В росписях потолка сикстинской капеллы микеланджело использовал сюжеты
Какие шифры и секреты оставил Микеланджело в Сикстинской капелле: факты о величайшем шедевре
Сикстинская капелла (Cappella Sistina) выглядит снаружи абсолютно не впечатляюще. Это всего лишь ещё одно средневековое церковное здание, каких много. На самом деле за ничем не примечательным фасадом этой скучной постройки скрывается настоящее сокровище, истинная жемчужина современного Ватикана. Знаменита она, главным образом, шедевральными фресками гениального Микеланджело. Интересные и малоизвестные факты об этом выдающемся памятнике эпохи Ренессанса и секреты головоломки великого художника, далее в обзоре.
Микеланджело не хотел иметь ничего общего с потолком Сикстинской капеллы
В 1508 году Микеланджело усердно трудился над мраморной гробницей Папы Юлия II. Это относительно малоизвестная историческая фигура, которая сейчас находится в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Мастеру было тогда тридцать три года. Знаковый возраст. Юлий попросил художника украсить потолок Сикстинской капеллы фресками. Микеланджело отказался наотрез. Во-первых, он считал себя скульптором, а не художником. Во-вторых, у него не было никакого опыта работы с фресками. Микеланджело также очень торопился закончить гробницу.
Он был увлечён работой даже невзирая на то, что ему сильно урезали плату. Впоследствии мастер всё же согласился расписать капеллу и следующие четыре года своей жизни он провёл сидя на строительных лесах с кистью в руке.
Вопреки распространённому мнению, Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу стоя
Когда люди представляют, как Микеланджело создавал свои легендарные фрески, большинство думает, что он это делал лёжа. На самом же деле художник и его помощники использовали специальные деревянные подмостки. Они позволяли им стоять прямо. Сам Микеланджело разработал совершенно уникальную систему платформ, которые крепились к стенам капеллы с помощью скоб. Образ гения, трудящегося над фресками, чудесно воплотили в фильмах «Агония и экстаз» 1965 года и «Микеланджело. Бесконечность» 2017 года.
Работа над Сикстинской капеллой была настолько неприятной, что Микеланджело даже написал стихотворение о своих ужасных страданиях
Микеланджело в процессе работы испытывал всё возрастающее недовольство и усталость. Своё невероятное физическое напряжение и чувство досады от этого проекта он описал своему другу Джованни да Пистойя.
«От этой жуткой пытки у меня уже вырос зоб», - иронично писал мастер в стихотворении, которое он сочинил по этому поводу. Ещё он жаловался, что его живот уже начинает жать ему в подбородок, а лицо — это пол для помёта. «Моя кожа свободно свисает подо мной, а позвоночник как будто завязан в узел. Закончил свои поэтические потуги Микеланджело тем, что написал: «Я нахожусь совершенно не в том месте, я не художник».
Шедевр Микеланджело оказался очень стойким
Потолок Сикстинской капеллы, расписанный фресками, замечательно сохранился. Ведь после его завершения прошло целых пять веков! Пострадал лишь один небольшой участок: часть неба на панно, изображающая спасение Ноя во время Великого потопа. Часть штукатурки отвалилась после взрыва на соседнем пороховом складе в 1797 году. Несмотря на кажущуюся прочность потолка, эксперты весьма обеспокоены. Они утверждают, что миллионы людей, которые ежегодно посещают Сикстинскую капеллу, создают чрезвычайно серьёзные проблемы для здания.
Шедевр Микеланджело был тщательно отреставрирован в 1980-1990-х годах
В период с 1980 по 1999 год специалисты усердно реставрировали избранные произведения искусства в Сикстинской капелле. В их числе и фрески Микеланджело на потолке, а также его знаменитую фреску, известную как «Страшный суд». Её он создал в последние годы своей жизни.
Специалисты аккуратно отмыли слои грязи и копоти. Они весьма существенно осветлили и освежили цвета вековых картин. Эта реставрация также свела на нет работу Папы Пия IV, который приказал поместить фиговые листья и набедренные повязки на обнажённые тела, изображённые на фресках.
Самое известное панно на потолке Сикстинской капеллы может быть изображением человеческого мозга
Это фреска «Сотворение Адама», там где фигуры, изображающие Бога и Адама, тянутся друг к другу, протягивая руки. Их почти соприкасающиеся пальцы - одно из самых узнаваемых и широко копируемых образов в мире. Некоторые теоретики считают, что эта сцена также содержит безошибочные очертания человеческого мозга. Его образуют изображения ангелов и одеяний, вокруг фигуры Бога. По словам Фрэнка Линна Мешбергера, эксперта, который первым выдвинул эту гипотезу, Микеланджело имел в виду Божественное дарование разума первому человеку.
Новые папы избираются в Сикстинской капелле
Сикстинская капелла была построена в 1470-х годах при папе Сиксте IV. Именно от него она и получила своё название. Это сооружение не просто самое популярное место туристического паломничества в Ватикане. Капелла исполняет невероятно важную религиозную функцию. Начиная с 1492 года в этом простом кирпичном здании проходили многочисленные папские конклавы. Кардиналы собирались, чтобы проголосовать за нового Папу. По специальной трубе на крыше часовни транслируются результаты конклава: белый дым указывает на избрание Папы, а чёрный дым указывает на то, что ни один кандидат ещё не получил большинства в две трети голосов.
Между Табаки и Анубисом
Если бы кто-то взялся составлять список зверей, незаслуженно обиженных человеческой культурой, то работы бы ему хватило надолго. Сложно сказать, какое животное восседало бы на вершине, но шакалы точно взялись бы побороться за ведущую позицию. Серьезно, что хорошего можно о них сказать после разгромного влияния Киплинга?
Кажется удивительным, что после написания «Книги джунглей» репутация тигров не пострадала, а вот шакалья скатилась на самое дно. Табаки, неизменный спутник Шерхана, почти бесспорно является самым противным персонажем знаменитой истории. Он лживый, зловредный, обожает дурные шутки, подлизывается к сильным, ненавидит слабых и к тому же ужасно труслив.
Но если взглянуть чуть внимательнее на фольклор азиатского региона, то можно легко обнаружить, что Киплинг ничего не придумывал, а лишь взял готовый материал. Среди мусульманских стран, к примеру, шакала издревле презирали как труса и подлеца. Настолько, что «шакал» или «сын шакала» до сих пор являются там серьезным оскорблением.
Индия, где и происходит действие «Книги джунглей», смотрит на шакала с чуть большим снисхождением. В тамошних сказках он играет роль типичного трикстера, то есть ловкача и обманщика, обводящего всех вокруг пальца. В индуизме шакалы, как и вороны, следуют за Кали-разрушительницей, питаясь оставленными ей трупами врагов, но больше ни за какими полезными делами не замечены.
Пожалуй, единственное место на земле, где шакал добился какого-то признания — это древний Египет. Образ шакала носил целый ряд уважаемых богов, так или иначе связанных с загробным миром. Первый из них — Анубис, покровитель умерших, проводник в царство мертвых и вершитель судеб. Другой, чуть менее значимый — Упуаут, бог войны и разведки, также открывающий путь в мир иной. Их обоих, как и менее известных божеств, связанных с Анубисом, изображали либо с шакальими головами, либо непосредственно в виде зверей.
Справедливости ради стоит отметить, что древнеегипетское животное, ассоциируемое с Анубисом, могло быть не каким-то конкретным шакалом, а собирательным образом небольшого волка или даже отдельным видом. Египтяне обозначали волчьих словом «sAb» (если переложить иероглифическое письмо на латиницу), а соответствующий иероглиф также относился к судьям и сановникам. Неудивительно, учитывая роль Анубиса как судьи над душами.
Так к кому же ближе настоящие шакалы? К подлому и трусливому Табаки или мудрому и благородному Анубису? Если говорить упрощенно, то, скорее, к Табаки. Но нельзя же всерьез ждать от маленького представителя волчьих, чтобы он провожал души в загробный мир и взвешивал их на священных весах. Фактически, шакал — такой же спец по выживанию, как и лиса, только почему-то ему это ставят в вину.
Да, он совсем не против закусить падалью (вот и связь с миром мертвых), но от этого не отказалось бы подавляющее большинство хищников. Кроме того, это отнюдь не единственный способ пропитания шакала, он — умелый охотник. Его добычей становятся ящерицы, змеи и лягушки, огромное количество насекомых, птицы и рыба.
Выслеживая дичь в одиночестве, он бесшумно подкрадывается к ней, а затем хватает в длинном прыжке. Охотясь стаей, шакалы гонят добычу друг на друга, не хуже настоящих волков, и делят пищу поровну. Как и лисы, шакал обожает сладкое, и при случае объедается ягодами и плодами, в том числе совершая набеги на людские поселения. Если не оградить от шакалов виноградники и курятники, недолго остаться как без винограда, так и без кур.
Устраивать облавы практически бессмысленно, так как шакал невероятно осторожен и умен, умеет прятаться как никто другой и двигаться, не издавая звуков. За исключением разве что голоса, ведь повыть шакалы любят чаще и громче старших собратьев. В общем-то, несложно вычислить, откуда именно берется людская неприязнь к этому невероятно пронырливому хищнику, от которого почти невозможно избавиться. Даже шкуру спускать бессмысленно, разве что пустить для оторочки мужской зимней одежды, но обычно это не стоит затраченных усилий.
Как и волки, шакалы очень широко распространены по миру, но представлены в основном в южных регионах. В Южной Азии и южной Европе в больших количествах водится обыкновенный шакал, тот самый, которого мусульмане поминают в качестве оскорбления и получивший неприятное воплощение в киплинговском Табаки. В Африке водятся аж три вида – полосатый, чепрачный и эфиопский.
Первые двое мало отличаются от своего азиатского собрата, разве что чепрачный наиболее древний из всех и чаще других светился в африканских легендах, обманывая львов и гиен. Эфиопский шакал выделяется в первую очередь своей малочисленностью — тогда как его сородичи даже не думают прогибаться под изменчивый мир, он уверенно трусит в сторону вымирания.
Этих ярко-рыжих зверей осталось около 600 особей из-за сокращающегося ареала обитания и болезней, передающихся от домашних собак. Когда остальные шакалы, грубо говоря, живут везде и питаются чем угодно, этот эстет обитает только на безлесных территориях на высоте 3 000 метров и выше (в зоне альпийских лугов), да еще и охотится днем, а не ночью. Возможно, из всех видов шакалов он мог бы считаться наиболее «благородным», но посмотрите, куда это его привело?
Впрочем, одна однозначно положительная черта (в глазах человека) у шакала все же имеется — семейные традиции. Шакалы образуют прочные пары на всю жизнь, оба родителя активно обустраивают жилище и совместно воспитывают потомство.
Более того, достаточно редкая ситуация среди хищников, за новорожденными также присматривают старшие щенки. Хотя шакалы редко образуют стаи, охота семейной парой для них святое дело. Что до трусости, возможно, самец отлично умеет прятаться, но в случае нападения на самку или щенков, будет биться до последнего.
Мы привыкли считать шакалов бесполезными и даже вредными, что вполне справедливо, но весьма однобоко. Однако в 1977 году отечественный биолог Клим Сулимов скрестил шакала и оленегонную лайку, получив особей с невероятно тонким нюхом. Дрессировке те поддавались скверно, но последующие опыты позволили вывести гибридов, на три четверти являющихся лайками и лишь на четверть – шакалами.
Нюх у них был похуже полукровок, но значительно выше, чем у большинства современных пород. Официальное название – «собака Сулимова», шуточное – «шабака», «шалайка» или «шакалайка». Сегодня новая порода используется исключительно в службе безопасности аэропортов в качестве собаки-ищейки, идеально обнаруживая по запаху взрывчатые вещества. Шалайки не слишком привязываются к людям, но работают на совесть, а точнее за вкусную еду, как и их не слишком далекие шакальи предки.
Таким образом, приручить шакала толком нельзя, но договориться вполне реально. Это один из самых приспособленных хищников на планете, проявляющий чудеса ума, спокойствия и верности семье. Шакал не питает ненависти по отношению к людям, хоть и не прочь полакомиться за их счет. Можно сказать, что он соблюдает нейтралитет, как и египетский Анубис, стоящий на страже равновесия. Возможно, маленький хитрый волк все же не так далеко от него ушел.
«Хайлигенбайльский котел»: в 1945 г. советские войска устроили немцам «восточно-прусский Сталинград», в ходе чего была ликвидирована 150-тысячная немецкая группировка
Art Blog
Здесь вы найдете статьи об искусстве, исторической живописи, культурных деятелях, посещенных мною выставках и просто о том, что интересует меня в мире культуры и творчества.
Познание и исследование искусства могло бы не только дать вам большие знания, но и помочь обрести чувство прекрасного, привить художественный вкус, внутренне обогатить, научить наблюдательности, принести духовный рост и развитие своей личности.
Контакты
Роспись потолка Сикстинской капеллы
Фреска Микеланджело "Сотворение Адама"- Posted by Монахова Карина
- 20.06.2020
- 11 мин на чтение
- 4 комментария
Сикстинская капелла знаменита своими уникальными фресками, истинными произведениями искусства. Они были расписаны величайшими художниками эпохи Возрождения. Церковь построена по приказу папы римского Сикста IV. Имя которого и носит сама капелла. Она находится в Ватикане, древнейшем государстве Италии.
Роспись потолка Сикстинской капеллы принадлежит кисти гениального художника Микеланджело Буонаротти. Именно о его фресках я расскажу подробнее, о выбранных им сюжетах и их смыслах. Но для начала считаю нужным дать общее представление о капелле, которую расписывали не один Микеланджело, а целая группа художников. Каждому из них выделялось свое место в церкви.
Условно Сикстинскую капеллу можно разделить на несколько частей:
Сикстинская капелла представляет собой самое выразительное художественное свидетельство о библейской истории спасения рода человеческого.
ATS Italia Editrice
Плафон Сикстинской капеллы
Роспись потолка Сикстинской капеллы отняла у Микеланджело целых 4 года. Он работал в полном одиночестве. К написанию фресок его пригласил папа Юлий II в 1508 году. На тот момент художнику исполнилось 33 года. И у него не было опыта работы в технике фрески. Но он превзошел себя, упорно трудясь, и по окончании создал гениальное произведение искусства, живописно выполненное.
Микеланджело изложил историю спасения человечества: от Сотворения Мира до Грехопадения Адама и Евы и до появления надежды на искупление.
Это можно проследить, детально изучив фрески Сикстинской капеллы. В них достигнута определенная последовательность хронологических событий и логичность исполнения.
Центральная часть свода
Каждый эпизод обрамлен обнаженными фигурами. Они символизируют человечество.
Внутреннее духовное состояние отражается на физическом
Так считал Микеланджело
Пророки и Сивиллы
Пророки:
Сивиллы:
Треугольные паруса
Люнеты
Распалубки
В четырех распалубках представлены эпизоды спасения народа Израиля.
С Богословской точки зрения эти эпизоды представляют различные варианты божественного плана спасения человечества, окончательно воплотившегося с приходом Сына Божия.
ATS Italia Editrice
Роспись потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело
Как Микеланджело с "космической скоростью" создавал шедевры на своде Сикстинской капеллы
Скульптор и архитектор Микеланджело Буонарроти , даже еще не художник на тот момент, сделал невозможное. Это был вызов самому себе, своим завистникам, врагам и даже самому Папе Римскому Юлиану II, с которым у мастера было связано столько несправедливости и обид.
И вот уже более пяти веков истинные ценители искусства преклоняют, точнее, запрокидывают свои головы перед гениальными творениями маэстро в Сикстинской капелле. Каждый эпизод каждой фрески - это настоящее произведение искусства, воссозданная Библия Ветхого Завета до Великого потопа.
Потолок Сикстинской капеллы Потолок Сикстинской капеллыГений Буонарроти
Обратимся к некоторым деталям работы Микеланджело над сводом, чтобы еще больше осознать невероятность работы и гениальность автора.
Если воспользоваться простейшими расчетами, то в среднем получается, что каждую фреску (из 47 за 4 года) Буонарроти писал около месяца. Но на деле оказывается, что еще меньше – ведь мастер столкнулся с появлением плесени на части уже готовых работ: ему пришлось сбивать весь рисунок и начинать писать заново на новом растворе. Кроме того, Микеланджело на достаточно долгий срок приостанавливал работу из-за того, что не получал оплаты от Юлия II, не один раз уже подводившего его.
Только представьте – меньше месяца (около двух-трех недель!) требовалось мастеру на создание одной масштабной фрески, средний размер которой 3 на 6 метров! Причем на потолке площадью 600 кв. м Микеланджело изобразил не какие-то размытые пейзажи, а более 343 фигур библейский персонажей в сложнейших ракурсах и часто с детальной прорисовкой.
Фреска "Сотворение Адама" Фрагмент фрески "Сотворение Адама" Фреска "Сотворение Адама"Идем в наших усредненных подсчетах дальше и получаем, что в на каждой фреске Сикстинской Капеллы изображены 7 фигур. Соответственно, на создание каждой фигуры художником было отведено всего около 2-х- 3-х дней!
И пусть наши расчеты приблизительны, и у них есть погрешность, они очень близки к истине.
Сроки создания потолочных фресок Сикстинской Капеллы Микеланджело Буонаротти – невиданные по скорости создания шедевра.
Фреска "Изгнание из рая" Фреска "Отделение света от тьмы" Фреска "Изгнание из рая"Сама техника фрески – живопись по сырой штукатурке - очень сложна, требует от художника быстроты, профессионализма и точности. Для Буонарроти все было в новинку. Он учился по ходу росписи.
А еще в капелле не прекращались регулярные богослужения, и художнику пришлось разработать особенные «летящие леса», которые закреплялись в стенах под самым потолком и не мешали передвижениям прихожанам. Под лесами натянули плотную ткань, чтобы краска не летела вниз. Леса и натянутая ткань закрывали фрески и, пока их не перенесли через пару лет на вторую половину зала, было невозможно оценить единство композиции снизу. Тем удивительнее гармония и совершенство результата!
Цена, которую заплатил Микеланджело за свою работу
Микеланджело расписал Сикстинскую капеллу в одиночку?
Легенда гласит, что мастер работал без помощников, но в ней есть нестыковки. А виноват во всем Джорджо Вазари.
Высокий и неудобный для работы потолок, отсутствие готовых красок, сложная техника живописи, 1115 квадратных метров площади, четыре с половиной года времени, нетерпеливый и капризный заказчик и скульптор, которому спешно пришлось переквалифицироваться в живописца… История росписи свода Сикстинской капеллы силами одного некрупного Микеланджело часто кажется красивой легендой, за которой прячется краскопульт, изобретенный каким-нибудь вторым Леонардо, или Доктор Кто, который прилетел в своей синей будке помогать художнику технологиями 25 века.
« Произведения столь превосходного никто больше не сделал и не сделает, и едва ли при всех стараниях возможно повторить сделанное». Джорджо Вазари
Пожалуй, отцом легенды о единоличной росписи свода мы можем считать младшего современника Микеланджело, Джорджо Вазари.
По словам Вазари, заказ на роспись скульптор получил «благодаря» своему конкуренту, архитектору Браманте, который убедил Его Святейшество, чтобы он заказал Микельаньоло. Опыта во фресковой живописи у него не было, работа эта менее благодарная и наверное удастся ему меньше, чем Рафаэлю; и если бы он и добился успеха, они все равно решили поссорить его с папой, словом, думали тем или иным способом отделаться от Микельаньоло».
Обновить же капеллу и впрямь было необходимо — прежняя незамысловатая роспись, изображавшая звёздное небо, была испорчена из-за частично обружившегося потолка, и после ремонта, проведённого Браманте, на ней зияла «заплата».
Подавив сопротивление Микеланджело в пункте «я не буду писать, потому что не живописец», папа смилостивился, и композиционное решение отдал на волю художника: «В первом наброске этой работы были только двенадцать апостолов в парусах, а остальное — некое членение, заполненное, как обычно, всякими украшениями. Далее, когда работа была уже начата, мне показалось, что вещь получится бедная, и я сказал папе, что если делать там одних апостолов, то вещь, как мне кажется, получается бедной. Тогда он мне дал новое поручение, чтобы я делал все, что захочу, что он меня не обидит и чтобы я расписывал все, вплоть до нижних фресок», — писал Микеланджело другу Фаттуччи.
То есть, папу вполне бы устроил потолок, украшенный дюжиной живописных фигур в нижней части, а дальше разбитый, к примеру, на кессоны, написанные в технике «тромплей», или заполненный «гротесками». Если бы мастер этим ограничился, то исполнение «в одну кисть» за такое время никого бы особенно не удивило. Но Микеланджело не искал лёгких путей (или немного тянул время, надеясь, что клиент передумает).
Кстати, в процессе подготовки капеллы к росписи Микеланджело успел ответно насолить Браманте, забраковав выстроенные им подвесные леса и заменив их лесами своей конструкции. А также испортить настроение нескольким на тот момент ещё живым художникам, чьи росписи были сбиты, чтобы расчистить место под его замысел.
Но рано или поздно, а за кисть браться пришлось — и вот здесь у Микеланджело всё было не слишком блестяще. Конечно, работать красками он умел — всё-таки его первыми учителями были живописцы Гирландайо, и, возможно, они успели его познакомить с техникой классической фресковой живописи. Но для росписи Сикстинской капеллы такого краткого знакомства было явно недостаточно, и Микеланджело решил пригласить консультантов. Вазари, исполненный почтения к учителю, излагает эту историю так:
«Грандиозность предприятия побудила Микельаньоло искать себе помощников, за которыми он послал во Флоренцию, рассчитывая своими работами победить мастеров, писавших здесь прежде, и показать современным художникам, как надо рисовать и писать красками. Когда он закончил начатые им картоны и пора было приступать к фресковой живописи, приехали в Рим из Флоренции несколько живописцев, его друзей, для помощи ему в работе и для того, чтобы показать ему приемы фресковой живописи, в которой некоторые из них были опытны, среди них Граначчи, Джулиано Буджардини, Якопо ди Сандро, Индако Старший, Аньоло ди Доннино и Аристотиле, и, приступая к работе, он просил их сделать кое-что для опыта. Но видя, что все их труды не отвечают его желаниям и не могут его удовлетворить, однажды утром решил сбить все сделанное ими; замкнувшись в капелле, их туда он не допускал и даже дома не позволял им себя видеть. Тогда они поняли, что если все это шутка, то длится она слишком долго, и постыдно вернулись во Флоренцию. Микельаньоло решил сам выполнить всю работу, великим своим старанием и трудолюбием довел ее до благополучнейшего конца, никого не принимая, чтобы не иметь повода показать свою работу, благодаря чему у всех с каждым днем все возрастало желание видеть ее».
Если убрать из текста всё почтение, останётся голая и неприятная суть — получив необходимые знания по технике фрески, Микеланджело без объяснения причин вынудил помощников оставить работу. Ситуация некрасивая, но все биографы гения в курсе, что когда ангелы раздавали хороший характер и коммуникативные навыки, Микеланджело ещё раз встал за талантом.
Разогнав (если верить Вазари) всех лишних людей, мастер наконец-то взялся за потолок, на котором он решил изобразить важнейшие сцены из Ветхого завета.
Писать он предполагал в старой-надёжной технике «по сырому», для чего ежедневно нужно было накладывать тонкий слой свежей штукатурки ровно на ту площадь, что собираешься расписать. Всю неосвоенную к концу работы штукатурку полагалось удалять, а на следующий день пристыковать к ней свежую. Границы между этими однодневными кусками-«джорнатами» позволяют исследователям приблизительно посчитать количество дней, ушедших на роспись.
Надо заметить, что навыков, полученные от выгнанных живописцев, скульптору хватило не вполне — римская известь для верхнего слоя штукатурки отличалась от флорентийской, и начатая фреска принялась стремительно плесневеть. В этот момент в привычной легенде о потолке, созданном одним мастером, появляется один из ранее изгнанных — живописец Якопо л’Индако (или, по версии Вазари, архитектор Джулиано да Сангалло), посоветовавший добавлять в основу под роспись больше песка.
Впрочем, по мнению многих искусствоведов, упомянутые Вазари художники Джулиано Бурджардини и Франческо Граначчи тоже не сразу «постыдно вернулись во Флоренцию», а лишь после того, как существенно помогли Микеланджело.
Все три живописца знали друг друга ещё по мастерской Гирландайо. Известно, что в 1530-х годах Микеланджело помогал Бурджардини при создании картины «Мученичества св. Екатерины». Имён его остальных помощников мы не знаем, но они, несомненно, были — участие других авторов признано исследователями в отдельных декоративных деталях — как минимум, в архитектурных тромплеях. К сожалению, существенная часть их работы погибла при последней реставрации — некоторые фрагменты Микеланджело позволял доводить до совершенства в технике «по сухому», а она, в отличии от крепко сцепляющейся со штукатуркой классической фрески, плохо переносит отмывку химическими средствами.
Именно из-за страха перед гибелью прописей «по сухому» многие специалисты противились масштабной реставрации фрески, несмотря на то, что из-за многовековой копоти она почти утратила цвет.
Почему же Вазари, писавший свою историю пусть и много позже росписи потолка, но, несомненно, при жизни Микеланджело, так убеждён в отсутствии помощников?
Скорее всего, ему даже не приходило в голову усомниться в том, что рассказывал ему учитель о событиях почти сорокалетней давности.
Мы не знаем, забыл ли сам Микеланджело подробности работы в капелле или сознательно подредактировал свои воспоминания. Но, скорее всего, реальное расставание мастера с флорентийскими помощниками произошло уже после того, как они совместно окончили часть с историей Ноя. Рассказ же о том, как мастер «однажды утром решил сбить все сделанное ими», возможно, относятся к той части фрески, которую пришлось существенно переделывать из-за плесени.
Впрочем, и избавившись от флорентийцев, Микеланджело, несомненно, оставил при себе учеников, потому что специфика фресковой росписи на таких площадях не предполагает, что один-единственный человек (пусть и трижды гений) сам готовит поверхность, сам переносит на штукатурку контур с картона, сам трёт краски — и всё это без «связи с землёй», на высоких лесах.
С другой стороны, даже если по лесам вместе с ним бродили ещё три-четыре человека, работу Микеланджело всё равно проделал невероятную.
Существует распространённое заблуждение, что Микеланджело писал потолок, лёжа на лесах. На самом деле мастер работал стоя, запрокинув голову вверх — это подтверждает и автошарж Микеланджело и расположение отверстий, сделанных для опоры лесов.
Из-за этой неудобной позы Микеланджело и после росписи некоторое время был вынужден читать, держа книгу над головой.
Четверть века спустя, когда Микеланджело писал в той же Сикстинской капелле Страшный суд, в рабочий процесс попытался вмешаться Себастьяно дель Пьомбо, до этого бывший другом скульптора.
Желая избавить старого мастера от тягот «настоящей фрески», он уговорил папу Павла III на фреску «по сухому» и даже приказал подготовить под неё поверхность. На что Микеланджело (по словам Вазари) немедля объяснил всем, что работа «по сухому» — удел женщин и богатых лентяев вроде дель Пьомбо, велел всё счистить и загрунтовать заново, как следует.
Микеланджело Буонарроти, фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», фрагмент — Христос с Девой Марией Микеланджело Буонарроти, фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», фрагмент — Христос с Девой МариейНесмотря на возраст, к серьёзной помощи в этой работе мастер допустил лишь Урбино, бывшего ему и слугой, и помощником, и другом.
Правда позже без масштабного участия в этой работе ученика всё-таки не обошлось — когда в 1564 году было принято решение прикрыть одеждами нагие тела на фреске, эта сомнительная честь выпала именно ученику Микеланджело, Даниэле да Вольтерра (получившему за свою работу презрительное прозвище «штанописец»). К чести да Вольтерра, выполнил он свои записи весьма бережно, и все они со временем были достаточно легко удалены, кроме фрагмента со св. Екатериной, вырезанного и полностью замененного росписью да Вольтерра.
16 секретов фресок Сикстинской капеллы, о которых вам не расскажут даже экскурсоводы
Роспись потолка Сикстинской капеллы — одно из самых масштабных произведений искусства эпохи Ренессанса, дошедшее до наших дней. Ее площадь, равная площади 1/6 части футбольного поля, поражает воображение, особенно если учитывать, что все рисунки были созданы менее чем за 5 лет. Интересно, что Микеланджело, сам себя считавший скульптором, а не художником, до этого никогда не работал в технике стенной живописи. Может, поэтому и за заказ великий итальянец взялся с небольшой охотой. Хотя некоторые биографы считают, что к работе его побудило не что иное, как желание доказать свое мастерство.
Сикстинская капелла в Ватикане была построена в 1473–1481 годах по заказу папы Сикста IV, в честь которого и получила свое название. Для росписи стен капеллы были приглашены самые известные художники своего времени, включая Сандро Боттичелли. Не остался без внимания и потолок: на нем мастер по имени Пьерматтео д’Эмилия нарисовал золотые звезды на синем фоне.
В 1504 году на потолке появились трещины, которые заделали кирпичами. Однако папа Юлий II решил заново оформить потолок, и в 1508 году знаменитый флорентиец Микеланджело Буонарроти начал создавать свое величайшее творение.
С 1871 года Сикстинская капелла — единственное место, где проходят выборы нового папы римского. Именно над ней поднимается белый дым, оповещающий о том, что миру скоро представят нового главу католической церкви.
Какой смысл вложил Микеланджело в свою знаменитую фреску (А вы видите женщину на картине?)
Даже если вы никогда не рассматривали потолок в Сикстинской капелле, как минимум 1 из 9 фресок вам знакома (особенно если вы были обладателем кнопочного телефона Nokia): тянущиеся друг к другу руки стали узнаваемым символом во всем мире. Автором этого произведения является Микеланджело Буонарроти, которому удалось не только создать настоящий шедевр, но и зашифровать в нем значение, которое меняет представление об известном библейском сюжете.
Перед тем как приступить к расшифровке одной из самых знаменитых фресок, стоит познакомиться с историей ее создания и с самим художником. Микеланджело Буонарроти больше известен как скульптор, а его статуя Давида затмила все античные, греческие и римские изваяния. Вот и сотрудничество с папой римским (Юлием II) началось не с заказа фресок, а с личной гробницы для главы католической церкви. Но недоброжелатели художника решили оставить Микеланджело без работы и сообщили папе, что строительство гробницы при жизни — затея сомнительная и может навлечь беду. Задание было отложено, но завистники на этом не успокоились. Они указали Юлию II на потолок Сикстинской капеллы и намекнули, что он требует обновления, посоветовав поручить это дело Буонарроти. По задумке, Микеланджело, который не имел опыта в росписи, должен был провалить заказ и униженным покинуть Рим. Но художник оказался не так прост: он сам выбрал материалы, спроектировал строительные леса и приступил к работе.
Когда работа закончилась, Юлий II остался доволен, а фрески с сюжетами из Бытия заставляли посетителей церкви терять дар речи. Самую большую популярность получила четвертая роспись под названием «Сотворение Адама».
Версия № 1: Микеланджело зашифровал во фреске человеческий мозг
«И сотворил Бог человека по образу Своему», — гласит Бытие 1:27. У Микеланджело была своя трактовка этой фразы, и, согласно популярной версии, художник на одну фреску с Адамом и Богом поместил еще третьего важного участника в создании разумного существа — человеческий мозг. Буонарроти как бы намекает, что человек способен выглядеть завершенным (как Адам на фреске), но у него не получится приблизиться к Творцу без способности мыслить. Или, что звучит еще более провокационно, все создано человеком, а Бог — плод его фантазии (ведь именно эта способность является главным отличием человека от животного). И такая теория уже идет вразрез с религиозной идеологией.
Напоминаем, что на дворе стоял 1511 год и за высказывание о происхождении человека с точки зрения науки можно было лишиться не только работы, но и жизни. Художник также славился своим интересом к анатомии и занимался вскрытиями. И мало того, что Буонарроти признался в любви к своему увлечению, так еще и сделал это на потолке церкви в Ватикане.
Так как художник знал строение человека в деталях, то ему ничего не мешало применить анатомию в своих работах:
- Многие ученые отметили сходство очертаний плаща Бога с контурами человеческого мозга.
- Боковая трещина Сильвио — это очень глубокая борозда, которая разделяет височную и теменную доли.
- Самый нижний ангел, который удерживает Бога, своими очертаниями напоминает ствол мозга.
- За эндокринную систему отвечает гипофиз, и на фреске он изображен в виде ноги ангела.
- Правая рука Бога проходит через префронтальную кору, которая является местом человеческого разума, воображения и творчества.
- Женский силуэт под рукой Бога формирует надкраевую извилину.
- Ангел, который находится у ног Творца, образует контуры угловой извилины.
- Развевающийся шарф — позвоночные артерии, которые имеют извилистую форму.
- Согнутое колено ангела — перекрест зрительных нервов, где частично пересекаются волокна зрительных нервов.
- Сам Творец находится на месте лимбической системы, которая является эмоциональным центром мозга и анатомическим аналогом души.
Версия № 2: Плащ Бога похож на матку
Существует еще одна, менее популярная, но достаточно интересная медицинская интерпретация шедевра Микеланджело. Ученые увидели в очертаниях плаща Бога послеродовую матку и предположили, что художник продемонстрировал рождение человечества, а пупок у Адама вовсе не был ошибкой. И в этой версии зеленый шарф ангела является пуповиной.
Ученые также заметили контур женского тела — синий холм, который находится за Адамом, а над его головой возвышается грудь. И то, что Адам лежит на валуне, тоже не случайность: согласно древним поверьям, многие божества рождались из камней.
Почему Адам находится только в процессе создания, а уже выглядит как готовый человек?
Казалось бы, сотворение Адама должно было выглядеть как-то иначе, но на фреске он выглядит как вполне завершенная «заготовка под человека», правда, без жизненной энергии. А Бог же, напротив, полон сил. Ученые предполагают, что точка, в которой касаются пальцы Бога и Адама, представляет собой синаптическую щель, а Микеланджело изобразил концепцию биоэлектричества, благодаря которому осуществляются многие физиологические и поведенческие реакции. Правда, ученые заинтересовались электрическими процессами в живых организмах только в XVIII веке. Получается, что синаптическая щель Микеланджело — это либо совпадение, либо научное пророчество.
Если верить этой теории, то фреска «Сотворение Адама» не о сотворении человека как биологического вида, а о возникновении его как личности. И Бог не могущественное создание, которое слепило жизнь, а энергия, без которой человек не смог бы считаться завершенным.
А как вам кажется, намеренно ли Микеланджело изобразил Бога в виде человеческого органа или у современных ученых разыгралась фантазия?
Роспись Сикстинской капеллы: что нужно знать о главной работе Микеланджело?
Микеланджело Буанарроти прожил долгую жизнь: он родился 6 марта 1475 года, а умер 18 февраля 1564-го в возрасте 88 лет. За это время он создал такое количество шедевров, что остается лишь удивляться масштабу таланта художника, архитектора и мыслителя. Однако, пожалуй, самой впечатляющей работой Микеланджело можно назвать роспись Сикстинской капеллы, которой он посвятил, в совокупности, около десяти лет.
Первый этап: 1508–1512 годы
Еще до того, как Папа Юлий II решил пригласить для работы в Сикстинской капелле Микеланджело, она уже была расписана знаменитыми художниками — в том числе, над фресками трудились Сандро Боттичелл, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли. Однако в 1504 году строительные работы возле часовни привели к появлению трещин в капелле, которые повредили рисунки. В Церкви решили, что самым верным способом замаскировать появившиеся дефекты станет новая роспись капеллы.
В 1508 году Юлий II обращается с заказом к Микеланджело. Хоть все это и было очень лестным для мастера, он, однако, долго не хотел соглашаться на предложенную работу: масштаб задачи пугал. К тому же, до этого момента Микеланджело занимался, в основном, скульптурой, а не живописью, так что в собственных силах мастер не был полностью уверен.
Однако после долгих уговоров он согласился на заказ — ему предстояло расписать 1115 квадратных метров потолка, а также некоторые фрагменты стен часовни. Чтобы отточить навыки художника, Микеланджело начал свою работу с миниатюрных рисунков, которые он показывал друзьям и близким, и лишь после этого принялся за более значительные произведения. Над фресками в Сикстинской капелле он трудился четыре года, его все время подгоняли представители церкви — это мучило Микеланджело и заставляло его рисовать без эскизов. Сама работа была физически почти невыносима — хоть для художника и были созданы специальные леса, позволившие ему стоя расписывать потолок, это требовало колоссального напряжения всего тела, которое изматывало автора.
Но результат понравился заказчикам. На своде капеллы были изображены фрагменты из историй о сотворении мира и грехопадения человека, а на стенах — сцены из жизни Моисея и Христа. Важно отметить, что именно Микеланджело одним из первых на фреске изобразил Бога — это сейчас мы все его представляем, как «старца с бородой», а в XVI веке подобной традиции не было, и художник выдумал его образ самостоятельно.
Читайте также: