Главный стол в церкви

Обновлено: 07.01.2025

Алтарь в церкви — возвышенная часть храма для службы

Алтарь — это возвышение восточной части храма, используется при проведении служения.

В церковный алтарь священнослужители могут войти через 3 двери:

  • царские врата — основные, которые открывают в торжественных местах богослужения (вынесение чаши Святых Даров);
  • две боковых двери — диаконские, через которые проходят диаконы в течение службы.


Фото алтаря внутри

Алтарь в церкви находится в восточной части храма.

В католической традиции алтарем называют сам жертвенник, иногда скульптурные алтарные картины. В православных церквях алтарь сооружается в восточной части здания.

Обращен алтарь на восток из-за традиции в строительстве храмов. В архитектуре центральный портал в храме принимает первые солнечные лучи. Алтарь в храме первый принимает солнечные лучи.

Придел в храме: дополнительный алтарь

Иногда в храме расположено несколько алтарей. Они необходимы в больших церквях, где проводят литургию несколько раз за день.

На каждом алтаре за день можно служить только одну литургию.

Дополнительным алтарем называется придел.

  • обращен на восток;
  • отделен от основного помещения церкви иконостасом;
  • расположен в стороне от основного алтаря, также на возвышении.

Согласно церковному уставу, к алтарю допускаются только священники высшего сана.

Церковь без алтаря: часовня

В православной традиции существует место, в котором верующий может помолиться и помочь человеку обратиться к Богу. Это может быть и церковь без алтаря — часовня.

Различие между церковью и часовней — наличие алтаря.

  • Часовню может соорудить любой человек, она строится в любом месте;
  • Проводятся только молебны — небольшие богослужения в честь церковного праздника или важного для страны события;
  • Часовня должна быть освещена в честь святого, в честь которого проводятся молебны в день памяти этого святого;
  • На часовне обязательно воздвигается крест;
  • Количество икон не ограничено.

В часовне нельзя проводить литургию.

Часовня в подмосковье

Алтарь, который может меняться: складень

Домашний алтарь православных верующих представляет собой 2 или 3 маленькие иконы, которые соединяются петлями.

  • Складень необходим тем, кто не может посетить церковь (на службе, в командировке и проч.);
  • Не занимает много места, можно соорудить алтарь, который может меняться для молитвы.

В русском православии наиболее почитаемыми и распространенными образами считаются:

  • Богородица;
  • Иисус Христос;
  • Николай Чудотворец;
  • Пантелеймон-целитель.

Триптих — складень из трех икон, наиболее любим на Руси.

  • Центр триптиха закрывается створками;
  • Створки напоминают Царские врата.

Резной триптих

Горнее место в богослужении

В Православной церкви во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за литургией, епископ восседает на седалище, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам. Таким расположением епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство — апостолов или тех старцев-священников, которых видел Иоанн Богослов. Чтение Евангелия епископ, находящийся на горнем месте, и священники слушают уже стоя.

Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа. В таких случаях признается обязательным лишь наличие светильника на этом месте: лампады, или высокого подсвечника, или того и другого вместе. При освящении храма, после того как освящен престол, епископ своей рукой должен возжечь и водрузить светильник на горнем месте. Миропомазание освящаемого храма начинается с престола со стороны горнего места, на стене которого миром начертывается крест.

В алтаре православной церкви находится престол, где проводится причащение

Алтарь православного храма — особая, главная часть сооружения.

Православные храмы включают в себя:

  • притвор;
  • средняя часть;
  • алтарь.

Притвор в храме — это западное крыло здания

Чтобы подняться на притвор необходимо взойти на несколько ступеней к паперти.

В притворе совершаются:

  • обручение;
  • читаются молитвы;
  • крещение.

После притвора верующий проходит в среднюю часть, в ней располагаются молящиеся в течение службы. Алтарь и средняя часть разделяются иконостасом.

Устройство алтаря включает 4 элемента

Жертвенник в церкви располагается на возвышении, так как алтарь — приемник Престола Божьего. Возвышение перед алтарем — солея, полукруглая площадка. В центре солеи расположено полукруглое возвышение — амвон. Амвон — площадка перед алтарем, где читают евангелие, проповеди.

Устройство алтаря включает:

  • ирестол;
  • жертвенник;
  • ризницу;
  • кафедры.

Престол — особая часть алтаря, где проводится Таинство Евхаристии (Бескровная жертва). Внутри престола расположены мощи святых. Это обусловлено традицией раннего христианства. Первые христиане творили молитву над гробницей святого.

В престоле находятся:

  • антиминс — полотно, на котором изображено положение Христа в гроб;
  • дарохранительница — сосуд, где хранятся хлеб и вино для причащения вне храма;
  • дароносица — сосуд Святых Даров для причащения болящих;
  • евангелие, которое читается священнослужителем на службе;
  • крест.

За престолом слева располагается горнее место — символ трона Иисуса Христа.

  • над горнем местом ставится изображение Христа;
  • в горнем месте хранятся большой крест, икона Богоматери.

Алтарная часть храма включает жертвенник, на нем подготавливают хлеб и вино, используемые в причащении.

Расположение предметов на престоле

Высокий столик в церкви — аналой

В православной культуре аналои переносные и устанавливаются справа от царских ворот. Часто аналой размещается в центре храма, перед престолом. Аналой, высокий столик в церкви, используется как подставка для иконы, так верующие могут приложиться к лику.

Из истории

В древности горнее место могло иметь несколько рядов, наподобие амфитеатра. Это сооружение именовалось синтроном

. Архиерейский трон располагался в центре, вверху, так что сидящий на нем оказывался выше всех, и его было хорошо видно всем в храме. Это символически напоминает об описании из Апокалипсиса: «
…и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы
» (Откр. 4, 2–4).

Во IV веке по Р.Х. архиерей произносил проповедь прямо со своей кафедры на горнем месте, то есть из глубины алтаря. Святитель Иоанн Златоуст приблизил проповедника к народу, начав произносить проповеди с амвона, что вначале вызвало непонимание: в те времена амвон был предназначен для чтеца.

Предназначение алтаря — церковные таинства

Алтарная часть храма предназначена для проведения церковных таинств. Алтарь считается святым местом, где к молящимся снисходит Отец и Сын. Литургия — основное церковное богослужение, во время которого проводится обряд Причастия.

На жертвеннике проводится:

  • облачение служителя;
  • омовение его рук;
  • приготовление просфоры (хлеба).

После священнослужитель обращается к Богу, прося благословения дарам.

  • приготовление просфоры олицетворяет пришествие Иисуса;
  • жертвенник в храме знаменует пещеру, где был рожден Сын Божий.

Приготовление просфоры Патриархом Московским и всея Руси
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Алтарь

Алтарь – это особенное место.

Место силы.

  • При постоянном взаимодействии с Божеством, духами в одном и том же месте, в этой точке возникает концентрация энергии. Образуется своеобразное окно, портал для связи.

Кроме того, алтарь позволяет быстрее войти в колдовское состояние сознания.

Настраивает на рабочий лад.

Помогает быстрее сконцентрироваться и лучше выполнить колодвские действия.

Обязателен ли алтарь?

  • Но, если вы планируете занимается магической работай, его обустройство существенно облегчит вам жизнь.

Алтарь может быть, как в квартире/комнате, так и на природе.

В качестве алтаря вне квартиры, может быть использован камень, пень, поваленное дерево.

Желательно выбрать такое место, раз и навсегда и все свои магические операции проводить на нем.

  • Есть ли какие-то рекомендации как должен выглядеть алтарь?

Алтарь, как и предметы, расположенные на нем, могут быть любыми.

  • Строгие рекомендации существует только для обустройства алтаря практики церемониальной западной магии.

Прежде, чем устроить алтарь

Нужно понять для каких целей он вам нужен.

  • Если вы планируете заниматься магическими практиками (обряды, ритуалы, освящение предметов).

В таком случае лучше всего приобрести/ сделать алтарный столик.

Или приспособить для этой цели комод, тумбочку, туалетный столик.

Алтарь может быть, как стационарный, так и разборный.

Открытый либо скрытый от любопытных глаз.

Что должно быть на алтаре.

Цвет зависит от той работы которую вы хотите проводить.

Единственное, что важно — ткань следует выбирать натуральную (хлопок, Лен, шелк).

  • На алтаре можно разместить атрибуты тех сил, с которыми вы наладили или хотите наладить связь.

В этом качестве могут выступать

  • Статуэтки
  • Картины
  • Изображения.

Кроме этого, на алтаре размещают те атрибуты, которые по вашему мнению или согласно мифологии, связано с тем или иным божеством.

  • К примеру, если вы установили связь с богиней Фреей, то на алтаре можно разместить статуэтки кошек, янтарь.
  • Для алтаря Гекаты — статуэтки собаки, лунный камень, ключ.

Кроме этого важным атрибутом алтаря являются:

  • Подсвечники
  • Аромолампа
  • Подставки для воскуривания благовоний
  • Ритуальная чаша или бокал для подношений.

Так же, часто на алтаре можно увидеть символы четырех стихий.

  • Как ипостась стихии земля — соль, песок, камень
  • Стихия воздуха — перо, аром палочка, благовония
  • Вода — чаша с водой
  • Огонь — свеча.

В остальном, все зависит от ваших чувств, ощущений и предпочтений.

Это может быть интересный камень или кусочек дерева, или коры принесённый с прогулки.

Украшения, камни, бусины, четки, сухие и живые растения и т.д.

Все то, что лично для вас наделено силой, напитано вашими эмоциями.

Эти вещи со временем становиться своеобразными «Батарейками», они впитывают энергию и в нужный момент поделиться ей с вами.

Второй вариант.

Обустройства алтаря для тех, кто не занимается практической магией.

В таком случае алтарь посвящается либо каком-то божеству, либо роду.

В этом варианте алтарь может быть совершенно неприметным и только вы будете знать, что это то место где вы общаетесь с Силами, духами или вашими предками.

  • К примеру, на книжной полке можно расположить атрибуты, которые по вашему мнению отображают вашу связь с Божеством или Родом.

Это может быть все что угодно: изображение, картина, статуэтка, фото или вещь которая связывает вас и ваш Род.

Здесь же возжигать свечи, воскуривать благовония, приносите дары.

В качестве даров могут выступать как свечи и благовония, так и сладости, живые цветы.

Единственное, что не следует в одном и том же месте общаться или обращаться к разным традициям.

  • Другими словами, не стоит на алтаре размещать статуэтку Одина и изображение Гекаты.

Ещё один немаловажный момент.

Если вы обустроили стационарный алтарь, на нем не должно быть ничего лишнего (чашка с недопитым чаем, чеки из магазина, расчёска)

Помните, что это священное место.

Место где сконцентрирована энергия другого порядка, не стоит ее захламлять.

Тем самым показывая неуважение к Силам.

Лично у меня, мест силы несколько.

Все зависит от той работы которую нужно провести.

Тогда я иду на природу.

  • Еще одно рабочее место, рабочее пространство — это то, где я провожу большую часть ритуалов.

Я не сторонник большого количества магических атрибутов, в каждом обряде я использую только то что к нему относиться.

Для меня сила не вещах, а тех Силах, которые мне помогают, которые меня ведут.

  • Отливки, диагностику, работу с воском я провожу на кухне.
  • С травами работаю – на балконе
  • Мини алтарь Фортуне

Так что каждый сам для себя решает вопрос о том, как и где ему удобнее общаться с Силами и Духами покровителями.

Православная Жизнь

Ответом, наверное, должен быть следующий: в храме нет плохих мест.

В идеале по уставу, следуя древней христианской традиции, правая сторона храма – напротив иконы Спасителя на аналое возле солеи и также на иконостасе – предназначалась для молящихся мужчин, а левая – соответственно, напротив иконы Пресвятой Богородицы – для женщин. В древних православных храмах иногда даже возводились решетки между мужской и женской половиной. Младенцы обоих полов и девочки-отроковицы стояли с мамой, а мальчики-отроки с папой.

Такой порядок размещения молящихся можно было объяснить словами святого первоверховного апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Кор. 7: 5). То есть муж и жена обязаны Таинством Венчания совершать совместное житие, но на время молитвы и поста они разлучаются друг с другом, чтобы плотские отношения и привычки не отвлекали их от забот о спасении души. Но нужно сказать, что здесь также следует соблюдать умеренность. Чтобы и душу очистить, и семью сохранить. Ведь семья – это малая Церковь.

Но сегодня в большинстве своем мы видим, что мужчины и женщины стоят в храмах смешанно. С чем это связано?

На мой взгляд, данная ситуация – пережиток советского времени. Дореволюционная Россия соблюдала древние традиции. Мужчина был главой семьи, ее патриархом и главным молитвенником. Он начинал дома семейные утренние и вечерние молитвы, благословлял стол, вел семью в храм на богослужения.

Но в СССР эта традиция почти утратилась. В религиозной жизни произошел «крен» в женскую сторону. Именно женщины составляли 90% состава церковного прихода. И они с Божьей помощью во многом вынесли на своих плечах православие в нашей стране и сохранили его для грядущих поколений. Мужчина в большинстве случаев устранился от возложенной на него Богом миссии быть главным молитвенником рода. Это место вынужденно заняла женщина.

Подобное религиозное разделение полов наблюдается и сейчас. Потому подавляющее большинство прихожан любого храма – женщины. Естественно, они не умещаются на женской половине и стоят уже где получится.

Мы, конечно же, должны возвращаться к традиции древней Церкви, предполагающей раздельное стояние в храме. Только, думается мне, это задача не на одно десятилетие. И разрешится она, когда будет преодолена советская атеистическая мужская традиция и мужчины снова полноценно вернутся в храм и на место патриархов малых церквей – своих семей.

После окончания богослужения к целованию иконы на центральном аналое и креста в руках священника первыми подходят, соответственно, мужчины как главы семьи, затем женщины и дети.

К Чаше для причастия приближаются сначала монашествующие (священники до этого уже причастились в алтаре), потом дети, затем мужчины, после них – женщины.

Еще в данной статье хотелось коснуться одной наболевшей темы…

Как писал митрополит Антоний Сурожский, не следует из Типикона делать идола. Не нужно все превращать в сухую механику. Этим, на мой взгляд, мы только оттолкнем человека от Бога. Сколько у нас в храмах «шипящих» доброжелателей, готовых «помочь» бедному неофиту в любой ситуации. Помочь до той меры, что человек уже не захочет ходить в храм. Потому что он пришел туда обрести Бога, а нашел тоталитарное руководство, ничего не дающее душе.

Забежала в храм девушка в короткой юбке, накрашенная. Она хочет побыть одна, помолиться Богу в тишине. Ей и так за все стыдно и хочется спрятаться за подсвечником и поговорить с Господом. Может быть, даже своими словами. Или просто поплакать. Но нет. «Чуткая доброжелательница» ей этого сделать не даст, потому что она НЕ ПРАВИЛЬНО оделась, НЕ ПРАВИЛЬНО перекрестилась, НЕ ПРАВИЛЬНО поставила свечку. И во всем этом ей НАДО помочь. Сделать медвежью услугу. И как результат –человек уже больше не войдет в храм. Потому что его душа, подобно нежному цветочку, только начала раскрываться навстречу Богу, и это воистину чудесное таинство – пробуждение души! Но вместо этого ее заставили маршировать на плацу или хуже того – растоптали неумелым и не ко времени настойчивым советом.

А душа человека – это Святое Святых, и мы не вправе входить туда. Это очень личное. Сокровенные отношения Бога и человеческой души.

Потому, дорогие братья и сестры, хочется призвать всех нас к чуткости друг к другу. Ведь «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

Почему Господь наш Иисус Христос так много говорил в Евангелии о фарисеях?

Алта́рь (от лат. alta и ara – воз­вы­шен­ный жерт­вен­ник) – восточ­ная, глав­ная часть храма, в кото­рой нахо­дятся пре­стол, жерт­вен­ник, епи­скоп­ская или свя­щен­ни­че­ская кафедра. Обычно отде­ля­ется от осталь­ной части храма ико­но­ста­сом.

altar 1 - Алтарь

Исто­рия алтаря

Исто­рия алтаря пра­во­слав­ного храма вос­хо­дит к тем ранним вре­ме­нам хри­сти­ан­ства, когда в ката­комб­ных храмах под землей и в назем­ных бази­ли­ках в перед­ней части, отго­ро­жен­ной низкой решет­кой или колон­нами от осталь­ного про­стран­ства, ста­ви­лась, как свя­тыня, камен­ная гроб­ница (сар­ко­фаг) с остан­ками свя­того муче­ника.

На этой камен­ной гроб­нице в ката­ком­бах совер­ша­лось Таин­ство Евха­ри­стии – пре­тво­ре­ние хлеба и вина в Тело и Кровь Хри­стовы.

Само назва­ние сви­де­тель­ствует о том, что уже в древ­но­сти алтари хри­сти­ан­ских храмов устра­и­ва­лись на неко­то­ром воз­вы­ше­нии по отно­ше­нию к осталь­ной части храма.

Пер­во­на­чально алтарь состоял из пре­стола, кото­рый поме­щался в центре алтар­ного про­стран­ства, кафедры (седа­лища) епи­скопа и скамей для духо­вен­ства (Горнее место), рас­по­ла­гав­шихся против пре­стола у стены в полу­окру­же­нии алтар­ной абсиды. Пред­ло­же­ние (жерт­вен­ник) и сосу­до­хра­ни­лище (риз­ница) были в отдель­ных поме­ще­ниях (при­де­лах) справа и слева от алтаря. Затем пред­ло­же­ние стало поме­щаться в самом алтаре, слева от Гор­него места, если смот­реть со сто­роны пре­стола. Веро­ятно, в связи с этим изме­ни­лись и назва­ния святых мест алтаря.

Пре­стол в древ­но­сти всегда назы­вался жерт­вен­ни­ком или тра­пе­зой, а назва­ние «пре­стол» отно­си­лось к архи­ерей­скому седа­лищу на Горнем месте. С пере­не­се­нием пред­ло­же­ния, на кото­ром совер­ша­ется при­го­тов­ле­ние хлеба и вина для Таин­ства Евха­ри­стии, в алтарь оно стало назы­ваться в устной тра­ди­ции жерт­вен­ни­ком, пре­стол (архи­ерей­ское седа­лище) стал име­но­ваться Горним местом, а соб­ственно пре­сто­лом стали назы­вать жерт­вен­ник (тра­пезу).

Устрой­ство совре­мен­ного алтаря

В наши дни в соот­вет­ствии с древ­ней­шими тра­ди­ци­ями в восточ­ной стене алтаря с внеш­ней сто­роны храма устра­и­ва­ется полу­кру­жие – абсида. Посре­дине алтаря поме­ща­ется святой пре­стол. Вплот­ную к сере­дине абсиды алтаря против пре­стола соору­жа­ется воз­вы­ше­ние. В кафед­раль­ных архи­ерей­ских собо­рах и во многих при­ход­ских храмах на этом месте стоит кресло для епи­скопа, как зна­ме­ние пре­стола (трона), на кото­ром неви­димо вос­се­дает Все­дер­жи­тель. В при­ход­ских храмах в полу­кру­жии абсиды воз­вы­ше­ния и кресла может и не быть, но в любом случае место явля­ется зна­ме­нием того Небес­ного Пре­стола, на кото­ром незримо при­сут­ствует Гос­подь, и назы­ва­ется, поэтому Горнее место.

Гор­нему месту обя­за­тельно кадят во время бого­слу­же­ний; про­ходя, кла­ня­ются, осеняя себя крест­ным зна­ме­нием; на Горнем месте непре­менно воз­жи­га­ется свеча или лам­пада.

Прямо перед Горним местом позади пре­стола поме­ща­ется обычно Семи­свеч­ник, кото­рый в древ­но­сти был под­свеч­ни­ком для семи свечей, а ныне чаще всего явля­ется раз­ветв­лен­ным на семь ветвей от одного высо­кого столпа све­тиль­ни­ком, в кото­ром нахо­дятся семь лампад, воз­жи­га­е­мых при бого­слу­же­нии.

Справа от гор­него места и слева от пре­стола рас­по­ло­жен жерт­вен­ник, на кото­ром совер­ша­ется про­ско­ми­дия. Около него обычно стоит стол для подан­ных веру­ю­щими просфор и запи­сок с име­нами людей о здра­вии и о упо­ко­е­нии. Справа от пре­стола, чаще всего в отдель­ном поме­ще­нии, рас­по­ла­га­ется сосу­до­хра­ни­лище и риз­ница, где хра­нятся в небо­го­слу­жеб­ное время свя­щен­ные сосуды, обла­че­ние духо­вен­ства. Иногда риз­ница может нахо­диться в отдель­ном от алтаря поме­ще­нии. Но в таком случае справа от пре­стола всегда име­ется стол, на кото­рый пола­га­ются ризы свя­щен­но­слу­жи­те­лей, при­го­тов­лен­ные для бого­слу­же­ния.

По сто­ро­нам семи­свеч­ника, с север­ной и южной сторон пре­стола, при­нято постав­лять на древ­ках вынос­ную икону Божией Матери (с север­ной сто­роны) и Крест с обра­зом Рас­пя­тия Хри­стова (с южной).

Справа или слева от пре­стола поме­ща­ется умы­валь­ник для омо­ве­ния рук свя­щен­но­слу­жи­те­лей перед литур­гией и омо­ве­ния уст после нее и место, где воз­жи­га­ется кадило. Перед пре­сто­лом, справа от Цар­ских врат у южных дверей алтаря, при­нято ста­вить кресло для епи­скопа.

Алтарь, как пра­вило, имеет три окна, зна­ме­ну­ю­щих несо­здан­ный тро­и­че­ский свет Боже­ства, или два раза по три (вверху и внизу), или три вверху и два внизу (в честь двух естеств Гос­пода и Иисуса Христа), или четыре (во имя Чет­ве­ро­е­ван­ге­лия).

altar 2 - Алтарь

Алтарь по при­чине совер­ша­е­мого в нем Таин­ства Евха­ри­стии как бы повто­ряет собою ту при­бран­ную, устлан­ную, гото­вую гор­ницу, где состо­я­лась Тайная вечеря, поскольку и в наши дни он содер­жится в осо­бен­ной чистоте, усти­ла­ется ков­рами, по воз­мож­но­сти вся­че­ски бла­го­укра­ша­ется.

В пра­во­слав­ном Типи­коне и Слу­жеб­нике алтарь часто назы­ва­ется свя­ти­ли­щем. Это, как пола­гают, про­ис­хо­дит оттого, что древ­ние учи­тели Церкви часто име­но­вали алтарь вет­хо­за­вет­ным назва­нием Святое Святых. Дей­стви­тельно, Святое Святых Мои­се­е­вой скинии и Соло­мо­нова храма, как хра­нив­шие в себе ковчег Завета и другие вели­кие свя­тыни, духовно про­об­ра­зуют собою хри­сти­ан­ский алтарь, где про­ис­хо­дит вели­чай­шее Таин­ство Нового Завета – Евха­ри­стия, хра­нятся в даро­хра­ни­тель­нице Тело и Кровь Хри­стовы. Упо­треб­ле­ние учи­те­лями Церкви поня­тия «Святое Святых» в при­ме­не­нии к пра­во­слав­ному алтарю сбли­жает его с вет­хо­за­вет­ным свя­ти­ли­щем не по подо­бию устрой­ства, а имея в виду особую свя­тость этого места.

Дей­стви­тельно, свя­тость этого места настолько велика, что еще до отде­ле­ния като­ли­цизма от пол­ноты Пра­во­сла­вия, сфор­ми­ро­ва­лась тра­ди­ция, запре­ща­ю­щая вход в алтарь кому-либо из мирян, как жен­щи­нам, так и муж­чи­нам. Исклю­че­ние дела­лось иногда только для диа­ко­нис, а впо­след­ствии для ино­кинь в жен­ских мона­сты­рях. Где они могли вхо­дить в алтарь для уборки и воз­жи­га­ния све­тиль­ни­ков. Впо­след­ствии с осо­бого архи­ерей­ского или иерей­ского бла­го­сло­ве­ния в алтарь было доз­во­лено вхо­дить ипо­ди­а­ко­нам, чтецам, а также алтар­ни­кам из бла­го­го­вей­ных мужей или ино­кинь, в обя­зан­но­сти кото­рых входит уборка алтаря, воз­жи­га­ние све­тиль­ни­ков, при­го­тов­ле­ние кадила и т.п. На Руси в древ­но­сти в алтаре не при­нято было дер­жать иконы с изоб­ра­же­нием каких-либо святых, кроме Бого­ро­дицы, а также иконы, на кото­рых име­лись изоб­ра­же­ния людей, не при­чис­лен­ных к лику святых (напри­мер, воинов, сте­ре­гу­щих Христа или мучив­ших святых стра­даль­цев за веру и т.п.).

Алтарь в православной Церкви

Алтарь Алтарь — это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня. Он состоит из: Престола; Жертвенника; Ризницы; Кафедры. Алтарь […]


Алтарь — это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.

  1. Престола;
  2. Жертвенника;
  3. Ризницы;
  4. Кафедры.

Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме — в нашем материале.

История

Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге — особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.

Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли «Святая святых».

Алтарь - прообраз Престола Господня

Устройство алтаря

Жертвенник

Жертвенник — это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.

Престол

Престол — это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний – индитией, что в переводе с греческого означает – «одеваю». Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.

На престоле обычно хранятся:

  • крест для благословения верующих,
  • Евангелие,
  • антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа.
  • Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон.
  • Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Святых Даров.
  • В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Ризница

Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Кафедра

Кафедра — это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.

Кто может входить в алтарь

Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.

Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.

Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:

  • Священники;
  • Иподиаконы;
  • Чтецы.

Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.

алтарь и Крещение

К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии — священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Алтарь. Инфографика

Алтарь (лат. «высокий») — священное место для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. Главное в алтаре —Святой престол, на нем совершается главное Таинство Церкви — Евхаристия.

Алтарь. Инфографика

Горнее место

— самая дальняя, восточная часть алтаря. На седалище, устроенной на Горнем месте, восседает архиерей в определенные моменты архиерейского богослужения, а сослужащее ему духовенство располагается по сторонам. В обычных приходских храмах на Горнем месте символически располагается трон Архиерея или стоит лампада или высокая свеча, а по сторонам — скамьи для священников.

Горнее место символизирует видение Иоанна Богослова: Сидящего на престоле Господа, а возле него восседавших царей и священников (Откр 4:4).

Святой престол

Алтарь. Инфографика

— стол, стоящий в центре алтаря напротив Царских врат. На престоле совершается Таинство Евхаристии, а также располагаются священные предметы: антиминс (четырехугольный плат с изображением положения Христа во Гроб и вшитой в него частицей мощей) с подписью правящего архиерея, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница. В дарохранительнице хранятся запасные Святые Дары. Таким образом в храме постоянно объективным образом присутствует Сам Господь.

Семисвечник

Алтарь. Инфографика

— особый светильник с семью лампадами. Семисвечник стоит на престоле напротив Царских врат, либо отдельно, сразу за престолом. Изначально семисвечник был в Скинии Собрания, а затем в Иерусалимском храме. Семисвечник символизирует семь духов Божиих из видения апостола Иоанна Богослова (Откр 4:5), полноту даров Святого Духа и семь Таинств Церкви.

Запрестольный крест

— большой переносной крест с изображением Распятия. Во время крестного хода запрестольный крест выносится из алтаря. Симметрично с запрестольным крестом расположена выносная икона Богородицы. Запрестольный крест располагается за престолом напротив Царских врат у Горнего места ­— у правого угла престола, икона Богородицы — у левого.

Жертвенник

Алтарь. Инфографика

— стол у северной стены алтаря, слева от престола. На жертвеннике совершается проскомидия, т. е. готовятся хлеб и вино для Евхаристии. На жертвеннике или рядом с ним хранятся священные сосуды для совершения Евхаристии.

Иконостас – стена из нескольких рядов икон во всю ширину храма, отделяющая алтарь. Для прохода в алтарь в иконостасе имеются три двери – Царские врата, северные и южные дьяконские врата.

Царские врата — символизируют двери Рая.

Завеса — занавес за иконостасом, разделяющий Царские врата и престол. Во время богослужений она то открывается, то закрывается. Завеса может быть разного цвета в зависимости от праздника. В ветхозаветном храме завеса отделяла Святое Святых от храма. Во время крестной смерти Спасителя завеса Иерусалимского храма разорвалась надвое в знак того, что рай теперь открыт для всех, кто последует за Христом.

Амвон (древнегреч. «возвышение») — полукруглое возвышение перед иконостасом напротив Царских врат.
На амвоне читается Евангелие, произносятся ектении и проповеди.

Солея (греч. «ровное место») — возвышение перед иконостасом во всю ширину храма.

Престол в православном храме. Инфографика

Престол в православном храме. Инфографика

На престоле в Святых Дарах таинственным образом присутствует Сам Господь.

Престол в православном храме. Инфографика

Фото Владимира Ештокина

Прикасаться к престолу и к предметам, которые на нем находятся, а также находиться по богослужебной надобности в пространстве между престолом и Царскими вратами могут только священнослужители.

Престол в православном храме. Инфографика

Фото Юлии Маковейчук

Епископ освящает престол вместе с освящением антиминса и самого храма, в котором они будут находиться. Если епископ не имеет возможности лично освятить храм, он посылает освященный и подписанный им антиминс, а престол по его благословению освящается «малым чином».

На престоле

Престол в православном храме. Инфографика

Кликните на картинку, чтобы открыть в большем размере

Престол в православном храме. Инфографика

Видимые элементы

1. Напрестольный Крест

Обязательная принадлежность престола. После окончания службы напрестольный крест целуют все присутствующие в храме.

2. Антиминс

(«вместо престола» от греч. «анти» — вместо и «миссион» — стол)

Престол в православном храме. Инфографика

Четырехугольный плат с изображением «Положения Христа во гроб» и вшитой частицей мощей, на котором совершается Литургия. Совершение Литургии без подписанного правящим архиереем антиминса невозможно.

3. Дарохранительница

Небольшая «часовня», с гробницей-ящичком, в котором хранятся Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Они употребляются для причащения на дому больных и умирающих.

4. Напрестольное Евангелие

Престол в православном храме. Инфографика

Евангелие, разделенное на отрывки-зачала, которые читаются на богослужении. По углам оклада изображены евангелисты, в центре — икона Воскресения. Во время богослужения лежит поверх завернутого в илитон антиминса, а во время Литургии верных стоит в правом верхнем углу престола.

5. Илитон

(греч. «обертка»)

Престол в православном храме. Инфографика

Плат, в который завернут антиминс. Символизирует сударь — головную погребальную повязку Христа.

6. Индития

(греч. «верхняя нарядная одежда»)

Престол в православном храме. Инфографика

Нарядное облачение, концы которого закрывают стороны престола. Символизирует одеяние царственной славы Спасителя.

Невидимые элементы

а) Ковчежец с мощами

Престол в православном храме. Инфографика

Обычай полагать в основание престола мощи святых, в память о раннехристианской традиции совершать Евхаристию на гробах мучеников, известен с IV века. VII Вселенский Собор сделал это правило обязательным.

б) Катасарка

(греч. «нижняя рубашка»)

Престол в православном храме. Инфографика

Покров, укрывающий весь престол сверху до низу. Не используется, если престол каменный либо с резными деревянными или металлическими боками. Символизирует погребальную плащаницу Христа.

в) Вервие

Престол в православном храме. Инфографика

Веревка, которой во время освящения опоясывается престол. Если престол освящает епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; священник же просто опоясывает престол вокруг. Символизирует путы, которыми был связан Христос.

г) Ножки деревянного престола соединяются с доской-трапезой воскомастихом — расплавленной смесью воска, мас­тики, толченого мрамора, смирны, алоэ и ладана, символизирующих погребение Спасителя.

Читайте также: