Опера лед и сталь
Избранное наследие Владимира Дешевова (1889-1955)
(фамилия произносится с ударением на последнем слоге: ДешевОв")
Владимир Михайлович Дешевов (1889-1955) — яркий представитель русской музыки первой половины XX века.
В 1920-30-е годы он был среди первопроходцев в освоении новых тем и жанров: создал балет на революционную тему «Красный вихрь» по поэме А. Блока «Двенадцать» (1924), оперу «Лед и сталь» о кронштадтском восстании 1921 года (1930), «индустриальную» музыку к пьесе «Рельсы» (1926), музыку к немому шестисерийному фильму «Обломок империи» (1929) и к первому озвученному мультфильму для детей «Почта» на текст С. Маршака (1930), первую советскую оперетту «Дружная Горка» (1929, совместно с Н. Двориковым) и т. д.
Творчество Дешевова получило признание в нашей стране и за рубежом. Знаменитый Дариюс Мийо, ознакомившись с его сочинениями в 1926 году, заявил: «. на меня сильнейшее впечатление произвел в Ленинграде молодой Дешевов. Это — настоящая гениальность, совершенно чуждый академизму подход к искусству». Новаторские произведения композитора не утратили значения и поныне: так, опера «Лед и сталь» в 2008 году была поставлена Цюрихским оперным театром и передавалась по радио.
ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Медитации, ор. 3 (1920-1922),— цикл миниатюр, опубликованный Музыкальным сектором Государственного издательства в 1926 году, переизданный на правах рукописи Музыкальным фондом СССР в 1974 году, а позднее включенный в сборник: Советская фортепианная миниатюра 20-х — начала 30-х годов / ред.-сост. Н. Копчевский. — М.: Советский композитор, 1989. — Вып. 1. С. 33-43
Этюд, op. 1, № 1 (1913/1955) возник в консерваторские годы как Этюд es-moll. В 20-х годах переработан (вероятно, в связи с подготовкой к изданию) Л. В. Николаевым, который местами изменил фактуру, добавил варианты исполнения и сочинил новую коду на материале средней части. Эта редакция, рукопись которой находится в ОР РНБ (ф. 1058, on. 1, ед. хр. 19), была опубликована в 1929 году издательством «Тритон» и позднее переиздана в сборнике: Избранные этюды и пьесы советских композиторов : для фортепиано. — М.: Музгиз, 1952. — Вып. 2. С. 3-11. В 1955 году автор транспонировал «николаевскую» коду в Ges-dur (автограф — в ЦГАЛИ СПб., ф. 104, on. 1, д. 128, л. 6) и соответственно изменил обозначение тональности Этюда, который и был напечатан в такой версии в издании: Дешевов В. Два этюда. — Л.: Музгиз, 1958. — С. 2-8.
Этюд, ор. 45 (1943) впервые опубликован в издании: Дешевов В. Два этюда. — Л.: Музгиз, 1958. — С. 9-11.
Скерцо, соч. 6 (1922), в первоначальной версии было опубликовано в 1928 году Музыкальным сектором Государственного издательства, а в 1975-м переиздано на правах рукописи Музыкальным фондом СССР. В 1954 году композитор создал вторую редакцию пьесы, опубликованную (с некоторыми неточностями) в сборнике: Фортепианные пьесы советских композиторов / под ред. К. Сорокина. М.: Музыка,
1964. IV курс : вып. 7. С. 3-12. (Пед. репертуар муз. училищ).
Баллада, соч. 7 (1923), в 1927 году опубликована Музыкальным сектором Государственного издательства, а в 1974-м переиздана на правах рукописи Музыкальным фондом СССР (тиражом всего в 15 экземпляров) с незначительными изменениями, которые, по-видимому, были внесены самим автором, в последние годы жизни пересмотревшим ряд своих фортепианных сочинений.
Завод. Фрагмент из оперы «Лед и сталь», соч. 24 (1930). Свободная обработка А. Каменского основана на оркестровом вступлении ко II акту оперы.
===============
Прелюдия, без номера опуса (1910). Это самое раннее из сохранившихся сочинений Дешевова.
Марш, без номера опуса (1928). Это небольшая пьеса в жанре, столь популярном в советской музыке 1920-30-х годов и характерном для творчества ее автора.
Балерина, без номера опуса (1938),— вариация-pizzicato Золотой рыбки из неоконченного балета «Сказка о рыбаке и рыбке» по Пушкину.
Балетный танец, ор. 40 (1938),— также фрагмент «Сказки о рыбаке и рыбке» (Танец четырех чаек).
Патриотические этюды, без номера опуса (1944),— пятичастный цикл, созданный Дешевовым на основе его музыки к научно-популярному фильму «Архитектура Ленинграда» (1939).
- Пьеса «Монплезир» (№ 2) посвящена дворцу в Петергофе,— изящная зарисовка придворной жизни в ритме старинного менуэта.
- Пьеса «Петергофские фонтаны» (№ 3) живописует игру воды, бьющей в каскадах знаменитого архитектурного ансамбля.
Стигматы Св. Франциска Ассизского, без номера опуса (1911),— одно из ранних сочинений Дешевова.
Марш, ор. 1,№ 2 (1914/1918) с посвящением "Сереже Прокофьеву", в 1928 году был напечатан Музыкальным сектором Государственного издательства; позднее переиздан отдельно (М. : Музгиз, 1935) и в сборнике: Фортепианные пьесы советских композиторов / под ред. К. С. Сорокина. — М. : Музыка, 1964. — III курс, вып. 6. С. 6-12. — (Пед. репертуар муз. училищ).
Из дневника, ор. 17 (1927),— пьеса, написанная как дань дружбе с Дариюсом Мийо.
Рельсы, ор. 16 (1926),— авторская фортепианная транскрипция фрагмента оркестровой музыки к одноименному спектаклю (сцена крушения поезда) в постановке Красного театра (Ленинград, 1926). Пьеса издавалась отдельно (Л. : Тритон, 1926) и в сборнике: Северный альманах : Пять пьес для фортепиано П. Рязанова, Ю. Тюлина, В. Дешевова, Г. Попова и В. Щербачева. — Л. : Тритон, [1927]. — С. 7-9.
===============
ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(в ряд оригинальных текстов поэтов композитором были внесены некоторые изменения!)
Четыре песни для детей op. 27 на слова К. Чуковского (1934)
1. В лесу
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эй вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы».
Опера лед и сталь
Опера «Лед и сталь» композитора Владимира Дешевова (1889-1955) известна лишь узкому кругу специалистов. Написанная специально по заказу ГАТОБа (Мариинский театр) и поставленная 17 мая 1930 года, эта первая «пролетарская опера» имела принципиальное значение для развития советского оперного искусства. Перед музыкальными театрами тех лет стояла задача создания спектаклей на современные темы: на оперную сцену должны были выйти новые герои — революционеры, большевики, рабочие и крестьяне. Очевидно, что новые герои не могли существовать в рамках старой оперной эстетики, не могли выражаться языком «Аиды» и «Трубадура», поэтому от композиторов ждали новых музыкальных форм, соответствующих духу времени. В эпоху конструктивизма и индустриализации театра, одним из ярких представителей новой композиторской волны стал Владимир Дешевов.
3273 0
Наш журнал продолжает публикацию цикла статей Дмитрия Изотова «Из прошлого отечественной оперной практики». На очереди — пролетарская тема.
Опера «Лед и сталь» композитора Владимира Дешевова (1889-1955) известна лишь узкому кругу специалистов. Написанная специально по заказу ГАТОБа (Мариинский театр) и поставленная 17 мая 1930 года, эта первая «пролетарская опера» имела принципиальное значение для развития советского оперного искусства.
Перед музыкальными театрами тех лет стояла задача создания спектаклей на современные темы: на оперную сцену должны были выйти новые герои - революционеры, большевики, рабочие и крестьяне. Очевидно, что новые герои не могли существовать в рамках старой оперной эстетики, не могли выражаться языком «Аиды» и «Трубадура», поэтому от композиторов ждали новых музыкальных форм, соответствующих духу времени. В эпоху конструктивизма и индустриализации театра, одним из ярких представителей новой композиторской волны стал Владимир Дешевов.
Выпускник Санкт-Петербургской консерватории и ученик Анатолия Лядова, Дешевов был участником Ассоциации современной музыки (АСМ), организации возникшей в 1924 году. Идеологом АСМ в Ленинграде был Борис Асафьев. Он считал, что знакомство с творчеством современных западных композиторов послужит стимулом для советских авторов, станет для них школой мастерства. АСМ выдвигала Дешевова как талантливого композитора нового направления. Им были написаны балет «Красный вихрь» (1924) и индустриальный опус «Рельсы» (1926). Дешевов заведовал музыкальной частью в драматических театрах Ленинграда и, как писал современник композитора Валериан Богданов-Березовский: «Вынужденный пользоваться чрезвычайно сжатыми инструментальными ансамблями, он научился из небольшого состава инструментов, путем различного их комбинирования и видоизменения техники подачи звука – извлекать самые разнообразные эффекты». Практика работы в драматическом театре сказалась на творчестве композитора: его музыка была иллюстративна, эксперимент в оперной драматургии понимался им как отказ от оперной специфики. Руководство бывшего Мариинского театра, заказывая музыкальное произведение на современную тему, поставило перед композитором сжатые сроки: восемь месяцев на всю работу. Рождение советской оперы проходило, как правило, под патронажем музыкальных театров, адаптирующих разного качества партитуры к постановочному замыслу.
Для сюжета новой оперы, получившей название «Лед и сталь», было выбрано реальное событие - Кронштадтское восстание 1921 года, повествующее о вооруженном выступлении флота против большевиков. Тема для того времени современная и актуальная, к тому же были живы очевидцы этих событий. Главные надежды возлагались на драматургов, которые смогли бы ускорить процесс создания советской оперы: написать либретто на предложенный сюжет. На разговор в театр были приглашены современные писатели Л. Сейфуллина, К. Федин, Б. Лавренев: «Они с ужасом уставились на меня, - вспоминал режиссер Сергей Радлов, - как это они будут писать либретто, но когда я им объяснил, что мы хотим новый жанр, они согласились». Либретто Бориса Лавренева, написанное «сочным» бытовым языком, в красках отражало жизнь рабочего класса.
Опера-хроника была поделена на четыре акта. Первый акт – барахолка в Ленинграде, второй – митинг на металлическом заводе, третий – ночь перед штурмом в Стрельне, и четвертый – сам штурм в Кронштадтском форту. Первый акт погружал слушателей в хаос «черного» рынка – здесь и камергер, продающий свои парадные штаны, старухи, торгующие разной всячиной, барыни, предлагающие покупателям панталоны, и прочие антиклассовые элементы, пытающиеся продать кокаин. Текст был насыщен жаргонным языком того времени, или, как сказали бы сегодня, в духе документального театра «вербатим»:
— Маманя, купите штаны, позументом обошью, будет сарафан на завидки Аксюше!
— Камергерские штаны на все стороны равны, налетай, покупай!
— Кому надо, кому надо порошок для нюха, лишает ног и брюха, прочищает зрение, приводит во оболдение!
На барахолке появляется комсомолка по имени Муся, призывы которой приводят к мятежу и расстрелу чекистов. Второе действие разворачивается уже на металлическом заводе и демонстрирует митинг и забастовку рабочих. Третья сцена - кинематографическая смена перспективы, показывает то штаб большевиков, то взбунтовавшихся матросов Кронштадта. И, наконец, финал оперы происходит в ставке контрреволюционеров, где звучат, согласно партитуре, семнадцать взрывов: комсомолка Муся, пробравшись в стан врага, взрывает пороховой склад, положив свою жизнь на благо торжества советской власти.
Музыкальные задачи новой оперы дирижер Владимир Дранишников определял как «борьбу с романтически-статичной формой оперного спектакля». В основу были положены отображения повседневной жизни, что сближало оперу с представителями западного «натурализма». Многие критики ассоциировали музыкальные гармонии Дешевова с операми Альбана Берга и Франца Шрекера. Дранишников заявлял, что в этой революционной опере присутствует «весь калейдоскоп новой, неслыханной прежде, полной и ярко пульсирующей человеческой жизни». Здесь и металлический завод, и барахолка, и митинг рабочих, речи монархистов, лозунги коммунистов и причитания крестьян. Охват речевых возможностей ставил новые задачи перед артистами: содержание оперного спектакля драматизировалось.
В опере Дешевова не было образных характеристик героев, к тому же многочисленность эпизодических персонажей не направляла действие, а производила впечатление документального фильма. С музыкой «Льда и стали» в театр входила озвученная современность, композитором был найден ключ к новому музыкальному языку - уличные интонации получали право на театральное существование.
В этой связи вставал вопрос о том, как ставить такое произведение. Музыковед Иван Соллертинский в статье «Проблемы музыкального театра» писал: «Оперная драматургия развивается не из себя, не продолжая старые оперные традиции, но ориентируется на живой драматический театр своего времени».
Постановил спектакль Сергей Радлов, пришедший работать в музыкальный театр из драмы. Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета, он посещал студию на Бородинской (1914-1917), которой руководил Мейерхольд и активно увлекался «Старинным театром» Николая Евреинова. В сфере интересов Радлова был античный театр, экспрессионизм и комедия дель арте. На сцене бывшего Мариинского театра при участии Бориса Асафьева он поставил свои знаменитые спектакли, вызвавшие нешуточный резонанс в театральных кругах Ленинграда: «Любовь к трем апельсинам» (1926), «Воццек» (1926) и «Борис Годунов» (1928). Теперь на смену сказочному, литературному и исторически-костюмированному сюжетам театр должен был взяться за современную тему, положив тем самым начало реформе оперного театра. «Главные принципы этой реформы, - писал Радлов, - дать вместо «оперы» т.е. пения в костюмах и париках на фоне декораций – драматический спектакль на музыке; вместо певца, делающего подходящий грим и жесты – артист, играющий образ и отношение к образу; вместо хора – как неподвижной, чисто музыкальной единицы – коллектив, несущей на себе всю динамику действия».
Приступая к постановке «Льда и стали», Радлов собирался создать новую форму оперного спектакля на «новом содержании», другими словами, поставить революционный по тематике и стилистике современный спектакль. Сам режиссер называл стиль спектакля – конструктивным реализмом. Радлов подчеркивал: «Реализма, а не натурализма. Мы не копируем жизнь, мы не фотографируем событий. То, чего мы хотели добиться – это правды ощущений, волнений, сомнений, тревоги, решимости владевших пролетариатом в исторические дни».
Уже в процессе репетиций «Льда и стали» устраивались массовые обсуждения партитуры Дещевова. Представители фабрик и заводов, присутствующие на заседании художественного совета, отмечали исключительную доходчивость музыки, они говорили: «Музыка эта поднимает, дает силу» и «Завод ожил передо мной».
Путиловский завод организовал шефство над постановочной бригадой и провел для артистов экскурсии для изучения заводской обстановки. Радлов задался целью поставить документальный спектакль, оперу-хронику, призывал артистов уйти от условного оперного жеста. Динамика спектакля была организована, по словам Бориса Асафьева, от «воплощения бытового фона («обывательского хаоса») к героическому порыву и подвигу». Центральным персонажем документальной оперы была комсомолка Муся. По замыслу создателей, она представляла собой человека новой формации, носителя светлой мечты о построении нового будущего. Эту роль сыграла знаменитая артистка Софья Преображенская. В образе Муси, по ее собственным воспоминаниям, привлекали «зачатки волевой и героической женщины». Именно такие роли Преображенская впоследствии с успехом воплощала на сцене Кировского театра. Работа над образом комсомолки во многом предвосхитила ее самую знаменитую роль – Жанну Д’Арк в спектакле «Орлеанская дева» (1945), получив за нее Сталинскую премию первой степени. Однако Муся была выходцем из народа, выражалась простым языком, фразами типа: «гнусь, ты!», «шельма» и «дудки». И, несмотря на талант Преображенской, обывательский образ Муси не поднимался до уровня героини, к тому же он не имел музыкального развития и в партитуре - персонаж терялся в толпе густонаселенных обитателей «Льда и стали».
К сожалению, многочисленные рецензии на спектакль не описывают подробностей сценического текста, внимание критики в основном было сосредоточено на оценке музыки Дешевова. Известно, что в постановке было множество сценических эффектов: гремели взрывы и вздымались воды Финского залива. Художник Александр Рыков создал конструктивный стиль оформления с элементами реализма: туманный горизонт и развалины барахолки, серые тона цехов, берег Финского залива. Батальная концовка и феерия разрывающихся от снарядов льда – производила на зрителей неизгладимое впечатление. Несмотря на мастерски придуманные сценические эффекты, критики в унисон заявляли, что вместо ожидаемой музыкальной трагедии, на выходе получилась драматическая хроника.
Фраза режиссера Радлова, размещенная в буклете спектакля: «Вместо оперы – драматический спектакль на музыке» - отрицала саму специфику оперного искусства. Поэтому спектакль вызвал множество вопросов в музыкальных кругах Ленинграда. Критики сетовали на отсутствие полноценного героя, и даже принимая во внимание доводы АСМ, что «герой оперы – ленинградский пролетариат», разноплановая толпа, представленная индивидуальными характеристиками, не имела в себе объединяющей динамической действующей силы. Богданов-Березовский писал о том, что влияние АСМ выразилось в спектакле не только в натуралистических приемах, но и в общем экспрессионизме колорита (гримасы участников барахолки, тревожно-возбужденный тон ночи перед штурмом, вместо героического порыва), стремление к внешней сценической динамике и к гипертрофии движения поющих.
Анализируя сцену барахолки, рецензент журнала «Рабочий и театр» писал: «Перед нами не стихия «обывательского хаоса», как это кажется Борису Асафьеву, а скорее – хаотическая обывательщина. Не производит впечатление и финал I акта – бунт матросов – где много выстрелов, но мало музыки». Аналогичного мнения был и критик Иван Соллертинский: «Четыре короткие сценки, из коих первые три – жанрово-бытового характера с легкой гротескной окраской, а четвертая – отрывок из романтической мелодрамы с батальным апофеозом, все это драматургически скудно и серо, и ни на какую обобщенность претендовать не может».
Несмотря на жесткую критику как музыки, так и самого спектакля, 16 декабря 1930 года опера «Лед и сталь» была поставлена в Москве в оперном театре Станиславского (режиссеры – С. Турмачев и Б. Вершилов, художник – П. Вильямс, дирижер – Б. Хайкин). Но, официальная критика продолжала обвинять Дешевова и АСМ в формалистических ухищрениях, вместо решения пролетарских проблем. После нескольких представлений, оба спектакля были сняты с репертуара. Любители оперы имеют возможность самостоятельно оценить оперу Владимира Дешевова. В 2007 году в Германии к 90-летию Октябрьской революции в городе Саарбрюккен состоялась постановка «Льда и стали». Новая сценическая жизнь забытого произведения советской эпохи превзошла все ожидания. Прогнозируемого скептиками «провального» эксперимента не получилось - театральная, насыщенная кинематографической динамикой партитура, вызвала неподдельный интерес, как зрителей, так и прессы. По отзывам критиков, «пролетарская опера» стала настоящим музыкальным открытием. Запись этого спектакля доступна для скачивания в интернете.
Что касается премьеры 1930 года, то в контексте развития советского оперного искусства ХХ века «Лед и Сталь» имела важное значение, фиксируя интонационный язык эпохи, продвигая идею создания современного искусства – музыкального спектакля, отвечающего духу времени и продолжающего реформаторские поиски оперной режиссуры.
Литература:
Богданов-Березовский. В.М. Дешевов // Жизнь искусства. 1929. №33. С.7.
Грес С. Лед и сталь // Рабочий и театр. 1930. 26 мая. С.8.
Лед и сталь. Материалы к постановке оперы. ГАТОБ, 1930.
Соллертинский И. Проблемы музыкального театра // Жизнь искусства. 1929. №28. С.3.
Соллертинский И. В чем причина неудачи? // Рабочий и театр. 1930. № 32. С. 8.
Янковский М. «Лед и сталь» // Смена. 1930. 22 мая. С. 6.
Как название оперы, так и имя композитора известны лишь узкому кругу специалистов. Написанная в 1929 году и впервые поставленная в Кировском театре в 1930-м, она уже несколько лет спустя - самое позднее после разгромной антимодернистской статьи "Сумбур вместо музыки" - окончательно исчезла с советской сцены и пролежала в архиве более 70 лет. И вот - к 90-летию Октябрьской революции - на раскопки решились именно в Саарбрюккене. Парадокс? Нисколько, полагает музыкальный руководитель спектакля, дирижер Вилл Хумбург (Will Humburg). "Мы здесь, в Германии, и сегодня, находимся, так сказать, на здоровом удалении - географическом и временном - от революционного Петрограда, чтобы отважиться по-новому взглянуть на этот материал, - говорит Хумбург. - Для меня это было весьма интересное открытие". Музыкальные энциклопедии немногословны в отношении Владимира Дешевова: статья сообщает, что родившийся в 1889 году выпускник Петербургской консерватории и ученик Анатолия Лядова в начале 1920-х был одним из основателей Народной консерватории в Севастополе и является автором ряда музыкально-сценических произведений на революционную тематику, в том числе балета "Красный вихрь". "Лед и сталь" - единственная опера композитора, который прожил до 1955 года.
Чуть более подробные изыскания свидетельствуют о том, что "Лед и сталь" - это оперное произведение о кронштадтском мятеже, среди ее действующих лиц имеются персонажи, прообразами которых послужили Сталин и Троцкий. Выходит, что все вместе - чистой воды пропаганда. Стоит ли удивляться, что на саарбрюккенскую премьеру даже профессиональные критики ехали с некоторыми внутренними содроганиями. Предчувствия, однако, обманули: "Лед и сталь" - музыка яркая и оригинальная. Мастерское же исполнение делает ее и вовсе увлекательным событием. Дешевов ставит перед собой гордую задачу создания не только нового языка, но и нового жанра - пролетарской оперы. На свалку истории отправляется прежде всего деление на акты: опера идет полтора часа без перерыва. Ликвидируется и "классовое деление": на солистов и хор, на арии и речитативы.
"В этой опере совсем нет развернутых арий, - рассказывает Анна Тонеева (Anna Tonеewa), яркая - как вокально, так и драматически - исполнительница роли комсомолки Муси, практически единственной сквозной партии оперы. - Все арии речитативные. На каждую ноту приходится один слог, нет мелодии в привычном смысле".
Сложные задачи поставила партитура и перед постановщиками. "Я знаю лишь одну оперу, в которой еще больше действующих лиц, чем у Дешевова, - рассказывает дирижер Вил Хумбург. - Это "Война и мир" Прокофьева. Но прокофьевская опера в тринадцати картинах идет более шести часов, а у Дешевова сорок ролей распределяются всего на четыре сцены и 80 минут музыки. Практически каждый хорист оказывается и солистом". Зато опере Дешевова нельзя отказать в большой драматической стройности и прямо-таки кинематографической динамичности: первая сцена погружает слушателя в хаос черного рынка и заканчивается зарождением мятежа и расстрелом чекистов, вторая уводит нас на завод, где как раз начинается стачка. В надежных руках берлинского режиссера Иммо Карамана (Immo Karamann) спектакль приобрел и вневременную выразительность, и стильность - он отказался от непосредственных аллюзий к революционной эпохе, пара красных звезд на фуражках не портят картины. Зато хореография спектакля близка к пантомиме, и тем самым - к эстетике революционной эпохи, например, фильмов Ланга или Эйзенштейна. Заводскую жизнь, поставленную в Саарбрюккене почти как стилизованный балет, иллюстрирует "музыка машин", один из музыкально наиболее ярких эпизодов всей оперы. Третья сцена - с опять-таки кинематографической сменой перспектив - показывает нам то штаб большевиков, то бивак взбунтовавшихся матросов Кронштадта. И, наконец, финал происходит в ставке контрреволюционеров и кончается, если верить партитуре, 17 взрывами: комсомолка Муся, проникшая в стан врага, взрывает пороховой склад и себя вместе с ним.
Интонации ура-патриотизма в музыке, однако, нет вовсе - несмотря на финальный пафос. Напротив, мелодически наиболее красивые пассажи связаны с ностальгией по ушедшим "царским" временам (фотография композитора, ухоженного денди, вызывает предположение о личном характере этих воспоминаний), наиболее ярким характером оказывается предводитель бунтарей, матрос Димченко, а искренний бравур не дается композитору ну буквально ни в одной ноте. Дирижер Вилль Хумбург указывает и на другие особенности: "Комсомолка Муся, взрывающая себя вместе со складом пороха, совершает поступок очевидно бессмысленный - исход боя уже предрешен, а вместе с мятежниками гибнут тысячи "своих", как это и было на самом деле. И музыка не скрывает абсурда этой ситуации - она его подчеркивает. В финале марш большевиков почти неотличим от марша мятежников. Музыка совершенно не безвольна, она комментирует, она иронизирует. " Даже если композитор Дешевов ставил перед собой задачу прикинуться идеологически своим, ему как музыканту это не удается, да и как человеку, похоже, тоже не очень. Если "музыка машин" во втором акте - это прием, типичный для русского авангарда, то в музыкальной ткани других сцен отчетливо слышно влияние Яначека и Пуччини, Онегера и Хиндемита. "Это музыка, написанная мастерски и в лучших традициях авангарда 20-х годов", - свидетельствует дирижер Хумбург. Одним словом, впору говорить о настоящем открытии. Отдельное "спасибо" за него следует сказать директору Саарбрюккенского театра Бертольду Шнайдеру (Bertold Schneider), десять лет назад задумавшему поставить оперу Дешевова и добившемуся своего.
Пост переведён от бывшего участника VasiliyVasilievich на участника Jivien
Странно, что никто не комментирует.
Опера редкая, музыка очень интересная, интересный сюжет.
Что ещё надо.
Не понятно.
Уважаемый VasiliyVasilievich, огромное Вам спасибо за очередной исключительно редкий материал. Будем знакомиться и расширять свои представления о творчестве когда-то столь популярных, а ныне практически забытых отечественных композиторов начала XX века. С нетерпением жду Ваших очередных выкладок. С поклоном, благодарностью и признательностью. : appl:
Ув. Калевала! Я вам пообещал Аренского, но забыл напрочь! Постараюсь выложить как можно скорее. Возмозно даже сегодня вечером.
Спасибо! вероятно, комментарии столь пространны, что всё понятно. как родившийся в Севастополе, горд за Дешёвова!
PS: С Праздником! ))
Да, видео выпускалось на DVD.
По-видимому, эта аудиозапись и была извлечена с того диска (если так можно выразится), так как отдельно аудио компакт-диск с записью этой оперы НЕ ВЫХОДИЛ!
Половинкина я выкладывал Telescope-2 в исполнении Рождественского (товарищ legoru ранее выкладывал это же произведение в другом исполнении).
Ещё есть немного фортепианного Половинкина - всё собираюсь выложить диск "Советский авангард-2" (на нём 4 пьесы Половинкина), и есть ещё сюита для фортепиано.
Постораюсь выложить в самое ближайшее время.
Для просмотра видео предлагаю обратиться сюда:
(Ссылки удалены. Причина - см.комментарий №25 - kubra)
Небольшое предупреждение: не для просмотра, а для скачивания по платным Рапидным или Летитбитным ссылкам, на Летитбите ещё и с необходимостью оставления номера мобильного телефона. Альтернатив нет.
Внизу каждой страницы стоит девиз Погружения: "ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах". Бесплатная. Поэтому прошу г-на Цепоту в течение трёх дней предоставить бесплатную альтернативу предлагаемым платным услугам. Ссылки, содержащие исключительно платные услуги, будут расценены как спам и удалены здесь и удаляться впредь.
Ну что ж, Александр, спасибо за информацию. Посмотрим, насколько мне удастся скачать с бесплатного Летитбита - исходя из этого и буду решать. Всё же ссылки Ваши не на просмотр, а на скачивание - в этом пункте имеет место быть дезинформация, так что давайте без патетики. А поскольку, как показывает практика, с Рапидой и Летитбитом, изначально "заточенными" на платное скачивание, большинство наших участников не дружит (а найти на Летитбите возможность бесплатного скачивания - дело мудрёное, тем более, что не у всех достаточно сильные глаза, чтобы прочитать каптчу), то я оставляю за участниками и за собой право делать зеркала и перезаливки на Погружении Ваших выкладок (естественно, с указанием Вашего ника как первовыкладывателя, если будет доказуемо) на тех обменниках, которые более практичны для большинства погруженцев, поскольку поддерживать Вашу коммерческую деятельность никто из администрации сайта не собирается. Выкладывать же Вам на Погружении или нет - исключительно Ваше дело.
Не знаю. Я за последние полгода очень много (прям, ужас как много) чего наскачала немузыкального с летытбита, депозита, турбобита и (реже) других аналогов. Если речь о небольших размерах файлов (100-200 Мб), то это было, в общем-то, ненапряжно в бесплатном режиме. Труднее было с файлами, размером, скажем 800 и более Мб, потому что ждать окончания из загрузки приходилось полдня, а то и сутки. Если же попадался файл размером, скажем, 1,5 Гб и более, то от скачивания такого я просто отказывалась. Летытбит имеет то преимущество перед другими, что позволяет скачивать в несколько параллельных потоков, но в нём немного дольше пробираться к искомому, чем на турбобите. Преимуществом депозита является то, что он в ночные часы отдаёт относительно быстро - скрость может быть от 170 до 450 мбит/сек. Преимуществом турбобита является его дешёвость, если за него платить: 300 рублей за 40 дней. При этом есть ловушка: подписываясь на эту услугу, вы подписываетесь, не подозревая о том, на неё у вашего телефонного провайдера навсегда, и как только у вас на счетё появится сумма более 300 рублей, она тут же будет списана на оплату этой услуги. Наверно, от неё можно отписаться, - не пробовала, - но для этого, наверно, нужно идти в офис этого телефонного провайдера.
Да, на летытбите, кроме минутных ожиданий два или три раза, ввода капчей, есть обманки, призванные вынудить вас скачать и установить у себя в компе их менеджер закачек, но, если читать внимательно (а они там периодически меняют формулировки своих обманок, чтобы невнимательный пользователь попался на них), внимательно читать все их предложения и отказываться от них грамотно, а ещё и все вновь открывающиеся окна с рекламаой, типа того, как можно заработать в интернете, гасить в самом начале, то всё это быстро входит в привычный машинально-автоматический алгоритм действий, довольно несложный - можно сказать, что простой. В общем, пройдя эту, можно сказать, многомесячную школу, я отношусь к этим файлообменникам, в общем-то, терпимо. Но (повторяю): если речь о небольших файлах - размером до 300 Мб, например.
Что касается разрывов, то они тоже случались, но достаточно редко, чтобы слишком обращать на них внимание: может быть, в 1% случаев. Повтороное скачивание решало проблему.
Кстати, на турбобите временами на некоторых файлах появляются бирки, рекламирующию Акцию, типа: "Только сегодня этот файл со скидкой 95% - скачайте БЫСТРО всего за 2 рубля!". Вот так я и попалась на 300 рублей. В общем, похоже, это всё обман. Настолько непонятно всё объяснено там, что, платишь не 2 рубля, а как обычно по трём вариантам, самый удельно дешёвый из которых - это 300 рублей за 40 дней премиум-статуса. В общем, не советую поддаваться на эти предложения, если вы заранее не согласны заплатить по полной. (Я-то вот была согласна, потому и рискнула на этот эксперимент.) Но это не про летытбит. Это про турбобит, на котором нет возможности скачивать параллельно, если только это не первые три скачиваемые вами файла. После третьего файла разрешение на скачивание следующего надо уже ждать сколько-то минут. Следующего - полчаса. И так все последующие будут доступны к бесплатному скачиванию только через полчаса после окончания скачивания предыдущего. Скорость при этом - как на летытбите - 40-50 кбит/сек.
Цитата: Наверно, от неё можно отписаться, - не пробовала, - но для этого, наверно, нужно идти в офис этого телефонного провайдера.
=====
Что касается МТС, то любые платные услуги можно заблокировать, просто позвонив по справочному номеру и дождавшись "ответа специалиста". Насчёт других мобильных операторов гарантировать не могу, но думаю, что аналогично.
Читайте также: