Жилой дом на котельнической набережной план строительства
Жизнь в высотке на Котельнической: вид на Кремль, известные соседи и пробки вокруг
Продолжаем публиковать статьи спецпроекта Справочника Яндекс.Недвижимости и Strelka Mag. В этом выпуске — история Джуан, которая живёт в знаменитой высотке на Котельнической набережной и пьёт кофе с видом на Кремль.
22 августа 2019
Джуан Утамиши, редактор
Дом: Высотка на Котельнической набережной. Москва, Котельническая набережная, д. 1/15. Год постройки — 1938–1952. Высота 32 этажа. Архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский. Здание внесено в реестр объектов культурного наследия регионального значения в 2007 году.
Это одна из семи высоток, которые, согласно Генплану реконструкции Москвы 1935 года, должны были стать новыми архитектурными доминантами города, а позднее были названы символами сталинского ампира. Характерные черты этого стиля — совмещение элементов барокко, позднего классицизма, постконструктивизма, ар-деко и неоготики, а также сочетание в отделке и интерьерах роскоши и монументальности. Снаружи высотка на Котельнической облицована гранитом и керамикой, а внутри — мрамором, цветными металлами и ценными породами дерева.
Здание высотки и его интерьеры можно увидеть в фильмах «Москва слезам не верит», «Покровские ворота», «Брат-2», «Любовь», «Стиляги» и в сериале «Бригада».
Знаменитые жильцы: балерина Галина Уланова, поэты Александр Твардовский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, актёры Александр Ширвиндт, Михаил Жаров, Фаина Раневская, Нонна Мордюкова и многие другие.
Квартиры в этом доме на Яндекс.Недвижимости:
Аренда квартиры 2 комнаты, 60 кв. м.
Мне нужно было найти жильё на время ремонта, поэтому я сняла эту квартиру. Ремонт и сам по себе стресс, не хотелось приумножать его, поэтому было решено превратить испытание в положительный опыт — например, пожить в одном из домов, о котором всегда мечталось. Почему именно высотка на Котельнической? В пору моего детства и юности я периодически наведывалась сюда в изумительную булочную на первом этаже, а в кинотеатр «Иллюзион» мы всем классом ходили смотреть фильм Франко Дзефирелли «Ромео и Джульетта» на английском. В общем, это не совсем чужое для меня место.
Хозяин квартиры был крупным советским военачальником, сейчас квартиру сдаёт его внук. Он полностью доверяет жильцам. По умолчанию предполагается, что те, кто выбирает подобное жильё, — люди интеллигентные. За полгода, что я живу здесь, он ни разу не нагрянул с проверкой.
Насколько я знаю, в высотке нет никаких дополнительных платежей по сравнению с квартирой в обычном доме. Впрочем, по условиям договора, я оплачиваю только стоимость израсходованных мною воды и электричества, всё остальное платят хозяева.
Квартира находится в очень приличном состоянии. В ней сделан качественный ремонт, который по стилистике не выбивается из авторского решения. Все архитектурные элементы — потолочная лепнина, светильники, дубовый паркет, запорные механизмы окон и фрамуг, огромные застеклённые двери с массивными металлическими ручками, плитка в кухне — в полном порядке и редкой сохранности. А вот ванная комната переделана: сама ванна вынута, вместо неё поставили стиральную машину и душевую.
К счастью, я получила всё то, ради чего эта квартира выбиралась: высоченные потолки, невероятной красоты двери, ощущение простора, причём не от обилия квадратных метров, а именно от грамотной организации пространства.
Я живу очень высоко, а окна выходят на слияние Москвы-реки и Яузы. У меня перед глазами комплекс зданий Воспитательного дома, а за ним — парк Зарядье, Красная площадь, Кремль. Если вести взгляд слева направо, можно увидеть все сколько-нибудь интересные здания Москвы: высотку МГУ, МИД, комплекс «Москва-сити», гостиницу «Украина», высотку на Кудринской площади, Останкинскую телебашню и, разумеется, Дом на набережной, Храм Христа Спасителя, Центральный Детский мир, Политехнический музей. Первое время я периодически «зависала» у окна, завидуя сама себе. Когда открываешь дверь в квартиру, то видишь перед собой не стену и не окно, а город. Это потрясает каждый раз, привыкнуть невозможно. Как невозможно привыкнуть к тому, что утром ты садишься на балкон за столик и пьёшь кофе с видом на Кремль и город.
Конечно, есть и то, что добавляет ложку дёгтя. Вряд ли архитекторы, выбирая место для здания, могли предположить, насколько через семьдесят лет изменится дорожная обстановка в Москве. И что вечерами на всех прилегающих к дому улицах будет пробка из десятков гудящих машин, которая не рассасывается часов до десяти. Отдельная история — прогулочные пароходики. Они разворачиваются у парка Зарядье, а мы в это время слушаем гремящую на их палубах музыку так отчётливо и громко, как если бы находились прямо там.
Если говорить о бытовых минусах, то тут — как везде: чаще всего засоряется слив в раковине на кухне или в душе и перегорают лампочки. Пока я живу здесь не так долго, чтобы судить о состоянии проводки. В моей квартире нет ни кондиционера, ни джакузи, а одновременное включение электрического чайника и микроволновки проблем не создаёт.
Есть вопросы к системе вентиляции. Наверное, сейчас содержанию дома не уделяется такого внимания, как в годы его расцвета, поэтому из вентиляционных решёток тянет неприятной прелью. И сигаретным дымом от кого-то из соседей. Я пыталась проветривать, но это мало помогало, так что я просто заклеила все решётки в квартире плотным чёрным скотчем.
Внутри квартиры есть мусоропровод, но я это коммунальное удобство не люблю с детства как рассадник всякой живности и малоприятных запахов. Поэтому меня устраивает то, что он скрыт за массивной дверцей и заперт на замок.
Во время отопительного сезона в квартире очень жарко. Батареи чугунные, по восемь-десять секций, а в одной из комнат их вообще две, так что если они работают на полную мощность, то жара даже зимой стоит неимоверная. К счастью, их можно отключить, что я и сделала сразу, когда въехала.
Специально не уточняла, но судя по тому, что я наблюдаю, в высотке действуют те же правила, что и для всех объектов культурного наследия. Например, на фасадах, выходящих на улицу, нет ни одного наружного блока кондиционеров, а на балконах нет остекления (во дворе — есть). Цветовое решение всех оконных рам — одинаковое, коричневое. Даже если кто-то поставил стеклопакеты, из общей картины это не выбивается.
Что касается изменений внутри подъезда и в квартирах — тут попроще. Лифты заменили на современные, на всех кнопках — азбука Брайля, открывание-закрытие дверей и этаж объявляются. Из нелепых нововведений: появился «пандус» в подъезде, настил из толстых неструганых досок поверх мраморных ступеней. Внутри моей квартиры перемены коснулись только ванной, но думаю, реши хозяева по какой-либо причине сделать более радикальные изменения — например, поменять все двери, сбить лепнину или заменить дубовый паркет на пластиковый ламинат, это, к сожалению, было бы возможно.
Автор: Софья Урманчеева. Фотограф: Антон Бржозовский. Иллюстратор: Катя Симачёва.
«Я живу в высотке на Котельнической набережной» The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы, Петербурга и Екатеринбурга
Модерновые доходные дома, сталинские высотки и многоэтажки 1970-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живешь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали, каково жить в высотке на Котельнической набережной — одном из главных символов Москвы.
В разное время в доме жил его же архитектор Дмитрий Чечулин, а также Александр Твардовский, Фаина Раневская, Галина Уланова, в честь которой в высотке открыт музей. Здание многие могли видеть в фильмах «Москва слезам не верит», «Брат-2», «Стиляги» и в сериале «Бригада». В 2014 году о высотке на Котельнической активно писали, когда на ее шпиле установили флаг Украины, а желтую звезду наполовину закрасили синим цветом. В 2016 году про высотку стали говорить в связи с другим скандалом: оппозиционер Алексей Навальный обвинил первого зампредседателя правительства Игоря Шувалова во владении здесь десятью квартирами общей площадью более 700 квадратных метров.
Высотка на Котельнической
Адрес: Котельническая набережная, 1/15
Архитекторы: Дмитрий Чечулин, Андрей Ростовский
Постройка: 1937–1952 годы
Высота: 176 метров 32 этажа
Жилье: 700 квартир
Айрат Багаутдинов
автор проекта «Москва глазами инженера»
После победы в Великой Отечественной войне в Москве продолжилась программа реконструкции, которая должна была сделать город показательной столицей крупнейшей мировой державы. Высотки олицетворяли ее величие. А их количество (восемь), вероятно, олицетворяло первую цифру возраста города — решение о строительстве восьми высотных зданий приняли в год 800-летия Москвы.
Строительство сталинских высоток — уникальный эксперимент: во-первых, здания сами по себе неповторимы, во-вторых, в них создавали специфические условия проживания. Высотки — это первые советские небоскребы в современном смысле этого слова, то есть высотные здания на каркасе. В то время таким способом активно строили здания в Америке, но наши инженеры сумели привнести ряд новшеств. Например, изобрели самоподъемные краны, которые значительно ускорили процесс сборки каркаса. Или впервые в мире использовали сварку на высотном строительстве. Также были разработаны специальные фундаменты, которые позволяли ставить здания на слабые московские грунты. Я уже не говорю о таких уникальных операциях, как замораживание грунтов. Например, высотку на Красных Воротах строили под определенным углом, чтобы после разморозки грунта под левым крылом здания оно заняло строго вертикальное положение.
Во-вторых, для жилых домов вроде высотки на Котельнической набережной особенно важно, что дома получили самую современную начинку. Они первые в Москве имели центральное отопление и горячее водоснабжение от городской теплосети, а не от котельной в подвале дома. У домов были водопровод, канализация (в те времена далеко не многие московские дома могли этим похвастаться), кондиционирование воздуха и даже такая диковинная штука, как центральное пылеудаление, — специальная розетка в стене, к которой нужно подключить шланг и пылесосить им квартиру.
Отделка общественных пространств в каждой сталинской высотке уникальна, так как все здания разрабатывались разными коллективами архитекторов. В центральном фойе высотки на Котельнической сохранилась мозаика на потолке и мраморная облицовка. Однако оригинальная отделка квартир — нет. Даже в квартире Улановой, которая законсервирована как музей, отделка относится к 80-м годам.
В архитектурном смысле высотка на Котельнической, на мой взгляд, одна из самых изящных и тонких. Ее автор — главный архитектор Москвы того времени Дмитрий Чечулин, который курировал программу строительства восьми высотных зданий. Высотка словно отсылает нас к московскому зодчеству конца XVII века, башнеобразным храмам вроде Покрова в Филях. Однако изящество пропорций часто идет в ущерб комфорту проживания. Небольшие размеры этажей в верхних частях здания сделали многие квартиры маленькими и неудобными по планировке.
Тем не менее надо признать: высотка на Котельнической прочно стала открыточным видом. Сейчас трудно без нее представить наш город. Она так же значима, как Кремль или главное здание МГУ.
Павел Гнилорыбов
историк, москвовед, руководитель проекта «Моспешком»
У высотки на Котельнической набережной интереснейшее расположение – отсюда часто фотографировали город в XIX веке, здесь за Яузой открывался один из лучших панорамных видов Москвы. В то время Котельническая набережная, так же как и смотрящая на нее часть острова Балчуг, застраивалась помпезными домами в стиле сталинского ампира. К примеру, на соседней Гончарной улице возводились 14-этажные здания.
Архитектор Дмитрий Чечулин строил высотку на Котельнической как продолжение девятиэтажного жилого дома, спроектированного им еще до войны. Примечательно, что для строительства сталинки пришлось уничтожить несколько переулков старой Москвы.
Идея социально-бытовых комплексов, жителям которых не нужно идти километр до ближайшей булочной, характерна для советской архитектурной мысли того периода. Но если в домах-коммунах идея реализовалась несколько прямолинейно, то в высотке на Котельнической фактически создана современная концепция общественных и торговых функций первого этажа. Важны не только магазины, но и кинотеатр «Знамя», который в 1966 году переименовали в «Иллюзион». Все это подчеркивало высокий статус жителей дома.
История заселения высотки связана со временем оттепели. Если дома в «речной» части давали преимущественно ученым и работникам госбезопасности, то в «сухопутную» селили творческую интеллигенцию: актеров, писателей, композиторов. Сложно сказать, сколько раз здание упоминается в литературе и мемуарах. А события книги Василия Аксенова «Москва Ква-Ква» и вовсе происходят около высотки на Котельнической.
Олег Бородин
художник, арендует квартиру в главном здании высотки
85 квадратных метра
Эту квартиру я снимаю вместе с другом и подругой. В Москве тяжело найти трехкомнатную квартиру с белыми стенами и деревянным полом, поэтому когда год назад мы случайно узнали об этом варианте, то думали недолго. Конечно, из-за статуса здания за аренду пришлось платить сумму несколько больше, чем мы рассчитывали, но этого того стоит.
Все знают, что капитальный ремонт начался из-за Шувалова (И. И. Шувалов — первый заместитель председателя Правительства РФ. — Прим. ред.). Причем платят за него жильцы — соответствующая строка есть в платежном бланке. Качество ремонта везде разное. Исторические вещи типа статуй, потолка и лепнины реставрируют хорошо, а подъезд обновляют довольно странно. В нем постоянно что-то отваливается. Недавно покрасили стены, потом начали делать проводку, и, естественно, пришлось красить все заново. Ремонт происходит очень медленно: к примеру, новый лифт делают больше года. Сроки окончания ремонта постоянно переносят: по последней информации, он должен был кончиться в декабре 2016 года.
Из-за ремонта во всем доме пыльно, шумно и разбросан мусор. Поэтому многие жители решили воспользоваться ситуацией и провести ремонт у себя в квартирах. Если вечером посмотреть на окна высотки, то становится понятно, что многие жители временно съехали. На каждом этаже как минимум две квартиры находятся в состоянии ремонта, то есть дом опустел примерно наполовину.
Про квартиру
Мы въезжали в пустую белую квартиру с минимальным количеством мебели. Я привез лишь стол и матрас. Хотя со временем у нас появилось много хорошей советской мебели, которую выбрасывают соседи. В квартире три комнаты, балкон, столовая и две кладовки, одна из которых выходит на пожарную лестницу и к заваренному мусоропроводу. В подъезде нет мусоропровода: здесь он находится внутри квартир, однако большинство жителей заварили его из-за обилия тараканов. Мы практически не делали ремонт — лишь перекрасили стены и потолок.
У нашей столовой странная судьба. Сначала я был рад, что в квартире есть общее место для обеда и встреч. Но помещение оказалось не очень удобное, и сейчас мы редко проводим в нем время. Чаще всего в столовой сидят наши гости. А есть я предпочитаю в комнате или на балконе, на котором мы прошлым летом повесили небольшой гамак.
Я работаю на фрилансе и провожу много времени дома. Из высотки сложно морально и физически выбраться на улицу — сидишь как будто в крепости, и не хочется никуда выходить. Лифты в доме ездят довольно медленно, да и до метро идти долго. Летом меня спасает велопрокат, который находится прямо у кинотеатра.
Конечно, в квартире есть неудобства, но они не критичны. С давних времен в квартирах высотки водятся большие черные тараканы. У поэта Евтушенко, который здесь жил, есть даже посвященный им стих «Тараканы». Я их тоже застал. Они больше трех сантиметров, спокойные и тусуются только на полу. Мне они не мешали, а предыдущим жильцам даже нравились, их собака любила поиграть с тараканами. Однако после того, как мы наладили в квартире вентиляцию, они стали появляться намного реже.
Летом в квартире постоянно гуляет сквозняк. Часто бывает, что, когда заходишь в квартиру, балконная дверь хлопает так сильно, что в ней разбивается стекло. За год это произошло трижды, и однажды во время моего завтрака на балконе — тогда стекла упали прямо на меня. Во время недавнего урагана в Москве из-за сильного ветра я просто не смог закрыть окно.
Также в квартире есть небольшая проблема с шумоизоляцией потолков и полов. Утром я отчетливо слышу, как сосед сверху убирается и как у него звонит в телефоне Бах. Сосед подо мной тоже говорил, что слышит, чем я занимаюсь.
Про вид из окна и чаек
Из окон квартиры открывается вид на всю Москву, но я привык к нему буквально за пару месяцев. У меня нет ощущения, что я живу в квартире, ведь обычно из окна видны деревья, дома, улицы, а здесь я нахожусь как будто в абстрактной точке на высоте. Отсюда город воспринимается по-другому: все кажется хаотичным и стоящим друг на друге.
Рядом с высоткой находится вечная пробка, и до переезда я боялся, что мне будут мешать звуки машин. На деле оказалось, что большинство неприятных звуков и автомобильных газов не доходят до моего этажа. Я живу выше десятого этажа, и здесь намного тише, чем на улице. Я часто сплю с открытым окном и воспринимаю шум города как шум моря. Этому способствуют и чайки, которые периодически пролетают мимо моего окна.
Единственная проблема, связанная со звуком, возникает летом, когда по Москве-реке ходят туристические пароходы. Как правило, на них всегда громко включают плохую музыку. Звук настолько хорошо отражается от воды, что создается ощущение, будто Киркоров или Лепс поет в соседней комнате.
Про вечеринки, соседей и район
Периодически мы с соседями устраиваем в квартире вечеринки, ужины, показы работ современного искусства и небольшие электронно-акустические квартирники друзей-музыкантов. О таких встречах мы заранее предупреждаем соседей и стараемся все закончить до 11 вечера. Хозяин квартиры не против вечеринок, он любит художников, и доверяет нам. А вот консьержки переживают, если к нам приходит больше 20 человек. После одного инцидента мне даже пришлось познакомиться с участковым.
В главном здании высотки находится три корпуса, у каждого из которых свой подъезд и своя консьержка, но пока идет ремонт, работает только центральный вход и три консьержки сидят вместе. Они бдительны и могут не пустить гостей без присутствия хозяев, потому что внутрь часто пытаются попасть туристы и люди, которые хотят подняться на крышу.
Я мало гуляю по району, в основном провожу время либо в квартире, либо по работе хожу в печатную мастерскую на моей же улице. Еще мне нравится внутренний двор высотки, в юности я часто проводил там время. Во дворе есть подземный гараж, на крыше которого находятся бывшие теннисные корты. В этом году двор должны реставрировать. Сейчас он немного обшарпанный, но в нем все равно приятно и уютно. В какой-то степени он заменяет мне парк.
Недавно после реставрации открылся кинотеатр «Иллюзион», и в нем по-прежнему отличный репертуар: часто показывают классику, фильмы с европейских фестивалей, фильмы с пленки, фильмы с живой озвучкой и музыкой. Помимо этого, в нем еще и дешево: в будние дни билеты стоят около 100 рублей.
Высотка на Котельнической набережной
В городе Москве насчитывается 7 сталинских высоток. Комплекс на Котельнической от всех остальных отличается датой начала строительства, которая приходится на 1938 год.
Корпус возвели на берегу Москвы-реки. Проект разработали архитекторы А. К. Ростковский и Д. Н. Чечулин. Так, было положено возведение 9-ти этажей правого крыла будущего комплекса. В 1947 году был принят единый план строительства столицы, согласно которого наметилось возведение 8 высотных зданий. Эти сооружения были призывны существенно преобразить столичный облик в стиле «сталинский ампир».
Возведенное раннее строение на Котельнической решено было органично включить в комплекс, с частичной перестройкой фасада. Это была 1 из запланированных 8 высоток, строительство которой было завершено в 1952 году.
Высотка на Котельнической набережной была сооружена таким образом, чтобы она смогла находиться на пересечении всех улиц, которые были направлены к реке. Комплекс возвели на месте слияния реки Яузы и Москвы-реки.
До тех времен отечественные архитекторы не разрабатывали проекты, высотой больше 8 этажей. Но с поставленной задачей инженеры и архитекторы с успехом справились.
Строительство высотки курировал Л. Берия. Для ее возведения были привлечены военнопленные немцы, которые неподалеку жили в лагере «Лагпункт» на Таганке. По этому поводу среди народа ходило много легенд. Среди безобидных историй – это метки, которые заключенные оставляли на стеклах. Они царапали фразу – «строили зеки».
Получившееся здание устремляется ввысь на 176 метров. В комплексе изначально было 700 квартир, а лестничные клетки размещались таким образом, чтобы исключить разгул сквозняков. Помимо жилых помещений в здании расположились магазины, детский сад, химчистка, почта и кинотеатр. По корпусу можно было передвигаться, не выходя на улицу, так как коридоры всех квартир были проходными. Убранство квартир было роскошным. Их счастливым жильцам сдавали полностью оборудованными. Кухни были меблированы в белом цвете. В санузлах была установлена импортная сантехника. Светильники были выполнены из бронзы и хрусталя. В холе выстлали полы из гранита, а в квартирах дорогим паркетом. А стены и потолки украсили роскошной лепниной и изысканно расписали. Высота потолков в подъезде составляет 5 метров. В здании насчитывается 32 этажа.
Cнаружи комплекс выглядит не менее внушительно и роскошно. Особенно он выделялся в советские времена, когда большая часть архитектуры была однотипной. Центральная часть здания украшена завершениями и башенками и декорирован в большей степени. На ней установили скульптурную группу комсомольцев. До сих пор остается загадкой, по какой причине пропустили главную скульптуру комсомольцев, где у девушки оголена грудь.
Облицовку цоколя выполнили гранитом. Композиция очень органично вписалась в ландшафт советского классицизма возможно за счет приема ступенчатой структуры домостроения. Комплекс получился таким обособленным и самодостаточным, как Ватикан в Риме.
Сталин лично решал, кто будет причислен к тем счастливчикам, имеющим право на жилплощадь в этой высотке. Одно крыло было отдано работникам силовых структур, военным, партийным деятелям и работникам КГБ. С другой стороны поселилась творческая элита.
Точная цифра квартир не была известна никогда. Изначально имелась жилплощадь без номеров, где селили различных секретных агентов. В перестроечные времена многие владельцы стали менять планировку своего жилья, объединяя их.
В этом доме мечтали жить все без исключения. Даже самому архитектору Д. Н. Чечулину удалось поселиться на Котельницкой и прожить там до конца своих дней.
Архитектор Н. Чечулин «приложил свою руку» ко многим значимым объектам столицы. Известно, что он начал свою активную деятельность еще при Й. Сталине, а закончил при Л. Брежневе. В его послужном списке значатся такие важные московские объекты:
• гостиничный комплекс «Пекин»;
• Дом советов РСФСР;
• вестибюли станций метро «Комсомольская», «Киевская», «Охотный ряд», «Динамо»;
• типовые проекты школ, больниц и прочих учреждений.
В среде инженеров и архитекторов о Николае Чечулине шутливо говорили что он «отчечулил Москву».
Кроме него здесь проживало еще очень много представителей творческой интеллигенции, артистов кино и театров. На строении расположено множество памятных досок, которые дают информацию о знаменитых людях, когда-то проживавших здесь. К примеру: Н.Богословский, К. Лучко, Н. Сац, А. Твардовский. Ф. Раневская, Н. Мордюкова, Г. Уланова, Л. Зыкина, М. Ладынина с И. Пыреьвым, К. Паустовский и прочие.
Почти все квартиры были оборудованы одинаково. Это касалось меблировки, облицовки стен, наличия бра и люстр. Кроме этого, владельцам квартир запрещалось что либо менять в обстановке и передвигать мебель. Говорят, что причиной такого негласного запрета являлась возможность «прослушки» бесед именитых квартирантов.
Интересная история заселения в элитный дом случилась со знаменитой актрисой театра и кино Фаиной Раневской. Однажды к 70-летней актрисе пришел сотрудник небезызвестных органов, и предложил сотрудничество. Актриса должна была, как добропорядочный гражданин, помогать КГБ своевременным информированием о некоторых событиях и разговорах, происходивших в актерской среде. Мудрая женщина не растерялась и выразила готовность сотрудничать, но посетовала, что в виду того, что проживает в коммунальной квартире и ее особенности разговаривать во сне, она физически не сможет выполнять возложенные на нее обязанности.
И примерно через один месяц Фаина Раневская отпраздновала новоселье в квартире на Котельнической. Но через некоторое время после ее заселения в органы был доставлен донос, в котором было описано странное поведение Раневской, которое проявлялось в ее частых криках по ночам. В ее речи проскальзывали выражения о борьбе с вражескими агентами и ее связи с КГБ. После такого донесения Фаину Раневскую оставили в покое и больше не предлагали никаких способов сотрудничества. Существует мнение, что этот донос на себя она написала собственноручно, а доставить его уговорила работающего в доме слесаря за вознаграждение.
В те времена многие жильцы дружили семьями и ходили, друг к другу в гости. Из рассказов старожилов известно, что закрывать дверь на замок было не принято. Кстати двери, ведущие у квартиры также очень оригинальны. Они выполнены из двух створок дерева и имеют отверстие под почту и оснащены дверным глазком.
Фаина Раневская была неординарной актрисой и женщиной с большим чувством юмора. Однажды ее именитый сосед Твардовский попросился в гости, точнее пройти в туалет. По нелепой случайности, он остался без ключей от своей квартиры, и пришлось обращаться с такой просьбой к знаменитой актрисе. Знакомство состоялось, и соседи еще долгое время провели тот день в беседе. На прощание Раневская сказала, что ее клозет всегда свободен для Твардовского.
К слову сказать, квартира актрисы располагалась на втором этаже, как раз над кинотеатром «Иллюзион». Это было прогрессивное заведение, где часто проводились премьеры без одобрения цензуры. Также на первом этаже была булочная, товар которой пользовался большим спросом у жильцов. По этому поводу Фаина Георгиевна шутила, что она живет над хлебом и зрелищами.
Первое место местного юмориста принадлежало Никите Богословскому, который придумывал и воплощал в жизнь розыгрыши знакомых и соседей. Однажды он нанял автовышку, и, одевшись в простыню и истерично завывая, разыграл своего соседа А. Г. Новикова перед окном. Кроме этого был еще случай ложного вызова Богословским врачей со скорой помощи, которых после обвинили в намерении провести ограбление в квартире Д. Шостаковича. Медработников задержала милиция, и отпустили после признания Богословского в мелком хулиганстве.
Несмотря на роскошь и налаженную инфраструктуру, у высоток была общая проблема – тараканы. Известно, что на месте возведенной высотки раннее были расположены мучные склады. И тараканы никуда с насиженного места уходить не собирались. Так, балерины, актрисы, адмиралы, генералы, архитекторы и композиторы вели неравную борьбу с насекомым.
Эта знаменитая высотка нередко фигурировала в кинофильмах. Особенно ярко апартаменты отобразили в картине «Москва слезам не верит». Также ее можно было лицезреть в картинах «Каникулы Кроша», «Стиляги», сериале «Бригада», выпусках «Ералаш» и некогда популярного фильма «Брат 2» и пр.
В настоящее время полюбоваться знаменитым комплексом можно не только снаружи. Для того чтобы проникнуть внутрь дома, можно купить билет в музей-квартиру Г. Улановой, который открыли в 2004 году. В четырех комнатах знаменитой балерины все осталось в нетронутом виде: ее личные вещи, огромная библиотека, станок у зеркала, и предметы мебели.
Мало, что изменилось за прошедшие 60 лет. В высотке на Котельнической по-прежнему мечтает жить большая часть людей. В настоящее по этому адресу проживают: Д. Нагиев, Р. Литвинова, Е. Шифрин и еще много тех, кто не желает об этом распространяться.
Жилой дом на Котельнической набережной
Глава «Жилой дом на Котельнической набережной» книги «Строительство высотных зданий в Москве». Автор: Олтаржевский В.К. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Москва. 1953
Авторы проекта: действительный член Академии архитектуры СССР Чечулин Д.Н. и архитектор Ростковский А.К.
Главный конструктор Гохман Л.М.
В разработке проекта принимали участие архитекторы: Чикалин И.А., Стригин А.Ф.; инженеры: Дыховичный Ю.А., Муромцев Л.А., Спышнов П.А., Очкин Л.М., Ермаков Ю.Е., Косарев Д.С., Мирер Г.В. и Перепелицкий С.Г.
Здание расположено на Котельнической набережной у устья реки Яузы, при впадении ее в Москву-реку. Его высотная часть, пространственно организующая весь комплекс, занимает центр композиции и лежит на оси стрелки, главным фасадом к Кремлю; боковые корпуса расположены вдоль набережных Москвы-реки и Яузы, объединяясь центральной вертикалью в единую композицию.
Высотный объем трехлучевой формы и примыкающие к нему переходные объемы образуют в плане площадь перед зданием, а вся композиция в целом органически вписывается в градостроительные условия данного района города. Силуэт здания завершает собой перспективу застройки берегов Москвы-реки от Кремля в сторону Котельнической набережной, возвышаясь над прилегающим районом, а расположение здания на повороте Москвы-реки обеспечивает его великолепную видимость со стороны набережных, из центра города и из других точек.
Здание состоит из центрального 24-этажного объема со ступенчатым стройным силуэтом, завершаемого шестиэтажной круглой башней со шпилем, переходных частей пониженной этажности, подчеркивающих высотность центральной композиции и боковых корпусов высотой от 8 до 10 этажей, увенчанных по главному фасаду невысокими башнями. Широкие арочные проезды соединяют набережную с внутренним богато озелененным двором.
Композиция в целом создает живописный, нарастающий к центру силуэт, с богатым сочетанием разнообразных объемов, подчиненных взлету центральной башни. Подчиненность всей композиции центральному объему подчеркивается и планировочным решением фронтальной части, создающим ощущение направленности к центру. В центральной части первого этажа расположен главный вестибюль, при котором предусмотрены помещения для хранения детских колясок и велосипедов, бюро заказов и бюро бытового обслуживания проживающих в доме. Четыре подъемника и три лестницы разрешают проблему вертикального транспорта. Трехлучевая система плана высотной части здания, обеспечивая свободный доступ света и воздуха во все квартиры, создает более короткие пути от вертикальных коммуникаций до входов в квартиры. При этой системе создается естественный центр на пересечении трех осей в виде центрального холла, обслуживающего 5 квартир и являющегося основным узлом планировочного решения типового этажа; та же планировка сохраняется и в завершающем башенном объеме. Планировка «лучей» за пределами центрального узла решается самостоятельно с собственным транспортным узлом в виде двух подъемников и лестницы, обслуживающих 4 квартиры в каждом этаже. Таким образом, в типовом этаже размещается 17 квартир. А всего в высотном объеме здания размещены 344 квартиры, в том числе однокомнатных — 7, двухкомнатных — 272, трехкомнатных — 52 и четырехкомнатных — 13; кроме того, 6 общежитий и 4 магазина.
Весь комплекс здания, являющийся одним из крупнейших в Москве, вмещает 540 квартир, из них однокомнатных — 13, двухкомнатных — 336, трехкомнатных — 173 и четырехкомнатных — 18; общежитий — 10 и магазинов — 18. Общая жилая площадь 25 165 м 2 , общая кубатура комплекса — 480 000 м 3 .
В планировке и оборудовании отдельных квартир проявлено большое внимание к созданию наибольших удобств для проживающих в здании.
Квартиры изолированы от лестниц тамбурами, обеспечены встроенными шкафами, кладовыми, встроенным оборудованием кухни, электрохолодильниками, мусоропроводами и т. п. Много внимания уделено внутренней отделке квартир и вестибюлей, где применены естественный мрамор, ценные породы дерева, цветные металлы и пр.
Прилегающая к зданию территория превращается в благоустроенный сквер с цветочными клумбами, фонтанами и пр. Под внутренним двором размещен подземный гараж-стоянка на 212 машин. На высоту 5 этажей здание облицовывается розовым гранитом, выше — керамическими блоками.
Жилое здание на Котельнической набережной займет одно из первых мест в городе не только благодаря своему внушительному объему. Весь комплекс, вписанный в живописную рамку двух омывающих его рек, со всеми видами его благоустройства, с квартирами, предоставляющими уют и радостную обстановку проживающим в них, явится одной из ярких иллюстраций заботы партии и правительства о трудящихся, проявлением сталинской заботы о человеке.
15 интересных фактов о высотке на Котельнической набережной
Высотка на Котельнической набережной – одно из самых красивых, величественных и одно из самых загадочных зданий в Москве, вокруг которого на протяжении полувека витают разнообразные мифы. Многие из этих мифов перешли в статус городских легенд, другие же были подтверждены и стали частью истории грандиозного сооружения, напоминающего об ушедшей эпохе.
Предлагаем вашему вниманию только реальные факты из «биографии» легендарной столичной высотки.
Факт №1.
Строительство высотки на Котельнической началось еще до Великой Отечественной войны. Успели возвести только один корпус – тот самый, который сегодня известен как корпус «А». Именно он смотрит на Москва-реку.
Факт №2.
Высотка строилась в рамках единого ансамбля, возводилась как один из его элементов, причем, не центральных, а вспомогательных – она должна была дополнять Дворец Советов. Он планировался как центр масштабной архитектурной композиции. Изначально Дворец Советов собирались строить на месте взорванного храма Христа Спасителя, но проект так и не был реализован.
Проект Дворца Советов Проект Дворца СоветовФакт №3.
Строительство высотки контролировал лично Лаврентий Берия – здание возводилось для проживания сотрудников НКВД. Корпус «А» среди москвичей старшего поколения до сих пор известен как «чекистский». Списки жильцов из числа чекистов Берия также составлял лично.
Лаврентий Берия Лаврентий Берия«Чекистский» корпус имеет интересную квартирографию: все квартиры в нем соединены дверями. Иными словами, весь этаж можно пройти насквозь, от и до, переходя из одной квартиры в другую. Такой принцип расположения связан, вероятно, с планируемой возможностью беспрепятственно попадать в любую из них. Практически все сквозные двери в квартирах уже давно заложены и заделаны, однако кое-где они сохранились.
Факт №4.
Квартиры в высотке получали также ученые-ядерщики, работавшие над созданием секретного оружия. Жилье им предоставлялось по согласованию с Берией. Известно, что два специалиста-ядерщика получили квартиры, когда они находились в тюрьме.
Жильцы «из народа» появились в доме на Котельнической уже позднее, после ареста Лаврентия Берии, когда все квартирные брони для сотрудников его ведомства были сняты. Для «обычных» жильцов выделялись квартиры в корпусе «В».
Факт №6.
Высота дома на Котельнической – 176 м, 32 этажа. Здание возводилось в течение четырех лет – с 1948 по 1952 год. Из всех столичных высоток дом на Котельнической начал заселяться первым. До строительства главного здания МГУ на Воробьевых горах дом считался самым высоким в Москве и в СССР.
Факт №7.
Под строительство высотки было «зачищено», то есть, буквально стерто с лица земли несколько старомосковских переулков – Большой и Малый Подгорные, Свешников и Курносов.
Свешников переулок, на месте которого стоит дом на Котельнической набережной Свешников переулок, на месте которого стоит дом на Котельнической набережнойФакт №8.
Всего в доме на Котельнической набережной насчитывается 700 квартир . В корпусах «Б» и «В» - 540 квартир:
- 1-комнатные – 13;
- 2-комнатные – 336;
- 3-комнатные – 173;
- 4-комнатные – 18.
Факт №9.
В доме на Котельнической жило большое количество известных людей. Вот лишь некоторые из них:
- Лидия Смирнова;
- Фаина Раневская;
- Людмила Зыкина;
- Александр Твардовский;
- Андрей Вознесенский;
- Евгений Евтушенко;
- Галина Уланова;
- Наталья Сац;
- Никита Богословский;
- Константин Паустовский;
- Роберт Рождественский;
- Ирина Бугримова – именно из квартиры в доме на Котельнической злоумышленники похитили роскошную коллекцию бриллиантов знаменитой дрессировщицы.
До сих пор на Котельнической живет Александр Ширвиндт. По некоторым данным, в высотке несколькими квартирами владеет Игорь Шувалов.
Один из известных жильцов дома на Котельнической, композитор Никита Богословский, придумал такую шутливую загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?». Ответ – Пырьев и Ладынина: у известного режиссера и актрисы действительно на двоих было ровно девять госпремий.Иван Пырьев и Марина Ладынина. Иван Пырьев и Марина Ладынина.
Факт №10
Высотка на Котельнической набережной строилась силами заключенных. До сих пор среди старожилов дома ходят леденящие кровь истории о скелетах, замурованных в толстых стенах здания. Одна из легенд дома на Котельнической гласит: один из заключенных решил сбежать со стройки, и, подобно Икару, сделал для этой цели крылья из фанеры. На крыльях он спикировал с высоты, но, что удивительно, не разбился – выжил, был пойман и получил дополнительный срок.
Известно, что заключенные не только строили здание, но и позировали для скульпторов, работавших над монументальными барельефами.
Факт №11.
Факт, который вполне может быть слухом: рассказывают, что в одной из квартир корпуса «В» высотки располагалось особое секретное оборудование, а прямо под этой квартирой жили сотрудники Генштаба. И еще один слух: от дома на Котельнической проложены подземные тоннели, ведущие в Кремль. Говорят, что для их строительства было сдвинуто в сторону русло реки Яузы.
Факт №12.
Высота на Котельнической набережной располагала развитой внутренней инфраструктурой: в здании работала парикмахерская, гастроном, почта и знаменитый на всю Москву кинотеатр. Изначально он носил название «Знамя», затем стал «Иллюзионом». Название выбирали долго – рассматривались такие, как «Фототека», «В мире кинолент», «Волшебный фонарь».
В «Иллюзионе» показывали редкие, в том числе, трофейные фильмы, иностранные ленты, в том числе, и на иностранных языках. Частыми гостями «Иллюзиона» были жившие в Москве иностранцы.
Факт №13.
Высотка на Котельнической вдохновляла и продолжает вдохновлять архитекторов. Один из лучших образцов стилизации – здание элитного клубного дома «Симфония набережных» .
Он, конечно, не повторяет архитектуру величественного здания в точности, но его черты напрямую отсылают к сталинскому ампиру. К слову, клубный дом находится по соседству с высоткой – на Котельнической набережной, и вместе с ней формирует красивый и изысканный ансамбль.
Факт №14.
Из всех сталинских высоток больше всего квартир продается в доме на Котельнической. На него приходится 44% предложения. Стоимость самой недорогой квартиры в высотке – 25 млн руб.
Факт №15.
Высотка на Котельнической показывается во многих советских и российских фильмах. Знаменитое здание можно увидеть в таких картинах, как «Москва слезам не верит» (примечательно, что она в нем «играет роль» другой высотки – на Кудринской площади), «Покровские ворота» (в высотке живет Маргарита, возлюбленная Костика), «Брат-2».
Читайте также: