Двое юношей у стола веласкес
Одна из самых завораживающих картин в творчестве испанского живописца , известного как Диего Веласкес (годы жизни 1599-1660), была написана в последние годы жизни художника. На ней изображается замечательная сцена, в которой ничто не кажется тем, чем является на самом деле.
В этой статье мы создали список с некоторыми из самых загадочных фактов о картине «Менины» – одной из самых анализируемых работ в стиле барокко из когда-либо созданных художником данного направления .
1 место. Она Была Написана в 1650-ых Годах и Изначально Носила Другое Название
«Менины», безо всякого сомнения, самая известная картина в творчестве испанского художника Золотого Века – Диего Веласкеса . Большинство его работ состоят из портретов королевской семьи Испании, поскольку он был придворным художником короля Филиппа IV (годы жизни 1605-1665).
Работа была полностью завершена в 1656 году и первоначально носила название «Семья». Это имя в значительной степени объясняет нам, что на ней изображены члены королевской семьи. Это относительно большая и впечатляющая картина, её размеры составляют 318 х 276 сантиметров.
2 место. На Ней Изображаются Несколько Членов Королевской Семьи и Их Окружение
Первое подробное описание картины было сделано в 1724 году современным историком искусства по имени Антонио Паломино (годы жизни 1655-1726). Этого человека можно с лёгкостью сравнить с итальянским искусствоведом Джорджо Вазари, поскольку он тоже считался и художником, и критиком, но лучше всего у него получалось именно с последним компонентом.
Вот список изображённых на полотне людей:
1. Инфанта Маргарита Тереза Испанская – 5-летняя дочь короля и королевы.
2. Донья Изабель де Веласко – Менина 1 или же «Фрейлина».
3. Донья Мария-Агустина Сармьенто де Сотомайор – Менина 2.
4. Мари Барбола – придворный карлик австрийского происхождения.
5. Николас Пертусато – придворный шут итальянского происхождения.
6. Донья Марсела де Ульоа – наставница принцессы.
7. Единственный неопознанный человек на картине – предположительно телохранитель.
8. Дон Хосе Ньето-Веласкес – камергер королевы.
9. Диего Веласкес – сам художник.
10. Король Филипп IV .
11. Королева Марианна Австрийская .
3 место. Вероятно, на Картине Изображена Комната в Королевском Алькасаре
Все искусствоведы сходятся во мнении, что на картине изображена комната в Королевском Алькасаре в Мадриде (столица Испании ) – огромном здании, которое служило официальной резиденцией короля Филиппа IV во времена его правления.
Какая именно комната, доподлинно неизвестно, но, скорее всего, это мастерская художника. Это может значить только одно, что это так называемая «Пьеса Принсипаль» – главная комната бывших жилых помещений королевского сына Бальтазара Карлоса – умершего в 1646 году – за десять лет до создания данного произведения.
4 место. Картина Была Спасена во Время Сильнейшего Пожара 1734 Года
Королевский Алькасар в Мадриде был огромной крепостью, изначально построенной во второй половине IX столетия мусульманами. В XVI веке она была серьёзно расширена, а её внешний вид был полностью переработан по приказу короля Филиппа IV, произошло сие в 1636 году.
В канун Рождества 1734 года внутри здания вспыхнул сильнейший пожар, бушевавший целых четыре дня и полностью уничтоживший это старое сооружение. Также в огне сгорели и многие произведения искусства, украшавшие стены крепости, в том числе и несколько работ Диего Веласкеса. К счастью, «Менины» от огня спасти удалось! Вскоре после этого разрушительного события, в период между 1738 и 1755 годами, на том же самом месте, где находился Королевский Алькасар, вырос знаменитый Королевский дворец города Мадрида.
5 место. Она Была Окрашена Обычными Пигментами Того Времени
Как и большинство других шедевров, эта картина также была тщательно проанализирована, поэтому мы и знаем все её секреты. Одним из них является то, что художник самолично внёс некоторые быстрые изменения в картину сразу же после её завершения. Изначально его голова была наклонена влево, а не вправо, как это выглядит сейчас. Несмотря на то, что работа была спасена от пожара, вскоре после этого она всё-таки была повреждена и полностью восстановлена придворным художником по имени Хуан Гарсия де Миранда (годы жизни 1677-1749). Её также обрезали с обеих сторон, причины этого до сих пор неизвестны.
Цвета, присутствующие на картине, в основе своей использовались как Веласкесом, так и многими другими художниками эпохи барокко . Они включают в себя следующие оттенки:
6 место. Изображённую на Картине Девочку Изначально Приняли за Другую Персону
Возможно, одним из самых примечательных фактов о «Менинах» является то, что изображённая на полотне девочка – Маргарита Тереза Испанская – сразу после пожара в Королевском Алькасаре была ошибочно идентифицирована как Мария Терезия.
7 место. Считается, что Собака Была Подарком из Англии
Ещё одним интересным фактом о «Менинах» является то, что мы, вполне вероятно, знаем, откуда взялась изображённая на полотне собака. Предполагается, что это потомок двух мастифов, изначально проживавших в поместье Лайм-Холл, что в графстве Чешир, Англия.
Две этих собаки были подарены в 1604 году родному отцу Филиппа IV – Филиппу III – презент вручил тогдашний английский король Яков I.
8 место. Есть Что-то Особенное в Человеке в Дверях
Крайний предел картины располагается точно рядом с рукой дона Хосе Ньето-Веласкеса – человека, которого в 1650-ых годах знали как камергера самой королевы. На заднем плане работы он либо входит, либо выходит из комнаты через дверь.
Очень даже возможно, что это родственник живописца, ведь у них одинаковая фамилия. А это значит, что, скорее всего, отличную работу в Королевском Дворе своему родственнику предложил именно Веласкес.
9 место. Вероятно, Крест на Груди Веласкеса, Был Нарисован Позднее
Красный крест, который мы видим на груди Диего Веласкеса, принадлежит Ордену Сантьяго – религиозному и военному ордену, основанному в XII веке для защиты паломников, направляющихся по Пути Святого Иакова к собору Святого Иакова, что в городе Сантьяго-де-Компостела, автономное сообщество Галисия, Испания .
Что примечательно, так это то, что он получил данный титул только в 1659 году – через три года после того, как завершил это произведение. Некоторые источники утверждают, что король Филипп IV приказал нарисовать этот крест сразу после смерти живописца, в то время, как другие уверены в том, что король лично нарисовал его на груди художника!
10 место. Мы Можем Видеть Отражение Короля и Королевы в Зеркале
Короля и королеву можно увидеть в зеркале в задней части комнаты. Самый логичный вывод, первым приходящий на ум – они позируют, пока Веласкес пишет их портрет. Это единственный раз, когда король Филипп IV позволил художнику изобразить его в относительно преклонном возрасте, и единственный из когда-либо созданных двойной портрет короля и королевы Марианны.
Хотя точное значение до сих пор активно обсуждается историками искусства по всему миру, вполне возможно, что картина буквально заставляет нас смотреть на всё происходящее на полотне глазами короля и королевы в то время, пока они позируют. Таким образом, зритель может примерить на себя жизни королевской четы и разглядеть комнату со своей точки зрения, что просто поразительно для одной из самых анализируемых картин в мире!
11 место. Вероятно, Влияние на Веласкеса Оказал Известный Фламандский Художник
Использование зеркала для отражения людей, которых не видно на картине, новинкой отнюдь не было, и мы, скорее всего, знаем, откуда Веласкес черпал своё вдохновение. «Портрет Четы Арнольфини» (1434 год) – одна из самых известных работ раннего нидерландского художника Яна ван Эйка (годы жизни 1390-1441). Именно она и является одним из наиболее ярких примеров этой техники, поскольку мы предположительно можем видеть отражение художника и его помощника в зеркале на стене.
Мы почти уверены в том, что ею Веласкес и вдохновлялся, потому как данная картина тогда находилась в Королевском Алькасаре Мадрида, и только после её перевезли в Королевский Дворец города . В конце концов, в XIX столетии, невероятный шедевр ван Эйка оказался в Национальной Галерее Лондона ( Лондон , Англия).
12 место. Не Исключается, Что Инфанта Должна Была Позировать Вместе с Родителями
Название картины «Менины» является отсылкой к фрейлинам, тесно связанным с Инфантой. Девушка справа от неё стоит перед Маргаритой Терезой на коленях и предлагает ей что-то выпить из красной чашки.
Возможно, картина называется так просто потому, что Менины пытаются побудить маленькую девочку позировать вместе с родителями, но та наотрез отказывается это делать. В конце концов, попробуйте ещё найти 5-летнего ребёнка, который сумеет часами сидеть неподвижно.
13 место. Картина Считается Высшим Шедевром Художника
Диего Веласкес был не просто самым выдающимся художником своего времени, он считается одним из самых известных художников в истории Испании . «Менины» во многом связаны с этим, поскольку являются его самым наивысшим шедевром.
Картина была описана историками искусства как «теология живописи» и «истинная философия искусства» . Эти замечательные слова лишний раз подчёркивают всю важность невероятного произведения.
14 место. Она Стала Источником Вдохновения для Множества Других Работ в Будущем
Спустя столетия после смерти Веласкеса, картина сумела вдохновить собой бесчисленное количество художников, и многие работы были созданы по образцу его величайшего в жизни шедевра. Возможно, самый большой комплимент прозвучал в XX веке, когда другой испанский художник Пабло Пикассо написал сразу 58 разных интерпретаций «Менин», происходило это с августа по декабрь 1957 года.
Всеми этими картинами в настоящее время можно любоваться в специально названном «Зале Менин», что в Музее Пикассо в Барселоне , автономное сообщество Каталония, Испания .
15 место. Это Самая Известная Достопримечательность Крупнейшего Музея Мадрида
Картина хранилась в Королевском Дворце Мадрида вплоть до основания в 1819 году Музея Прадо . Тогда работа ещё называлась «Семьёй Филиппа IV» и даже попав в коллекцию только что открывшегося музея, её имя сменили не сразу.
Лишь в 1843 году Музей Прадо впервые внёс её в свой каталог как «Менины». Это было отличным решением, потому как она моментально стала их самой известной достопримечательностью. В этом плане шедевр даже сравнивают с работой «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи , которая хранится в Музее Лувр – в Париже – столице Франции!
Двое юношей у стола веласкес
- ЖАНРЫ 363
- АВТОРЫ 290 303
- КНИГИ 701 565
- СЕРИИ 26 953
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 612 783
Диего Родригес де Сильва Веласкес 1599-1660
Диего Родригес де Сильва Веласкес является одним из символов художественной эпохи своего времени. Он сделал блестящую карьеру дипломата при дворе испанского короля Филиппа IV и прославился как величайший живописец. Картины художника — искренние и «холодные», жизненные и таинственные, но всегда удивительно талантливые, как и сама жизнь гениального мастера.
Диего Веласкес родился в испанской Севилье в семье дворян, выходцев из Португалии. Точная дата рождения неизвестна, но в церковных документах сохранилась запись о его крестинах, которые состоялись 6 июня 1599.
Отец будущего художника довольно рано обнаружил у мальчика склонность к рисованию и в 1609 определил его в мастерскую одного из самых известных севильских живописцев — Франсиско де Эрреры Старшего (1576–1656). В то время Севилья представляла собой процветающий портовый город Испании, который славился не только привозимыми товарами, производством шелка и многочисленными монастырями, но и своими поэтами, писателями и особенно живописной школой.
Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Являясь художником академического направления и экспертом Инквизиции по церковной живописи, Пачеко увлекался идеями гуманизма и представлял собой образец воспитанности и отзывчивости. Многосторонне образованный педагог не только помог юноше как можно полнее раскрыть свои художественные способности, но и войти в высшие круги общества, а в дальнейшем устроил ему протекцию. Именно в его мастерской Веласкес познакомился с будущим крупным архитектором и скульптором Алонсо Кано и знаменитым художником Франсиско де Сурбараном.
В 17 лет Веласкес вступил в корпорацию севильских художников и начал свой самостоятельный творческий путь. В 1618 он женился на пятнадцатилетней дочери своего учителя — Хуане Миранде. Пачеко верил, что его ученику и зятю уготована славная и добродетельная жизнь. Вскоре у Диего и Хуаны родились две дочери: Франсиска и Игнасия, однако последняя умерла в младенчестве.
Молодого художника, кроме благосостояния семьи, заботила собственная карьера. Стремясь стать придворным живописцем самого короля, в 1622 Веласкес отправился в Мадрид, где написал «Портрет поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе» (1622, Музей Изящных искусств, Бостон). Автор картины привлек к себе внимание важных персон при дворе, но, к сожалению, встреча с монархом Филиппом IV так и не состоялась. Раздосадованный, он вернулся в Севилью, где продолжил совершенствовать свое мастерство.
Веласкес как наблюдательный художник еще с самого начала своей творческой деятельности увлекся жанровыми картинами. В те годы в Севилье было множество самых разных трактиров, а улицы изобиловали мастеровыми и нищими. Первые известные произведения живописца отображали обыденную жизнь многочисленных ремесленников, подмастерьев и кухарок, занятых разговорами, уборкой или приготовлением нищи. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). Для подобных полотен характерен темный, чаще всего условный фон; трапеза простолюдинов изображалась расставленными кувшинами, тарелками, стаканами и скудной провизией, разложенной на белой скатерти или прямо на досках стола.
Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. Юноша уже держит в руке склянку с вином и прижимает к себе спелую дыню, очевидно, собираясь подать все это на стол. О скудном интерьере харчевни можно судить по грубому чурбану, на ко тором стоит глиняная тарелка, развешанным за спиной кухарки коротким черпакам и старой плетеной корзинке. Все изображенное является глубоко личным миром пожилой женщины, где проходят ее дни, ничем не отличающиеся друг от друга.
Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). Мы видим, как сохнут на переднем плане стопка чистых тарелок, перевернутая железная чашка, глиняный кувшин и деревянная толокушка. Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. Юноши, один из которых допивает свой напиток, склонились над столом и о чем-то тихо беседуют. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой. Именно поэтому ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения.
В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. Об этом свидетельствуют висящие в центре стены отнюдь не белоснежный воротник, короткополая шляпа и шпага. И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Один из них, улыбаясь, поднял большой палец вверх, а второй со счастливым видом демонстрирует еще полную склянку вина. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон, излучает молодость и оптимизм.
В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. По композиционному строю перед нами «картина в картине», и обе они перекликаются по смыслу. Христос, пришедший в дом сестер Марфы и Марии, учит их, а они, оставив домашние дела, слушают Его речь. Благословляющий жест Божьего Сына распространяется не только на них, но и на всю скудную трапезу, изображенную в сюжете основной картины. Так проводится параллель между библейским приготовлением пищи, оставленным ради слов Учителя, и современной Веласкесу бытовой сценой, так же приостановленной старой женщиной напоминанием о вечном.
Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. Художник специально выделил светотенью округлые контуры рядом стоящего кувшина и четко прорисовал изящность прозрачного сосуда, на дне которого заметен плод инжира, который не только придает воде особый вкус, но и является эротическим символом. Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша.
Испанский завтрак в представлении Диего Веласкеса
Диего Веласкес , чье творчество пришлось на «золотой век» испанской живописи известен нам больше как придворный художник короля Испании Филиппа IV. Но сейчас речь не о светских картинах, которые принесли ему славу и богатство.
Сегодня о его картине "Завтрак" , написанную около 1617 года, когда художнику было чуть больше восемнадцати лет. Он только-только сдал экзамен на звание мастера и по поручительству своего учителя был принят в гильдию живописцев Севильи.
Первые работы молодого художника представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. К этому периоду и относится "Завтрак".
Картина "Завтрак" хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Интересно, что долгое время картина находилась в запасниках музея и считалась картиной неизвестного художника. Веласкесу картина была атрибутирована в эрмитажном каталоге 1895 года и с тех пор его авторство считается бесспорным.
"Завтрак" не простая картина. Веласес словно шутит со зрителем. На первый взгляд кажется, что на картине изображены четыре человека. Стоит внимательно приглядеться, чтобы понять, что их всего лишь трое.
На заднем плане находится не официант с бутылью в руке. Там всего лишь изображены шляпа и белый воротник.
А персонажей всего лишь трое: старик и двое молодых людей. Они находятся в таверне. Освещение в таверне было не ахти. Поэтому задний фон картины утопает в тени. Зато передний план и лица персонажей ярко освещены. Прием резкого контраста Веласкес явно позаимствовал у популярного в то время Караваджо.
Итак, за столом сидит пожилой идальго, который зашел позавтракать в таверну. На стене висят именно его воротник и шляпа.
Он, не желая запачкать за завтраком свой белоснежный воротник, повесил его вместе со шляпой на крюк.
Но спокойно позавтракать ему не удалось. К нему за стол подсели двое развеселых юношей.
И хитрые выражения их лиц почему-то заставляют думать, что они надеются позавтракать за счет почтенного человека.
Тем более видно, что стол накрыт на одного человека. И этот заказ сделал именно идальго.
Что же он заказал на завтрак?
Тарелку мидий, булочку, гранаты, пастернак, который держит в руке, и графинчик вина. Вполне нормальный завтрак, которым, увы, ему не придется насладится. Один из юношей уже захватил себе графинчик.
Вроде бы вполне бытовая картина. Любили такие в те времена в Испании. Они даже имели отдельное название - "бодегон", буквально — "погребок, таверна". Высказывалось мнение, что такие картины могли быть трактирной вывеской или украшать обеденные залы таверн.
Но искусствоведам такого простого объяснения мало. Они хотят в каждой картине увидеть более глубокий смысл. Выдвинута трактовка, еда на картине имеет символическое значение: вино – Кровь Христова, хлеб – его Тело, гранаты как традиционный символ воскресения. При желании можно действительно отнестись к работе Веласкеса как к изображению Троицы (три персонажа разного возраста).
Не знаю. Мне кажется интереснее воспринимать картину как бытовую, рассказывающую о жизни людей в 17 веке.
Веласкес, его раб и его зять: ученики великого испанца
6 июня 2019 исполняется 420 лет со дня рождения знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса. Придворный живописец короля Филиппа IV был одним из самых значительных мастеров золотого века испанской живописи и оставил после себя учеников, которые продолжили дело своего наставника. Наш сегодняшний рассказ — об авторе знаменитых портретов инфанты Маргариты, его зяте, его рабе и многочисленных протеже.
Диего Веласкес был старшим сыном в семье небогатого идальго. Следуя наклонностям мальчика, отец оставил собственные мечты сделать из сына юриста или литератора и выбрал ему стезю живописца, отдав в мастерскую Франсиско Эрреры Старшего. Обучение, сдабриваемое оплеухами и подзатыльниками, продлилось недолго, и в 1611 году был найден новый наставник, которым стал Франсиско Пачеко. Под руководством доброго и терпеливого учителя стал раскрываться выдающийся талант будущего мастера.
Согласно контракту, молодой ученик должен был служить учителю «для радости дома его и во всем остальном, что он говорит и приказывает», включая перетирание красок, мытье кистей, смешивание лаков, натягивание полотен и сборку подрамников. В свою очередь, учитель должен был предоставить ученику еду, дом и постель, одеть его и обуть, а также учить его «искусству в соответствии с тем, что знает, ничего не скрывая от него».
Веласкес быстро проявил себя искусным рисовальщиком и освоил искусство цветопередачи, между учителем и учеником завязалась крепкая дружба, основанная на взаимоуважении и признании. Позже Пачеко написал книгу «Искусство живописи», в которой, в частности, писал: «Мне кажется, что одетый манекен, как мертвая природа, не может заменить живой натуры, которую я и предпочитаю, и если бы мог иметь ее всегда и во всякое время не только для изображения голов, обнаженных тел, рук, ног, но также и для правильного изображения складок сукна и шелка и всего остального, то было бы весьма хорошо». В этом достаточно революционном для современников и коллег стиле Пачеко воспитывал своих учеников. Веласкес в полной мере воплотил мировоззрение своего учителя в ранних картинах бодегонес, для которых ему позировали местные мальчишки, служанки и посетители питейных заведений.
По окончанию «золотой тюрьмы искусства» в марте 1617 года Веласкес сдал экзамены, получил звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Год спустя венцом отношений между наставником и учеником стала женитьба Веласкеса на дочери Франсиско Пачеко, своеобразный символ признания расцветшего таланта молодого живописца. Новоиспеченный тесть отмечал такие качества зятя, как добродетель и чистота, питал надежды на блестящее будущее дочери Хуаны Миранды подле человека выдающегося ума и таланта. Надо отметить,что у Пачеко было из кого выбирать — одновременно с Веласкесом в его мастерской проходили обучение такие будущие «звезды», как Франсиско де Сурбаран и Алонсо Кано.
Прошло немного времени, и Веласкес предпринял свою первую попытку получить место при королевском дворе. Его тесть обратился к своему знакомому, Гаспару де Гусману Оливаресу, камер-юнкеру инфанта, который сделал карьеру и возглавил в 1622 году правительство. Под предлогом изучения богатейшей коллекции произведений искусства, хранящихся в Эскориале, Веласкес отправился в Мадрид. На аудиенцию он так и не попал, но коллекцию — увидел. Полотна Тициана и Веронезе, Бассано и Тинторетто произвели на него неизгладимое впечатление и стали новым толчком в развитии творчества художника, ограниченного до той поры провинциальной средой Севильи, куда не докатывались новые веяния художественной жизни Европы.
Спустя два месяца после неудачной поездки Веласкес получил известие о кончине придворного живописца Родриго де Вильяндрандо. Желанная вакансия была свободна — Веласкес быстро отбыл ко двору. Портрет королевского капеллана Луиса де Гонгора-и-Арготе стал его пропуском к королю. Филипп IV выразил желание позировать молодому художнику, и тот проявил себя в самом лучшем свете. Молодому монарху Веласкес понравился — равно как и его творчество, и он дал художнику обещание не обращаться более ни к кому из живописцев, кроме него. 6 октября 1623 года Диего Веласкес стал придворным живописцем, полностью оправдав надежды своего учителя Франсиско Пачеко.
Карьера Веласкеса стремительно пошла вверх, он занимал все новые должности при дворе. Молодой Филипп IV обожал живопись и сам брал уроки рисования. Он настоял на том, чтобы мастерская Веласкеса разместилась непосредственно в королевском дворце. Через несколько лет после смерти своего сына, Бальтазара Карлоса, он отдал распоряжение отдать в пользование живописца главный зал покоев принца в мадридском Алькасаре. Здесь, в Каса дель Тесоро, для короля поставили персональное кресло, сидя в котором, монарх часто наблюдал за работой своего любимого живописца и беседовал с ним — вопреки строгому дворцовому этикету.
У короля был собственный ключ от мастерской — он мог приходить сюда в любое время. Быть может, именно из-за этого «укромного убежища» первая супруга Филиппа, Изабелла Бурбонская, весьма прохладно относилась к придворному художнику.
Мастерская Веласкеса никогда не покидала пределов королевского дворца. Именно этот зал бывшего дворцового музея изображен на знаменитой картине Веласкеса «Менины».
Раб Веласкеса
В 1623 году, когда Веласкес получил одобрение королевского двора и стал собираться в Мадрид, ему подарили молодого мавра-раба Хуана де Пареху (1606 — 1670). Смышленый юноша, обладавший мягким нравом, изобретательностью и приветливостью, стал слугой в доме художника. Когда Хуану исполнилось 17 лет, благосклонный хозяин сделал его своим помощником в мастерской. В обязанности де Парехи входило заботиться о чистоте и порядке, вовремя закупать необходимые материалы, растирать краски. Талантливый слуга не только вел хозяйство в мастерской — год за годом он наблюдал за работой своего хозяина, изучал технику рисунка и письма, и, наконец, сам стал делать первые наброски.
С течением лет доверие между художником и его помощником росло, Хуан стал верным и постоянным компаньоном Веласкеса в выполнении различных задач, возлагаемых на художника членами королевской семьи. В частности, де Пареха сопровождал Веласкеса по время его поездки в Рим в 1650 году, когда художник приобретал произведения искусства, предназначенные для королевских коллекций, и вел переговоры с выдающимися личностями, которые желали быть изображенными знаменитым живописцем. Можно только представить себе эмоциональный подъем де Пареха, когда в Риме дон Диего предложил написать его портрет; картину можно увидеть в Метрополитен-музее Нью-Йорка. По словам биографа художника, Антонио Паломино, картина «снискала такое всеобщее восхищение, что по единогласному мнению художников разных стран все прочее выглядело как живопись, и только это — как истина».
Впрочем, создание портрета Парехи преследовало практические цели. Оказавшись в 50 лет в Италии, Веласкес очень быстро убедился, что здесь его былые заслуги мало кого могли впечатлить. Итальянцам, провозгласившим свою родину обителью богов и колыбелью искусства, не очень-то верилось в способность заграничных «варваров» создавать что-то стоящее. Легенда говорит, что самолюбие Веласкеса было глубоко уязвлено, и всего за несколько дней, находясь в Риме, он выполнил прекрасный портрет всюду сопровождавшего его слуги — мавра Хуана де Парехи. Как только на портрете высох последний слой лака, мавр вместе с портретом отправился по резиденциям знатных римлян. Акция имела успех: видя несомненное сходство изображения и модели, а также высокое достоинство, которым Веласкес наделил на портрете своего раба, итальянцы вынуждены были признать мастерство Веласкеса. Благодаря портрету мавра художник получил заказ написать папу Иннокентия Х — одного из самых влиятельных людей не только Италии, но и всей Европы.
Существуют две версии открытия художественного таланта де Парехи. Согласно первой, это произошло случайно, когда Филипп IV и Веласкес обнаружили одно из произведений Хуана в мастерской. Согласно второй, де Пареха дождался прихода Филиппа и со слезами показал ему одну из картин в мастерской, выполненную им самим, умоляя упросить Веласкеса даровать ему свободу. Так или иначе, но в год написания портрета своего слуги, 1650-й (по другим данным — в 1654) Веласкес подписал акт, который даровал Хуану свободу. Де Пареха до конца своей жизни оставался верен семье Веласкеса, а после его кончины продолжил работать в мастерской зятя своего бывшего хозяина, Хуана дель Масо.
Развив свой талант, де Пареха стал не только прекрасным копиистом, но и писал самостоятельные работы, в том числе на религиозные темы, а также портреты. Отношения между знаменитым живописцем и его слугой легли в основу книги «Раб Веласкеса» (2014), написанной известным испанским искусствоведом Фернандо Вильяверде.
Зять Веласкеса
Будучи первым придворным живописцем, Веласкес имел право самостоятельно выбирать себе учеников и помощников. В 1631 году порог его мастерской переступил Хуан Батиста Мартинес дель Масо. О том, где дель Масо получил начальное художественное образование, нам неизвестно. О месте и дате его рождения также было много споров: вроде бы художник родился не в 1612, а в 1605 году, и на момент встречи с Веласкесом ему исполнилось уже 26 лет. Всего через два года Веласкес дает согласие на союз ученика со своей пятнадцатилетней дочерью Франсиской. Помня отношение к браку среди художников того времени, можно смело утверждать, что отец выбрал для дочери самого талантливого из учеников. 21 августа 1633 года в мадридской церкви Сантьяго состоялась пышная брачная церемония,на которой присутствовал король Филипп IV. Год спустя тесть уступил зятю место камерного пристава — семья дель Масо отныне могла считаться обеспеченной.
Если дальнейшая судьба художника нам хорошо известна, то с картинами постоянно возникает путаница. Будучи ближайшим учеником Веласкеса, его правой рукой, дель Масо деятельно участвовал в написании картин своего учителя, часто выполнял копии с его работ и редко подписывал собственные. Это по сей день приводит к большой путанице работ дель Масо и Веласкеса, а споры по атрибуции некоторых картин не утихают.
Как считал Александр Бенуа, «Масо — обычный помощник великого мастера,художник, живший, благодаря женитьбе на дочери Веласкеса, в одном с ним помещении, — пользовался всеми, до мельчайших, его приемами и совершенно пропитался его художественными идеями». И далее: «Веласкес и Масо не два художника, а две руки, подчиненные одному уму, одной воле, одним знаниям».
Франсиска де Сильва Веласкес-и-Пачеко, первая жена дель Масо, родила в браке пятерых детей и скончалась при родах в 1658 году. Некоторое время спустя художник женился повторно на Франциске де ла Вега — в этом союзе родилось еще четверо сыновей. Именно вторая жена и дети позировали дель Масо для картины «Портрет семьи художника» — одной из самых известных работ живописца,своеобразная дань Веласкесу с его «Менинами». Четыре крайние слева фигуры — по всей вероятности, внуки Диего Веласкеса. После смерти второй жены дель Масо женился на ее родственнице, Анне де ла Вега.
Протеже Веласкеса
Бартоломе Эстебан Мурильо (1618−1682), строго говоря, не является учеником Веласкеса, хотя влияние работ мастера на его творчество неизменно отмечается. Известно, что учился Мурильо у Хуана дель Кастильо, и первоначально находился под влиянием сухой и достаточно жесткой манеры письма своего наставника. В поисках новых горизонтов Мурильо решил посетить Мадрид. Веласкес приветливо встретил земляка и выхлопотал для него возможность посещать сокровищницу Эскориала. Как и Веласкес, Мурильо изучал и копировал Тициана и Рубенса, Риберу и ван Дейка, неоднократно посещал мастерскую своего благодетеля и учился у него свободной технике письма, привнеся в свои дальнейшие работы реализм,свойственный Веласкесу. Занятно, что много лет спустя, как и Веласкес, Мурильо отпустил на свободу раба, долгое время жившего в его семье.
По-видимому, Веласкес стал для Мурильо той возможностью развить свои натуралистические пристрастия и выработать новую технику, какой для самого Веласкеса стала встреча с Рубенсом. Она состоялась в 1628 году — Рубенс приехал погостить к испанскому двору, и уговорил Веласкеса поехать в Италию, дабы насытить воображение новыми впечатлениями. После Венеции и Ватикана краски Веласкеса стали прозрачнее, кисть — свободнее, исчезли темные фоны и четкая проработка деталей. Его картина «Триумф Вакха» отражает этого «нового» Веласкеса (не без тени Караваджо за спиной — поглядите на образ Вакха!). Художник научился передавать зрительные впечатления от человеческого взгляда, овладел искусством, которое после него было забыто и к которому только через две сотни лет вернулись импрессионисты. Мало этого — работая при дворе, он повлиял и на вкусы испанских вельмож, которые восторженно принимали его творчество. В свою очередь, встреча с Веласкесом сделала Мурильо замечательным колористом и мастером светотени.
Переход Мурильо от полной безвестности к громкой славе был таким разительным,что впоследствии жители Севильи сложили легенду о мадридском вояже Мурильо. В ней уточняют для пущей убедительности, что в тот самый день, когда в Севилье родился Мурильо, Веласкес в Мадриде сочетался браком — это, дескать, был знак. Хотя эта история правдоподобна и действительно могла бы многое объяснить в эволюции художника, нет ни единого документа, который бы её подтвердил. Исследователи склоняются к мысли, что на самом деле Мурильо никогда не покидал Севильи.
В кругу коллег Веласкеса был и его бывший соученик по мастерской Франсиско Пачеко — Алонсо Кано (1601 — 1667). Кано был скорее скульптором, нежели живописцем, был сведущ в архитектуре. Не без участия Веласкеса в 1638 году Кано был принят ко двору графом Оливаресом и стал одним из придворных мастеров живописи. Безусловно, без влияния натуралистичного реализма Веласкеса в творчестве Кано не обошлось, однако художник сохранил свой индивидуальный стиль письма. Мастера дружили много лет.
Еще одним протеже Веласкеса стал Хуан Карреньо де Миранда (1614 — 1685). Он завоевал известность в 1650 году, когда благодаря Веласкесу ему поручили написание фресок в Salon de los Espejos в королевском дворце. В 1669 году, когда скончался зять Веласкеса — дель Масо, Миранда стал придворным художником, а два года спустя был назначен главным придворным живописцем короля Карлоса II.
Некоторые исследователи относят к числу учеников Веласкеса таких мастеров, как Хуан де Альфаро, Франсиско Паласио, Хосе Леонардо и некоторых других. Вполне возможно, что эти художники работали в придворной мастерской Веласкеса, помогая ему решать многочисленные художественные задачи, связанные с оформлением королевских резиденций. Классических способов обучения Веласкес не придерживался, идейных принципов не насаждал. Помощники работали бок о бок с мастером, совершенствуя свою технику, развивая навыки и талант под его руководством. После этого они покидали мастерскую, на их место приходили новые живописцы.
Диего Веласкес
Диего Веласкес – известный придворный художник, живший в Испании в эпоху барокко, представитель мадридской школы в момент ее наивысшего расцвета. Его творчество стало основой для рождения импрессионизма и реализма в творчестве Дали и Пикассо. Его работы хранятся в самых крупных мировых музеях.
Годы детства и юношества
Полное имя многими любимого художника Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес. Мальчик родился в семье Иеронимы и Хуана Родригеса де Сильва и был крещен 6 июня 1599 года, по всем католическим канонам в храме Святого Петра. Точной даты рождения установить так и не смогли, так как не известно, спустя какое именно время был проведен сам обряд крещения.
Диего был старшим ребенком в семье, где кроме него было еще семеро братьев и сестер. Образование мальчик получил хорошее и оно включала в себя философию и знание нескольких языков. К тому же уже в детстве преподаватели обратили внимание, что ребенок интересуется изящными искусствами. Первые шаги в мире рисование Веласкес сделал в студии принадлежавшей Франсиско де Эррере, когда ему исполнилось десять лет. Этот педагог напрочь игнорировал любые правила и моду на итальянские веяния, распространенные в те времена. О точных сроках обучения не известно. Понятно лишь одно, что был он не долог. Скверный характер педагога был известен всем, и амбициозный и талантливый ученик вряд ли долго смог его терпеть.
Документов на обучение за тот период нет, разве что нашлось упоминание о контракте на шесть лет с другим педагогом.
В двенадцатилетнем возрасте юное дарование оказался подопечным Франсиско Пачеко, который и разглядел в ребенке настоящего гения. С этого момента начался новый виток в биографии. К семнадцати годам Диего уже был совершенно самостоятельным живописцем, мечтающим попасть к королевскому двору. Став художником Диего не редко подписывал работы фамилией матери, это была весьма распространенная практика в Андалусии. Но есть и работы на которых стоит фамилия его отца.
Творчество
На первом этапе творческой биографии художник на своих картинах изображал самые обычные жизненные ситуации с участием простых людей. В его работах «Завтрак», «Двое юношей у стола», «Старуха, жарящая яйца», написанных в жанре bodegones, можно было увидеть самых обычных людей. К слову сказать, и название жанра в переводе звучит как «харчевня, трактир». Среди учеников данного периода – Хуан де Пареха и Эстебан Мурильо. Когда Диего спросили, почему он рисует именно такие картины он ответил: «Лучше быть первым изображая уродство, чем вторым, рисуя красоту».
По возвращению на родину, Диего вернулся к своей прежней должности и из-под его кисти стали появляться портреты короля, его семьи и ближайшего окружения. Именно в это период было написано полотно «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса». На ней виден принц, гарцующий на коне в форме фельдмаршала. Также к этому периоду относится портрет поэта Франсиско де Кеведо, портрет королевы Елизаветы Бурбонской и несколько картин посвященных герцогу Оливаресу. Последние были особым знаком признательности как благодетелю.
Веласкес исправно выполнял работу придворного живописца. За весь придворный период он создал более сорока портретов короля, часто следуя за ним в его путешествиях и завоеваниях. Так он смог запечатлеть монарха верхом, представив Филиппа полководцем во главе огромного войска. К слову сказать, на самом деле последнего и в помине не было.
Были в творчестве живописца и картины, не связанные на прямую с монархом. Среди них портреты шутов и карликов, к которым Веласкес относился с сочувствием и уважением. «Карлик дон Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо» с первого взгляда вы увидите умное лицо, огромный фолиант и перо с чернильницей, что показывает ум и образованность. То, чего зачастую нахватало многим богатым придворным. К картинам этой серии также относятся «Дон Хуан де Калабасас», «Франсиско Лескано» и «Пабло Де Вальядолид».
К концу сороковых годов Диего уже успел посетить Милан, Геную и Венецию, где познакомился с творчеством Веронезе, Тинторетто и Тициана. Приобретя понравившиеся работы, испанец направился в Ватикан. Здесь ему предложили сделать портрет Папы Иннокентия Х, который в последствии был нарисован в совершенно не свойственной для Диего манере – техника быстрого письма (manera abreviada).
Агрессивная манера написания и показанная на портрете беспощадность понтифика смутили многих. Однако самому заказчику работа пришлась по вкусу и ее повесили прямо возле двери в кабинет Папы.
1651 год ознаменовал окончание «итальянского» путешествия и возвращение по приказу Филиппа в Испанию. Первое время он занимался составлением каталогов картин и скульптур приобретенных им в период путешествия, к слову сказать их оказалась достаточно много. После этого в творчестве Веласкеса наступает новый период, который выльется в шедевры мирового творчества. Вдохновленный итальянским мотивами и под впечатлением от путешествия Диего все же закончил полотно «Венера с зеркалом». Римская богиня предстает во всей своей красе, томно лежащей на кровати, при этом повернувшись к зрителям спиной. Она смотрит в зеркало, что услужливо придерживает сам купидон. Складки простыни которые якобы скрывают ее наготу лишь подчеркивают женские формы. Художник в работе отдал предпочтение оттенкам серого, красного и белого для женщины, что резко контрастирует с темным цветом шелка и коричневым цветом, выбранным для стены в отражении.
В 1914 году именно эту картину пытались уничтожить вандалы. Мэри Ричардсон легко вошла в лондонскую Национальную галерею, где на тот момент выставлялось полотно, и попыталась разрезать его используя мясной тесак. На картине остались небольшие порезы.
К середине пятидесятых годов семнадцатого века современные искусствоведы отнесли и еще одну работу Диего «Пряхи». Как они утверждают на картине Веласкес изобразил девушек-работниц, которые работают на гобеленовой мастерской. Другая группа специалистов уверена, что на картине изображен сюжет одной популярной на те времена басни, принадлежащей перу Овидия и рассказывающей о смертной Арахне. Девушка рискнула всем и бросила вызов самой Афине во время конкурса ткачества. Картина построена на многослойной сюжетной линии и нарисована в жанре bodegones, характерном для более раннего периода творчества Веласкеса. Сама по себе картина была создана на заказ. Получен он был от дона Педро де Арсе, который занимал должность королевского охотника. Несмотря на тот факт, что картина была в королевской галерее, она чудом спаслась при пожаре 1734 года, хотя ее края и были значительно повреждены. Реставрационные работы велись на протяжении нескольких десятилетий и уже до наших дней «Пряхи» дошла не в первоначальном ее виде. Стоит отметить, что в музее выставляется только подлинная часть картины принадлежащие кисти Веласкеса, восстановленные элементы хоть и есть, но их аккуратно прикрывает рамка.
За несколько лет до своей смерти Диего Веласкес нарисовал несколько портретов королевских отпрысков, которые по праву относятся к лучшим его работам. «Инфанта Маргарита Тереза в синем платье» покоряет неповторимым стилем, мерцающими бликами и эффектом трехмерного пространства.
Читайте также: