Трилогия стальной волосок крапивин

Обновлено: 07.01.2025

Владислав Петрович Крапивин родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх. После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детства не отпускала — примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд «Каравелла», объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью (из рядов «Каравеллы» вышло немало известных сегодня деятелей науки и искусства, среди которых и детские писатели Н.Соломко, И.Тяглов).

Первые книги Крапивина («Рейс «Ориона», «Брат, которому семь») появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками. За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой» и многие другие.

Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает — «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство. Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят», и еще — «Мне всегда двенадцать лет».

До конца 70-х гг в творчестве Крапивина преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги — неизменные атрибуты его книг, выросшие до уровня символа. Романтика — в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов. В своих произведениях Крапивин создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки — «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому герои Крапивина часто «лезут в разные истории», чтобы защитить свою честь и спасти кого-то от «молний».

Ощущение достоверности происходящего и его значительности усиливается оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни: у его мальчишек часто происходят конфликты с окружающими, нередко они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. Жесткость авторской позиции предельна — иногда его герои погибают — третьеклассник Воробьев («Та сторона, где ветер») ценой собственной жизни спасает малышей, оказавшихся на сползающем с обрыва пласте льда, жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть «Колыбельная для брата». Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу — так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». И это закономерно — крапивинские мальчишки часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.

Герои Крапивина — дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь.

Трилогия «Мальчик со шпагой» — произведение, в котором наиболее полно воплотилась авторская концепция мира и ребенка в нем. Главный герой трилогии — Сережа Каховский — из тех «чудаков» и мечтателей, которые в борьбе за справедливое мироустройство готовы преодолевать любые трудности, а потому их конфликты с собой и с окружающей средой носят сугубо взрослый, серьезный, драматический характер.

В 80-ые гг. в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», а со второй половины 80-ых гг. начинают, одно за другим, появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Собственно цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992 г., когда появились «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га» и «Застава на якорном поле». «Крик петуха» и «Белый шарик матроса Вильсона» продолжили его в 1993 г, причем последним произведением автор предполагал завершить цикл, но «потом неожиданно как-то, подспудно, откуда-то изнутри пошла повесть «Лоцман» . А потом уже туда встряла предпоследней, неожиданно. повесть «Сказки о рыбаках и рыбках». Так был создан космогонический крапивинский Мир с его географией, историей, религией, физикой и метафизикой (о целостности и детальной продуманности этого мира свидетельствуют попытки создать его карты).

Мир Великого Кристалла — это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют «решающий» голос, а героями становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе).

Любимые герои Крапивина — это дети-«койво» (по определению автора), мальчишки-Пограничники, которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений цикла — судьба одного или нескольких таких мальчишек.

Слагаемые системы мироздания Великого Кристалла стали появляться в произведениях Крапивина раньше, чем возник замысел цикла. Да и после формального завершения цикла появляются произведения, фактически апеллирующие к мифосемантической системе Великого Кристалла. Уже в 1961 г. в повести «Я иду встречать брата» появляются упоминания Ратальского космодрома, планеты Леда (которые затем войдут в «Великое Кольцо Мироздания». Из повести «Летчик для особых поручений» (1975) приходит в мир Великого Кристалла Яков Михайлович Скицын (центральная фигура «Белого шарика матроса Вильсона»). Трилогия «В ночь большого прилива» (1969-1977) дала Великому Кристаллу образ «светлого штурмана Иту Лариу Дэна» (Дэни), известного во многих мирах Кристалла как один из Святых Хранителей, и живой кристалл Яшку, выращенный из звездного жемчуга. Тогда же появляется в творчестве Крапивина тема параллельных миров, многовариантности их развития, условий и возможности их сближения, даже соединения.

Нельзя не обратить внимание на усложнение картины мира, происшедшее в последние десятилетия в творчестве Крапивина: сохранив верность ведущим принципам конечной победы добра, справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть и боль, и разочарование, и смерть. Героев Крапивина иногда обвиняют в недетской жестокости, в отсутствии «христианского милосердия», забывая о том, что писатель ставит их лицом к лицу с реальным Злом, включает в борьбу, в которой нет и не может быть компромиссов.

Созданный Крапивиным мир Великого Кристалла в современной русской детской и подростково-юношеской литературе пока по-своему уникален (объемностью, детальной проработкой, однородностью мировосприятия), его своеобразным продолжением стали произведения последних лет писателя «Оранжевый портрет с крапинками», «Самолет по имени Сережка», «Дырчатая луна», «Кораблики».

Крапивин — один из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы. При всей своей колоссальной известности этот автор на удивление мало исследован серьезной критикой.

Сам же писатель предельно сдержан в выcказываниях по поводу собственной творческой концепции и оставляет свободу толкования написанного читателям — «no comment».

В 2010 году Владислав Петрович Крапивин награжден Почетным дипломом Премии Ганса Христиана Андерсена «по совокупности» созданных произведений. Дипломом также награжден двухтомник В. Крапивина «Белые башни родины», выпущенный Издательством Тюменского государственного университета, как лучшее российское издание для детей. Вручение диплома состоится в сентябре 2010 г. в Испании.

25 марта 2014 года писателю вручена, учрежденная в конце 2013 года, Премия Президента России в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества.

Владислав Крапивин входил в редакционный совет литературно-художественного и общественно-политического журнала «Север» (Петрозаводск).

Владислав Крапивин


Остросюжетная трилогия «Алые перья стрел», написанная Владиславом Крапивиным в соавторстве со старшим братом Сергеем, рассказывает о приключениях братьев Вершининых — как до войны, так и в непростое послевоенное время.

Владислав Крапивин

Бабушкин внук и его братья


Бабушкин внук и его братья

Радости и горести так переплелись с таинственными совпадениями в жизни Алика, что она стала похожа на ленту `Мeбиуса`. О его друзьях, домовом Квасе, старинных часах и главной Дороге, на которой в свой срок встречаются те, кто любит и понимает друг друга,– роман `Бабушкин.

Баркентина с именем звезды

Баркентина с именем звезды

Маленький мальчик и его друг лягушонок Чип очень не хотели, чтобы баркентину, которая привыкла к просторам моря, превратили в ресторан и площадку для танцев. Такая судьба не для этого корабля.

Белый шарик Матроса Вильсона (В глубине Великого Кристалла - 5)

Белый шарик Матроса Вильсона (В глубине Великого Кристалла - 5)

Белый щенок ищет хозяина

Белый щенок ищет хозяина

Эта повесть – история приключений двух озорников: щенка, который очень хотел найти своего настоящего хозяина, и мальчика Уголька, всю жизнь мечтавшего о верном друге.

Болтик

Каким невероятно насыщенным и интересным был этот день у Максима Рыбкина! Он успел исполнить сольную партию в хоре, предотвратить пожар, поранить ногу, познакомиться с самым настоящим летчиком… Такое просто невозможно забыть!

В ночь большого прилива

В ночь большого прилива

Владислав Крапивин — известный писатель, автор замечательных книг «Оруженосец Кашка», «Мальчик со шпагой», «Мушкетер и фея» и многих других. Эта книга о путешествии в детство и одновременно в другой мир, об удивительных приключениях и настоящей мальчишеской дружбе.

В ночь большого прилива

Несколько лет назад Владислав Крапивин написал совсем небольшую повесть «Далекие горнисты». Она пришлась по душе многим юным читателям. В ней мы впервые встретились с Валеркой и Братиком, еще не понявшими загадки Пространства и Времени, с неугомонным Володькой, а.

В ночь большого прилива

В книгу известного детского писателя включены публиковавшиеся ранее фантастические и приключенческие повести и рассказы. Главное во всех произведениях то, что именно доброта и истинная дружба позволяют людям оказаться сильнее преград, поставленных перед ними.

Валькины друзья и паруса

Валькины друзья и паруса

У Вальки есть две страсти: парусные корабли и барабаны. А это значит, что его и его товарищей (Андрюшку, Павлика, Юрку…) ждет множество приключений… Жизнь открывает свои объятия перед Валькой и его друзьями.

Вечный жемчуг

Вечный жемчуг

Всадники на станции Роса

Всадники на станции Роса

Повесть Владислава Крапивина "ВСАДНИКИ на станции Роса". Журнальная версия. Печаталась в журнале "Пионер" в 1973 году.

Выстрел с монитора

Выстрел с монитора

Повесть рассказывает об удивительных приключениях мальчика, юного жителя Реттерхальма, спасшего свой родной город от захватчиков.

Выстрел с монитора

На старом пароходике, плывущем по тихой реке, познакомились в пути пожилой Пассажир и мальчик. Пассажир рассказал мальчишке старую историю, почти легенду, о юном Галиене Тукке из города Реттерхальма, что стоял когда-то в этих местах… Мальчик расстался с Пассажиром.

В книгу известного детского писателя вошли две фантастические повести: «Выстрел с монитора» и «Гуси-гуси, га-га-га». Обе они — об отважных людях, борющихся против зла и побеждающих его.

Голубятня на желтой поляне

Голубятня на желтой поляне

Трилогия «Голубятня на желтой поляне» повествует о судьбе разведчика Дальнего космоса Ярослава Родина и его друзей, которые вступили в борьбу с цивилизацией паразитов — «Тех, которые велят». Эта книга о том, как сила человеческих привязанностей оказывается сильнее.

Трилогия «Голубятня на желтой поляне» повествует о судьбе разведчика Дальнего космоса Ярослава Родина и его друзей, которые вступили в борьбу с цивилизацией паразитов — «Тех, которые велят». Содержание Use the arrow to expand or collapse this section Голубятня на желтой поляне.

Стальной волосок: Бриг "Артемида". Гваделорка (сборник)

Владислав Крапивин - Стальной волосок: Бриг

Очень неровный цикл у Крапивина получился. Он состоит из трех частей, которые можно было бы разделить как «очень прошлое»—«немного прошлое»—«настоящее». Или я бы разделил на «отлично»—«хорошо»—«фигня». Да, именно так. Я хотел написать обзор на цикл целиком, но понял, что очень уж неровные книги получились у Крапивина. Очень разные по своему настроению. Я бы даже сказал, что последняя история здесь пришита такими суровыми нитками, что больше похожи на канаты. Не будь этой связи… впрочем, обо всем по порядку.

Итак, у нас первая история этого цикла. «Бриг Артемида». Вы не поверите, но это такая историческая повесть приключенческого толка. С кораблями, путешествиями, островами Крапивин раньше ничего такого не делал. Даже в «Давно закончилась осада», Владислав Крапивин так далеко в прошлое не…

пока в пути. А я уже здесь.

12 января 2021 г. 15:55

Продолжение цикла «Стальной волосок», начало которому положила «историческая сказка» — «Брига Артемида». «Но позвольте» — спросит кто-нибудь — «о чем здесь может идти речь, если история Гриши уже завершилась?» Да, ведь нам же уже рассказали в конце книги о том, что случилось с героями историями в завершении их жизненного пути. О чем они думали, кем стали, как умерли. Что еще можно придумать про этих людей? Оказалось, что Крапивин с этим вполне себе неплохо справился. Он связал две истории, происходящие в совершенно разное время, куда более интересными связями чем банальные общие герои.

Во-первых, и самое банальное — это место действия. Все события этой книги происходит в том же самом городке, где когда-то жил Гриша. В Турени. Именно там проводит летние каникулы простой московский паренек…

10 мая 2020 г. 20:37

4 Морское путешествие

Душевная и трогательная история о мальчике Грише Булатове, который чудом попал на бриг "Артемида" и отправился в дальнее путешествие на Кубу в 1854 году во время Крымской войны.

Герои понравились все. Отношения и в семье, и на корабле, на мой взгляд, правильные и правдоподобные. Автор неоднократно говорит о том, что это сказка, но в основе реальные события, о которых сохранилось очень мало информации.

Бриг "Артемида" коммерческо-экспедиционное судно. Присутствует профессор, который изучает планктон. С ним и подружится Гриша. Хороший характер у мальчика, отзывчивый и спокойный. Да и вообще, практически все герои наделены разными положительными чертами. В целом, роман производит очень приятное впечатление. Для любителей морских путешествий: здесь и корабельная терминология, и правила…

20 марта 2019 г. 16:28

То ли я повзрослела, то ли новые произведения Крапивина уже не те, но эта книга не вызвала у меня таких сильных чувств, как более ранние его произведения. И вроде здесь есть все присущие и такие любимые, такие чисто крапивинские элементы: корабельная терминология, конфликт поколений, некая сказочность и эти чисто детские приметы и суеверия, но все равно что-то не то. Рано осиротевшему мальчику Грише из Богом забытой Турени выпадает уникальный шанс - его берут в плавание к Антильским островам, еще и с перспективой поступления в военно-морской корпус. Здесь и романтика морского путешествия, здесь и страх перед стихией и морской бурей, здесь и корабельные истории, здесь и новые друзья и враги. И здесь же впервые мальчик Гриша предстает перед выбором, перед тем, что правильно, а что нет. И…

21 апреля 2019 г. 19:48

4 А снится нам трава, трава у дома.

Кажется, в этой книге Крапивин ностальгирует по старой Тюмени. По Тюмени, воспетой в книгах самого же Крапивина - книгах моего детства. Погружаться вместе с ним в эту старую, резную деревянную сказку удивительно приятно, тепло и радостно ))

14 ноября 2018 г. 13:18

Когда в мои руки попала эта история, я сперва обрадовалась - пара дней приятного и ненапряжного чтения с кучей умилительных моментов мне обеспечены. А потом отчего-то не зашло, причем настолько не зашло, что пару раз хотелось бросить в пользу чего-нибудь совсем иного. И читалось, к тому же, отнюдь не пару дней. Отчего так - сама толком не пойму.

Эта история (сказочная история, как неоднократно подчеркивает автор в самом тексте) произошла во времена Крымской войны с мальчиком Гришей из Турени. Гришу взял в плавание к далеким Антильским островам какой-то объявившийся вдруг дальний родственник - капитан брига, с нацелом на дальнейшую отправку мальчика в военно-морской Корпус с превращением его там в настоящего офицера. Гриша воодушевляется, потом боится, потом передумывает идти в моряки,…

14 апреля 2018 г. 13:54

Я полюбила Крапивина за книги "Трое с площади Карронад" и "Голубятня на жёлтой поляне". Поэтому, когда я выбирала аудиокнигу, то фамилия писателя была решающей. Возможно, мои отношения с произведением "Бриг Артемида" не такие тёплые именно потому, что я слушала чужой голос, а не читала сама.

Во время прослушивания я злилась. Меня злил мальчик Гриша, который часто ныл и не хотел понимать рассуждения взрослых и принимать их действия. Такая наивная доброта оказалась раздражающей. Злил Крапивин, вытягивая меня из произведения сразу после погружения: это всего лишь повесть, сказка и самому читателю решать, правда это или нет (несколько раз напомнил мне об этом). Злил чтец, неприятно и с придыханием озвучивая Павлушу (хотя в остальном Игоря Князева, а именно он и озвучивал, я очень люблю).…

20 апреля 2018 г. 03:50

Помотало нас с Гри-шой по океану! Хорошая, добрая книжка про хорошего, доброго мальчишку, у которого осромное, как океан, сердце.

Отцы-Основатели. Вл. Крапивин (7)

Дагги-Тиц

«Дагги-Тиц» — самое свежее произведение Владислава Крапивина. Книга эта, по словам автора, — «серьезная и порой даже грустная, про одиночество детей. Про взрослых, которым наплевать на детей. И про других — которым не наплевать. И про то, что настоящая дружба — и ребят, и взрослых — часто бывает спасением и зашитой от многих бед».

Стальной волосок

Стальной волосок

Перед вами — сборник новых произведений классика русской фантастики и лауреата множества литературных премий, тюменского автора Владислава Крапивина.

Фантастическая сказка, давшая название сборнику, рассказывает о далеких временах Крымской войны. Бриг «Артемида» отправляется в секретный рейс из Санкт-Петербурга в Гавану, чтобы доставить документы, могущие повлиять на исход войны…

Продолжение этой истории вы узнаете в романе «Гваделорка», который рассказывает о современных школьниках, разгадывающих сложные и запутанные тайны прошлого.

 Бабочка на штанге

Бабочка на штанге

Бабочка на штанге

Новое произведение классика детской литературы Владислава Крапивина «Бабочка на штанге» — завершающее в трилогии «Стальной волосок». В центре города, в стороне от шумных улиц, в старом деревянном особняке находится кафе «Арцеуловъ», в котором может открыться дверь в иные миры. Герои книги вместе с новыми друзьями пытаются понять законы гармонии Вселенной и сделать лучше жизнь тех, кто рядом с ними. В сборник также вошла повесть «Прыгалка», рассказывающая о жизни ребят в приморском поселке, находящемся рядом с границей некогда дружественных стран.

Синий краб

Синий краб

Владислав Крапивин — автор не только крупных произведений, но и множества рассказов и небольших повестей, в основном написанных в ранний период творчества. Большинство из них вошли в эту книгу, некоторые публикуются впервые.

Также в книгу вошло дополненное издание сборника поэтических произведений писателя.

Алые перья стрел

Алые перья стрел

Алые перья стрел

В сборник также вошла подборка сценариев, пьес и очерков, многие из которых публикуются впервые.

Фрегат Звенящий

Фрегат Звенящий

«Фрегат «Звенящий» — художественное произведение в довольно необычном жанре: «роман-справочник». В интересной и увлекательной форме автор рассказывает читателям об устройстве парусного судна и различных премудростях корабельных наук. Для наглядности текст снабжен большим количеством поясняющих схем и иллюстраций.

В сборник также вошел «Краткий толкователь крапивинской фантастики» (сокращенно — «Кратокрафан»). Это иллюстрированный словарь-путеводитель, ориентирующий читателя в творчестве Владислава Крапивина.

Струна и люстра

Струна и люстра

Струна и люстра

Чтобы механизм общественной машины вертелся без скрипа, надо вовремя избавляться от попадающего внутрь мусора. Перед властями встает вопрос: а не являются ли мусором для восстановленной Империи те, кого нельзя назвать полноценными членами общества, — неизлечимо больные и беспризорные дети, инвалиды, одинокие пенсионеры? Не удалить ли их из механизма во имя прогресса и блага социально полноценных граждан.

Но не все жители согласны с мнением властей. Об их борьбе против чудовищного проекта рассказывает роман Владислава Крапивина «Ампула Грина».

В этот том вошли также повесть «Струна и люстра», автобиографический «Крапивинский календарь» и комментарии автора ко всем вышедшим в данном собрании сочинений книгам.

Владислав Крапивин - Стальной волосок

Владислав Крапивин - Стальной волосок

Владислав Крапивин - Стальной волосок краткое содержание

Стальной волосок - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Фото

Разговор с внуком в августе 2007 года.

— Дед, ты что сейчас делаешь?

— Дед, а сейчас что делаешь?

— Я уже говорил: работаю…

— Ну что это за работа! Сидеть на диване, глядеть перед собой и не двигаться.

А дед в это время придумывал книгу, которую теперь посвящает своему внуку Петьке барабанщику и подшкиперу парусной флотилии «Каравелла».

СКАЗКА О ДАЛЬНЕМ ПЛАВАНИИ

Оппонент, профессор А.Б.Иванов:

— Но, молодой человек! В вашем… э-э… сочинении нет никакой документальной основы!

Пятикурсник Иван Повилика:

Диалог на защите дипломной работы…

КАРТА АМБРУАЗА ТАРДЬЕ

Cанки у Гриши были знаменитые. Про них знали не только мальчишки и девчонки Ляминской улицы и окрестных переулков, знала и ребятня с того берега Городищенского лога. Сделал санки Кондрат Алексеевич Луков («мастер по всем деревянным премудростям», как он сам про себя говорил) — сосед и приятель купца Максарова. Он и максаровским дочкам смастерил сани, но не такие, как для Гриши, а одни на всех — чтобы вместе было не страшно и весело. А Грише сказал:

— Ты ведь ямщицкого корня, надобно тебе салазки быстрые и лихие, чтобы слушались, как верная твоя лошадка…

Прокатиться на таких — всякому охота. Вот и приставали:

— Гришуня, можно съехать разочек?

— Булат, дай скатиться на твоих коняшках!

Гриша давал, потому что просили по-доброму, без наскоков. Иногда, правда, отвечал:

— Обождите ради Христа. Ежели всякому не отказывать, сам-то я когда кататься стану?

Ну, тогда отступались на время, народ был понятливый…

Катались в самом начале Ляминской, там, где улица прижималась к логу. С одной стороны — заборы и ворота с накладными узорами, дома и домики с крылечками и кружевными дымниками на заснеженных крышах, с другой — крутой откос, под которым широкое дно лога, где в сугробах спит застывшая речка Туренка. Вот с откоса и скатывались — кто на больших и малых санках, кто на самодельных лыжах из бочковых клепок, а кто и на рогожках. Визгу и смеха здесь хватало всю зиму — и под солнцем, и под луной.

Нынче зима была уже на исходе, давно миновало Крещенье и недавно — Сретенье, впереди маячила Масленица, а за ней Великий пост — время строгое, когда, по словам взрослых, много веселиться грешно. Да и какое веселье, какие санки весной, в распутицу! Но пока еще стояли февральские холода, и о недалекой весне говорило лишь то, что закаты стали не такими ранними. Послесолнечная розовость дольше, чем прежде, висела над низкими крышами и черными елями Городища, а в заре повадился купаться тощий месяц, над которым дрожала переливчатая звезда. Месяц был похож на серебряную подковку (уж не от Гришиных ли санных лошадок?).

Девочки на своих розвальнях катались сами по себе, лишь изредка окликали Гришу. Он им в ответ махал овчинной рукавицей. Максаровских дочек было четыре: самая большая, на год старше Гриши, — Аглая, потом его ровесница Оля, после еще с разницей в год и два — Танюшка и Катенька. Была и пятая — Лизавета — но ее пока в такие игры не брали: больно мала, третий год…

Скользящий путь с высокого края улицы до Туренки стремителен и недолог: полминуты встречного снежного свиста — и вот уже подлетаешь к заиндевелым кустам, что съежились вдоль берега. А иногда, если разгон получился хорош, можно через кусты, по застругам и наледям, вылететь на другой бережок (его сразу и не разглядишь среди сугробов). Опасности тут никакой, в Туренке поблизости нету ни одной проруби. Да ежели бы и была, то самая большая беда — замочишь валенки и подол шубейки, потому что глубина здесь «курице по пузо».

От скорого полета на санках обмирает душа. Но это в первые разы, пока не привыкнешь, а потом хочется еще чего-то такого, новенького. Вот и стараешься то с разгона увеличить быстроту, то взлететь повыше на ухабе, то с хохотом напугать столкновением дружка-приятеля, то…

Гриша придумал такую забаву. Уже внизу, на полпути от ската к речке, он пяткой валенка замедлял скорость санок с одного бока, те делали резкий поворот и уносили хозяина с накатанных мест в рыхлость нетронутого снега. Там Гриша опрокидывался на спину, взмахивал рукавицами, а снег взлетал над ним пуховой тучей, в которой начинали дрожать тысячи крохотных искр. Это месяц и большая звезда, и отблески заката рассеивали в снежной пыли свой сказочный свет.

Отсюда, снизу, крыши были уже не видны, только острые макушки елей чернели над кромкой откоса. Но месяц и звезда никуда не девались. Наоборот, в легкой снежной завесе они сделались ближе и крупнее, нависали почти что над лицом — протяни руку, и дотронешься до светящейся теплоты. Гриша не протягивал, чтобы не обмануться в сказке…

Когда розовый закат почти угас, а месяц разгорелся, Гриша (в который уже раз!) выбрался наверх. Было по-прежнему шумно и многолюдно. Гриша завертел головой: где они, сестры-то? Но сестер не разглядел, а со стороны услышал несмелый голосок:

— Гриша, можно я прокачусь?

Это был семилетний Агейка, сын сторожа ближней, Михаило-Архангельской церкви. В сумерках и под большим треухом лица Агейкиного было не видать, но Гриша и так знал, сколько на нем крупных конопушек. Агейку за конопушки не дразнили, нрава он был покладистого и тихого, и потому никто его не обижал. Агейка редко обращался к кому-нибудь с просьбами, ну а если попросит, как такому откажешь…

Гриша сунул Агейке в рукавицу веревку от санок.

— Не… Можно с тобой?

— Да одному-то ловчее!

— Не… Одному боязно…

— Горюшко ты мое… — сказал Гриша, точно как кухарка Арина, когда он или девчонки что-то роняли или разбивали на кухне.

Читайте также: