Сталь дс для дворца советов
В рамках рубрики «Ревизия» «Электронекрасовка» делает тематические обзоры оцифрованных изданий. В очередном выпуске ревизия книг и статей о самом грандиозном и утопическом архитектурном проекте — Дворце Советов. На месте снесенного в 1935 году Храма Христа Спасителя должно было появиться здание из 100 этажей, высотой 495 метров, которое венчала бы стометровая статуя Ленина.
Дворец Советов СССР. Всесоюзный конкурс 1932 г.
В издании собраны материалы масштабного конкурса: подробные описания проектов и чертежи — а их было получено около трехсот. Можно узнать о требованиях комиссии и посмотреть, как выглядели творческие инициативы рабочих и заказанные иностранным архитекторам работы — например, функционалистский проект Ле Корбюзье.
«Дворец Советов должен состоять из четырех основных групп помещений. Группа А заключает в себе большой зал Дворца на 15000 человек. <. >Группа Б состоит из малого зала на 5 900 чел. <. >Группа В заключает в себе 2 зала на 500 чел. и 2 зала на 200 чел. со служебными помещениями, всего по площади 2800 кв.м. Группа Г в 2000 кв.м, предназначенная для комендантского и хозяйственного управления Дворца. Общая площадь Дворца — 36800 кв.м.».
«Другой автор предлагает организовать Дворец Советов по образцу трактора, где «рулевое управление», «мотор» и другие части находятся в строгом соотношении и целесообразной зависимости друг от друга и составляют одно целое. Имеются предложения такого же характера на темы: «Домна Революции», «Паровой молот», «Несущийся паровоз», «Мировой маяк» и т.п.».
Первые проекты Дворца Советов
Статья освещает результаты предварительного конкурса, проходившего с февраля по май 1931 года, — прежде всего, критикуя представленные проекты: каждый видится или нереалистичным, или трафаретным. Кроме того, под сомнение ставится и ясность задач, выдвинутых комиссией.
Можно узнать, почему современники не оценили первые проекты Бориса Иофана и Германа Красина, а несколько архитекторов предложили возвести дворец в виде крытого стадиона.
«Проект довольно подробно рассматривает движение демонстрантов, начиная с движения их через Красную площадь и около Дворца советов, и выдвигает вопрос о встрече демонстрантов всем составом съезда. Подняв зал на довольно значительную высоту, проектировщики заставляют демонстрации большую часть пути около Дворца советов потратить на подъем в зал по пандусам и выход из зала по другому мостообразному пандусу. Монументальность сооружения товарищи пытаются достигнуть проектированием куба со стороной в 90 м (!), но от этого куб остается только большим кубом, не становясь формой монументального зодческого искусства. То обстоятельство, что две стороны этого куба превращаются авторами в агитационно-пропагандные барельефы с фигурой Ленина, с таблицами и чертежами, не делает их еще элементами монументального оформления здания».
«Проектировщики предлагают соорудить отель и на крыше небольшой аэропорт, что приводит их к необходимости конструировать на большой высоте механизированную поворотную посадочную площадку, оборудовать здание специальными кранами для спуска машин, но ни в коей мере не обеспечивает действительной работы аэропорта, так как на эту площадку если и смогут садиться, то лишь геликоптеры и очень малые машины. Автор утверждает, что вид его проекта «несомненно несет на себе отпечаток индустриального расцвета страны».
Дворец Советов
Описания трех проектов предварительного конкурса: работ архитекторов-рационалистов из объединений ВОПРА, АСНОВА и АРУ, бывших выпускников и преподавателей ВХУТЕМАСа.
Приводятся планы, чертежи и рисунки участников, а также их тезисы об идеологическом значении постройки. Статья поможет узнать о феномене бригадных коллективов и выдвинутых ими идеях.
О проекте бригады АРУ, основанной Николаем Ладовским (Н. Беседа, Г. Крутиков, В. Лавров, В. Попов):
«В противоположность сосредоточенной треугольной форме делегатского зала зал массовой группы имеет динамическую прямоугольную форму. Зал вмещает до 15 тыс. чел., приспособлен для приема и пропуска демонстраций и для развертывания массовых действий. Массовый зал является как бы крытым продолжением демонстрационной площади».
Проект ВОПРА (К. Алабян, А. Карра, A. Мордвинов):
«Центром композиции является здание главного зала съездов. Остальной комплекс зданий соподчинен ему. Остальные элементы выполняют роль композиционной подготовки, одновременно охватывая, ограничивая и тем самым организуя площадь. Ту же подготовительную композиционную роль выполняют постепенно поднимающиеся площади, соединенные между собою пандусами. Таким образом на самом высоком месте развернутой площади расположено здание съездов. К нему подводится зритель ритмичным нарастанием как площадей, так и зданий».
О проекте бригады АСНОВА (В. Балихин, П. Будо, М. Прохорова):
«В проекте бригады АСНОВА демонстрационная плоскость является главным элементом зала, определившим в основном и его форму. Демонстрационную плоскость представляет весь прямоугольник восточной стены зала шириной 90 и высотой 70 м. Вся плоскость расчленена на равные квадраты, из которых каждый представляет белый экран, а в сумме все 4-метровые экраны образуют единый экран. На этот гигантский экран в любой его части может быть спроектировано из пространства зала любое изображение нужной величины всеми существующими видами светопроекции».
«Единственным решением является устройство на месте Исторического музея и Охотного ряда системы параллельных пандусов, посредством которых является возможным, устраняя пересечение, пропустить через Красную пл. одновременно все 10 районов Москвы двумя встречными потоками».
Дворец Советов должен быть произведением большого искусства большевизма
В статье автор последовательно рассматривает заявки закрытого конкурса — и не находит среди них подходящих с идеологической точки зрения. Михайлов критикует их «голый формализм», эклектизм и тенденции к реставрации старых стилей.
Можно понаблюдать за дискуссией о новом архитектурном облике города на примере «главного пролетарского здания».
«Так у Красина — Куцаева храмовые формы сочетаются с безвкусным конторско-трестовским зданием, у Щусева реставраторство уживается с небоскребностью американизма, а проект Б. Иофана вообще весь собран по кусочку: из одного стиля башня, из другого — двор и разворот построек, его замыкающих, из третьего — здание дворца и т.д.».
Архитектура Дворца Советов
Сборник докладов, прозвучавших на V пленуме Союза советских архитекторов. Инженеры, скульпторы и художники рассказывают о подготовке к строительству.
Фойе «Конституции» — эскиз
«Каркас высотной части не имеет прецедентов в мировой практике как по массивности отдельных частей, так и по сложности приемов расчета. Для изготовления этой части каркаса представилось необходимым прибегнуть к новой марке стали повышенной прочности, легированной добавкой хрома и меди (сталь марки ДС). Прочность этой стали на 30–40% выше нормальной мостовой стали марки 3».
Схема металлического каркаса дворца
Скульптор Сергей Меркулов о доминанте постройки — 100-метровой статуе Ленина:
«Чтобы иметь полное представление о величине статуи, я приведу вам такие данные: собор Петра в Риме имеет высоту в 143 м, Эйфелева башня — 300 м, колокольня Ивана Великого 97 м. Это значит, что венчающая статуя Дворца Советов будет на 3 м выше колокольни Ивана Великого. <. >Голова статуи будет иметь величину пятиэтажного здания — разрез этой головы 32 м, — и фактически это уже архитектурная форма».
Серия заметок о проблемах строительства Дворца Советов
Обозначив градостроительный пафос третьей пятилетки в предисловии, редакция журнала публикует ряд материалов о ходе строительства Дворца Советов — в тот момент был заложен фундамент будущего здания.
Здесь можно найти замечания архитекторов Бориса Иофана и Владимира Гельфрейха, инженеров А. Чекалина и Д. Санина, а также профессора Трубникова.
Архитекторы Б. Иофан и В. Гельфрейх о живописном оформлении:
«По заданию строительства Дворца в лаборатории отделочных работ Всесоюзной академии архитектуры уже работают над изучением рецептуры и техники энкаустической живописи. Там же изготовляются экспериментальные образцы фресок по сырой штукатурке и на различных грунтах, различные виды сграффито и штукатурные инкрустации, сочетания рельефа с фреской и сграффито и т.п.».
«Авторы проекта настаивали на применении для облицовки Дворца Советов гранита светлых тонов и окраски.
Основным поставщиком гранитов является Украина. Однако, наряду с богатым разнообразием ее гранитных пород, палитра тонов в них ограничена незначительными переходами от серых к черным и от грязно-розовых до мясисто-красных оттенков. Эти обстоятельства вынудили контору художественной облицовки при Управлении строительства организовать поиски светлых силикатных пород по всей территории Советского Союза».
Прозаик Николай Атаров первым обобщил все этапы разработки проекта: от идеи строительства до планов оформления зала «Сталинской конституции» и устройства автоматических дверей.
В популяризаторской, но увлекательной книге Атаров рассказывает о Дворце через исторические параллели — сравнивая его то с нью-йоркскими небоскребами, то с египетскими пирамидами.
Книга поможет узнать об архитектурных и инженерных задачах, над которыми трудились мастера, и о том, какие технические новинки разрабатывались специально для постройки.
Зал сталинской конституции
«Из этажа в этаж вас несут бесшумные эскалаторы. Пневматическая почта соединяет все части Дворца. Скоростные лифты стремятся вверх и вниз в пилонах фасада. В этих лифтах помещаются по 20–30 человек. Они совершают рейс со скоростью 5 метров в секунду.
На самую верхнюю террасу в подножии статуи вы попадаете через три минуты после того, как вошли в лифт».
Стальной каркас Дворца Советов
Статья инженеров Дворца Советов о технических аспектах «скелета» здания — несущего каркаса, для которого была разработана специальная марка стали «ДС». Можно узнать, как производились расчеты и с какими сложностями сталкивались проектировщики.
«Собственный вес одной только высотной части, без веса амфитеатра, составляет примерно 660 тыс.т. Вес стального каркаса всего здания Дворца, включая высотную часть, статую Ленина, стилобат с Малым залом, составляет, по предварительным подсчетам, 306 тыс.т.».
Дворец Советов и творческая самодеятельность трудящихся
В статье Н. Беккер обозревает и категоризирует предложенные инженерные решения.
«Особый интерес» для автора представляют кажущиеся довольно футуристичными идеи: например, автоматически складывающийся в пол стул или система «электронного» голосования.
«Электромонтер Павлов предлагает им изобретенную, усовершенствованную систему голосования посредством электрического соединения стула делегата с президиумом. Металлическая пластинка, вытянутая из стула голосующего, автоматически фиксирует его голос и таким образом общее число голосов одновременно подсчитывается в счетчике, на столе президиума».
«Е.Е. Горин, изобретатель (слепой), предлагает фотодиапозитивы крупных размеров с портретом вождей или соответствующей революционной тематикой. Диапозитивы просвечиваются естественным или искусственным светом».
Стахановцы строительства Дворца Советов
Колонка начальника пропаганды строительства Дворца Советов Левченко, где своим опытом делятся участвующие в проекте инженеры и рабочие.
Левченко коротко описывает биографию стахановцев Ивана Шептуна и Александра Лопатникова, объем ежедневной работы и доходы, а также показывает производственные карты тех лет.
«За последнее время бригада т. Шептуна добилась укладки бетона по 72 м3 на человека при норме в 24 м3, при отличном качестве работы».
«В часы интенсивной работы т. Лопатников практикует в каждом цикле совмещение двух и трех операций, сокращая тем самым общую продолжительность цикла и лишние движения. Он сконструировал рычажно-тяговый механизм для открывания днища ковша на экскаваторе «ППГ», радиусный футомер для кранов «Индустриал», саморазгружающуюся бадью, клапан травления в регуляторе для быстрого спуска груза, масленку «Пушка» для смазки цилиндров паровой машины».
Владимир Алексеевич Щуко. Мастера советской архитектуры
Биография известного советского зодчего, одного из создателей сталинской архитектуры. В 1931 году Щуко в соавторстве с Владимиром Гельфрейхом представил план Дворца Советов.
Щуко участвовал в доработке принятого проекта Бориса Иофана. Вместе с Гельфрейхом и Львом Ильиным разработал план перепланировки центра Москвы — строительства одноименного проспекта и площади, двух магистральных улиц, идущих до Лужников, а также Большого Каменного моста, который должен был переходить в будущую площадь перед Дворцом.
В книге можно найти рисунки Щуко из итальянской поездки 1934 года, сопровождавшие поиск «нового советского стиля».
Дворец Советов в путеводителях
Еще до возведения Дворца все знали, как он будет выглядеть: здание изображали на открытках, картах города и даже в кино — «Новой Москве» Медведкина. Описания можно встретить и в путеводителях по городу.
Осмотр Москвы: путеводитель
В книге находим тринадцать пешеходных маршрутов по городу. В первом из них авторы, перемещаясь от Боровицкой башни к Софийской набережной, останавливаются у будущего Дворца Советов:
«К главному входу ведет парадная лестница шириной в 113 м (несколько меньше, чем ширина площади Свердлова в Москве). С верхней площадки этой лестницы и из галереи главного входа откроются прекрасные виды на Кремль, на проспект Дворца Советов по направлению к площади Свердлова и на Москва-реку с ее новыми мостами и гранитными набережными».
Путеводитель по Москва-реке
Е. Сим предлагает исследовать Москву через историю ее главной реки и совершить три водные прогулки. По пути от Дома правительства до Коломенского он увлеченно описывает развернувшуюся на Волхонке стройку и рассказывает об истории этого места:
«Храм (Христа Спасителя — прим.) представлял собой богатую, но безвкусную подделку под храмы древней Руси и Византии. Около храма, на прекрасной, многоярусной набережной был воздвигнут тяжеловесный и бездарный памятник Александру III, около которого дежурили старики-гренадеры в огромных медвежьих шапках».
«Один американский писатель едко заметил, что красотой небоскребов могут любоваться лишь авиаторы и. ангелы, так беспорядочно и скученно застроены современные большие города. Дворец советов, окаймленный рекой и широчайшей площадью, будет доступен обозрению со всех сторон. За 30–50 км будет виден он, как грандиозный маяк социалистического города, увенчанный фигурой величайшего гения человечества».
Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!
kim373
После того, как 5 декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя, площадку под грандиозное строительство быстро расчистили и приступили собственно к сооружению гиганта. Как и на любой другой стройке работы начались с выкапывания огромного котлована и сооружения фундамента, который был так же достаточно сложным с инженерной точки зрения, особенно по меркам того времени. О фундаменте Дворца совета и пойдет речь в этом посте.
Схематический разрез подземной части Дворца Советов. В центре видна самая низкая точка Дворца Советов - плунжерная шахта для сценических устройств
Дворец Советов должен был стать монументальным памятником героической эпохи социализма. Очертания дворца и вся его архитектура поражала современников. По проекту широкое внизу, здание устремлялось ввысь, постепенно суживаясь, и заканчивалось грандиозной, в 100 метров, фигурой В. И. Ленина, Общая высота сооружения должна была достигнуть 416 метров. Выше здания в мире на тот момент не было.
Строительство широко освещалось в прессе и служило в целях пропаганды новой, советской, жизни.
фото 1930-х годов
Вот что писал журнал "Техника Молодежи" в 1939 году:
". В центре здания, под высотной, башенной его частью, расположен Большой зал, рассчитанный на 22 тыс. человек. Он имеет круглую форму: сценическая площадка устроена в центре, а вокруг нее амфитеатром поднимаются места для зрителей. Вокруг этого зала расположены вестибюли, фойе и ряд других помещений. Эти примыкающие к Большому залу части здания носят название «стилобата», В сторону Кремля будет обращен Главный вход дворца с широкой лестницей, а с противоположной стороны разместится Малый зал, рассчитанный на 6 тыс. человек. Конструкция здания не схожа с обычными домами — она состоит из мощного стального каркаса, к которому как бы подвешены все стены, полы и потолки
вместе с их богатейшей отделкой. Свыше 2 тыс. стальных колонн каркаса передают
вес здания на фундаменты.
Здание займет площадь около 11 гектаров и будет весить почти полтора миллиона тонн. Но эта огромная тяжесть не распределяется равномерно по всей площади. Центральная, высотная часть здания является самой тяжелой. Занимая всего 2 гектара, т. е. меньше пятой доли общей территории, она весит 650 тыс. тонн.
Строителям до сих пор не приходилось сталкиваться с такой большой нагрузкой на грунт. Самое высокое здание в мире — небоскреб «Эмпайер Стэйт Билдинг» в Нью-Йорке (высота 383 метра) — давит на землю каждой из своих колонн с силой до 4700 тонн. Колонна высотной части Дворца Советов несет нагрузку от 8 до 14 тыс. тонн.
Величественное сооружение сталинской эпохи должно стоять незыблемо века. Понятно, что и к фундаментам и к грунтам, на которых будет покоиться Дворец Советов, предъявляются совершенно особые, повышенные требования.
Первой задачей строителей было исследование подземных пластов. Обычное бурение, при котором на поверхность извлекаются небольшие, часто разрушенные, пробы, не дает исчерпывающего представления о свойствах глубинных пород. На строительстве Дворца Советов впервые в СССР было применено так называемое крупноколонковое бурение: образцы породы вынимались в виде крупных цилиндров диаметром в 12—25 сантиметров и длиной до одного метра. Структура грунта сохранялась в этих пробах в том состоянии, в котором порода находится под землей. Всего было пробурено свыше ста скважин на глубину до 50—60 метров. Образцы грунта тщательно исследовались в специальной лаборатории. В результате были составлены детальные чертежи, показывающие, где и какие залегают породы, какова их плотность и т. д.
В центре строительной площадки, под поверхностным слоем земли расположен своеобразный скалистый полуостров, идущий со- стороны Волхонки. На глубине 14 метров начинаются крепкие коренные породы. Сначала идет десятиметровый слой
известняков — Дорогомиловская толща, как ее называют геологи. Ниже простирается шестиметровый глинисто-мергельный пласт, не пропускающий воду. Его сменяет второй слой известняков (Хамовническая толща), отличающийся от первого значительно большей плотностью. Он, в свою очередь, покоится на семиметровом глинисто-мергельном пласте, под которым на значительную глубину простирается снова слой известняков.
Эти породы образовались еще в так называемый каменноугольный период, т. е, много миллионов лет назад. В ледниковый период на них давили своим колоссальным весом мощные ледники. Поэтому подземные пласты спрессовались и приобрели особую плотность и крепость. Такая структура грунта очень выгодна для строительства. На этом скалистом полуострове расположится как раз самая тяжелая, центральная часть дворца. Подземным пластам не страшен этот груз, так как они выдерживали несравненно больший вес ледников.
Строительство Дворца Советов. Фото Л. Великтанина (фотохроника ТАСС), 16/06/39
Фундаменты высотной, башенной части Дворца Советов представляют собой два громадных концентрических бетонных кольца диаметром в 140 и 160 метров. Они установлены на втором слое известняков, на глубине 30 метров от поверхности земли.
Прежде всего, строителям пришлось вырыть большой и глубокий котлован. Чтобы подпочвенная вода не мешала работам, на стройке впервые в СССР была применена битумизация грунта. Вокруг котлована пробурили около 1800 скважин общим протяжением свыше 30 -километров. В скважины были вставлены трубы с множеством мелких отверстий в стенках. В эти трубы под большим давлением нагнетали расплавленный и нагретый до 200° битум. Выходя сквозь отверстия труб, битум заполнял все щели в окружающей породе и застывал.
Котлован. Фото 1930-х
Так получилась вокруг всего котлована почти водонепроницаемая завеса. Вода, которая просачивалась в небольшом количестве в котлован, непрерывно откачивалась насосами. Под прикрытием этой завесы производились земляные работы. Рабочие пневматическими отбойными молотками откалывали грунт; куски породы накладывались затем в особые лотки; краны поднимали эти лотки на поверхность и высыпали их содержимое в кузов грузовика.
Для полной изоляции oт грунтовых вод Дворец Советов «окутали» под землей прочным водонепроницаемым «ковром». Этот «ковер» охватывает всю нижнюю часть сооружения наподобие гигантской чаши. Гидроизоляционный материал состоит из четырех слоев асбестового картона, пропитанного нефтебитумом. Зажатый в бетонном массиве, он может выдерживать большие давления воды.
Бетон для фундаментов изготовляется на специальном заводе, который построен рядом со строительством. Оборудован он по последнему слову техники. Цемент, песок и другие материалы, необходимые для составления бетона, подаются транспортерами в бункера, расположенные в верхней части завода. Здесь смесь автоматически отвешивается и высыпается в бетономешалку; туда же автоматически поступает требуемое количество воды. Свежезамешанный бетон нагружается в большие металлические бадьи, которые автомашинами доставляются к котловану. Кран снимает бадью с грузовика и подает ее к месту работы. Рабочий выбивает щеколду бадьи, дно ее откидывается, и бетон вываливается в котлован. Каждая «порция» бетона в бадье весит около 4 тонн. Непрерывный поток грузовиков доставлял тысячи таких «порций» бетона к месту сооружения фундаментов.
Уложенный бетон уплотняется при помощи особых приборов — вибраторов. Они представляют собой полые металлические булавы, вибрирующие под действием вращающихся внутри эксцентриков. Эти инструменты втыкаются в свежий слой бетона. Их дрожь передается студенистой массе, которая начинает тоже вибрировать. Под влиянием этих колебаний частицы бетона располагаются теснее друг к другу. Бетон, уложенный по такому методу, значительно крепче обычного.
Спустя три часа после укладки бетон начинает твердеть, выделяя теплоту. Начальный момент этого процесса известен в технике под термином «схватывание». Затвердевая, бетон несколько уменьшается в своем объеме. Это уменьшение называется усадкой. При колоссальных размерах фундаментов под высотной частью усадка вызвала бы появление трещин в бетоне. Чтобы избежать этого, строители делали гигантские бетонные кольца не сплошными, а в виде крупных блоков с небольшими свободными промежутками. Когда блоки были готовы, швы между ними были также заполнены бетоном, и кольца стали монолитными.
Фундаменты под колонны высотной части здания Дворца Советов опоясываются железобетонными балками. На снимке видна арматура для этих балок. Фото 1939г
Фундаменты под высотную часть Дворца Советов связаны в одно неразрывное целое: внешнее бетонное кольцо соединено с внутренним 16 радиальными стенами.
Сверху эти фундаменты опоясываются железобетонными кольцами, связанными между собой 32 балками, сделанными также из железобетона. Эти части фундамента изготовлялись в следующем порядке: скачала связывались и сваривались железные прутья, составляя тот «костяк», который впоследствии должен был заключаться в бетоне; затем этот костяк окружался деревянной формой, так называемой «опалубкой», и заполнялся бетонной массой; после затвердевания бетона опалубка снималась.
Остальные фундаменты будут выдерживать вес различных частей здания. Большинство их делается в виде толстых столбов из бетона. В поперечнике площадь такого столба достигает 60 квадратных метров. Эти фундаменты будут нести значительно меньшую нагрузку, чем фундаменты высотной части дворца, и поэтому располагаются главным образом на первом слое известняков.
Главный вход Дворца Советов расположен в таком месте, где известняки залегают глубоко. Поэтому фундамент под эту часть здания будет сделан в виде массивной железобетонной плиты, покоящейся на плотно слежавшихся песчаных грунтах. Толщина этой плиты достигает 3 метров. Слой земли, который пришлось снять, чтобы уложить плиту, был почти так же тяжел, как та часть здания, что будет опираться в этом месте на грунт, следовательно, грунты получат ту же нагрузку, какую приходилось им нести в течение многих веков.
Для сооружения всех фундаментов и других подземных сооружений Дворца Советов потребуется около 550 тыс. кубометров бетона.
Кроме фундаментов, под землей располагаются подвальные этажи здания. Так как они уходят на значительную глубину, то полы нижнего этажа делаются очень массивными, чтобы напор грунтовой воды не мог их поднять. Самой глубокой точкой Дворца Советов является трюм сцены Большого зала, расположенный на 10 метров ниже уровня грунтовых вод. Пол трюма достигает толщины в 8 метров. Вес одного кубического метра бетона равен 2.3 тонны; таким образом, один квадратный метр пола в трюме весит 18,4 тонны. Благодаря такой большой тяжести он может противостоять давлению воды; как известно, одни кубометр ее весит одну тонну.
Оборудование здания Дворца Советов центральным отоплением, электрическим освещением, водопроводом, канализацией, вентиляцией, телефонной сетью, радиосетью и другими устройствами потребует больших помещений и сложных проводок. Значительная часть их расположится в подземных этажах. Для укладки труб, кабелей и прочих проводок внутри бетонных полов здания устраиваются особые каналы. Некоторые из этих каналов так велики, что по ним может, не изгибаясь, проходить человек.
На строительстве дворца советов. Фото 1939 года.
Сооружение фундаментов под высотную часть Дворца Советов уже закончено. В этом году начинается монтаж стальных конструкций, составляющих мощный костяк всего здания. К концу года лес стальных колонн будет возвышаться над строительной площадкой. Здание Дворца Советов вышло из земля и теперь будет быстро расти вверх."
Сейчас мы конечно знаем, что этим планам не суждено было сбыться. Однако, стоит отметить, что в 1990-е годы фундамент Дворца Советов был использован при восстановлении Храма Христа Спасителя.
Конструктивную основу гигантского здания составлял металлический каркас. Особенно сложным он был внутри статуи Ленина. В Государственном музее архитектуры хранится альбом с рабочими чертежами каркаса статуи, где видно, с какими трудностями сталкивались инженеры, борясь с гигантской ветровой нагрузкой, размещая внутри статуи систему лифтов и т. п. Для каркаса была разработана специальная высокопрочная марка стали «ДС».
Так что же представлял из себя каркас Дворца Советов? Вот, что по этому поводу писалось в журнале «Техника молодежи» в 1939 году:
«На двух бетонных кольцевых фундаментах дворца расположатся 64 мощные стальные колонны, опоясывающие Большой зал двумя рядами. Таким образом, на каждом
кольце будут стоять 32 колонны. Диаметр внутреннего кольца равен 140 метрам, а наружного—160 метрам.
Вначале все колонны идут вверх вертикально. На высоте 60 метров от основания колонны как бы переламываются внутрь и на протяжении 80 метров тянутся наклонно, постепенно между собой сближаясь, а с высоты 140 метров колонны идут ввысь снова вертикально.
На высоте 200 метров от основания колонны наружного ряда обрываются в соответствии с внешней формой здания; дальше поднимаются только 32 колонны внутреннего ряда. Они доходят до подножия статуи, увенчивающей все здание.
Еще один чертеж каркаса
Мощные колонны, на которых покоится весь каркас Дворца Советов, будут обладать громадной прочностью. Одна колонна сможет воспринять нагрузку свыше 12 тыс.
тонн.
Это — колоссальная нагрузка, она равна весу груженого товарного поезда, составленного из 600 вагонов.
Площадь поперечного сечения колонны превышает 6 квадратных метров. На такой площадке свободно может уместиться легковой автомобиль.
Колонна составляется из 32 стальных листов, связанных уголками. Толщина листа равна 16—24 миллиметрам. Необычайны по размерам уголки, служащие для соединения граней колонны: длина стороны уголка больше 200 миллиметров. Такие уголки в Союзе применяются впервые. Уголки и листы колонны соединяются между собой заклепками.
В нижней части колонны, постепенно расширяясь, будут опираться на клепаный башмак шириною до 10 метров. Под башмаком укладываются ребристые литые плиты. Под каждой колонной будет 4—5 таких стальных плит. Эти плиты будут лежать непосредственно на кольцевом фундаменте.
Все 64 колонны соединятся между собой большими двутавровыми балками, идущими горизонтально. Эти балки будут опоясывать каркас через каждые 6—10 метров. Они свяжут по каждому кругу все соседние колонны, так что получатся два замкнутых тридцатидвухгранника. Затем такие же балки соединят каждую пару колонн, находящихся на одном радиусе, так что оба кольца окажутся между собой связанными. По диагоналям образовавшихся между кольцами четырехугольников будут составлены раскосы.
Все эти связи необходимы, чтобы придать большую жесткость и, следовательно, прочность всей конструкции.
В местах перелома колонн, т. е, перехода из вертикального положения в наклонное (и наоборот), ставятся так называемые распорные кольца. Такое кольцо, связывающее все колонны, имеет значительно большее сечение, чем кольца промежуточных перекрытий; оно крепче связывает между собой колонны. Поверхность распорного кольца образует своеобразный круговой проспект длиной в полкилометра. Ширина этого проспекта составит 15 метров.
Распорное кольцо шириной 15 м. Здесь можно было бы организовать уличное движение
Кроме основного каркаса, Дворец Советов будет иметь еще так называемый вспомогательный, или второстепенный, каркас. Его назначение состоит в том, чтобы «собирать» все нагрузки и передавать их на основной каркас. Почему нужен второстепенный каркас? Мощные элементы основного каркаса находятся на значительных расстояниях друг от друга, между тем прочность перекрытий, а также внешних и внутренних стен недостаточна, чтобы они могли опереться только на элементы основного каркаса. Поэтому их необходимо дополнительно подкрепить.
Второстепенный каркас, также состоящий из балок и колонн, устанавливается на основном каркасе. Балки второстепенного каркаса располагаются над наружными, а иногда и внутренними стенами, под перекрытиями, опираясь на основной каркас. В тех же местах, где нет элементов основного каркаса, на которые можно было бы опереться, балки поддерживаются колоннами.
Балки и колонны второстепенного каркаса изготовляются из менее качественной стали, чем «ДС». Она отличается от обычной строительной стали только небольшой добавкой меди, которая не увеличивает прочности, но примерно вдвое повышает сопротивляемость стали ржавлению.
Поверх балок второстепенного каркаса укладываются сплошные железобетонные плиты толщиной в 10 сантиметров. Эти плиты представляют основное перекрытие, на котором укладывается пол. Толщина пола во многих местах очень велика» так как в него заделываются электропроводка, трубы и пр.
Таким образом, стальной каркас Дворца Советов будет представлять грандиознейшую конструкцию, не имеющую себе равной во всем мире. Чтобы получить некоторое представление о масштабах этой конструкции, достаточно сказать, что вес всего стального каркаса будет равен 350 тыс. тонн.
Прежде чем приступить к изготовлению металлических конструкций, потребовалось провести большую подготовительную работу: освоить новые сорта стали, организовать прокат новых профилей и пр. Отдельные части будущего каркаса производятся на заводах, расположенных вне Москвы. Там изготовляются так называемые «монтажные элементы», т. е. отрезки колони, балок, колец и др. Размеры этих элементов должны быть таковы, чтобы их можно было перевозить по железной дороге и поднимать крановыми устройствами; так, например, максимальная длина отдельного элемента конструкции не должна превышать 15 метров. В Москве, около Ленинских гор, построен специальный завод, куда прибывают все эти монтажные элементы, представляющие собой отдельные части стального каркаса. На этом заводе они подготавливаются к монтажу, т. е. к сборке на строительной площадке. На концах каждого монтажного элемента просверливаются дыры для соединения двух соседних элементов заклепками. В таких деталях, как колонны, торцевые стороны обрабатываются специальными станками, чтобы получилась гладкая поверхность; это нужно для того, чтобы при сборке каркаса каждый верхний элемент плотно становился на нижний.
В таком виде отдельные монтажные элементы каркаса поступают с завода на строительную площадку.
Сборка такой грандиозной конструкции, как каркас, будет чрезвычайно ответственным этапом в строительстве Дворца Советов. Наличие внутри здания пустой плоскости Большого зала с размерами около 150 метров по ширине и высоте еще больше осложнит работу.
Весь монтаж каркаса намечено вести с помощью 12 деррик-кранов. Такой кран представляет стальную, ажурную мачту значительной высоты. У основания мачты шарнирно укреплена укосина. Кран может поднимать до 40 тонн груза.
Сейчас краны установлены на фундаментах. По мере сборки каркаса краны будут подниматься выше и устанавливаться на уже смонтированных балках. Когда каркас поднимется настолько, что краны уже не смогут подавать материал прямо с земли наверх, то 10 кранов перейдут на верхние балки. Оставшиеся же 2 крана будут передавать им грузы с земли, не участвуя непосредственно в монтаже.
В дальнейшем, с ростом каркаса, число передаточных кранов будет расти, а количество кранов, ведущих монтаж, уменьшаться. Монтаж статуи будет вестись всего лишь одним дерриком, остальные краны будут находиться ниже и работать в качестве передаточных.
Для соединения отдельных монтажных элементов в единый каркас потребуется поставить во время сборки почти 8 млн. заклепок, не считая заклепок, которые будут сделаны на заводах при изготовлении отдельных конструкций.
Сборка потребует большого количества рабочих. Доставка их с земли к рабочим местам будет производиться по временный лифтам.
Центральная, или высотная, часть дворца, башня, для которой сооружается стальной каркас, окружена «низкой» частью здания — стилобатом. Эта часть дворца также будет иметь стальной каркас. Высота стилобата достигает 80 метров, и поэтому его каркас будет состоять из более мелких элементов, чем основной каркас. Но и здесь на отдельные колонны придется нагрузка в 3 тыс. тонн, т. е. равная весу груженого товарного поезда, составленного из 150 вагонов.»
Монтаж каркаса начался в 1940 году, и к началу ВОВ возвышался уже на 7 этажей. В 1941 году запасы легендарной стали "ДС" пошли на изготовление противотанковых ежей. А когда эти запасы кончились, начали разбирать уже построенный каркас — эта сталь пошла на ремонт железнодорожных мостов.
Как нам, конечно, известно сооружать интерьеры Дворца Советов так и не начали. Однако было сделано огромное количество проектов, эскизов, чертежей. Самым невероятным, даже по теперешним временам, в этих прожектах был Большой Зал Дворца Совета. Огромные объемы, абсолютно футуристические механизмы, безусловно заслуживают отдельного упоминания.
В этом посте я хочу привести одну статью о Большом Зале (текст большой, но прочитайте - не пожалейте времени - уверена, получите удовольствие. Главное, включить фантазию!), а также покажу - какими представляли Большой зал и другие интерьеры известные архитекторы того времени
Техника молодежи 1939 г.
"В столице Советского Союза, на обширной территории у набережной Москва-реки, полным ходом сооружается грандиозный памятник Владимиру Ильичу Ленину — Дворец Советов.
В центре этого величайшего в мире сооружения, под высотной, башенной частью его, разместится Большой зал.
В этом зале будут происходить всесоюзные съезды и мировые конгрессы, массовые празднества, театральные спектакли и цирковые представления, выступления мощных хоровых ансамблей и оркестров, физкультурных коллективов и различных коллективов художественной самодеятельности.
Большой зал рассчитан почти на 22 тыс. человек. Он имеет форму круга и перекрыт высоким сводом. Размеры зала необычайно велики: его диаметр равен 140 метрам, высота составляет 100 метров, а общий объем достигает почти одного миллиона кубических метров. Такой объем имеет самое высокое здание мира — небоскреб Эмпайр-билдинг в Нью-Йорке. Таким образом, этот небоскреб по кубатуре целиком мог бы поместиться в одном лишь Большом зале Дворца Советов.
Чтобы представить эти колоссальные объемы, предлагаю вам взглянуть на иллюстрацию. Здесь представлен Дворец Советов в разрезе. Посмотрите, каким грандиозным должен был стать Большой зал!
В середине зала находится арена диаметром в 20 метров. Она окружена широким поясом партера. Вокруг партера, возвышаясь друг над другом, расположены места амфитеатра. Позади него идет по кругу мощная колоннада, поддерживающая свод. За колоннадой тянется широкий кольцевой проспект, по которому свободно может прохаживаться публика во время антрактов и перерывов. В южной части зала особый сектор занимают места президиума.
Если в Большом зале происходит какой-либо съезд, то арена также заполняется креслами, и вся середина зала превращается в сплошной партер. И наоборот: весь партер можно, в случае необходимости, освободить от кресел; тогда получится громадная арена диаметром в 42 метра. Кроме того, для сценических надобностей используется сектор мест президиума, а также межколонные пространства, расположенные за амфитеатром. Эти пространства весьма значительны. Так, например, площадь между двумя колоннами равна большой сцене Московского Художественного академического театра. Она имеет в ширину 12 метров и в глубину — 7 метров.
Под огромным сводом, вверху, возможен показ цирковых аттракционов, демонстрирование работы краснофлотцев на реях и пр.
Большой зал. А., В. и Л. Веснины
Круглая форма зала не позволяет устроить обычную театральную сцену, позади которой находятся декорационные мастерские, артистические уборные и пр. Все это здесь расположено внизу, под ареной, в так называемом трюме. Он занимает обширную площадь под Большим залом, и глубина его, считая от пола партера, достигает 14 метров.
Одним из наиболее примечательных сооружений, находящихся в трюме, является кольцевой конвейер. Он представляет собой большое кольцо, внутренний диаметр которого равен 57 метрам, а внешний — 77 метрам. Таким образом, ширина кольца
составляет 20 метров. Весь конвейер опирается своими ходовыми колесами, идущими в четыре ряда, на круговой четырехрельсовый путь и может при помощи моторов вращаться и по часовой стрелке и в обратном направлении.
На конвейерном кольце размещено восемь круглых сценических площадок одинакового диаметра, равного ширине конвейера — 20 метрам. Эти площадки сами по себе представляют большой интерес и заслуживают того, чтобы остановиться на каждой из них в отдельности.
Большой Зал. Б.Иофан
Три площадки являются демонстрационными, причем одна из них предназначена для балета, художественной гимнастики и т. п. На этой площадке пол сделан из плотного матового стекла и разделен на множество треугольных ячеек. Внутри каждой из них помещается набор разноцветных электрических ламп. Эти лампы, по указанию художника, могут включаться в самых причудливых комбинациях, создавая изумительной красоты цветной ковер.
У двух других демонстрационных площадок полы деревянные. Эти площадки оборудованы разнообразными приспособлениями для крепления объемных декораций, физкультурных снарядов, клеток для зверей и пр.
Площадка с театральным трюмом представляет огромное трехэтажное сооружение цилиндрической формы. Высота его равна 9,5 метра, а вес достигает 260 тонн. В театральном трюме может находиться' одновременно до тысячи артистов. Поднимаясь по особым подвижным пандусам, они могут внезапно появиться на арене зала.
Чрезвычайно интересно устройство верхнего пола театрального трюма. Поверхность его разбита на тринадцать квадратов одинакового размера. Сторона квадрата равна 2,5 метра. Каждый квадрат оборудован снизу винтовым подъемником. Благодаря такому устройству верхний пол театрального трюма может быть преобразован так, что вместо гладкой поверхности будут выступы высотой до 15 метров и глубокие провалы. Эти необычайные технические возможности сцены позволят осуществлять весьма эффектные театральные постановки.
На одной из восьми площадок смонтированы четыре киноэкрана. Они расставлены четырехугольником, благодаря чему можно смотреть кинокартину с любого места зрительного зала.
Большой зал Д. Чечулин
На арене Большого зала смогут показать свое искусство и конькобежцы; одна из площадок представляет собой искусственный каток. Ледяное поле намораживается в трюме, а затем вместе с конькобежцами поднимается наверх.
Но особенно приятно будут поражены зрители, когда из глубины трюма поднимется седьмая площадка. Оки увидят огромный резервуар глубиной, в 3,5 метра.
Внезапно в центре и по краям резервуара забьют водяные фонтаны. Освещенные разноцветными огнями, они представят красивое, феерическое зрелище. В течение 20 минут бассейн наполнится водой, и начнутся выступления пловцов. Помимо физкультурных показов, в бассейне возможна демонстрация водолазных работ.
Последняя площадка имеет чисто служебное назначение — это сейф; в него убирается вся мебель из партера, когда необходимо подготовить большую арену, диаметром в 42 метра.
На такой арене возможны игра в теннис, прыжки в длину, метание ядра, диска.
Трюм Большого Зала
Таковы замечательные сценические площадки Большого зала, расположенные на кольцевом конвейере.
Вокруг конвейера, в трюме, размещены монтажно-сборочные мастерские. Любая сценическая площадка благодаря вращению конвейера устанавливается против дверей соответствующей мастерской, и начинается подготовка сцены: если предстоит театральное действие — монтируются декорации; если в программе физкультурные выступления — крепятся спортивные снаряды, и т. д.
Но вот сцена подготовлена. Конвейер снова приходит в движение. Он останавливается в тот момент, когда нужная площадка оказывается против ворот центрального подъемника. Посредством мощного электрического тягача сценическая площадка перемещается с конвейера на огромный планшет подъемника и вслед за тем подается вверх.
Что же представляет собой подъемник? Какова его сила, как он устроен, что в состоянии поднимать тяжелые конструкции весом в несколько сот тонн?
Этот подъемник гидравлический. Он проходит в самом центре трюма, т. е. через середину конвейерного кольца. Нижняя часть подъемника помещается в глубокой шахте, дно которой находится на 35 метров ниже пола Большого зала. Это самая низкая точка Дворца Советов.
В шахту опускается стальной толстостенный цилиндр длиной в 16 метров. Внутренний диаметр цилиндра составляет почти 1,5 метра. Внутри цилиндра проходит, наподобие штока, другой, подвижной цилиндр диаметром в 1350 миллиметров. Это так называемый пустотелый плунжер. На него опирается стол подъемника, состоящий из системы перекрещивающихся балок.
Две из них, главные балки, взаимно перпендикулярные, оборудованы по концам десятитонными роликовыми ползунами. При подъеме и опускании плунжера ползуны скользят по четырем направляющим колоннам, благодаря чему вся подвижная часть подъемника сохраняет равновесие и устойчивость. Направляющие колонны тянутся во всю высоту трюма. Сечение этих колонн квадратное, причем сторона квадрата равна 1 метру. Длина каждой направляющей колонны достигает 18 метров.
На поверхности стола подъемника смонтирован вращающийся планшет, напоминающий мост поворотного круга в железнодорожном депо. На этот планшет и накатывается подготовленная к подъему сценическая площадка.
Подъем происходит следующим образом: в наружный цилиндр, помещенный в шахте, пускается вода из громадного бака, установленного на высоте 310 метров, почти у самого подножия статуи Ленина, увенчивающей Дворец Советов. Вода создает давление на "плунжер снизу вверх, равное 30 атмосферам. Это очень большое давление, но все же его недостаточно, чтобы поднять плунжер вместе с колоссальным грузом. Ведь общий вес подвижной части подъемника и сценической площадки превышает 800 тонн. Поэтому к, столу подъемника подвешены на стальных канатах, перекинутых через блоки, массивные чугунные противовесы. Они уравновешивают стол и плунжер, общий вес которых составляет 500 тонн.
При опускании же сценической площадки обратно в трюм открывается опускной клапан подъемника: вода из цилиндра уходит, и плунжер постепенно и плавно опускается.
Вода вытекает в нижний бак, откуда при помощи мощных центробежных насосов перекачивается за несколько минут обратно в верхний бак.
Подъем сценических площадок из трюма в зал и опускание их производятся со скоростью от 0,1 до 0,3 метра в секунду.
Эта скорость регулируется особым гидравлическим устройством, которое действует автоматически.
Накат площадки с конвейера на подъемник продолжается 3,5 минуты, а подъем ее в зал — около одной минуты. Спуск и откатка сцены потребуют столько же времени, т. е. 4,5 минуты. Таким образом, смена сцены займет всего лишь 9—10 минут.
Центральный гидравлический подъемник, расположенный в трюме, ограничен с двух противоположных сторон железобетонными стенами. Они имеют форму незамкнутой цилиндрической поверхности и простираются от основания трюма вверх до самого перекрытия.
Между стенами устроены друг против друга ворота, через которые сценическая площадка накатывается с конвейера на подъемник и обратно.
С обеих сторон каждой стены выдвигается на роликах по два противопожарных занавеса. Они имеют такую же высоту и форму незамкнутой цилиндрической поверхности, как и неподвижные стены. Когда занавес закрывается, то весь подъемник оказывается внутри глухой цилиндрической башни диаметром в 33 метра. Из этой башни дым и огонь не могут проникнуть ни в зал, ли в остальную часть трюма. Этот противопожарный занавес, состоящий из четырех частей, весит около 300 тонн. Он приводится в движение с помощью противовесов и закрывается в течение 25—30 секунд. Занавес представляет стальную конструкцию, одетую волнистым железом.
Поверхность занавеса покрыта особым огнеупорным слоем, составленным из асбеста и слюды, способным выдерживать в течение двух часов температуру почти в 1000°.
Большой зал отделяется от трюма перекрытием, толщина которого превышает 4 метра. Основой перекрытия служат горизонтальные стальные балки огромных размеров: высота их достигает 3,5 метра. Внутри этих гигантских балок устроены служебные помещения и проходы для артистов.
В перекрытии размещены и некоторые механизмы. Главным из этих механизмов является горизонтальный затвор. Он закрывает громадное средизальное отверстие, образующееся при опускании сценической площадки, и, кроме того, служит полом центральной части партера, располагающейся на арене. Горизонтальный затвор состоит из двух плоских мостовых конструкций, помещающихся в перекрытии на 2 метра ниже пола зала. Эти мостовые конструкции движутся друг другу навстречу, приходят в плотное соприкосновение, после чего затвор посредством гидравлических домкратов поднимается кверху
Как только горизонтальный затвор (или же сценическая площадка) опускается, вокруг открывшегося средизального отверстия автоматически поднимается предохранительный барьер, высота которого достигает 1,5 метра.
Все важнейшие механизмы, расположенные в трюме Большого зала, — конвейер, подъемник, противопожарный занавес, горизонтальный затвор, барьер — сблокированы между собой, т. е. они, связаны взаимодействием. Так, например, если пожарный занавес открыт, то не может двигаться гидравлический подъемник; если опускается горизонтальный затвор, открывая средизальное отверстие, то автоматически выдвигается кверху предохранительный барьер; если средизальное отверстие закрывается сценической площадкой — барьер тотчас опускается.
Такое устройство значительно облегчает управление этими сложными механизмами. Все управление ими централизовано, сосредоточено в одном месте. Здесь широкое применение находит телемеханика. Благодаря этому технический персонал, обслуживающий все механизмы, может быть доведен до минимума — двух-трех человек, роль которых сведется к предварительной проверке действия механизмов"
----
И на последок еще несколько эскизов других интерьеров
Зал приема правительства. Б.Иофан, В. Гельфрейх, Л. Белопольский, В. Пелевин
Авансзал. Б.Иофан
Дворец Советов. Интерьеры. Жуков А., Чечулин Д., Куровский А.
Дворец Советов. Интерьеры.Додица Я., Душкин А.
Электронное голосование, скоростные лифты, сто этажей и стометровый Ленин: каким бы построили Дворец Советов в Москве
Читайте также: