Высокий пафос и острая сатира в котловане
Размышления над прозой А. П. Платонова (по произведениям "Сокровенный человек", "Впрок", "Котлован")
Насыщенной и разносторонней была жизнь Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова), который на сегодняшний день признан одним из величайших мастеров русской литературы XX века. Помимо писательской деятельности, Платонов занимался изобретательством, работал помощником машиниста, литейщиком, часто выступал на собраниях и съездах с докладами на различные темы. Выходец из простой рабочей семьи, он на своем опыте ощутил и прочувствовал все тяготы народной жизни. Возможно, именно это единение с народом и позволило А. Платонову так тонко, с такой жизненной правдивостью раскрыть в своем творчестве все проблемы, встающие перед простым человеком.
Темы произведений писателя довольно разнообразны и многосторонни. Здесь темы вечности, и конца света, и вселенского преобразования природы, и сочетания земного и небесного в человеке, здесь и совершенно противоположные картины крестьянской жизни, народного быта. В его произведениях — и размышления о научных открытиях и преобразованиях, и исторические мотивы, и критика несовершенства и нелепости социального устройства общества. Немало написано им и на тему революции и гражданской войны, большое внимание уделено "строителям страны".
Тема революции ярко раскрывается писателем в таких произведениях, как, например, повесть "Сокровенный человек", герой которой попадает на Южный фронт, участвует в новороссийском десанте и несется по земле в "потоке несчастных людей". Фома Пухов попадает волей судьбы в "поездной состав неизвестного маршрута и назначения" и проходит через всю гражданскую войну, стремясь в конце концов понять смысл всего происходящего в стране. Он находит этот смысл, который, по убеждению автора, заключен в слиянии человека с миром, с природой: "Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции". В повести все время повторяется мотив противоборства идеи и природы, культуры и жизни: "Все совершается по законам природы!", "Если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!", "Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!" В итоге образ сокровенного человека Фомы Пухова выражает тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей осветляющее душу значение труда, принимающей мир в первозданной цельности, таким, каким он должен быть.
В повести также показаны трагические аспекты переломного времени: мечта о счастье для всех людей соседствует здесь с повсеместным беззаконием и разгромом. Как противостоять этому явлению, людям пока еще не совсем ясно. Но писатель не останавливается в своих поисках. Все чаще в его произведениях встают вопросы о способах цивилизованного строительства новой жизни. Он горячо сочувствует беднякам и подробно описывает все испытания, выпавшие на их долю. Он ведет их по пути преобразований, пути изменения обстоятельств собственной жизни, описывая (например, в "бедняцкой хронике" "Впрок") различные варианты и формы создания сельской кооперации. Платонов описывает уродливые формы перегибов и "разгибов" в коллективизации, рисуя мечтателей и хитрецов, деловитых и бестолковых, умных и "дураков". Из характерных черт складывается "коллективный персонаж", отличающийся многосторонностью и законченностью. Автор откровенно высмеивает эпоху коллективизации, официально-бюрократический стиль директив, крикливость газетных статей, примитивность лозунгов и призывов, которые, тем не менее, одурманивающе действуют на сознание простых людей. Сами труженики села уже видят грядущие перемены, они уже захвачены потоком нового времени. Им никто не навязывает сверху план действий — они уже держат инициативу в своих руках. Хотя произведение вызвало бурную волну непонимания и недовольства со стороны власти, это не стало для Платонова препятствием в его работе — поисках путей к светлой и счастливой жизни народа. Писатель никогда не обращал внимания на уничтожающую критику. Конечно, она не могла оставить его равнодушным: "быть отвергнутым мучительно, — писал он в письме к Горькому, — жить с клеймом классового врага невозможно", "мне тяжело". Но все же он продолжал упорно работать.
Сущность эпохи "великого перелома" особенно ярко отражена в повести "Котлован", посвященной многочисленным стройкам социализма и созданию колхозов. Платонов отчетливо сознает и пытается донести до людей мысли о невозможности, обреченности насильственного преобразования общества. Снова и снова герой Платонова ищет истину. И на этом пути встречается с нищетой, безысходностью, тяготами, выпавшими на долю "строителей" социалистического общества.
Чернорабочие одними лопатами роют огромную яму под фундамент гигантского здания, где впоследствии должен уместиться весь город. Все они живут в страшном огромном бараке, голодают, но мужественно терпят все лишения, потому что свято верят в будущее счастье, верят, что смогут построить его собственными руками. Все герои повести мечтают о том времени, когда "весь мир протечет сквозь пальцы работающего человека, преображаясь в полезное тело". И строители "общепролетарского дома" верят, что смогут избавиться от смерти, освободиться от власти материи и времени, что "посредством устройства дома жизнь можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства".
Правда, своих детей у строителей нет, но символом этой идеи для рабочих становится девочка-сирота Настя, которую они совместно отогревают и кормят. Они мечтают, что Настя вырастет, родит детей, у детей будут внуки, и уж они-то обязательно будут жить счастливыми жителями "общепролетарского дома". То, что они видят реального ребенка, для которого стоит жить "впрок", вдохновляет их и заставляет работать с максимальным напряжением. Но этим мечтам суждено рухнуть, а "общепролетарскому дому" превратиться в братскую могилу, потому что надежда на будущих счастливых жителей умирает не выросши. Настя заболевает оттого, что ее тянут в деревню, где хозяйственных мужиков считают кулаками, сжигают их дворы, а их самих отправляют на плоту в небытие, в смерть. Девочку хоронят, в душах строителей поселяется сомнение: для кого же теперь рыть котлован. Ощущение бессмысленности жизни, отданной "стройке", обостряет стремление таких людей, как Вощев, Прушевский и Чиклин спасти человеческую жизнь, защитить людей.
Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучает к насилию, уничтожает души. Они начинают чувствовать опустошенность, безрадостность и бессмысленность собственной жизни. И то, что гибнет Настя, которая была для них символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают.
И все же надежда на спасение не покидает ни героев Платонова, ни самого писателя. В многочисленных своих произведениях он вновь и вновь возвращается к этому вечному вопросу. Романы "Чевенгур", "Счастливая Москва", рассказы "Река Потудань", "Фро", "Возвращение", комедии "Шарманка" и "Ноев Ковчег" и многие другие содержат размышления о судьбах людей в переломный момент после революции и поиски путей выхода из трудной, противоречивой ситуации, сложившейся в стране в те годы.
Голос талантливого, честного, своеобразного, не похожего ни на кого писателя доносится к нам из времени "великого перелома", напоминая своим намеренно "вывернутым" художественным языком об опасности "тупоумных теорий", которые насильно вмешиваются в естественный ход жизни и разрушают ее. Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.
III. Необычность языка и стиля писателя.
При анализе языка прозы Платонова, обладающего огромной мощью, следует обратить особое внимание на дробные единицы текста, в которых ломается привычный грамматический склад книжной речи, нарушается смысловая связь между словами. «Время безнадёжно уходило обратно жизни», «Мимо телеги проходили травы назад», «Свет с востока сегодня походил на вспугнутую стаю птиц, мчавшихся по небу с кипящей скоростью в смутную высоту», «Туманы, словно сны, погибали под острым зрением солнца», «Зелёная страсть листвы». Можно даже говорить о «диалектике косноязычия», рождённого одним обстоятельством: язык выступает как средство, чтобы что-то высказать, но что-то и утаить, соединить иронию и патетику, усилить смеховое начало, выделить в жизни героев мгновения «прихода – ухода – дороги».
II. Домашнее задание
Переписать в рабочие тетради тему, план, опорный конспект.
Прочитать повесть А. Платонова «Котлован».
Выписать из повести 10 цитат («критическое чтение»).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1) Почему любимого платоновского героя можно назвать «сокровенным человеком»? Какие исходные смыслы сосредоточены в слове «сокровенный»: «сокрываит», «утаивать», «схоронить» или «Сокровище», «сокровный» (т. е. родня, родственник, сродник)?
2) Что отрицает и что утверждает Платонов в повести «Котлован»?
3) В чём заключается драматизм приобщения героев Платонова к новой жизни в повести «Котлован»?
ЛИТЕРАТУРА
Обязательная:
1. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник для общеобразовательных организаций, 11-й класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2016, с.16-32. 2. Коровин В.И. и др. Русская литература XX века: 11класс: Учебник: В 2 ч. – М., Просвещение, 2006, 357 с.
Дополнительная:
1. Тумина Л.Е. Творческие задания. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2007.
2. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.
II. Высокий пафос и сатира платоновской прозы. Повесть «Котлован»
Цель:ознакомить студентов с эстетикой творчества писателя, формировать понятие «индивидуального стиля» («платоновского языка»), мастера речевой индивидуализации, раскрывающего характер не только через действия, но и через речь, реализовать в процессе изучения русской классики формирование привычки к чтению серьезной литературы посредством технологии «критического мышления»; воспитывать художественный вкус и читательскую культуру.
ЕПиГРАФ: Бог – образ, начерченный рукой человека в свободном желании наполнить жизнь радостью творчества…
ПЛАН
1. Жизнь и творчество ( хронология, опорная схема №18).
2. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы.
3. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивания страдания, аскетического бытия, благородства детей.
4. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философическая многозначность названия повести.
5. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы.Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
I. Опорный конспект
ЗАВДАНИЯ - ИНСТРУКЦИИ
І. Составить хронологическую таблицу / опорную схему по творчеству А. Н. Островского.
1899 г. | Андрей Платонович Платонов (подлинная фамилия Климентов) родился в Ямской слободе на окраине Воронежа в семье слесаря железнодорожных мастерских. В «старопролетарской» семье было одиннадцать детей. |
1917-1922г. | Юноша-мастеровой, мечтатель, неистовый романтик революции, много читает, увлекается революционной поэзией. Пишет «громокипящие стихи», вошедшие в книгу «Голубая глубина». |
1928 г. | Повесть «Сокровенный человек» |
1926 г. | Сатирическая повесть «Город Градов» |
1929 г. | Рассказ «Усомнившийся Макар», повесть-утопия «Чевенгур» |
1931 г. | Бедняцкая хроника «Впрок» |
1930 г. | Повесть «Котлован» |
1937 г. | Книга «Река Потудань» |
1941 г. | Рассказы «В прекрасном и яростном мире», «Ты кто?» (Платонова называли «классиком рассказа»). |
1851 г | Писатель скончался |
Опорная схема
|
Иван Александрович
Гончаров
писатель
«утяжелённого
Слова»
| |
псевдоним-
Платонов;
Подлинная ф-я-
Климентов
Повести
«Котлован»,
«Чевенгур»,
«Сокровенный
Человек»
Ямская слобода
(окраина Воронежа В «старопролетарской
семье» Утопические идеи «общей жизни»
II. Высокий пафос и сатира платоновской прозы. Повесть «Котлован»
Изнурительный, механический труд рабочих, какой-то угрюмый энтузиазм («гражданин обязан нести данную ему директиву») рабочих Чиклина, Сафронова, пришедшего сюда извне Вощёва (очередного платоновского правдоискателя), наезды калеки Жачева на тележке (он то и дело «раскулачивает» бюрократа Пашкина, отбирая у него продукты), раздумья инженера Прушевского о своём единстве с этой рабочей массой и своей чужеродности как наёмного «спеца» среди этих новых людей. Наконец, появление мудрой девочки-сироты Насти, которая своим существованием придаёт слепой вере, тупому энтузиазму какой-то светлый, христианский смысл.
Платонов стал весьма своеобразной «языковой личностью», т.е. писателем со своим лексиконом, грамматикой, правом на «отяжеление слова»: «он сел на траву земли», «окно вспыхнуло светом мгновения», «ручьём шли дети», «подводная глубь воспоминаний». Однако главный смысл персонажам и всему содержанию повести придают не имена, не спектры мотивов и ассоциаций, которые они порождают, а сюжет повести, завершение обеих линий – «котлованной» и «колхозной». Упорнейший труд в котловане, под надзором «активиста», кончается смертью Насти, исчезновением смысла, утратой будущего. Ещё печальнее все обстоятельства построения нового дома в деревне. Здесь сначала построили плот для кулаков, их семей, «всю жизнь копивших капитализм», - и столкнули его в безбрежный океан. В целом обе линии воссозданы на языке предельно фантастическом, почти абсурдном. «Сокровенные» герои Платонова живут в ожидании, в готовности жертвы, самопожертвования. Отсюда – не без воздействия христианской морали – постоянное возвеличивание писателем страдания, аскетического бытия, благородства детей.
ОСТРАЯ САТИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. П. ПЛАТОНОВА
Русская литература первых десятилетий XX века отмечена мощной сатирической направленностью, чему являются подтверждением произведения Е. Замятина, М. Булгакова, М. Зощенко. В этих произведениях обличаются общественные пороки, высказывается резкое неприятие насилия как способа преобразования мира. Одним из выдающихся сатириков начала XX века является А. Платонов.
Этот процесс находит свое выражение и в выхолащивании языка народа. А. Платонов отразил тот переходный этап, когда канцеляритом, идеологическим штампом, бюрократической стерилизацией ломался живой язык народа. Отсюда шершавость, корявость, соединение в одно целое несоединимых слов и выражений.
Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.
Для раскрытия характера своего героя Платонов выбирает мотив странничества. А с этим мотивом в русской литературе тесно связан образ праведника в поиске истины. В повести сюжет странствия имеет второй план: символизирует новое рождение человека.
Эта тема является сквозной в произведениях Платонова, связанных с революцией. От нее автор переходит к теме пробуждения всего народа. Лейтмотив дороги, странствия Пухов путешествует в Баку, в Новороссийск, в Царицын образует сюжет повести, это символ духовного поиска героя.
Идет он, не имея цели и не разыскивая ее.
Пухов не может вынести одиночества и, проникаясь чувством к миру, ищет вечные истины, которые могли бы заполнить пустоту в его душе. Он не случайно назван Фомой: как Фоме неверующему, ему хочется во всем убедиться самому, и он не страшится опасностей. А апостол Фома к тому же единственный, кто понял сокровенный, тайный смысл учения Христа. Пухов же хочет постичь смысл и итоги революции, взглянув на нее изнутри народного бытия.
Платоновскому стилю невозможно найти аналог в русской литературе. Писатель работал в соответствии со стилистическими тенденциями 20-х годов. Новое время требовало новой поэтики.
Писатель активно использует
Художественное открытие писателя заключается в том, что посредством просторечий и сниженной лексики Платонов нашел способ выразить серьезные понятия, сделать их доступными широким народным массам.
Автор повести довольно скупо использует цвета. Чаще остальных он обращается к желтому цвету, который является для писателя цветом горя и несчастья. Обращение к красному цвету обусловлено его социальной значимостью. Черный цвет сопровождает героев в описании раскулачивания колхозников.
Высокий пафос и острая сатира в котловане
/40x40/d41d/userpic.jpg" alt="Временный профиль" width="100%" height="100%" />
Больше рецензий
AlissaVolkova AlissaVolkova написала рецензию9 февраля 2020 г. 18:41
Высокий пафос и острая сатира в повести.Высокий пафос и острая сатира в повести Паустовского “Котлован “
Повесть Паустовского была написана в непростые для Советской страны годы и эти
события нашли отражения в виде интересных высказываний и глубоких мыслей,
сквозь которые говорил сам автор. Высокий пафос и острая сатира - то, чем
Это легко можно увидеть - разговоры и мысли героев выражают не свои точку
зрения, а тип сознания, характерный для людей той эпохи. Рабочие строили “дом
счастья”, веря в светлое будущее. Они даже не надеялись побывать в нем, но упорно
продолжали свое дело. По-сути у них и не могло быть другого занятия, простые
трудяги, которые работали не за деньги, а за идею. Можем ли мы судить, плохо это
или нет? Наверное, не можем. Сама идея была благая, но действия, которые этим
сопровождались, ужасают. Чего только стоит вспомнить девочку Настю, рожденная не
в то время и не от той матери. Заложница классовой борьбы, вынужденная скрывать
ото всех свое происхождение. Умершая и погребенная под основанием “светлого
будущего”. Слишком много пафоса в речах людей, которые идут к счастью. Но не
Развернутый конспект занятия по литературе для СПО
Данный конспект рекомендован для использования на уроках литературы. материал опробирован, возможны личные изменения.
Просмотр содержимого документа
«Развернутый конспект занятия по литературе для СПО»
Тема учебного занятия: Советская литература 1930-1940-х гг. Обзор.
Андрей Платонович Платонов (1899-1951) Жизнь и творчество. Обзор. «Сокровенный человек», повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Платонова; определить авторские приемы создания литературного героя, раскрытия утопических идей «общей жизни»; углубить понятия индивидуального стиля писателя.
…Уникальный творческий материал Платонова наконец всплывает во всем богатстве своих контуров и извивов.
С. Г. Семенова
Платонов «как бы некий упрек нам – людям с обычным языком и обычными понятиями».
Творчество Платонова прежде всего поэтично, в нем всегда есть несравненный осадок, который не поддается рассудочному и деловому анализу, и этот осадок – самое дорогое.
I. Вступительное слово учителя.
В нашей литературе есть авторы, чье творчество, вроде бы вписываясь в общий процесс, все же стоит особняком, как бы поодаль в стороне. К числу этих немногих можно отнести писателя Андрея Платонова.
Платонов необычен и притягателен одновременно. Читая этого автора, постепенно, шаг за шагом, приходишь к выводу, что его произведения, его язык помогают глубже понять, постичь самого себя, а значит, и окружающих. А ведь это то, к чему стремится в жизни каждый.
В беседе с Андреем Карауловым Д. С. Лихачев сказал, что А. Платонов для нас еще не разгаданный писатель, писатель, который в таланте не уступит самому М. Булгакову, а может, и наоборот. Такая высокая оценка творчества этого автора заставляет нас вернуться к страницам его произведений.
II. Рассказ учащихся о писателе.
Андрей Платонович Климентов родился 1 сентября 1899 года. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный от имени отца в 1920 году.
Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малолетства познал бедность, нищету. Отец Платонова около полувека проработал машинистом паровоза, слесарем на железной дороге.
Как вспоминает писатель, он «дома только спал, а утром просыпался раньше всех, брал краюшку хлеба и уходил». Мать занималась домашней работой. Семья была большая, Андрей – старший ребенок. В неполные 14 лет он начинает трудовую деятельность.
В автобиографии Платонов пишет: «Наступило для меня время ученья – отдали меня в церковноприходскую школу… Потом я учился в городском училище. Потом началась работа. Работал я во многих местах, у многих хозяев».
Эти «университеты» и сформировали неравнодушие писателя к человеческим нуждам. Ненавидя страдание, Платонов в юности дает клятву жить так, чтобы не оставить страданию места на земле.
Он собирается посвятить свою жизнь улучшению мира, утверждению счастья людей. В автобиографии Платонов пишет: «И теперь исполняется моя долгая, упорная, детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей».
Платонов работал помощником машиниста, инженером-электриком, занимался мелиорацией и электрификацией. И в годы Гражданской войны, и в годы Великой Отечественной был на фронте в качестве корреспондента.
В ноябре 1944 года Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких.
5 января 1951 года он скончался от этой болезни. Похоронен на Армянском кладбище в Москве.
III. Обзор творчества Андрея Платонова.
1. Учитель. С 1927 года Платонов – профессиональный литератор. Книги его – философские. Вечные вопросы смысла человеческой жизни, размышления о месте человека в мире, одновременное обращение и к душе отдельного человека, и ко всему мироустройству – все это мы найдем у Андрея Платонова.
а) «Сокровенный человек» (на основе прочитанного текста и материала учебника под ред. Журавлева, часть 2, с. 29–34).
Наблюдаем сюжетное развертывание характера главного героя в потоке событий гражданской войны. Машинист Пухов, платоновский скиталец, – независимый наблюдатель в цепочке происшествий.
Платонов вложил в жизнеощущения Пухова многое от своего восприятия революции как грандиознейшего события XX века, изменившего всю историю. Но в эпохе торжества бюрократических сил, корпуса всесильных чиновников герой, как и сам автор, увидел признаки торможения, окаменения душ, опошления великой мечты.
Вопросы для домашней подготовки группы:
1. Как понимал Платонов смысл слова «сокровенный»?
2. Почему автор избрал сюжет скитальчества, странничества для раскрытия характера?
3. В чем отличие Шарикова от одноименного персонажа из «Собачьего сердца» М. Булгакова? Кто из писателей стоял ближе к своему герою?
Вопросы для обсуждения:
– Какова тема произведения? (Отцы и дети, материнская любовь, жизнь и смерть, смена поколений.)
– В чем символичность произведения? (Умирает старуха. Проститься с ней приехало шестеро сыновей: два моряка, физик, артист, студент (агроном), начальник цеха аэропланового завода с орденом «за свое рабочее достоинство». Целый «строй», «гвардию» подарила стране мать. С горечью говорит автор о том, что братья редко собираются вместе. Материнская любовь оберегала единство семьи, теперь же она потухла как «свет в ночном окне».
Символично название рассказа. Именно третий сын напоминает братьям о чувстве любви. Именно он привозит с собой ребенка, свое продолжение. Наверное, не случайно, что он привез девочку. Когда-нибудь она станет матерью, станет «светом в ночном окне».)
– Можно ли утверждать, что рассказ пессимистичен? (Рассказ заканчивается похоронами и упоминанием о том, что и отец братьев тоже умрет. Такова жизнь: родные уходят. Это горько… Но отец, который в начале рассказа горевал, в финале «был доволен и горд тем, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже». Любовь жива: и братья опомнились, и есть внучка – символ будущего. Финал оптимистичен.)
Запишите свой вывод, к которому вы пришли в результате обсуждения произведения Платонова. Свою работу закончите вашим пониманием высказывания Т. М. Вахитовой: «А. Платонов – «почти единственный из советских писателей, который не изображал народ, а жил внутри его».
IV. Особенности языка и стиля повести Платонова «Котлован».
1. Слово учителя.
30-е годы. Начиналась новая революция, революция индустриализации. «Второе поколение революции шло на войну в уместном дыму. Танки экскаваторов расчищали ему путь, артиллерия бетоньерок прикрывала его наступление, закрепляя цементом взятые скопы», – писал в это время известный очеркист Борис Агапов.
По всей стране из каждого радиоприемника раздавались слова песен, вдохновлявших на созидательный труд. Слова «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор» стали девизом всех и каждого. Эпоха была одержима духом энтузиазма.
Андрей Платонов как никто другой должен был радоваться происходящим в стране переменам. Именно он еще в 1922 году в небольшой газетной заметке писал: «Страдания человечества от голода смертельны. Умирающие рвут сердце живым… Эти живые должны массами отправляться по русской стране с проповедью нового Евангелия-техники… Из этих вот тоскующих, пустынных, раненных временем полей и должно подняться человечество…
Из глубокого колодца – земли мы встаем и уже встали с железом в руках и сознанием!».
Именно он, инженер-мелиоратор по специальности, должен был приветствовать индустриализацию как путь к торжеству человека над природой.
Но росла в душе писателя «тревога за нечто любимое, потеря его равносильна разрушению не только прошлого, но и будущего». Эта тревога заставила его в самый разгар «великого перелома» взяться за перо. Так, в невероятно короткий срок, с декабря 1929 года по апрель 1930, была написана повесть «Котлован». Однако увидеть свет ей суждено было только в 1987 году.
2. Работа с текстом.
В чем же особенность повести «Котлован»? Почему «чуткая цензура» стала на пути повести к читателю?
1) В повести высокий пафос сочетается с острой сатирой.
Пафос переустройства мира был близок и дорог Платонову, он ведь и сам был профессиональным землеустроителем. Он мечтал о будущем «новостроящемся мире», как мечтает в повести его герой инженер Прушевский (зачитать): «Прушевский тихо глядел на всю туманную старость природы и видел на конце её белые спокойные здания, светящиеся больше, чем было света в воздухе… Но не все было бело в тех зданиях – в иных местах они имели синий, желтый и зеленый цвета, что придавало им нарочную красоту детского изображения».
Автор разделяет со своим героем веру в то, что все устраивается «не только для пользы, но и для радости». Он мечтал, чтобы в мире царили свет и покой, не случайно в видении Прушевского все время повторяются эти слова: белый, синий, желтый и зеленый – это цвета неба, солнца, цветущих трав и деревьев. Но честность художника, способного быть не только свидетелем, но и бескомпромиссным аналитиком и судьей происходящего, помогала ему увидеть то, чего не увидели, не хотели увидеть, а может быть, боялись увидеть другие.
Повесть поражает противоречивым единством реального и фантастического.
– Как Платонову удалось воссоздать приметы исторического времени? Найдите их в тексте.
Одновременно мы сталкиваемся с мужиками, заготавливающими впрок гробы, дисциплинированными колхозными лошадьми, идущими строем на водопой, ударником труда медведем-молотобойщиком.
Это соединение реального и фантастического рождает ощущение абсурда происходящего. Фантасмагорический реализм – это способ художественно-документального изображения чудовищного. Котлован стал «могилой» и Землекопов Мечты, и их идеалов», – пишет А. И. Павловский в статье «Яма» («Русская литература». – 1991 г. – № 3).
2) Уже в первой части повести разносторонне раскрываются образы всех центральных героев произведения.
И. Ефимов указывал: «В «Котловане» каждый персонаж пронизан какой-то одной главной жизненной линией, одним устремлением, одной тоской, каждый имеет свой характер и свою судьбу, «изменить» которой нельзя».
– Рассмотрим, какие «главные жизненные линии» несут в себе персонажи повести.
Вопросы на карточках.
1. Вощев – наиболее думающий и чувствующий герой повести, человек с «сердечной озадаченностью». Докажите это.
– К какому завершению приходит вощевский поиск истины в финале повести?
– Правильно ли, по-вашему, утверждение одного критика, что «главный авторский персонаж повести – Вощев»? Почему?
2. Чувствующие герои повести – и Чиклин с Прушевским. По мнению некоторых исследователей, эти герои объединены общим чувством «трагической отчужденности от смысла жизни, от истины».
– Что объединяет этих двух различных, но внутреннее близких людей? Покажите это на материале текста повести.
– Почему их тоске и внутренней неустроенности уделено в повести так много внимания?
3. Одной из самых ярких и колоритных является фигура Жачева, безногого инвалида, фанатика революции.
– Как проявляются в образе Жачева свойственные повести Платонова неоднозначность, противоречивость характеров и положений?
– Подумайте над сценой, где Жачев «ликвидирует кулаков», отправляя, а вернее, провожая их по реке на плоту «в море и далее»… Что он сам чувствует при этом?
– Как характеризует Жачева его отношение к другим героям; почему он так привязан к Чиклину и Насте и сторонится Сафронова?
4. Сафронов – идейный антипод Вощева. Сатирический характер повести очень ярко выразился в языке Сафронова.
«Поставим вопрос, – говорил Сафронов, – откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он был и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы, и произошел бы энтузиазм!»
Проанализируйте это высказывание Сафронова с точки зрения его содержания и словоупотребления. Чего больше в его словах: смешного или трагического? Почему?
5. В дискуссии об истине как правде жизни включаются почти все герои повести, в том числе и такие, как профуполномоченный Пашкин и «главный в городе».
– Почему писатель так пространно описывает дом Пашкина и детали его быта (в сценах с Жачевым)?
– Как сцена разговора Пашкина с «главным в городе» характеризует этих деятелей, если первый наполняет в воображении землю цветущими женщинами и «семенящим детством», а второй планирует в своем округе на будущий (голодный) год «сельхозпродукции на полмиллиарда»?
– В каком соотношении находятся их представления о жизни с самой реальной действительностью, изображенной в повести?
– Каково место Пашкина и «главного в городе» в дискуссии об истине в повести?
6. Образ и судьба девочки Насти приобретают в повести некое символическое, решающее значение; она становится участницей и комментатором важнейших сюжетных ситуаций повести.
– Какую роль в жизни строителей котлована играет девочка-сиротка?
– Как в поведении Насти отразилась общественная атмосфера времени?
– Почему писателю так важны образ девочки и ее судьба, что всю повесть он заканчивает именно ее похоронами?
– Почему со смертью Насти завершается поиск Вощевым истины?
3) Самые страшные страницы повести посвящены раскулачиванию.
Мужики, заготовившие впрок гробы, инстинктивно чувствуют неизбежность гибели: и физической, и духовной. Найдите подтверждение в тексте.
4) Стиль повести Платонова «Котлован».
– Раскройте смысл понятия «индивидуальный стиль писателя».
Проследите, каков он в повести «Котлован».
– О языке Андрея Платонова писали много: то как о своеобразном эстетском языке, то как о языке – маске, языке – кривлянье. Но чаще всего им восторгались, его красотой, гибкостью, выразительностью. Большинство пишущих отмечало сложность, загадочность фразы писателя.
Исследователи творчества А. Платонова подчеркивают неповторимость, «особый язык», непохожесть его ни на какой другой: «У Платонова – свои слова, лишь ему присущая манера соединять их, своя неповторимая интонация.
Вслушиваясь и вникая в смысл платоновских метафор, образов, символов, вглядываясь в мир платоновских утопий, сатирических картин, перечитывая страницы его удивительных книг, глубже и полнее через диалог с его временем начинаем понимать время собственное.
Безусловно, эпоха Андрея Платонова – это эпоха, которая отнюдь не способствовала выражению мысли в прямом авторском слове, так как слово это не совпадало с официальной идеологией. У Платонова, как справедливо заметил Л. Шубин, мысли героя и мысли автора совпадают.
џ Наблюдение.
Обратимся к началу повести: «В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда».
– Обратимся к первой фразе: чем она вас поразила? (Корявость, неуклюжесть фразы дальше усиливаются.)
– Нет ли лишних слов в этой фразе в плане смысловой точности? (Словосочетание «личной жизни» и придаточное предложение «где он добывал средства для своего существования».)
– Попробуем убрать эти части фразы, как она будет выглядеть?
– Сделайте небольшую редакторскую правку, чтобы фраза звучала привычно для нашего слуха. («В день тридцатилетия Вощева уволили с небольшого механического завода».)
Вывод. В результате проделанного нами эксперимента исчезла могучая сила, самобытность платоновской речи. Фраза угасла. Ведь ее магическая сила именно в том, что после слов «в день тридцатилетия личной жизни» Вощеву дали не премию за добросовестный труд, а расчет, что Вощев не работал, а добывал средства» не на жизнь, а «для своего существования». В этой фразе уже содержится нечто такое, что в следующей буквально заставляет оцепенеть.
Горько-иронический эффект погружает нас в то время, которое рождало чудовищную бюрократическую систему, подавляющую личность, превращающую людей в безликую массу.
Платонов отразил тот этап, когда идеологическим штампом, бюрократической стерилизацией ломался живой язык народа. Отсюда шершавость, корявость, соединение в одно целое несоединимых разностильных слов и выражений.
Слово Платонова – слово-предупреждение, слово-пророчество.
Итак, с первой же фразы повести Платонова перед нами предстает образ человека, не утратившего своей личности, не растворившегося в массе.
V. Итог занятия.
1. И. Ефимов писал: «Котлован» – одна из самых страшных русских книг, но одновременно – одна из самых смешных». Согласны ли вы с этим утверждением?
2. О чем заставила вас задуматься книга Платонова?
3. В чем особенность писательской позиции Платонова?
Домашнее задание.
Попробуйте распространить (или продолжить) размышления героя повести «Котлован» Вощева: «Не убивают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? Дом человек построит, а сам расстроится. Кто же жить тогда будет?
Читайте также: