Эпоксидный лак для столешницы

Обновлено: 07.01.2025

С каждым днем растет количество влиятельных людей мировой моды, отказавшихся от использования дорогостоящих ювелирных изделий при формировании образа моделей с обложки в пользу более дешевых аналогов. Всевозможная бижутерия решительно покоряет сердца представительниц прекрасного пола со всего мира. Множество независимых предпринимателей имеют хорошую прибыль от изготовления интересных аксессуаров, отдавая такому занятию множество времени и ресурсов. Палитра материалов удивляет своим разнообразием: можно встретить как каменные произведения и изделия из полимерной глины, так и композицию из настоящего серебра и обыкновенного жесткого пластика. Довольно распространенным вариантом среди всего этого заслуженно являются произведения из эпоксидной смолы. Они славятся приятным внешним видом, но, в то же время, надежностью, внушительным сроком службы и необычными формами. Как сделать так, чтобы любимые изделия прослужили намного дольше?

Нанесение защитного слоя

В качестве защитного слоя может использоваться лакокрасочное покрытие, которым покрывают законченное изделие, что обычно используется как декоративный элемент. Защитный слой взаимодействует с внешним покрытием изделия, что, не только формирует надежную основу, но и увеличивает надежность внешнего покрытия, продлевая его жизнь. В результате такой синергии, они представляют собой единую защитную систему, которая намного надежнее любого из возможных, отдельно взятых вариантов.

При выборе покрытия для защитного слоя необходимо отдельно обращать внимание на защиту от солнца, потому как время жизни барьерного слоя напрямую зависит от эффективности, с которой внешнее покрытие сопротивляется ультрафиолетовому излучению, следовательно, сохраняет цвет и нейтрализующее ультрафиолет вещество на поверхности барьерного эпоксидного слоя. Следует также отметить, что, по сравнению с матовыми, глянцевые покрытия гораздо лучше нейтрализуют влияние солнечных лучей на покрытое ими изделие, и позволяют сохранить гораздо большее количество пигментов в первозданном виде надолго. Матовый слой немного хуже выполняет данные функции, поэтому такой вариант используют намного реже, так как для эффективного действия он требует хранения в затемненных местах.

Поэтому, идеальный вариант – белое глянцевое покрытие или бесцветный лак для изделия.

Совместимость

По определению эпоксидная смола являет собой плотный, твердый пластик, который очень сложно чем-либо растворить или деформировать. С учетом этого свойства, для эпоксидной смолы может применяться обработка различными химическими составами, а также растворителями, которые не способны размягчить материал и деформировать его составляющие элементы. Тем не менее всегда нужно быть предельно осторожными: при покупке незнакомой краски, следует заранее опробовать ее действие на отдельном участке схожего с покрываемым материала, который не жалко будет утилизировать в случае неудачи.

Большинство покрытий абсолютно совместимы с произведениями из эпоксидной смолы, так как они не вступают в реакцию напрямую. Полиуретаны и полиэфиры могут быть подвержены действию природных аминов поэтому в случае применения, они должны наноситься только на полностью затвердевшее произведение, что в среднем занимает около двух недель при комнатной температуре. Для ускорения застывания изделия можно просушить его, оставив его рядом с батареей отопления или поместив ненадолго в духовой шкаф при температуре около 60 градусов по Цельсию. Однако следует быть осторожными и использовать этот метод только при работе с темными оттенками.

Варианты лакокрасочных покрытий

  • Латексные краски можно порекомендовать, как отличное средство от солнечного ультрафиолета. При выполнении большинства архитектурных работ именно этот тип красок может оказаться наиболее приемлемым вариантом. Их минусами можно назвать небольшую стойкость к повреждениям и возможность появления царапин и мелких повреждений;
  • Алкидные покрытия (примером может выступать защитный лак на алкидной основе с эффектомстекла) предельно просты в использовании и практически полностью свободны от токсичных элементов, кроме того, их всегда можно найти на полках магазинов, при этом они придутся по карману каждому. К такому разнообразию следует относиться с особым вниманием при выборе: зачастую, только материалы премиального класса могут обладать длительным эффектом и достаточную износостойкость на протяжении продолжительного периода времени даже при регулярном использовании изделий;
  • Однокомпонентные полиуретановые краски привлекательны простотой в использовании и предлагают гораздо лучшие характеристики, по сравнению с алкидными материалами. Однако, необходимо отметить, что они и более дорогие, а также не все из них можно назвать подходящими к аминам, содержащимся в эпоксидной смоле затвердевшего произведения.
  • Двухкомпонентные полиуретановые краски предоставляют наибольшую сохранность произведений среди перечисленных средств и бывают и пигментированными, и бесцветными, кроме того гарантируют достаточно хороший уровень защиты от влияния солнечных лучей, долго поддерживают свойства глянца и имеют повышенную износостойкость и наилучшую совместимость на молекулярном уровне между химическими соединениями изделия и покрытия. Однако они также являются одними из самых дорогих в списке, кроме того требуют дополнительной осторожности при работе с ними и могут представлять опасность для человеческого организма, в особенности при распылении.
  • Краски на эпоксидной основе также могут состоять как из одного, так и из двух компонентов. Эпоксидные краски из двух компонентов по характеристикам очень похожи на своих полиуретановых собратьев. Также обладают хорошей износоустойчивостью и сопротивлением к действиям химических материалов, однако не так хорошо защищают поверхность от солнечного излучения, если сравнивать с полиуретановыми аналогами.
  • Необрастающие краски – являют собой разнообразие покрытий с множеством различных формул. Большая часть таких красок спокойно взаимодействует с покрываемыми изделиями и может наноситься непосредственно на произведение. В случае возникновения подозрений касательно совместимости или имеются вопросы, связанные с отвердеванием и прилипанием к такому типу красок, необходимо прежде обработать изделие рекомендованной в инструкции грунтовкой.
  • Грунтовки. Обычно не требуются при нанесении лакокрасочного покрытия на эпоксидную основу, однако некоторые их типы могут требовать наличия промежуточного слоя из грунтовки; грунтовки типа «high-build» могут пригодиться для сокрытия таких недочетов, как царапины и потеки краски на поверхности изделия.

При использовании любого типа покрытия руководствуйтесь инструкциями производителя. Однако, как было указано ранее, рекомендуется дополнительно проверять действие лакокрасочного средства на отдельном участке материала для наглядной оценки необходимых характеристик покрываемого произведения, совместимости материалов и рабочих параметров защитного слоя

Чем покрывают стол из эпоксидной смолы и дерева после шлифовки

Чем покрывают стол из эпоксидной смолы и дерева после шлифовки

Если вы здесь, то, скорее всего, еще не знаете, чем покрывают стол из эпоксидной смолы и дерева после шлифовки. Мебель, изготовленная собственноручно из натурального массива дерева, с оригинальной формой и продуманным дизайном всегда будет изысканным и уникальным украшением любого домашнего интерьера. Интересным и необычным примером стильного домашнего декора в помещении будет стол, сделанный из дерева и эпоксидной смолы. Последним, завершающим штрихом при изготовлении стола будет нанесение защитного, декоративного слоя.

Содержание статьи:

Важно! Современные столы, залитые эпоксидной смолой и дерева, сегодня пользуются невероятно огромным спросом из-за своей необычности, неповторимости и уникальности. Немного ранее данный материал использовался только на производстве и при строительстве. Сегодня же, смола является одной из востребованных материалов среди множества дизайнеров, так как из нее можно делать не только шикарные предметы для интерьера к примеру, столы, но и еще оригинальные украшения. Эпоксидные столы эксклюзивны и если знать тонкости работы с данным материалом, такой стол можно изготовить самому, не только для себя, но и на продажу.

В качестве основного декоративного и защитного слоя выступает лакокрасочное покрытие для интерьерных предметов, покрыв которым вы сможете придать столу законченный вид изделия. В основном лакокрасочные покрытия, подробнее которые мы рассмотрим ниже, применяются не только для декоративного вида.

  • Защитный слой впитывается в поверхность изделия, формируя при этом высокую степень надежность покрытия, улучшает внешний вид изделия и продлевает эксплуатационный срок, продлевая «жизнь» деревянным элементам стола. В результате подобной обработки в целом стол из эпоксидной смолы будет выглядеть как монолитная плита, которая будет намного надежнее любого современного стола.

При выборе защитно-декоративного покрытия нужно обращать на технические характеристики лакокрасочных материалов, к примеру, на такой параметр как защита поверхности от ультрафиолетовых лучей, солнца, так как в основном столы стоят на кухне. Качественные характеристики и лучшие защитные свойства помогут сохранить цвет стола длительное время, а также минимизировать воздействие солнечных лучей на эпоксидный материал.

Важно! При покупке лакокрасочного покрытия, вы должны знать, что в отличие от матового покрытия, глянцевое, намного эффективнее в плане защиты, лучше нейтрализует прямое воздействие ультрафиолета на поверхности, что не может, не отразится в лучшую сторону на первозданном виде стола длительное время. Что касается матового лакокрасочного покрытия, то оно немного хуже справляется со своими свойствами, по этой причине такой вариант, возможно, подойдет не всем.

Чем покрывают стол из эпоксидной смолы и дерева после шлифовки

Лакокрасочные покрытия для эпоксидной смолы

Чем покрывают столы из эпоксидной смолы

Краски латексного типа являются самыми распространенными материалами, которыми покрывают стол из эпоксидной смолы после шлифовки. Латексные краски способны отлично справляться с ультрафиолетовым излучением. При самостоятельном изготовлении стола из эпоксидного клея данный вариант материала может показаться вам самым доступным и приемлемым вариантом.

Минусы у данного материала все же есть. Покрытие стола латексной краской не убережет вас от грубых механических повреждений, глубоких царапин и сколов. Отметим, что данной краской мы бы не рекомендовали покрывать пол из эпоксидной смолы. Ну… это так, на всякий случай.

Алкидные покрытия

Алкидные покрытия – это и есть поверхностный защитный слой лака в состав которого входят алкиды, дающие визуально эффект стекла на столе. Данное защитное, финишное покрытие простое в применении и не содержит в себе никаких токсичных добавок. Такой материал недорого можно встретить в любом строительном или лакокрасочном магазине. Алкидный лак придется по любому карману. Также хотелось бы отметить, что алкидный материал из премиум класса обеспечит вам эксплуатацию стола на длительное время, а так же создаст красивый, визуальный эффект. Износостойкий материал к механическим повреждениям и любым видам царапин.

Полиуретановые краски однокомпонентного типа

Этот вид красок для финишного покрытия очень просты и имеют лучшие характеристики по сравнению с вышеописанными материалами, а именно с алкидными красками, лаками. Из минусов полиуретановых красок однокомпонентного типа можно выделить очень дорогую стоимость, а также несовместимость с аминами, которые могут входить в состав эпоксидной смолы после полного высыхания. Поэтому при покупке полиуретановых красок, нужно этот момент учесть.

Чем покрывают стол из эпоксидной смолы и дерева после шлифовки

Двухкомпонентные полиуретановые краски

Полиуретановые, двухкомпонентные краски одни из лучших среди перечисленных выше. В продаже встречаются бесцветные и пигментированные. Двухкомпонентные полиуретановые краски – это залог лучшей защиты поверхности эпоксидного стола и дерева, защита от солнечных лучей, стойкость к механическим повреждениям и наилучшая совместимость эпоксидного слоя с краской, даже на молекулярном уровне. Среди всех выше описанных, данный вид красок является самым дорогим, а также при покрытии стола из эпоксидной смолы и дерева требует осторожности. Этим материалом лучше всего работать в респираторе для работы с эпоксидной смолой и другой защите, потому что испарение при распылении материала очень вредно для человеческого организма.

Грунтовки для эпоксидной смолы

Грунтовкой поверхность эпоксидной смолы покрывают специалисты реже. Основное предназначение грунтовки для эпоксидного клея – это возможность скрыть недочеты и изъяны. Грунтовка может спасти вас от мелких царапин, но от крупных нет.

Заключение

Теперь и вы знаете, чем покрывают стол из эпоксидной смолы и дерева после шлифовки, но при использовании выше перечисленных материалов обязательно необходимо внимательно изучать инструкцию, которую пишет производитель. Внимательно изучите рекомендации изготовителя и только после этого приступайте к покрытию. Важным моментом при нанесении является проверка лакокрасочного материала. Т.е. мы рекомендуем на отдельном участке стола попробовать нанести выбранный вами материал, чтобы визуально оценить характеристики того или иного лакокрасочного материала, а также наглядно узнать о совместимости двух компонентов и выявить явные параметры нанесенного, защитного слоя. А если перед покрытием, вы не знаете чем шлифовать эпоксидную смолу на столешнице советуем к прочтению нашу другую статью, где подробно мы данный вопрос, который связан напрямую с нанесением защитного покрытия, раскрыли полностью. Чем качественнее будет отполирована столешница стола, там качественнее можно нанести покрытие.

Каким лаком можно покрыть эпоксидную смолу

В последние годы украшения, отлитые из эпоксидной смолы, находят себе все больше поклонников. Застывая, схватываясь под воздействием отвердителя, любой вид эпоксидной смолы ведет себя одинаково: из жидкой фазы он переходит сначала в желеобразную, а потом по твердости и другим эксплуатационным качествам начинает походить на оргстекло. Только зачастую еще красивее, из-за введенных в него красителей, окрашивающих изделия в массе или локально или от зафиксированных в нем предметов вроде веточек, камешков, цветов, насекомых.

Красивое украшение

Резонно встает вопрос о сохранности сделанной из эпоксидки бижутерии. Да, изделия прочные, но у них есть некоторые особенности:

  • При нагревании даже до температуры человеческого тела они могут начать пахнуть, притом не очень приятно, каким-то своеобразным запахом. Это происходит из-за активации концов полимерных цепочек.
  • Вплавленные в застывшую смолу предметы со временем становится плохо видно из-за возможных внешних повреждений поверхности отливок.
  • Если хотя бы немного были нарушены пропорции внесения отвердителя, могут появиться липкие выделения при нагреве.

Простое решение

Все вышеперечисленные трудности диктуют необходимость каким-то образом изолировать поверхность изделий из эпоксидки от контактов с окружающей средой, и выходом может стать использование лаков, наносимых поверх застывшей эпоксидной поверхности. К этим лакам предъявляются некоторые требования, не выполнить которые означает обречь изделия если не на порчу, то на ухудшение вешнего вида и эксплуатационных качеств.

Полезный материал

  • Лак, наносимый на изделие из эпоксидки, должен обеспечивать после своего высыхания ровную глянцевую поверхность. Поинтересуйтесь временем полного высыхания лака, это нужно для того, чтобы нанесенный следующий слой не растворил предыдущий. При этом необходимо иметь в виду, что время полного высыхания лака – это не время, после которого он перестает липнуть к рукам, поскольку так проявляются только внешние признаки. Время же полной полимеризации или испарения из лаковой основы летучих веществ растворителя, входящего в него, может быт в 4-5 раз больше.
  • Матовый лак применим, если только внутри эпоксидной отливки нет каких-то вмурованных в нее предметов, а весь декор расположен только в граничащем с воздухом слое. Во всех остальных случаях нужна идеально прозрачная глянцевая поверхность, которая не будет препятствовать рассматривать заключенные в слиток застывшей эпоксидки предметы.
  • Лак не должен содержать в себе спирта, ацетона, дихлорэтана, эфира и любых других летучих активных жидкостей, которые способны растворить эпоксидную отливку. Информация о таких растворителях обычно помещается на таре, в которой находится эпоксидная основа.
  • Лак должен защитить изделие из застывшей эпоксидной смолы от действия света, в частности, ультрафиолетовых лучей. В этом случае слой лака должен играть роль УФ-фильтра и обладать подобными свойствами.

Мастер по изготовлению мебели и предметов интерьера из эпоксидной смолы. Создает уникальные вещи на заказ на своем производстве.

В современных эпоксидных смолах для изготовления бижутерии уже введены УФ-фильтры, поэтому такое требование к лаку может быть дополнительным, но не обязательным.

Рабочий процесс

Для всех случаев применения лаков, призванных защитить внешнюю поверхность изготовленной из эпоксидки бижутерии или предметов быта, будет полезно заранее, еще во время отливки изделий, сделать несколько лишних мини-отливок (пусть даже это будут бесформенные кляксы) для опробования на них свойств тех или иных лаков.

Дело в том, что указанные растворители могут действовать на некоторые эпоксидные составы по-разному в период начала или середины процесса полимеризации и в то время, когда процесс уже закончен и отливка приобрела свои окончательные свойства. В последнем случае эти растворители, входящие в состав лаков, уже никак не могут воздействовать на концы застывших полимерных цепочек в том пластике, в который превратилась соединенная с отвердителем эпоксидная смола.

Хотя срок затвердевания при комнатной температуре обычно указывается до 48 часов, в случае дальнейшего покрытия изделий лаком на полиуретане или полиэфире такое покрытие нужно делать не ранее, чем через 2 недели после отливки изделий. Только в этом случае будет полностью завершен процесс окончательного формирования полимерных цепочек в смоле под воздействием отвердителя, и растворитель лака ничего не сможет повредить в концах этих цепочек.

Какие бывают лакокрасочные покрытия

Рассмотрим возможные варианты на предмет их использования в нашем случае.

  • Латексные. Отличный вариант против солнечного ультрафиолета, особенно в плане соотношения цена-качество. Недостаток – невысокая механическая прочность, если в окружающей среде будет присутствовать абразивная пыль, лак быстро исцарапается, а потом начнет отслаиваться. Поэтому на носимые на теле или одежде изделия такой лак не подойдет.

Латексные составы

  • Алкидные. Лак с эффектом стекла. Выбор алкидных лаков огромен, поэтому подходить к нему нужно со всей тщательностью, дешевые варианты эффектом ультрафиолетовых фильтров не обладают.
  • Полиуретановые однокомпонентные. Краски на этой основе еще качественнее алкидных, но нужно отслеживать их совместимость с аминами, которые используют в качестве отвердителей для эпоксидных смол.
  • Двухкомпонентные полиуретановые покрытия (лаки и краски). Максимально подходят для создания защитного слоя на эпоксидных изделиях. У этих составов наибольшая молекулярная совместимость с изделиями из эпоксидных отливок. Лучшие фильтрующие ультрафиолет свойства, высокая износоустойчивость. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и опасность для здоровья, особенно если использовать эти краски или лаки как аэрозоли для напыления. При работе обязательно требуются элементы защиты органов дыхания.
  • Эпоксидные краски. Могут быть, также, как полиуретановые, одно- и двухкомпонентными. Обладают высшей износоустойчивостью по сравнению со всеми предыдущими лаками и красками. Из недостатков, плохая защита от УФ-излучения.

Разноцветные краски

  • Необрастающие краски. Покрытия с множеством самых разнообразных формул, поэтому подобрать для предохранения поверхностей из эпоксидных смол не составит никакого труда. Иногда требуют предварительного нанесения специальной грунтовки.
  • Грунтовка. Обычно не требуются. Могут быть рекомендованы только типа «high-build», в случаях, когда на покрываемом изделии имеются царапины или потеки основы или краски.

Но какой бы тип предохранительного покрытия не был бы выбран, при его нанесении нужно руководствоваться рекомендациям производителей эпоксидных составов, где случаи несовместимости того или иного лака или красителя обычно расписаны во всех подробностях.

Какое покрытие для эпоксидных изделий выбрать, чаще всего под рукой оказывается та же основа, что и применяется для отливок, но с добавлением растворителей. Нужно только следить, чтобы соотношение жпоксидная смола и растворитель, добавляемый в смолу для того, чтобы она была пожиже, было не более 1 часть растворителя на 12-15 частей смолы. Если растворителя будет больше, то полученный таким образом лак не будет обладать достаточной механической прочностью, особенно в плане защиты от царапин. Хотя в целом держаться будет надежно, без отслаивания в виде чешуек.

Готовые изделия

Если лаковое покрытие из эпоксидки готовится самостоятельно, то нужно помнить также, что отвердитель в смолу вводится только после разжижения смолы растворителем, а никак не наоборот.

Если отливка из эпоксидной смолы уже была покрыта полиэфирным или полиуретановым лаком, нанесение на него эпоксидного защитного состава безнадежно испортит вещь. Полиэфиры и полиуретаны можно наносить поверх эпоксидки. Наоборот же ни в коем случае нельзя. В этом случае между ними образуется желеобразный пограничный слой, который никогда не застынет.

Так как смола ЭД-20 и ЭД-22 обычно имеет высокую стоимость, для изготовления лака можно применить более дешевую, например, ЭД-16. Правда, она гораздо гуще смол с более высоким числовым индексом, но при разбавлении органическим растворителями все равно становится более жидкой.

Материал ЭД-16

Да и густота может сыграть положительную роль, если покрываются округлые изделия, с которых толстый слой жидкого лака неминуемо стечет. В таких случаях делают двух-трехслойную пленку поверх готовых изделий, каждый раз дожидаясь застывания предыдущей в течение 2-3 дней, но это касается только эпоксидных лаков. Если применяются полиэфирные, скорость полного испарения растворимого компонента может быть и дольше.

Запах, вредность и вообще объем выделяемых вредных веществ из отвердевшей в течение 2-3 недель эпоксидки сильно преувеличиваются. Поэтому в первую очередь нужно выяснить для себя (очевидно – опытным путем) устойчивее ли наносимый лак, чем сама поверхность эпоксидки, к царапинам и потертостям. Иначе затраты сил, времени и денег на покрытие лаком красивой полированной поверхности изделия будут просто ни к чему.

Какую эпоксидную смолу следует использовать для заливки столешниц

Эпоксидная смола считается уникальным строительным материалом, так как сфера ее применения охватывает не только области промышленности. Еще несколько десятилетий назад эпоксидка использовалась исключительно в качестве клеевого состава для прямого назначения, а также в качестве связующего наполнителя в композитных материалах. Сегодня повышенным спросом пользуются компаунды, это специально разработанные марки смол для заливочных работ. С их помощью создаются различные изделия, обладающие оригинальным эстетическим видом, но при этом достаточно практичные. Смола, как основной материал, востребована в производстве мебели, заливке полов, изготовлении бижутерии и даже в создании художественных работ.

Интересный слэб

Если в корпусной мебели эпоксидка пока не может конкурировать с более дешевыми материалами, такими, как ДСП, ДВП или ПВХ, то для столешниц или панелей она подходит просто идеально. Ее прозрачность зачастую внушает потребителю ложные представления. Ассоциации со стеклом говорят о ее хрупкости и низкой прочности. Между тем, массивы из застывшей смолы имеют высокую устойчивость к механическим нагрузкам. Глянцевая поверхность практически не боится ударных воздействий и слабо восприимчива к абразивам. Прозрачность позволяет применять различные технологии декорирования, в частности, декупаж.

При работе с эпоксидной смолой от мастера требуется высокая степень ответственности, причем она должна проявляться не только в процессе заливки компаунда. Уже на этапе выбора материала придется подойти к решению вопроса серьезно. Проблема заключается в том, что та или иная марка смолы не позиционируется, как эпоксидная смола для заливки столешницы. Следовательно, нужно уметь выбирать материал, даже если встретились совершенно незнакомые марки и модификации. Успешность выбора зависит от теоретических знаний критериев, фундаментальных для заливки столешниц.

Особенности

В магазине наверняка будет представлен ряд двухкомпонентных компаундов, состоящих из основного материала и отвердителя. В таком виде эпоксидка наиболее подходит для работ. До смешивания компоненты остаются в жидком виде сколь угодно долгое время, это означает, что мастер может приступить к подготовке состава и заливке тогда, когда ему будет удобно, без временных ограничений.

Уникальный строительный материал

В процессе полимеризации компаунд сохраняет свой объем, не давая усадки. Прозрачность смолы не меняется при воздействии ультрафиолетового излучения, поэтому столешницы сохраняют свой эстетичный вид на протяжении всего срока эксплуатации. Текучесть смолы позволяет декорировать плиту столешницы самыми различными способами. Несмотря на прочность материала, смола может расплавиться при воздействии высоких температур. Поверхности нельзя полировать или шлифовать при помощи УШМ.

Стоимость эпоксидной смолы сложно оценить объективно. За один килограмм компаунда придется заплатить от 700 до 1500 рублей, в зависимости от марки и производителя.

Если сравнивать себестоимость производства со стоимостью готового изделия, то материал получается относительно недорогим. Альтернативные варианты существуют, однако для того, чтобы они имели аналогичные показатели прочности, гидроизоляции, долговечности, придется проводить дополнительную обработку, что повлечет за собой увеличение затрат.

Недорогой материал

Эпоксидная смола одновременно выполняет несколько функций. Помимо создания прозрачной поверхности, она служит материалом для стабилизации древесины. Компаунд не просто покрывает дерево сверху, но и проникает в мельчайшие поры. Кстати, если в качестве декора используются фотографии, природные материалы, цветки растений, то под слоем эпоксидки они длительное время остаются в первозданном виде. Некоторые дизайнеры видят в заливке способ сохранения семейных фото.

Возможности смолы в художественном творчестве также должны быть оценены по достоинству. Варьируя цветом, мастер может создать имитацию водоемов, звездного неба, растительного мира. Также интересны идеи абстрактного характера. Добавлением в состав люминофора получают светящиеся элементы. Помимо этого, диэлектрические свойства эпоксидки позволяют монтировать электрические цепи для подсветки. В качестве источника света обычно используются светодиодные ленты.

Достоинства и недостатки

Ни один материал нельзя назвать абсолютно идеальным. Пользователь лишь выбирает, какие достоинства имеют решающее значение, и какими недостатками он готов пренебречь. Не является исключением и эпоксидная смола в плане материала для изготовления мебели, в частности, столешниц. Некоторые свойства, описанные ранее, можно считать достоинствами, однако они, возможно, не так очевидны в контексте, поэтому приведем более конкретный перечень плюсов и минусов смолы. Они помогут мастеру выбрать подходящую марку, ведь именно минимизация недостатков входит в список приоритетных его задач.

Итоговый результат

  • Полимер не дает усадки. В данном отношении все предельно просто. Какую бы марку смолы мастер ни выбрал, ему удастся избежать усадки, так как это уникальное качество присуще всем видам эпоксидных смол, независимо от отвердителя.
  • После заливки смолы, благодаря своей текучести, образует ровную поверхность. Опытные мастера советуют более вязкие компаунды использовать для производства украшений и сувениров. Что же касается заливки столешниц, то здесь следует отдать предпочтение материалу с низкой вязкостью. Смола должна проникнуть в углы формы, а также заполнить все полости декоративных наполнителей.
  • Рекомендуется осторожно обращаться с поверхностью, тем не менее, она достаточно крепкая. Она не подвержена появлению сколов и порезов, а рекомендации даны для снижения факторов риска.
  • Столы из эпоксидки могут устанавливаться в любых помещениях. Смола устойчива к воздействию влаги, ведь в промышленности она используется в качестве материала для гидроизоляции. Это очень важное свойство, так как на кухне мебель испытывает перепады температур и повышенную влажность.
  • Прозрачность смолы не снижается даже при длительном воздействии солнечного света. Здесь компаунд выглядит более выгодно по сравнению с пластиком, который со временем желтеет, мутнеет и растрескивается.
  • Наконец, необходимо отметить вариативность цветового оформления. Высокая степень адгезии полимера позволяет создавать различные дизайнерские проекты, как по наполнению, так и по цветовой гамме.

Рабочий процесс

Теперь перейдем к недостаткам. Их тоже нужно учитывать при выборе компаунда.

  • Одним из требований значится четкое соблюдение пропорций основного компонента и отвердителя. Этот недостаток никак не отразится на процедуре выбора марки смолы, так как все производители предъявляют к пользователям такое требование.
  • Если современные ювелирные смолы безопасны даже в жидком состоянии, то при работе с эпоксидкой для столешниц необходимо соблюдать правила безопасности и использовать средства защиты. Застывшая смола не испускает токсинов и не наносит вреда здоровью.
  • При резком охлаждении смолы в процессе ее полимеризации образуются взвеси в виде хлопьев, поэтому необходимо строго соблюдать температурный режим. Обычно смолу предварительно подогревают до 50°C градусов, но если хлопья выступили из-за низкой температуры в комнате, то необходимо готовую столешницу нагреть и охладить менее интенсивным способом.

Требования

Сразу следует отметить, что сэкономить на материале не получится. Те модификации смол, которые отличаются низкой стоимостью, едва ли подойдут для творчества, так как они не удовлетворяют требованиям, представленным ниже. Среди технических параметров практическое значение имеет минимальная толщина слоя. Ни одному мастеру не нужно моментальное застывание смолы. После заливки компаунд должен успеть заполнить все полости, а пузырьки воздуха – выйти на поверхность.

Оригинальный декор

Помимо этого, при наличии декора, возможно, потребуется внести некоторые корректировки по его размещению. Если взять смолу в объеме, меньшем, чем рекомендуется, то она начнет схватываться очень быстро, что негативно повлияет на качество изделия. Как правило, первый слой смолы используют для фиксации декора у основания столешницы.

Важнейшим параметром является максимальная толщина слоя, которая варьируется от 1,5 мм до 6 см, а в редких случаях и больше.

Многие новички предпочитают выбирать марки смол, позволяющие произвести заливку столешницы за один прием, однако здесь есть определенный нюанс.

  1. Во-первых, послойная заливка позволяет создавать трехмерные изображения при декорировании каждого слоя.
  2. Во-вторых, большой объем смолы, который приходится заливать за один раз, может спровоцировать интенсивное выделение тепла при отверждении.

Если мастер решил остановить свой выбор на смоле с максимальной толщиной слоя в 5-6 см, то следует отдать предпочтение тем моделям, у которых продолжительное время жизни, ибо оно гарантирует низкую скорость реакции взаимодействия компонентов.

Полимер готов к работе

Как правило, на окончательное отверждение уходит около суток. Тем не менее, необходимо ознакомиться с инструкцией, чтобы уточнить этот параметр. Дело в том, что последующий слой можно заливать только после полного отверждения предыдущего слоя. Остальные критерии выбора связаны со стоимостью и популярностью производителя. Если стоимость определить очень просто, то рейтинг производителей и поставщиков придется изучать дополнительно. Полезно воспользоваться советами и подсказками опытных мастеров. Мы приведем несколько примеров популярных марок, которые по всем своим параметрам удовлетворяют требованиям для заливки столешниц.

Обзор популярных марок

Нижеприведенный перечень не является абсолютным. Популярность марок эпоксидных смол устанавливается в соответствии с отзывами реальных покупателей. Естественно, в разных источниках можно встретить различную интерпретацию обзоров. Тем не менее, приведенного перечня вполне достаточно, чтобы без должного опытна начать свою творческую и художественную деятельность.

Можно ли сделать столешницу из дерева и эпоксидной смолы своими руками и стоит ли браться

Практически всегда ремонтные работы в жилом помещении проводятся в соответствии с выбранным стилем интерьера. Каждый владелец желает внести в оформление изюминку, чтобы разнообразить стандартный дизайн и подчеркнуть оригинальность решений.

Для кухни, гостиной или столовой таким нестандартным шагом может служить применение деревянных столешниц с эпоксидной смолой. Поскольку их изготовление даже в мебельных мастерских производится вручную, резонно возникает вопрос о возможности выполнить все работы своими руками.

Оригинальное решение

Результат такой работы зависит от многих факторов: опыт мастера, наличие инструмента и материалов, чертежа, проекта. Мы приведем детальную инструкцию, позволяющую сделать столешницу, ничем не отличающуюся о тех, которые выполняют мастера на заказ.

Однако следует понимать, не все написанное можно легко воплотить в жизнь, поэтому рекомендуем хорошо взвесить свои силы и возможности.

Выбор материала

Если столешницы из эпоксидной смолы пользуются безусловным спросом, то они оправдывают себя не только в плане эстетичности, но и практичности. Связана такая популярность с особенностями физико-химических свойств эпоксидки. Рассмотрим детально, почему материал, ранее использующийся в качестве клея, резко расширил сферу применения.

Эпоксидная смола, как материал для мебели, оказалась очень уникальной, так как позволила создавать настоящие шедевры. Последнее время ее даже стали использовать для наливных полов. В состав входит два компонента.

  1. Один из них – непосредственно сама смола, которая не нашла практического применения ни в производстве мебели, ни в строительстве в целом.
  2. Второй компонент – отвердитель. При смешивании жидкой смолы с отвердителем образуется полимер, который принято называть эпоксидкой.

Практичная вещь

Главное свойство готовой смолы, а именно, речь идет о сохранении формы после застывания, и определяет актуальность применения материала. При наличии подготовленных клише можно получать мелкие украшения, декоративные элементы мом столешницы стандартного и нестандартного вида.

Адгезия компонентов происходит при взаимодействии смолы с любой поверхностью. Плиты столешниц декорируют различными материалами. По их происхождению и рельефу нет никаких ограничений. Но чаще всего приходится применять древесину, как самый распространенный и доступный материал.

Смола покрывает подготовленную поверхность и декоративные элементы, образуя ровный горизонтальный слой. Единственный дефект, который может проявиться независимо от качества подготовки, — образование пузырьков воздуха, но и с ним можно бороться.

Популярный полимер

Эпоксидная смола не проявляет химической активности. Декорируют столешницы слэбами и древесными массивами с рисунками или фотографиями. В качестве украшения используют даже цветки растений. Послойная заливка обеспечивает расположение декора на разной глубине. При желании можно создать иллюзию трехмерного изображения.

Рассмотрев преимущества самого материала, можно выделить достоинства готовых изделий. Столешница из дерева и эпоксидной смолы по ряду параметрам опережает традиционные плиты ДСП или пластиковые варианты. Можно выделить несколько примеров ярких особенностей.

  • В процессе заливки верхняя грань плиты имеет идеально ровный горизонтальный уровень.
  • Смола не дает усадки, поэтому форма залитого массива в точности сохранится после высыхания.
  • Эпоксидка неплохо сохраняет внешний вид, несмотря на действия ударов или порезов. Поверхность стола остается ровной, без видимых царапин или сколов. Если же таковые появляются, их можно оперативно заделать.
  • Смола не пропускает влагу. В качестве информации отметим, что эпоксидную смолу, как стройматериал, используют в качестве гидроизоляции. Особенно данное качество актуально в условиях помещений с высокой влажностью.
  • За поверхностью удобно ухаживать. Конечно, не стоит применять абразивные вещества для чистки, но эпоксидка не подвергается воздействию химически активных средств, поэтому можно использовать практически любые очистители.
  • Важная особенность – устойчивость к ультрафиолету. Со временем прозрачный массив не пожелтеет и не потеряет своего эстетичного вида.

Удобный вариант

Каждый начинающий мастер должен быть осведомлен и об определенных недостатках, с которыми придется считаться.

  • Резкие перепады температуры могут привести к образованию белых хлопьев в процессе кристаллизации.
  • Смола безопасна и не токсична, как и изделия из нее, но в процессе приготовления следует соблюдать меры личной безопасности.
  • Определенные сложности могут возникнуть при неправильно подборе материала. Для эпоксидной смолы характерно вскипание при чересчур интенсивной реакции взаимодействия основного вещества с отвердителем.

Вариант для кухни

Со всеми этими минусами необходимо бороться, а еще лучше минимизировать вероятность их проявления. Наконец, еще один фактор, который если и не является недостатком, но существенно осложняет работу, — необходимость точного соблюдения пропорций при смешивании и инструкций при заливке состава.

Шаг 1. Определяем тип

Процесс изготовления столешницы начинается далеко не с непосредственного наведения состава. Первым шагом считается создание проекта, потому что работать без чертежа или схемы нельзя, если целью значится получение качественного результата. Сначала необходимо определиться с типом будущей столешницы, так как от этого зависит построение алгоритма подготовительных работ. Независимо от дизайна, принято выделять три типа столешниц:

  1. без основы;
  2. с основой;
  3. комбинированные.

Комбинированный вариант

Столешницы без основы состоят только из одной смолы. Она может быть подкрашенной или бесцветной. В качестве декора применяются мелкие элементы, лепестки растений, цветки, металлические монеты, драгоценные изделия. По причине опасности разрушения плиты при возникновении нагрузки, такие столешницы могут применяться в изготовлении журнальных, кофейных или декоративных столиков. В качестве красителя может выступать специальный колер, глиттер, графитная крошка, алюминиевый порошок, чернила.

Основа в столешнице выполняет несущую функцию. Смола же служит элементом декора и образует защитный слой. За основу берется плита ДСП, слэб, щит из обрезной доски или даже старая столешница. По форме она может быть любой. Классическая плита выполнена в форме прямоугольника или круга, но при желании можно изготовить основу в виде неправильного многоугольника. Усиленные столешницы можно применять где угодно, так как основа придает конструкции дополнительную прочность.

Красивый декор

Комбинированные столешницы содержат в себе элементы из дерева, причем присутствуют те же плиты ДСП, слэбы, срезы, но они уже не являются основой, а имеют чисто декоративное назначение. В самостоятельном производстве именно комбинированные плиты считаются наиболее оптимальным вариантом.

Шаг 2. Выбираем полимер

После того, как тип столешницы и ее дизайн утвержден, можно переходить к следующему шагу. На данном этапе необходимо правильно выбрать состав, так как производители готовы представить несколько разных по своим параметрам эпоксидных смол.

Возможно, без консультации продавца не обойтись, так как подобрать нужно такую марку эпоксидки, чтобы она была прозрачной и имела высокую продолжительность жизни.

Последний параметр считается одной из характеристик смолы и показывает активность реакции взаимодействия вещества с отвердителем. Смолы с продолжительным временем жизни застывают дольше, зато исключают появление такого эффекта, как вскипание (реакция взаимодействия происходит с выделением энергии).

Стандартный набор

Сэкономить на выборе эпоксидки не получится. Например, бюджетный вариант ЭД-20 для производства столешниц не подходит. Из-за густоты образовавшиеся пузырьки воздуха не всплывают, а остаются в толще слоев. Помимо этого, возможны проблемы в виде вскипания, особенно если использовать отвердители ПЭПА или ТЭТА. После кристаллизации в смоле наблюдаются взвеси непонятного происхождения.

Не занимаясь рекламой, отметим, что большинство мастеров советуют для начала обратить внимание на составы известных марок. Они отлично подходят как для послойной заливки, так и для заливки одним слоем. Толщина слоя может достигать 5 см.

Хороший полимер

Хорошая текучесть позволяет качественно выполнить заливку, так как смола проникнет в самые труднодоступные места, углубления и пазухи. После застывания полимер показывает отличные результаты по устойчивости к разрушению, отслаиванию и «выбеливанию» покрытия. Прозрачность полимера способствует возможности различных вариантов декорирования.

Шаг 3. Подготовительные работы

Предварительные работы по подготовке относятся не только к материалам, но и к помещению, которое должно быть чистым и вентилируемым. Если естественную вентиляцию обеспечить невозможно, то следует предусмотреть наличие принудительной вентиляции.

Температурный режим также имеет определенные требования. Выполнять работы можно, только если температура превышает 22°C градуса. Но при этом воздух должен быть сухим. Если не соблюдать указанных условий, то качественный результат получить невозможно.

К подготовительным работам относится изготовление опалубки или формы, которая будет удерживать смолу от растекания. Обращаем внимание, что форма готовится независимо от того, какой тип столешницы будет выполняться. В качестве материала для опалубки подойдет оргстекло, фанера, МДФ, алюминиевые листы. Гладкая поверхность отбортовки существенно облегчит последующие работы по шлифованию и полировке.

Предварительные работы

После застывания смолы готовую столешницу придется отделить от формы, если только форма не является по проекту частью столешницы. Для того, чтобы смола легко отошла от бортиков, последние необходимо обработать разделительным составом. В целях экономии можно использовать воск, или прозрачный скотч. Стыки между бортиками обрабатываются герметиком. Даже небольшая щель может стать причиной протечки смолы.

В процессе изготовления столешницы понадобятся инструменты. Их желательно предварительно подготовить, потому что некоторые этапы не терпят промедления, а поиск того или иного инструмента может занять продолжительное время. Потребуются весы, две емкости для приготовления раствора, строительный миксер или любое приспособление для подготовки смеси, строительный фен, инструменты для полировочных работ и шлифования.

Самое главное – обезопасить процесс, поэтому следует подумать о средствах индивидуальной защиты. Работать необходимо в перчатках и защитном комбинезоне. Органы дыхания можно защитить респиратором, а глаза – защитными очками.

Рабочий процесс

Рекомендуется надеть одноразовую шапочку, она защитит волосы от случайного попадания смолы, а также защитит поверхность смолы от попадания волосков. Залитая смола, словно по известному закону, притягивает к поверхности легкие частица пыли, пуха и волосы.

Шаг 4. Заливка

Подготовка состава должна осуществляться строго в соответствии с инструкцией. Там же указан примерный расход материала. На этот показатель вполне можно ориентироваться, так как готовая смола не дает усадки, то есть, начальный объем сохраняется.

В качестве стандартного примера отметим, что смола будет расходоваться следующим образом: для заливки площади 1 м 2 слоем толщиной 1 мм потребуется 1,1 кг состава.

Инструкция по работе с эпоксидкой – важный документ, который нельзя игнорировать. Его изучение исключит возникновение нештатных ситуаций. После проверки опалубки на герметичность ее внутренние стенки обрабатываются разделительным веществом. В некоторых проектах стенки опалубки выполняют из подготовленного материала. В дальнейшем они играют роль своеобразной окаймовки для столешницы, а смола находится внутри. В данном случае разделитель не нужен. Бортики опалубки должны быть строго горизонтальными.

Кропотливая работа

Все деревянные элементы предварительно просушиваются, хотя даже это не избавит от появления пузырьков воздуха. Необходимо, либо предотвратить выделение воздуха из пор древесины, обработав ее предварительно лаком или тем же составом эпоксидки, либо придется бороться с пузырьками уже после заливки. Нагревая смолу строительным феном, можно спровоцировать всплывание пузырьков. Процесс этот достаточно длительный, поэтому лучше позаботиться о нанесении грунта на древесину.

При необходимости колеровки краситель следует добавлять в основной компонент до его смешивания с отвердителем. В зависимости от концентрации красителя его количество может быть различным. В любом случае, рекомендуется вносить краску в состав минимальными порциями, постепенно добиваясь нужного цвета.

Однородность смеси зависит от качества перемешивания. Иногда требуется получить разводы краски в смоле. Для таких картин используют краситель, который плохо растворяется, или же вносят краситель после смешивания с отвердителем и практически не перемешивают его с готовым составом.

Чтобы краска быстрее растворилась, смолу подогревают. Ни в коем случае нельзя пользоваться открытым огнем. Состав оставляют на некоторое время около радиатора отопления или нагревают на водяной бане.

Заливка изделия

Время жизни готового состава примерно 7-8 часов. Велика вероятность того, что за эти часы образовавшиеся пузырьки сами выйдут на поверхность без дополнительного подогрева смолы. При размешивании особое внимание следует уделять составу у дна тары. Вот почему рекомендуется переливать состав в другую тару и повторять перемешивание. Если смесь будет неоднородной, то после заливки на фоне отвердевшей эпоксидки будут наблюдаться жидкие участки. Такую столешницу можно считать испорченной.

Несмотря на то, что смола позволяет формировать слой до 5 см, рекомендуется проводить послойную заливку, причем деревянные декоративные элементы нужно «приклеить» к первому слою. В противном случае они будут всплывать. Заливку одним толстым слоем выполняют лишь в том случае, когда декор отсутствует полностью или же в качестве декора используются относительно тяжелые элементы из металла.

Заливка второго слоя

Сама заливка тоже имеет свою технологию. Сначала смачиваются жидким составом все углы, а затем остатки вносятся тонкой струйкой в одной точке. Удобно воспользоваться тонкой палочкой, по которой смола будет стекать в форму. Если же толщина столешницы превышает допустимую норму, то работа производится в 2-3 захода. Каждый слой должен высохнуть на протяжении 1-2 суток. В процессе застывания возможно проводить небольшие корректировки. Для этого состав прогревается феном или смачивается ацетоном, разжижающим полимер.

После завершения заливки необходимо продолжать поддерживать в комнате чистоту, чтобы пыль не осела на поверхность. На окончательную кристаллизацию может уйти около 2 суток. При желании ускорить процесс сушки повышают температуру в комнате, однако тем, у кого нет достаточного опыта, это делать не рекомендуется. Большой перепад температур приведет к образованию трещин, кратеров, пузырьков и деформированию плиты.

Шаг 5. Полировка и шлифовка

Несмотря на то, что смола застынет за двое суток, необходимо выждать, пока пройдет процесс постотверждения. Время, через которое изделие можно эксплуатировать, указано в инструкции. Если информация не найдена, то следует подождать еще 5-7 суток (при условии, что температура в комнате была в пределах 22 – 25°C градусов).

Боковые торцы столешницы после снятия опалубки, как правило, имеют неровности. Сама же смола приобретет характерную матовость, это нормальное явление, так как процедура шлифовки и последующей полировки является обязательной. Методы шлифовки зависят от имеющегося инструмента.

Полировка и шлифовка

В любом случае, обрабатываемую поверхность необходимо смачивать водой. Это исключит забивание абразива, а также перегрева смолы, которая при повышении температуры начнет плавиться. Абразивный материал постепенно меняется, в результате чего шлифование ведется бумагой с более мелкими зернами. На финальной стадии пользуются пастами для полировки. Готовое изделие можно покрыть полиуретановым лаком.

Читайте также: