Забор в японском стиле своими руками
Японский стиль в ландшафтном дизайне
Японский стиль – это удивительная гармония, простота и благородство. Философский подтекст понятен не всем, но подлинная красота не знает культурных барьеров. Конечно, воссоздать японские представления о прекрасном в российских условиях не так-то просто, но после этой статьи задача перестанет казаться невыполнимой.
Основные характеристики
· Японский стиль является пейзажным. Это значит, что прямые линии и углы отсутствуют, смысловые зоны имеют произвольную форму и плавно перетекают одна в другую. Планировка отличается подчёркнутой асимметричностью.
· За кажущейся естественностью стоит кропотливая работа. Изначально японские сады были предназначены не для отдыха, а для медитации и философских размышлений, поэтому здесь нет ничего случайного, в каждую деталь вкладывается скрытый смысл.
· Сад – это вселенная в миниатюре. С точки зрения японцев, она не будет полноценной без воды, камней и растений.
· Допускаются только натуральные материалы.
· И камни, и растения должны быть естественными для конкретной местности.
· Каждый элемент уникален, повторяющиеся формы и размеры нежелательны.
· Японский сад не терпит напыщенности, вычурности, крикливых акцентов и избыточных деталей. В нём чувствуется благородная сдержанность и даже некая недоговоренность. Чтобы верно передать его дух, нужно видеть красоту в малом и благоговеть перед природой.
Требования к участку
Для оформления в японском стиле подойдёт любой участок. Размер не имеет значения: японские сады бывают и огромными, и совсем крошечными – от 3 квадратных метров. Нестандартная форма – не проблема. Перепады рельефа не обязательны, но приветствуются, ведь с холмов открываются лучшие виды. Каменистая почва сузит список растений, которые смогут прижиться, но ничто не помешает обустроить изумительный сад камней.
Цветовая гамма
Для японского стиля характерна спокойная, мягкая, естественная цветовая гамма. Базовые цвета – серый, зелёный, коричневый. Излишняя пестрота неуместна. Общий ансамбль смотрится сдержанно, одни тона плавно перетекают в другие. В саду доминируют не цветы, а зелень разнообразных оттенков. Её нередко разбавляют сполохи красного, который не должен становиться ведущим, так как, по мнению японцев, мешает обрести душевный покой.
Вода
Вода – символ жизни и энергии. Она может присутствовать в следующих формах:
· Пруд – зеркало для неба, напоминание о бесконечности вселенной. Он может быть большим или маленьким – всё зависит от вашего бюджета и размеров участка. В воде желательно обустроить каменистые островки – один крупный и несколько поменьше. На берегу можно разместить валуны и японские фонарики, посадить влаголюбивые ирисы и хосты.
· Ручей или водопад – самое музыкальное из всех возможных украшений. Если вы используете пластиковую основу, хорошенько замаскируйте её грунтом, растениями, натуральными камнями и галькой. Учтите, что с гладких краёв вода будет стекать широкой лентой, с зазубренных – искрящимися струями.
· Цукубаи – каменная чаша для омовения рук перед чаепитием. К ней прилагается бамбуковая трубка, через которую поступает вода, и специальный ковшик, чтобы никто не лез руками прямо в чашу. Снаружи её украшают мудрыми изречениями и религиозными символами.
· Сухой водоём – спасительная находка для тех, кому несподручно копать пруд. В этом случае воду заменяют песком, гравием или галькой. На поверхности граблями рисуют волны или концентрические круги, а сверху расставляют крупные камни. Да, так тоже можно!
Камни
Камни символизируют мощь и постоянство. Они используются как материал для дорожек, мостиков, скамеек и даже фонарей, но всё же самый узнаваемый элемент японского сада – композиции из валунов.
Японцы расставляют камни по определённым правилам и вкладывают в их расположение определённый подтекст. Иностранные поклонники стиля, как правило, просто хотят передать общее впечатление и атмосферу.
· Важно, чтобы композиция казалась нерукотворной: нельзя выстраивать камни рядами, сортировать по возрастанию и убыванию, соблюдать симметрию. Если получается неестественно, возьмите за образец фотографию готовой композиции, которая вам нравится.
· Камни должны быть необработанными, разных форм и размеров. Приветствуются мхи, лишайники, следы эрозии. Цветовая гамма должна быть единой. Не стоит объединять светлые и тёмные валуны, а от ярких лучше вообще отказаться. То же самое касается фактур: пористый камень будет странно смотреться рядом с гладким.
· Нельзя сочетать в одной композиции камни разного происхождения – морские, речные, горные.
· Не нужно покупать или привозить издалека экзотические камни, которые не встречаются в ваших краях.
· Число камней должно быть нечётным.
· Желательно, чтобы большинство элементов было расположено горизонтально.
· Избегайте скученности. Вокруг камней должно оставаться много свободного места, заполненного галькой или гравием и единичными растениями.
· Идеалом считается композиция в форме семиугольника, а вершиной мастерства – такое расположение, при котором ни с какой стороны нельзя увидеть все камни одновременно.
Чтобы сад камней получился долговечным, нужно правильно подготовить площадку: удалить верхний слой грунта, избавиться от сорняков, подстелить геотекстиль.
Растения
Растениям отводится особая роль: они демонстрируют изменчивость природы и быстротечность жизни. Если вы не живёте на юге, от большинства традиционных культур придётся отказаться, но далее мы расскажем, чем их можно заменить. Это будет очень даже по-японски, ведь в этом стиле важно использовать именно местные растения.
Деревья и кустарники
Из хвойников подходят низкорослые виды, особенно шаровидные и стелющиеся. Это всем знакомый можжевельник, карликовые сорта ели обыкновенной («Нидиформис», «Литл Джем»), западная туя «Даника», горная сосна «Гном».
Из лиственных пород отбираются обладатели компактных и выразительных крон, изящных листьев с сочной осенней окраской. Высоко ценятся полукруглые кроны, которые ассоциируются с небесным сводом. Нужную форму легко придать кизильнику, чубушнику, бирючине, барбарису, боярышнику. Подходят и плакучие деревья вроде ив. Некоторые виды ивы (шверина улучшенная, ива пурпурная) могут заменить бамбук.
Цветущие деревья и кустарники не должны доминировать над зелёными, но без них никак не обойтись. Многие сорта рододендрона и спиреи чувствуют себя неплохо и в средней полосе, а вот знаменитую сакуру придётся заменить. Её место достойны занять:
· Разные сорта вишни (войлочная, курильская, сахалинская, остропильчатая). К примеру, сахалинская вишня, очень похожая на японскую красавицу, выдерживает морозы до 45 градусов.
· Декоративные яблони (в первую очередь яблоня Недзвецкого, которую иногда называют русской сакурой).
· Сливы (китайская, уссурийская).
На юге приживётся японский дланевидный клён, который осенью окрашивается в фантастические цвета, а зимой притягивает глаз необычной формой. В средней полосе его можно заменить клёном маньчжурским или клёном красным – правда, это высокие деревья для больших участков. Осенней звездой маленького сада может стать бересклет крылатый. Летом зелень разбавит пунцовый барбарис Тунберга, пурпурные яблони, красная и чёрная бузина.
Одна из главных изюминок японского сада – деревца-бонсаи. В средней полосе успешно приживаются бонсаи из горной и обыкновенной сосны, можжевельника, боярышника.
Мхи, цветы, травы
Травянистых цветов в японских садах не так уж много, а традиционных клумб и вовсе нет. Уместны ирисы, чьи лепестки напоминают японцам самурайские мечи, и хризантемы – символ солнца. Впрочем, выбор нельзя назвать узким, ведь оба цветка имеют массу видов и оттенков на любой вкус. Ирисы хороши ещё и тем, что любят влагу. Их можно высаживать живописными группами возле водоёмов.
Непременный атрибут японского сада – разнообразные папоротники и мхи. Годятся и почвопокровники – мшанка, тимьян, очитки, камнеломки. Также стоит обратить внимание на злаки рода мискантус (китайский, гигантский, сахароцветный), декоративную осоку, хосты, келерию сизую, хаконехлою.
Не пытайтесь собрать в своём саду всё, что мы перечислили выше. Ограничьте видовое разнообразие. Если этот совет вам не по душе, попробуйте обустроить несколько миниатюрных садиков, в каждом из которых будут однотипные растения.
Малые архитектурные формы, дорожки, декор
Все рукотворные элементы изготавливаются из натуральных материалов – камня или дерева.
· Беседка может представлять собой открытый навес или домик для чайных церемоний. Традиционная форма – многоугольник, обязательный элемент – сложная крыша с загнутыми краями.
· Дорожки и площадки лучше всего мостить крупными каменными плитками с неровными краями. Помните, что дорожки должны быть плавными, без строгих линий и прямых углов.
· К водоёмам так и напрашиваются мостики – массивные или лёгкие, округлые или плоские. Строить их можно даже над сухими ручьями. Особенно эффектно смотрятся зигзагообразные мостики яцухаси, символизирующие извилистый жизненный путь.
· Скамейки должны быть максимально простыми, даже аскетичными: плоские сиденья, короткие прямые ножки или подпорки. Спинка, как правило, отсутствует. Для защиты древесины подходят лишь прозрачные пропитки. Следы природных воздействий и прочие отпечатки времени считаются красивыми.
· Не стоит отказываться от традиционных каменных светильников. Это могут быть миниатюрные фонарики или двухметровые сооружения на внушительных пьедесталах. Размещать их можно где угодно: возле воды, вдоль дорожек, вокруг зоны отдыха. Свет должен быть таинственным и неярким.
· Из скульптур можно использовать миниатюрные башенки и фигурки животных – журавлей, черепах, львов. Имейте в виду, что переизбыток аксессуаров – самая частая ошибка европейцев, очарованных японским стилем. Не увлекайтесь декором; представьте, что это приправа к изысканному блюду.
· Внутри участка могут использоваться небольшие бамбуковые заборчики и живые изгороди. Внешний забор, в большинстве случаев каменный, является показателем статуса и оформляется с особой торжественностью. Над воротами часто сооружается черепичная крыша.
Как оформить красивый живой забор из японской айвы?
Садовые приусадебные участки выглядят более фундаментально, изысканно, когда обрамлены красивым зеленым естественным забором . Стандартные профлисты, сетки, деревянные укрепления, бетон, кирпич отходят на второй план, ведь яркая насыщенная зелень смотрится всегда более привлекательно. Современные мегаполисы имеют сложные зонально-климатические особенности, что заставляет большинство людей стремиться за город. Однако, поучая красивый участок, возникает вопрос: каким образом оградиться, сделав это максимально красиво? Первым делом возникает мысль посадки живой изгороди – самого популярного сегодня ансамбля ландшафтного дизайна. Основная задача садовода – планомерный, постоянных уход. Опытные ландшафтные дизайнеры советуют подходить к вопросам высадки зеленой изгороди максимально ответственно, ведь данная затея займет определенное количество времени, сил, денег. Зонирование пространства, полинейное зонирование – поэтапный процесс.
Законы высадки
Посадить зеленую изгородь ровно, красиво, без отдельного забора – каркаса – задача, посильная больше профессиональным садовникам, ландшафтным дизайнерам. Грамотно подбираются сорта, вычерчиваются планы, распределяется пространство. Многоуровневые посадки компонуются определенным образом, учитывая аспекты сложности высадки всех культур. Чтобы зеленая изгородь росла долго, пышно, радовала своих хозяев, необходимо организовать правильные процессы планирования, высадки, уходового комплекса.
- Перед распределение пространства необходимо провести четкие границы посадки саженцев, иначе изгородь получится неровной. Во-первых, узнаем максимум информации о самом растении. Самое главное – размах ветвей, величина взрослой корневой системы. Побеги во время роста не должны мешать друг другу, корневая система – свободно «дышать», находясь в непосредственной близости к другому корневищу. После прохождения стадии активного роста, взрослые деревья растут плотно, однако кроны не должны переплетаться, ломаться, взаимно мешая росту.
- Планирование зоны высадки должно быть ровным, рекомендуется перед посадкой вбить колышки на местах будущих сажневых ямок, стянуть колышки ниткой, обозначая ровности линий. Наиболее ровная высадка гарантирует впоследствии более красивый живой забор. Ведь выстраивая искусственную изгородь, строители стремятся сделать все работы максимально по уровню. Живые посадки работают аналогичным образом.
- После обозначения границ посадки, выкапываются лунки. Ширина, высота луки должна идеально подходить корневой системе саженца. Корни распределятся максимально ровно, без заломов, скосов. Перед посадкой удаляются гнилые, некрасивые участки корневища, таким образом впоследствии растение будет более здоровым. Если саженцы имеют большие размера, более полутора метров длиной, полметра шириной, или если высаживаются заведомо крупные деревья, вместо лунок вырывают общую траншею.
- Перед посадкой грунт обязательно подкармливают, засыпают удобрениями, песком, мелкоформовым щебнем. Вниз лунки часто засыпают песка, во время поливов, весеннего оттаивания песок будет прекрасно выводить лишнюю воду. Обильный полив после зимней спячки – дело отличное, однако чрезмерное количество застоявшейся воды непременно влечет гниение корневой системы. Песок постепенно выводит через грунт лишнюю влагу, оставляя корням нужную для насыщения массу.
- Полностью готовые высаженные растения мульчируют корой деревьев, щебнем, толстым слоем листвы. Мульча помогает выполнять защитную функцию, ведь зимой снаружи корни находятся под землей, однако по сути они оказываются оголены перед наступающими холодами. Насколько важно мульчировать околокорневую систему? Несколько слоев старой листвы, старой коры, плотностью примерно пять-шесть сантиметров, помогут корням пережить даже сильные заморозки. Если совместить данное укрытие с верхним зимним укутыванием кроны, получится отличное подспорье сохранения кустарника зимой.
Первоначальные шаги устройства изгороди – самый важный этап. После освоения данных навыков, можно переходить к практическим действиям, выбрав соответствующее растение, либо сразу несколько видов, чтобы сделать посадку более разнообразной.
Зеленый забор
Японская айва – необычный вид высокого кустарника. Более известное садоводам название – хеномелис, встречается чаще как исключительно декоративная культура, нежели плодово-ягодная, хотя данный вид прекрасно плодоносит. Кустарник любит умеренно-континентальный климат, именно поэтом достигает в средней полосе своей максимальной высота около ста восьмидесяти сантиметров. Ландшафтные дизайнеры предпочитают зонировать данной культурой альпийские горки, отделять парковые зоны, создавать непосредственно полноценные живые изгороди, укреплять другие насаждения благодаря мощной корневой системе, крепким ветвям дерева. Благодаря отличному переносу стрижки, моделирования молодых побегов, данное дерево считается прекрасным податливым видом, излюбленным садоводами.
Период цветения – очень бурный. Сад накрывают розово-белые цветы разнообразных оттенков, зависящие от видово-сортовой принадлежности. Иногда цветы переливаются больше красными оттенками, стоит заметить, красные сорта встречаются очень часто в средней полосе, самой Японии более характерны розово-бледные «сакуровые» виды. Интересным фактом является именно раннее цветение. Большинство растений сначала дают листья, однако айва выпускает вначале цветы, после чего появляются ярко-салатовые листья интересной неправильной формы. Помимо прекрасных внешних качеств, плодово-ягодные свойства кустарника весьма популярны. Данный вид очень распространен в Японии, благодаря пышному цветению. С данным видом связано множество мифов, однако российские садоводы очень ценят именно высокий рост, пышную крону, активное плодоношение. Ягоды «японки» меньше обычных, весьма красивые, очень сильно пахнут. Зачастую их применяют как освежители воздуха, разложив ароматные ягоды, варят варенья, полезные отвары.
Первый урожай снимается примерно в сентябре, перед наступлением первых заморозков. Кустарник растет примерно шестьдесят лет, плодоносит очень долго, данный тип является крайне популярным среди садоводов. Крона покрывается плодами практически полностью, исключением могут стать верхние ветки, но если первоначальная задача высадки кустарника – создание живой изгороди, верхушки, скорее всего, будут часто постригаться, формируя красивую крону, нежели служить предметом плодоноса. Новички-садоводы любят этот тип кустарника благодаря способности быстро разрастаться. Между кустами нужно оставлять достаточное расстояние. Конечно, живая изгородь – плотное насаждение, деревья всегда засаживаются очень компактно, однако слишком близкие расстояния мешают каждому отдельно взятому кустарнику функционировать, уменьшается количество урожая, могут плохо расти новые побеги. Самое прагматичное расстояние – сто пятьдесят метров между саженцами. После двух-трех лет активного роста кроны будут расположены близко, однако без сильного смыкания. Садоводы засаживают молодые саженцы максимально близко, после чего она получается густой, насыщенной, благодаря пышному цветению красивой. Ветки обладают небольшими колючками. Колючки для живой изгороди являются важным подспорьем. Самый популярный кустарник, обладающий колючими ветками – можжевельник, считается наиболее распространенным среди глобальных изгородевых насаждений. Айва аналогично можжевельнику будет являться прекрасным барьером для животных, кроме того колючки выглядят очень интересно. Если планируется активно постригать куст, можно посадить саженцы более густо. Например, среднее расстояние составляет пятьдесят-шестьдесят сантиметров. Иногда выращивают одиночно, также достаточно сильно постригая, чтобы растение не разрасталось слишком сильно. Моделировать данный вид очень легко, растет достаточно умеренно, имеет определенный неплохой уровень устойчивости к засухе, высаживается практически повсеместно, осваиваясь на любых типах почв.
Японская культура происхождения накладывает определенные стилистические особенности использования ландшафтными дизайнерами данного вида. Особая гармония достигается соседством с водой, валунами, бассейнами, альпийскими посадками. Самый важный элемент японского сада – любой водоем, отражающий прекрасно цветущие розов-белые соцветия сакуры, либо отлично прижившейся разновидности – айвы. После периода активного цветения, листья цветов красиво падают в водоем, создавая особую гармонию. Атмосферные небольшие мостики всегда с двух сторон обрамляются минимум несколькими деревьями.
Возможности компановки
Какой высоты забор должен быть высотой? Загораживать участок полностью, либо просто слегка прикрывать участок? Быть совершенно глухим, или иметь зазоры? Наиболее популярная модель выстроения обособленности участка создается путем постановки совершенно глухого забора. Однако забор живой – совершенно другое дело. Конечно, задачи стоят совершенно аналогичные – оградиться от всего мира сегодня бывает очень важно. Иногда получается зонировать территорию одним видом растений, иногда одного просто становится мало ввиду особенностей роста. Садоводы стараются компановать культуры, получая наиболее приемлемый результат.
Зонирование низкорослых объектов называется солитер. Данным образом происходит оттенение газона, низких декоративных построек, цветочных клумб. Сама красиво цветущая айва выгодно дополняет любые насаждения, зачастую общая композиция получается очень красивой. Иногда дикой рябине, груше прививаются черенки японской айвы, делая дерево более крепким, увесистым, насыщенным плодами, новыми побегами.
Некоторые виды отцветают красноватыми соцветиями. Цвет зависит не только от сорта, некоторые кустарники сильно реагируют на грунт, характер почвы, полосу роста. Например, сильно жаркое солнце вредит растительным свойствам, более умеренный климат наоборот сказывается очень хорошо. Фон ярких соцветий прекрасно оттеняются более бледными плодами. Плоды вырастают бледно-желтого цвета, небольшого размера, меньше обычного дерева плодово-ягодной настоящей айвы, поэтому носят более декоративный характер. Визуально можно посчитать мелкие побеги на первый взгляд несъедобными, однако питательность, вкусовые качества японки идентичные классическому сорту.
Отличное сочетание
Касательно видовых сочетаний айва имеет множество различных вариантов. Благодаря уживчивости, отличному внешнему сочетанию, декоративные культуры компануют со множеством других культур. Наиболее подходящим является барбарис – яркие цветы, яркие листья, примерно одинаково время цветения, плодоноса позволяют культурам гармонично произрастать, украшая собой периметр участка. Наиболее популярный японский стиль – сочетание с можжевельником , сосной , любыми другими хвойными . Вообще хвойное соседство характеризуется дизайном английского стиля. Существует несколько правил сочетания кустовой «японки» с другими цветущими:
- Цветение должно происходить слегка задержано, иными словами, единовременное цветение угнетает кустарник.
- Высадку кустарников совместно с высокими культурами нужно проводить таким образом, чтобы высокорастущие деревья не подавляли более низкие. Иначе развитие куста будет проходить слабо, со временем куст обязательно зачахнет.
Иными словами, красивая компоновка прекрасна во всем, однако учитывать интересы каждого отдельного вида необходимо учитывать. Бездумная высадка понравившихся культур может обернуться большой проблемой: повысить уровень ухода, который станет обузой начинающему садоводу, или вовсе загубить посадку. Если говорить глобально, поставить новый забор гораздо проще, нежели заново высадить новую живую изгородь, потому что процесс данный занимает годы, поэтому прежде чем сопоставлять сорта, или с другими кустовыми, необходимо тщательно изучить вопрос.
«Японская» - не видовая особенность, поэтому чтобы лучше ориентироваться, разделяют определенные виды данного насаждения.
Беседка в японском стиле: особенности строительства и дизайна
Беседка в японском стиле – не просто элемент декора в восточном саду. Как и все вокруг, она насквозь пропитана символизмом и буддийской философией. В ее архитектуре запечатлен принцип цикличности, вращения по спирали, потому что таков принцип видения мира у дзен-буддистов. Здесь важно все: расположение на участке, материал, из которого она изготовлена, даже стены должны отвечать определенным требованиям.
Особенности строительства беседки в японском стиле
Когда выбираете локацию в саду для пагоды, учтите, что из беседки должен просматриваться почти весь участок, так как японский сад – место для медитаций, размышлений и релаксации.
Японцы серьезно подходят к расположению стен в беседке – они берут во внимание направления сторон света:
Чтобы не упустить ключевые моменты и грамотно разместить пагоду для сада, работы по ландшафтному дизайну лучше проводить комплексно, изначально распланировав участок для всех элементов композиции. Именно так мы проводим ландшафтные работы под ключ .
Особенности дизайна пагоды
Беседку в японском стиле невозможно спутать с какой-либо другой. Ее главные отличия:
- Форма крыши японской беседки создает эффект легкости, а многоярусная конструкция символизирует умиротворенность души. Пышная и сложная крыша подчеркивает простоту и минимализм остальной части постройки.
- Нейтральные, природные цвета. В отличие от ярких, красочных беседок в китайском стиле, японцы предпочитают сдержанную цветовую гамму, которая не будет отвлекать от размышлений.
- Ничего лишнего. Только самое необходимое – как в дизайне, так и во внутреннем убранстве беседки.
- Иногда для украшения беседки или в качестве препятствия солнечным лучам используют шторы. Только природные цвета, которые гармонируют с общим стилем.
Материалы для изготовления японской беседки
Японцы строят беседки из бамбука, промасленной рисовой бумаги, тростника, кровлю выкладывают из сена. В нашем климате это непрактично.
Главное условие – это натуральные материалы, никакого пластика. Пагода для сада делается из древесины, иногда в комбинации с камнем, если беседку надо установить на возвышении, например.
Используют твердые сорта древесины, такие как сосна, лиственница, или же камень для крыши и подложки.
Выбор места для установки пагоды
Беседка в японском стиле – элемент оформления общей композиции восточного сада. Сама по себе, без привязки к пейзажу, для понимающего человека беседка будет смотреться не к месту.
Японский сад – это мир в миниатюре. Песок – символ воды , линии на нем говорят о разных вещах, в зависимости от узора. Камни, каждый из которых уникален и имеет свой характер благодаря работе наших мастеров, – символ земли.
Камни – это не только острова или горы. Есть множество вариантов включить их в пейзаж. Это органичное сочетание камней и дерева в изготовлении беседки в японском стиле, дорожка в саду, ограда из необработанных камней, или декорация входа. Так мы сделали входную арку в японский сад , например.
Только комплексные работы помогут создать кусочек настоящей Японии на вашем участке.
Сад в японском стиле: элементы оформления. Живая изгородь быстрорастущая многолетняя. Дорожки в саду из камня
В мире существует огромное число садов. Но ни один из них не сравнится с японским. Его можно создать на большой территории и маленьком дачном участке. Какие элементы оформления понадобятся, из каких растений делается живая изгородь, и о многом другом читайте в статье.
Японские сады
Садово-парковым искусством японцы выражают свое отношение к природе. На протяжении столетий эпохи сменяли друг друга. Но неизменным оставалось и остается отношение к природе. У японцев оно особое. В любые невзгоды великолепные сады для японского народа остаются тем местом, где человеку спокойно и уютно.
Виды японских садов бывают разные. Многие века японцы создавали новые стили, добавляя к их оформлению более современные элементы. О некоторых из них читайте ниже в статье.
Императорские сады
Они были самыми первыми в Японии. На их создание огромное влияние оказало искусство Китая. Сад в японском стиле появился в стране давно, в 6-8 веках. Императорские сады не сохранились. Они были уничтожены междоусобными войнами, пожарами и стихийными бедствиями.
Обязательными компонентами садов далекого прошлого были острова и озера. Они возводились искусственным способом и соединялись с берегом мостиком. Сад был излюбленным местом отдыха семьи императора и придворной знати. Они совершали водные прогулки на лодках по озеру и пешие – по его берегу. Подобные сады стали создавать аристократы.
Сады храмов и монастырей
Отличались тем, что в них не было растений или было совсем мало. Использование главных компонентов: камней, песка и гальки - было обязательным. Сады храмов и монастырей дали начало совершенно новому типу, который стал называться символическим или философским. Их не встретишь ни в одной точке мира. Сад камней в Японии таит в себе загадочность, непостижимую для европейцев.
Основным принципом, которого придерживались мастера при создании, было подражание природе и огромное желание учиться у нее. Главным предназначением сада камней было созерцание увиденного. Территория обязательно обносилась забором из бамбука или другого дерева. Изгородью служили живые растения.
Огороженная территория представляла собой особый мир, где каждый компонент отвечает за определенную часть общего плана композиции, которая символизирует Вселенную.
Построение японского сада камней
Его обустраивали на небольшой прямоугольной площадке размером 30 х 10 метров. Ее поверхность засыпали белым гравием. По всей ее территории размещали пятнадцать камней, объединенных в группы по три штуки.
Каждую группу камней обрамляли зеленым мхом. Гравий бороздили граблями. Получались бороздки, похожие на рябь воды. Сад по периметру огораживали низким заборчиком.
Значение камней в экспозиции сада
По одной версии, камни являются горными вершинами. Они проходят через облака, чтобы подняться к небу. По мнению других, это острова в океане. Кто-то камни считает тигрицей с детенышами, которая переплывает море с бурлящей в нем водой. Камни ассоциируются с бесконечным числом живых существ и выдуманных персонажей.
Этот сад в японском стиле имеет и другие загадки. Самым невероятным является то, что, глядя на сад с любой стороны, человек видит только четырнадцать камней. Один камень всегда остается невидимым. Возможно, Соами – монах из монастыря - хотел показать безмерность мира. Невидимый камень соизмеряется с непознанностью мира, в котором живут люди.
Другой загадкой является особое воздействие камней на психику человека. Глядя на них, люди сосредотачиваются, обретают спокойствие, полностью погружаются в себя. В разные сезоны года, часы суток человек смотрит на камни по-разному и всякий раз находит для себя новое, свойственное только ему. Загадки сада камней постичь невозможно. Они таинственны и прекрасны.
Пейзажный стиль
Японские сады формируются в 10-12 столетиях. Расцвет искусства по созданию садов и парков был достигнут в 14-16 столетиях. Основным стилем становится пейзажный. Он был заимствован в Китае. Основываясь на традициях нации, самобытности культуры, сад в японском стиле был доведен до совершенства. Элементы для создания садов не менялись веками. Но появлялись новые идеи их использования в соответствии со всеми особенностями конкретной эпохи.
Данный стиль продолжает развиваться. Появляются его разновидности. Пейзажный стиль сформирован самой природой: острова, горы небывалой красоты, извилистые реки и уникальная растительность.
Абстрактный стиль
Сад, созданный в этом стиле, напоминает сад камней, где главенствующая роль отводится зрителю. Каждый человек осмысливает увиденное и расставляет его элементы так, как он хотел бы их видеть. Сад в японском стиле «Абстрактный» был создан нашим современником, скульптором из Японии. Для работы понадобился гравий, камни и минимум растительности. По задумке автора его творение называется «Абстрактным садом», разновидностью которого является сад «Сухой пейзаж».
За основу взято изображение воды компонентами, не имеющими к ней никакого отношения. Такие сады создают двух видов:
- Первый – «С водой». Основными элементами являются гравий и песок. Они символизируют воду. Вокруг камней граблями делаются мелкие бороздки параллельно друг другу, как волны, которые появляются на поверхности воды, если бросить в нее камень. Большие продольные линии ассоциируются с безмятежностью волн.
- Второй вариант как бы повествует, что была вода, но ее поглотил сухой воздух, и она ушла. Таким типом абстрактного пейзажа можно интересно украсить свой сад. В его оформлении участвует много элементов. Дизайн сада в японском стиле создается с использованием все тех же основных компонентов. Из них делают водопады, реки, ручейки. Все это сопровождается растительностью. Абстрактный пейзаж из природных материалов заменяет воду, что придает саду оригинальность.
Чайная церемония
Форма сада для проведения данного действа не представляет ничего нового, кроме наличия сосуда для мытья рук. Изменилось его назначение. В Японии чаепитие представляет собой церемонию и является национальной традицией. Сначала она проводилась в монастырях, являясь частью действия определенного ритуала. Потом стала развлечением у придворных и, наконец, стала проводиться во всех социальных прослойках общества.
Для ее проведения выстраивают специальный домик. Подойти к нему можно было минуя сад, который помогает участникам церемонии получить положительные эмоции. Сад должен соответствовать идеалам церемонии: быть простым, скромным, неброско очаровательным. Участники действа должны духовно объединиться.
Обычно сад обустраивают на небольшой территории. В нем имеется дорожка, по которой приглашенные подходят к домику, скамья для ожидания приглашения на церемонию, сосуд с водой, фонарь из камня.
Дорожки в саду из камня были неровные, поэтому посетителям приходилось смотреть под ноги, чтобы не упасть. Были и ровные дорожки, на них люди останавливались и любовались красотой сада.
Характеристика японских садов
В настоящее время японский стиль сада - модное течение ландшафтного дизайна. Специалистами разработано много уникальных проектов, по которым создаются неповторимые приусадебные участки, в том числе и мини-сад в японском стиле. Характерными для них является наличие цветущих растений, водопадов и озерных систем, каменных беседок и дорожек. Характерная черта японского сада – единение с природой, создание пейзажей из натуральных компонентов.
Камни в саду
Они являются основой композиции, считаются в японской культуре символом постоянства и неизменности. Использование основных камней: высокого и низкого вертикальных, изогнутого, наклонного и горизонтального - в саду обязательно. Обычно их размещают группами, в каждой по три камня. В композиции используют нечетное количество, начиная с трех и оканчивая пятнадцатью.
Оформление сада в японском стиле недопустимо с использованием камней трех видов:
- Деформированных.
- Мертвых, это означает, что в естественной среде их расположение было одним, а в саду им придали другое положение.
- Не сочетающихся с другими камнями.
Сад в японском стиле на даче оформляется с использованием только одного камня из основной группы. При необходимости композицию можно дополнить камнями меньших размеров, которые не несут большую смысловую нагрузку. Их можно использовать для мостиков, дорожек и создания скульптур.
Камни садовых дорожек должны выступать над поверхностью на несколько сантиметров. Их укладывают прямыми линиями или группами. Дорожки символизируют жизненный путь человека. Здесь у каждого камня свое значение.
Если человек во время ходьбы поставит ноги на широкий камень, расположенный поперек дорожки, ему следует остановиться и посмотреть по сторонам. Сколько компонентов, столько и значений. Но человеку не обязательно помнить все наизусть. Для поддержания духа истинно японского сада важно соблюдать основные принципы - вечность и постоянство. Камни смотрятся старыми, если на них растет мох. Если не хочется ждать, пока он вырастет, его можно принести из леса и посадить в своем саду на нужном месте. Мох следует регулярно увлажнять, чтобы он быстрей прижился.
Вода в саду
Естественные водоемы могут иметь разную форму и назначение. К ним относятся неглубокие пруды, ниспадающие водопады, бегущие ручьи. Вода поглощает звуки и привлекает все живое. При отсутствии возможности создать естественный водоем можно заменить его искусственным, используя гладкие камешки и гальку. Если все сделать умело, создастся впечатление, что вода недавно испарилась, но пойдет дождь, и она снова вернется. Испытать подобные ощущения помогут растения, которые в естественной природе растут у водоемов.
Вода в садах Японии несет огромную смысловую нагрузку: она является символом скоротечности времени. Часто в дизайне японских садов используют мосты, пересекающие водоемы. Они символизируют путешествия.
Растения сада
Им отводится второстепенная роль, хотя они составляют неотъемлемую его часть и помогают человеку заметить сезонные перемены. Растения украшают рельеф и подчеркивают цветовой контраст. Их подбор делают аккуратно, так как многие растения Японии не растут в нашем климате и почве. Сад должен быть так оформлен, чтобы на него всегда можно было с удовольствием и восхищением посмотреть.
Весной и летом цветущие растения одной группы должны сменять другую. Но есть такие, присутствие которых обязательно в саду. Это ель карликовая, можжевельник, береза карельская, рододендрон. Деревья-великаны (дубы, ели, сосны, вязы) являются великолепным дополнением сада. Хвойники - это центр композиции, они олицетворяют долголетие, мужество и силу. В саду всегда много вишен, яблонь, абрикосов и слив, цветение которых невероятно красивое.
Как компоненты экспозиции для японского сада используют кустарники. Из разных сортов барбариса можно получить быстрорастущую многолетнюю живую изгородь. Красиво цветущий боярышник станет весенним украшением сада, а его плоды – летним.
Травянистые растения с крупными листьями высаживают вблизи ограждений. Из них создают быстрорастущую многолетнюю живую изгородь. К таким растениям относятся папоротники, хризантемы, роджерсии, хосты.
Элементы и декор
Создавая японский сад своими руками, можно использовать внешние элементы, хотя обязательным условием это не является. Хорошо смотрится гора, которая находится на достаточно большом расстоянии от сада. Ее нужно обрамить садовыми растениями и элементами дизайна. Прекрасно смотрятся в экспозиции сада элементы декора, к которым относятся:
- Каменные фонари. Их размещают на камнях с плоской поверхностью рядом с водоемами.
- Каменные или бронзовые статуи.
- Дождевые цепочки, обеспечивающие стекание воды во время дождя.
- Колокольчики, гонги.
- Палочки из бамбука.
- Беседки и лавочки.
- Мостики.
Основными принципами в выборе и использовании этих элементов должны быть: символизм, асимметрия, натуральность, перетекание и баланс.
Строим садовый забор из бамбука своими руками
Построить в своем саду изгородь или забор из бамбука в стиле японского сада совсем несложно. Вам понадобятся несколько толстых бамбуковых стеблей, обычные ветки и крепкая веревка. Осталось только выбрать то, что вам по душе: сплошная ширма, легкая прозрачная перегородка или небольшой заборчик.
Сначала соорудите раму из двух стоек и половины ствола бамбука в качестве поперечины. Стебли равной длины вставьте в стойки с пазами и зажмите их между двумя разрезанными пополам стволами, скрепив шнуром. Толстые и тонкие концы для равномерности чередуйте.
Вяжем узлы
Распиленные пополам стволы, между которыми зажаты поперечные стебли плотно связанные веревками. Сложные узлы с обратной стороны изгороди выполните по схеме.
Обратная сторона бамбуковой изгороди
Правильно связываем бамбук
Надежное крепление
Металлическая перфорированная лента надежно соединит вертикальные стойки с поперечиной. Намотанный шнур затем надежно скроет металлическую ленту и дополнительно зафиксирует крепление.
Легкая садовая ширма из бамбука. «Воздушная» перегородка из бамбука отделит уютный уголок для отдыха в саду
Правильное плетение
Для крепления стеблей крест-накрест, а также собранных элементов к стойкам удобно использовать синтетический шнур. Простой вязальный крючок поможет вам быстро и правильно протянуть шнур.
Правильно связываем бамбук
Как правильно пилить бамбук
Паз для бамбуковых стеблей делайте не сплошной. Для входа лобзика предварительно просверлите небольшое отверстие.
Лобзик будет пилить лучше, если настроить его на небольшую амплитуду хода и незначительную скорость резания.
Отверстия удобнее выполнять сверлом Форстнера в режиме ударного сверления. Ствол таким образом не расслоится.
При укорачивании ствола бамбука медленно погружайте полотно лобзика в ствол сбоку на низкой скорости резания.
Решетка из бамбуковых прутиков
Легкую ширму из бамбука можно легко соорудить на террасе и даже на балконе
Пучки из пяти стеблей слева и справа вставлены в просверленные отверстия стоек перегородки. Их несколько раз обмотайте и привяжите к стойкам. Тонкие стебли зафиксируйте в пучки с помощью хомутов. Интересный декоративный эффект создается, если «замки» расположены поочередно слева и справа по вертикали друг над другом. Средний хомут поможет закрепить пучки на горизонтальных перекладинах.
Читайте также: