В каждом зале музея нужно повесить табличку
Методика создания экспозиции школьного музея
методическая разработка
Статья включает в себя информацию об этапах создания экспозиции школьного музея. Подробно описаны принципы построения музейной экспозиции, архитектурно-художественного решения, разработки тематико-экспозиционного плана. Так же рассматриваются основные требования к размещению оборудования, экспонатов и текстовой информации.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ushakova_d_metodika_sozdaniya_ekspozitsii_shkolnogo_muzeya.docx | 72.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Ушакова Дарья Александровна
Методист ГБНОУ «Санкт – Петербургский городской
Дворец творчества юных»
Методика создания экспозиции школьного музея
Слово экспозиция происходит от латинского глагола «expono» — выставлять напоказ — а также от производного от него существительного «exposition» - изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных на обозрение. Музейная экспозиция имеет свои особенности: предметы, предложенные к просмотру, объединены некой совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они получают новый статус — становятся экспонатами — предметами, выставленными на обозрение.
Экспозиция школьного музея — результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе — база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.
У каждой экспозиции есть два основных автора: научный сотрудник и музейный художник. Их творческое сотрудничество, умение находить взаимоприемлемые решения, общее понимание концептуальных задач и порождает, главным образом, уникальную неповторимость каждой музейной экспозиции. Активу школьного музея трудно рассчитывать на помощь профессиональных музейных экспозиционеров, поэтому чаще всего приходится полагаться на собственные силы. Каждому школьному музею приходится искать собственное экспозиционное решение в зависимости от своих представлений, каким должен быть их музей. Сложнейшие на первый взгляд задачи можно осуществить, если за это берется увлеченный коллектив единомышленников. При этом, конечно, важно знать и применять основные приемы музейно-экспозиционного проектирования.
В первую очередь, активу школьного музея целесообразно разработать концепцию будущей экспозиции, т.е. сформулировать цели и задачи ее создания и использования, определить и объяснить тематику будущей экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов, дать общую характеристику представляемых материалов из фондов музея и привлекаемых вспомогательных материалов, изложить основные принципы архитектурно-художественного решения с учетом имеющихся экспозиционных площадей, предполагаемого экспозиционного оборудования и доступных оформительских материалов, предусмотреть возможность использования аудиовизуальных и технических средств, вплоть до освещения и т.п.
Важным этапом в создании экспозиции являются подготовительные работы, которые состоят из выбора темы и изучения источниковой и научной базы.
На выбор темы будущей экспозиции школьного музея может повлиять сама специфика работы музея ОУ. Так как деятельность музея на базе школы носит образовательно-воспитательный характер, то и тема музейной экспозиции должна способствовать наиболее полной интеграции музея в учебный процесс школы. Например, музеи истории школы или истории данного населённого пункта, где в музейной экспозиции могут быть отражены, как элементы крестьянского быта (этнографический, краеведческий профиль), так и период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в истории школы или в истории населённого пункта (военно-патриотический, краеведческий профиль). Сочетание в себе разнопрофильной направленности даёт школьному музею больше возможностей для организации музейно-педагогической деятельности в рамках интеграции с учебными предметами.
Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат - предмет, выставленный для обозрения. Музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экспозиционном комплекс (ТЭК). Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс - музейный раздел (МР). Такие разделы и составляют музейную экспозицию в целом (МЭ).
Схема построения музейной экспозиции
Выделяют несколько принципов построения музейной экспозиции:
Из принципа историзма вытекает непременное требование к музейным экспозициям - раскрывать явления с точки зрения того, как они возникли.
Историко-хронологический принцип предполагает такую структуру экспозиции, когда каждый еѐ раздел последовательно показывает развитие того или иного явления, той или иной стороны исторического процесса.
Тематический принцип требует, чтобы музейные материалы были подобраны в каждом разделе в соответствии с темой, причѐм внутри раздела их группировка осуществляется в хронологическом порядке. Суть тематической экспозиции состоит в том, что явления и процессы, происходящие в природе или общественной жизни, отражаются в ней в диалектическом развитии, в хронологической последовательности или по проблемному принципу. В основе тематической экспозиции лежат экспозиционные комплексы, объединѐнные в подтемы, темы и разделы.
В практике школьных музеев нередко имеет место сочетание названных принципов построения музейных экспозиций. Так, в экспозицию, в основе которой лежит историкохронологический принцип, включаются тематические разделы.
Логическое построение экспозиции обеспечивается ее тематической структурой, то есть делением на взаимосвязанные содержанием и соподчиненные части - разделы, темы. Порядок размещения частей в экспозиции определяет экспозиционный маршрут - последовательность осмотра экспозиции.
Поиск предметов должен обеспечить все разделы, темы и подтемы экспозиции материалом. При наличии уже имеющейся части материала, претендующего на размещении в экспозиции, успех зависит и от того насколько полно он изучен — требуется ли докомплектование темы, какими материалами и какими способами комплектования. Параллельно выявляется, изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов экспертов.
Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка тематико-экспозиционного плана. Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции. Такой план может разрабатываться как на всю экспозицию, так и по каждому экспозиционному залу или тематическому комплексу отдельно.
На титульном листе тематико-экспозиционного плана указывают название музея, номер или название зала и его экспозиционную площадь, название или перечень тематических комплексов (разделов) для данного зала и их хронологические рамки, руководителя и список лиц, отвечающих за реализацию данного тематико-экспозиционного плана.
Сам тематико-экспозиционный план выполняется на специально разграфленных листах такого формата, который позволяет достаточно свободно вписать необходимую информацию.
В первой графе проставляются индексы (порядковые номера) экспозиционных комплексов, разделов, тем и подтем. Индексы проставляются арабскими цифрами, разделенными точкой. Например, номер первого раздела обозначается цифрой 1. Если этот раздел включает несколько тем, то они последовательно будут обозначаться: 1.1.; 1.2.; 1.3. и т.д., экспозиционные подтемы, соответственно, должны обозначаться: 1.1.1., 1.1.2, 1.1.3. 1.2.1., 1.2.2., 1.2.3. и т.д.
Во второй графе даются наименования разделов, тем и подтем экспозиции под соответствующим индексом.
В третьей графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т.п.). Они призваны выразить основную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты используют не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть достаточно лаконичны и не перегружать экспозицию, ведь главную смысловую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а подлинные музейные предметы.
В чертвертой графе дается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутивными признаками и номерами шифров по инвентарной книге музея. Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, необходимо помнить о размере экспозиционной площади и не стремиться включить в раздел все имеющиеся по этой теме музейные предметы, а только те, которые наиболее эффективно позволят раскрыть экспозиционную тему. Перегруженные экспо-натурой экспозиции выглядят весьма неэстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса. Целесообразно также учитывать и физическое состояние музейных предметов и планировать к экспонированию только те, на сохранность которых экспозиционное использование не повлияет отрицательно. Важно иметь в виду и некую масштабную соразмерность экспонатов, дабы крупные предметы не влияли на восприятие более мелких, чтобы посетитель мог достаточно хорошо рассмотреть любой экспонат на стенде или в витрине.
В пятую графу включаются наименования научно-вспомогательных материалов с указанием места их нахождения (НВФ № 30; газета «Комсомольская правда», 1987, № 103); или способа их изготовления (снять увеличенную ксерокопию листовки (ОФ № 98); изготовить масштабную модель истребителя ЯК-3 и т.п.). Необходимо указывать и размеры научно-вспомогательных материалов, что дает представление о заполнении экспозиционной площади.
В шестой графе даются тексты этикетажа к каждому экспонату. Еще лучше, если в этой графе будут представлены и более широкие тексты, показывающие взаимосвязи между экспонатами и их назначение в раскрытии данной темы. Таким образом, можно получить своеобразную канву будущей обзорной экскурсии.
Архитектурно-художественное решение экспозиции
Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция. Архитектурно-художественный проект должен отразить художественно-стилевое и пространственное решение каждого раздела, пропорции экспозиционных площадей, способы выделения экспонируемых материалов, конструктивные особенности экспозиционного оборудования, установку технических средств, характер освещения (естественного и искусственного), экскурсионные маршруты, систему ориентирования и т.п.
В процессе архитектурно-художественного проектирования осуществляется корректировка тематико-экспозиционного плана, разработка рабочих чертежей экспозиционного оборудования, определение характера и приемов использования аудиовизуальных и других технических средств.
После разработки и принятия Советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.
Размещение оборудования и экспонатов
Размещение оборудования и экспонатов музея должно соответствовать научной концепции и тематико-экспозиционному плану музея. Для того, чтобы посетитель знакомился с экспозицией как с книгой, экспонаты музейного фонда целесообразно размещать в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы). Очень выигрывают диорамы, баннеры. Важно выдерживать цветовую гамму как единое художественное решение экспозиции, не увлекаться яркой или мрачной расцветкой залов. Все экспонаты должны иметь описания и аннотации. Искажения, описки, ошибки в этих документах недопустимы, также как и различные исправления, помарки. Важен и внешний вид: четкий и красивый шрифт, фон, размещение заголовка, подзаголовка и т.д.
При построении музейных экспозиций следует соблюдать принципы размещения, группировки и выделения экспоната в экспозиции.
1. Размещение экспонатов должно отражать тематические связи между ними. Материалы тематического комплекса размещаются компактно, а внутри его группируются по смыслу вокруг ведущего экспоната.
2. Ведущие экспонаты, которые несут основную смысловую нагрузку, необходимо выделить, помещая их в центральных витринах, на подставках; дать больше свободного пространства для такого экспоната, подчеркнуть его цветом фона, придать ―плоскостному‖ материалу (фото, документу и т. п.) объемность, удалив его от стены (планшета) на некоторое расстояние.
3. Заголовки тем, подтем, тематических комплексов и интервалы между ними облегчают посетителю восприятие и помогают понять замысел экспозиционера.
4. Наиболее удобен для обозрения экспозиционный пояс, расположенный начиная с 70-80 см от пола до высоты 1,7 м. Над ним могут быть помещены изобразительные материалы крупного размера (плакаты, картины, большие портреты и т. п.).
Ориентирование в музее
Экспозицию школьного музея, как и всякого другого, целесообразно организовать таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, оглавительных текстов и этикетажа.
При входе в музей, кроме специальной титульной доски с полным наименованием музея, можно повесить схему расположения экспозиции, особенно если она размещается в нескольких залах, пусть даже и не сообщающихся между собой. На схеме сплошной или пунктирной линией яркого цвета необходимо показать рекомендуемый маршрут осмотра экспозиции. Если на самой схеме экспозиции нельзя указать названия ее разделов, то на чертеже их обозначают цифрами, а под ним дают расшифровку названий разделов.
Залы, если их больше одного, также номеруют. При входе в зал вешают табличку с его номером, а если залы имеют какие-то индивидуальные названия, то указывают и их. Например: «Зал боевой славы выпускников школы», «Зал спортивной славы школы», «Мемориальный класс Ю.А.Гагарина» и т.п.
Непосредственно в экспозиционных залах применяют указатели, оглавительные тексты и этикетаж. Если экспозиция имеет сложную конфигурацию, применяют указатели (изображение стрелок с надписями: «Начало осмотра», «Продолжение осмотра», «Выход»).
Текст в экспозиции
Органической частью любой экспозиции является текст, помогающий посетителю правильно воспринимать экспозиционные предметы. В экспозиции тексты принято разделять на оглавительные, ведущие, объяснительные и этикетаж. Оглавительный текст представляет собой название (наименование) экспозиции или отдельной ее части (раздела, темы, подтемы). Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом в литературном произведении. Его назначение – ярко и кратко выразить идейную направленность экспозиции. Для ведущего текста, как правило, используются цитаты из произведений и документов. Объяснительный текст раскрывает содержание конкретных тематических разделов и комплексов. Как правило, аннотация в экспозиции содержит информацию, дополняющую непосредственное восприятие экспонатов, что особенно важно при самостоятельном осмотре экспозиции посетителем.
Этикетаж представляет собой совокупность этикеток, каждая из которых является аннотацией к отдельному экспонату. Каждая этикетка включает название (наименование) предмета, сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении. В музейной практике сложилась наиболее удобная форма размещения справочно-информационных сведений в каждой этикетке. Эта форма состоит из следующих основных компонентов: наименование предмета, основные атрибуционные данные, сведения о материале и дата.
Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. Так, при составлении этикетки к печатному изданию следует пропустить все то, что легко читается на экспонате. При составлении этикетажа к художественным произведениям и фотографиям в исторических экспозициях этикетка начинается с названия произведения, затем указывается автор, год создания, материал, техника изготовления. Этикетки к фотографиям следует начинать с инициалов, а не с фамилии. Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях – слева направо.
Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экспозиции, но также и нивелировать, делать их совсем незаметными. Нельзя забывать и о фактуре, цвете этикеток. Тонируются они в соответствии с фоном паспарту, стенда, витрины. Пишутся или печатаются на хорошей бумаге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах - на плотном материале (картон, плексиглас и др.).
В школьном музее, где приоритетной является идея создания, «делания» музея, где особенно важно активизировать внимание посетителей, уместен так называемый интригующий этикетаж. Наряду с традиционной информацией он может содержать вопросы или задания типа: «Найди. ». «Сравни. », «Выбери. », «Отгадай. », «Подумай, почему. » и пр. Благодаря такому этикетажу осмотр экспозиции превращается в увлекательную и одновременно серьезную игру, которая будет интересна и взрослым, и детям.
Актив школьного музея - и учащиеся, и педагоги - не имеют специальных знаний и практического опыта разработки и создания экспозиций. Поэтому целесообразно посетить ближайшие музеи, как государственные, так и негосударственные, чтобы посмотреть их экспозиции и выставки с точки зрения компоновки научных материалов, художественного оформления экспозиции, техники изготовления экспозиционного оборудования, использования технических средств, проконсультироваться с профессиональными музейными экспозиционерами.
В процессе проектирования и монтажа стационарной экспозиции или выставки музея могут принимать участие не только активисты школьного музея, но и весь коллектив учреждения образования. В этой работе могут реализовать свой творческий потенциал и те, кто любит рисовать, слесарничать, столярничать, шить, создавать модели, и кто увлекается фотографией, видеосъемкой, электроделом и т.п.
Если, например, вся школа увлечется созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы, вероятно, можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции, на уроках черчения - выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования, на уроках труда - его изготавливать, на уроках рисования - выбирать варианты художественного оформления, на уроках литературы и русского языка - составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов, аннотаций и эпиграфов, на уроках биологии - готовить образцы растительности и почв, на уроках математики - осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость и т.п.
Главное, чтобы создатели музея загорелись желанием сотворить свое оригинальное произведение экспозиционного искусства, реально оценили и использовали свои интеллектуальные, творческие силы и материальные возможности, и тогда все у них получится.
Сдать решение задачи 4-Музей Задача 4: Музей
Музей представляет собой 25 квадратных залов в форме квадрата 5×5, схему которого вы можете видеть на картинке ниже.
В каждом зале музея нужно повесить табличку «Продолжение осмотра», которая указывает в один из чётырёх соседних залов. Направление осмотра будем обозначать одной из четырёх букв: «L» (влево), «R» (вправо), «U» (вверх), «D» (вниз), обозначающей, в какой из четырёх соседних залов можно пройти из данного зала.
Утром музей заполняется посетителями, но ввиду ограничений на численность в каждом зале первоначально располагается ровно один человек. После этого посетители музея начинают перемещаться в соседние залы в направлении стрелок.
Для того, чтобы посетители музея как можно больше приобщились к прекрасному, необходимо разместить таблички так, чтобы суммарное число залов, в которых побывает каждый посетитель, было как можно больше. Считается, что посетитель может побывать в каком-либо зале, если он может попасть в этот зал, перемещаясь по стрелкам. Вам необходимо придумать такое размещение табличек. При этом не следует беспокоиться о выходах из музея: если посетителю надоест блуждать по музею, он всегда сможет выйти из него, игнорируя таблички (но уже не осматривая залы).
В ответе запишите план музея — пять строк по пять символов в каждой. Каждый символ — направление обхода из соответствующего зала. Чем больше будет сумма осмотренных залов всеми посетителями музея, тем больше баллов вы получите (для каждого посетителя считается количество осмотренных им залов и берётся сумма по всем посетителям).
В каждом зале музея нужно повесить табличку
Войдите, чтобы оценить
Статуи Летнего сада и эрмитажные скульптуры могут прикрыть фиговыми листками
Роскомнадзор опубликовал проект концепции информационной безопасности детей, касающийся произведений искусства.
Поделитесь этой новостьюФедеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций решила защитить подростков . На сайте ведомства опубликован проект концепции информационной безопасности детей.
Согласно документу, оберегая подрастающее поколение от информации эротического и порнографического характера, следует запретить и созерцание шедевров изобразительного искусства. И если не вживую, то в печатной продукции точно.
Общественность встревожилась: если документ будет принят, то почти половина альбомов Эрмитажа может попасть под цензуру. А на Миллионной улице у знаменитых атлантов смогут фотографироваться только повзрослевшие и морально сформированные петербуржцы.
Корреспондент НТВ Мария Сапожникова о тяге к искусству.
Мария Михельсон, учитель истории искусств гимназии при Государственном Русском музее: «Это формирует моральные нормы, формирует эстетическое восприятие, дает представление об истории, об истории искусств, отражается на образовании, на воспитании в целом».
Идея о возможной цензуре античного искусства вызвала оживленную дискуссию в классе. Учитель невольно вспоминает историю XV века, когда папа Римский придумал фиговый листок, призванный скрывать наготу некоторых произведений искусств.
Анна Лозинина, детский психолог: «Все, от чего мы изолируем ребенка, вызывает дополнительный интерес, жажду еще большего познания. Соответственно, в детском возрасте могут формироваться сексуальные депривации».
Павел Астахов, уполномоченный при президенте Российской федерации по правам ребенка: «Там просто запрещено приводить детей и все. И никто от этого не стонет, не страдает и не кричит, что дети будут обездоленными, не прикоснувшись к эротическому искусству Древней Греции. Ограничения будут безусловно, но они будут правильными, мягкими, с учетом мировой практики».
В современном музея «Эрарта» дети могут свободно ходить по всем залам. Здесь убеждены, что юных петербуржцев с ранних лет надо приучать к прекрасному. В перспективу, что на входе в музеи могут появиться таблички с возрастными ограничениями, отказываются верить.
Павел Маркайтис, руководитель выставочной деятельности музея «Эрарта»: «Этого невозможно себе просто представить. В таом случае 6+ нужно повесить гениталии детей, чтобы они до определенного возраста туда не заглядывали. Такого просто не случиться».
Пока идея концепции распространяется только на печатную продукцию, но если пойти дальше, то на улицах Петербурга можно повсеместно вешать таблички 6+. Типичный подъезд для центра города, но, возможно, скоро эта сторона Кирочной улицы станет особенно опасна для детей. Также как и Аничков мост, и большинство музеев. Практически в каждом из них есть произведения с обнаженными телами.
Это юного Евгения Онегина «в Летний сад гулять водили». Если новую инициативу примут, то в любимое петербуржцами место для прогулок запретят заходить детям до шести лет. Или большинство статуй придется одеть. Выглядеть это будет примерно так, как в холодное время года. Правда, сейчас статуи закрыты на зимовку, но обнажатся ли они весной, во многом будет зависеть от решения Роскомнадзора.
В каждом зале музея нужно повесить табличку
а) в зале музея 20 стеллажей по 7 nолок в каждом на каждой
полке стоят 50 экспонатов. Сколько всего экспонатов в зале?
6) Длина стороны квадрата - b метров. Запиши выражения
которые обозначают периметр квадрата и Плошадь квадрата
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 10 БАЛЛОВ 77 1 Комментарии (0) По дате По дате Популярные Нет комментарий Войдите, чтобы комментировать
Последующие ответы будут показываться без ожидания. Войдите, чтобы оценить
Предложенные Вами задания решатся следующим образом:
а) 20*7*50 = 7000 - экспонатов в зале.
б) Периметр (буквенное обозначение - Р) - это сумма длин всех сторон. У квадрата все стороны равны, поэтому периметр представится как Р=b+b+b+b или 4*b. Площадьквадрата (буквенное обозначение - S) находится как квадрат длины стороны и ее выражение запишется как S = b²
в) Объем (буквенное обоззначение - V) находится как произведение длины на ширину и высоту. коробки равен произведению его длины, ширины и высоты, и в предложенном примере найдется как: V = 50bk
Nov 3, 2020 12:11 Комментарии (0) По дате По дате Популярные Нет комментарий Войдите, чтобы комментировать Знаешь ответ? Добавь его сюда и заработай денег! Ответы проходят модерацию. Копировать с других сайтов запрещено. Копипаст удаляем. Минимум 100 символов.Как не заскучать в музее
Даже в самом обычном музее можно интересно провести время, если преследовать конкретную цель. Музей не только место окультуривания, среди экспонатов можно отдыхать душой, общаться и изучать темы из школьной программы. Рассказываем, как ставить реальные цели похода в музей и прокачивать эрудицию с удовольствием.
Цель — отдохнуть
Поход в музей для школьника — это смена обстановки и приток новых впечатлений. Именно это нужно для интеллектуального отдыха. Не обязательно интенсивно расширять кругозор, читая каждую табличку. Достаточно пройтись по залам, понаблюдать за людьми, мысленно примерить экспонаты к своей комнате: что бы хорошо смотрелось на стене вместо ковра.
Разрешить себе не просвещаться — отличная установка для перегруженного учёбой школьника. Стоит дать музею шанс и посмотреть, удастся ли в этот поход найти хотя бы один артефакт или произведение искусства, которое притянет взгляд.
Для отдыха в музее не нужно обходить все залы или проводить там целый день. Если школьник сразу наткнулся на любопытные экспонаты, а больше ничем не заинтересовался или уже через 20 минут насытился атмосферой старины, не нужно себя насиловать. В следующий раз, возможно, захочется задержаться подольше.
Что это даёт
Трудно понять и полюбить музей, пока не придёшь туда. Впечатлиться с первой попытки шансы тоже невелики — нужен опыт. Пойти в музей без «высокой» цели — значит заранее хорошо провести время и не разочароваться. Для начала хороших отношений с музеями этого достаточно.
Цель — расширить кругозор
Лучше всего выбрать определённую тему или эпоху, например «Быт русского крестьянства начала XX века» или «Русская поздняя икона». Затем отправляйтесь в соответствующий зал местного краеведческого или художественного музея и изучайте экспонаты, слушайте аудиогид или гуглите информацию в Википедии.
Чтобы новые факты не забылись, можно устроить опрос на своей странице в социальных сетях и предложить друзьям высказать предположения. Например, школьник узнал, что крестьяне Тамбовской области совсем не ели белого хлеба и захотел поделиться информацией со сверстниками.
Что это даёт
Если ограничиться конкретной темой, то ясно, на что обращать внимание. Обойти весь музей бывает тяжело физически и эмоционально, а посмотреть одну экспозицию — посильная задача для школьника. В результате ученик достигнет конкретной цели посещения и углубит знания по определённой теме. Возможно, после такого похода в музей у школьника появится идея исследовательской или творческой работы.
Цель — познакомиться с новым предметом или профессией
Когда речь заходит о профориентации, про музеи незаслуженно забывают. Будущим студентам стоит посетить медицинский, железнодорожный или музей авиационной промышленности. В рабочих интерьерах начальника вокзала или нейрохирурга школьник может почувствовать, насколько его привлекает дух профессии. Чтобы двигать вперёд науку и технику, полезно узнать её прошлое и разобраться в настоящем. Возможно, именно в музее школьник поймет, что профессия технолога пищевого производства ему не по душе, а сфера IT — то, что нужно.
Что это даёт
Музей спорта или геологии знакомит посетителей с деталями, которые могут сыграть важную роль при выборе профессии или принести балл на предметной олимпиаде. Музеи профессий и наук помогают лучше разобраться в выборе будущей специальности и повысить уровень эрудиции.
Цель — изучить дополнительный материал по предмету
Будущие выпускники и участники олимпиад посещают музеи, чтобы углубить знания и развить исследовательские навыки. Если следить за анонсами музеев и галерей, можно попасть на выставку уникальных экспонатов революции 1917 года или атрибутов быта восточных славян. Дома-музеи деятелей литературы и искусства дают представление об обстоятельствах жизни и творчества известных людей.
Посещению музея в рамках подготовки к экзаменам и олимпиадам обычно предшествует глубокая вдумчивая работа с другими источниками. После прочтения учебников, монографий и просмотра документальных фильмов увиденное в музее можно соединить в систему знаний по теме.
Если собраться группой единомышленников, можно заказать экскурсию по интересующей теме и за минимальное время получить максимум информации.
Что это даёт
Подготовленный визит в музей — задача повышенного уровня для тех, кто претендует на высокие баллы ЕГЭ и призовые места в олимпиадах. Одно дело запомнить факты о вооружении революционеров, другое — увидеть винтовку Мосина и «берданку» своими глазами. В музее не только узнают новое, но и лучше усваивают известное, ведь от повторения воспоминания укрепляются, а если повторять в разной обстановке, то эффективность ещё выше.
Цель — оценить музей
Действительно, хватит получать отметки, пора оценить что-нибудь и заодно придумать, что именно. Для начала нужно составить критерии, что обязательно должно быть в хорошем музее. За основу можно взять имеющийся опыт, неважно, удачный или нет. Во время прогулки по музею важно прислушиваться к своим ощущениям и отмечать значимые моменты. Свою подробную оценку можно опубликовать в формате сториз или оставить текстовый отзыв на страничке музея или в онлайн-справочнике геоинформационной системы, Яндекс.Карты или Карты Google. Если школьник ведёт блог, обзор музеев может стать его постоянной рубрикой.
Что это даёт
Опубликованный содержательный отзыв о работе музея поможет учреждению стать лучше, а другим посетителям знать, к чему быть готовыми. Школьник научится обращать внимание не только на экспонаты, но и на обстановку музея и лучше понимать свои образовательные и культурные потребности.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
7 правил похода в музей, чтобы не было мучительно больно
В 2018 году 150 млн россиян посетили музеи, что на 30 млн больше, чем в 2017 году. Тенденция роста вполне устойчива последние несколько лет. Сыграли роль громкие выставки, Серова, например, на которые валом валил народ, и разросшиеся акции типа «Ночи в музее», и изменение маркетинговых стратегий, благодаря которым практически в каждом музее теперь можно выпить недурной кофе. Я составила 7 правил, которые помогут вам превратить поход в музей в приятное приключение, а не только культурологическую обязанность.
1. Не пренебрегайте льготами и электронными билетами
Конечно, на самые значимые временные выставки придется выстоять очередь, и заплатить за билет. Хотя и здесь есть льготы для определенных категорий граждан. Но если речь идёт о постоянной экспозиции, то заранее купленный билет и знание определенных правил поможет сберечь время и деньги. Например, моего мужа по журналистскому удостоверению бесплатно пускают в Пушкинский музей (билет стоит 500 рублей), а меня с моим билетом Союза писателей России не пускают никуда. Кроме того, в крупных музеях один будний день в месяц (у Третьяковки — в неделю, и это среда) вход на постоянную экспозицию — бесплатный.
2. Не соблюдайте дресс-код
Времена, когда в музей ходили в строгих блузках и шерстяных юбках, прошли. Я не призываю надевать джинсы и майку или, наоборот, одеваться вызывающе, но в музее можно, что называется, «поиграть шрифтами». Некуда надеть шляпку или вельветовый пиджак? В музее можно выглядеть экстравагантно, вряд ли кто-то, кроме музейных бабушек, вас осудит. Обязательный атрибут — только удобная обувь, если не хотите в каждом зале искать лавку.
Одеться в цвет выставки — большая удача
3. Читайте до похода в музей
Большинство объектов современного искусства неподготовленный зритель не просто не поймет, они способны его до глубины души оскорбить. Не поленитесь до похода в музей почитать хотя бы Википедию или посмотреть обзорную лекцию на Ютуб. Это не сделает вас экспертом и не научит разбираться в кинетике мазка, но вы будете иметь представление откуда ноги растут у «Черного квадрата» Малевича, почему отрицание искусства — тоже искусство, и чем Марсель Дюшан объяснял уникальность своего писсуара.
4. Не ставьте недостижимых целей
Это касается в первую очередь больших музеев. Нельзя за один день обойти Эрмитаж. А если и можно, то смысла в таком марафоне мало. Выберите что и зачем вы хотите увидеть. Например, когда я впервые попала в Лувр, я пошла по самому популярному маршруту — увидеть «большую тройку Лувра» — Мону Лизу, Нику Самофракийскую и Венеру Милосскую. Пока я их искала, потратила ровно день и увидела массу всего интересного дополнительно.
Большая тройка Лувра
5. Запишитесь на экскурсию или возьмите аудиогид
Нет ничего хуже обзорной экскурсии по городу. Если хотите понять и полюбить город, его нужно смотреть «ногами», а не из окошка автобуса. А вот в музее услуги экскурсовода могут быть очень полезны. Тем более у вас всегда будет время побродить по экспозиции в одиночку, на это так же выделяется время. Главное, чтобы с экскурсоводом повезло.
6. Поиграйте в искусствоведа
Искусство — такая сфера, где высказаться может каждый. Хотя бы на самом элементарном уровне — нравится/не нравится. Уровнем повыше — объяснить, почему нравится или не нравится? Я делаю так: в каждом зале выставки выбираю 3 работы, которые мне нравятся больше всего, и защищаю их в уме, как если бы это был суд «Вечность vs Хайп». Иногда приходится защищать работы перед мужем, хотя наши взгляды редко расходятся. Постарайтесь копнуть поглубже: какова история этой картины? А ее автора? В какую эпоху она была создана? Что ей предшествовало? Что эта работа «изобрела» впервые? И ещё масса подобных вопросов.
7. Побалуйте себя
По итогам похода в музей — почему бы не побаловать себя чашечкой кофе или стаканчиком мерло, или красивой безделушкой из сувенирной лавки? Особенно, если сэкономили на билете. Я регулярно покупаю книги по искусству. Во многих крупных музеях есть собственные издательства с уникальными фолиантами — в том же Пушкинском или в музее «Гараж». Таким образом вы удовлетворите не только свои эстетические потребности, но и консьюмеристские нужды.
«Люди у нас разные»: Как Эрмитаж отнесся к жалобе петербуржца на обнаженные статуи, «развращающие детей»
Наверняка, каждый, кто когда-либо бывал в Эрмитаже, с восхищением разглядывал скульптуры обнаженных Поэта и Музы руки великого Родена или созерцал утонченную статую Психеи, как говорится, «топлес», созданную Эмилем Вольфом. И такая красота здесь на каждом шагу – смотришь и понимаешь, каким был идеал женщины и мужчины для античных мастеров.
И ведь в голову не приходило надеть на мраморных юношей с «неприкрытыми грехами» семейные трусы или завесить тканью девушек в костюме Евы, чье изображение, кстати, в Эрмитаже тоже имеется.
Однако не перевелись еще на Руси моралисты, считающие, что такой «срамоте» в главном музее Петербурга не место. Ведь сюда, дескать, приходят дети и – о, боги! – видят голые статуи. А потому их (статуи) надо непременно собрать в одной комнате и повесить на нее табличку «18+», а еще лучше – амбарный замок. Думаете, мы преувеличиваем? Ан-нет. Такая жалоба действительно на днях поступила в Эрмитаж. Заявитель утверждает, что обнаженные скульптуры «развращают детей».
- Это обращение гражданин направил в городскую администрацию, откуда ее спустили к нам, - пояснили «КП» в пресс-службе музея. – Но в целом, это проблема многих музеев и России, и мира. Ведь люди у нас разные.
Как рассказали в Эрмитаже, если посмотреть музейные соцсети, можно найти немало возмущенных комментариев. Одни требуют снять со стен старинные иконы, утверждая, что это пропаганда религии, другие просят убрать из залов все, что связано с Романовыми, потому что это, якобы, агитация за монархизм. Но, конечно же, все шедевры мировой культуры после таких нападок остаются на своих местах.
- Как вы понимаете, на подобные обращения мы никак не реагируем, - подчеркнули в Эрмитаже.
Пожалуй, столь же громкий скандал, связанный с «дискриминацией» обнаженных античных героев, случился в Петербурге пять лет назад. Тогда в преддверии мультимедийной выставки Микеладжело около храма Святой Анны выставили копию знаменитой скульптуры Давида. После этого, видимо, обомлев от масштабов его красоты, одна из жительниц нажаловалась на наготу статуи уполномоченному по правам ребенка. Петербуржцы к ситуации отнеслись с юмором и стали подбирать Давиду одежду. Прикрыть причинные места юноше предлагали абажуром и семейными трусами. Было предложение и вовсе нарядить его в костюм джедая.
КОМПЕТЕНТНО
Наталья ИСКРА, психолог: «Искусство – хороший способ объяснить ребенку, чем отличаются мальчики и девочки»
- Я думаю, у человека, который написал эту жалобу, какая-то психологическая травма. Потому что во всех культурах всегда был какой-то способ знакомства детей с обнаженным телом. Например, в античной Европе это были произведения искусства, а у нас на Руси - общественные бани, куда дети тоже ходили. И там они могли понять, что девочки и мальчики отличаются друг от друга. Это абсолютная норма развития. Ведь все мы знаем, что бывает, если какая-то тема становится запретной. Если не говорить с детьми о сексе, появляется насилие, подростковые беременности… А искусство – это очень полезный способ для просвещения и развития. Если ребенок задает вопросы, нужно ему все спокойно объяснить.
СКАЗАНО:
"Такие жалобы нужно пересылать психиатру!"
О жалобе на обнаженные скульптуры Эрмитажа, которые якобы негативно влияют на детскую психику, высказался председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. По его словам, подобного рода обращения нужно направлять прямиком психиатру.
- Надо к доктору сразу такие жалобы пересылать, к доктору-психиатру, - отметил Фадеев, отвечая на вопросы журналистов в музее "Россия - моя история" в Екатеринбурге.
Возрастная категория сайта 18 +
Читайте также: