Жилой дом первого российского страхового общества построенный архитекторами бенуа в 1912 14
Жилой дом первого российского страхового общества построенный архитекторами бенуа в 1912 14
Каменноостровский пр., №26-28 / Кронверкская ул., №29 / Большая Пушкарская ул., №37
Дом Первого Российского страхового общества (ок. 1915 г)Этот доходный дом был построен по заказу Первого Российского страхового общества в стиле неоклассицизма по проекту Леонтия Бенуа, Юлия Бенуа и Альберта Бенуа при участии А. И. Гунста в 1911-1913 гг. на участке между Каменноостровским проспектом и Кронверкской улицей. В городском фольклоре этот гигантский, занимающий целый квартал жилой комплекс, получил название «Дом трёх Бенуа».
1-е Российское страховое общество - старейшая страховая фирма России, учреждённая в 1827 г. Среди учредителей Н. С. Мордвинов (1-й председатель правления), Л. И. Штиглиц. Правление размещалось на Большой Морской улице, №40.
Постройке дома предшествовал конкурс, в котором победил проект архитекторов Н. В. Васильева и А. И. Дмитриева. Но этот проект по неизвестной причине не был осуществлён.
Дом возведён на участке, левая часть которого в 1870-х гг. принадлежала купцу И. П. Дылеву, а правая - датскому подданному К. К. Неллису. В конце XIX в. земельный участок от Дылева перешёл к домовладельцу Э. А. Шпрингу, затем к его вдове - мещанке О. К. Шпринг. Соседний участок (Неллиса) приобрела жена горного инженера М. Н. Горяинова.
Здание содержит новинку для того времени - несколько десятков встроенных гаражей. Количество квартир при постройке дома — 250, количество пронумерованных парадных — 25, количество дворов — 12. Таким образом дом стал крупнейшим жилым комплексом в Санкт-Петербурге начала XX века.
Проект здания по адресу Каменноостровский проспект, № 26—28, был утверждён в апреле 1911 года. Строительство было окончено в 1912 г.
Мягкая пластика фасадов, облицованных светло-серым горшечным камнем (талькохлоритом), специально доставлявшимся для постройки из Швеции (этот камень не впитывает воду и мало разрушается), подчёркнута изящными декоративными деталями, невысокими колоннадами и скульптурой. Въезд в открытый парадный двор-курдонёр, с садом и фонтаном, оформлен колоннадой из четырёх пар монолитных дорических колонн из красного гангутского гранита. Этим же камнем облицована цокольная часть зданий, а мелкими его обломками, выложенными в виде мозаики, отделаны стены 1-го этажа во внутреннем дворике.
К слову, мостик-переход наверху колоннады впоследствии в местном «фольклоре» достаточно метко прозвали «Мостиком Кая и Герды».
Боковые фасады орнаментированы чередующимися парами грифонов и растительными гирляндами. На эркере - рельефные изображения рыб.
Фасад дома № 26-28 со стороны Каменноостровского проспекта (ок. 1916 г)Другая часть дома, выходящая на Кронверкскую (№29) и Большую Пушкарскую (№37) улицы, построена в 1913—1914 гг.
Комплекс домов был обеспечен всеми современными для того времени коммуникациями: паровое отопление, встроенные лифты, электричество, гаражи, телефоны.
Внутренняя планировка корпусов выделяется своей продуманностью и функциональностью. Несмотря на то, что парадные лестницы дома были выведены в открытые дворы-курдонёры, многим квартиросъёмщикам приходилось пользоваться чёрными лестницами, которые выходили в классические петербургские закрытые дворы. Таким образом, проблема узких «дворов-колодцев» в многоквартирных домах Петербурга в этом проекте так и не была решена. Однако эта «новостройка» представлялась современникам чуть ли не идеальным образцом для будущих многоквартирных зданий в городе. Это был один из самых благоустроенных домов начала XX в.
До 1917 года в корпусе со стороны Кронверкской улицы находились три лазарета и контора изысканий Арало-Каспийской железной дороги.
Квартиры в Доме Бенуа изначально заняла весьма респектабельная публика: богатые дворяне, чиновники высших классов и военные в отставке, зажиточные купцы, модные писатели, архитекторы, медицинские светила, вузовская профессура. В 1912 - 1917 гг. жил здесь и писатель Михаил Чехов, младший брат Антона Павловича. Здесь же в квартире № 36 находилась и редакция его журнала «Золотое детство».
Рассказывают, что тревожные события февральской революции привели в одну из квартир этого дома князя императорской крови Гавриила Константиновича – сына великого князя Константина Константиновича, переехавшего сюда из Мраморного дворца к артистке кордебалета Мариинского театра Антонине Нестеровской.
После Октябрьской революции, в ноябре 1918 года, часть квартир дома была «уплотнена» и превращена в коммунальные, а некоторые квартиры предоставлялись партийным деятелям, в том числе руководителям города. Впоследствии многие из них были репрессированы. Так, в 1934—1938 гг. в корпусе по Каменноостровскому проспекту произошли аресты в 55 из 123 квартир.
В 1918—1920 гг. в квартире № 116 располагался клуб финских коммунистов им. Куусинена. 31 августа 1920 г. в результате заговора так называемой «револьверной оппозиции» в этой квартире были расстреляны члены руководства КПФ, в том числе Юкка Рахья (брат Эйно Рахья, сопровождавшего Ленина в ночь на 25 октября 1917 г. с конспиративной квартиры на Сердобольской улице в «штаб революции» в Смольный институт. В 1920-х гг. здесь находились редакция газеты финских коммунистов «Вапаус» (её главный редактор К. К. Лепола жил в этом же доме), Дом просвещения и финский клуб «Кирья» (в квартире № 2).
В 1919 г. здесь работал культурно-просветительный отдел районного Совета Петроградской стороны.
Парадный двор дома Первого Российского страхового общества со стороны Каменноостровского проспекта (ок. 1915 г)Дом известен разветвлённой системой проходных дворов. Именно проходные дворы Дома трёх Бенуа, весьма сильно контрастирующие с парадными фасадами здания, известный петербургский писатель и краевед Лев Лурье когда-то причислил к ряду «небанальных достопримечательностей Петербурга», ну а отечественные киношники просто любили и любят их снимать, запечатлевая для потомков их особую таинственность и мрачную грандиозность (сериалы «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности» и т.д.). Дворы можно увидеть и в художественном фильме «Город» (1990, реж. Александр Бурцев). По ним бродят главный герой фильма и Дмитрий Шагин.
Дом Бенуа недаром имел репутацию эталона в бытовом обустройстве жизни своих обитателей. Являясь самым большим жилым комплексом в Петербурге начала XX века, он состоял из целого ряда корпусов, соединявшихся друг с другом при помощи сложной, но весьма продуманной системы дворов, открытых (парадных) и закрытых, число которых превышало десяток. И именно этот лабиринт дворов и создавал ощущение «города в городе» для жильцов дома. Внутри этих дворов некогда размещались: собственная котельная, электростанция, прачечная, мусоросжигательная печь и даже снеготаялка. «Инфраструктуру» этого своеобразного дореволюционного микрорайона дополняли собственные гаражи, швейцары – по одному на подъезд, штат из 20 дворников и разнообразные магазины, располагавшиеся в цокольных этажах.
Исторически, так сложилось, что в «Доме Бенуа» жили и живут многие выдающиеся личности своего времени: учёные, художники и музыканты, партийные и государственные деятели.
После революции здесь была квартира 1-го председателя Петросовета Григория Зиновьева, а 21 апреля 1926 г. в доме поселился 1-й секретарь Ленинградского губкома партии Сергей Миронович Киров. В доме №26-28 он жил до своей смерти в 1934 г. 6 января 1957 г. в бывшей квартире Кирова открылся мемориальный музей.
Музей С. М. Кирова.
По меркам этого дома квартира Кирова — скромная: 200 кв. метров, 5 жилых комнат, комната для прислуги и хозяйственные помещения. Для сравнения: квартира № 118 в крайней правой парадной, где жил Григорий Зиновьев, одна на весь 2-й этаж.
В музее Кирова многие вещи дореволюционные, начала XX века. Дело в том, что это была служебная квартира, большая часть вещей в ней формально Кирову не принадлежала. Например, несгораемый шкаф: по некоторой иронии Киров, когда его открывал, видел герб Российской империи. Или обычный шкаф, который в описи указан начала XX века, но, в принципе, он отсылает нас к ампирной мебели начала XIX века. Всё это откуда-то привозили, но из каких именно фондов комплектовалась служебная квартира, никто точно не знает.
Самая большая комната в квартире — кабинет с камином. Камины были в каждой из 250 квартир в доме. У Кирова был с чугунной решёткой с изображением дракона. Доктор исторических наук Владлен Измозик, который жил в этом доме после войны, вспоминал, что камины в этой парадной заложили, когда сюда вселился Киров.
На мебели можно увидеть следы от когтей кота Кирова. В кабинете лежат шкура белого медведя, которую в 1934 г. Сергею Мироновичу подарили челюскинцы, а также шкура бурого медведя — точно не известно откуда она. Возможно, осталась от прежних владельцев. Остальные чучела — это всё трофеи Кирова.
Любимый экспонат посетителей музея — отрывной календарь, он показывает ноябрь 1934 года (1 декабря Кирова убили в одном из коридоров Смольного): в нём синим цветом отмечены выходные дни, вы насчитаете всего пять, ну и ещё 7 ноября — День Октябрьской революции. Люди работали по шестидневке — правда, рабочий день был 7 часов.
В столовой стоял рабочий стол, за которым Киров не только обедал, но и работал. Здесь представлены его книги и блокноты, которыми он пользовался в последние дни своей жизни. Тоже большое количество чучел, как и в кабинете, линкруст на стенах (покрытие для стен с моющейся гладкой или рельефной поверхностью). Из экзотических вещей — большой аквариум, в котором водились зеркальные карпы, подарки от рыболовецких колхозов. Его подключили напрямую к водопроводу — сегодня такие аквариумы мы видим в некоторых супермаркетах.
Сохранились воспоминания лечащего врача Кирова, который буквально за год до гибели Сергея Мироновича наблюдал такую сцену: Киров болел, лежал в валенках, прикрытый полушубком, и вспоминал о своём трудном детстве. В частности, о том, что его другом был Николай Бухарин. Бухарин, когда его вывели из состава Политбюро из-за взглядов на индустриализацию, отходил от партийных дел и поссорился в том числе с Кировым. Но до 1929 года он останавливался в этой квартире — и Киров переживал о его судьбе. Здесь также останавливался и Сталин, довольно часто — Орджоникидзе, в том числе вместе с женой. Та вспоминала, что Киров любил слушать музыку и смотреть кино. Как-то их дружеские посиделки закончились тем, что Киров нацепил чёрный платок как бандану — и пел арию Демона…
Интересно, что соседями Кирова, в том числе этажом ниже, были жильцы обычной коммуналки. Это было очень неудобно для охраны Сергея Мироновича. А до 1951 года по Каменноостровскому (тогда уже Кировскому проспекту) ходил трамвай — в принципе, здесь было сложно находиться из-за шума. По воспоминаниям родственников, Киров вдобавок не мог уснуть в белые ночи.
Спальня воссоздана в 2004 г., раньше здесь была другая экспозиция. Справа от изящных дореволюционных кроватей, которые сделаны на фабрике Мельцера (это поставщик императорского двора), стоит неказистый столик, сделанный на ленинградской фабрике «Древтрест». Посетители часто спрашивают, почему кровати стоят порознь. Некоторые думают, что так их поставили сотрудники музея, чтобы возвысить Кирова в глаза трудящихся, но вообще-то обстановка сделана по фотографии так, как это было при Сергее Мироновиче. Такая расстановка кроватей никак не характеризует отношения Кирова с женой — Марией Львовной Маркус. Возможно, если бы здесь было достаточное количество комнат, могли бы быть даже разные спальни — это к вопросу о личном пространстве, которое сейчас люди так любят. В квартире — почти в каждой комнате, кроме спальни — висят портреты Сталина.
На кухне единственное, что осталось со времён Кирова, — это плита. Остальное из фондов Музея истории Санкт-Петербурга, просто вещи той эпохи. Справа — выход на чёрную лестницы, а слева — вход в небольшую кладовку с тонкими стенами. Это очень холодное помещение: когда на улице минус 20 и открывают эту кладовку для посетителей — выстужается весь 4-й этаж. За кухней — комната приходящей домработницы, но по стечению обстоятельств не сохранилось даже фотографий. Так что не известно, как она выглядела.
По воспоминаниям местных жителей, Киров был очень простой человек. Несмотря на то, что его подъезд был под охраной и у входа постоянно дежурил сотрудник НКВД, на одной лестничной площадке с квартирой Кирова были коммуналки. А когда Сергей Миронович ходил к товарищам в соседний двор, ребятня всегда бежала и просила у него копейки на конфеты. И Киров всегда давал — добрый был человек.
Жилой дом Первого Российского страхового общества (начало)
Постройке дома предшествовал конкурс, в котором победил проект арх. Н. В. Васильева и А. И. Дмитриева. Но этот проект по неизвестной причине не был осуществлен.
Аналогичную по плану постройку осуществили архитекторы Л. Н., А. Н. и Ю. Ю. Бенуа (при участии А. И. Гунста [ 52 ]). В разработке планировочного решения этого дома принимал участие А. И. Бубырь ([ 52 ]). Их проект отличается решением фасадов в регулярном классическом стиле.
Н. В. Васильев, А. И. Дмитриев.
Конкурсный проект жилого комплекса
Первого российского страхового
общества. 1910. Перспектива.
Журнал "Зодчий"
1913 г.
Журнал "Зодчий" 1913 г.
Журнал "Зодчий"
1913 г.
Фото нач. ХХ в.
Слева направо - дома 24,
26-28.
Дом возведен на участке, левая часть которого в 1870-х гг. принадлежала купцу И. П. Дылеву, а правая - датскому подданному К. К. Неллису. В конце XIX в. земельныйучасток от Дылева перешел к домовладельцу Э. А. Шпрингу, затем к его вдове - мещанке О. К. Шпринг. Соседний участок (Неллиса) приобрела жена горного инженера М. Н. Горяинова.
В 1912-1914 гг. на этих участках построен дом 26-28 для 1-го Российского страхового общества. Корпуса дома выходят на три улицы. (см. Кронвекская ул, 29 - Б.Пушкарская, 37 ). Дом имеет несколько дворов разного назначения. Парадный двор-курдонер, с садом и фонтаном, отделен от Каменноостровского пр. колоннадой из четырех пар монолитных доричеких колонн из красного гангутского гранита.
Дом включал новинку для того времени - несколько десятков встроенных гаражей. Дом составлял единый жилой комплес из 250 благоустроенных кватир.
Фото - Mary, 09.2011.
Фасады дома облицованы "горшечным камнем" из Швеции. Этот камень не впитывает воду и мало разрушается. Детали фасада выполнены из того же камня.
Боковые фасады орнаментированы чередующимися парами грифонов и растительными гирляндами. На эркере - рельефные изображения рыб.
1-е Российское страховое общество - заказчик строительства - старейшая страховая фирма России, учрежденная в 1827 г. Среди учредителей Н. С. Мордвинов (первый председатель правления), Л. И. Штиглиц. Правление размещалось на Большой Морской ул., 40 .
В левой парадной лицевого корпуса по Каменноостровскому пр. сохранились фрагменты витражного полотна в одном окне - на площадке 1-2-го этажа.
Витраж свинцово-паечный геометрического типа, находится в глухой фрамуге. Поясок из голубого кафедрального стекла окаймляет периметр каждой секции фрамуги, центральное поле заполнено прямоугольниками бесцветного кафедрального стекла. Сохранились две боковые секции. Стекла с потеками краски от небрежной окраски рам и въевшимися загрязнениями.
Дата осмотра: Август 2020. Все фото выполнены волонтерами проекта. (добавил Fita )
То, что осталось
от фонтана.
Камин в квартире Кирова.
Библиотека
в квартире Кирова.
Фото - Алексей von Fricken
Проект "Витражи
С.-Петербурга.
Инвентаризация 2020"
Окно на площадке
1-2 этажа
Фрамуга с
сохранившимися
фрагментами
витражного полотна
Правая боковая секция
фрамуги. По периметру
секции - пояс из голубого
кафедрального стекла
Фрагмент. Бесцветное
кафедральное стекло
в заполнении центрального
поля витража
Фрагмент. Бесцветное
кафедральное стекло
в заполнении центрального
поля витража
(добавил Fita )
В доме находилось правление акционерного общества "Строитель" (продажа строительных материалов), основанного 1898 г. на базе лесоперерабатывающего завода на Крестовском острове, принадлежавшего Г. А. Берншейну.
В ноябре 1918 г. Петоградский районный совет постановил передать здание для заселения служащими отдела Советов.
В 1919 г. здесь работал культурно-просветительный отдел районного Совета Петроградской стороны.
В этом доме жили:
1936 - 1937 актер Большого драматического театра имени А. М. Горького Б. А. Бабочкин (список абонентов ЛГТС на 1937.С. 11)
1912 - 1917 архитектор А. Л. Берлин (ВПб на 1913. O. III. C. 51, на 1914. С. 54, ВПг на 1915. С. 53, на 1916. С. 56, на 1917. С. 57)
Абрам Лейбович Берлин (1877 Могилев - Тель-Авив (Израиль), АХ (1911)
1924 - 1929 военный деятель В. М. Гиттис репрессирован в 1938 г.
(ВЛд на 1925. O. X. C. 93, на 1926. O. XI. С. 85, на 1927. С. 107, на 1928. С. 132, на 1929. С. 144)
1923 - 1925 биолог В. И. Иоффе (ВЛд на 1924. O. X. C. 112, на 1925. С. 163)
1925 - 1926 партийный и государственный деятель И. В. Кодацкий репрессирован в 1937 г. (ВЛд на 1926. O. XI. C. 150)
1926 - 1934 партийный и государственный деятель С. М. Киров
В 1964 г. на фасаде дома была установлена мемориальная доска (архитектор М. З. Вильнер,
скульптор Г. Д. Ястребенецкий) с текстом: "В этом доме в 1926 - 1934 годах жил Сергей Миронович Киров".
(ВЛд на 1927. O. XI. C. 203, на 1928. С. 252, на 1929. С. 276, на 1930. С. 246, на 1931 С. 269)
на 1933 и 1934 годы - данных нет
1922 - 1940 архитектор Я. М. Коварский (ВПг на 1923. O. XI. C. 234, ВЛд на 1924. O. X. C. 126, на 1925. С. 185,
на 1927 O. XI. C. 209, на 1928. С. 260, на 1929. С. 285, на 1930. С. 256, на 1931. С. 217; список абонентов ЛГТС на 1937. С. 81, на 1940. С. 96)
Яков Моисеевич Коварский (06. 02. 1883 Одесса Херсонская губ. - 16 . 04. 1973 Ленинград), кладбище Комаровское; АХ (1913).
1926 - 1930 партийный деятель Н. П. Комаров репрессирован в 1937 году
(ВЛд на 1927. O. X. C. 215, на 1928. С. 268, на 1929. С. 293, на 1930. С. 266)
1912 - 1917 врач Г. Ф. Ланг (ВПб на 1913. O. III. C. 352, на 1914. С. 367, на ВПг 1915. С. 365, на 1916.
С. 379, на 1917. С. 382)
1923 - 1940 архитектор И. Г. Лангбард (ВЛд на 1924. O. X. C. 150, на 1925. С 220, на 1927. O. XI. C. 247,
на 1928. С. 309, на 1929. С. 338, на 1930. С. 316, на 1931. С. 258; список абонентов ЛГТС на 1937. год С. 95, на 1940. С. 115.)
Иосиф Григорьевич Лангбард (18. 01. 1882. Бельск Гродненская губ. - 03. 01. 1951 Ленинград), кладбище Серафимовско; АХ (1914)
1936 - 1940 скульптор М. Г. Манизер (список абонентов ЛГТС на 1937 год С. 107, на 1940 год С. 128).
1951 - 1967 художник А. А. Мыльников (В 2013 году на фасаде дома была установлена мемориальная
доска (скульптор А. С. Чаркин, художник В. Демянко) с текстом: " В этом доме с 1951 по
1967 гг. жил и работал народный художник Андрей Андреевич Мыльников". Он работал в Академии художеств, а как художник работал в мастерской, которая находилаь в этом доме.
1940-е - 1958 гражданский инженер А. А. Оль .
Андрей Андреевич Оль (08. 07. 1883. С-Петербург - 27. 08. 1958 Ленинград), кладбище Волковское некрополь Литераторские мостки; ч. кор. АХ СССр 1941
1921 - 1925 врач А. Ф. Тур (ВПг на 1922. ч. 2 Стб. 247, ВЛд на 1924. O. X. C. 1924, на 1925. С. 403)
1912 - 1917 архитектор С. Я. Турковский
(ВПб на 1913. O. C. 643, на 1914. С. 670, ВПг на 1915. С. 667, на 1916. С. 689, на 1917. С. 694)
Сергей Яковлевич Турковский (01.06.1882. Одесса Херсонская губ. - 30.06.1960 Ленинград); АХ 1909
1925 - 1926 партийный деятель Г. Ф. Федоров репрессирован в 1934-1936 гг. (В 1989 г. на
фасаде дома была установлена мемориальная доска (архитектор В. В. Исаева) с ошибоч-
ным текстом: " В этом доме с 1924 года по 1926 г. жил Григорий Федорович Федоров,
питерский рабочий-революционер , с 1907 г. член большевитской партии. В 1917 г.
член ЦК и Петербургского комитета РСДРП (б), председатель рабочей секции Петросовета
и член Петроградского военно-революционного комитета". (ВЛд на 1926 O. XI. C. 361) , т. к.
в 1924-1925 годах он жил ул. Прядильная 12 (ВЛд на 19245. O. X. C. 410).
1914 - 1917 скульптор Б. О. Фредман-Клюзель (ВПг на 1915. O. III. C. 691, на 1916. С. 714, на 1917. С. 712)
1912 - 1917 писатель М. П. Чехов (ВПб на 1913. O. III. C. 692, на 1914. С. 722, ВЛд на 1915. С. 718, на 1916. С. 741, на 1917. С. 746)
1936 - 1937 командарм 1 ранга Б. М. Шапошников командующий Ленинградским военным округом в 1935-1937 гг.
(список абонентов ЛГТС на 1937 год С. 186) (добавил Val 39 )
1926-1934 гг. - в кв. 20 жил С. М. Киров, первый секретарь Ленинрадского губкома партии.
Музей-квартира С. М. Кирова (открыта в 1957 г.).
Мемориальная доска (1964, ск. Г. Д. Ястребенецкий)
1944-1945 - жил композитор Д. Д. Шостакович
1945-1948 - депутатская приемная Д. Д. Шостаковича
1940-1958 - арх. Андрей Андреевич Оль
1941-1942 - актер Н. К. Черкасов
1919-1921 - арх. Абрам Лейбович Берлин
1936-1937 - актер Борис Андревич Бабочкин
1930-х гг. кв.-мастерскую 44 занимал график, живописец Евгений Адольфович Кибрик.
Позже в этой кв. жил народный художник СССР Андрей Андреевич Мыльников.
С 1924 г. (по 1926) в доме 26-28 по ул. Красных Зорь проживал Григорий Евсеевич Зиновьев - председатель Петроградского Совета и Исполкома Коминтрна . ( anchurian )
В 1944 г. Д. Д. Шостакович с семьей вернулся из эвакуации в Ленинград. На Б.Пушкарской, 37, где композитор жил до 1941 г., на семейном совете решили поселить родителей и сестру жены. Шостаковичу временно предоставили комнаты в кв. N 1 на первом этаже дома по Кировскому пр., 26-28 (Каменноостровскому пр). Затем (?) семья переселилась в Москву.
В 1945-1948 гг. раз в месяц Д. Д. Шостакович проводил депутатские приемы на Кировском, 26-28, в большой комнате 1-го этажа, затем в исполкоме Дзержинского района - ул. Чайковского. 40.
(С.М.Хентова, Шостакович в Петрограде-Ленинграде, Лениздат, 1979)
С 1957 г. здесь находится Музей-квартира С. М. Кирова.
Отдел ФСБ, Петроградский район Санкт-Петербурга.
Фото - Den, 01.05.2007.
Фото - Den, 22.08.2009.
Внутренний двор
Фото - Den, 29.12.2011.
Фото - Den, 14.02.2012.
Фото - Den, 31.08.2012.
Фото - Den, 01.05.2007.
Лестница музе-квартиры Кирова.
Верхняя промежуточная площадка.
Странная лестница
одного из дворовых корпусов.
Лестница. Пол площадки.
Парадная.
Фото - sbarg, 2015.
Фото - Didi, 05.2016.
Кадры из фильма
"Гений" 1991.
Кадры из сериала "Агент
национальной безопасности.
Легион" 1999.
Кадры из фильма "Город" 1990.
Кадры из фильма "Бандитский
Петербург. Адвокат" 2000.
Кадры из фильма "Агент
национальной безопасности"
(Наследник) 1999.
Жилой дом Первого Российского страхового общества (окончание)
Северные дворы. Двор №6
расположен в глубине участка.
Справа бывш. котельная.
Северные дворы. Двор №6.
Проход в соседний (центральный)
внутренний двор на юг.
Северные дворы. Двор №6.
Проход в соседний двор
на восток (к проспекту).
Северные дворы.
Средний северный двор
Вид на запад.
Северные дворы.
Средний северный двор.
Фасад. Вид с севера.
Северные дворы. Средний
северный двор. Проход
в соседний двор на
восток, к проспекту.
Северные дворы.
Двор №6. Угол.
Северные дворы.
Дворовый фасад
лицевого корпуса.
Северные дворы.
Угол - дворовые фасады
лицевого корпуса и
корпуса курдонера.
Северные дворы.
Вид с севера на
дворовый фасад
корпуса курдонера.
Северные дворы. Двор №6.
Вид фасада с севера.
Фото - sperling, 18.11.2013.
1928: Дом Текстильного треста - ул. Красных Зорь, 26/28 ([ 124 ]. С. 85)
Парадная лестница,
Курдонер, левый угол
Слева фрагмент корп.В
Лестница
в корпусе лит.В.
Парадная, где
находится
бывшая квартира
Кирова.
Окно между
1 и 2
этажами
Дверь
квартиры
Кирова
Квартира Кирова.
Лепной декор потолка
в комнате.
В комнате отдыха
Шкаф с неоклассическим
декором в комнате отдыха
Люстра в
комнате отдыха
Декор шкафа в комнате отдыха
Декоративные элементы
шкафа в комнате отдыха
На кухне в квартире Кирова
Умывальник на кухне
Мраморный умывальник
в ванной комнате Кирова
Мраморный камин в квартире
на 5 этаже (одна из четырех
квартир, занятых музеем Кирова)
Доходный дом Первого Российского страхового общества
Чертежи дома на участке, принадлежавшем Шпрингу, Первому Российскому страховому обществу по Каменноостровскому пр., 26, 28, Кронверкской ул., 23 и Большой Пушкарской ул., 59. 1911-1913. 118л.
(ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 7775)
Чертежи дома на участке, принадлежавшем Шпрингу, Первому Российскому страховому обществу по Каменноостровскому пр., 26, 28, Кронверкской ул., 23 и Большой Пушкарской ул., 59. 1911-1913. 272л.
(ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 7776)
Ведомость ходатайствам о постройках, поступившим в С.-Петербургскую Городскую управу с 23-го по 30-е марта 1913 года. Петерб. 1. Б.Пушкарская, 59. Владелец: Российское страховое общество. Подпись на проекте: Бенуа. Род построек: 6-эт. лицевое строение. (Зодчий. 1913. № 14. С.172)
Ведомость ходатайствам о постройках, поступившим в С.-Петербургскую Городскую управу с 15-го по 22-е сентября 1913 года. Петерб. 1. Б. Пушкарская, 59. Владелец: I Российское Страховое общество. Подпись на проекте: Бенуа. Род построек: 3-х этажное каменное надворное строение. (Зодчий. 1913. № 39. С. 418)
Владельцы участка до 1911 г. :
На пяти лестницах этого большого дома сохранилось витражное остекление одинакового типа: в парадной № 1 - левой по Б. Пушкарской ул., в парадной № 2 - правой по Б. Пушкарской ул., в парадной № 3 - левой по Кронверкской ул., в парадной № 5 - в левом углу двора-курдонера и в парадной № 6 - в правом углу двора-куронера, открытого со стороны Кронверкской ул.
Окна на всех лестницах находятся на промежуточных площадках между 1-м и 2-м этажом. Витражи свинцово-паечные, с одинаковым геометрическим рисунком: по периметру ячеек переплета проходит полоса светло-голубого стекла кованой фактуры. Внутренняя плоскость заполнена прямоугольниками бесцветного стекла кованой фактуры. На всех окнах есть отдельные трещины и выбитые участки. На стеклах заметны следы небрежной окраски рам и потеки засохшей краски. В парадной № 6 сохранился подлинный шпингалет.
Осмотр: Январь 2020. Все фото выполнены волонтерами проекта. (добавил nastasya )
«Я живу в Доме трех Бенуа» (Петербург) The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы, Петербурга и Екатеринбурга
Модерновые доходные дома, сталинские высотки и многоэтажки 1970-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живешь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах и их обитателях.
Дом трех Бенуа, названный так по фамилии спроектировавших его братьев (двух родных и одного двоюродного), — самое знаменитое петербургское здание начала XX века наряду, например, с Толстовским домом. Когда-то это был самый большой жилой комплекс в городе: здание прописано сразу по трем адресам и занимает едва ли не квартал на Петроградской стороне.
Дом трех Бенуа
жилой дом Первого российского страхового общества
Архитекторы: Леонтий Бенуа, Юлий Бенуа, Альберт Бенуа, при участии Александра Гунста
Адрес: Каменноостровский проспект, 26–28; Кронверкская улица, 29; Большая Пушкарская улица, 37
Постройка: 1911–1914 годы
Стиль: неоклассицизм
Высота: пять-шесть этажей
Количество квартир при постройке: 250
Количество пронумерованных парадных: 25
Количество дворов: более 10
У здания богатая история. После революции сюда селили советскую номенклатуру — потом многих и новых, и старых жителей дома репрессировали (об этом можно прочитать в книге историков Владлена Измозика и Наталии Лебиной «Петербург советский. „Новый человек“ в старом пространстве»). В разное время в доме жили композитор Дмитрий Шостакович (его бюст установлен в курдонере, открывающем Кронверкскую улицу), актер Борис Бабочкин, маршал Леонид Говоров.
Вероятно, самым известным жильцом наряду с Шостаковичем был первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей Киров — он жил в Доме трех Бенуа с 1926 года до своей смерти в 1934-м. В доме работает Музей С. М. Киров а, который занимает в том числе бывшую квартиру соратника Сталина: в ней во многом восстановили интерьеры, какими они были при жизни Сергея Мироновича. Любопытно, что в той же парадной находится Управление ФСБ по Петроградскому району.
Сегодня Дом трех Бенуа — плавильный котел разных социальных страт: элитные апартаменты соседствуют с коммуналками, демократичная столовая на первом этаже — с изысканной фотостудией в башне. Вместе с краеведом Валентином Приваловым, изучающим Петроградскую сторону, мы сходили в гости к семейной паре, которая живет в коммуналке под квартирой Шостаковича со стороны Большой Пушкарской улицы. В Музее Кирова для нас провели экскурсию по квартире Сергея Мироновича. А историк архитектуры Вадим Басс рассказал о том, в чем особенности Дома трех Бенуа.
Вадим Басс
кандидат искусствоведения, доцент факультета истории искусств Европейского университета
У этой истории, как обычно, несколько слоев. Первый — архитектурно-исторический (ну и градостроительный заодно). И здесь как раз все более-менее очевидно и тривиально. Начало XX века, после открытия постоянного Троицкого моста (подарочек к двухсотлетию города) Петроградская сторона стремительно превращается в фешенебельный и буржуазный кусок города. Этакий заповедник среднего класса (в интервале от lower до upper), с которым, собствен но, и связывается нормальное развитие капиталистического общества и капиталистического же города. С тех пор у Каменноостровского и Большого проспектов появилась важная функция — туда обычно водят туристов смотреть, «как было бы, если бы не…». Если бы Европа не сошла с ума и не свалилась в шизофрению Первой мировой, если бы не революции, войны и прочие характерные для XX века альтернативы спокойному и несколько филистерскому существованию.
Существованию, формулой которого и является дом Первого российского страхового общества — как, наверное, и все творчество Леонтия Бенуа. Неслучайно в качестве «Калабуховского дома», где «один в семи комнатах» обитал профессор Преображенский, снимали другой жилой комплекс работы того же архитектора — дом Страхового общества «Россия» на Моховой. Но то история еще конца XIX столетия, а ансамбль, точнее целый микрорайон (в него входят два жилых комплекса — по проспекту и Кронверкской улице), на Петроградской — это уже 1910-е. К этому моменту Леонтий Бенуа с Александром Гунстом уже построили для Первого российского страхового общества жилой комплекс на Лубянке в Москве. В 1910 году был устроен конкурс на ансамбль на Каменноостровском. Победил в нем проект Николая Васильева и Александра Дмитриева: их пижонская перспектива в духе финского «национального романтизма» — наверное, одна из самых популярных картинок в книгах по истории петербургской архитектуры начала века. Но строить пригласили не их, а Бенуа с Гунстом, проект которых премии не получил, но был рекомендован к приобретению заказчиком. Здание строится в 1911–1912 годах при участии Юлия и Альберта Бенуа, а в 1913–1914 годах Леонтий и Юлий возводят дом по Кронверкской улице.
К 1910-м годам фешенебельный доходный дом — это своего рода технология. Продукт, который возникает на пересечении высочайшей профессиональной культуры (она отлично заменяет модный у историков искусства «гений») и социального опыта, социальной осознанности. Это, кстати, объясняет, почему нормальная квартира для «высшего среднего класса» начала XX века — лучшее, наверное, что породила отечественная архитектура в смысле жилья. И по части планировки и ее осмысленности (размеры и форма комнат, их ориентация и связь, доступ к дневному свету, выступы, складки, скругления объемов), и по части удобств (лифты, отопление, канализация, электричество, телефон, прачечная, гаражи и прочее). И там отлично можно было поселить и председателя правления банка 1910-х, и затем председателя исполкома 1920-х — или попилить на комнаты и вселить «жилтоварищей». Просто архитектор Бенуа для изначальных обитателей этого дома — «социально близкий». Это понимание стандартов комфорта, стандартов современного образа, стиля жизни — то, что отличает архитекторов столетней давности (в массе) от их сегодняшних коллег.
Вообще-то, доходный дом — это типовой объект европейской (и русской) архитектуры второй половины XIX — начала XX века. Город (будь то османовский Париж, Берлин, Вена или Петербург) из таких домов по преимуществу и состоит. В послужном списке петербургского архитектора рубежа столетий — преимущественно доходные дома. Постепенно нарастает масштаб (вспомним, например, огромный комплекс жилых домов Н.И. Львовой в Угловом переулке — это еще 1870-е), появляются и новые девелоперы — банки, страховые компании, кооперативные товарищества собственников жилья. Что, кстати, тоже есть примета «мирных» времен: такой девелопмент предполагает предсказуемость и долгосрочный кредит. Но кто же знал…
Ансамбль на Каменноостровском построен подобно многим другим петербургским жилым комплексам — парадный двор-курдонер плюс система дворов поменьше. От собратьев его отличает не только большое композиционное разнообразие, но и некоторая общая — вполне «буржуазная» — однородность композиции, сознательная сдержанность, ослабленность, что ли. В те же годы появляется архитектура, использующая классический арсенал куда более сильным образом: те же дома Маркова от В. Щуко, беренсовское немецкое посольство, белогрудовские дома Розенштейна или Гонцкевича на Большом проспекте П.С. Под этими домами действительно «струится кровь», из них вполне недвусмысленно растет уже новый, жестокий век. А у Леонтия Бенуа — «ничего слишком». Это примерно как на гоночных машинах ставят ограничитель скорости. Здесь бог действительно в деталях. Культура которых, кстати, постепенно ушла — как и культура жизни «в семи комнатах». Свидетельством чему являются превосходные в своем роде послевоенные вещи на Петроградской, тот же «профессорский дом» Гурьев а — Фромзеля напротив нашего героя. Композиционно — блестящий и тактичнейший ответ Бенуа, членение то же: два плюс три, два этажа основания и дальше «основная часть» на три этажа. Получается сдержанно, классически и без форсирования. А вот детали у предшественников — все равно наших понежнее. Хотя иногда и прорываются неожиданно нарисованные, лаконичные вещи вроде балконов на кронштейнах.
Такая архитектура не особенно поддается стилевым определениям, все эти «классицизирующие эклектики» и «неоклассики»-«необарокко» ее плохо схватывают. В мире для подобного языка обычно используют слово-зонтик «боз-ар» — по названию École des Beaux Arts, сделавшей такой способ работы с историческим языком интернациональным стандартом. Леонтий Бенуа, кстати, и французскую традицию, и саму школу знал превосходно и даже использовал опыт парижских коллег в реформе Академии художеств 1890-х.
Неслучайно комплекс Первого страхового общества полюбили и представители «творческих профессий» — архитекторы, художники, композиторы. Эта легкомысленная архитектура отлично подходит не только для людей серьезных, банкиров и генералов, но и для тех, кто думал «жизнь просвистать скворцом, заесть ореховым пирогом». Впрочем, после убийства главного обитателя дома на Каменноостровском — на волне Большого террора — приезжали за всеми.
Цена однокомнатной квартиры — 1 680 000 рублей
Цена четырехкомнатной квартиры — 13 100 000 рублей
Цена пятикомнатной квартиры (с тремя спальнями, тремя балконами, испанской мебелью и картинами) — 132 000 000 рублей
Цена семикомнатной квартиры, в которой жил Дмитрий Шостакович — 30 900 000 рублей
Аренда комнаты — 18 500 рублей в месяц
Аренда трехкомнатной квартиры — 70 000 рублей в месяц
Аренда шестикомнатной квартиры (со спортзалом, гардеробной комнатой и дизайнерскими интерьерами) — 280 000 рублей в месяц
Доходный дом Первого Российского страхового общества
.
Доходный дом Первого Российского страхового общества на пересечении улиц Кузнецкий Мост и Большая Лубянка построили по проекту архитекторов Бенуа и Гунст в 1905-1906 годах.
На обширном дворе знатного семейства были отстроены каменные палаты в два этажа с многочисленными деревянными постройками рядом с ними.
В 1819 году владение переходит в собственность меценату и коммерсанту В.В. Варгину, владевшему на тот момент монополией на поставку товаров в российскую армию.
.
.
В 1830 году Варгин вызвал неудовольствие тогдашнего военного министра господина А.И. Татищева и попал в опалу. Сразу за этим последовал арест, заключение под стражу, а над его владениями установлена опека, которую сняли лишь в 1858, за год до смерти бывшего коммерсанта.
Архитектурное решение постройки - неоклассический стиль.
.
С середины девятнадцатого века, здание по адресу Кузнецкий Мост, 21/Большая Лубянка, 5 занимали многочисленные магазины: ювелирный Овчинникова, антикварный Бо, книжный Дейбнера, мебельный Войцехова и другие.
.
В начале двадцатого столетия в доме проживал художник-график гражданин И.Н. Павлов, который славился своими ксилографиями и линогравюрами, на которых были представлены архитектурные шедевры старой Москвы.
Барельеф на здании с указанием времени постройки.
Доходный дом Первого Российского страхового общества на Большой Лубянке, 5
В 80-х годах девятнадцатого века во владениях на Большой Лубянке, 5 арендовало помещения Первое Российское страховое общество, которое организовали Н.С. Мордвинов и Л.И. Штиглиц. В 1903 году участок с домом переходит в их собственность за более чем 1 миллион рублей.
.
Страховое общество решает строить здесь новый доходный дом и обращается за проектом к архитекторам Бенуа и Гунсту, под руководством которых он и был построен в течение 1905-1906 годов.
Грандиозное здание имело шесть этажей, и своими фасадами было обращено на Большую Лубянку и улицу Кузнецкий Мост. Архитектурное оформление выполнено в неоклассическом стиле.
В начале 10-х годов прошлого столетия в доме арендовали помещения фотография Фишера, 1-й автомобильный клуб города Москвы под председательством князя Ф.Ф. Юсупова.
Министерство иностранных дел (МИД) на улице Кузнецкий Мост, 21После переезда Советского правительства в город Москву, здание на Кузнецком Мосту, 21 отдали под Народный комиссариат по иностранным делам, который преобразовали в Министерство иностранных дел СССР после 1946 года.
Барельеф на здании. Памяти сотрудников комиссариата иностранных дел СССР
Памятник В.В. Воровскому (1871-1923)
В Москве 11 мая 1924 года во дворе бывшего доходного дома Первого Российского страхового общества установлен бронзовый памятник В. В. Воровскому, сооружённый по проекту скульптора М. И. Каца (установлен на этом месте в годовщину гибели В. В. Воровского). В связи с установкой памятника и сносом находившейся на углу Кузнецкого Моста и Большой Лубянки Введенской церкви, освободившееся место получило название площади Воровского.
Площадь Воровского на панораме Яндекса
.
В 1952 году МИД переезжает в отстроенное специально для него сооружение на Смоленской-Сенной, в т.н. сталинскую высотку, а его кабинеты заняли различные министерства и ведомства Советского Союза.
Жилой дом первого российского страхового общества построенный архитекторами бенуа в 1912 14
Меня петербуржит | События в СПб и ЛО запись закреплена
Постройке дома предшествовал конкурс, в котором победил проект архитекторов Н. В. Васильева и А. И. Дмитриева. Но этот проект по неизвестной причине не был осуществлен.
Аналогичную по плану постройку осуществили архитекторы Л. Н., А. Н. и Ю. Ю. Бенуа (при участии А. И. Гунста). В разработке планировочного решения этого дома принимал участие А. И. Бубырь. Их проект отличается решением фасадов в регулярном классическом стиле.
Проект здания по адресу Каменноостровский проспект, дом № 26—28, был утверждён в апреле 1911 года. Строительство было окончено в 1912 году.
Мягкая пластика фасадов, облицованных светло-серым горшечным камнем (талькохлоритом), специально доставлявшимся для постройки из Швеции, подчёркнута изящными декоративными деталями, невысокими колоннадами и скульптурой. Въезд в открытый парадный двор-курдонёр оформлен двурядной дорической колоннадой из красного гангутского гранита. Этим же камнем облицована цокольная часть зданий, а мелкими его обломками, выложенными в виде мозаики, отделаны стены первого этажа во внутреннем дворике.
Другая часть дома, выходящая на Кронверкскую (дом № 29) и Большую Пушкарскую (дом № 37) улицы, построена в 1913—1914 годах.
Все корпуса огромного комплекса соединяются при помощи целой системы дворов, которых насчитывается более десяти. Комплекс домов был обеспечен всеми современными для того времени коммуникациями: паровое отопление, встроенные лифты, электричество, гаражи, телефоны. Имелись своя электростанция, котельная, прачечная, мусоросжигательная печь, снеготаялка. В то время это был самый большой жилой комплекс в Санкт-Петербурге. В цокольном этаже располагались различные магазины.
Внутренняя планировка корпусов выделяется своей продуманностью и функциональностью. Несмотря на то, что парадные лестницы дома были выведены в открытые дворы-курдонёры, многим квартиросъёмщикам приходилось пользоваться чёрными лестницами, которые выходили в классические петербургские закрытые дворы. Таким образом, проблема узких «дворов-колодцев» в многоквартирных домах Санкт-Петербурга в этом проекте так и не была решена. Однако эта «новостройка» представлялась современникам чуть ли не идеальным образцом для будущих многоквартирных зданий в городе. Это был один из самых благоустроенных домов начала XX века.
Жилой дом первого российского страхового общества построенный архитекторами бенуа в 1912 14
Чужой компьютер
Антикварный дворик.
вернуться к странице
Читайте также: