Живет в доме за печкой
В русской мифологии маленькая невидимка, живущая за печкой, в лесу, на болоте
Вселенского дерева, гладим друг другу ступни павлиньими перьями, чтобы ноги получше отдохнули, нам осталось не так уж далеко, подбадриваем мы друг друга, оно где-то здесь, совсем близко, Саша говорит, что слышала шум его кроны, мы обещаем друг другу, что выдержим до конца, не отступим, Богомил предлагает вооружиться чесноком, он слышал, что вокруг дерева, охраняя подходы, кружат кикиморы, упыри, лешие и ведьмы, мы соглашаемся, исполненные решимости, покидаем место стоянки, сначала мелководье подушек, потом глубину снов.
Старушка селедочница с Охты собственными глазами видела кикимору, как она пряжу прядет: - Вся голая, тонешенька, чернешенька, а головенка махонькая, с наперсточек, а туловища не опознать с соломинкой.
После принятия Русью христианства в условиях русского двоеверья, когда языческие, архаичные представления уживались с православием, кикиморы потеряли свою инфернальность и сексуальность, превратились в одного из бесплодных духов крестьянской избы, пугающих бабье рукоделие и насылающих страшные сны детям.
Ан не схотела чары порушить -- вот и получай от мужа ременной плеточкой по белым плечам, вот и рожай не сыночка аль дочечку,, а черную кикимору!
Тут, за столом, Жупел и начал княжить над Многоборьем - сперва незаметно, потихоньку, а потом и в полный разворот, так что стало тошно даже непривередливым кикиморам, а бесстрашные по причине размеров и глупости братья-великаны Валигора, Валидуб и Валидол, когда им рассказывали о деяниях князеньки, покрывались пупырышками величиной с голову младенца.
к и к и м о р а
• об. род домового, который по ночам прядет; он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам, с веретеном, прялкою, воробами и вьюшкою. Спи, девушка, кикимора за тебя спрядет, а мать вытчет! Сиб. есть и лесная кикимора, лешачиха, лопаста. Укорительное домосед, нелюдим, невидимка, кто вечно сидит дома за работою, особ. кто очень прилежно прядет. От кикиморы не дождешься рубахи, хотя он и прядет. Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отшибенное горло кувшина, либо камень с природною сквозною дырою
к и к и м о р а
• об. род домового, который по ночам прядет; он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам, с веретеном, прялкою, воробами и вьюшкою. Спи, девушка, кикимора за тебя спрядет, а мать вытчет! Сиб. есть и лесная кикимора, лешачиха, лопаста. Укорительное домосед, нелюдим, невидимка, кто вечно сидит дома за работою, особ. кто очень прилежно прядет. От кикиморы не дождешься рубахи, хотя он и прядет. Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отшибенное горло кувшина, либо камень с природною сквозною дырою
к и к и м о р а
• об. род домового, который по ночам прядет; он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам, с веретеном, прялкою, воробами и вьюшкою. Спи, девушка, кикимора за тебя спрядет, а мать вытчет! Сиб. есть и лесная кикимора, лешачиха, лопаста. Укорительное домосед, нелюдим, невидимка, кто вечно сидит дома за работою, особ. кто очень прилежно прядет. От кикиморы не дождешься рубахи, хотя он и прядет. Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отшибенное горло кувшина, либо камень с природною сквозною дырою
живет в доме за печкой, 8 букв, 7 буква «Р», сканворд
Слово из 8 букв, первая буква - «К», вторая буква - «И», третья буква - «К», четвертая буква - «И», пятая буква - «М», шестая буква - «О», седьмая буква - «Р», восьмая буква - «А», слово на букву «К», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
живет в доме за печкой, 8 букв, сканворд
Слово из 8 букв, первая буква - «К», вторая буква - «И», третья буква - «К», четвертая буква - «И», пятая буква - «М», шестая буква - «О», седьмая буква - «Р», восьмая буква - «А», слово на букву «К», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
К И К И М О Р АОтгадайте загадку:
Ходит спесь надуваючись. Показать ответ>>
Ходит-бродит по коврам, Водит носом по углам. Где прошёл — там пыли нет, Пыль и сор — его обед. Показать ответ>>
Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. Показать ответ>>
Другие значения этого слова:
Случайная загадка:
Двое пошли — три гвоздя нашли. Следом четверо идут — много ли гвоздей найдут?
Случайный анекдот:
Муж говорит жене: - Дорогая, сегодня ко мне придут мои сослуживцы, ты приготовь чего-нибудь.
- Хорошо, дорогой. А как приготовить: чтобы они еще пришли или чтоб больше не приходили?
Знаете ли Вы?
Вода помогает функционировать почти каждой части человеческого тела:- Мозг на 75% состоит из воды. Обезвоживание может причинять головные боли и головокружение.- Регулирует температуру тела.- Кровь на 92% состоит воды.- Несет питательные вещества и кислород ко всем клеткам тела.- Вода требуется для выдоха, увлажняет кислород для дыхания.- Защищает и буферизирует жизненно важные органы.- Помогает преобразовывать пищу в энергию.- Помогает питательным веществам усваиваться органами.- Выводит отходы.- Кости на 22% состоят из воды.- Мускулы на 75% состоят из воды, в них находится около половины всей воды тела.- Пот, молоко, желудочный сок и т. п. на 99% состоят из воды.
живет в доме за печкой, 8 букв, 1 буква «К», сканворд
Слово из 8 букв, первая буква - «К», вторая буква - «И», третья буква - «К», четвертая буква - «И», пятая буква - «М», шестая буква - «О», седьмая буква - «Р», восьмая буква - «А», слово на букву «К», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
К И К И М О Р АОтгадайте загадку:
Стоит колюка на вилах, Одета в богрянец, Кто подойдёт, Того кольнёт. Показать ответ>>
Стоит копытце Полно водицы. Показать ответ>>
Стоит корова, орать здорова. Как по зубам дашь — вою не оберёшься. Показать ответ>>
Домовой живёт за печкой?
Издревле на Руси домовой считался хозяином дома. Крестьяне считали, что от домового зависит состояние и благополучие. Домовыми назывались духи дома, которые обычно проживали в труднодоступных для людей местах – в укромном уголке чердака, погреба или за печкой.
Для того чтобы домовой пришёл в новый дом и стал оберегать его, необходимо было пригласить его. У славян на этот счёт были свои обрядовые традиции – вызывался дух домового, велась беседа, испрашивалось его согласие. Если отношения с домовым были добрыми, то люди всегда, переезжая с места на место, забирали его с собой. Считалось, что перевозить домового нужно на венике или в горшке. А в новом доме приготовить ему местечко поуютнее, соломку постелить, чтобы уважить, чтобы Домовой не обиделся и не раскапризничался.
Домовой мог превратиться в необузданного и разозлённого духа, в случае если прежние хозяева при переезде забывали забрать его с собой. Он оставался в своём старом доме и, если туда приходил кто-то посторонний, мог начать запугивать его, издавая страшные звуки, звенеть оконными стёклами так, что незваный гость убегал, сверкая пятками.
Очень часто домовым приписывали человеческие качества, как плохие, так и хорошие. В разных домах каждый домовой имел свой характер. Также считалось, что у домовых может быть своя семья и друзья – соседские домовые. Домовым могут не нравиться некоторые качества людей, проживающих с ним в одном доме. Например, если домовой не любит рассеянных, он может рассердиться на человека, разлившего суп или просыпавшего муку, и начать «буянить».
Считалось, что домовые очень не любят, когда люди делают друг другу зло, постоянно скандалят и ссорятся. Им вообще не нравится, когда в «их» доме что-то не в порядке. Они могли «наказывать» таких людей, щипая их ночью, дёргая за волосы, для пущего ужаса слегка могли и придушить. В общем, если у хозяев бессонница или мучают какие-то кошмары – очевидно, что к этому приложил руку домовой.
Для того чтобы стать с домовым добрыми соседями, нужно было его задобрить, оставляя всяческие угощения: блюдце с молоком, печенье, какие-либо сладости. Если домовой после этого продолжал пугать обитателей дома шумом и посторонними звуками, то помогало чтение молитв. Если и это не приносило результата, проводили обряд изгнания неугомонного духа из дома. Для этого приглашали ведунью.
Если в доме все члены семьи по-доброму относятся друг к другу и живут в мире и согласии, домовой с такой же любовью будет к ним относиться: станет помощником хозяйке на кухне, будет помогать искать потерявшиеся вещи.
Сейчас все эти поверья нам, городским людям, кажутся не больше чем выдумкой. Мир стал настолько материален, что практически невозможно поверить в существование духов, оберегающих дома. Однако это ещё не значит, что их не существует. В любом случае поддерживать уют и чистоту в доме, жить в согласии и гармонии с миром вещей, не обижать друг друга и не нервничать по пустякам – кому эти советы кажутся вредными?!
Экскурсия «Печка кормит, греет, лечит»
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Традиционную русскую печь видел каждый: на иллюстрациях к сказкам, в деревенском доме у бабушки, в музее. Но бывали ли вы внутри печи? Только в ЭТНОМИРе у вас есть такая возможность! Милости просим заглянуть в самую большую в мире Русскую Печь высотой с трёхэтажный дом и узнать всё о её истории и устройстве!
Это колоритное, самобытное, многофункциональное сооружение, каждая часть которого, каждый изгиб, каждая надстройка выполняет свою, очень важную для русского человека функцию. Узнайте о языческих верованиях, связанных с печью, и об уникальной позиции печи «на границе» христианского мира и мира народных суеверий. Познакомьтесь с самыми необычными и интересными приметами, связанными с печью и «запечным жителем» - домовым. Узнайте, почему домовому при переезде предлагался лапоть, почему русский народ «с оглядкой» относится к печным трубам и о многих других удивительных особенностях русской печи. Экскурсия проходит в одной из изб этнодвора «Музей русской печи». А в тёплое время года вы сможете посетить самую большую в мире Русскую Печь.
Печная нежить - кто в избе живет
Оказывается, в избах-то жило много всякой нечисти - и всех тянуло к теплу, к печке. Так и прозвали этих существ - печной нежитью. А оказалась эта нежить на земле в результате чистки на небесах, которую устроил Михаил Архангел: столько там этой нечисти расплодилось, что на небесах тошно всем от них стало - вот и сбросили их к нам, на грешную землю. нам их тут только и не хватало. Ну и вот расползлись они по разным местам: леший - в лесу обжился, водяной - тот у воды, полевой - понятно, где правил. ну, и так далее, по списку. а вот кое-кто угодил в печную трубу.
(Отредактировано в 2015-04-17 00:05:07) комментарии ↓
Домовой - он оттуда, как раз, из печной трубы, и в отличие от недобрых своих сброшенных с небес компаньонов, прикипел сердцем к дому, сжился со своими хозяевами, и стал ревностно хранить семейный очаг. Хоть увидеть домового проблематично - слишком быстро он передвигается, зато его можно услышать: он может сильно шуметь, шуршать или скрипеть, выть и даже - петь.
Обижать Домового нельзя - ведь он один противостоит объединенённой коалиции злой печной нежити - очажному бесу, шуликанам и кикиморе.
Очажный бес жил под печкой, где хранились ухваты и сам был похож на ухват. Поэтому хозяйка могла перепутать, схватить беса вместо ухвата и давай им чугуны в печке ворочать - и тут уж он свой вредный нрав показывал: чугуны опрокидывал, огонь задувал, дымоход всякой дранью затыкал, дымом глаза разъедал. Если б не домовой - никакого житья б хозяйке от этого очажного беса. И из дома этого беса выгнать было невозможно - даже в случае пожара, он сгорал вместе с избой.
Изображения очажного беса мне найти не удалось, поэтому смотрите на ухват и включайте фантазию.
Шуликаны - похоже на "хулиганы" , правда? По сути так оно и есть - это такая свора мелких бесенят, одетых в высокие колпаки и домотканные кафтаны, которые перед большими церковными праздниками темным вечером вылетают из открытой печной трубы . Поэтому знающие хозяйки, готовя тесто для хлебов в сочельник, отщипывали от него два маленьких кусочка, скатывали из них жгутики и клали их крестиком на вьюшку. Если же хозяйка забыла об этом - всё, натворят шуликаны разных бед - раскалят кочергу докрасна, угольев в сковородку накидают - да и вообще, мало ли чего им в голову придёт.
Выскочив из трубы, шуликаны шли в лес, собирались у прорубей и перекрестков дорог. Ну и как настоящие хулиганы, донимали припозднившегося прохожего: подцепляли кочергой, жгли калеными углями и топили в проруби - мстили людям за то, что они лишили их теплого места за печкой.
Этого ребенка обращают в дух, воспитывают как своего и со временем он тоже становится домовым духом. Видимо, именно такой дух и называли Игошей - это домовой-мальчик странного вида без рук, без ног -привидение дикое но симпатишное мертворожденный младенец, или малютка, который умер до крещения, хоронили таких младенцев часто под полом или порогом.
Мне почему-то кажется, что Каспер - типичный Игоша, если изобразить без рук.
Таких духов и "усыновляла", видимо, добрая Домаха. А ещё она была "вещуней": перед несчастьем она плачет на чердаке или в подполе. И вообще, если знать способ, то у неё можно было узать все ответы на интересующие вас вопросы. Словом, с Домахой дом - полная чаша и гармония в семье. Поэтому Домаху необходимо всячески задабривать лакомствами, оставлять их у печи, потому что она всегда достойно отблагодарит, - защитит не только от грабителей или злого глаза, но и от гнева мужа-домового. Домаха приносит в семью счастье и достаток.
Добавлено в 18:02
Но хуже всего, если в какого-нибудь мужчину из этого дома влюблялась дочка Домового - Домововна. Если в доме живет только один человек, дочери домового остаются детьми - не растут. Любить домововна может только человека, живущего в доме ее отца. То есть на сына, племянника, брата или жильца хозяина дома может обрушиться весь поток страсти женского домового духа. И всё - пропал мужик - он тоже влюбится в нее, а она будет приходить к нему во сне каждую ночь. Приходит она в человеческом облике, очень соблазнительная - если не удержаться и вступить с ней в связь, то никогда чародейка человека не бросит. Женские домашние духи ненасытны в любви и страшно ревнивы - они следят за своим любовником всегда. И когда мужчина попытается изменить ей или бросить, погубят и его, и соперницу.
Мужчины, будьте осторожны)))
Белорусский художник, график, преподаватель Белорусской академии искусств Валерий Слаук создал образы разных мифологических белорусских персонажей. Многие из них схожи с нашими.
Апивень -- тут даже объяснять не надо)))
Бадзюля -- бродяжный дух, заставлявший человека скитаться по свету и творить всякие непотребства. Представлялся в виде мало симпатичной женщины.
Гарцуки - мелкие пакостные духи, любят заезживать лошадей до полусмерти.
Валасень -- одна из разновидностей домовых
Ёўник -- живет в овине в той постройке, где сушили собранные снопы.
От паутины и копоти его внешний вид рассмотреть сложно, а в глазах видны отблески огня.
Жыцень, живет летом во ржи (у жыце -- по белорусски).
Болотник - хозяин болота у русских и белорусов. К болотам относились как к опасным и «нечистым» местам. Считалось, что здесь обитает особый дух болотник — неподвижно сидящее на дне болота существо, покрытое грязью и водорослями, улитками и рыбьей чешуёй. По другим преданиям, это человек с длинными руками, закрученным хвостом и поросший шерстью. Иногда он притворяется стариком и ходит по берегу болота. Чаще всего болотник предстаёт перед людьми в виде пузатого голого старика с лягушачьими лапами, выпученными глазами, огромным ртом и длинной бородой, с которой стекает болотная жижа.
Согласно поверьям, болотник заманивает человека или животное в трясину стонами, хохотом или рёвом, а потом топит их, затягивая за ноги на дно.
Для того чтобы лучше морочить и губить людей, болотник также придумал чарусы — островки зеленой растительности, обычно радующие глаз на опушке мертвого леса-сухостоя. Привлеченные видом растущих здесь сочной травы, ярких цветов и ягод, неосторожные люди и животные ступают на чарусу, под которой скрывается смертельная для всего живого топкая жижа.
Живет в доме за печкой
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Кики́мора — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж , преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям. Представления о кикиморе.
Примеры употребления слова кикимора в литературе.
Вселенского дерева, гладим друг другу ступни павлиньими перьями, чтобы ноги получше отдохнули, нам осталось не так уж далеко, подбадриваем мы друг друга, оно где-то здесь, совсем близко, Саша говорит, что слышала шум его кроны, мы обещаем друг другу, что выдержим до конца, не отступим, Богомил предлагает вооружиться чесноком, он слышал, что вокруг дерева, охраняя подходы, кружат кикиморы, упыри, лешие и ведьмы, мы соглашаемся, исполненные решимости, покидаем место стоянки, сначала мелководье подушек, потом глубину снов.
Старушка селедочница с Охты собственными глазами видела кикимору, как она пряжу прядет: - Вся голая, тонешенька, чернешенька, а головенка махонькая, с наперсточек, а туловища не опознать с соломинкой.
После принятия Русью христианства в условиях русского двоеверья, когда языческие, архаичные представления уживались с православием, кикиморы потеряли свою инфернальность и сексуальность, превратились в одного из бесплодных духов крестьянской избы, пугающих бабье рукоделие и насылающих страшные сны детям.
Ан не схотела чары порушить -- вот и получай от мужа ременной плеточкой по белым плечам, вот и рожай не сыночка аль дочечку,, а черную кикимору!
Тут, за столом, Жупел и начал княжить над Многоборьем - сперва незаметно, потихоньку, а потом и в полный разворот, так что стало тошно даже непривередливым кикиморам, а бесстрашные по причине размеров и глупости братья-великаны Валигора, Валидуб и Валидол, когда им рассказывали о деяниях князеньки, покрывались пупырышками величиной с голову младенца.
Читайте также: