В чем трагизм повести котлован
несколько проблем. Центральная проблема сформулирована в самом названии повести.
Однако план требовал расширения котлована. Тут мы понимаем,
Другая важная проблема этого произведения ближе к реальной жизни тех лет. Платонов отмечает, что в угоду индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В повести это очень хорошо видно, когда рабочие натыкаются на крестьянские гробы. Сами крестьяне объясняют, что они заранее готовят эти гробы, так как предчувствуют скорую гибель.
Продразверстка отняла у них все, не оставив средств к существованию. Эта сцена очень символична, так как Платонов показывает, что новая жизнь строится на мертвых телах крестьян и их детей.
Образ Вощева отражает сознание обыкновенного человека, который пытается понять и осмыслить новые законы и устои. У него и в мыслях нет противопоставлять себя остальным. Но он начал думать, и поэтому его уволили.
Такие люди опасны существующему режиму. Они нужны только для того, чтобы рыть котлован. Здесь автор указывает на тоталитарность государственного аппарата и отсутствие подлинной демократии в СССР.
Особое место в повести занимает образ девочки. Философия Платонова здесь проста: критерием социальной гармонии общества является судьба ребенка. А судьба Насти страшная. Девочка не знала имени матери, но зато знала, что есть Ленин.
Мир этого ребенка изуродован, ведь для того, чтобы спасти дочку, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандистская машина уже внедрилась в ее сознание. Читатель ужасается, узнавая, что она советует Сафронову убить крестьян за дело революции.
В кого же вырастет ребенок, у которого игрушки хранятся в гробу? В конце повести девочка погибает, а вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. В своеобразном противостоянии котлована и Насти побеждает котлован, и в основание будущего дома ложится ее мертвое тело.
Котлован стал нашим идеалом и главной целью. Заслуга Платонова в том, что он указал нам источник бед и несчастий на многие годы. Страна наша до сих пор барахтается в этом котловане, и если жизненные принципы и мировоззрение людей не изменятся, в котлован по-прежнему будут уходить все силы и средства.
В чем трагизм эпизодов "Котлована " Андрея Платонова?
Критика называет "Котлован" - антиутопией. Что это такое?
А.Платонов в своей антиутопии развенчивает басни, мифы о "светлом будущем" советской действительности. Жизнь строителей котлована омерзительна, унизительна и несчастна. Автор рисует страшные картины советской жизни 20-30 годов, показывая, как человек превратился из разумного существа в придаток пропагандистской машины.
Измождённые полуголодные рабочие непосильным трудом живут в нечеловеческих условиях. У них нет никакого просвета хорошо жить здесь и сейчас. Они работают, пока есть силы, "живут впрок", их жизни - это "заготовки" для грядущего благоденствия, для "светлого будущего", до которого никто из них так и не дожил.
Один из героев романа - Вощев - попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован "счастья". Раньше Вощев работал на заводе, но был уволен за то, что задумался над смыслом жизни. А думать ему об этом было не положено. За него думала партия. Возникает страшный для человека конфликт. Коммунисты объявили свободу для человека, но закабалили пропагандой так, что не вздохнуть, не выдохнуть. В бригаде его мысли о смысле жизни не понимают. Вощеву нужно таиться, думать про себя. Его нагружают тяжелой работой - и думать он перестаёт. Жизнь его превращается в скотское состояние: работа, плохая еда, сон. Так нарастает трагизм между большевистской идеологией, провозглашённой коммунистами, реальностью и внутренним миром человека.
Трагизм несоответствия отмечает Платонов и в том, что в угоду индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. Строя "котлован счастья", рабочие натыкаются на крестьянские гробы. Эпизод абсолютно трагический. Крестьяне объясняют, что они заранее готовят эти гробы, так как предчувствуют свою скорую гибель. Продразверстка отняла у них все. отобрали весь семенной фонд, без которого что делать крестьянину на земле? Эта сцена просто ужасная, Платонов описывает новую жизнь, которая строится на мертвых телах крестьян и их детей. Эпизоды перевоспитания крестьян вызывают слёзы, так как перевоспитанием и "обучением масс" занимались самые бедные никчемные бедняки, ленивые и бездарные крестьяне, которые не смогли вести даже своё хозяйство. Но с превеликим энтузиазмом растаскивали крепкие хозяйства "кулаков".
Трагизм эпизодов разумного и неразумной жестокости в романе зашкаливает. И мы видим, что в конце строительство котлована, который олицетворяет "светлое будущее" становится не фундаментом для будущего счастья, а могилой для многих.
А. Платонов оказался пророком: котлован так и не был построен. Развал СССР - великий урок.
В чем многозначность смысла названия повести "Котлован" Андрея Платонова?
На протяжении всей повести рабочие роют котлован. Для них он -- символ строительства социализма, начало постройки высокого светлого дома для всех людей. Однако котлован становится все глубже и глубже, а дом так и не начинает возводиться.
И в этом котловане погибает невинная девочка Настя, которая мечтала о светлом будущем. Ради нее старались рабочие, но в результате котлован становится могилой для Насти, а не высоким новым домом.
Здесь захоронены надежды на это светлое будущее.
Как в древней Руси окропляли первый камень кровью жертвенного животного, прежде чем начать ставить избу, так и здесь -- строительство окроплено кровью, только уже людей. Котлован превращается в братскую могилу.
Он символизирует смерть, образ котлована -- это образ эфемерности прекрасного социалистического будущего.
Какие исторические моменты описываются в произведении «Котлован»?
Какие исторические моменты описываются в произведении Андрея Платонова "Котлован"?
комментировать в избранное бонус up --> более года назад"Котлован" Андрея Платонова - произведение философское и очень мрачное.
Исторические моменты описываются в произведении «Котлован» в контексте того, что видел писатель в СССР в 20-е - 30-е годы. А это индустриализация и коллективизация.
Рытье котлована под строительство будущего «общепролетарского дома» можно назвать описанием индустриализации. Когда Чиклин и Вощев едут на телеге в «колхоз имени Генеральной Линии», это уже про коллективизацию.
Отражение трагизма жизни 20-30 в романе Платонова «Котлован».
В повести поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века - проблема приобщения человека к новой жизни. Образ котлована - это ответ, который давала советская действительность на вечный вопрос о смысле жизни. Рабочие роют яму для закладки фундамента “общепролетарского дома”, в котором потом должно счастливо жить новое поколение. Но в процессе работы выясняется, что запланированный дом будет недостаточно вместителен. Котлован уже выдавил все жизненные соки из рабочих. Однако план требовал расширения котлована. Тут мы понимаем, что потребности в этом “доме счастья” будут огромны. Котлован будет бесконечно глубок и широк, и в него будут уходить силы, здоровье и труд множества людей. В то же время работа не приносит этим людям никакой радости. Таким образом, автор развенчивает миф о “светлом будущем”, показывая, что рабочие эти живут не ради счастья, а ради котлована. Отсюда понятно, что по жанру “Котлован” - антиутопия. Ужасные картины советской жизни противопоставляются идеологии и целям, провозглашенным коммунистами, и при этом показывается, что человек превратился из разумного существа в придаток пропагандистской машины. Другая важная проблема этого произведения ближе к реальной жизни тех лет. Платонов отмечает, что в угоду индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В повести это очень хорошо видно, когда рабочие натыкаются на крестьянские гробы. Сами крестьяне объясняют, что они заранее готовят эти гробы, так как предчувствуют скорую гибель. Продразверстка отняла у них все, не оставив средств к существованию. Эта сцена очень символична, так как Платонов показывает, что новая жизнь строится на мертвых телах крестьян и их детей. Особо автор останавливается на роли коллективизации. В описании “организационного двора” он указывает, что людей арестовывали и отправляли на перевоспитание даже за то, что они “впали в сомнение” или “плакали во время обобществления”. “Обучение масс” на этом дворе производили бедняки, то есть власть получили наиболее ленивые и бездарные крестьяне, которые не смогли вести нормальное хозяйство. Платонов подчеркивает, что коллективизация ударила по опоре сельского хозяйства, которой являлись деревенские середняки и зажиточные крестьяне. При их описании автор не только исторически реалистичен, но и выступает своеобразным психологом. Просьба крестьян о небольшой отсрочке перед принятием в совхоз, чтобы осмыслить предстоящие перемены, показывает, что в деревне не могли даже свыкнуться с мыслью об отсутствии собственного надела земли, скота, имущества. Пейзаж соответствует мрачной картине обобществления. Герой Платонова Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Читатель узнает, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над “планом общей жизни”. Таким образом, в самом начале повести появляется традиционный для русского народного творчества образ искателя счастья и правды. Действительно, Вощев народный мыслитель, и об этом свидетельствует даже тот стиль, которым написаны эпизоды, относящиеся к этому герою. Платонов использует газетные штампы, ведь Вощев, видимо, не читал ничего, кроме газет и лозунгов. Вощев тоскует из-за того, что никто не может объяснить ему, в чем заключается смысл жизни. Однако вскоре он получает ответ на этот вопрос: рабочие-землекопы объясняют ему, что смысл жизни - в работе. Чиклин, Сафронов и другие рабочие живут в ужасных условиях, работают до тех пор, пока есть силы; они “живут впрок”, “заготовляя” свою жизнь для грядущего благоденствия. Им не нравятся раздумья Вощева, ведь, по их мнению, мыслительная, умственная деятельность является отдыхом, а не работой; думать про себя, внутри себя - это то же самое, что и “любить себя” (как это делает Козлов). Вощев присоединяется к бригаде, и тяжелейшая работа избавляет его от необходимости думать. Маленькая девочка Настя - символ идеи “светлого будущего”. То, что они видят реального ребенка, ради которого стоит “жить впрок”, вдохновляет и заставляет их работать все больше и больше. Но образ Насти - это образ - символ коммунизма. На мой взгляд, в приобщении к новой жизни не было бы никакого драматизма, если б эта новая жизнь исчерпывалась работой на котловане. Однако рабочие-землекопы, будучи коммунистами, должны были выполнять указания партии. В то время был взят курс на коллективизацию и раскулачивание. Именно поэтому землекопы были отправлены в деревню и рытье котлована было приостановлено. Для коммунистической идеи жестокость, насилие также не кончаются ничем хорошим. В конце концов котлован становится не фундаментом будущего счастья, а его могилой.
Анализ «Котлован» Платонов
В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьёзно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приёму обратился и А. Платонов, создавая повесть «Котлован». Ученики изучают её в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко. Облегчить подготовку к уроку, посвящённому «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.
Краткий анализ
Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.
История создания – Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идея его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР её впервые опубликовали в 1987 г.
Тема – Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.
Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвящённую копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.
Жанр – Повесть.
Направление – Антиутопия.
История создания
Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализируемое произведение.
Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.
В СССР «Котлован» напечатали в 1987 г.
Посмотрите, что еще у нас есть:для самых рациональных -
Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.
Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.
В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег в большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.
Вощев остаётся с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.
Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Её образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь
Сюжет произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.
В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острие перемен» и внешний – столкновение старого и нового.
Композиция
Анализ «Котлована» стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна. Она основана на речи Сталина, произнесённой зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».
Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.
Жанр произведения – повесть, направление – антиутопия. О том, что это повесть, свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объём. Признаки антиутопии: автор показывает, что идеи. провозглашаемые властью, реализовать невозможно.
Краткое содержание «Котлован»
Антиутопическая повесть «Котлован» Андрея Платонова была написана 1930 году. В основе сюжета лежит идея постройки «общепролетарского дома», который станет началом целого города «счастливого будущего». Используя философский, сюрреалистический образ, гротеск и жесткую сатиру на СССР времен коллективизации и индустриализации, Платонов обнажает острейшие проблемы того времени, показывая бессмысленность и жестокость тоталитаризма, невозможность прийти к светлому будущему путем радикального уничтожения всего старого.
Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием «Котлована» по главам, что поможет узнать сюжет произведения и подготовиться к проверочной работе по русской литературе.
Главные герои
Другие персонажи
А ещё у нас есть:для самых любопытных -
Краткое содержание
«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода» по причине «роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда» . Он ощущал сомнение в своей жизни, «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира» , поэтому пошел в другой город. Прогуляв весь день, вечером мужчина забрел на пустырь и уснул в теплой яме.
В полночь Вощева разбудил косарь, который отправил мужчину спать в барак, потому что эта «площадь» «скоро скроется навеки под устройством» .
Утром в бараке Вощева разбудили мастеровые. Мужчина объясняет им, что его сократили, а без знания истины он не может работать. Товарищ Сафронов соглашается взять Вощева копать котлован.
В сопровождении оркестра рабочие пошли к пустырю, где инженер уже все разметил для строительства котлована. Вощеву дали лопату. Землекопы начали усердно работать, самым слабым из всех был Козлов, который делал меньше всех работы. Работая с остальными, Вощев решает «кое-как жить» и умереть неразлучно с людьми.
Инженер Прушевский, разработчик проекта котлована, который должен стать «единственным общепролетарским домом вместо старого города» , мечтает, что «через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом» .
Утром к землекопам приезжает председатель окрпрофсовета товарищ Пашкин. Увидев начатый котлован, он отметил, что «темп тих» и надо повышать производительность: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете» . Вскоре Пашкин прислал новых рабочих.
Козлов решает перейти на «общественную работу» , чтобы не трудиться на котловане. Сафронов, как самый сознательный из рабочих, предлагает поставить радио «для заслушанья достижений и директив» . Жачев ответил ему, что «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио» .
Чиклин приходит к кафельному заводу. Зайдя в здание, он находит лесенку, «на которой некогда его поцеловала хозяйская дочь» . Мужчина заметил дальнюю комнату без окон, где на земле лежала умирающая женщина. Рядом сидела девочка и водила по губам матери коркой лимона. Девочка спросила у матери: умирает она «оттого, что буржуйка или от смерти» ? Мать ответила: «мне стало скучно, я уморилась» . Женщина просит девочку никому не говорить о ее буржуазном происхождении.
Чиклин целует умирающую женщину и «по сухому вкусу губ» понимает, «что она та самая» девушка, которая поцеловала его в молодости. Мужчина забирает девочку с собой.
«Пашкин снабдил жилище землекопов радиорупором» , из которого постоянно раздаются лозунги-требования. Жачеву и Вощеву «беспричинно стыдно от долгих речей по радио» .
Чиклин приводит девочку в барак. Увидев карту СССР, она спросила о меридианах: «что это такое – загородки от буржуев?» . Чиклин ответил утвердительно, «желая дать ей революционный ум» . Вечером Сафронов начал расспрашивать девочку. Она рассказала, что не хотела рожаться, пока к власти не пришел Ленин, так как боялась, что ее мать будет буржуйкой.
Через некоторое время, когда землекопы нашли сто спрятанных впрок крестьянами гробов, два из них Чиклин отдал девочке – в одном сделал ей постель, а другой оставил для игрушек.
«Маточное место для дома будущей жизни было готово; теперь предназначалось класть в котловане бут» .
Козлов теперь председатель главкома кооператива, он «стал сильно любить пролетарскую массу» . Пашкин сообщает мастеровым, что надо «начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма» . Для организации колхозной жизни рабочие отправляют Сафронова и Козлова в деревню, где их убивают. Узнав о случившемся, в деревню приезжают Вощев и Чиклин. Сторожа ночью трупы товарищей в зале сельсовета, Чиклин засыпает между ними. Утром в зал сельсовета пришел мужик обмывать трупы. Чиклин принимает его за убийцу товарищей и избивает до смерти.
Чиклину привозят записку от девочки со словами: «Ликвидируй кулака как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов. Привет бедному колхозу, а кулакам нет» .
Утром Настю привозят в деревню. Чтобы найти всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя – «самого угнетенного батрака» , который «работал даром на имущих дворах, а теперь трудится молотобойцем на колхозной кузне» . Медведь знал, в какие избы идти, так как помнил, у кого служил. Обнаруженных кулаков загоняют на плот и отправляют по реке.
На Организационном Дворе «заиграла призывающая вперед музыка» . Приветствуя приход колхозной жизни, люди начали радостно топтаться под музыку. Народ не переставая плясал до ночи, и Жачеву пришлось опрокидывать людей на землю, чтобы они отдыхали.
Утром народ отправился к кузнице, где работал медведь. Узнав о создании колхоза, молотобоец начинает работать с еще большим энтузиазмом. Чиклин ему помогает, и в трудовом порыве они не замечают, что только портят железо.
«Члены колхоза сожгли весь уголь в кузне, истратили все наличное железо на полезные изделия, починили всякий мертвый инвентарь» . После марша на Организационном Дворе Настя сильно заболела.
Пришла директива, в которой говорилось, что активист является врагом партии и его отстраняют от руководства. В расстройстве он забирает отданный Насте пиджак, за что Чиклин бьет его кулаком, и тот умирает.
Елисей, Настя, Чиклин и Жачев вернулись к котловану. Придя на место, они увидели, «что весь котлован занесен снегом, а в бараке было пусто и темно» . К утру Настя умирает. Вскоре приехал Вощев со всем колхозом. Увидев мертвую девочку, мужчина недоумевает, он «уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении» .
Узнав, что мужики хотят записываться в пролетариат, Чиклин решил, что необходимо рыть еще больший котлован. «Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована» . Жачев отказался помогать. Сказав, что теперь ни во что не верит и хочет убить товарища Пашкина, он уполз в город.
Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, «чтоб ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли» , и подготовил особую гранитную плиту. Когда мужчина нес ее хоронить, «молотобоец, почуяв движение, проснулся, и Чиклин дал ему прикоснуться к Насте на прощанье» .
Заключение
В повести «Котлован» Андрей Платонов раскрывает конфликт между личностью и историческими реалиями. Автор мастерски изображает душевное беспокойство и постоянный поиск героями истины в новых обстоятельствах – когда старое уже разрушено, а новое еще не создано. Смерть Насти является развенчанием светлых надежд всех тех, кто копал котлован: ребенок, символ будущего, умер, а значит строить его теперь некому.
Краткий пересказ «Котлована» Платонова описывает только ключевые моменты произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее в полном варианте.
Анализ романа А. П. Платонова «КОТЛОВАН»
Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в последнее время, хотя самый активный период его творчества пришелся на двадцатые годы нашего столетия. Платонов, как и множество других писателей, противопоставивших свою точку зрения официальной позиции советского правительства, долго был запрещен. Среди самых значительных его работ можно выделить роман «Чевенгур», повести «Впрок» и «Усомнившийся Макар».
«Котлован». В этом произведении автор ставит несколько проблем. Центральная проблема сформулирована в самом названии повести. Образ котлована — это ответ, который давала советская действительность на вечный вопрос о смысле жизни. Рабочие роют яму для закладки фундамента «общепролетарского дома», в котором потом должно счастливо жить новое поколение. Но в процессе работы выясняется, что запланированный дом будет недостаточно вместителен. Котлован уже выдавил все жизненные соки из рабочих: «Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда». Однако план требовал расширения котлована. Тут мы понимаем, что потребности в этом «доме счастья» будут огромны. Котлован будет бесконечно глубок и широк, и в него будут уходить силы, здоровье и труд множества людей. В то же время работа не приносит этим людям никакой радости: «Вощев всмотрелся в лицо безответного спящего — не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрылись его глаза».
Таким образом, автор развенчивает миф о «светлом будущем», показывая, что рабочие эти живут не ради счастья, а ради котлована. Отсюда понятно, что по жанру «Котлован» — антиутопия . Ужасные картины советской жизни противопоставляются идеологии и целям, провозглашенным коммунистами, и при этом показывается, что человек превратился из разумного существа в придаток пропагандистской машины.
Другая важная проблема этого произведения ближе к реальной жизни тех лет . Платонов отмечает, что в угоду индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В повести это очень хорошо видно, когда рабочие натыкаются на крестьянские гробы. Сами крестьяне объясняют, что они заранее готовят эти гробы, так как предчувствуют скорую гибель. Продразверстка отняла у них все, не оставив средств к существованию. Эта сцена очень символична, так как Платонов показывает, что новая жизнь строится на мертвых телах крестьян и их детей.
Особо автор останавливается на роли коллективизации. В описании «организационного двора» он указывает, что людей арестовывали и отправляли на перевоспитание даже за то, что они «впали в сомнение» или «плакали во время обобществления». «Обучение масс» на этом дворе производили бедняки, то есть власть получили наиболее ленивые и бездарные крестьяне, которые не смогли вести нормальное хозяйство. Платонов подчеркивает, что коллективизация ударила по опоре сельского хозяйства, которой являлись деревенские середняки и зажиточные крестьяне. При их описании автор не только исторически реалистичен, но и выступает своеобразным психологом. Просьба крестьян о небольшой отсрочке перед принятием в совхоз, чтобы осмыслить предстоящие перемены, показывает, что в деревне не могли даже свыкнуться с мыслью об отсутствии собственного надела земли, скота, имущества. Пейзаж соответствует мрачной картине обобществления: «Ночь покрыла весь деревенский масштаб, снег сделал воздух непроницаемым и тесным, в котором задыхалась грудь. Мирный покров застелил на сон грядущий всю видимую землю, только вокруг хлевов снег растаял и земля была черна, потому что теплая кровь коров и овец вышла из-под огорож наружу».
Образ Вощева отражает сознание обыкновенного человека, который пытается понять и осмыслить новые законы и устои. У него и в мыслях нет противопоставлять себя остальным. Но он начал думать, и поэтому его уволили. Такие люди опасны существующему режиму. Они нужны только для того, чтобы рыть котлован. Здесь автор указывает на тоталитарность государственного аппарата и отсутствие подлинной демократии в СССР.
Особое место в повести занимает образ девочки. Философия Платонова здесь проста: критерием социальной гармонии общества является судьба ребенка. А судьба Насти страшная. Девочка не знала имени матери, но зато знала, что есть Ленин. Мир этого ребенка изуродован, ведь для того, чтобы спасти дочку, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандистская машина уже внедрилась в ее сознание. Читатель ужасается, узнавая, что она советует Сафронову убить крестьян за дело революции. В кого же вырастет ребенок, у которого игрушки хранятся в гробу? В конце повести девочка погибает, а вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. В своеобразном противостоянии котлована и Насти побеждает котлован, и в основание будущего дома ложится ее мертвое тело.
Повесть «Котлован» пророческая. Ее главной задачей не было показать ужасы коллективизации, раскулачивания и тяжесть жизни тех лет, хотя писатель сделал это мастерски. Автор верно определил направление, в котором пойдет общество. Котлован стал нашим идеалом и главной целью. Заслуга Платонова в том, что он указал нам источник бед и несчастий на многие годы. Страна наша до сих пор барахтается в этом котловане, и если жизненные принципы и мировоззрение людей не изменятся, в котлован по-прежнему будут уходить все силы и средства.
Повесть Андрея Платоновича Платонова «Котлован» соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды, что в далеком будущем на месте котлована вырастет «город-сад», что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои. Котлован расширяется и, согласно Директиве, расползается по земле — сначала вчетверо, а затем, благодаря административному решению Пашкина, в шесть раз.
Строители «общепролетарского дома» строят свое будущее буквально на детских костях.
Писатель создал беспощадный гротеск, свидетельствующий о массовом психозе всеобщего послушания, безумной жертвенности и слепоты, овладевшими страной.
Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди фантастических коммунистических руководителей и омертвелой массы он задумался и горько засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Задумавшийся «среди общего темпа труда», Вощев не движется в соответствии с «генеральной линией», а ищет свою дорогу к истине. Вощев так и не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: «Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно могло двигать людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием. Это новое рабство зиждется на ритуалах новой веры: религии котлована в изложении Сталина.
«Котлован» — драматическая картина слома времени. Уже на первых страницах повести звучат два слова, которые определяли пафос времени: темп и план. Но рядом с ними возникают в повести иные ключевые слова, вступающие с первыми в очень непростые взаимоотношения: смысл происходящего и раздумье о всеобщем счастье.
«Счастье происходит от материализма, товарищ Вощев, а не от смысла, — говорят Вощеву в завкоме. — Мы тебя отстаивать не можем, ты человек несознательный, а мы не желаем очутиться в хвосте масс. — Вы боитесь быть в хвосте: он — конечность, а сами сели на шею!»
Переломное время рождает новые отношения между людьми, вся Россия стронулась с места. Вощев видит «строй детей-пионеров с уставшей музыкой впереди; ездит на своей тележке инвалид Жачев». «Вот уже второй день ходит профупол-номоченный по окрестностям города и пустым местам, чтобы встретить бесхозяйственных мужиков и образовать из них постоянных тружеников; уплывают на плоту «кулацкие элементы» под звучащую из рупора «музыку великого похода».
Выразительна символика строительства котлована — постепенного обездуховливания: сначала скашивается живая трава, затем лопаты врезаются в тоже живой верхний слой почвы, затем долбят мертвую глину и камень.
«Товарищ Пашкин бдительно снабдил жилище землекопов радиорупором, чтобы во время отдыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы».
Очень важными являются в повести три притчи, в которых отражаются основные идеи произведения.
История любви мастерового Никиты Чиклина, «ощущающего все без расчета и сознания, но с точностью» и существующего с «непрерывно действующим чувством жизни», грустна и коротка: «Тогда она ему не понравилась, точно была постылым существом, — и так он прошел в то время мимо нее не остановившись, а она, может быть, и плакала потом, благородное существо». Столь же печальна история инженера Прушевского. И вот два непохожих человека, по разным причинам отказавшихся от своего счастья (один пренебрег им как низким, то есть обознался; другой постеснялся и не решился), теперь одинаково несчастливы. Они сами обрекли себя на это, пресекая естественный ход жизни.
История кузнеца-медведя, обладающего всего двумя качествами — «классовым чутьем» и «усердным старанием»!
«— Скорее, Миш, а то мы с тобой ударная бригада! — сказал кузнец.
Но медведь и без того настолько усердно старался, что пахло паленой шерстью, сгорающей от искр металла, и медведь этого не чувствовал». Так появляется метафора «работать как зверь». Следом разворачивается другая метафора — «медвежья услуга». Медведь, усердствуя уже чрезмерно, губит поковки.
По Платонову, если человека освободить от мысли, если всю его богатейшую натуру сврсти либо к функционированию в какой-то узкой плоскости, либо к подчинению, он перестает быть человеком.
История Оргдвора колхоза имени Генеральной Линии. Мужик Елисей страдает «отсутствием своего ума»: «Елисей держал в руке самый длинный флаг и, покорно выслушав активиста, тронулся привычным шагом вперед, не зная, где ему надо остановиться».
Гибнет девочка Настя, хотя ее отогревает Елисей и сторожит Чиклин, понимающий, «насколько окружающий мир должен быть незначен и тих, чтоб она была жива!».
Но прежде гибнет активист, и колхоз спокойно воспринимает это, «не имея жалости к нему, но и не радуясь, потому что говорил активист всегда точно и правильно, вполне по завету, только сам был до того поганый, что когда все общество задумало его однажды женить, дабы убавить его деятельность, то даже самые незначительные на лицо бабы и девки заплакали от печали».
Разрушительное отношение к людям и всей естественной жизни — вот в чем была вредоносная суть активиста.
Человек в тоталитарном государстве утрачивает самое главное — способность думать, чувствовать, оставаться личностью. Это великая трагедия. Такой человек никогда не построит Дом, он способен только рыть котлован.
Читайте также: