Эпоксидный клей для дерева для стола
Иногда при оформлении интерьера загородного дома и отделке помещений хочется чего-то эдакого — необычного, стильного и не как у всех. Главная проблема — авторские и действительно качественные работы, например, дизайнерская мебель, дорого стоят. Но при наличии «прямых» рук и огромного желания можно сделать вещь, которая не уступит работам маститых мастеров. В этой статье мы расскажем:
- Как сделать оригинальный столик с необычной столешницей в виде морского берега
- Как правильно работать с эпоксидной смолой
Столик для дома, один на миллион
Для начала покажем, что получилось у пользователя портала с ником aboba .
А теперь расскажем, как сделать такой столик, не имея большого опыта в столярных работах. Но для начала, предыстория проекта.
У меня дом в стадии отделки, но давно хотелось сделать что-то своими руками. И вот, в один из вечеров, сидя на диване, я понял, что мне не хватает столика. Некуда даже поставить кружку. Стал искать подходящую мебель, но на отечественных просторах интернета мне ничего не приглянулась. Полез на заграничные сайты и увидел столик, который меня, что называется, зацепил. Вот он.
Пыл пользователя охладила цена на авторскую работу – более 10 тыс. евро. Т. к. душа требовала именно такой столик, а приобрести оригинал не было возможности, aboba решил сделать его самостоятельно. Единственное — внести некоторые коррективы в соответствии со своими умениями.
Камень, как у столешницы на фото выше, однозначно не моё, да и инструмент для его обработки нужен соответствующий, а вот дерево мне подходит, хотя я и не столяр. Из него и решил делать столик.
Собрав по крохам информацию о технологии изготовления такой мебели и просмотрев все доступные видеоролики, пользователь выработал концепцию. Основой столика станет карагач, чья фактурная древесина и свойства высоко ценятся краснодеревщиками.
Купив необходимый объём, aboba обрезал заготовки по нужному размеру, начерно обработал и склеил два куска в столешницу, посадив их на шканты.
Важно: заготовки перед склеиванием нужно хорошо подготовить. Убрать все дефекты древесины, сучки, места, поврежденные насекомыми. Полости заливались бесцветной эпоксидной смолой. Излишки ошлифовывались. По словам aboba, два крупных дефекта в местах больших сучков он не стал заливать эпоксидной, а вырезал фрезером до крепкой основы, превратив в заводи на «древесном» берегу.
Выждав неделю, чтобы заготовка как следует схватилась, пользователь принёс столешницу в гостиную, положил на табурет и стал думать, на какой высоте её закреплять и какое делать основание.
Если ножки, то какие? Из дерева, металла и какой формы. Перебрав несколько вариантов, включая совсем дизайнерский, как на фото ниже, aboba остановился на геометрии основания, как у оригинала – кубе.
Подстолье формировалось из фанеры толщиной 2 см, собранной в «пакет» и посаженной на клей.
Операции по доводке основания стандартные: обработка рубанком, шлифовка и покрытие специальным маслом.
Следующий этап — разметка «береговой линии» на столешнице.
Я вспомнил школьные уроки рисования и изобразил волнистую линию берега, риф и две заводи.
Далее, взяв ручной фрезер, пользователь, как скульптор, отсёк от заготовки всё ненужное.
Инструментом aboba работал первый раз в жизни, но, после небольшой тренировки, всё получилось, как надо.
Третья стадия — изготовление «воды» из прозрачной эпоксидной смолы, колерованной красителем в цвет морской волны. Для этого изготовили «ванночку» — форму из фанеры по габаритам столешницы.
Углы формочки пользователь проклеил малярным скотчем в один слой. Стыки проклеены внахлёст, чтобы избежать протечек. Чтобы эпоксидка не приклеилась к скотчу, его можно покрыть тонким слоем силикона или жидкого мыла.
Важно: к заливке эпоксидной смолы нужно подойти со всей ответственностью. Помимо защиты рук (одеть перчатки), органов глаз (очки) и дыхательных путей (респиратор), надо выгнать пузырьки воздуха феном. Если этого не сделать, они так и останутся в слое «воды». Хотя с пузырьками (в виде застывшей газировки) можно поэкспериментировать при изготовлении дизайнерских работ с эпоксидной смолой.
Важно: в данной работе эпоксидная смола заливалась слоем толщиной не более 1 см в сутки. Т. к. толщина столешницы 70 мм, то процесс растянулся на неделю. Окрашивался сразу весь объем эпоксидной смолы, до добавления отвердителя , чтобы избежать перепадов по цвету. Столешница полностью, со всех сторон, покрыта эпоксидкой, включая её нижнюю часть.
Причём это вышло случайно. Смола из-за высокой текучести проникла под столешницу, прижатую грузом. Толщина слоя снизу составила около 2 мм.
Перед заливкой эпоксидки надо посмотреть её характеристики и обязательно прочесть рекомендации производителя по толщине допустимого слоя, заливаемого за один раз.
Пузырьки воздуха из смолы выгоняются под действием воздушного потока от горячего фена. При этом поверхность эпоксидки полностью разглаживается и становится прозрачной. По моему опыту, выгонять воздух феном нужно, периодически повторяя это действо на протяжении минимум 2-3 часов после заливки, особенно при слое смолы в 5-10 мм.
После того как полимер набрал прочность (через 7 дней), форумчанин разобрал опалубку и приступил к монотонному процессу устранения мелких дефектов, шлифовке и полировке изделия.
Затем столешницу соединил с «ногой», посадив их на клей и шканты, предварительно отфрезеровав соответствующее углубление на обратной стороне. Следующим этапом стала финишная полировка столешницы и нанесение краскопультом трех слоев глянцевого лака.
По словам пользователя, самые грубые недочёты он убирал ротационной шлифмашинкой. Затем выводил плоскости, шлифовал и полировал столешницу эксцентриковой шлифовальной машинкой. Зерно менялось последовательно: 80, 120, 180, 220, 240, 280, 320, 400, 500, 600, 800, 1000, 1500, 2000. Несмотря на все усилия, даже после «двухтысячного» зерна поверхность оставалась матовой. Не помогли даже специальные полировочные автомобильные пасты. Только нанесение финишного слоя лака выправило ситуацию и столик, что называется, «заиграл» глянцем.
Какую эпоксидную смолу следует использовать для заливки столешниц
Эпоксидная смола считается уникальным строительным материалом, так как сфера ее применения охватывает не только области промышленности. Еще несколько десятилетий назад эпоксидка использовалась исключительно в качестве клеевого состава для прямого назначения, а также в качестве связующего наполнителя в композитных материалах. Сегодня повышенным спросом пользуются компаунды, это специально разработанные марки смол для заливочных работ. С их помощью создаются различные изделия, обладающие оригинальным эстетическим видом, но при этом достаточно практичные. Смола, как основной материал, востребована в производстве мебели, заливке полов, изготовлении бижутерии и даже в создании художественных работ.
Если в корпусной мебели эпоксидка пока не может конкурировать с более дешевыми материалами, такими, как ДСП, ДВП или ПВХ, то для столешниц или панелей она подходит просто идеально. Ее прозрачность зачастую внушает потребителю ложные представления. Ассоциации со стеклом говорят о ее хрупкости и низкой прочности. Между тем, массивы из застывшей смолы имеют высокую устойчивость к механическим нагрузкам. Глянцевая поверхность практически не боится ударных воздействий и слабо восприимчива к абразивам. Прозрачность позволяет применять различные технологии декорирования, в частности, декупаж.
При работе с эпоксидной смолой от мастера требуется высокая степень ответственности, причем она должна проявляться не только в процессе заливки компаунда. Уже на этапе выбора материала придется подойти к решению вопроса серьезно. Проблема заключается в том, что та или иная марка смолы не позиционируется, как эпоксидная смола для заливки столешницы. Следовательно, нужно уметь выбирать материал, даже если встретились совершенно незнакомые марки и модификации. Успешность выбора зависит от теоретических знаний критериев, фундаментальных для заливки столешниц.
Особенности
В магазине наверняка будет представлен ряд двухкомпонентных компаундов, состоящих из основного материала и отвердителя. В таком виде эпоксидка наиболее подходит для работ. До смешивания компоненты остаются в жидком виде сколь угодно долгое время, это означает, что мастер может приступить к подготовке состава и заливке тогда, когда ему будет удобно, без временных ограничений.
В процессе полимеризации компаунд сохраняет свой объем, не давая усадки. Прозрачность смолы не меняется при воздействии ультрафиолетового излучения, поэтому столешницы сохраняют свой эстетичный вид на протяжении всего срока эксплуатации. Текучесть смолы позволяет декорировать плиту столешницы самыми различными способами. Несмотря на прочность материала, смола может расплавиться при воздействии высоких температур. Поверхности нельзя полировать или шлифовать при помощи УШМ.
Стоимость эпоксидной смолы сложно оценить объективно. За один килограмм компаунда придется заплатить от 700 до 1500 рублей, в зависимости от марки и производителя.
Если сравнивать себестоимость производства со стоимостью готового изделия, то материал получается относительно недорогим. Альтернативные варианты существуют, однако для того, чтобы они имели аналогичные показатели прочности, гидроизоляции, долговечности, придется проводить дополнительную обработку, что повлечет за собой увеличение затрат.
Эпоксидная смола одновременно выполняет несколько функций. Помимо создания прозрачной поверхности, она служит материалом для стабилизации древесины. Компаунд не просто покрывает дерево сверху, но и проникает в мельчайшие поры. Кстати, если в качестве декора используются фотографии, природные материалы, цветки растений, то под слоем эпоксидки они длительное время остаются в первозданном виде. Некоторые дизайнеры видят в заливке способ сохранения семейных фото.
Возможности смолы в художественном творчестве также должны быть оценены по достоинству. Варьируя цветом, мастер может создать имитацию водоемов, звездного неба, растительного мира. Также интересны идеи абстрактного характера. Добавлением в состав люминофора получают светящиеся элементы. Помимо этого, диэлектрические свойства эпоксидки позволяют монтировать электрические цепи для подсветки. В качестве источника света обычно используются светодиодные ленты.
Достоинства и недостатки
Ни один материал нельзя назвать абсолютно идеальным. Пользователь лишь выбирает, какие достоинства имеют решающее значение, и какими недостатками он готов пренебречь. Не является исключением и эпоксидная смола в плане материала для изготовления мебели, в частности, столешниц. Некоторые свойства, описанные ранее, можно считать достоинствами, однако они, возможно, не так очевидны в контексте, поэтому приведем более конкретный перечень плюсов и минусов смолы. Они помогут мастеру выбрать подходящую марку, ведь именно минимизация недостатков входит в список приоритетных его задач.
- Полимер не дает усадки. В данном отношении все предельно просто. Какую бы марку смолы мастер ни выбрал, ему удастся избежать усадки, так как это уникальное качество присуще всем видам эпоксидных смол, независимо от отвердителя.
- После заливки смолы, благодаря своей текучести, образует ровную поверхность. Опытные мастера советуют более вязкие компаунды использовать для производства украшений и сувениров. Что же касается заливки столешниц, то здесь следует отдать предпочтение материалу с низкой вязкостью. Смола должна проникнуть в углы формы, а также заполнить все полости декоративных наполнителей.
- Рекомендуется осторожно обращаться с поверхностью, тем не менее, она достаточно крепкая. Она не подвержена появлению сколов и порезов, а рекомендации даны для снижения факторов риска.
- Столы из эпоксидки могут устанавливаться в любых помещениях. Смола устойчива к воздействию влаги, ведь в промышленности она используется в качестве материала для гидроизоляции. Это очень важное свойство, так как на кухне мебель испытывает перепады температур и повышенную влажность.
- Прозрачность смолы не снижается даже при длительном воздействии солнечного света. Здесь компаунд выглядит более выгодно по сравнению с пластиком, который со временем желтеет, мутнеет и растрескивается.
- Наконец, необходимо отметить вариативность цветового оформления. Высокая степень адгезии полимера позволяет создавать различные дизайнерские проекты, как по наполнению, так и по цветовой гамме.
Теперь перейдем к недостаткам. Их тоже нужно учитывать при выборе компаунда.
- Одним из требований значится четкое соблюдение пропорций основного компонента и отвердителя. Этот недостаток никак не отразится на процедуре выбора марки смолы, так как все производители предъявляют к пользователям такое требование.
- Если современные ювелирные смолы безопасны даже в жидком состоянии, то при работе с эпоксидкой для столешниц необходимо соблюдать правила безопасности и использовать средства защиты. Застывшая смола не испускает токсинов и не наносит вреда здоровью.
- При резком охлаждении смолы в процессе ее полимеризации образуются взвеси в виде хлопьев, поэтому необходимо строго соблюдать температурный режим. Обычно смолу предварительно подогревают до 50°C градусов, но если хлопья выступили из-за низкой температуры в комнате, то необходимо готовую столешницу нагреть и охладить менее интенсивным способом.
Требования
Сразу следует отметить, что сэкономить на материале не получится. Те модификации смол, которые отличаются низкой стоимостью, едва ли подойдут для творчества, так как они не удовлетворяют требованиям, представленным ниже. Среди технических параметров практическое значение имеет минимальная толщина слоя. Ни одному мастеру не нужно моментальное застывание смолы. После заливки компаунд должен успеть заполнить все полости, а пузырьки воздуха – выйти на поверхность.
Помимо этого, при наличии декора, возможно, потребуется внести некоторые корректировки по его размещению. Если взять смолу в объеме, меньшем, чем рекомендуется, то она начнет схватываться очень быстро, что негативно повлияет на качество изделия. Как правило, первый слой смолы используют для фиксации декора у основания столешницы.
Важнейшим параметром является максимальная толщина слоя, которая варьируется от 1,5 мм до 6 см, а в редких случаях и больше.
Многие новички предпочитают выбирать марки смол, позволяющие произвести заливку столешницы за один прием, однако здесь есть определенный нюанс.
- Во-первых, послойная заливка позволяет создавать трехмерные изображения при декорировании каждого слоя.
- Во-вторых, большой объем смолы, который приходится заливать за один раз, может спровоцировать интенсивное выделение тепла при отверждении.
Если мастер решил остановить свой выбор на смоле с максимальной толщиной слоя в 5-6 см, то следует отдать предпочтение тем моделям, у которых продолжительное время жизни, ибо оно гарантирует низкую скорость реакции взаимодействия компонентов.
Как правило, на окончательное отверждение уходит около суток. Тем не менее, необходимо ознакомиться с инструкцией, чтобы уточнить этот параметр. Дело в том, что последующий слой можно заливать только после полного отверждения предыдущего слоя. Остальные критерии выбора связаны со стоимостью и популярностью производителя. Если стоимость определить очень просто, то рейтинг производителей и поставщиков придется изучать дополнительно. Полезно воспользоваться советами и подсказками опытных мастеров. Мы приведем несколько примеров популярных марок, которые по всем своим параметрам удовлетворяют требованиям для заливки столешниц.
Обзор популярных марок
Нижеприведенный перечень не является абсолютным. Популярность марок эпоксидных смол устанавливается в соответствии с отзывами реальных покупателей. Естественно, в разных источниках можно встретить различную интерпретацию обзоров. Тем не менее, приведенного перечня вполне достаточно, чтобы без должного опытна начать свою творческую и художественную деятельность.
Какой эпоксидный клей выбрать для склеивания дерева
Промышленностью эпоксидные клеи специально для склейки изделий из дерева выпускаются в ограниченном ассортименте, только для специальных случаев. В массовом же производстве с этой задачей хорошо справится обычный универсальный эпоксидный состав марки ЭДП.
Его преимущества над всеми прочими в виде ПВА, столярного (из рогов и копыт животных), казеинового, полиуретанового или БФ очевидны: он влаго- и маслостоек и не подвержен усадке в процессе застывания. Кроме того, для некоторых специфических видов работ или особых разновидностей древесины в эпоксидный клей можно добавить древесную пыль или мелкий древесный опилок, что в несколько раз увеличит его клеящую способность.
При покупке обычно учитываются такие факторы, как:
- характер нагрузки на клеевой шов в процессе эксплуатации изделия;
- маслянистость или наличие смолы в древесине;
- ее влажность, степень просушки;
- условия эксплуатации самого склеиваемого изделия в целом;
- насколько поддается пропитке клеем, то есть степень адгезии склеиваемых поверхностей;
- особенности этих поверхностей, их материал (дерево с деревом, с пластиком, с металлом, с ДВП или МДФ и т.д.);
- цена;
- назначение;
- технические характеристики;
- мнение о клее экспертов и производственников.
Рабочие свойства
Одной из особенностей эпоксидных составов при их работе с древесиной является то, что при соединении склеиваемых частей не нужно прилагать каких-то значительных усилий, как этот бывает с полиуретановыми клеями или клеям типа БФ или «Момент».
Вторая особенность – отсутствие усадки в процессе полимеризации. Кроме того, если не брать для склеивания именно клей как таковой, а просто использовать эпоксидный состав с отвердителем, введя в него нужный наполнитель и пластификатор, можно получить клей с заданными свойствами. Не секрет, что тот же клей ЭДП очень критичен к излишкам отвердителя или к чрезмерному повышению температуры.
Бывает, что мастер даже не успевает нанести клей на поверхности, предназначенные для соединения, а состав уже стремительно, прямо на глазах, полимеризуется, и клей становится негодным к использованию.
Применение самодельных клеевых составов из чистого эпоксидного компаунда и отвердителя, с введением на свое усмотрение разных типов наполнителей, позволяет запрограммировать время отверждения по своему усмотрению.
К недостаткам абсолютно всех эпоксидных составов при работе с деревом можно отнести то, что следы клея, выступившего из шва, не покрываются морилкой, что выступает резким диссонансом на фоне остального окрашенного древесного массива. Тут уже придется проявить изобретательность, подбирая состав, который:
- Точно, с совпадением границ, скроет покрытый эпоксидкой и неокрашенный морилкой участок.
- Нужна большая точность руки, чтобы не залезть на территорию, уже прокрашенную морящим составом. Обычно границу слоя, покрытого морилкой и скрытого под эпоксидкой закрашивают точечными касаниями, так граница получается размытой и незаметной.
Двухкомпонентные составы из компаунда и отвердителя могут иметь два рабочих состояния, зависящих от процентного соотношения введенных в них компонентов: отвердителей, наполнителей и пластификаторов.
В своем втором состоянии эпоксидный клей быстрого действия обычно состоит из чистого компаунда и смешанного с ним отвердителя ПЭПА, который допускает некоторую вольность с процентным содержанием его в самой смоле. В частности, увеличение доли отвердителя с 1 части относительно 10 частей компаунда до 3-х ли даже 4-х частей может сократить время надежной фиксации деревянных деталей относительно друг друга с сорока минут до десяти или даже до пяти.
Это свойство «пятиминуток» бывает очень важным, когда нет возможности зафиксировать детали с помощью приспособлений на длительный срок. Удерживать их в нужном положении приходится вручную, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде усталости. Правда, прочность такого клеевого шва окажется несколько ниже, что нужно учитывать, склеивая детали, которые будут находиться под большой силовой нагрузкой. Пример, угловые стойки каркаса диванов, особенно раздвижных.
Сложность создания «пятиминуток» состоит в том, что время отверждения состава может равняться действительно пяти минутам. Но, вместе с тем, известно, что для создания качественного клея компоненты А и Б, то есть компаунд и отвердитель, тоже нужно перемешивать не менее 5 минут. Поэтом сохраняется риск начала бурной полимеризации в указанный период времени, а значит — невозможности работы с таким клеем.
Профессиональные составы
Впрочем, иногда нет места самодеятельности, а то или иное изделие требует строго заданных параметров склеивания. Ведь деревянные элементы силового каркаса могут использоваться не только в производстве мебели и при строительстве домов. Вы можете не поверить, но дерево применяют даже при создании автомобилей и в авиастроении, правда, там деревянный силовой элемент каркаса потребует и клея со специфическими свойствами.
Titebond original wood glue
Для этих случаев химиками созданы такие клеи, как TITEBOND ORIGINAL WOOD GLUE. Клей производится в США, его основа – эмульсионная алифатическая смола. Имеет прозрачную, слегка желтоватую основу после полимеризации. Клеевой шов выдерживает большую ударную нагрузку.
Предназначен он в основном для скрепления конструкций в виде «шип-паз», в случае такого его использования совсем не требует установки дополнительных распорных угловых элементов. Обладает исключительной адгезией, в жидкой преджелатиновой фазе активно впитывается в структуру клеток древесины, заполняя из и делая пограничный слой дерева еще прочнее.
Скрепляет, как детали из чистого дерева, так и дерево с изделиями, производным от него: фанерой, МДФ, ДВП, ДСП, с паркетными дощечками.
Выпускается в тюбиках по 118, 237 и 473 мл, а также в галлонной фляге (3,78 литра). Цена от 180 до 1600 рублей. Позиционируется как лучший профессиональный клей для массового производства.
Uhu plus endfest
UHU PLUS ENDFEST 300 — двухкомпонентный эпоксидный набор с исключительными клеящими свойствами, производства Германии. Склеивает с деревом практически все, за исключением стекла, в этом случае надежность соединения не гарантирована. Схватывание после желатинизации происходит на 90-й минуте. Время окончательного отверждения – через 12-24 часа, в зависимости от температуры окружающей среды, после чего параметры шва выходят на заявленную ударную прочность.
Устойчив к старению, после полного застывания совершенно равнодушен к влажности. Смешивать компоненты А и Б только в соответствии с рекомендациям производителя – информация о способе смешивания нанесена на обратную сторону упаковки. Как и все эпоксидные составы, требует особо тщательного перемешивания компаунда и отвердителя, а так как клеи некритичны к образованию в них пузырьков воздуха, то и перемешивание может быть довольно энергичным.
Цена клея UHU PLUS ENDFEST 300 может колебаться от 449 рублей (клей UHU Plus Endfest 90 min) до 590 рублей (клей HU Plus Endfest 300). Этот клей гораздо дороже американского, так как при заявленной цене объем тюбика редко превышает 25 мл. Но и прочность шва на порядок выше. Вполне заслуженно держит звание «самый прочный клей» из всей линейки клеев, представленных на рынке.
ЭДП, как говорится, «скромно и со вкусом». Довольно простой по составу, но благодаря заранее введенным в него пластификаторам и наполнителям может составить вполне достойную конкуренцию своим более именитым собратьям. Используют его как при производстве новой мебели, так и при ремонте старой, во втором случае дело с ним имеют непрофессионалы, но, тем не менее, они вполне справляются с задачей ремонта вышедшей из строя мебели. Шов получается высокопрочный, в нем нет усадки, а адгезионная способность ЭДП не уступает импортным образцам.
В состав клея можно вводить дополнительные наполнители, особенно популярны наполнители из древесной муки или мелкого опила.
К недостаткам относят относительно долгое время застывания клеевого шва и изменение его цвета, что может быть важным, если клеевой шов находится снаружи склеиваемого объекта ремонта. Главное достоинство – демократичная цена.
Советы мастеру
Выбирая для работы эпоксидный клей, стоит учитывать некоторые дополнительные факторы:
В целом же эпоксидные клеи удовлетворят самого взыскательного покупателя, а с простотой соединения компонентов справится даже самый неопытный, начинающий мастер.
Столешница из эпоксидной смолы — делаем оригинальный стол
Некоторые строительные материалы находят применение в других областях. Так обычная штукатурка превратилась в художественную или декоративную. Из нее даже панно теперь делают. Другой такой пример — эпоксидная смола. Из нее делают очень красивую и нестандартную мебель. В частности, столы, барные стойки, стулья. Вот только ценник совсем негуманный, но очень красиво. Как выяснилось, технология не так сложна, хоть есть много тонкостей. Но сделать стол из эпоксидной смолы и дерева своими руками вполне реально.
Подготовка древесины
Выбор древесины для столешницы из эпоксидной смолы — целое дело. Чем ярче проявляется древесный рисунок, тем интереснее будет результат. Но древесина должна быть выдержанной, сухой. И спилы нужны немалой толщины, с интересными краями. По сути, это необрезная доска, но дорогих пород древесины. Чтобы не путать со строительным материалом называют такие спилы — слэб и должны они быть камерной сушки.
Можно даже камень использовать как основу
Получив древесину, надо придумать как ее разложить. Столешница может быть собрана из нескольких досок «с рекой» из эпоксидки между ними. Края при этом могут быть из смолы или из древесины. Массив может располагаться с одной стороны, вторая будет прозрачной. Можно использовать круглые плашки, которые получаются при распиливании толстых и не очень деревьев. Если нет древесины с красивым краем (или она слишком дорога), рельеф можно сделать вручную — фрезером. Если доски узкие, их склеиваем, сажая на шканты. В общем, возможностей масса.
Такой вот стол из эпоксидной смолы сделан из двух досок карагача (вяза)
После того как придумали, как все будет выглядеть, начинаем обработку древесины. Надо снять кору, удалить дефекты. Дефекты — сухие и раскрошенные сучки, дырочки, которые прогрызли насекомые, сколы, трещины. Если где есть гниль или «синева», убираем фрезером до чистого дерева. В общем, все очищаем, шлифуем, сохраняя природную форму или добавляя рельефа в меру фантазии и способностей. Плоскость доски тоже шлифуем, обнажая древесный рисунок, при желании подчеркивая его. Использовать можно любые средства. Ту же морилку, масло для древесины, можно обжечь лампой, после отшлифовать, используя проволочную щетку и т.д.
Грунтовка древесины нужна, если не хотите видеть пузырьки в смоле
Перед основной заливкой надо древесину «прогрунтовать» той эпоксидной смолой, которую будете использовать в работе. Заливаем сначала все небольшие каверны, отверстия, которые обнаружили при зачистке. Залили и на протяжении двух-трех часов периодически прогреваем залитые участки. Из каверн, пор древесины выходит воздух. Если смолу не греть, останутся пузыри в толще смолы. Если вы хотите добиться прозрачности, пузыри надо удалять. Вот их и греем. После высыхания залитые участки шлифуем, выравнивая в плоскость с доской. Затем тонким слоем смолы покрываем доску полностью — стабилизируем ее, попутно выгоняя воздух из пор.
Создание формы для заливки
После того как древесину подготовили, залили ее тонким слоем состава, пока она сохнет, приступаем к созданию формы. В ней надо будет разместить деревянную заготовку. По размерам форма может быть как впритык по длине с доской, так и больше. Во втором варианте по краям будут полоски эпоксидки.
Для создания формы подойдет любой листовой материал с гладкой поверхностью. Чем более гладкой будет форма, тем меньше усилий потребует шлифовка. Форму собирают с бортиками, которые на несколько сантиметров выше планируемой толщины столешницы. После сборки стыки герметизируют герметиком, который нужно тщательно выровнять. Оборачиваем палец пищевой пленкой, смачиваем в воде и заглаживаем до идеального состояния. Но делать это надо быстро. Герметизация должна быть тщательной, иначе смола потечет из формы. А она далеко не дешевая, да и следы убирать непросто.
Если есть струбцины, можно плашки зафиксировать с их помощью, а не использовать груз
Можно сделать форму из ламинированного ДСП, а можно из фанеры, но ее надо будет обязательно чем-то покрыть. Например, воском, специальным разделительным составом. Самый простой и дешевый вариант — обтянуть пленкой, но она должна лечь гладко, без каких-либо волн и неровностей. Можно заклеить скотчем в два слоя. Клеить стык в стык, без захлестов. Второй ряд клеим сдвинув так, чтобы швы нижнего ряда были перекрыты лентами примерно на середине длины. Скотч тоже должен ложиться гладко. Его можно заменить виниловой пленкой, но надо будет подогревать в углах, чтобы легла ровно.
Можно сделать форму из стекла, посадив бортики на герметик. Для более легкого отделения стекло смазать слоем жира. Не пренебрегайте смазкой — будет намного меньше проблем. В общем и целом, делая стол из эпоксидной смолы даже на подготовительных процессах можно включать фантазию. Технология очень гибкая, вариантов множество.
Какую эпоксидную смолу использовать для изготовления столешниц
Эпоксидных смол очень много и разброс по ценам солидный. Сразу скажем, что для нормального результата дешевая не подойдет. Нужна прозрачная, которая со временем не мутнеет, не меняет цвет, а это дорогие составы, например, 3D MG-EPOX-STRONG. Часто они выделены в отдельную категорию: эпоксидные смолы для столешниц. При выборе надо обратить внимание на такие параметры:
Дело в том, что есть смолы, которые за один раз заливать можно только небольшим слоем. Скажем, максимальный слой 10 мм. И следующий слой можно заливать через 24 часа. Если надо сделать столешницу толщиной 6-7 мм (4 см древесина, плюс по 1-1,5 мм снизу и сверху), понадобится целая неделя. И это только, чтобы залить послойно. Есть эпоксидные смолы, которые можно заливать слоем до 6 см и более.
Если делать стол из эпоксидной смолы собираетесь впервые и с этим материалом дел ранее не имели, лучше выберите те, которые наливаются тонким слоем. С ними проще добиться отсутствия пузырьков. Хотя, возможно, вам нравится эффект «застывшей газировки». Если желаете смолу подкрасить, надо покупать специальные красители. При послойной заливке краситель разводят в одном из компонентов до добавления отвердителя. Так цвет получится однородным.
Сколько нужно смолы
Сколько нужно эпоксидной смолы для стола? Ответить непросто. Столешница может быть разного размера, может быть малой или большой толщины. Может будет только небольшая «река», а возможно большая часть будет именно из эпоксидки. В принципе, можно примерно посчитать объем столешницы, который вы планируете сделать. Прикинуть, сколько в процентном соотношении будет занимать древесина, остальное — эпоксидная смола. Так что сколько нужно эпоксидной смолы для стола считаем для своего случая сами. У одних, которые делают только «реку» пойдет 4-6 литров, у других может требоваться 20-30 литров или больше.
Давайте рассмотрим пример. Будем делать прямоугольную столешницу размером 100*60 см, толщина — 7 см. Большую часть займет древесина — примерно на 2/3. Переводим величины в метры и перемножаем: 1,0 х 0,6 х 0,07 = 0,042 м³. Чтобы перевести в литры эту цифру умножаем на 1000. Получаем 42 литра. Вот так немало. Но это если делать столешницу полностью из эпоксидной смолы. Примерно 2/3 объема будут заняты древесиной. На долю эпоксидки придется всего 1/3. То есть, полученную цифру делим на 3 и получаем 14 литров. То есть, для изготовления столика 100*60 см потребуется порядка 14-15 литров эпоксидной смолы.
Технология заливки эпоксидной смолы на столешницу
В подготовленную форму выложили деревянную основу стола. Поставили на него груз, чтобы древесина плотно прижалась к основанию. Чем меньше ее затечет между деревяшкой и основанием, тем меньше будет расход.
Эпоксидная смола — двухкомпонентный состав. Состоит из смолы и отвердителя. Если хотите сделать эпоксидку цветной, добавляем несколько капель красителя в смолу и перемешиваем до однородного цвета. Переливаем в другую тару и повторяем перемешивание. Если этого не сделать, по краям, на дне останутся непрокрашенные полосы, которые будут видны. Закончив перемешивание, отливаем нужное количество затонированной смолы в отдельную емкость, добавляем отвердитель, перемешиваем в течение нескольких минут. Выливаем в форму.
На такой стол надо много смолы
Первый слой — базовый. Часть все равно затекает под древесину. Он не должен быть меньше минимально допустимого. Смола текучая и выравнивается сама, но не стоит лить ее в одном месте. Лучше более-менее равномерно распределить по всей поверхности. Выжидаем положенное время до нанесения следующего слоя и операцию повторяем. Так до тех пор, пока не получим нужную толщину.
Как залить без пузырьков
В принципе, есть эпоксидная смола, которая мало подвержена образованию пузырьков — из серии Арт-Массив. Но пузырьки появляются из древесины. Если вы ее предварительно не покрыли тонким слоем смолы, их будет больше. Если обработали — меньше. Но будьте готовы к тому, что они будут. Поэтому для первого раза и советуем использовать нанесение смолы тонкими слоями. Так проще добиться отсутствия пузырей.
Смола может быть непрозрачной
Вся хитрость в том, чтобы в течение двух-трех часов после заливки прогревать смолу. Так пузырьки будут выходить на поверхность. Можно использовать для этих целей строительный фен. Некоторые применяют газовые горелки, но открытый огонь и эпоксидная смола — опасное сочетание. Лучше, все-таки, фен. Итак, после заливки каждого слоя прогреваем его при помощи фена.
Полировка и доведение до глянцевого блеска
Зерно берем сначала крупное, затем все мельче и мельче. Если есть более-менее значительные перепады, начинаем с 80 или 100, затем шаг за шагом уменьшаем зерно. Финишное доведение — уже 1000, 1500 и 2000. Не все смолы одинаково хорошо полируются. Если даже после использования 2000 шкурки блеска недостаточно, пробуйте полироли для автомобилей, фар. Можно сделать самодельную полировочную пасту: паста гои + солидол. И растирать сначала ветошью, а заполировать мягкой насадкой для полировки.
Можно не выравнивать рельеф, а только покрыть слоем эпоксидной смолы
Добиться блеска можно не только полировкой. Это не значит, что шлифовать не надо. Надо. Но если блеска недостаточно, а поверхность уже гладкая, можно столешницу покрыть глянцевым лаком и лучше на водной основе. И еще лучше — яхтный. Тогда поверхность не будет бояться влаги и горячего. Покрывать лаком как обычно — в несколько слоев. Промежуточная шлифовка вряд ли нужна, разве что сделали лужи или мусор попал. Шлифовать уже последний слой до нужной степени глянца.
Варианты другого заполнения
Стол из эпоксидной смолы и дерева не обязательно делать только из дорогого слэба. Отлично можно приспособить радиальные спилы деревьев. И радиус тут далеко не главное. Можно из древесины сделать раму, которую установить на столешницу — на фанеру 10 мм или около того. В эту раму выложить спилы — по рисунку или хаотично. В таком случае столешницу не надо будет снимать с основы — это самый простой вариант. Для самостоятельного изготовления в первый раз — самое простое решение.
Сделать стол из спилов дерева и эпоксидной смолы можно в разных видах
Обратите внимание, что древесину лучше выбирать с изъянами. В данном случае это не дефекты, а изюминка. Трухлявые так вообще выглядят экзотично. Особенно если подчеркнуть разницу цветов и фактур используя глубокий цвет.
Авторская мебель из дерева и эпоксидной смолы. Второй такой же точно нет
Очень интересный эффект при использовании не только тонировки, но и разных добавок. Например, блесток, порошка, который дает эффект металлика, даже битое цветное стекло или зеркальные осколки дают очень интересную картинку.
Использование жемчужного порошка с затонированной древесиной
Вместо древесины использовать можно камень. Вес такого стола будет солидным, но и прочность тоже ого-го. Отлично смотрятся слоистые породы. Желательно иметь навыки работы с камнем. Это посложнее, чем шлифовка древесины. При подготовке, надо хорошо заливать пустоты, чтобы вышел весь воздух.
Стол из эпоксидной смолы и камня
Используют гальку, натуральный или покрашенный гравий. Эти камни можно выкладывать довольно толстым слоем — смола все равно затечет в промежутки. Часто встречается в комбинации с древесиной. Кстати, если вы «промахнулись» с количеством эпоксидной смолы, можно в залитую смолу добавить камушки. Так можно добрать нужный уровень.
Галька, гравий тоже идут в ход
Фантазия человека безгранична. Делают мебель из эпоксидки, заливая разные железки. Детали автомобилей, гаечные ключи, велосипедные или мопедные цепи и т.д.
Металл тоже идет в ход
По тому же принципу можно сделать и стулья или табуретки. Можно отлить в том же стиле ножки-тумбы. Стали уже даже светодиодные гирлянды заливать в эпоксидку. Чем не ночная лампа или ножка с мягкой подсветкой. Есть, кстати, светящиеся в темноте добавки в эпоксидную смолу.
Работа с эпоксидной смолой для начинающих в домашних условиях. Делаем стол.
Хочется украсить интерьер необычной мебелью, но пока нет навыков для сложных изделий? Тогда стоит обратить внимание на столы из эпоксидной смолы. Результат работы в большинстве случаев превосходит все ожидания.
Такая столешница довольно износостойкая. Покрытие получается твердым, не боится механических повреждений, хорошо защищает чувствительные к влаге материалы от коррозии и гниения. Застывшая смола легко переносит мытье водой даже со средствами бытовой химии.
Хорош в любом интерьере
Эпоксидная смола — это олигомеры, которые при смешивании с отвердителями образуют сшитые полимеры. Материал устойчив к действию галогенов, некоторым кислотам, щелочам. Из него готовят клей, пластмассы, лаки, пластоцементы и другие материалы. В последнее время эпоксидка все чаще применяется в крафтовом производстве мебели.
У эпоксидной столешницы мало недостатков. Например, не нужно подвергать застывшую смолу длительному нагреванию, чтобы не расплавить. Другой недостаток — наличие в составе токсических веществ. Поэтому некоторые мастера советуют вскрывать самодельную мебель лаком, чтобы связать ядовитые вещества и не допустить их попадания в воздух.
Столики их эпоксидной смолы бывают нескольких типов:
- с дощатой (фанерной) основой — смола используется как декоративный слой и для защиты древесины;
- полностью из эпоксидной смолы— такие столешницы выдерживают минимальные нагрузки (например, журнальные столики);
- комбинированные — вставки из смолы сочетаются с древесиной, металлом, другими материалами.
Особенно эффектно выглядят предметы мебели с частично или полностью смоляной столешницей. Полупрозрачный материал хорошо пропускает свет. Поэтому часто внутрь встраивают led-лампы или ленты — получается дополнительный источник света. Он не заменит люстру, но как ночник или декоративная подсветка себя оправдывает, и смотрится очень эффектно, особенно вечером.
Смолу используют как в чистом виде, так и с различными наполнителями — шиммером, колером, люминофором. Благодаря дополнительным компонентам можно создать самые необычные эффекты — звездное небо, текущий ручеек, каменная, минеральная поверхность.
Помимо того, используется самый разный декор. Это могут быть монеты, фотографии, просто красивые изображения. Внутрь вкладывают сухие растения, насекомых: смола выступает хорошим консервантом: органика под нею не портится, долго сохраняет цвет.
Стол из эпоксидки сочетается с большинством популярных стилей. Мебель, комбинированная с древесиной, легко впишется в кантри, лофт, модерн, фьюжн, бохо, баухаз, гранж, китч, минимализм. Модели с металлом органично смотрятся в помещениях индастриал, рустик, стимпанк, футуризм, техно и др.
Смола для столешницы: как выбрать?
К смоле для мебели предъявляются определенные требования:
- хорошая текучесть и низкая вязкость для ровного покрытия и хорошего сцепления с другими материалы (более густые составы рекомендуются для бижутерии);
- высокая прозрачность.
Для столешниц можно приобрести такие продукты:
Смола также используется для послойной наливки. В состав уже входит красящий пигмент, палитра цветов довольно широкая. Недостаток продукта — возможное пожелтение в процессе эксплуатации.
Эпоксидка подходит для формирования слоя до 5 см. Продукт обладает хорошей текучестью, формирует гладкую, ровную поверхность.
Состав предназначен для послойной заливки, что идеально для новичка. Максимальная толщина изделия не должна превышать 3 см.
Применяется для изготовления декора на деревянной или металлической столешнице, а также для реставрации деревянной мебели.
Часто мастера пытаются сэкономить на материалах, покупая бюджетные марки эпоксидки. Но экономия не оправдана. Как правило, дешевые составы после высыхания желтеют, поверхность не всегда получается идеально ровной.
Как рассчитать количество материала
Перед началом работы нужно рассчитать количество материала. Для этого пользуются формулой вычисления объема. Готовят чертеж столешницы, определяют длину, ширину. Если планируется изготовить столешницу, в которой смола будет формировать сектор на всю высоту изделия, умножают полученную площадь на толщину досок, если же будет формировать только верхний слой, то умножают на его толщину.
Пример расчета.
Есть две доски толщиной 10 мм, длиной 1000 мм. По задумке мастера, между ними будет находиться прозрачный сектор из эпоксидной смолы шириной 300 мм. Чтобы узнать, сколько смолы понадобится для заливки, умножают 10х1000х300 мм, получается 300000 мм3, или 300 см3. Этот объем соответствует 3 л разведенной отвердителем эпоксидной смолы.
Подготовка к работе
От качества подготовительных работ зависит конечный результат. Поверхность, с которой будет контактировать смола, чистят, моют, обезжиривают, обсушивают.
Дальнейшие действия:
- Смолу подогревают до 50 °С (если другое не указано в инструкции).
- В чистую сухую емкость, которую потом можно выбросить, наливают эпоксидку.
- Добавляют декоративные наполнители — пигмент, аэросил, микросферу, древесную пыль, пластификатор или другие материалы (по необходимости).
- Тонкой струйкой вливают отвердитель, постоянно размешивая смолу. Если добавить компонент быстро, основа может закипеть и сразу застыть.
- Тщательно перемешивают смесь 2–4 минуты.
Нужно четко соблюдать пропорции компонентов. От избытка отвердителя смола слишком быстро густеет, а при недостаче — не схватывается. Тогда образуются липкие участки, отчего качество готового изделия ухудшается.
Под действием ультрафиолета смола при высыхании может пожелтеть. Чтобы этого не произошло, в смесь дополнительно добавляют УФ-фильтр.
1-Подготовка поверхности; 2-Наливание смолы в ёмкость; 3-Добавление наполнителей; 4-Создание рамок
Предварительно изготавливают рамку для заливки из обрезков досок, реек. Места стыков короба заделывают герметиком, чтобы жидкость не выливалась. Внутреннее пространство аккуратно выстилают пленкой.
Инструкция по изготовлению столешницы
Внутри каркаса на пленку выкладывают элементы, которые будут формировать столешницу — древесину, ДСП, фанеру, металл. Если планируется их покрыть эпоксидной смолой, то они должны быть ниже, чем борта опалубки.
Далее выливают смолу, начиная от центра. Состав под своей тяжестью растекается по форме. Если нужно, чистым сухим шпателем осторожно разравнивают поверхность.
Читайте также: