Образ павла корчагина в романе как закалялась сталь
“Как закалялась сталь” – роман, с удивительной точностью отразивший свою эпоху, свой исторический момент; революцию, гражданскую войну, энтузиазм социалистического строительства. Корчагин – один из ярчайших представителей своего поколения. Он и эпоха – одно, они создают друг друга.
Предшественником Корчагина можно назвать его тезку – Павла Власова. Во времени их разделяют десять лет, но в истории они объединены тем, что являются детьми революционного в”ремени, воплощением революционной народной страсти, бунтарской
стихии масс, воплощением революционной борьбы вообще. Оба они как исторический тип возникают в тот момент, когда вечные поиски правильной “идеи” соединяются с реальным движениям масс. Таким образом, корни появления Павла Корчагина следует искать и в народном гневе, и в свойственных прошлому веку исканиях главной идеи.
Как же складывается характер Корчагина? Его детство проходит под знаком “отшвыривания”. Отсюда в душе Павки появляется ощущение постоянной отверженности, духовной ущемленности. Униженность рождает ответную злобу, которая заполняет все пустоты его души. Уязвленная, гордость концентрируется,
когда возникает первая любовь к социально недоступной красавице. В это время характер Павки уже построен на желании, ощущении всеобщей конечной справедливости, которой нет. К этому надо добавить и желание достичь целостности. У Павки, по сути, нет корней, нет нормального быта, его жизнь – постоянное кочевье. В жизни нет цели, которая объединила бы его всего. Переломными для Павки становятся слова Жухрая: “Как ты, братишка, насчет большевистской партии и коммунистической идеи рассматриваешь?” Важнейшее слово – идея – найдено. Павка мог бы тогда ответить словами Маяковского: “Принимать или не принимать, такого вопроса не было. Моя революция. Пошел и работал. Все, что приходилось”. В момент, когда найдена идея, объединяющая всю сущность Павки воедино, формирование героя завершается.
В судьбе Корчагина воплощается не путь капли в потоке, а сам поток, сама буря. Павлу присуща серьезность, чувство осмысленности каждого шага. В нем соединяются характерность и ее философский смысл. Чрезвычайно цельно герой решает все вопросы поколения. Если для старших коммунистов существует вопрос о цели и средствах (в сцене угона паровоза Артемом и старшим Брузжаком возникает необходимость убить солдата, и Артем говорит: “У меня это не выйдет. Рука как-то не поднимается”), то Сережа Брузжак, не думая, идет убивать, чтобы приблизить день, когда на земле вообще убийств не будет. Автор не зря ставит Корчагина в любовную ситуацию. Секрет корчагинского отношения к любви – в фразе, сказанной Тоне Тумановой: “У тебя нашлась смелость полюбить рабочего, а полюбить идею не можешь”. Узнав о невозможности продолжения отношений с Ритой Устинович, он говорит правдиво, без жеста: “Все же у меня осталось несравненно больше, чем я только что потерял”. Корчагин не может любить в ущерб идее, не может жертвовать идеей. Павел отдается любви к Тае Кюцам, найдя в ней товарища и опору, только тогда, когда идее ничто не угрожает.
Поколение Павла Корчагина тем не менее нельзя назвать аскетическим. Они ощущают полноту жизни, их подвиги нельзя назвать жертвенными: они чувствуют свое место в жизни, а отсюда – их уверенность в себе и убежденность, что они делают великое дело.
В книге есть много эпизодов, в которых любой из его собратьев по поколению мог бы вести себя подобно Павлу. Но есть моменты, когда нужен именно он. Это те ситуации, когда сильная, единая воля должна победить пошлость. Только Корчагин мог после рассказа о том, как белополяки замучили шепетовских комсомольцев, сказать: “За жестокое отношение к безоружным пленным будем расстреливать. Мы не белые!” Ключевой эпизод книги – строительство узкоколейки, где энергия духа Павла совершает действительно невозможное.
Одна из важнейших мотивов повести – борьба со смертью. Корчагин мог погибнуть неоднократно, но его воля к жизни побеждает. Павка мечтает о судьбе Овода, ищет случая умереть за идею. Но человеческий дух бросает вызов самой смерти, так как вера в беспредельность человеческих возможностей заложена в основе самой идеи коммунизма. И сама книга заканчивается мотивом победы. “Самое дорогое у человека – это жизнь, и прожить ее надо так, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за идею коммунизма” – так кончалась в черновиках к произведению эта знаменитая фраза. Жизнь Павла проходит в стремительном движении. Самое ужасное для него – бездействие, наступившее после героической жизни. И во время болезни Павел ищет дело, полезное для людей. “Как закалялась сталь” – книга о том, как борется до конца героическое поколение Павки Корчагина.
К сожалению, героика этого поколения соединена с трагизмом. Люди верили в идею безоглядно, готовы были идти за нее на смерть, но они не видели обратную сторону этой идеи. Имеем ли мы право их обвинять? Думаю, нет. Сама история расставила все точки над “i”, ибо такие преданные делу коммунизма люди, как Павка, стали жертвами репрессий и убийств в тридцатые годы. Но мне кажется, что даже тогда они шли умирать с высоко поднятой головой.
«Павел Корчагин и его героическое поколение в романе Н. Островского "Как закалялась сталь"»
“Как закалялась сталь” — роман, с удивительной точностью отразивший свою эпоху, свой исторический момент; революцию, гражданскую войну, энтузиазм социалистического строительства. Корчагин — один из ярчайших представителей своего поколения. Он и эпоха — одно, они создают друг друга.
Предшественником Корчагина можно назвать его тезку — Павла Власова. Во времени их разделяют десять лет, но в истории они объединены тем, что являются детьми революционного времени, воплощением революционной народной страсти, бунтарской стихии масс, воплощением революционной борьбы вообще. Оба они как исторический тип возникают в тот момент, когда вечные поиски правильной “идеи” соединяются с реальным движениям масс. Таким образом, корни появления Павла Корчагина следует искать и в народном гневе, и в свойственных прошлому веку исканиях главной идеи.
Как же складывается характер Корчагина? Его детство проходит под знаком “отшвыривания”. Отсюда в душе Павки появляется ощущение постоянной отверженности, духовной ущемленности. Униженность рождает ответную злобу, которая заполняет все пустоты его души. Уязвленная , гордость концентрируется, когда возникает первая любовь к социально недоступной красавице. В это время характер Павки уже построен на желании, ощущении всеобщей конечной справедливости, которой нет. К этому надо добавить и желание достичь целостности. У Павки, по сути, нет корней, нет нормального быта, его жизнь — постоянное кочевье. В жизни нет цели, которая объединила бы его всего. Переломными для Павки становятся слова Жухрая: “Как ты, братишка, насчет большевистской партии и коммунистической идеи рассматриваешь?” Важнейшее слово — идея — найдено. Павка мог бы тогда ответить словами Маяковского: “Принимать или не принимать, такого вопроса не было. Моя революция. Пошел и работал. Все, что приходилось”. В момент, когда найдена идея, объединяющая всю сущность Павки воедино, формирование героя завершается.
В судьбе Корчагина воплощается не путь капли в потоке, а сам поток, сама буря. Павлу присуща серьезность, чувство осмысленности каждого шага. В нем соединяются характерность и ее философский смысл. Чрезвычайно цельно герой решает все вопросы поколения. Если для старших коммунистов существует вопрос о цели и средствах (в сцене угона паровоза Артемом и старшим Брузжаком возникает необходимость убить солдата, и Артем говорит: “У меня это не выйдет. Рука как-то не поднимается”), то Сережа Брузжак, не думая, идет убивать, чтобы приблизить день, когда на земле вообще убийств не будет. Автор не зря ставит Корчагина в любовную ситуацию. Секрет корчагинского отношения к любви — в фразе, сказанной Тоне Тумановой: “У тебя нашлась смелость полюбить рабочего, а полюбить идею не можешь”. Узнав о невозможности продолжения отношений с Ритой Устинович, он говорит правдиво, без жеста: “Все же у меня осталось несравненно больше, чем я только что потерял”. Корчагин не может любить в ущерб идее, не может жертвовать идеей. Павел отдается любви к Тае Кюцам, найдя в ней товарища и опору, только тогда, когда идее ничто не угрожает.
Поколение Павла Корчагина тем не менее нельзя назвать аскетическим. Они ощущают полноту жизни, их подвиги нельзя назвать жертвенными: они чувствуют свое место в жизни, а отсюда — их уверенность в себе и убежденность, что они делают великое дело.
В книге есть много эпизодов, в которых любой из его собратьев по поколению мог бы вести себя подобно Павлу. Но есть моменты, когда нужен именно он. Это те ситуации, когда сильная, единая воля должна победить пошлость. Только Корчагин мог после рассказа о том, как белополяки замучили шепетовских комсомольцев, сказать: “За жестокое отношение к безоружным пленным будем расстреливать. Мы не белые!” Ключевой эпизод книги — строительство узкоколейки, где энергия духа Павла совершает действительно невозможное.
Одна из важнейших мотивов повести — борьба со смертью. Корчагин мог погибнуть неоднократно, но его воля к жизни побеждает. Павка мечтает о судьбе Овода, ищет случая умереть за идею. Но человеческий дух бросает вызов самой смерти, так как вера в беспредельность человеческих возможностей заложена в основе самой идеи коммунизма. И сама книга заканчивается мотивом победы. “Самое дорогое у человека — это жизнь, и прожить ее надо так, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за идею коммунизма” — так кончалась в черновиках к произведению эта знаменитая фраза. Жизнь Павла проходит в стремительном движении. Самое ужасное для него — бездействие, наступившее после героической жизни. И во время болезни Павел ищет дело, полезное для людей. “Как закалялась сталь” — книга о том, как борется до конца героическое поколение Павки Корчагина.
К сожалению, героика этого поколения соединена с трагизмом. Люди верили в идею безоглядно, готовы были идти за нее на смерть, но они не видели обратную сторону этой идеи. Имеем ли мы право их обвинять? Думаю, нет. Сама история расставила все точки над “i”, ибо такие преданные делу коммунизма люди, как Павка, стали жертвами репрессий и убийств в тридцатые годы. Но мне кажется, что даже тогда они шли умирать с высоко поднятой головой.
Павел Корчагин
Автобиографичный роман «Как закалялась сталь», который написал Николай Островский, повествует о жизни комсомольцев в 1920-ые годы. Главный герой, Павел Корчагин, напоминает автора, который всегда с азартом брался за партийные задачи, будь то организация революции, война, спасение леса, уносимого ледяным течением, или строительство узкоколейки под гнетом атакующего тифа. Писатель ослеп в 24 года и оказался прикованным к кровати из-за паралича, но продолжал активную деятельность в качестве литератора.
Писатель Николай Островский
Книга о первом поколении комсомольцев показывает, как закалялись молодые люди, клавшие жизнь на алтарь борьбы за благополучие Родины.
История создания
Роман был завершен в 1932 году, но первая публикация появилась лишь в 1934 году на страницах журнала «Молодая гвардия». Самостоятельная книга была выпущена в том же году и разошлась тиражом в 36 миллионов экземпляров. Литературоведы определяют жанр произведения как социалистический реализм.
Сюжетом для романа послужили события, очевидцем которых был сам Островский. Он описал Гражданскую войну и послевоенный период, когда вся страна трудилась ради восстановления быта. Полным ходом шло социалистическое строительство, и каждый, кто был к нему причастен, ежедневно совершал подвиг ради будущих поколений.
Книга Островского "Как закалялась сталь"
Поначалу Островский самостоятельно вручную писал текст романа, но болезнь не ослабевала и брала верх над его организмом, поэтому с каждым днем писать становилось все сложнее. Поняв, что разбирать его строчки невозможно, писатель стал пользоваться транспортером. Когда руки отказали, он прибегнул к диктовке, и благодаря добровольным секретарям книга увидела свет. Работать было непросто, так как писатель говорил медленно и прерывисто. В записи романа участвовало 19 человек.
Произведение разделено на две части по 9 глав в каждой. В них описываются детство, отрочество и юность главного героя, его зрелые годы и болезнь.
Сюжет и подвиги
Павел Корчагин
Павел Корчагин имеет непростую биографию, как и сам Островский. Произведение начинается с того, как главного героя изгоняют из школы за шалость. Сын кухарки попадает во взрослый мир, в котором он вынужден не просто выживать, но и подстраиваться под современные реалии. Когда в провинциальный городок, где он жил, добралась весть о свержении царского режима, паренек уже не был ленивым школьником. Он ударно трудился и пытался быстро ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах. Павка прятал оружие, несмотря на строгие указы немцев.
После прихода Петлюры он своими глазами наблюдал грабеж, погромы и убийства евреев. Парень возмущался тем, что происходит, и пытался по мере сил помогать пострадавшим. Поэтому он пришел на выручку матросу Жухраю, приятелю брата. Жухрай открыл Павлу глаза на происходящее, так как видел в нем стойкого бойца и верил, что руками таких юнцов, как Павка, творится будущее.
Кадр из фильма "Как закалялась сталь"
Корчагин спас Жухрая, отбив его у конвоя, за что сам угодил к петлюровцам. У героя не было ничего за душой, и этим оправдывается его отвага. Крепкий, мускулистый парень не испытывал страха, принимая решения, но, когда конвоир предложил расстрелять его, струхнул. Ему чудом удалось спастись и спрятаться у приятельницы, Тони. Дочь лесничего, девушка из другого общества, которая всегда нравилась ему, смогла выручить героя в трудную минуту.
После Гражданской войны Корчагин вернулся в родной город и вступил в комсомольскую организацию. Его возлюбленная Тоня не была принята местным обществом. Слишком вычурной казалась она на фоне местных девушек. Павел разочаровался в ней. Герой стал членом ЧК, но на новом месте чувствовал себя лишним. Сказывались военные травмы. Спустя некоторое время он уехал в Киев, где стал членом Особого отдела. На этом заканчивается первая часть романа.
Рита Устинович
Роман продолжается поездкой Корчагина на губернскую конференцию в компании с Ритой Устинович в качестве помощника. Девушка учила его политической грамоте. Сближение произошло само собой, но Корчагин был уверен, что личная жизнь не может занимать первое место, когда встает вопрос о строительстве социализма. Он предпочитает оставить девушку другом и забыть о том, что она привлекательна.
Работая в четыре смены, комсомольцы строят узкоколейку без отдыха и перерывов. Постоянные бандитские налеты затрудняют процесс. Работая без еды и одежды, Павел заболевает тифом. Его близкие думают, что парень погиб.
Выздоровев, герой вновь пускается в работу: приходит трудящимся в мастерские, где заставляет комсомольцев навести порядок, на заседаниях выступает защитником товарищей, а на улицах – заступником девушек. Главная мысль романа, переданная устами Корчагина, заключается в том, что жизнь нужно прожить так, «чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы». Этому девизу он следует на протяжении всей жизни, ценя ее и стремясь принести как можно больше пользы партии.
Павел Корчагин
Он участвует в разгроме оппозиции рабочих и выступает против последователей Троцкого, покушающихся на заветы партии. Смерть Ленина продвинула Корчагина, и волей судеб он встретился с Ритой Устинович, ставшей к тому моменту членом ЦК. Любовь между ними вновь оказывается невозможной: у девушки уже есть семья, а здоровье Павла подкошено болезнью. Героя отправляют в санаторий. Его состояние быстро ухудшается и приводит к параличу. Вспоминая свою жизнь, Корчагин начинает писать и гордится тем, что не прожил бесцельно ни одного дня.
Экранизации
Роман «Как закалялась сталь» неоднократно экранизировали в Советском Союзе. Первый фильм по известному сюжету вышел на экраны в 1942 году и оказался своевременным для поднятия боевого духа людей, участвовавших в Великой Отечественной войне. Подвиги главного героя вдохновляли на героические свершения, а его образ служил примером для тысяч советских граждан. В роли Корчагина выступил актер Виктор Перест-Петренко. По завершении съемок артист отправился на фронт, где погиб во вражеской перестрелке.
Актер Василий Лановой в образе Павла Корчагина
В 1956-57 годах был снят фильм «Павел Корчагин». Режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов пригласили на роль главного героя Василия Ланового.
Позднее, в 1973 году, образ комсомольца на экране воплотил Владимир Конкин, снявшийся в сериале по мотивам романа.
Владимир Конкин в фильме "Как закалялась сталь"
В 1975 году зрители увидели киноверсию ленты с одноименным названием.
В 2000 году вдохновившиеся произведением китайские постановщики организовали съемки фильма на Украине. В роли Корчагина в этом проекте выступил Андрей Саминин.
«Образ Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь»»
«Как закалялась сталь» — роман, с удивительной точностью отразивший свою эпоху, свой исторический момент; революцию, гражданскую войну, энтузиазм социалистического строительства. Корчагин — один из ярчайших представителей своего поколения. Он и эпоха — одно, они создают друг друга.
Предшественником Корчагина можно назвать его тезку — Павла Власова. Во времени их разделяют десять лет, но в истории они объединены тем, что являются детьми революционного в»ремени, воплощением революционной народной страсти, бунтарской стихии масс, воплощением революционной борьбы вообще. Оба они как исторический тип возникают в тот момент, когда вечные поиски правильной «идеи» соединяются с реальным движениям масс. Таким образом, корни появления Павла Корчагина следует искать и в народном гневе, и в свойственных прошлому веку исканиях главной идеи.
Как же складывается характер Корчагина? Его детство проходит под знаком «отшвыривания». Отсюда в душе Павки появляется ощущение постоянной отверженности, духовной ущемленности. Униженность рождает ответную злобу, которая заполняет все пустоты его души. Уязвленная, гордость концентрируется, когда возникает первая любовь к социально недоступной красавице. В это время характер Павки уже построен на желании, ощущении всеобщей конечной справедливости, которой нет. К этому надо добавить и желание достичь целостности. У Павки, по сути, нет корней, нет нормального быта, его жизнь — постоянное кочевье. В жизни нет цели, которая объединила бы его всего. Переломными для Павки становятся слова Жухрая: «Как ты, братишка, насчет большевистской партии и коммунистической идеи рассматриваешь?» Важнейшее слово — идея — найдено. Павка мог бы тогда ответить словами Маяковского: «Принимать или не принимать, такого вопроса не было. Моя революция. Пошел и работал. Все, что приходилось». В момент, когда найдена идея, объединяющая всю сущность Павки воедино, формирование героя завершается.
В судьбе Корчагина воплощается не путь капли в потоке, а сам поток, сама буря. Павлу присуща серьезность, чувство осмысленности каждого шага. В нем соединяются характерность и ее философский смысл. Чрезвычайно цельно герой решает все вопросы поколения. Если для старших коммунистов существует вопрос о цели и средствах (в сцене угона паровоза Артемом и старшим Брузжаком возникает необходимость убить солдата, и Артем говорит: «У меня это не выйдет. Рука как-то не поднимается»), то Сережа Брузжак, не думая, идет убивать, чтобы приблизить день, когда на земле вообще убийств не будет. Автор не зря ставит Корчагина в любовную ситуацию. Секрет корчагинского отношения к любви — в фразе, сказанной Тоне Тумановой: «У тебя нашлась смелость полюбить рабочего, а полюбить идею не можешь». Узнав о невозможности продолжения отношений с Ритой Устинович, он говорит правдиво, без жеста: «Все же у меня осталось несравненно больше, чем я только что потерял». Корчагин не может любить в ущерб идее, не может жертвовать идеей. Павел отдается любви к Тае Кюцам, найдя в ней товарища и опору, только тогда, когда идее ничто не угрожает.
Поколение Павла Корчагина тем не менее нельзя назвать аскетическим. Они ощущают полноту жизни, их подвиги нельзя назвать жертвенными: они чувствуют свое место в жизни, а отсюда — их уверенность в себе и убежденность, что они делают великое дело.
В книге есть много эпизодов, в которых любой из его собратьев по поколению мог бы вести себя подобно Павлу. Но есть моменты, когда нужен именно он. Это те ситуации, когда сильная, единая воля должна победить пошлость. Только Корчагин мог после рассказа о том, как белополяки замучили шепетовских комсомольцев, сказать: «За жестокое отношение к безоружным пленным будем расстреливать. Мы не белые!» Ключевой эпизод книги — строительство узкоколейки, где энергия духа Павла совершает действительно невозможное.
Одна из важнейших мотивов повести — борьба со смертью. Корчагин мог погибнуть неоднократно, но его воля к жизни побеждает. Павка мечтает о судьбе Овода, ищет случая умереть за идею. Но человеческий дух бросает вызов самой смерти, так как вера в беспредельность человеческих возможностей заложена в основе самой идеи коммунизма. И сама книга заканчивается мотивом победы. «Самое дорогое у человека — это жизнь, и прожить ее надо так, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за идею коммунизма» — так кончалась в черновиках к произведению эта знаменитая фраза. Жизнь Павла проходит в стремительном движении. Самое ужасное для него — бездействие, наступившее после героической жизни. И во время болезни Павел ищет дело, полезное для людей. «Как закалялась сталь» — книга о том, как борется до конца героическое поколение Павки Корчагина.
К сожалению, героика этого поколения соединена с трагизмом. Люди верили в идею безоглядно, готовы были идти за нее на смерть, но они не видели обратную сторону этой идеи. Имеем ли мы право их обвинять? Думаю, нет. Сама история расставила все точки над «i», ибо такие преданные делу коммунизма люди, как Павка, стали жертвами репрессий и убийств в тридцатые годы. Но мне кажется, что даже тогда они шли умирать с высоко поднятой головой.
«Павел Корчагин — положительный герой поколений 30-50-х годов XX века»
Гвозди бы делать из этих людей, Не было б в мире крепче гвоздей. Н. Тихонов «Сокровищницей моральных ценностей большевизма» была названа книга Н. Островского «Как закалялась сталь» критиком Колосовым вскоре после ее опубликования в 1932 году. Едва «Как закалялась сталь» появилась на свет, началась вторая жизнь его героя Павла Корчагина. Несколько поколений называли его «политруком советской молодежи». Корчагин был с комсомольцами 30-х на легендарных новостройках: Магнитка и Днепрогэс, Челябинский тракторный и Комсомольск-на-Амуре. А в «сороковые роковые» сражался с фашистами. Поэт Н. Тихонов, будучи военным корреспондентом, видел, что в частях книга «Как закалялась сталь» «сделалась своего рода Евангелием» для бойцов. Известно, что молодогвардейцы Краснодона перечитывали роман Островского, воспитывая в себе волю и решимость. Крылатые слова Островского «Только вперед, только на линию огня» — стали девизом посланцев комсомола на строительстве Братской и Красноярской ГЭС, КАМАЗа и Автоваза. В чем же секрет такой популярности и жизненной активнос-ри героя и романа «Как закалялась сталь»? Вероятно, в том, что в этой книге с особой силой и художествен-гой энергией запечатлена романтическая юность нашей родины. Николай Островский родился в 1904 году в рабочей семье на Украине. С детских лет побывал «в людях», в полной мере познал тяжесть подневольного труда, заглянул «в самую глубину жизни, на ее дно, в колодезь», но не сломался, а, напротив, окреп, воспитал в себе страсть к сопротивлению и протесту. Сблизившись с большевиками, он принимает активное участие в борьбе за власть Советов в 1919 году, вступает в комсомол и 15-летним парнишкой уходит добровольцем на фронт. После ранения в 1920 году вынужден был демобилизоваться из армии, но продолжал жботать в Киевских железнодорожных мастерских. С 1927 года был прикован к постели, через год потерял зре-ше — все это последствия тяжелого ранения. Инвалид в двадцать четыре года. Но «пока у меня стучит сердце,— говорит ге-зой романа (во многом автобиографический образ),— меня от партии не оторвать. Из строя меня выведет только смерть». Жить для Островского означало быть полезным людям, делать дело, порученное партией. У него осталось только единственное оружие — писательское слово. Невыносимо тяжело было работать, но все равно: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной». Вначале он пытался писать сам, но работа шла медленно, и тогда начал диктовать главы будущего романа родным и друзьям. Вслед за первой частью романа выходит вторая, книга становится необыкновенно популярной. Автор получает горы вос-эрженных писем. В 1935 году Николая Алексеевича Островского награждают орденом Ленина за героическое участие в >ажданской войне и активную работу «за дело социализма». С 1934 года писатель работает над новым романом «Рожденные революцией», оставшимся незавершенным, так как декабря 1936 года Островского не стало. Легендарная жизнь! Но неверно -было бы сводить силу воздействия романа «Как закалялась сталь» только к его автобиографической основе. Близость судьбы автора и героя придает особую весомость и убедительность каждому слову. Вместе с тем писатель был совершенно прав, утверждая: «Как закалялась сталь» — роман, а не биография комсомольца Островского, потому что индивидуальные переживания и реальные факты подняты здесь до степени крупных художественных обобщений, служат образному открытию нового строя чувств и переживаний». Само революционное время продиктовало стиль и композицию романа. Стремительный ритм революции становится ритмом книги, стихия всеобщего обновления жизни определяет новизну красок и интонацию произведения. Трудно не согласиться с мнением, утвердившимся в критике, что «Как закалялась сталь» стала не просто книгой о своем времени, но книгой многих поколений, потому что в ней с невиданной отчетливостью выявлен «смысл судьбы нового человека, его героический жребий и его моральное самоощущение». Роман Островского обоснованно называют «Биографией поколения». В нем около тридцати персонажей, которые с полным правом представляют молодую гвардию большевиков, судьбы которых сходятся с судьбой Павла Корчагина. Многие друзья Павла не вернулись с войны, сложили головы в борьбе с врагами. Сережа и Валя Бруз-жак, Миша Левчуков, Гришатка Хороводько. Многолюдность романа позволяет автору подчеркнуть коллективизм нового героя как типичного представителя целого поколения молодежи. Балтийский матрос-большевик Федор Жухрай, «налитый силой, как старый коренастый дуб», помог юноше и его друзьям разобраться в механике жизни и борьбы, определиться теперь, когда «на всей земле пожар начался». Дни, проведенные Корчагиным с Жухраем, «стали для молодого кочегара решающими». В романе показана преемственность поколений, общность их работы и устремленность в будущее. Павел назван в романе «типичным представителем молодой гвардии большевиков». Он не просто похож на других, а становится символом своего поколения. «Как закалялась сталь» — классический советский роман воспитания масс. Островский одним из первых начал писать историю подъема и становления личности молодого коммуниста, исследовал этот процесс всесторонне и убедительно. Жизнь Корчагина — стремительное движение, свидетельствующее о том, как расковала революция человеческие силы, как она [способствовала подъему и развитию личности. Островский был [нетерпим к упрощенному пониманию образа коммуниста и делал (ставку на то, чтобы утвердить богатство личности нового челове-[ка, показать реальную сложность и многогранность его натуры. Писатель был убежден, что Корчагин и его ровесники знаме-|нуют новый строй чувств, мыслей, переживаний. Жизнь их ду-SXOBHO богата, интересы разнообразны, характеры глубоки и пси-|хологически убедительны. Как-то Островский произнес очень важные и значимые сло-|ва: «Человек живет не по частям: брюхом^ печенью, полом, а | целым. » Эта цельность бытия, принадлежность делу, составляет едва |ли не главное качество корчагинского характера. Он весь устремлен в коммунизм. Не знает и не признает разрыва между словом и делом, личным интересом и общей жизнью, одним и [многими. Он максималист. Роман Островского — в контексте со своей эпохой, которая ! охотно прибегала к сравнению нового человека с прочностью железа, стали, поэтизировала его твердость и несгибаемость. Девиз Корчагина всемирно известен: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому [прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества». Всей прожитой жизнью Павел Корчагин подтвердил правоту и надежность своих слов. А его героическая жизнь помогла нашим прадедам и дедам построить могучее государство и отстоять его свободу и независимость в борьбе с фашизмом. Для нашего поколения Павел Корчагин не является героем, I но, как знать, такие мужественные натуры всегда могут научить жить, бороться и побеждать в любых условиях, не только в революциях и войнах.
Читайте также: