В каком году построили караван сарай
Что осталось от центра Золотой Орды сейчас: Великие города Сарай - Бату и Сарай - Берке
Средь степей, у реки, на песке,
Древний город ордынский стоял.
И построил его Хан Берке,
И Сараем - Берке он назвал.
. Пролетели века с той поры,
Нет большого Улуса Берке,
А над степью веками парит
Стая чаек, летящих к реке.
Это отрывок из стихотворения Ахтуба, написанного мною в 2017 году. Что за город стоял у реки? Чем он знаменит? Сейчас обо всем по порядку.
Как известно, в Золотой орде было не менее 150 городов, которые были разными по величине и значимости. Там, где еще недавно дули половецкие степные ветра, наклоняя до земли ковыль, и поднимая песчаные вихри, стало появляться множество городов с восточными красивыми названиями: Гульстан (Страна цветов), Сарай (Дворец), Сарайчик (Малый Дворец), Ак-Сарай (Белый Дворец), Ак-Кирмен (Белая Крепость), Ак-Мечеть (Белая Мечеть), Улуг-Мечеть (Великая Мечеть), Аргамаклы-Сарай (Дворец быстроногих коней). Все они выглядели примерно одинаково, и уклад жизни в них тоже был примерно одинаковый.
Фото найдено на Яндекс - картинках Фото найдено на Яндекс - картинкахДо наших дней ни один город не сохранился в том виде, в каком они были более полтысячелетия назад.
Ученые по крупицам собирали представления о том, какими были эти города, как в них жили, и чем занимались люди. Сведения о золотоордынских городах собраны учеными в результате многолетних археологических исследований, а также путем изучения нумизматического материала, т.е. монет, чеканенных в целом ряде городов. Находили описание жизненного уклада в письменных источниках, таких, как: сочинения арабо-персидской исторической географии, русские летописи, записки западноевропейских путешественников, татарские исторические источники, а также произведения народного эпоса.
Фото найдено на Яндекс - картинках Фото найдено на Яндекс - картинкахВ изучении истории золотоордынских городов большое значение сыграли данные средневековых карт, составленные главным образом итальянскими путешественниками XIV – середины XV веков.
Множество данных о развалинах городов, дворцов, мавзолеев можно узнать из путевых заметок более поздних путешествий знаменитых людей XVIII – XIX веков.
И хоть и немного, но в своем средневековом величии сохранились наземные архитектурные памятники в ряде областей Золотой Орды – в Крыму, Булгаре, Башкортостане.
Среди сотен больших и малых городов золотоордынского ханства выделяются два больших города: первый из них – Сарай-Бату (по данным нумизматики, Сарай ал-Махрус, т. е. Сарай Богохранимый в переводе с арабского; известен также как Старый Сарай, или просто Сарай) – это первая столица Золотой Орды, построенная еще при Бату-хане в начале 50-х годов XIII века. При Узбек-хане столица переносится в другой город – Сарай-Берке, сооруженный, как отмечено в источниках, при Берке-хане. Название этого города по нумизматическим данным – Сарай ал-Джедид, т.е. Новый Сарай.
Сарай - Бату был поистине городом - гигантом, площадью в 36 кв.километров. Его ширина была 3.6 км, а длина - 10 км. Это был город, состоявший в большинстве из одноэтажных домов. В то же время в нем было достаточно крупных сооружений: дворцы, мечети, мавзолеи, караван-сараи, общественные бани и т.д. Базары, как это обычно бывает на Востоке, занимали большие площади. Сюда еще надо добавить различные пригородные зоны с усадьбами аристократии. Все это вместе взятое составляло огромную территорию, и города, подобного Сараю по своим размерам, не было не только в Восточной, но и во всей Европе.
Город был реконструирован для съемок художественного фильма. Это декорации. Фото найдено на Яндекс - картинках Город был реконструирован для съемок художественного фильма. Это декорации. Фото найдено на Яндекс - картинкахСейчас от этих городов фактически ничего не осталось. После исчезновения Золотоордынского Ханства, практически сразу эти города были стерты с лица земли. Остатки Сарая-Бату находятся на левом берегу Ахтубы, большой дельты Волги слева, у села Селитренное Астраханской области, примерно в 120 км севернее Астрахани. На его территории дворцы, мечети и многое другое, было снесено в 1587 году по указанию царя Федора, сына Ивана Грозного, и из этих кирпичей был построен Астраханский кремль с его мощными крепостными сооружениями – широкими стенами, высокими башнями, и внутренними строениями.
Так выглядит Сарай - бату в наше время. Фото найдено на Яндекс - картинках Так выглядит Сарай - бату в наше время. Фото найдено на Яндекс - картинкахГеологи при раскопках выяснили, что в городе народ проживал благоустроенно: в нем существовали отопительная, водопроводная и канализационно-сточная системы. Дворцы и другие общественные здания возводились из обожженного кирпича на известковом растворе, дома рядовых людей – из сырцового, т. е. необожженного кирпича, а также из дерева. Раскопками выявлены остатки двух больших дворцов с богато украшенными парадными залами и жилыми комнатами. Один из дворцов имел в центре бассейн с проточной водой, за которым было сделано возвышение для трона под балдахином – нарядным церемониальным навесом. Бесспорно, это был ханский дворец.
Сарай-Берке, вторая столица Золотой Орды, располагался выше по Ахтубе, тоже на левом берегу. Сейчас рядом с ним находится село Царев, Волгоградской области.
Так выглядит то, что осталось от города Сарай - берке. Фото найдено на Яндекс - картинках Так выглядит то, что осталось от города Сарай - берке. Фото найдено на Яндекс - картинкахАл-Омари пишет, что «город Сарай построен Берке ханом на берегу Туранской реки (Итиля). Он лежит на солончаковой земле, без всяких стен. Место пребывания царя там большой дворец, на верхушке которого находится золотое новолуние. Дворец окружают стены, башни да дома, в которых живут эмиры его. В этом дворце их зимние помещения. Эта река (Итиль). размером в Нил взятый три раза и даже больше; по ней плавают большие суда и ездят к русским и славянам. Начало этой реки также в земле славян. Он, т.е. Сарай, город великий, заключающий в себе рынки, бани и заведения благочестия, место, куда направляются товары. »
Слова этого автора относятся к периоду правления Узбек-хана.
Сарай - Берке был разрушен в 1395 году в результате последнего похода на Золотую Орду Тамерлана – правителя государства Тимуридов в Средней Азии. В настоящее время на его территории, как и на Сарае-Бату, отсутствуют наземные архитектурные памятники.
Сарай - Бату и Сарай - Берке являлись центрами торговли, ремесла и культуры между Востоком и Западом в прямом смысле этого слова. Также здесь чеканились монеты.
Было ли, или нет Татаро -монгольское иго - ответить затрудняюсь, но Золотая Орда существовала и процветала в свое время прямо между нынешними городами: Волгоградом и Астраханью. И если побывать в этих местах, то можно увидеть осколки кирпичей, глиняной посуды и голубого облицовочного кафеля, которым украшали дворцы и богатые дома. Подбирать древние артефакты запрещено. Эти территории являются культурно - историческими памятниками и охраняются государством.
Не очень давно, поблизости от раскопок города Сарай - Бату снимали художественный фильм "Орда". Недалеко от реки Ахтубы были установлены декорации к фильму, которые после съемок стали доступны для посещения туристов.
Караван-сарай
Содержание
Строение
Караван-сарай бывает двух видов: открытый и закрытый. Закрытый вид в основном строился вдоль караванных путей, хотя часто такой вид строился и в городах. Стены представляли возможность отбить нападение и выдержать недолгую осаду. Имеет квадратное или прямоугольное построение в основном с открытым двором и колодцем посередине двора. Внутри находились комнаты для проживания и складские помещения для товара. В обязательном порядке присутствовал загон для вьючных животных. Встречались одно- и двухэтажные караван-сараи. В двухэтажных на втором этаже располагались жилые помещения, а на первом склады и загоны для животных.
Условия проживания
Оренбургский Караван-Сарай
Основная статья: Караван-сарай (Оренбург)25 мая 1994 года между Правительством РФ и Правительством Республики Башкортостан было подписано соглашение, по которому комплекс Караван-Сарай в городе Оренбурге, включая здание мечети с земельным участком, стал объектом государственной собственности Республики Башкортостан на территории Российской Федерации. [1]
Шекинский караван-сарай
Исторический комплекс «Караван-сарай» в азербайджанском городе Шеки представляет собой два караван-сарая, дошедших до наших дней и традиционно называемых «Юхары» и «Ашагы» караван-сарай, что в переводе с азербайджанского на русский язык означает «Верхний» и «Нижний» Караван-сараи. Строительство этих караван-сараев относится к XVIII—XIX векам нашей эры.
Примечания
- ↑Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Башкортостан от 25.05.1994 "По разграничению полномочий по государственной собственности"
Литература
Ссылки
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).- попробовать воспользоваться инструментом FIST: нажмите эту ссылку, чтобы начать поиск;
- попытаться найти изображение на Викискладе;
- просмотреть иноязычные варианты статьи (если они есть);
- см. также Википедия:Источники изображений.
- Объекты культурного наследия России
- История Центральной Азии
- Караван-сараи
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы:Смотреть что такое "Караван-сарай" в других словарях:
КАРАВАН-САРАЙ — КАРАВАН САРАЙ, караван сарая, муж. (от перс. караван и sarai дворец). Гостиница или постоялый двор со складом для караванных товаров в Азии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
караван-сарай — сущ., кол во синонимов: 2 • гостиница (35) • хан сарай (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
караван-сарай — караван сарай, караван сарая … Орфографический словарь-справочник
КАРАВАН-САРАЙ — (персидское, буквально дом караванов), постоялый и торговый двор в городах и на дорогах Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья; укрепленный двор, окруженный помещениями; в Армении также зал, разделенный на нефы. Известны с глубокой древности … Современная энциклопедия
КАРАВАН-САРАЙ — (перс. букв. дом караванов), постоялый и торговый двор в городах и на дорогах Ближнего Востока, Ср. Азии, Закавказья: укрепленный двор, окруженный помещениями, в Армении также зал, разделенный на нефы … Большой Энциклопедический словарь
Караван-сарай — (караванный дом) большие общественные строения наВостоке, в городах, на дорогах и в ненаселённых местах, служащие кровоми стоянками для путешественников. Иногда они роскошно построены, но безутвари, вследствие чего путешественник должен привозить … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
караван-сарай — КАРАВАН САРАЙ, я, м. Пикап; машина с прицепом. От «каравансарай» постоялый двор для караванов (из персидского, через тюрк.) … Словарь русского арго
Караван-сарай — (caravanserai, перс, karwansaray «дом каравана»), постоялый и торг, двор в городах и на дорогах Бл. Востока, Ср. Азии и Закавказья. К. с. обычно были хорошо укреплены, и за их состоянием следили местные власти. Здесь путники находили приют, могли … Всемирная история
Караван-сарай (Оренбург)
Содержание
Строительство и открытие
Ты подивишься в Караван-сарае:
Там все постройки – под железной кровлей.
Отцы их наши, ради нас стараясь,
В дни мирной жизни сообща построили.
Башкирская народная песня «Караван-сарай»
Не камни в основанье минарета,
Не на камнях стоит строенье это,
Не на камнях, а на костях башкир…
История возникновения Оренбургского Караван-Сарая начинается за несколько десятилетий до начала его строительства. Башкиры неоднократно обращались к царским властям с просьбой о разрешении строительства в Оренбурге — тогда административном центре башкирского края — здания, где их дети могли бы получать знания, учиться ремёслам. По настоянию народа кантонные начальники на своем сходе поручили кантонному старшине Кагарману Куватову добиться в Петербурге высочайшего разрешения на строительство в Оренбурге Башкирского Караван-Сарая. После нескольких лет мытарств Куватов получил такое разрешение у императора Николая I.
При активном участии башкир были осуществлены сбор основных средств и строительство комплекса. Изготовление строительных материалов, их транспортировку и все остальные строительные работы также выполняли башкиры. В отдельные периоды в работах участвовало более 1 тыс. башкир с лошадьми. В журнале «Русская старина» за 1896 год сказано, что все постройки производились башкирами, назначаемыми из полков и кантонов: «Необходимый для строений лес сплавлялся из Башкирии по реке Сакмаре башкирами же. Камень и известь также вырабатывались ими в 20 верстах от Оренбурга на Гребенской горе».
Караван-сарай со всех сторон был окружен парком, площадь которого превышала 5 га. Создание парка было задумано одновременно с проектированием и строительством зданий и осуществлялось в начале 50-х годов XIX века. Весь посадочный материал для парка был взят из лесов Стерлитамакского уезда и других мест Башкортостана. Многолетние деревья в громадных кадках доставлялись в Оренбург за сто и более километров.
Завершение строительства основного корпуса Караван-сарая относится к 1842 году. Некоторые помещения верхнего этажа были закончены еще раньше, и в декабре 1841 года в них уже разместилась канцелярия командующего Башкиро-мещерякским войском. Строительство мечети и минарета было завершено в 1842 (по другим данным — в 1844) году. Много времени заняла внутренняя отделка мечети и наружная облицовка минарета изразцами.
Общая строительная стоимость Караван-сарая (на февраль 1845 года) составляла 84 295 руб. серебром или 295 034 руб. ассигнациями. Строительство было ассигновано, в основном, из Башкирской общественной казны — 71 564 руб. серебром (250 474 руб. ассигнациями). Ещё более 30 000 руб. ассигнациями были собраны по башкирским сёлам.
Торжества по случаю открытия Караван-сарая были приурочены ко дню рождения царя Николая I и состоялись 30 августа 1846 года. На торжества собрались башкиры со всех уголков Башкортостана. Был устроен грандиозный праздник, организовано угощение, состоялись традиционные башкирские скачки. Был отслужен молебен в мечети (первый мулла — Гатаулла Алтынгузин; присутствовало около 3,5 тыс. прихожан).
Дальнейшая история
В соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.1960 года № 1327 Караван-Сарай отнесен к категории памятников архитектуры государственного значения. Здание Караван-Сарая, расположенное в Оренбурге по адресу: проспект Парковый, 6, является объектом федеральной собственности. В нем в настоящее время размещены федеральные и областные органы исполнительной власти. Мечеть используется мусульманским религиозным объединением «Караван-Сарай».По сведениям, приведенным оренбургским исследователем В. В. Дорофеевым, постройка «Караван-Сарая» осуществлялась в 1840—1846 годы по инициативе оренбургского губернатора В. А. Перовского за счет находящихся в распоряжении военного губернатора «экстраординарных сумм», то есть доходов от общественных лесов, поташа, лесных изделий из башкирских дач, а также денег, поступающих от содержателей почтовых станций за перевозку «почт и эстафет» по Оренбургской военной линии.
В 1844 году был построен С-образный основной двухэтажный корпус для размещения Башкиро-мещерякского казачьего войска. Позднее, после ликвидации войска, в этих помещениях располагались административные органы губернии. Мечеть и минарет были построены в 1846 году с привлечением добровольных пожертвований всех мусульман «для возможности исполнять по своему закону молитвы». В башкирских и мещерякских кантонах было собрано на эти цели 15 895 рублей 95 копеек в пересчете на ассигнации. Хан казахской Букеевской Орды Джангир передал на постройку мечети 9512 рублей 90 копеек. Еще 8703 рубля были собраны в 12 казахских родах, 1500 рублей внес сам губернатор и 808 рублей 90 копеек пожертвовали приезжие мусульмане во время весенних ярмарок. В общей сложности на строительство Караван-Сарая было израсходовано 84 295 рублей 41 копейка серебром, или 295 034 рубля ассигнациями.До 1865 года Караван-Сарай служил по своему назначению — в нём располагалась канцелярия Башкирского казачьего войска и одновременно обучались башкирские дети.
После ликвидации управления Башкиро-мещерякским войском в 1865 году Караван-Сарай был незаконно отобран у башкирского народа. По распоряжению губернатора В. Обручева в здании были размещены квартира и канцелярия начальника Оренбургской губернии, губернские присутственные места, комиссия по размежеванию башкирских земель. Для служителей мечети были оставлены две небольшие квартиры. Это вызвало возмущение башкир, под жалобой о возвращении незаконно отнятого Караван-Сарая подписалось около 10 тыс. человек.
В 1867 году губернатор Н. А. Крыжановский ходатайствовал о переносе мечети и минарета в другое место, ссылаясь на недопустимость соседства губернских учреждений с мусульманскими культовыми заведениями. Министерство внутренних дел, опасаясь народных волнений, не дало на это разрешения.
Башкирский областной съезд Советов, проходивший в Оренбурге с 20 по 27 июля 1917 год, специально обсудил вопрос о возврате башкирам отнятого у них царским правительством: Караван-Сарая и вынес постановление: «Караван-Сарай как здание, построенное башкирами. съезд объявляет национальной собственностью башкирского народа».
На курултае башкир в августе 1917 года был поднят вопрос о возврате Караван-Сарая, башкирам: Потребовать, чтобы "последний был освобождён и представлен Центральному шуро.", поручить президиуму заявить об этом Керенскому и Оренбургскому комиссару [2]
С 16 ноября 1917 года по 14 февраля 1918 года в Караван-Сарае размещалось Башкирское областное (центральное) шуро.
Председатель бывшего Башкирского областного бюро и член Комиссариата по делам мусульман при Наркомнаце Ш. Манатов в январе 1918 г. беседовал по этому вопросу с В. И. Лениным. В. И. Ленин с большим интересом и участием рассмотрел проект декрета о возвращении Караван-Сарая башкирам; он спросил: «Караван-Сарай до сих пор еще не возвращен башкирам?». И тут же сказал: «Надо его скорее отдать». Прочитав подготовленный проект, он вставил между словами «Башкирский дом» слово «народный».
Декрет о возвращении Караван-Сарая башкирам был принят по указанию В. И. Ленина в феврале 1918 года Народный Комиссариат по делам национальностей 6 февраля 1918 года послал в адрес исполнительного комитета Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов, телеграмму: «Просим опубликовать во всеобщее сведение, что по решению Народного Комиссариата по делам национальностей Башкирский народный дом и мечеть под названием «Караван-Сарай» в Оренбурге передается в полное распоряжение башкирского трудового народа в лице областного Совета башкир».
С августа по ноябрь 1918 года в Караван-Сарае вновь разместились Башкирское правительство и его войсковые учреждения.
В 1920 году в здании Караван-Сарая был открыт Башкирский институт народного образования, преобразованный позже в Башкирский педагогический техникум.
В сентябре 1924 года архитектурный комплекс (кроме помещения педагогического техникума, оставленного в ведении Башнаркомпроса) был передан Оренбургской губернии, входившей тогда в Киргизскую АССР (ныне Казахстан), а в 1934 года, с образованием области, — Оренбургской области.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «Караван-Сарай» отнесен к категории памятников архитектуры государственного значения.
В течение многих лет башкиры поднимали вопрос о возврате Караван-Сарая в собственность Башкортостана. 10 июня 1989 года было создано Оренбургское областное башкирское культурно-просветительское общество «Караван-сарай», одной из основных задач которого стояло возвращение комплекса Караван-Сарай его законному владельцу — башкирскому народу.
25 мая 1994 года между Правительством РФ и Правительством Республики Башкортостан было подписано соглашение, по которому комплекс Караван-Сарай в городе Оренбурге, включая здание мечети с земельным участком, становился объектом государственной собственности Республики Башкортостан на территории Российской Федерации. [3]
В сентябре 1996 года, во время проведения Дней Республики Башкортостан в Оренбургской области, приуроченных к празднованию 150-летия со дня открытия Караван-Сарая, было подписано соглашение о совместном использовании историко-архитектурного памятника «Караван-Сарай».
В 2006 году президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов в приветственном обращении участникам межрегиональной научно-практической конференции «Этническая история и духовная культура башкир Оренбуржья», посвященной 160-летию со дня основания историко-культурного комплекса «Караван-Сарай» в городе Оренбурге говорил: [4]
Построенный башкирами на добровольные пожертвования, собранные ими для размещения формирующихся в г. Оренбурге башкирских военных команд, училища для мальчиков-башкир и войсковой мечети, этот уникальный историко-архитектурный памятник — национальная гордость башкирского народа».
В настоящее время в историко-архитектурном комплексе располагается Торгово-промышленная палата Оренбургской области и другие организации, в одном из помещений — планетарий, действует мечеть.
Отзывы
Тарас Шевченко, сосланный в Оренбург летом 1847 года, писал:
«Солнце только что закатилось, когда я переправился через Сакмару, и первое, что я увидел вдали, это было розового цвета огромное здание с мечетью и прекраснейшим минаретом. Это здание называется здесь Караван-сарай, недавно оно воздвигнуто по рисунку Брюллова.» |
Доктор философии Федор Базинер, совершивший в 1842 году поездку в Хиву через Оренбург, писал о Караван-сарае:
«Отдельно стоящее грандиозное здание своей редкой и чудной постройкой приковывает глаз». |
С восхищением отзывался о Караван-сарае политический деятель, публицист Анатолий Луначарский в 1929 году при поездке в Среднюю Азию:
«Очень интересен Караван-сарай. Это прекрасное здание с превосходным архитектурным памятником посередине. » |
Примечания
- ↑Башкортостан. Краткая энциклопедия:Карава́н-сара́й (Каруанhарай)
- ↑Из постановления II Областного съезда башкир "О национально-культурной автономии", г. Уфа, 25-30 августа 1917 г.
- ↑Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Башкортостан от 25.05.1994 "По разграничению полномочий по государственной собственности"
- ↑М. Г. Рахимов поздравил участников конференции «Этническая история и духовная культура башкир Оренбуржья»
Литература
- Янгузин Р.З. Караван-Сарай — национальная святыня башкирского народа //Оренбургской губернии — 250 лет: проблемы истории и культуры. Оренбург, 1994.
- Караван-Сарай. Оренбург, 1917; Караван-Сарай. Авт.-сост. Калимуллин Ф.Б. Уфа, 1995
Ссылки
- попробовать воспользоваться инструментом FIST: нажмите эту ссылку, чтобы начать поиск;
- попытаться найти изображение на Викискладе;
- просмотреть иноязычные варианты статьи (если они есть);
- см. также Википедия:Источники изображений.
Русская православная церковь: Никольский кафедральный собор | Храм Преподобного Сергия Радонежского | Дмитриевская церковь | Часовня Табынской Божией Матери |
Ислам: Мечеть Караван-сарай | Соборная мечеть | Мечеть Хусаиния | Мечеть Рамазан | Мечеть Сулеймания | исторические мечети |
Прочие: Храм Лоретанской Божией Матери | Церковь Евангельских Христиан Баптистов | Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня | Приход Единой Евангелическо-лютеранской церкви | Синагога
Губернаторский историко-краеведческий музей | Музей истории Оренбурга | Областной музей изобразительных искусств | Музей «Дом Памяти» | Музей Воинской славы и Афганской войны | Музей истории предприятия «Оренбурггазпром» | Мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!» | Музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных | Выставочный зал союза художников |
Драматический театр | Театр музыкальной комедии | Татарский драматический театр | Театр кукол | Театр кукол «Пьеро» |
Караван-сарай (Оренбург)
Содержание
Строительство и открытие
Ты подивишься в Караван-сарае:
Там все постройки – под железной кровлей.
Отцы их наши, ради нас стараясь,
В дни мирной жизни сообща построили.
Башкирская народная песня «Караван-сарай»
Не камни в основанье минарета,
Не на камнях стоит строенье это,
Не на камнях, а на костях башкир…
История возникновения Оренбургского Караван-Сарая начинается за несколько десятилетий до начала его строительства. Башкиры неоднократно обращались к царским властям с просьбой о разрешении строительства в Оренбурге — тогда административном центре башкирского края — здания, где их дети могли бы получать знания, учиться ремёслам. По настоянию народа кантонные начальники на своем сходе поручили кантонному старшине Кагарману Куватову добиться в Петербурге высочайшего разрешения на строительство в Оренбурге Башкирского Караван-Сарая. После нескольких лет мытарств Куватов получил такое разрешение у императора Николая I.
При активном участии башкир были осуществлены сбор основных средств и строительство комплекса. Изготовление строительных материалов, их транспортировку и все остальные строительные работы также выполняли башкиры. В отдельные периоды в работах участвовало более 1 тыс. башкир с лошадьми. В журнале «Русская старина» за 1896 год сказано, что все постройки производились башкирами, назначаемыми из полков и кантонов: «Необходимый для строений лес сплавлялся из Башкирии по реке Сакмаре башкирами же. Камень и известь также вырабатывались ими в 20 верстах от Оренбурга на Гребенской горе».
Караван-сарай со всех сторон был окружен парком, площадь которого превышала 5 га. Создание парка было задумано одновременно с проектированием и строительством зданий и осуществлялось в начале 50-х годов XIX века. Весь посадочный материал для парка был взят из лесов Стерлитамакского уезда и других мест Башкортостана. Многолетние деревья в громадных кадках доставлялись в Оренбург за сто и более километров.
Завершение строительства основного корпуса Караван-сарая относится к 1842 году. Некоторые помещения верхнего этажа были закончены еще раньше, и в декабре 1841 года в них уже разместилась канцелярия командующего Башкиро-мещерякским войском. Строительство мечети и минарета было завершено в 1842 (по другим данным — в 1844) году. Много времени заняла внутренняя отделка мечети и наружная облицовка минарета изразцами.
Общая строительная стоимость Караван-сарая (на февраль 1845 года) составляла 84 295 руб. серебром или 295 034 руб. ассигнациями. Строительство было ассигновано, в основном, из Башкирской общественной казны — 71 564 руб. серебром (250 474 руб. ассигнациями). Ещё более 30 000 руб. ассигнациями были собраны по башкирским сёлам.
Торжества по случаю открытия Караван-сарая были приурочены ко дню рождения царя Николая I и состоялись 30 августа 1846 года. На торжества собрались башкиры со всех уголков Башкортостана. Был устроен грандиозный праздник, организовано угощение, состоялись традиционные башкирские скачки. Был отслужен молебен в мечети (первый мулла — Гатаулла Алтынгузин; присутствовало около 3,5 тыс. прихожан).
Дальнейшая история
В соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.1960 года № 1327 Караван-Сарай отнесен к категории памятников архитектуры государственного значения. Здание Караван-Сарая, расположенное в Оренбурге по адресу: проспект Парковый, 6, является объектом федеральной собственности. В нем в настоящее время размещены федеральные и областные органы исполнительной власти. Мечеть используется мусульманским религиозным объединением «Караван-Сарай».По сведениям, приведенным оренбургским исследователем В. В. Дорофеевым, постройка «Караван-Сарая» осуществлялась в 1840—1846 годы по инициативе оренбургского губернатора В. А. Перовского за счет находящихся в распоряжении военного губернатора «экстраординарных сумм», то есть доходов от общественных лесов, поташа, лесных изделий из башкирских дач, а также денег, поступающих от содержателей почтовых станций за перевозку «почт и эстафет» по Оренбургской военной линии.
В 1844 году был построен С-образный основной двухэтажный корпус для размещения Башкиро-мещерякского казачьего войска. Позднее, после ликвидации войска, в этих помещениях располагались административные органы губернии. Мечеть и минарет были построены в 1846 году с привлечением добровольных пожертвований всех мусульман «для возможности исполнять по своему закону молитвы». В башкирских и мещерякских кантонах было собрано на эти цели 15 895 рублей 95 копеек в пересчете на ассигнации. Хан казахской Букеевской Орды Джангир передал на постройку мечети 9512 рублей 90 копеек. Еще 8703 рубля были собраны в 12 казахских родах, 1500 рублей внес сам губернатор и 808 рублей 90 копеек пожертвовали приезжие мусульмане во время весенних ярмарок. В общей сложности на строительство Караван-Сарая было израсходовано 84 295 рублей 41 копейка серебром, или 295 034 рубля ассигнациями.До 1865 года Караван-Сарай служил по своему назначению — в нём располагалась канцелярия Башкирского казачьего войска и одновременно обучались башкирские дети.
После ликвидации управления Башкиро-мещерякским войском в 1865 году Караван-Сарай был незаконно отобран у башкирского народа. По распоряжению губернатора В. Обручева в здании были размещены квартира и канцелярия начальника Оренбургской губернии, губернские присутственные места, комиссия по размежеванию башкирских земель. Для служителей мечети были оставлены две небольшие квартиры. Это вызвало возмущение башкир, под жалобой о возвращении незаконно отнятого Караван-Сарая подписалось около 10 тыс. человек.
В 1867 году губернатор Н. А. Крыжановский ходатайствовал о переносе мечети и минарета в другое место, ссылаясь на недопустимость соседства губернских учреждений с мусульманскими культовыми заведениями. Министерство внутренних дел, опасаясь народных волнений, не дало на это разрешения.
Башкирский областной съезд Советов, проходивший в Оренбурге с 20 по 27 июля 1917 год, специально обсудил вопрос о возврате башкирам отнятого у них царским правительством: Караван-Сарая и вынес постановление: «Караван-Сарай как здание, построенное башкирами. съезд объявляет национальной собственностью башкирского народа».
На курултае башкир в августе 1917 года был поднят вопрос о возврате Караван-Сарая, башкирам: Потребовать, чтобы "последний был освобождён и представлен Центральному шуро.", поручить президиуму заявить об этом Керенскому и Оренбургскому комиссару [2]
С 16 ноября 1917 года по 14 февраля 1918 года в Караван-Сарае размещалось Башкирское областное (центральное) шуро.
Председатель бывшего Башкирского областного бюро и член Комиссариата по делам мусульман при Наркомнаце Ш. Манатов в январе 1918 г. беседовал по этому вопросу с В. И. Лениным. В. И. Ленин с большим интересом и участием рассмотрел проект декрета о возвращении Караван-Сарая башкирам; он спросил: «Караван-Сарай до сих пор еще не возвращен башкирам?». И тут же сказал: «Надо его скорее отдать». Прочитав подготовленный проект, он вставил между словами «Башкирский дом» слово «народный».
Декрет о возвращении Караван-Сарая башкирам был принят по указанию В. И. Ленина в феврале 1918 года Народный Комиссариат по делам национальностей 6 февраля 1918 года послал в адрес исполнительного комитета Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов, телеграмму: «Просим опубликовать во всеобщее сведение, что по решению Народного Комиссариата по делам национальностей Башкирский народный дом и мечеть под названием «Караван-Сарай» в Оренбурге передается в полное распоряжение башкирского трудового народа в лице областного Совета башкир».
С августа по ноябрь 1918 года в Караван-Сарае вновь разместились Башкирское правительство и его войсковые учреждения.
В 1920 году в здании Караван-Сарая был открыт Башкирский институт народного образования, преобразованный позже в Башкирский педагогический техникум.
В сентябре 1924 года архитектурный комплекс (кроме помещения педагогического техникума, оставленного в ведении Башнаркомпроса) был передан Оренбургской губернии, входившей тогда в Киргизскую АССР (ныне Казахстан), а в 1934 года, с образованием области, — Оренбургской области.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «Караван-Сарай» отнесен к категории памятников архитектуры государственного значения.
В течение многих лет башкиры поднимали вопрос о возврате Караван-Сарая в собственность Башкортостана. 10 июня 1989 года было создано Оренбургское областное башкирское культурно-просветительское общество «Караван-сарай», одной из основных задач которого стояло возвращение комплекса Караван-Сарай его законному владельцу — башкирскому народу.
25 мая 1994 года между Правительством РФ и Правительством Республики Башкортостан было подписано соглашение, по которому комплекс Караван-Сарай в городе Оренбурге, включая здание мечети с земельным участком, становился объектом государственной собственности Республики Башкортостан на территории Российской Федерации. [3]
В сентябре 1996 года, во время проведения Дней Республики Башкортостан в Оренбургской области, приуроченных к празднованию 150-летия со дня открытия Караван-Сарая, было подписано соглашение о совместном использовании историко-архитектурного памятника «Караван-Сарай».
В 2006 году президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов в приветственном обращении участникам межрегиональной научно-практической конференции «Этническая история и духовная культура башкир Оренбуржья», посвященной 160-летию со дня основания историко-культурного комплекса «Караван-Сарай» в городе Оренбурге говорил: [4]
Построенный башкирами на добровольные пожертвования, собранные ими для размещения формирующихся в г. Оренбурге башкирских военных команд, училища для мальчиков-башкир и войсковой мечети, этот уникальный историко-архитектурный памятник — национальная гордость башкирского народа».
В настоящее время в историко-архитектурном комплексе располагается Торгово-промышленная палата Оренбургской области и другие организации, в одном из помещений — планетарий, действует мечеть.
Отзывы
Тарас Шевченко, сосланный в Оренбург летом 1847 года, писал:
«Солнце только что закатилось, когда я переправился через Сакмару, и первое, что я увидел вдали, это было розового цвета огромное здание с мечетью и прекраснейшим минаретом. Это здание называется здесь Караван-сарай, недавно оно воздвигнуто по рисунку Брюллова.» |
Доктор философии Федор Базинер, совершивший в 1842 году поездку в Хиву через Оренбург, писал о Караван-сарае:
«Отдельно стоящее грандиозное здание своей редкой и чудной постройкой приковывает глаз». |
С восхищением отзывался о Караван-сарае политический деятель, публицист Анатолий Луначарский в 1929 году при поездке в Среднюю Азию:
«Очень интересен Караван-сарай. Это прекрасное здание с превосходным архитектурным памятником посередине. » |
Примечания
- ↑Башкортостан. Краткая энциклопедия:Карава́н-сара́й (Каруанhарай)
- ↑Из постановления II Областного съезда башкир "О национально-культурной автономии", г. Уфа, 25-30 августа 1917 г.
- ↑Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Башкортостан от 25.05.1994 "По разграничению полномочий по государственной собственности"
- ↑М. Г. Рахимов поздравил участников конференции «Этническая история и духовная культура башкир Оренбуржья»
Литература
- Янгузин Р.З. Караван-Сарай — национальная святыня башкирского народа //Оренбургской губернии — 250 лет: проблемы истории и культуры. Оренбург, 1994.
- Караван-Сарай. Оренбург, 1917; Караван-Сарай. Авт.-сост. Калимуллин Ф.Б. Уфа, 1995
Ссылки
- попробовать воспользоваться инструментом FIST: нажмите эту ссылку, чтобы начать поиск;
- попытаться найти изображение на Викискладе;
- просмотреть иноязычные варианты статьи (если они есть);
- см. также Википедия:Источники изображений.
Русская православная церковь: Никольский кафедральный собор | Храм Преподобного Сергия Радонежского | Дмитриевская церковь | Часовня Табынской Божией Матери |
Ислам: Мечеть Караван-сарай | Соборная мечеть | Мечеть Хусаиния | Мечеть Рамазан | Мечеть Сулеймания | исторические мечети |
Прочие: Храм Лоретанской Божией Матери | Церковь Евангельских Христиан Баптистов | Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня | Приход Единой Евангелическо-лютеранской церкви | Синагога
Губернаторский историко-краеведческий музей | Музей истории Оренбурга | Областной музей изобразительных искусств | Музей «Дом Памяти» | Музей Воинской славы и Афганской войны | Музей истории предприятия «Оренбурггазпром» | Мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!» | Музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных | Выставочный зал союза художников |
Драматический театр | Театр музыкальной комедии | Татарский драматический театр | Театр кукол | Театр кукол «Пьеро» |
Караван-Сарай в Оренбурге: был и клубом, и планетарием
Одним из главных архитектурных памятников исторической части Оренбурга является Караван-Сарай, построенный 30-40 годах XIX века. Он, по оценкам экспертов, сочетает в себе стилевые и национальные особенности нашего края.
«Оригинальный памятник, возникший на стыке двух архитектурных эпох, на границе Европы и Азии, может по праву считаться достойным представителем как европейской, так и восточной художественной традиции», – так описывает объект администрация города.
История строительства
Идея постройки в Оренбурге Караван-Сарая и ее воплощение принадлежат Василию Алексеевичу Перовскому, дважды начальнику Оренбургского края.
Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского, 1837. Автор: Карл Брюллов
В то время Башкирия административно подчинялась оренбургскому военному губернатору. Главной целью Василия Перовского было создание боеспособного Башкиро-мещеряцкого казачьего войска, так как он считал башкир в военном отношении ничуть не хуже оренбургских или уральских казаков.
Однако вскоре выяснилось, что мнения губернатора в отношении Башкирского казачьего войска оказались ошибочными, в результате чего в 1863 году войско было «упразднено за ненадобностью».
В 1836 году Перовский объявил, что Караван-Сарай строится для находящихся на службе башкир:
«Приезжающие в Оренбург по своей надобности и по службе башкиры и мишари не имеют никакого пристанища в городе».
Перовский решил так: «важно, чтобы они имели более удобное помещение для себя и своих лошадей», а также «чтобы башкиры имели полную возможность исполнять по своему закону требы и молитвы. Правительство строит на свои средства мечеть, и не простую, а превосходящую все известные в крае мечети».
Автором проекта стал выдающийся русский архитектор Александр Павлович Брюллов (отметим, что еще одно творение Брюллова в Оренбурге – Дворянское собрание, ныне – улица Советская, 17).
Сбор основных средств и строительство комплекса был проведен при активном участии башкир.
Караван-Сарай, 1982 год
Строительство и внутренняя отделка Караван-Сарая длились девять лет – с 1837 по 1846 год.
«Первоначально в С-образном основном двухэтажном корпусе должны были находиться: квартира для командующего Башкирским войском, помещения для его руководства, войсковая канцелярия, училище для башкирских детей с различными мастерскими (малярной, кузнечной, столярной и др.), квартиры для обслуживающего персонала, помещения для временного проживания приезжающих башкир. Было предусмотрено 13 изолированных входов. Это было вызвано разнохарактерностью размещаемых учреждений и помещений. Западный и восточный дворы, примыкающие к основному корпусу, были предназначены для содержания лошадей, а также для хозяйственных нужд», – сообщает администрация города.
В 1963 году здание было передано Министерству внутренних дел из-за упразднения Башкирского казачьего войска.
Ф.И. Лобысевич «Путеводитель по Оренбургу» 1878 год
В 1865 году Караван-Сарай стал резиденцией Оренбургского гражданского губернатора, которая просуществовала в этом качестве вплоть до революционных событий 1917 года. Здесь размещались квартира и канцелярия начальника Оренбургской губернии, губернские присутственные места, губернская комиссия по размежеванию башкирских земель, губернская типография и редакция «Оренбургской газеты».
Клуб, планетарий и возвращение
В Советский период здание не использовалось по его прямому назначению. Несколько раз оно переходило из рук в руки.
В 1917 году в основном корпусе Караван-Сарая обосновались комиссар Временного правительства и Оренбургский совет рабочих и солдатских депутатов. Позже его отдали под нужды руководящих органов вновь образованной Башкирской республики.
В 1932 году в мечети открылся клуб, а спустя 22 года – планетарий.
В советские годы Караван-Сарай стал Дворцом просвещения
Возвращение Караван-Сарая верующим произошло в 1993 году. В настоящее время там располагается «Мусульманское религиозное объединение «Караван-Сарай».
Несмотря на некоторые временные изменения, Караван-Сарай в целом сохранил свой первоначальный внешний облик.
Комплекс состоит из основного корпуса, мечети и минарета. Он стилизован под традиционный башкирский аул. Главная доминанта – восьмиугольная мечеть. Высота минарета – более 38 метров.
Адрес Караван-Сарая: Оренбург, проспект Парковый, 6.
При подготовке статьи использовались информация и фото администрации Оренбурга и группы ВКонтакте «Уходящiй Оренбургъ».
Читайте также: