Восточный и западный фасады главного дома городской усадьбы м ф и н м каменских
Тайны усадьбы Каменских:подземелье,пропавшая коллекция и др.
Пропавшая коллекция
Пермские искусствоведы много лет ищут разгадку тайны пропавших ценностей, принадлежавших роду Каменских. Как известно, в коллекции находились работы выдающихся русских художников В. Серова, Н. Рериха. Есть сведения, что в краеведческом музее Нижнего Новгорода были найдены предметы, которые, по мнению
краеведов, находились ранее в доме-усадьбе Каменских в Суксуне.
Иван Григорьевич Каменский и его жена Лидия Николаевна собрали выдающуюся по составу художественную коллекцию. Наиболее ценная ее часть находилась в Суксунском заводе Пермской губернии. После революции 1917 года коллекция бесследно исчезла. Все попытки найти ее оказались напрасными.
В 1928г. директор Пермского музея Николай Николаевич Серебренников получил интересное письмо. Художник М.М. Гужавин сообщал ему о своем былом знакомстве с Каменскими и о тех картинах, которые видел у них дома. Само письмо в архиве Серебренникова не обнаружено, но остались сделанные его рукой выписки на обеих сторонах узкой полоски листа. Написанный темными чернилами текст начинается с фразы: "В Суксунском заводе и в Тохтамыше в имении И.Г.Каменского были…", затем перечислены художники и полотна. Расставим авторов с их картинами по порядку, соответственно времени и стране проживания, попутно давая необходимые пояснения.
. Потом записи продолжаются, но уже простым карандашом. Здесь перечислены люди, когда-то работавшие у Каменских:
Экономка Каменских - Подхалимова Аграфена Авдеевна, В Суксуне кучер Каменских Рощин Степан Кузьмич. Иван Аристархович Чукмасов, живущий в Верх Исетском заводе. В деревне Журавли Данило Алексеевич Бабкин ( охотник- поставлял к столу свежую дичь).
Несмотря на все предпринятые усилия, Николай Серебренников не нашел коллекцию Каменских, и до конца своих дней жалел об этом.
Существует следующая версия:
В 1917 или 1918 году Каменские вывезли свою коллекцию в Пермь. При конфискации их дома по ул. Большая Ямская,9, картин уже не было. Родственники Каменских, Бажановы, жили неподалеку, на Екатерининской,38, и реквизициям не подвергались. Не у них ли были спрятаны художественные сокровища? Во всяком случае, через тридцать лет в Пермскую художественную галерею поступили от В.М.Бажановой две работы Валентина Серова.
Похоронив мужа, Л.Н.Каменская и ее внебрачный сын Николай уехали с отступавшими колчаковскими войсками, последним кто их видел и провожал ,был кучер с п.Суксуна Рощин Степан Кузьмич. Их дальнейшая судьба неизвестна :были слухи о том, что ее видели в Харбине. Путь многих эмигрантов лежал через Китай в Японию , далее в Америку и в Европу. Скорее всего, остатки коллекции были распроданы и пополнили частные собрания за рубежом. Некоторые картины из оставшихся на родине оказались в российских музеях, но опознать их, не имея полного каталога коллекции Каменских, не представляется возможным. Поиски картин продолжаются и по сей день.
Метлахская плитка, найденная в разрушенной усадьбе
Каменских. Предположительно , установлена в 1896 году,
когда производилась реконструкция.
Метлахской плиткой в России исторически принято называть мелкоформатные керамические плитки разнообразных форм, произведенные из фарфоровых масс различных цветов. За счет высокотемпературного обжига
1200С достигается плотное спекание вещества. Получающиеся плитки, обладают высокими эксплуатационными свойствами (морозостойкостью, твердостью, кислотостойкостью и т.п.), что допускает использование метлахской плитки, как в жилых, так и в общественных помещениях, а так же на улице.
Клеймо на метлахской облицовочной напольной плитке. Завод фирмы Villeroy & Boch в Мерциге. Начало 1900-х
«П. К. Ушков и К°»
В 1850 году Капитоном Яковлевичем Ушковым были основаны химические заводы в Бондюге и Кокшане Вятской губернии Елабужского уезда. В 1883 году для развития деятельности названных заводов Петром Капитоновичем Ушковым учреждено существующее «Товарищество химических заводов П. К. Ушкова и К°»
Петр Капитонович Ушков
В течении пяти лет Иваном Петровичем Ушковым товарищество значительно расширено, товариществу принадлежат: земли под лесными дачами, заводами и пристанями , четыре химических завода: Бондюжский и Кокшанский, Вятской губернии Елабужского уезда, с заводской пристанью «Тихие Горы» на реке Каме, что выше Елабуги на 40 верст; Казанский завод в городе Казани (Большая Адмиралтейская слобода) и Самарский завод, Самарской губернии и уезда, при разъезде Иващенково Самаро-Златоустовской железной дороги — с одной стороны, и на реке Моче — с другой стороны; завод строительной извести и добыча известкового камня на реке Волге, Самарской губернии Сызранского уезда; торфяное болото близ села Частые на реке Каме, Пермской губернии Осинского уезда; товарные пристани в Н. Новгороде — Сибирская пристань, в Ярославле на ветке, в Перми, Левшине и Самаре с оборудованными складочными помещениями; на Урале для нужд заводов товарищество арендует колчеданные, хромовые, меднорудные, марганцовые и другие рудники, управляемые конторою в Екатеринбурге.
На заводах товарищества вырабатываются: серная кислота, олеум, сульфат, соляная кислота, хлорная известь, глинозем, хромпик калиевый, хромпик натриевый, квасцы хромовые, штыковая медь, строительная известь и камень, половые плитки, гончарная посуда для химического и других производств и прочие мелкие фабрикаты.
Все материалы, потребляемые при выработке товаров на заводах товарищества,- отечественного происхождения, за исключением двух, а именно: чилийской селитры и боксита, привозимого из Франции.
Для доставки по Волге и ее притокам материалов, употребляемых на заводах, а равно и поступающих в продажу товаров, товарищество имеет свой флот, состоящий из буксирных стосильных пароходов и нескольких десятков баржей и других мелких судов.
Продажу вырабатываемых фабрикатов товарищество производит в конторах в Москве, Н. Новгороде, Перми, Казани, Самаре, а равно при всех заводах и складах и в агентствах в городах Омске и Уфе.
Товарищество состоит поставщиком казенных заводов как Казанского порохового, так и Самарского завода взрывчатых веществ и многих казенных российских железных дорог.
Следя за положением химической промышленности в России, а равно и учитывая запросы промышленности, товарищество заканчивает заводы разделки толуола, анилиновых солей и масла и первого в России завода разделки отработанных кислот при выделке взрывчатых веществ.
Все химические продукты, а равно и гончарная посуда, вырабатываются столь высокого качества, что не только имеют награды на выставках как от русского правительства, так и от правительства Франции, Северо-Американских Соединенных Штатов и других государств, но и расцениваются на рынке самими потребителями значительно выше однородных продуктов других заводов как отечественных, так и заграничных.
В заключение можно не без гордости сказать, что товарищество «П. К. Ушков и К°» - предприятие исконно русское по духу и замыслу и где нет и не будет места подданным враждебных России государств, что очень редко в химической отрасли нашей отечественной промышленности.
Правление товарищества помещается в Москве, на Варварке. Состав правления - директоры: Иван Петрович Ушков, Александра Ивановна Ушкова и Константин Капитонович Ушков.
Род Ушковых происходит из крепостных крестьян знаменитых уральских «олигархов» Демидовых.
Основателем рода считается Клементий Константинович (1783-1859), который занимался строительством гидросооружений на Нижнетагильских заводах своих хозяев. Еще будучи крепостным, этот человек сумел разбогатеть.
Он владел двумя мануфактурами, производивших конскую сбрую и повозки, несколькими мельницами и табуном из 300 лошадей. Клементий Ушков являлся подрядчиком по перевозке сырья и готовой продукции на демидовских заводах.
Ему, в частности, принадлежит авторство проекта и строительство канала Черноисточинский пруд – река Черная. Это то самое гидросооружение, описанное Маминым-Сибиряком в очерке «Плотина». Оно решило проблему водообеспечения нижнетагильских предприятий Демидовых.
Постройка этого канала, работающего и сегодня, принесла семье Ушковых вольную 10 июля 1849 г., после чего К.К. Ушков записался в московское купечество.
Дело Капитона Яковлевича продолжили его сыновья: Петр и Константин. В 1883 году Петром Капитоновичем Ушковым было учреждено «Товарищество химических заводов П. К. Ушкова и К°»
Вторая половина XIXв. – период становления и расцвета династии купцов-промышленников Ушковых. Именно Ушковы явились основателями химических заводов в Прикамье. Первый химический завод был построен К.Я. Ушковым в Кокшане в 1850 г.
Его сын, П.К. Ушков, упрочил и расширил деятельность Кокшанского завода и вскоре основал новый химический завод – Бондюжский, расположенный в 30 верстах от Елабуги. Как по разнообразию и размерам своего производства, так и по образцовой постановке дела он занимал в 90г XIX в. первое место среди химических заводов России.
Возник поселок Кокшан-завод в середине XIX века - в период становления и бурного развития капиталистических отношений в России, когда после отмены крепостного права на авансцену экономики вышел частный капитал. Именно в эти годы получили возможность реализоваться люди предприимчивые, смекалистые, с деловой хваткой, пусть и неблагородного происхождения. Таковыми и были выбившиеся из грязи да в князи братья Ушковы – бывшие крепостные крестьяне помещика Демидова. Благодаря своим деловым качествам они вышли в самые верхи общества, став во главе созданного ими в 1883 году товарищества, куда помимо завода в поселке Новый Кокшан вошли еще три, один из которых находился в Бондюге (ныне город Менделеевск). К тому времени общий капитал товарищества составлял 2 миллиона 400 тысяч рублей – деньги по тем временам громадные. Никто толком не знает, как и на чем сколотил свой первоначальный капитал основатель завода Капитон Ушков, однако известно, что в гору он пошел с больших денег, доставшихся ему от деда Егора.
Золотые полозья дедушки Егора
Егор Ушков уже в середине XIX века слыл среди односельчан человеком зажиточным: занимался торговлей, имел красильню для холстов и шерсти. Регулярно зимой ездил на Урал, куда отвозил шерсть и холсты, а оттуда, как поговаривали, вез не только материалы, необходимые для окраски тканей. Помимо вполне законного груза, уверяли люди знающие, везли Ушковы и купленное у тамошних старателей золотишко. Дело это было опасное и хлопотное, а потому требовало особой осторожности. Говорили, что запретный груз Ушковы переправляли в тайниках, которые находились в. полозьях саней. Вариант провоза контрабанды идеальный: вряд ли государевы люди при осмотре саней с холстами додумались бы простукивать грязные, облепленные лошадиным навозом, обледенелые полозья. Да и в случае нападения разбойников, пошаливавших ночами на дорогах, лиходеям не пришла бы в голову мысль о тайниках. А уж из Бондюга золотой песок таким же способом доставлялся в Москву, куда Ушковы отправляли свои товары. В белокаменной у Егора Максимовича тоже были надежные люди, которые помогали превращать золотую крупу в звонкую монету и тугие пачки хрустящих ассигнаций.
Трудно сказать, насколько достоверны эти слухи. Тем более что есть и другая легенда, по которой Егорка Максимов сын Ушков внезапно разбогател, обнаружив один из кладов, запрятанных людьми бунтаря и самозваного царя Емельки Пугачева. Что вполне возможно. Ведь, как полагают некоторые историки, после поражения под Казанью самозванец бежал на Урал через эти места. Как бы то ни было, стартовый капитал у детей Ушкова имелся.
В 1970-е гг здесь разыгралась настоящая детективная история:
Кокшанские сокровища
Стало известно, что в Менделеевск приехал иностранец - будто бы внучатый племянник Ушкова. Приехал за сокровищами своих предков, которые те якобы спрятали от большевиков, зарыв их то ли под фундаментом беседки возле барского пруда, то ли под каменной лестницей. Слухи слухами, а местные жители помнят, что творилось в округе в то лето: весь лес, примыкающий к селу, был оцеплен солдатами внутренних войск, контролировавшими местность, где будто бы находился зарытый клад. Видимо, о намерениях потомка Ушковых узнали правоохранительные органы. Говорят, наследнику все же удалось найти сокровища и он даже сумел их как-то передать на хранение одной дальней родственнице из Менделеевска – вывезти богатство за границу было нереально. Так это или нет, судить трудно - дело, как говорится, темное. Однако двухметровую яму под лестницей, ведущей к беседке, видели доподлинно. Позже ее засыпали местные жители, набросав туда битого стекла, дабы отбить охоту у новоявленных кладоискателей.
Вот собственно и все расследование, где я попытался объединить всю информацию.Но исследование не
закончено.
«ЗАВЕТ КРАСОТЫ». ЧастьII.
«Суксунский завод являлся центром некогда обширного горнозаводского округа и по всем канонам того времени (…) имел господский дом (…), предназначенный для квартиры – резиденции хозяина (если он проживал на заводе), или управителя заводом (…)».
"К сожалению, мы не знаем, как он выглядел в XVIII и I пол. XIX века, когда округ принадлежал могущественным Демидовым. Простояв более ста лет, этот дом – квартира управляющего к середине XIX в. пришел в ветхость. В 1840 г. был построен на том же месте новый дом (…)».
Рис. 2. Суксунский железоделательный завод. Акварель 1860-х г.г. (обведен старый господский дом, просуществовавший до 1896 г.; слева - церковь Во Имя Михаила Архангела Архистратига, сохранился; внизу - Суксунский железоделательный завод - не сохранился) Рис. 2. Суксунский железоделательный завод. Акварель 1860-х г.г. (обведен старый господский дом, просуществовавший до 1896 г.; слева - церковь Во Имя Михаила Архангела Архистратига, сохранился; внизу - Суксунский железоделательный завод - не сохранился)На плане Суксунского завода, составленном в 1887 г., дом управляющего был обозначен на том же месте, что и нынешний дом Каменского. Этот дом достаточно подробно запечатлен на акварели 1860-х г.г. (см. рис. 2)
За домом, в сторону Суксунского пруда простирался нижний сад с большой клумбой посредине.
Когда же возникло то, что называют "Усадьбой Каменских"?
1896 г. - принятая многими и историками и исследователями архитектуры дата возникновения дома Каменского.
Ни проектной, ни какой-либо другой документации, которая могла бы подтвердить или опровергнуть эту датировку, не обнаружено. Основывается она, в основном, на воспоминаниях старожилов:
«Поскольку старый господский дом совершенно обветшал, то Каменский в 1896 г. построил в Суксуне около завода, на берегу пруда новую усадьбу. (…) Главное здание было закуплено в разобранном виде за границей; в нем было 63 комнаты, размещались химический кабинет, библиотека, зимний сад и т. д.».
Рис. 3. Вид на усадьбу Каменских с противоположной стороны Суксунского пруда. Состояние после перестройки 1896 года. Открытка нач ХХ века. Рис. 3. Вид на усадьбу Каменских с противоположной стороны Суксунского пруда. Состояние после перестройки 1896 года. Открытка нач ХХ века.«Заграничное» происхождение, вероятно, всего лишь легенда. В ней отразилось впечатление местных жителей от усадьбы с новым господским домом, выстроенном в диковинном для этих мест, остро модном стиле Модерн.
Особенно это впечатление усиливалось тогда, в к. XIX в. (и не ослабевает до сих пор) по контрасту с окружающей застройкой, состоящей из скромных деревянных одноэтажных домов деревенского вида. Застройка эта почти не изменилась за сто лет.
На основе документальных материалов исследователи выдвинули новую версию о том, что господский дом был не построен заново, а только перестроен .
До сего дня ни подтверждения, ни опровержения эта версия не получила.
В своё время у автора данной статьи был свой вариант развития усадебного ансамбля. В.п.с. считал его даже самым ценным в своем исследовании. Но, во-первых, эта гипотеза носит узкоспециальный характер и потому вряд ли заинтересует широкого читателя. А во-вторых, по ряду причин, ни подтвердить, ни опровергнуть ее так и не удалось.
А мы продолжаем.
Читателям вполне могла бы понравиться выдвинутая (устно) недавно искусствоведом Л.Г. Михайловой, автором книги «Архитектурное творчество русских художников» , версия об авторстве проекта.
Эту версию поддерживают, правда без веских на то оснований, некоторые другие исследователи.
Городские усадьбы и доходные дома в старом московском переулке.
Эта статья – продолжение моего рассказа о бывшей Монетной слободе XVIII века в старом московском районе Замоскворечье. В первых двух статьях речь шла о Монетчиковских переулках (их сохранилось до настоящего времени шесть, и ссылка на них будет в конце этой статьи). Монетный двор в Кадашах, чеканивший монеты для государева двора и давший название всем этим переулкам, существовал в Москве с 1701 по 1736 годы. Когда Монетный двор закрыли, его здания перешли к суконной фабрике. Старомонетный переулок был образован, когда и Монетного двора уже не было. Произошло это в 1803÷1807 годах после сноса некоторых зданий, располагавшихся поперек нынешнего Старомонетного переулка в районе домов №5 и №10. Тогда и был проложен переулок, получивший название Старомонетный . Свой новый маршрут по старой Москве я начну от станции метро «Полянка» и пройду по Старомонетному переулку до Кадашевской набережной. Дом № 31, числящийся по ул. Полянка, южным фасадом выходит на переулок и о нем будет несколько слов. Здание, принадлежащее к допожарным постройкам 1812 года, когда-то имело торговое назначение. Во второй половине XIX века после нескольких перестроек оно стало жилым. Последние несколько лет дом срыт за фасадной сеткой.
Экскурсия "Архитектурная жемчужина за Никитскими воротами"
В Москве Большую Никитскую называют интеллигентной улицей, и не случайно, ведь на ней располагаются множество культурных учреждений и творческих союзов. А какие интересные люди здесь жили! Разнообразна и архитектурная застройка.
Прогулку по Большой Никитской улице начнем с Кудринской площади .
Кудринская площадь появилась в конце XVIII века на месте располагавшегося в XIV-XVII веках на этой территории села Кудрино (отсюда и название), изначально принадлежавшего Владимиру Андреевичу — серпуховскому князю, герою Куликовской битвы, внуку Ивана Калиты.
Согласно другой версии, площадь существовала на этом месте уже в конце XVII века и была образована «у городских ворот Земляного вала, на пересечении с дорогой из Кремля в Волоколамск и далее к Великому Новгороду».
Самым примечательным зданием на Кудринской площади является, так называемый, "Дом авиаторов", построенный в 1954 году по проекту Михаила Посохина и Ашота Мндоянца, одна из «сталинских высоток».
Но нас интересует не площадь, а улица Большая Никитская . Справа по улице, дом № 57/46, находится Главный дом усадьбы Коптевых - Мейендорф.
В начале 19 века на этом участке находилась усадьба А.А. Долгоруковой. Но во время пожара 1812 года усадьба сгорела. В 1817 году на ее месте была построена усадьба для секунд-майор А. К. Коптева.
В 1824 году в этом доме поселяется семейство Тургеневых. Собственного жилья в Москве у Тургеневых в то время не было. Родители будущего писателя поселились тогда в Москве для обучения подрастающих сыновей. Это первый московский адрес И.С.Тургенева.
Интересно, что дом этот связан еще с одной писательской семьей. Зимой 1843-44 годов здесь жило семейство Аксаковых.
Дом много раз менял хозяев. Пока в 1900 году во владение дома не вступила Н. А. Мейендорф. При ней была проведена перестройка дома по проекту архитектора А.В. Флодина, и дом принял тот вид, который мы можем видеть и сегодня.
На противоположной стороне улицы привлекает внимание дом № 56. Это особняк Я.А. Рекка.
Изящный особняк в стиле модерн был построен в 1903 году архитектором Г. Гельрихом для потомственной почетной гражданки С. Д. Красильщиковой. Она была дочерью Д. А. Морозова, одного из совладельцев Тверской мануфактуры.
В 1902 году этот участок был приобретен Я. А. Рекком, учредителем и директором Московского торгово-строительного акционерного общества. Общество занималось возведением особняков под ключ по проектам выдающихся зодчих как произведение искусства, а потом уже продажа их покупателю.
Архитектор Г. А. Гельрих запроектировал двухэтажный особняк с жилым подвалом. На первом этаже были кухня, технические помещения и комнаты для прислуги. Первый этаж был парадным, а на втором были спальни и небольшая гостиная.
В 1918 году хозяева покинули свой особняк. Дом и дворовые постройки были плотно заселены коммунальными квартирами.
После реконструкции в особняке расположилось посольство Египта.
Дом № 55 известен в народе как Дом Ростовых
Именно в этот дом Л.Н. Толстой поселил семейство Ростовых в романе "Война и мир".
На самом деле это городская усадьба князей Долгоруких, позднее - баронов Боде-Колычевых.
Это целый комплекс зданий. Старейшая часть особняка построена в середине XVIII века при первом владельце имения дворянине И. И. Воронцове-Вельяминове. В 1770-х годах здание перешло в собственность рода Долгоруковых и было значительно реконструировано. Доподлинно неизвестно, кто выступал архитектором строения. В середине XIX века имение выкупил Михаил Боде-Колычёв, после смерти которого оно перешло по наследству к его зятю — художнику Фёдору Соллогубу.
Сейчас здание принадлежит Международному сообществу писательских союзов.
А вот следующее интересное здание по адресу Большая Никитская, 54 сейчас рассмотреть невозможно. Оно закрыто строительной сеткой. Дом же очень интересный. Это здание особняка Лопатиной .
Здание особняка было построено в 1876 году по заказу жены потомственного почетного гражданина Л. В. Лопатиной. Автором проекта стал известный московский архитектор А. С. Каминский. Первоначально дом был двухэтажным, с подвалом и высоким чердачным помещением.
Уникальны выполненные в псевдорусском стиле фасады, они имеют шатровое завершение кровли, расположение которого соответствует слегка выступающим ризалитам главного и дворового фасадов.
Надеюсь, что после реконструкции здание вновь будет радовать своим необычным видом.
Богатую историю имеет и дом № 51. Это главный дом городской усадьбы Н. И. Позднякова – С. В. Волковой – В. Н. Грибова
Построен в 1860 году, перестроен в 1892 и в 1907 годах по проектам архитекторов П. А. Ушакова и Е. И. Зеленского.
Владельцем дома был генерал-майор П. А. Поздняков, страстный театрал, у которого здесь давал представления крепостной театр. Интересно, что в этом театре режиссёром был знаменитый Сила Сандунов (да, да, тот самый, который потом открыл знаменитые бани), а его жена Елизавета учила крепостных актрис театральному мастерству.
Сейчас здесь располагается посольство Танзании в России.
На Большой Никитской в доме № 50 находится еще одно посольство - Посольство Королевства Испании.
Особняк построен в1876 году архитектором К.И.Андреевым. В 1903—1938 годах здесь жил режиссёр В.И.Немирович-Данченко.
Усадьба князей Васильчиковых занимает здание под № 46.
Классический ансамбль городской усадьбы сложился в конце XVIII – начале XIX веков. В основе двухэтажного с мезонином главного дома – горевший в 1812 году дом, выстроенный в 1781 году подполковником Петром Ивановичем Бибиковым. Существующий облик здания относится к 1860-70-м годам.
Главный дом с 1903 года занимала женская гимназия, директором которой была сестра Михаила Булгакова. Летом 1924 года он тут жил со второй супругой Л. Белозерскуой.
Здание под № 41 занимает еще одно посольство - Посольство Мьянмы. Это особняк Симоновой - Рукавишниковой
История владения прослеживается с середины XVIII века.
В особняке проходили заседания Русского музыкального общества. Здесь бывали Чайковский, С. И. Танеев, А.С. Аренский.
В 1904 году во время Русско-Японской войны на втором этаже своего особняка Рукавишниковы оборудовали хирургический лазарет, который позже был преобразован в «Хирургическую лечебницу Е. Н. Рукавишниковой».
Роскошный дом с колоннами под №44 - это главный дом усадьбы Черкасской - Баскакова .
Здание возведено в первой половине XIX века. Облик усадьбы сохранился до наших дней практически в неизменном виде.
В 1917 году одну из квартир постройки арендовал главный анархист и учёный, географ, геоморфолог, историк, публицист Пётр Алексеевич Кропоткин.
Главным украшением Большой Никитской улицы является, конечно, Храм Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот.
Храм упоминается в письменных источниках с 1619 года.
В 1685–1689 годах на территории сгоревшей деревянной церкви Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился на месте нынешнего Столового переулка, возводится каменный пятиглавый Вознесенский храм с шатровой колокольней.
Знаменит тем, что в одном из приделов недостроенной церкви Вознесения Господня венчался А.С. Пушкин. И это не случайно. Ведь именно на Большой Никитской находилась усадьба Гончаровых, к сожалению не сохранившаяся.
Закончить экскурсию хочется у самого большого дома на Большой Никитской. Это, так называемый, Дом для военнослужащих и их семей .
Угловой шестиэтажный дом с башней появился на Никитской площади в 1949 году. Здание было построено по проекту архитекторов К.Д.Кисловой и Н.Н.Селиванова для военнослужащих и их семей.
Во время экскурсии мы познакомились не со всеми зданиями Большой Никитской. Даже не упомянутые, имеют свою архитектурную ценность и историческую значимость. Так что по Большой Никитской можно прогуляться еще не раз.
Восточный и западный фасады главного дома городской усадьбы м ф и н м каменских
До 1790 гг. о застройке на территории владения Ф. М. Каменского, а затем его сына генерал-аншефа Михаила Фёдоровича Каменского — участника Семилетней и русско-турецких войн, достоверно ничего не известно. Вероятно, на данном участке уже находился жилой дом и сад. На плане г. Москвы 1767 г. на территории показан каменный усадебный дом.
Первых архивный план владения относится к 1802 г., он отражает границы и застройку на конец XVIII – начало XIX вв. Владение представляло собой усадьбу с главным домом, фланкирующими его флигелями, курдонером и садом.
План погорелых дворов 1813 г. города Москвы фиксирует все эти постройки как не пострадавшие от пожара и новые границы участка.
К 1817 г. окончательно сформировалась объёмно-пространственная и планировочная структура усадьбы, на тот момент принадлежащей промышленнику и меценату Н. Н. Демидову. Парадный двор формировали главный трёхэтажный каменный дом, фасады которого были выполнены в стиле классицизма и два каменных жилых флигеля, левый из которых был частично надстроен вторым каменным этажом. За ними в одну линию с главным домом стояли: слева — каменный погреб, справа — одноэтажная каменная кухня.
В 1827 г. С. А. Владимиров приобрёл усадьбу со всеми строениями, а в 1833 г. продал её Московскому Императорскому Обществу Сельского Хозяйства для размещения в ней Московской Земледельческой школы.
В 1838–1841 гг. было сделано подробное описание строений Земледельческой школы. К этому времени главный дом усадьбы был трёхэтажным с двумя подъездами, как с парадного двора, так и со стороны сада. Объём здания был завершён лепным венчающим карнизом с медальонами, аттиком и картушем на главном фасаде. Его углы были подчёркнуты пилястрами с лепными рельефами.
В 1850-е гг. дом перестроен преподавателем Школы архитектором М. О. Лопыревским.
К 1884 г. главный дом с западной стороны был увеличен трёхэтажным северным и южным объёмами. В 1885 г. в главном здании Земледельческого училища было разрешено сооружение церкви во имя Святых Кирилла и Мефодия по проекту С. Ф. Федотова. Для храма был надстроен вторым этажом одноэтажный объём со стороны двора.
В 1898–1900 гг. западные объёмы главного здания Земледельческой школы были увеличены со стороны двора в длину двумя симметричными трёхэтажными каменными пристройками. В их первых этажах располагались лаборатории, во вторых — классы, в третьих — спальни воспитанников. В 1898 г. была осуществлена пристройка к южному дворовому крылу, а в 1900 г. — к северному.
В начале ХХ в. активно осваивалась парковая часть владения Земледельческой школы.
В 1910 г. был сделан генеральный план владения Земледельческой школы, с поэтажными планами главного дома и фланкирующих его флигелей, из которого видно, как уплотнилась застройка участка, став почти периметральной.
В 1926–1928 гг. на месте разобранных каменных флигелей к главному зданию были пристроены четырёхэтажные с подвалами каменные корпуса для жилья сотрудников, лабораторий и учебных помещений института. Центральная часть здания подверглась реконструкции: подведён подвал, перебиты и частично заложены оконные и дверные проёмы, изменена внутренняя планировка.
В 1970-х гг. по красной линии Смоленского бул. и Ружейного пер., на месте парадного двора усадьбы и двухэтажных жилых флигелей, с нарушением исторической планировочной структуры, было построено девятиэтажное здание, закрывшее собой главный дом земледельческой школы.
В 1990-х гг. в бывшем главном доме проводились реконструктивные работы с надстройкой мансардными этажами, которые остались незавершёнными, здание было приведено в аварийное состояние, его исторический облик был практически утрачен.
В 2016 г. на фасаде стали видны зондажи, сделанные реставраторами. Из-под поздней штукатурки показались уцелевшие фрагменты декора в стиле барокко: части наличников с лучковыми фронтонами, белокаменные детали с тонкой профилировкой. Появилось надежда, что здание не просто сохранят, а вернут ему, хотя бы частично, исторический облик. Ведь жилых домов эпохи барокко к Москве весьма немного. Работы идут вне реставрационного режима, на основании обычной градостроительной документации, силами обычных подрядчиков. С фасадами поступают просто — замазывают раскрытия реставраторов, позволившие датировать дом серединой XVIII века.
8 мая 2018 года здание (центральная часть) получило статус выявленного объекта культурного наследия с наименованием: «Восточный и западный фасады главного дома городской усадьбы М.Ф. и Н.М. Каменских второй половины XVIII в. – 1880-х гг., архитектор С.В. Фёдоров. Здесь в XIX – начале XX вв. располагалось Земледельческое училище с церковью свв. Кирилла и Мефодия».
С 8 мая 2019 г. — объект культурного наследия регионального значения.
Восточный и западный фасады главного дома городской усадьбы м ф и н м каменских
Самый ранний архивный чертёж относится к 1831 г., когда владение принадлежало московской мещанке Т. А. Баулиной. Он зафиксировал композицию, сложившуюся на более раннем этапе и прочитываемую на плане г. Москвы Челиева 1817 г. и представляющую городскую усадьбу, протянувшуюся вдоль Николоямской ул. Главный дом (позднее вошедший в современное строение 2) занимал северо-восточный угол владения, фиксируя фрагмент уличной границы. За домом размещалась парадно-хозяйственная зона, на которой вдоль западной межи располагались хозяйственные нежилые строения. К востоку от двухэтажного главного дома до Николоямского туп. протянулся сад, на границе которого стоял смешанный двухэтажный жилой флигель, выступающий за урегулированную после пожара 1812 г. красную линию улицы. Архивы не сохранили чертежей с архитектурно-декоративным решением фасадов. Вероятнее всего они были выполнены в стилистике ампира.
Более полувека композиция оставалась стабильной несмотря на смену владельцев. В 1870-е гг., после раздела владения, на территории сада был поставлен смешанный доходный дом, зафиксировавший угол участка, а за ним в глубине разместилась хозяйственная зона с деревянными периметрально расположенными строениями. Часть сада преемственно сохранялась до 1890-х гг.
В дальнейшем отделившийся участок, развивался в рамках уже заложенной схемы. При этом дворовое пространство продолжало плотнее застраиваться хаотичными деревянными хозяйственными постройками и сараями.
В 1870-е гг. новый владелец купец П. М. Гарнов проводит перепланировки бывшего главного дома усадьбы. Приспосабливает его под доходный, меняет полы, перекладывает планы, производит другие мелкие починки. Вероятно в эти же годы в формах эклектики переделывает фасад.
Описанная композиция оставалась стабильной до 1889–1891 гг., когда по заказу жены московского купца В. И. Константиновой на месте обветшавшего к этому времени флигеля по новой красной линии строится также смешанное двухэтажное жилое строение (современное строение 1, архитектор К. Дуванов) с сохранившимися до настоящего времени пышными интерьерами второго парадного этажа. Здание предназначалось для семьи домовладелицы. А бывший главный дом окончательно становится доходным, о чём говорят двухэтажная деревянная галерея в каменных столбах, множество крылец и пристроек со стороны дворового фасада.
С этого времени въезд на территорию владения осуществлялся через ворота между строениями 1 и 2.
В 1890-м г. Константинова продолжает дальнейшие работы — на месте деревянных строений в юго-западном углу появляется одноэтажный сарай (на месте современного строения 3). Южная граница фиксируется каменной брандмауэрной стеной.
В 1903 г. участок был подсоединён к городской канализационной и водопроводной системам. По данным «Оценочных описей» начала 1900-х – 1914 гг., когда владение числилось за наследникам крестьянина М. Ф. Запечникова, в строениях владения размещалось доходное жильё со своей прачечной и квартира домовладельца.
Характер использования зданий после революции 1917 г. существенно не изменился, здесь по-прежнему размещалось коммунальное жильё и возможно конторы.
Сложившаяся в этот период композиция остаётся стабильной до конца XX в., когда при реконструкции здания для нужд коммерческой организации сносится ветхая дворовая застройка, расширяется строение 2, начинает перестраиваться строение 3. При этом в результате сноса затеснённое дворовое пространство получает новую трактовку.
В соответствии с генпланом 1935 г. квартал и владение попадали под снос в связи с предполагаемым расширением Николоямской (в то время Ульяновской) ул. Застройка владения постепенно ветшала.
В настоящее время ведётся реставрация строения.
Интерьеры отреставрированы в 2000-х гг.
Усадьба, школа, зоотехнический институт: как менялась усадьба Каменских
У здания на Смоленском бульваре (дом 19, строение 2) почти 300-летняя история. Сегодня оно практически утратило первоначальный облик, ведь его начали достраивать и перестраивать еще два века назад. Но до наших дней сохранились два фасада — главный, относящийся к бывшей усадьбе Каменских, и дворовый, который принадлежал пристроенной к главному дому в XIX веке церкви. В 2018 году их внесли в список выявленных объектов культурного наследия.
Первое упоминание о владении, где впоследствии появилась усадьба М.Ф. и Н.М. Каменских, относится к 1737–1745 годам. Тогда участок принадлежал камер-юнкеру Федоту Каменскому. Поскольку он приобретал соседние владения, планировочные границы формировались на протяжении второй половины XVIII столетия.
В самом конце XVIII века здесь построили каменный трехэтажный главный дом. Кроме того, в саду по границам владения располагались хозяйственные и жилые постройки, оранжереи, грунтовый сарай, а в центре — деревянная садовая беседка.
В 1806-м, когда усадьба уже принадлежала Николаю Демидову, действительному тайному советнику, известному промышленнику и меценату, были построены два флигеля — двухэтажный и одноэтажный.
Окончательно структура усадьбы оформилась к 1817 году. Парадный двор формировали главный трехэтажный каменный дом с фасадами в стиле классицизм и два жилых флигеля, левый надстроили вторым каменным этажом. За ними в одну линию с главным домом стояли каменный погреб и одноэтажная каменная кухня, за домом — два деревянных одноэтажных сарая.
В 1833 году усадьба оказалась в собственности Императорского Московского общества сельского хозяйства, в ней разместилась Московская земледельческая школа. Имение купили на средства генерал-губернатора мецената Дмитрия Голицына. Он же приспособил бывшие усадебные постройки под школу и добился для нее ежегодного пособия от государства.
К этому времени главный дом был трехэтажным, с двумя подъездами как с парадного двора, так и со стороны сада. Здание украшал лепной венчающий карниз с медальонами и аттик с возвышением на главном фасаде. Его углы были подчеркнуты пилястрами с лепными рельефами.
После 1917 года все владения бывшей земледельческой школы передали Московскому высшему зоотехническому институту. Через 10 лет вместо одноэтажных хозяйственных флигелей в одну линию с главным домом построили четырехэтажные каменные корпуса для сотрудников, а также для лабораторий и учебных помещений.
Реставрация старинных фасадов
Многочисленные косметические ремонты, которые проводили как в советское время, так и после перестройки, скрыли под слоем штукатурки оригинальные декоративные элементы на обоих фасадах. Более того, до 2016 года белокаменный декор и вовсе считали утраченным. Работы на объекте культурного наследия начались в 2016-м и прошли в реставрационном режиме, специалисты сохранили исторически сложившуюся конструктивную схему и объемно-планировочную структуру.
Главный фасад бывшего господского дома украшен декоративными элементами в стиле классицизм. Специалисты расчистили поверхность кирпичной и белокаменной кладки стен, произвели вычинку кирпичной кладки, восстановили белокаменный декор. Воссозданы междуэтажные карнизы, оконные наличники и сандрики, белокаменный цоколь, а над аттиком установлен герб в виде двуглавого орла.
Что касается дворового фасада, то он выполнен в стилистике историзма — популярного в позапрошлом веке направления, сочетающего элементы распространенных ранее стилей с современными для той эпохи приемами. Специалисты также расчистили поверхность стен, восстановили белокаменные замковые камни на арочных оконных перемычках второго этажа, воссоздали междуэтажные карнизы и оконные наличники. Были установлены столярные заполнения дверного и оконных проемов, кованый металлический навес над входом, отремонтирован белокаменный цоколь.
В 2020 году бывшая усадьба Каменских стала лауреатом конкурса «Московская реставрация» за лучший проект реставрации и приспособления для современного использования. Сейчас в здании располагается аппарат уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Читайте также: