительными вкусовыми свойствами и производит целебный эффект.
Как отбирали девушек
Прежде чем стать живым подносом каждая майко проходила через изнурительные тренировки. Без серии испытаний нельзя было приступить к работе, ведь один неловкий жест и пища свалится, нарушив гармонию и симметрию. Неаккуратная майко опозорит окейю (дом гейш) и поставит пятно на свою репутацию.
На первом этапе подготовки девушку полностью раздевали, укладывали на жесткую деревянную поверхность. Температура воздуха в помещении составляла всего 15-18 градусов. Чтобы доказать профпригодность претендентка должна была продержать на теле 6 куриных яиц в течение 4 часов (это самая сложная стадия). За это время «тренера» периодически поливали ее горячим чаем или клали на чувствительные места кусочки льда. Если яйцо скатывалось,то экзекуция начиналась сначала.
Разговаривать в ходе ритуала категорически запрещено. Единственная ситуация, в которой майко может нарушить обет молчания, когда гости пересекут тонкую черту между приличиями и откровенным хамством и начнут распускать руки. Да и тогда максимально возможный протест со стороны девушки ограничивается угрозой пожаловаться супруге клиента.
Вопросы гигиены
На первый взгляд может показаться, что не слишком гигиенично кушать суши с чужого тела. В конце концов, мы ведь не берем еду грязными руками. Однако при участии в оригинальном нетаймори и соблюдении всех правил бояться практически нечего.
Японцы очень тщательно подходят к вопросу очищения юной майко. Девушку отмачивают в горячей ванне с использованием щелочных моющих средств(они убивают микробы подобно антибактериальному мылу), усердно трут жесткой мочалкой и производят эпиляцию всей поверхности тела. Ароматизированные масла и дезодорирующие настойки не применяют, так как это негативно сказывается на вкусовых характеристиках. Затем девушку несколько раз ополаскивают ледяной водой.
Как проходит ритуал
Приготовления начинаются за 3-4 часа до прихода клиентов. После омовения девушка ложится на низкий столик или прямо на пол в центре гостиной комнаты. Ее интимные зоны прикрывают листьями салата или декорируют цветами, дабы они не смущали посетителей. Тело расписывают иероглифами, соответствующими установленной тематике мероприятия.
При традиционной сервировке еда не касается кожи. Пищу раскладывают на листья лотоса. А вот вассаби и маринованный имбирь допускается класть на голое тело, обильно политое соевым соусом. Однако чаще их подают в отдельных пиалах.
Длительность ритуала колеблется в диапазоне от 2 до 6 часов. Пока майко служит блюдом, ее наставница-гейша развлекает гостей и следит за соблюдением приличий.
Секса не будет
Хотя нетаймори имеет явный эротический подтекст, любые вольности табуированы. Гости кушают суши, используя деревянные палочки, а прикосновения к обнаженной плоти пресекаются на корню.
В японских ресторанах, предлагающих данный ритуал, как правило, отсутствует охрана, владельцы полагаются исключительно на благовоспитанность посетителей. В худшем случае не в меру возбужденному клиенту выпишут штраф в размере от 50 до 200% от счета за услуги заведения.
Нетаймори на Востоке
В начале ХХ века привычки самураев плавно перекочевали в ряды якудза. Мафиози частенько практиковали званые вечеринки, изюминкой которых являлась подача еды на голых девушках.
Особенно популярен нетаймори стал после Второй мировой войны, когда Токио и другие крупные города наводнили американские солдаты. Для западного человека ритуал был в диковинку, чем пользовались все желающие снискать благосклонность к новой власти.
Современные японцы относятся к нетаймори двояко. Приблизительно половина населения романтизирует процесс и считает его неотъемлемой частью культуры страны. Вторая часть жителей осуждает ритуал, заявляя, что подобное развлечение подходит лишь для бандитов и шлюх. Повара же искренне восхищаются эстетической стороной нестандартного вида сервировки.
Нетаймори на Западе
На западных землях впервые нетаймори появился примерно в 90-х годах прошлого столетия, примерно через 10 лет после массового распространения суши. Это удовольствие чрезвычайно дорого обходится гурманам. Стоимость зависит от статуса ресторана и доходит до $600 за одну подачу.
Большинство людей просто не в состоянии себе позволить такую роскошь. Однако в популярной культуре ритуал достаточно часто упоминается. В 1991 году он засветился в одной из сцен фильма «Разборки в маленьком Токио». В 2008 вышел эпизод сериала «Секс в большом городе», в котором Саманта украсила свое тело суши и поджидала в таком виде любовника.
Ежегодно Хью Хефнер, вечно молодой владелец журнала Playboy, устраивает аналог нетаймори приемы. Его зайки выступают в роли тарелок под икру и прочие деликатесы. Вот только развратные тусовки Хефа сложно сопоставить с невинными обедами самураев.
Каково это быть моделью нетаймори в наши дни
Джессика Перри уже 5 лет работает моделью в крупной сети японских ресторанов «Naked Sushi». 22-летнюю уроженку Ванкувера с натяжкой можно назвать гейшей, да и невинностью девушка не блещет. Но, так как в XXI веке невероятно сложно найти совершеннолетнюю девственницу последний недочет я спишу на особенности современного полового созревания.
Джессика получила работу совершенно случайно. Во время прохождения очередного кастинга к ней подошел Майк Кинан, шеф повар «Naked Sushi», и предложил взаимовыгодное сотрудничество.
На вопрос, каково это быть моделью нетаймори в наши дни девушка неизменно отвечает: «Я считаю, что это увлекательная и творческая работа. Мне нравится быть базовой составляющей тех кулинарных шедевров, которые создает Майк. Невзирая на некоторые неудобства, я буду продолжать делать, то, что я делаю».
Модели в «Naked Sushi» обязуются проходить полный медосмотр минимум 1 раз в 3 месяца и сдавать анализ крови каждые 10 дней. Девушки готовятся приблизительно 1,5 часа, включая сервировку, и зарабатывают $300-400 за один прием, коих может быть до 3-х штук за вечер.
Отношение общественности
Феминистки, как всегда, негодуют и с пеной у рта доказывают, что нетаймори является пережитком прошлого и не приемлем для цивилизованного человека. Они связывают ритуал собъективацией женщин и принижением достоинства слабого пола. Общественный деятель, а по совместительству обозреватель «Guardian», Джули Биндел довольно резко высказала свое мнение: «Это более похоже на трапезу в морге, а не в приличном заведении. Есть с голого тела также приятно, как и есть с трупа».
21 октября 2010 года южноафриканский предприниматель Кенни Кунене организовал прием в стиле нетаймори для Джулиуса Малема, президента Африканского национального конгресса. Пытаясь удивить политика, бизнесмен перегнул палку и вызвал громкий резонанс. В прессе появились обвинения в пропаганде женского рабства и посягательстве на неприкосновенность африканских женщин.
В Китае, Северной Корее и ряде других государств нетаймори находится под запретом. За несоблюдение буквы закона всем участникам ритуала и владельцам ресторана светит тюремный срок и внушительный штраф.
Почему кушать с обнаженного тела - плохая идея
В Японии правовая база, касающаяся продовольственных товаров, очень строгая. Срок годности продуктов регламентируется вплоть до минуты. Повара обязаны надевать резиновые перчатки, а посуда стерилизуется кипятком. Листья, предназначенные для нетамори, дезинфицируют крепким соляным раствором. К сожалению, на Западе правильная технология соблюдается крайне редко.
В сырой рыбе не первой свежести содержатся болезнетворные организмы. При повышении температуры они начинают активно размножаться. Если в холодильнике семга хранится до 10 дней, а при комнатных условиях 4-5 часов, то на теле человека она портится уже спустя 2-3 часа.
Одним из последствий нетаймори может быть сальмонеллез. Согласитесь, очень обидно заплатить за ужин $500 и мучатся расстройством желудка. А о паразитах, обитающих в рыбе, я предпочту и вовсе умолчать.
Ниотамори: как появилась традиция есть суши с обнаженного женского тела
Японская традиция поедания суши с обнаженного женского тела известна всем. Сегодня в таких эстетских трапезах можно поучаствовать не только в Стране восходящего солнца — рестораны, предлагающие экзотическую сервировку, есть во многих городах мира, в том числе и в российских. Сегодня это не более чем эротически-гастрономический аттракцион и даже в Японии к нему редко относятся серьезно. Между тем традиция ниотамори уходит корнями в далекую досамурайскую эпоху и когда-то имела особый сакральный смысл. (Осторожно! Обнаженная натура).
Перевод слова ниотамори с японского звучит несколько развязно — «презентация женского тела». Но изначально в церемонии не было абсолютно никакого сексуального подтекста. Еще тысячу лет назад при школах гейш работали наставницы, готовившие особых девушек для таких ответственных трапез.
Юные японки, которым предстояло выполнять роль изысканного блюда, не встречались с мужчинами, кроме как во время церемоний ниотамори. Они были обязаны хранить целомудрие, которое считалось одним из основных качеств в их профессии. Также девушка должна была быть привлекательной и обладать железной выдержкой.
Церемония часто продолжалась 5-6 часов и все это время красавица должна была хранить молчание и оставаться неподвижной. Добавьте сюда еще пару часов на подготовку — девушек тщательно мыли, выбривали, умащивали маслами и лишь затем «сервировали».
Для желающих стать «блюдом» были введены строгие отборочные испытания, которые выдерживали далеко не все. В одном старинном японском манускрипте было сказано, что претенденток обнаженными укладывали на стол в неотапливаемом помещении, а на тело устанавливали в разных местах 6 куриных яиц и кусочки льда.
После этого девушку оставляли на 4 часа одну, а затем проверяли, все ли яйца находятся на своих местах. Выдержать даже десять минут такой проверки нелегко — лед сначала обжигал кожу, а затем начинал таять и струйки воды щекотали обнаженное тело, сводя претендентку с ума. Но те красавицы, что выдерживали пытку, не жалели о своих мучениях — услуги девушки для ниотамори очень хорошо оплачивались.
Как проходила классическая церемония ниотамори
В давние времена суши не клали прямо на голое тело. Сначала кожу девушки покрывали ритуальными иероглифами, затем выкладывали листья и цветы и лишь затем, поверх них, пищу. Еда ни в коем случае не должна была контактировать с обнаженным телом или волосами. Также прикасаться к блюдам можно было исключительно палочками, а к самой девушке нельзя было притрагиваться совсем.
Мастеров ниотамори готовили годами, так как в их задачу входила не просто раскладка пищи на теле, а особое ее размещение, в соответствии с синтоистским ритуалом. Для каждого вида пищи предназначалась особая часть тела. Икру лосося размещали на груди, ближе к сердцу — она дарила силу. Филе рыбы-меч на живот, ниже пупка, где, по мнению японцев, находится душа — оно наделяло бесстрашием. А почти у самых гениталий выкладывали кусочки угря — который отвечал за мужскую силу.
Конечно, первому вкусить пищу с тела девственницы полагалось правителю, главе клана или уважаемому гостю. Затем к еде приступали все остальные участники ритуала. Японцы верили, что чистая энергетика из тела молодой, здоровой и целомудренной девушки впитается в суши и сделает их целебными и наделенными мистическими силами.
Как это происходит сейчас
Как получилось, что мистический и благородный обряд энергетического вампиризма превратился в пьяное застолье с хватанием девушек руками, сальными шуточками и поеданием суши с тела просто руками и даже губами? Упадок ниотамори пришелся на закат сегуната Токугава, произошедший во второй половине 19 столетия.
Япония хотела быть ближе к Европе и, зачастую, безжалостно жертвовала древними традициями. В первой половине 20 века о красивой церемонии в стране Ниппон помнили только старики, а вот на Западе экзотическое действо стало любимым развлечением эстетов и прожигателей жизни.
В 1941 году гений сюрреализма Сальвадор Дали на званом обеде в Нью-Йорке накрыл стол для своих друзей на теле своей жены и музы Галы. Правда, женщина поверх обнаженного тела была накрыта легкой тканью. Позднее эту моду подхватили и другие художники, музыканты и просто пафосные богачи.
В Японию мода на ниотамори вернулась через якудза — мафиозные кланы. Для криминальных авторитетов 60-70-х годов прошлого века ритуал был не более чем имитацией «возвращения к истокам». Поедание суши с тела красавицы стало символом безраздельной власти и вседозволенности мафиозных главарей. Ни о каком духовном начале речи быть уже не могло.
Позднее красивый обычай стали использовать как приманку для туристов, а иногда и в качестве «изюминки» для особых элитных борделей. В этих случаях все действо становится не более чем развлечением для похотливых фетишистов и любителей «клубнички». Доходит до того, что еду сервируют даже на телах обнаженных мужчин. К сожалению, настоящая практика ниотамори прекратила свое существование и вряд ли уже возродится.
Фотопроект Себастьяна Кемпа «Голые люди»
Одежда — наша вторая кожа. Она окутывает, открывает или же прячет наш внутренний мир. По одежде можно определить, например, профессию, социальное положение или даже кое-что узнать про внутренний мир человека. Костюм позволяет предположить кем является человек — банкиром, служащим офиса, страховым агентом и т.д. В нашем обществе одежда — это признак серьезности.
Но все же, насколько это правда? Можем ли мы судить человека по одежке? И что же действительно скрывает одежда? Может ли созданный одеждой образ неловка разрушаться, если вдруг под костюмом обнаружится татуировка?
Проект немецкого фотографа Себастьяна Кемпа «NAKED PEOPLE» (Голые люди) дает возможность прочувствовать суть человека в одежде и без нее.
Источник: naked-people.de
Возраст: 27 лет / Род занятий: Должностное лицо
Хобби: Ездить на мотоцикле / Страна: Германия
Возраст: 38 лет / Род занятий: Секретарь-ресепшионист
Хобби: Чтение / Страна: Бельгия
Возраст: 38 лет / Род занятий: Почтовый работник
Хобби: Компьютеры/ Страна: Бельгия
Возраст: 30 лет / Род занятий: Официантка
Хобби: Путешествия, бег трусцой / Страна: Польша
Возраст: 20 лет / Род занятий: Модель
Хобби: Ибица, мотоспорт / Страна: Германия
Возраст: 59 лет / Род занятий: Консультант
Хобби: Музыка, литература, искусство / Страна: Германия
Возраст: 55 лет / Род занятий: Бизнесвумэн
Хобби: Танго/ Страна: Германия
Возраст: 46 лет / Род занятий: Бизнесмэн
Хобби: Танго / Страна: Германия
Возраст: 22 года / Род занятий: Помощница менеджера
Хобби: Живопись, чтение, выступать в качестве модели / Страна: Германия
Возраст: 40 лет / Род занятий: Домохозяйка
Хобби: Плавание, чтение / Страна: Германия
Возраст: 42 года / Род занятий: Электрик
Хобби: Фотография / Страна: Германия
Возраст: 45 лет / Род занятий: Домохозяйка
Хобби: Фотография/ Страна: Германия
Возраст: 32 года/ Род занятий: Стюардесса
Хобби: Путешествия, искусство / Страна: Германия
Возраст: 25 лет/ Род занятий: Менеджер в отеле
Хобби: Сауна, вечеринки, моя собака/ Страна: Германия
Возраст: 51 год / Род занятий: Актер
Хобби: Амстердам/ Страна: Голландия
Возраст: 30 лет / Род занятий: Музыкант
Хобби: Музыка/ Страна: Германия
Возраст: 37 лет / Род занятий: Педагог
Хобби: Компьютеры/ Страна: Германия
Возраст: 49 лет / Род занятий: Медик
Хобби: Фотография/ Страна: Германия
Возраст: 22 года / Род занятий: Помощница ветеринара
Хобби: Лошади/ Страна: Германия
Возраст: 40 лет / Род занятий: Здравоохранение
Хобби: Спорт, пес по кличке Антон / Страна: Германия
Возраст: 38 лет / Род занятий: Менеджер по работе с тендерами
Хобби: Спорт, выступать в качестве модели/ Страна: Германия
Возраст: 26 лет / Род занятий: Экспортёр
Хобби: Музыка, спорт, кулинария/ Страна: Германия
Возраст: 28 лет / Род занятий: Фрилансер
Хобби: Спорт, фотография/ Страна: Германия
Возраст: 19 лет / Род занятий: Агент по продажам
Хобби: Кикбоксинг, книги/ Страна: Германия
Возраст: 28 лет / Род занятий: Парикмахер и молодая мама
Хобби: Танцы, пение, выступать в качестве модели / Страна: Германия
Возраст: 30 лет / Род занятий: Информационные технологии
Хобби: Спорт, вечеринки, фотография / Страна: Германия
Возраст: 24 года / Род занятий: Студентка
Хобби: Фотография, рисование / Страна: Польша
Возраст: 19 лет / Род занятий: Студентка
Хобби: Музыка, спорт / Страна: Германия
Возраст: 18 лет / Род занятий: Студентка
Хобби: Музыка, книги, интернет / Страна: Германия
Возраст: 24 года / Род занятий: Педагог
Хобби: Музыка, друзья, выступать в качестве модели / Страна: Германия
Возраст: 21 / Род занятий: Зубной техник
Хобби: Выступать в качестве модели, вечеринки / Страна: Германия
Возраст: 19 лет / Род занятий: Студентка
Хобби: Фотография / Страна: Украина
Возраст: 20 лет / Род занятий: Студентка
Хобби: Танцы / Страна: Германия
Возраст: 31 год / Род занятий: Секретарь
Хобби: Дайвинг, лыжи / Страна: Шотландия
Возраст: 24 года / Род занятий: Продавец-консультант
Хобби: Танцы/ Страна: Германия
Отношение к женской наготе в обществе — взгляд сквозь века
К женской наготе по разному относились не только разные народы, но и в различные эпохи. Более того, проследить изменения взгляда на обнаженное женское тело можно на относительно небольшом отрезке времени, соизмеримом с продолжительностью человеческой жизни. То, что казалось нашим родителям непристойным и шокирующим — сегодня можно увидеть на улице, а в кино и театре можно невозбранно лицезреть сцены, которые еще несколько десятков лет назад считались порнографическими.
Всем известно, что представители многих племен Африки, Южной Америки и Океании до сих пор предпочитают ходить голыми. Для них в женском теле нет ничего неприличного или возбуждающего, так как отсутствует главное — тайна. Самым эротичным местом у женщин этих племен считается… затылок. Именно эта часть тела является интимной, ведь она прикрыта волосами.
Именно такое отношение к голому телу было и у наших далеких предков, пока цивилизация не заставила их облачиться в одежду. Благодаря этому сексуальными стали считаться те части женского тела, которые тщательно скрыты предметами гардероба.
Этот факт можно проиллюстрировать тем, что королева Англии и Ирландии Елизавета I, в XVI столетии встречала послов иностранных держав в платье с полностью открытой грудью, но при этом ноги ее скрывали длинные подолы. Ступни уже считались пикантной частью тела, а все что выше — просто неприличным для публичной демонстрации.
В античную эпоху отношение к женской наготе было разным, в зависимости от места и времени. У спартанцев оно было утилитарным, у этрусков — сибаритским, а у эллинов гедонистично-религиозным. Представители минойской цивилизации, существовавшей на острове Крит, не видели ничего вульгарного в наготе. Микенские женщины носили платья с открытой грудью, что позаимствовали позднее и греческие дамы.
Правда, в Элладе одежда оставляла обнаженной лишь одну грудь — правую, а левая прикрывалась тогой. В разное время такой наряд считался от вполне обыденного, до весьма откровенного, но при этом никто не сомневался в соблюдении его хозяйки необходимых приличий. Совершенно очевидно, что такое частичное обнажение не было связано с какими-либо табу, а было просто обычаем и, возможно, данью моде.
Женщины в Греции были менее свободны, чем на Крите, так как к ним нередко относились как к рабыням и прислуге. Большой свободой пользовались лишь куртизанки — они свободно появлялись в обществе, участвовали в массовых гуляниях и даже были основными действующими лицами празднеств, посвященных Афродите, так называемых Афродисий.
Благодаря бытоописателю Афонаусу мы имеем возможность получить некоторое представление о куртизанках и их роли в праздновании дней любви и красоты:
«Самой красивой была Фрина, но трудно было увидеть ее нагой, поскольку она носила обтягивающий хитон и не ходила в публичные бани. Но на празднике на виду у всех эллинов она снимала одежды, распускала волосы и входила в море. Она послужила Апеллесу моделью для Афродиты Анадиомены».
У спартанцев было все проще — их жизнь была основана на суровом прагматизме. В Спарте мальчики и девочки ходили обнаженными, так как так было проще заниматься гимнастическими упражнениями. Лакедемоняне не придавали особого значения наготе — просто быть обнаженным было удобно и женщины без одежды никого не вводили в ступор. Сложно удивить голым женским телом мужчину, который рос без одежды, среди таких же голых сверстников.
Этруски совсем иначе относились к обнаженному телу. Для них красивая женщина без одежды была предметом роскоши, который было приятно созерцать. Свободные женщины этого народа ходили в одеждах, а вот рабыни прислуживали на пирах обнаженными, радуя гостей своими формами.
Свободные этрусские женщины были достаточно раскрепощенными. Считалось нормальным во время пира предаться любовным утехам, отгородившись от присутствующих лишь легкой ширмой. Один из греческих историков описывал дам этого народа как распущенных, любящих выпить, но при этом прекрасно выглядящих и тщательно ухаживающих за телом, лицом и одеждой.
В ранний период Древнего Рима царили достаточно пуританские нравы. Мужчины были обязаны торговать или воевать, а женщины находиться дома и воспитывать детей. Не было ни театров, ни помпезных терм с бассейнами, ни вакханалий. Власти строго следили не только за моральным обликом граждан, но и за их режимом. Известно, что цензор Катон Старший по ночам ходил по улицам Рима и следил за тем, не горят ли у кого часом окна после полуночи.
Считалось, что порядочный человек и патриот ночью должен спать, чтобы наутро проснуться свежим и бодрым и с максимальной отдачей посвятить себя государственным делам, службе или физическому труду. Зато в период поздней республики и империи римляне настолько раскрепостились, что перещеголяли как эллинов, так и этрусков.
В общественных местах римлянки были одеты в тоги, оставляя открытыми лишь руки, шею и ступни. Зато в банях и дома вполне можно было пренебрегать одеждой и наслаждаться наготой. Женское, да и мужское тело можно было обнажать не стыдясь, но голыми все же не ходили. Жители империи рассуждали просто — нагота является признаком раба или нищего. Рабов обоего пола на рынках продавали обнаженными, а самые бедные граждане не могли себе позволить одежду, в те времена изготавливавшуюся вручную.
В моду вошли вакханалии с пьянством и развратом, общие бани и легальные публичные дома. Сохранившиеся с тех времен фрески и мозаики изобилуют как эротическими мотивами, так и откровенным порно. Что говорить, если при дворе второго римского императора Тиберия была должность, которая называлась «Мастер императорских удовольствий». Массовое пьянство, распутство и чревоугодие длилось до самого заката империи и немало способствовало ее гибели.
В Средние века отношение к обнаженному телу формировалось под действием религии. Христианство внушало, что плоть греховна и временна, поэтому лишь отдаляет человека от Бога. Тем не менее, были времена, когда сексуальность в жизни людей Средневековья просто била ключом. Это касается, в большей степени, раннего и позднего периода.
Во II-III столетии нашей эры существовало необычное христианское течение адамитов, адепты которого считали наготу святой. Своей целью они считали возвращение человека в то состояние, в котором его создал и поместил в рай Бог. Разумеется, в их стройной теории мироздания места одежде не находилось. Закончилось для адамитов все очень плохо — они попали в известный папский список «80 христианских ересей», после чего их предали анафеме и начали преследовать.
Но идеи этих сектантов не были забыты и позднее реинкарнировались в других «ересях». В XIV веке на территории нынешней Болгарии активизировались так называемые «богумилы», а столетием позже, в Чехии, еще одна секта того же толка. Последний всплеск адамитской ереси пришелся на XVIII столетие, после чего любители проводить церковные службы в неглиже массовой активности не проявляли, хотя существуют и по сей день.
В тех краях, куда не дотянулась еще жесткая рука христианской церкви, царила своя атмосфера. Вот что писал о нравах язычников-кельтов, проживавших на Британских островах, побывавший у них в гостях с VIII веке преподобный Бонифаций, впоследствии канонизированный:
«Англичане начисто отрицают семейную жизнь, отказываются иметь законных жен, живут в блудодеяниях, подобно ржущим лошадям и ревущим ослам».
Также сохранились воспоминания современников королевы Ульстера, расположенного на Севере Ирландии, которые рассказывали, что в 610 году эта достойная особа встречала иноземных гостей в кругу придворных дам и все были обнажены по пояс. Также в знак своего особого расположения визитерам, аристократки демонстрировали им свои интимные части тела, задирая юбки.
В X столетии зародилась красивая, но вряд ли правдивая легенда о леди Годиве, супруге графа Мерсии Леофрика, которая, чтобы спасти Ковентри от налогового гнета, проехала обнаженной верхом по его центральным улицам. Горожане, якобы, из благодарности и уважения к своей спасительнице ушли с улиц и закрыли ставни, чтобы ненароком ее не увидеть. Может это и правильно, ведь историки установили, что на момент самоотверженного подвига, леди Годива уже отметила свой 60-летний юбилей.
Так или иначе, но дыма без огня не бывает и, раз такое предание существует, значит были прецеденты для его появления. Отдельно стоит упомянуть, что подвиг леди Годивы в Ковентри празднуют до сих пор и даже придумали специальный фестиваль, в котором главные роли отводятся обнаженным всадницам.
В Средневековье любительницы обнажиться встречались среди представителей абсолютно всех религий. Индуизм, буддизм и даже ислам не избежали подобных течений, которые или безжалостно подавлялись или, назло всему, существовали некоторое время. Корейские крестьянки до конца XIX столетия носили платья с открытой грудью, а жительницы жаркой индийской Бенгалии, до прихода англичан, носили только юбки, приберегая яркие сари для торжеств.
Не удивительно, что наиболее нетерпимым к женскому обнаженному телу во все времена был ислам. Но, немотря на это, случались и исключения. Арабский путешественник и купец Ибн Баттута, посетивший в XIV веке африканскую страну Мали, был поражен странным поведением женщин этой исламской страны. По его словам молодые девушки, рабыни и прислуга ходили кругом обнаженными, а во дворе султана даже его дочки ходят при всех без единой нитки на теле.
Еще больший шок у Ибн Баттуты вызвали семейные отношения малийских правоверных. Путешественник в ужасе описывал закон, позволяющий женщине официально завести любовника, если ее муж был уличен в измене. Разрыв шаблона у араба произошел не зря. Отдаленная от исламских религиозных столиц страна в Западной Африке, считалась оплотом ислама и одним из главных духовных центров. Здесь находились крупнейшие в средневековом мире библиотеки религиозной литературы, а местные медресе выпускали образованнейших богословов.
В Европе с приходом Ренессанса прекратились гонения на обнаженное тело, а художники и скульпторы начали создавать свои эротичные шедевры. Дамы полюбили платья с открытой грудью, а при дворах монархов стало модно заводить любовников и фаворитов. Первым известным произведением эпохи Возрождения, воспевавшим женскую наготу, стало полотно «Рождение Венеры» Боттичелли.
Что же касается нравов, то лучше всего их опишут очевидцы. Епископ Бурхардт, занимавший высокий пост папского церемонимейстера, так рассказывал о пире знати:
«В покоях графа Валентино (Цезарь Борджиа) в папском дворце был праздник. На нем присутствовали пятьдесят проституток высшего класса. После трапезы они танцевали со слугами и гостями. Сначала все были в платьях, но потом совершенно обнажились. Когда гости закончили есть, горящие свечи со стола переставили на пол, и голым куртизанкам швыряли каштаны, чтобы те подбирали их с пола, ползая на четвереньках».
Мы уже писали о парадном наряде английской королевы Елизаветы I, оставлявшем обнаженной грудь. Но это был далеко не самый откровенный наряд, который позволяла себе британская аристократия. В 1750 году некая мисс Чадлей заявлялась на балы и приемы в прозрачном балахоне на голое тело, который она сама называла «Костюм Ифигении перед жертвоприношением».
В том же галантном XVIII веке, известный сердцеед и авантюрист Казанова, после визита в Лондон отмечал, что англичане резвятся в борделях с усердием, достойным лучшего применения. Но любовные похождения жителей британской столицы не впечатлили эксперта по женскому полу. Итальянец с разочарованием писал, что жители туманного Альбиона предпочитают напиться в стельку и отплясывать с голыми проститутками, избегая всего изысканного и томного.
В викторианской Англии все диаметрально изменилось. Женщины начали прятать от посторонних глаз не только грудь, но и руки. При дворе целомудрие доходило до идиотизма — все фигурные ножки мебели были закрыты кружевными чехлами, дабы не смущать королеву-пуританку и ее приближенных.
Рубеж XIX-XX столетия стали эпохой настоящей сексуальной революции. Первое шоу со стриптизом состоялось 9 февраля 1893 года в «Мулен Руж», в Париже. Это было не шоу для холостяков, а обычная студенческая вечеринка, в ходе которой гости решили выбрать королеву красоты. Одна из девушек, очевидно изрядно перебравшая, во время исполнения конкурсного танца начала раздеваться, что пришлось по душе присутствующим. В итоге ей пришлось уплатить в полиции 100 франков штрафа, но оно того стоило.
Мода на стриптиз разлетелась по миру, но не везде была принята благосклонно. Может показаться странным, но в прогрессивном США раздевание под музыку начали порицать. Поэтому стриптиз за океаном переродился в бурлеск, который стал вскоре самостоятельным направлением эротического танца.
Вскоре после стриптиза родился и эротический кинематограф. Первый фильм такого плана назывался «Невеста отходит ко сну» и вышел в 1896 году. Короткий ролик без звука показывал сцену переодевания юной девушки перед сном. В 1910 году вышел и первый порнофильм «Free Ride», относящийся к существующему и ныне жанру Fake taxi.
Нельзя не упомянуть и такое явление, получившее распространение в XX веке, как нудизм. Подобно адамитам, первые нудисты были преследуемы практически во всех странах мира. Забавно, но большевикам идеология единения с природой путем обнажения пришлась по душе. Даже В.И. Ленин отзывался о нудистах положительно, считая их взгляды естественным проявлением пролетарской эмансипации. В Москве 20-х годов даже проходили парады нудистов, над которыми гордо реял лозунг «Долой буржуазное ханжество».
В 30-х годах нудизм подхватили нацисты, а в 60-х «новые левые». Стоит ли упоминать культ обнаженного тела у хиппи и нравы «сексуальной революции»? После всего этого тот факт, что обнаженное женское тело в современном обществе табуировано, кажется странным. При наличии развитой порноиндустрии с миллиардными оборотами, мы продолжаем изображать целомудренное общество, неприемлющее вызывающие сексуальные наряды и публичное обнажение.
Читайте также: