Быть как стебель и быть как сталь цветаева
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты.
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
******
Легкомыслие!- Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
и мазурку мне вбрызнул в жилы.
Научив не хранить кольца,-
с кем бы Жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.
Быть как стебель и быть как сталь
в жизни, где мы так мало можем.
- Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!
Марина Цветаева.Анне Ахматовой
Узкий, нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь - озноб,
И завершится - чем она?
Облачный - темен - лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть - безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
Позже Марина Цветаева писала:
Мы коронованы тем, что одно с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами - тоже!
И тот, кто ранен смертельно твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
…………………………………………………….
В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
-И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – И сердце своё в придачу.
Невидимка, двойник, пересмешник,
Что ты прячешься в черных кустах,
То забьешься в дырявый скворечник,
То мелькнешь на погибших крестах,
То кричишь из Маринкиной башни:
"Я сегодня вернулась домой.
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной.
Поглотила любимых пучина,
И разрушен родительский дом."
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идем.
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет,
А вокруг погребальные звоны,
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.
16 марта 1940 г.
Фонтанный Дом
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.06.2009. День, когда небеса обронили метеориты и корабли
- 25.06.2009. Марина Цветаева. Шоколадом лечить печаль..
- 24.06.2009. Булат Окуджава и фильм Романс о влюбленных
- 23.06.2009. Семён Кирсанов. Строки в скобках
- 22.06.2009. Борис Пастернак. Во всем мне хочется дойти
- 16.06.2009. Деревья мира. Тополь-городской романс России
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Быть как стебель и быть как сталь. Марина Цветаева.
Легкомыслие! - Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
и мазурку мне вбрызнул в жилы.
Быть как стебель и быть как сталь
в жизни, где мы так мало можем.
- Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!
Вокруг биографии Марины Цветаевой ходит большое количество слухов, домыслов и версий. Я старался отбирать из них те факты, которые представляются наиболее достоверными и наиболее важными для понимания жизненной трагедии и творческого пути великого поэта. Со временем эта страница будет дополняться.
Осенью 1902 года Мария Александровна заболела чахоткой. Семья уезжает за границу: Италия, Швейцария, Германия. В 1905 году - Крым, Ялта. 5 июля 1906 года в Тарусе Мария Александровна скончалась. Осенью 1906 года Марина поступает в интернат при московской гимназии. За время учебы сменяет 3 гимназии. В 1908 году Марина окончила гимназию, летом 1909 года едет в Париж, где слушает лекции по старофранцузской литературе в Сорбонне.
В 1909 году состоялась попытка самоубийства Марины Цветаевой (со слов ее сестры Анастасии).
Марина Цветаева печатала свои стихи с шестнадцати лет. В 1910 году она издает за свои средства в типографии А.И. Мамонтова сборник стихов "Вечерний альбом" (500 экземпляров), посвященный Марии Башкирцевой.
5 мая 1911 года Марина Цветаева по приглашению Максимилиана Волошина (1877-1932) приезжает в Крым, где живет у него в Коктебеле. Там она знакомится с будущим мужем, Сергеем Яковлевичем Эфроном. Он к тому времени сирота, сын революционеров, на год моложе Марины, кадет Офицерской Академии. Там же Марина Цветаева знакомится и с Андреем Белым.
Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!
27 января 1912 года состоялась свадьба Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.
В 1912 году выходит второй сборник стихов Марины Цветаевой "Волшебный фонарь", посвященный мужу, Сергею Эфрону. В том же году печатается сборник "Из двух книг".
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.
С мая по 14 августа 1913 года Марина Цветаева, Сергей Эфрон и Аля живут в Коктебеле. 27 июня Марина выступила в Феодосии с чтением своих стихов - в Лазоревском сквере, на вечере окончивших реальное училище.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
31 августа 1913 года, через год с небольшим после открытия музея, умирает отец Марины, Иван Владимирович.
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала - тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти - слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь - могила,
Что я появлюсь, грозя.
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились.
Я тоже была прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, -
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли.
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из под земли.
Летом 1915 года Марина Цветаева с поэтессой Софьей Парнок приезжают в Коктебель. В июле там же состоялось знакомство Марины с Осипом Мандельштамом.
Зимой 1915-1916 годов состоялась поездка в Петроград, но встретиться с Блоком и Ахматовой не удается.
В 1915-1916 годах Марина Цветаева создала замечательные стихотворные циклы: "Стихи о Москве", "Бессоница", "Стенька Разин", "Стихи к Блоку" (дописан в 1920-1921 годах), "Ахматовой".
13 апреля 1917 года рождается вторая дочь, Ирина.
Осенью 1917 года Марина с Сергеем Эфроном уезжают в Крым. 25 ноября Марина возвращается в Москву за детьми, но уехать обратно уже не может.
В 1918 году Марина Цветаева пишет цикл стихов "Комедьянт", пьесы "Червоный валет" и "Метель".
В январе 1918 года Сергей Эфрон отбывает в армию Корнилова.
Зимой 1918 года состоялось знакомство Марины Цветаевой с Владимиром Маяковским.
Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ -
Здорово, в веках Владимир!
Он возчик и он же конь,
Он прихоть и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
- Держись, ломовая слава!
Певец площадных чудес -
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем - тяжеловес
Избрал, не прельщась алмазом.
Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул и снова
Оглоблей гребет - крылом
Архангела ломового.
18 сентября 1921
1918 год - знакомство Марины Цветаевой с Константином Бальмонтом (1867-1942), переросшее в многолетнюю дружбу.
"Когда Бальмонт в комнате, в комнате — страх.
Я в жизни, как родилась, никого не боялась.
Боялась я в жизни только двух человек: Князя Сергея Михайловича Волконского (ему и о нем — мои стихи Ученик — в Ремесле) — и Бальмонта.
Боялась, боюсь — и счастлива, что боюсь.
Чт? значит — боюсь — в таком свободном человеке, как я?
Боюсь, значит — боюсь не угодить, задеть, потерять в глазах — высшего. Но что между Кн. Волконским и Бальмонтом — общего? Ничего. Мой страх. Мой страх, который есть — восторг.!"(Из воспоминаний Цветаевой).
Полгода (конец 1918 - начало 1919 года) Марина работает в Наркомнаце, после чего дает себе обещание никогда больше никому не служить.
В 1919 году Марина Цветаева пишет цикл стихов "Стихи к Сонечке" и пьесы "Фортуна", "Каменный ангел", "Приключение", "Феникс".
Осенью 1919 года Марина отдает дочерей в подмосковный приют в Кунцево, откуда вскоре забирает заболевшую Алю. 15 февраля 1920 года Ирина умирает в приюте от истощения и тоски.
В 1920 году Марина Цветаева пишет поэму "Царь-девица".
9 и 14 мая 1920 года Марина Цветаева видит Блока во время его выступлений в Москве.
В 1921 году выходит сборник стихов "Версты". Марина Цветаева пишет поэмы "На красном коне" (посвященную Анне Ахматовой), "Егорушка" (продолжена в 1928 году, не закончена) и циклы стихов "Ученик", "Разлука" и "Благая весть".
Башенный бой
Где-то в Кремле.
Где на земле,
Где --
Крепость моя,
Кротость моя,
Доблесть моя,
Святость моя.
Башенный бой.
Брошенный бой.
Где на земле --
Мой
Дом,
Мой -- сон,
Мой -- смех,
Мой -- свет,
Узких подошв -- след.
Точно рукой
Сброшенный в ночь-
Бой.
******(отрывок из стих."Разлука")
14 июля 1921 года Марина получает "благую весть" - первое за четыре с половиной года письмо от мужа из-за границы.
В 1922 году Марина Цветаева пишет поэму "Молодец" (посвященную Борису Пастернаку) и циклы стихов "Сугробы" (посвящен Эренбургу), и "Деревья" (посвящен Анне Тесковой).
11 мая 1922 года Марина с дочерью Алей уезжает в эмиграцию. 15 мая 1922 года они приезжают в Берлин.
1 августа 1922 года Марина Цветаева переезжает в Прагу. Места обитания там: Горние Мокропсы, Прага, Иловищи, Дольние Мокропсы, Вшеноры. Сергей Эфрон получает студенческую стипендию, а Марина Цветаева - помощь от чешского правительства и гонорары от журнала "Воля России".
В 1922 году состоялось знакомство Марины Цветаевой и К.Б. (Константина Болеславовича Родзевича), разрыв с которым в 1923 году послужил основой для написания "Поэмы горы", "Поэмы конца" и стихотворения "Попытка ревности".
В 1923 году Марина Цветаева пишет цикл стихов "Провода".
В 1923 году в издательстве "Геликон" в Берлине выходит сборник "Ремесло".
В 1924 году Марина Цветаева пишет пьесу "Ариадна".
Рас - стояние: версты, мили.
Нас рас - ставили, рас - садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас - стояние: версты, дали.
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав
Вдохновений и сухожилий.
Не рассорили - рассорыли,
Расслоили.
Стена да ров.
Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: версты, дали.
Не расстроили - расстреляли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!
В 1925 году Марина Цветаева пишет поэму "Крысолов".
1 февраля 1925 года у Марины Цветаевой рождается сын Георгий (Мур).
1 ноября 1925 года Марина Цветаева с семьей переезжает в Париж.
Весна-осень 1926 года - Вендея и Бельвю, до весны 1932 года - Медон (пригород Парижа), апрель 1932-1934 годы - Кламар (другой пригород), с осени 1934 по осень 1938 года - Ванв (тоже пригород), сентябрь 1938 - лето 1939 года - отель "Иннова" в центре Парижа, на бульваре Пастера.
В 1926 году Марина Цветаева пишет поэмы "С моря", "Попытка комнаты", "Поэма лестницы".
6 февраля 1926 года - литературный вечер в парижском клубе, триумф.
Весной 1926 года Пастернак заочно знакомит Марину Цветаеву с Райнером Мария Рильке (1875-1926). "Роман троих" ("Письма лета 1926 года").
29 декабря 1926 года - смерть Рильке. На нее последовал ответ в виде стихотворения "Новогоднее", "Поэмы воздуха" и эссе "Твоя смерть".
Что мне делать в новогоднем шуме
С этой внутреннею рифмой: Райнер — умер.
Если ты, такое око — смерклось,
Значит жизнь, не жизнь есть, смерть не смерть есть,
Значит — тмимся, допойму при встрече! —
Нет ни жизни, нет ни смерти, — третье,
Новое. И за него (соломой
Застелив седьмой — двадцать шестому
Отходящему — какое счастье
Тобой кончиться, тобой начаться!)
Через стол, необозримый оком,
Буду чокаться с тобою тихим чоком
Сткла о сткло? Нет — не кабацким ихним:
Я о ты, слиясь дающих рифму:
Третье.
В конце 1927 года Марина Цветаева пишет пьесу "Федра", эссе "Поэт о критике", принятое в штыки русской эмиграцией.
В 1928 году вышла книга "После России". Марина Цветаева пишет поэму "Красный бычок".
1928 год - Цветаева приветствует приезд Маяковского в Париж, после чего против нее выступает почти вся русская эмиграция.
В 1929 году Марина Цветаева заканчивает поэму "Перекоп", пишет эссе "Наталья Гончарова", в 1930 году создает реквием на кончину Маяковского - цикл стихов "Маяковскому".
В 1931 году Марина Цветаева пишет цикл стихов "Стихи к Пушкину", эссе "История одного посвящения".
В 1931 году Сергей Эфрон просит советского гражданства, становится советским разведчиком, активным деятелем "Союза возвращения на родину".
В 1932 году Марина Цветаева пишет эссе "Поэт и время", "Эпос и лирика в современной России" (о Борисе Пастернаке и Владимире Маяковском) и "Живое о живом (Волошин)".
В 1933 году Марина Цветаева пишет цикл стихов "Стол", эссе "Два лесных царя", "Рождение музея", "Открытие музея", "Башня в плюще", "Дом у Старого Пимена", "Поэты с историей и поэты без истории".
В 1934 году Марина Цветаева пишет эссе "Кирилловны", "Страховка жизни", "Мать и музыка", "Сказка матери", "Пленный дух (моя встреча с Андреем Белым)".
В 1935 году Марина Цветаева пишет цикл стихов "Надгробие", поэму "Певица", эссе "Черт".
Оползающая глыба —
Из последних сил спасибо
— Рвущееся — умолчу —
Дуба юному плечу.
Издыхающая рыба,
Из последних сил спасибо
Близящемуся — прости! —
Силящемуся спасти
Валу первому прилива.
Иссыхающая нива —
Божескому, нелюдску.
Бури чудному персту.
Как добры — в час без спасенья
Силы первые — к последним!
Пока рот не пересох —
Спаси — боги! Спаси — Бог!
2 февраля 1935 года Марина Цветаева делает доклад "Моя встреча с Блоком" (не сохранился).
В июне 1935 года в Париже на писательском съезде состоялась встреча ("невстреча") Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.
В 1936 году Марина Цветаева пишет цикл стихов "Стихи к сироте", заканчивает поэму "Автобус", пишет эссе "Шарлоттенбург", "Мундир", "Лавровый венок", "Слово о Бальмонте".
В 1937 году Марина Цветаева пишет эссе "Мой Пушкин", "Пушкин и Пугачев", "Повесть о Сонечке".
15 марта 1937 года дочь Марины Цветаевой Ариадна едет в Москву. Позже, осенью 1937 году Сергей Эфрон, подозреваемый парижской полицией в убийстве бывшего советского агента Игнатия Рейса, вынужден уехать в СССР.
В 1939 году арестована Анастасия Цветаева, от Марины это скрывают.
12 июня 1939 года Марина Цветаева уезжает из Парижа, 16 июня выезжает из французского порта Гавр, 18 июня приезжает в Москву.
До октября 1939 года Марина Цветаева живет на даче в Болшево, потом месяц в Москве, с декабря 1939-го до 7 июня 1940-го - в Голицине, потом до эвакуации на разных квартирах в Москве.
Ноябрь 1939-го года - арест Сергея Эфрона.
В 1940 году для Гослитиздата готовится сборник стихов Марины Цветаевой. Он был "зарублен" после выхода рецензии Корнелия Зелинского.
В апреле 1941 года Марину Цветаеву приняли в профком литераторов при Гослитиздате.
6-8 июня 1941 года Марина Цветаева встречается в Москве с Анной Ахматовой.
8 августа 1941 года Марина Цветаева с сыном Муром уезжает на пароходе из Москвы в эвакуацию. 18 августа - приезд в Елабугу. 26 августа Марина Цветаева пишет заявление о приеме на работу в качестве судомойки в столовую Литфонда. 28 августа возвращается в Елабугу.
Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный.
31 августа 1941 года Марина Цветаева повесилась. Точное местоположение ее могилы до сих пор неизвестно.
Сергей Эфрон расстрелян в 1941 году.
Георгий Эфрон в начале 1944 года призван на фронт, погиб в бою под деревней Друйка Браславского района Витебской области.
Ариадна Эфрон была репрессирована, реабилитирована в 1955 году, скончалась в Тарусе 27 июня 1975 года.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ по материалам АНТОНОВА А.С.,
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез.
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
🌾Легкомыслие
Легкомыслие! - Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
Ты мазурку мне вбрызнул в жилы.
Научил не хранить кольца, -
С кем бы Жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца
И кончать еще до начала.
Быть как стебель и быть как сталь
В жизни, где мы так мало можем.
- Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!
Анализируя стих «Легкомыслие», написанный Мариной Цветаевой весной 1915 года, начнём с раскрытия темы стихотворения. Тема строк – это монолог лирической героини, которая по-своему исповедуется перед читателем и выносит на его суд собственное легкомыслие, называя его «милым грехом».
Источник вдохновения
В 1915 году прошло 3 года после замужества поэтессы, в этом момент отношения приобретают стабильный и спокойный характер. Больше нет ярких вспышек страсти, семейная жизнь течет размеренно, насколько это возможно, учитывая взрывной характер Цветаевой. Чувства между супругами не то чтобы охладели, но стали спокойными и лишёнными эмоций. Семья больше не даёт энергии для творчества, отсюда недостаток вдохновения, которое Марина пытается компенсировать вне дома.
Отчасти, по этой причине 1915 году Цветаева и Эфрон временно расстаются, автор строк близко сходится с Софией Парнок, с которой они вместе путешествуют и открывают для себя мир. Есть легенда и о физической близости Марины и Софии, но эту тему мы опустим, так как она не имеет прямого отношения к анализу стихотворения.
Кому посвящается
Строки «Легкомыслие… милый мой грех» посвящается тем женщинам, которым слишком тяжело идти по жизни в силу своей утончённости. Цветаева делится в ними своим секретом выживания и советует, как богиня Фаитири, как защититься от невзгод. Один из секретов – это легкомыслие, ведь оно позволяет пропустить мимо сердца невзгоды и избежать душевной боли.
Отметим, что речь не идёт о «легкомыслии по жизни», секрет поэтессы – это напускное легкомыслие, своеобразный щит от невзгод. Его можно поднимать для защиты от неприятностей и опускать, когда небо жизни проясняется. Психологический трюк, уже не девушки, а женщины.
Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.
В строках Цветаева преподаёт урок женщинам, но и предостерегает их от чрезмерности, ведь
поэтому нельзя чтобы оно стало главной чертой характера – щит, не более.
Стилистика стихотворения
Пор большому счёту все стихотворение – это одна большая метафора, ведь нельзя обращаться к тому, кого не существует, а Цветаева обращается именно к легкомыслию, предмету неодушевлённому и аморфному. По этой причине строки наполнены множеством образных сравнений, в основе их лежит, как правило, противопоставление, пример ниже:
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
и мазурку мне вбрызнул в жилы.
Быть как стебель и быть как сталь.
Для небольшого объёма в строках много стилистических фигур, что делает его восприятие более ярким. Написаны строки трехударным дольником, основа трёх – и четырёхстопный анапест. Рифмуются строки перекрёстно на основе точной рифмы.
В завершении порекомендуем женщинам, которые ищут защиту от невзгод, воспользоваться советом великой русской поэтессы:
- Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!
Главное, чтобы шоколада не было много, а то грозит полнота, а смех в лица прохожих не стал вульгарным и грубым.
"Быть как стебель и быть как сталь"- о МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ
ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ МАРИНА ЦВЕТАЕВА.
Великая русская поэтесса XX века Марина Цветаева подарила миру проникновенную поэзию. Ее бессмертные стихи по душе тем, кто ценит искренность, непосредственность, правдивость. К личности и ее творчеству и вправду невозможно быть равнодушным. Она затягивает в свои миры, образы, вечный роман с собственной душой. Каждая строчка ее стихов опаляет огнем, а затем уносит ураганом.
Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь
ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю.
Не чувствую, как в этих стенах жарко,
Как зелено в саду.
Давно желанного и жданного подарка
Не жду.
Не радует ни утро, ни трамвая
Звенящий бег.
Живу, не видя дня, позабывая
Число и век.
На, кажется, надрезанном канате
Я — маленький плясун.
Я — тень от чьей-то тени. Я — лунатик
Двух темных лун.
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной,
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе.
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам и сердцем, и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами.
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами,
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами!
Легкомыслие! — Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех
и мазурку мне вбрызнул в жилы.
Научив не хранить кольца, -
с кем бы жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца
И кончать еще до начала.
Быть как стебель и быть как сталь
в жизни, где мы так мало можем.
— Шоколадом лечить печаль
И смеяться в лицо прохожим!
Не любила, но плакала. Нет, не любила, но все же
Лишь тебе указала в тени обожаемый лик.
Было все в нашем сне на любовь не похоже:
Ни причин, ни улик.
Только нам этот образ кивнул из вечернего зала,
Только мы — ты и я — принесли ему жалобный стих.
Обожания нить нас сильнее связала,
Чем влюбленность — других.
Но порыв миновал, и приблизился ласково кто-то,
Кто молиться не мог, но любил. Осуждать не спеши!
Ты мне памятен будешь, как самая нежная нота
В пробужденьи души.
В этой грустной душе ты бродил, как в незапертом доме.
(В нашем доме, весною. ) Забывшей меня не зови!
Все минуты свои я тобою наполнила, кроме
Самой грустной — любви.
В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного иду — прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет — путь,
И где-то музыка в окне — чуть.
Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.
Есть черный тополь, и в окне — свет,
И звон на башне, и в руке — цвет,
И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет.
Огни — как нити золотых бус,
Ночного листика во рту — вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам — снюсь.
Ушел — не ем:
Пуст — хлеба вкус.
Все — мел. За чем
ни потянусь.
. Мне хлебом был,
И снегом был.
И снег не бел,
И хлеб не мил.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
"Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед. " Эти слова совсем еще юной Марины Цветаевой оказались пророческими. Ее творчество стало крупнейшим и самобытнейшим явлением русской литературы XX века, величие и трагедию которого она так талантливо выразила в своих произведениях.
Предельная искренность, высокий романтизм, глубокий трагизм лирики.
(письма Марины Цветаевой)
. И пронзительные цитататы этой мудрой женщины.
О чувствах
- Влюбляешься ведь только в чужое, родное — любишь.
- Любить — значит видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители.
- «Стерпится — слюбится». Люблю эту фразу, только наоборот.
- Нет на земле второго Вас.
- Мужчины не привыкли к боли — как животные. Когда им больно, у них сразу такие глаза, что все что угодно сделаешь, только бы перестали.
- Мечтать ли вместе, спать ли вместе, но плакать — всегда в одиночку.
- Если я человека люблю, я хочу, чтобы ему от меня стало лучше — хотя бы пришитая пуговица. От пришитой пуговицы — до всей моей души.
- Человечески любить мы можем иногда десятерых, любовно — много — двух. Нечеловечески — всегда одного.
- Если бы Вы сейчас вошли и сказали: «Я уезжаю надолго, навсегда» — или: «Мне кажется, я Вас больше не люблю», я бы, кажется, не почувствовала ничего нового: каждый раз, когда Вы уезжаете, каждый час, когда Вас нет, — Вас нет навсегда, и Вы меня не любите.
- Женщины говорят о любви и молчат о любовниках, мужчины — наоборот.
- Все женщины ведут в туманы.
О творчестве
- Скульптор зависит от глины. Художник от красок. Музыкант от струн. У художника, музыканта может остановиться рука. У поэта — только сердце.
- Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.
- Творчество — общее дело, творимое уединенными.
- Наши лучшие слова — интонации.
- Знаете, для чего существуют поэты? Для того чтобы не стыдно было говорить самые больные вещи.
О жизни
- Шутим, шутим, а тоска все растет, растет.
- Что можешь знать ты обо мне, раз ты со мной не спал и не пил?
- Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение.
- В мире ограниченное количество душ и неограниченное количество тел.
- Единственное, чего люди не прощают, — это того, что ты без них, в конце концов, обошелся.
- В одном я — настоящая женщина: я всех и каждого сужу по себе, каждому влагаю в уста свои речи, в грудь — свои чувства. Поэтому все у меня в первую минуту добры, великодушны, щедры, бессонны и безумны.
- Насколько я лучше вижу человека, когда не с ним!
- Слушай и помни: всякий, кто смеется над бедой другого, дурак или негодяй; чаще всего — и то и другое.
- Никто не хочет — никто не может понять одного: что я совсем одна. Знакомых и друзей — вся Москва, но ни одного, кто за меня — нет, без меня! — умрет.
- О Боже мой, а говорят, что нет души! А что у меня сейчас болит? — Не зуб, не голова, не рука, не грудь, — нет, грудь, в груди, там, где дышишь, — дышу глубоко: не болит, но все время болит, все время ноет, нестерпимо!
- Я хочу такой скромной, убийственно-простой вещи: чтобы, когда я вхожу, человек радовался.
- Грех не в темноте, а в нежелании света.
Предлагаю вам посмотреть фильм М. Мигуновой "Зеркала" о Марине Цветаевой.
"Любовь очищает, любовь окрыляет, любовь делает мир чище и светлее. Какою бы она ни была. Все потому, что влюбленный человек видит лишь то, что хочет видеть в силу своего эмоционального состояния. Благодаря этому в любимом мы видим в первую очередь только хорошее. А человек, оказавшись в лучах такой вот славы, действительно старается отвечать своему образу и духовно очищается. В таком случае играть начинают самые тонкие струны души и песня эта переходит в песню двоих влюбленных, которые поют славу Богу и любви. Если же это не так, то, наверное, души настроены на разный лад. И каким бы ни был исход отношений, обогащается тот, кто любит. А лечит время."
Источник:
Читайте также: