В чем двойственность платоновских мечтателей романтиков вроде вощева в повести котлован
Проблематика и идея повести Платонова «Котлован»
Художественные произведения стоит всегда рассматривать с учетом эпохи, в которой жил автор. Исторически достоверно или же инакоязычно реалии той действительности отображаются на страницах книг.
Идея повести Андрея Платонова «Котлован» - показать истинное лицо социализма, возродить гуманизм. Писатель создает главного героя Вощева непохожим на других – человеком думающим и сомневающимся. В тридцатилетнем возрасте его увольняют с работы по причине частой задумчивости. Отсюда проблема, что думающие люди были лишними и опасными для тоталитарной системы.
Герои повести «Котлован» переживают этап зарождения новой эры – эры социализма. Приспособление людей к новой жизни – главная проблема в произведении Платонова. Символичным является название повести – «Котлован». Главный герой, путешествуя по миру, останавливается в одном странном городке, где почти все озабочены одной задачей – рыть котлован. Люди уверены, что делают важное дело и приближают светлое будущее. Однако на деле они просто роют яму, не имея никаких перспектив. Люди, пережив буремные события революции 1917 года, духовно и физически истощились, даже выродились. Они уже не способны здраво мыслить, и подчиняются лишь общим лозунгам.
В своей повести Андрей Платонов выражает сомнение относительно правильности советских идеалов. Ведь, судя по лозунгам, люди должны строить светлое будущее, а герои повести роют котлован, то есть, не просто ничего не строят, а погружаются вниз, в яму.
Главный герой – та искра разума, которая должна была зажечь всех остальных. Но противостоять системе очень не просто. Вощев не может больше просто бездумно работать, его привлекает осмысленный труд. Он странствует в поисках смысла человеческой жизни. Герой верит, что где-то существует то, что станет для него смыслом. Когда он видит, как люди роют котлован, то вначале присоединяется к ним, ведь они сказали, что это приблизит их всех к счастью. Однако уже через несколько дней Вощев понимает, что в этом трудном монотонном занятии нет и капли здравого смысла. Для сравнения, другие персонажи рыли намного дольше, чем Вощев, но ни разу так и не усомнились в своей миссии.
Строительство котлована было каторжным трудом. Рабочие проживали в бараках, ели скудную пищу. Но самое ужасное – то, что эти люди часто калечились во время работы. Начальство оставалось к этому равнодушным.
Важным образом в повести есть девочка по имени Настенька. Она дочь «буржуйки», и поэтому чтобы выжить в новом обществе, вынуждена отказаться от своей родни, от прошлого. Но как человеку построить будущее, отказавшись от прошлого? Ведь в нем заложен фундамент человеческого сознания. Для главного героя эта девочка все же была надеждой обрести смысл жизни, но котлован отобрал как саму девочку, так и надежды Вощева.
Платонов ужасался тому, как тоталитарная машина «ломала» людей и кроила их на новый лад, угодный советской идеологии.
Андрей Платонов написал повесть, которая опередила его собственное время.
Анализ «Котлован» Платонов
В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьёзно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приёму обратился и А. Платонов, создавая повесть «Котлован». Ученики изучают её в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко. Облегчить подготовку к уроку, посвящённому «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.
Краткий анализ
Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.
История создания – Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идея его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР её впервые опубликовали в 1987 г.
Тема – Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.
Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвящённую копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.
Жанр – Повесть.
Направление – Антиутопия.
История создания
Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализируемое произведение.
Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.
В СССР «Котлован» напечатали в 1987 г.
Посмотрите, что еще у нас есть:для самых рациональных -
Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.
Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.
В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег в большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.
Вощев остаётся с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.
Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Её образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь
Сюжет произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.
В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острие перемен» и внешний – столкновение старого и нового.
Композиция
Анализ «Котлована» стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна. Она основана на речи Сталина, произнесённой зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».
Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.
Жанр произведения – повесть, направление – антиутопия. О том, что это повесть, свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объём. Признаки антиутопии: автор показывает, что идеи. провозглашаемые властью, реализовать невозможно.
В чем двойственность платоновский мечтателей, романтиков вроде Вощева в Котловане? почему они так одиноки, печальны со своими мечтами, проектами счастья? в чем отличие платоновских антиутопий "Чевенгур" и "Котлован" от антиутопии Е. Замятина "Мы"?
Дома твоя мама и есть мама, а в школе твоя мама учительница.
Ответ разместил: Гость
Ответ разместил: Гость
По улице пешком съем я весь трамвай съем всех бабушек и дедов мне ведь всё равно
Ответ разместил: Гость
Маша не приняла свободы от дубровского потому, мне кажется, что она побоялась отца. она сделала неправильно. не знаю, может быть, она поступила и правильно, потому что в давние времена, если человек обвенчался, нельзя было переходить к другому. точно так же поступила и маша». «маша не приняла свободы из рук дубровского, сказав, что уже и дала свое согласие. она поступила по закону. но если она любила дубровского, то она могла бы отступиться от закона и принять свободу из рук дубровского».«маша ждала дубровского перед свадьбой. она так на него надеялась, но он опоздал. маша уже не могла отказаться от данной ею клятвы. она считала это недопустимым. я считаю, что маша поступила отчасти правильно, а отчасти неправильно. она не представляла себе жизнь с дубровским. у него не было собственного дома. живя с дубровским, она не жила бы в роскоши. она оскорбила и потрясла своим отказом дубровского».
Другие вопросы по Литературе
Литература, 09.03.2019 12:00, Vasilina88
Нужно написать сочинение на тему: "как я провел 9-ое мая." !
Литература, 10.03.2019 10:30, Reichale
Подскажите, , сколько стр. в книге некрасова "приключения капитана врунгеля". дневник для чтения заполняю. заранее
В чем двойственность платоновских мечтателей, романтиков вроде Вощева в «Котловане»? Почему они так одиноки, печальны со своими мечтами, проектами счастья? В чем отличие платоновских антиутопий «Чевенгур» и «Котлован» от антиутопии Е. Замятина «Мы»?
ответ: весенним днем в совхозной библиотеке тихо и безлюдно. среди книг да полированных столов стоит на коленках светленькая, курносенькая девчонка-библиотекарша и, раскатав по полу большой лист бумаги, рисует. видно, похожей на себя получается толстая тетка с великой ложкой в руке, девчонка весело хмыкает, а потом, сдвинув брови, старательно пишет под карикатурой стихи:
когда ее просят совхозу —
становится сразу несчастной невмочь.
а только участки делить под картошку —
бежит она первой: «а где моя ложка? »
стукнуло в коридоре, отворилась дверь: это по дороге в хранилище заехал главный агроном — водицы попить. вчерашний смешливый комбайнер васька аверин сегодня серьезен. василий сергеевич напился, утерся широкой ладонью и наклонился над рисунком.
— тетка нашего бабкина? похожа. прихожу сейчас к ней: в субботу картошку перебрать, а — и, передразнивая, василий сергеевич сердитым, напористым голосом заговорил: — нет уж, граждане! будет с меня! у меня и так целых два мужика в совхозе вашем вкалывают!
— верно, верно! так она и шумит! а участок ей лучший подавай, и семена отборные, и лошадь сильную!
— энергичная женщина, — закончил главный. он подумал, выпил еще стакан, крякнул и, уходя, посмотрел в окно: — а вон и ее мужики топают. важные, страсть!
библиотекарша быстро скатала рисунок и поднялась с колен.
вошли миша бабкин и его двоюродный братец павлуня. бабкин приходился племянником своей знаменитой тетке, а тихий павлуня — ее родным сыном. у были лица и пахучие ватники. они сурово сказали «здрасте», пошаркали сапогами о коврик возле порога и выложили на стол книжки: бабкин — солидную, килограмма на два, стопу из серии «жизнь замечательных людей», павлуня — стопку полегче, и всю про любовь.
— уже прочитал? — весело удивилась девчонка, обеими руками поднимая бабкинские тома и недоверчиво покачивая головой.
парень кивнул и насупился.
— еще подобрать? потолще?
— некогда, — ответил коренастый, широкоплечий бабкин. — весна.
— весна, — тихо поддакнул из-за его спины тощий, длинный павлуня. — пахать нам, вкалывать.
девчонка посмотрела на чумазого бабкина, пощурилась и востреньким голоском протянула:
— ой, мамочки, пахарь! а трактор-то у тебя есть?
— а вот увидишь, — слегка улыбнулся бабкин.
— посмотришь, — хмыкнул павлуня и, не удержавшись, похвалился: — нам новый трактор обещан. тот,
— да ладно тебе! — небрежно бросил бабкин, и степенно пошли к двери.
девчонка в спину им вдруг сказала:
— а в газете интересное — братья остановились, и она газетой: — слушайте! «совхозная мастерская заполнена в эти дни шумом и грохотом железа. идет ремонт техники. готовятся к работе стальные могучие кони. мы беседуем с опытным седым механизатором иваном петровичем петровым. у него чуть усталые, но умные глаза и золотые руки умельца. «к нам пришла новая техника, — сказал иван петрович, бережно похлопывая желтый новенький трактор. — вот этот красавец предназначен для »
— нет же! — перебил ее павлуня. — он как раз нам предназначен! бабкину!
— да? — девчонка едва удерживалась от смеха.
— да! — твердо сказал бабкин. — до свидания!
библиотекарше в окно видно, как братья свернули за угол, остановились и начали махать руками. потом, оглянувшись на библиотеку, припустились к мастерской.
в мастерской было тихо и холодно, а на дворе вовсю дымилась земля. поэтому слесари распахнули настежь ворота и работали поближе к солнцу и теплу.
во дворе особняком на виду у всех стоял замечательный чистенький трактор апельсинового цвета.
— наш! — сказал бабкин, похлопывая машину по мотору.
павлуня тоже похлопал и тоже сказал:
— скоростной, надежный, — прохаживался бабкин возле своего трактора. — кабина просторная, пыли нет.
— с зеркальцем, — заметил павлуня и почему-то засмущался. — тут только в белом халате, потому — павлуня, как обычно, не дотянул до конца фразу и замолчал, тараща на апельсиновый трактор ласковые синие глаза.
послышались грузные шаги. возле остановился маленький и грязный иван петров. «опытный седой» тракторист сразу полез в кабину и молча начал отвинчивать зеркальце. когда бабкин с одной стороны, а павлуня с другой ухватили его за рукав, «опытный седой» не стал выдираться, а сказал с усмешкой:
— вы что думали, такую машину да соплякам? тут и позаслуженней найдутся. брысь!
бабкин набычился и засопел, стал надвигаться плечом.
— тише, тише, теткин племянник! — остановил его иван петров. — ты лучше погляди, что возле конторы вывешено!
и принялся за дело: вытащил новенькие серебряные гаечные ключи, запрятал их в свой шкафчик. туда же, под телогрейку, запихал апельсиновое ведерко, аптечку, а зеркальце, поцарапав масленым ногтем, протянул павлуне:
— возьми, кавалер, пригодится!
бабкин повернулся и побежал к директору. павлуня постоял, подумал, потом бросился вдогонку за братом
В чем двойственность Платоновский мечтателей, романтиков вроде Волевая в "Котлована"? Почему они так одиноки, печальны со своими мечтами, проектами счастья? В чем отличие Платоновский антиутопий " Чевергур" и "Котлован" От антиутопии Е. Замятина "Мы"?
фамилия соответствует характеру и портрету собакевича:
"бульдожья" хватка и лицо;
кроме того, к людям он относится, как цепной пёс :
"да уж нрав такой собачий: не могу не доставить
деревня у него большая, обустроенная.
все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности.
собакевич тяготеет к старым, крепостническим формам
грубый и неотесанный собакевич - властелин над
в доме собакевича все удивительно напоминает его
самого. не только в доме его, а во всем поместье -
до хозяйства последнего мужика-все прочно и крепко.
его деревня довольно велика.
справа и слева, как два крыла, были два леса- березовый
и сосновый, а посреди виднелся "деревянный дом с
мезонином, красной крышей и темно-серыми,
дикими стенами", вроде тех, что строят для
"военных поселений и колонистов".
двор собакевича был окружен толстой и крепкой
решеткой, и было видно, что хозяин много хлопотал о
конюшни, сараи и кухни были сделаны из полновесных и
толстых бревен, определенных на "вековое стояние".
деревенские избы были построены прочно, плотно,
то есть как следует, хоть и без "резных узоров и
и даже колодец был обделан в такой крепкий дуб,
"какой идет только на мельницы да корабли".
одним словом, все было "упористо, без пошатки,
в каком-то крепком и неуклюжем порядке".
отличительные черты и самого собакевича, и его
собакевич рад "облить грязью" всех знакомых за
обильным ужином в своём доме.
все, по его мнению, плохи, жулики, мошенники:
" за копейку убьют" .
характерно для злобного взгляда собакевича на
окружающих обилие в его лексиконе ругательных слов:
хапуга, разбойник, свинья, мошенник.
собакевич ругает весь город.
председатель палаты у него "такой дурак, какого свет
губернатор -"первый разбойник в мире" ,
иностранные повара и доктора - обманщики,"
о городских чиновниках собакевич говорит, что они
и это, скорее всего, является правдой.
но все сказанное не мешает ему иметь какие-то
выгодные дела и взаимоотношения с этими
его отношение к науке, образованию резко отрицательно.
а людей, которые занимаются этим, михайло семенович
перевешал бы – так они ему ненавистны.
собакевич понимает: образование способно поколебать
сложившиеся устои, а это невыгодно помещику.
отсюда и вытекает его тяжеловесность и
михайло семенович- неуступчивый в торгах.
он невозмутимо выслушивает предложение чичикова
и хладнокровно назначает цену в сто рублей за душу.
после долгого и мучительного торга герои
сходятся на.. двух с половиной рублях.
оба мошенника прекрасно понимают друг друга,
боятся быть обманутыми, поэтому протягивают
одновременно: один - деньги другой-расписку,
выхватывая, облегченно вздыхают, что миновали трудности.
чичиков, посещая помещиков, впервые в собакевиче
встречает "кулака" под стать себе, поэтому павлу
ивановичу так тяжело вести дело с михаилом семеновичем.
в каком смысле проблемы
я на северном полюсе здесь холодно а весь дрожу потому что на северном полюсе холодно
Как понимать название повести А. Платонова «Котлован»?
Как понимать платоновское определение природы как «прекрасного и яростного мира»?
Кто такой «сокровенный человек» в художественном мире А. Платонова?
Какой мотив в повести «Котлован» и романе «Чевенгур» А. Платонова выражает идею обреченности будущего?
Каким предстает социалистический рай в романе А. Платонова «Чевенгур»?
Какую роль играет мотив путешествия в романе А. Платонова «Чевенгур»?
Как понимать название повести А. Платонова «Котлован»?
Как показан труд в повести А. Платонова «Котлован»?
В чем двойственность судеб платоновских «активистов»?
Платоновские «активисты» губят саму идею, забывая при ее осуществлении о человеке. Но они погибают и сами от собственной беспочвенности, от отсутствия гуманизма.
Главный герой повести Вощев воплощает в себе традиционный для русской литературы образ искателя счастья. В начале повествования он уходит бродить по свету в поисках смысла жизни. Он хочет знать, нужен ли для строительства всеобщего счастья именно он, единственный, а не безликая масса. Но при этом он не протестует против бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации.
Из всех персонажей сомнения одолевают только Вощева и инженера Прушевского. Инженер чувствует тоску из-за того, что его существование кажется ему бессмысленным;
он живет воспоминаниями о любимой женщине и не находит себе места в настоящем. Единственный способ преодолеть тоску Прушевский видит в приобщении к коллективу, в занятиях полезным делом.Так он надеется избавиться от собственных проблем.
Настя стала любимицей строителей котлована. К ней потянулись Чиклин и Жачев, она заменила им смысл жизни, у них появилась цель существования. И когда пустота в душах людей заполняется любовью к ребенку, наступает развязка повести. Настя умирает от простуды.
Ее смертью Платонов подчеркивает бессмысленность всего происходящего, вместе со смертью девочки умирает будущее строителей.
На котловане его больше не видели.
Воспоминаниями о несостоявшейся любви живет старший артели землекопов пожилой рабочий Никита Чиклин. Когда-то он любил дочь хозяина кафельно-изразцового завода, на котором работал н молодости. Настя, оказавшись дочерью бывшей возлюбленной Чиклина, вызывает в его сердце особую боль.
Едва обозначены Платоновым фигуры чиновника-бюрократа, председателя окрпрофсовета Пашкина; мастеровых Сафонова и Козлова, превратившегося в профсоюзного активиста.
Рабочим в повести противопоставлен собирательный образ крестьян. Они отличаются от рабочих-землекопов тем, что заботятся не о грядущем благоденствии мира, а о собственном благополучии. Крестьяне изображены несчастными людьми.
В чем двойственность платоновских мечтателей романтиков вроде вощева в повести котлован
Чужой компьютер
Просмотр темы 47
Школу многим проходить вообще нежелательно в том принудительном виде как это заведено.
"Котлован" - повесть о тщетности, о бегстве от реальности в трудоголизме, об ущербности коммунистического идеала, о чужеродности разума и его неизбежной тоске о непостижимом.
Выбор такой: или заполняй своё существование абсурдной деятельностью или укладывайся в деревянное корыто.
Образ Вощева в повести Платонова «Котлован»
Главный герой повести А. Платонова «Котлован» - Вощев. Его фамилия ассоциативно относит нас к словам «воск», «общий», «тщетный».
В дороге с героем происходят разные ситуации, так, например, он мирит мужа и жену, объясняя, что смысл их жизни заключен в воспитании ребенка. Дитя – божий дар, его необходимо ценить.
Путешествие героя заканчивается тем, что он попадает в бригаду мастеровых. Теперь Вощев один из них и занимается возведением котлована под новый жилой дом.
Проработав всего лишь несколько дней, он начинает тосковать. Его не устраивает такое времяпрепровождение: копать и спать, так истину найти не получится, а без нее просто даже стыдно жить. Вощев постоянно размышляет и считает, что лучше быть комаром, его существование протекает быстро и незаметно. И нет у этого насекомого разума, который заставлял бы стремиться к лучшему и не стоять на месте.
Постепенно герой смиряется со своим положением, физическое истощение заглушает душевные искания и тоску. Познакомившись с девочкой-сиротой Настей, Вощев привязывается к ней, хочет, чтобы она увидела счастливое время, похожее на первый исконный день.
Вощев постоянно мечется: он то уходит в деревню, то возвращается снова на строительство с вестью об убийстве Сафронова и Козлова, то снова отправляется обратно вместе с Чиклиным. Главному герою не дает покоя мысль, что где-то есть что-то особенное, а он здесь живет в печали и никогда не сможет этого увидеть. Это душевное смятение разрывает его на части.
После раскулачивания Вощев собирает в мешок разные отвергнутые предметы и копит их, как вещественное доказательство потерянных людей. Спустя некоторое время он становится председателем колхоза вместо убитого Активиста, определяя цель своего назначения таким образом: горевать за крестьян. В завершении же повести снова возвращается на котлован. А там застает мертвую Настю. Со смертью этой девочки для Вощева потерян смысл жизни. Теперь не для чего и не для кого искать истину. Нет маленького верного человечка, в котором была заключена надежда на счастливое будущее и новую жизнь.
Похороны девочки становятся рубежным событием, после которого уже просто ничего нет. Теперь все бессмысленно. Все утеряно безвозвратно.
Анализ повести Платонова «Котлован»
Повесть Андрея Платоновича Платонова «Котлован» писалась в довольно сложные для страны времена, когда старое сменялось на новое. Не всегда эти методы были человечными и оправданными. Писатель ставит целью произведения разоблачение тех несправедливых явлений, царивших в ту эпоху.
Дату работы А.П. Платонов выставил собственноручно: декабрь 1929 – апрель 1930 гг. Исследователи творчества писателя и литературы в целом считают, что повесть была написана А.П. Платоновым ранее, а такие даты автор выбрал, чтобы подчеркнуть пик коллективизации, про которую идет речь в написанной им повести.
«Котлован» распространялся в народе. Несмотря на то что произведение не было допущено к выпуску, оно распространялось в самиздате, что также подвергалось наказанию. В СССР повесть была опубликована лишь в 1987 году.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Сам А.П. Платонов определяет «Котлован» как повесть. На это указывает то, что в ходе повествования раскрывается несколько сюжетных линий, а система образов довольно обширная, как и объем произведения.
Повесть «Котлован» имеет ряд признаков антиутопии, так как в произведении разоблачаются порывы власти сделать жизнь народа лучше. Наоборот, показывается, что идеи государства осуществить в реальной жизни невозможно.
Некоторые исследователи находят в повести А.П. Платонова черты производственного романа, так как большое внимание уделяется картинам рытья котлована.
3. Название произведения и его смысл.
А.П. Платонов, называя свое произведение «Котлован», идет в ногу с литературным временем. Тогда многие романы назывались метафорическими образами цемента, лесозавода и т.д.
Котлован – во-первых, это место действия повести. Во-вторых, это тупик власти, который символизирует то, что идеи большевиков никогда не получится воплотить в реальную жизнь.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от третьего лица, делая картины объективными.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Повесть «Котлован» рассказывает о коллективизации. Темой произведения является строительство нового мира. Проблематика повести социально направленная.
Главная проблема, поднятая А.П. Платоновым, гласит о невозможности построения «идеального», по мнению власти, общества. Автор показывает место человека в условиях изменения общества. Поднимается вечная проблема смысла человеческого существования. Смысл, который так ищут герои повести, не оказывается найденным даже в финале произведения. Девочка Настя умирает, а котлован так еще и не выкопан. С образом Насти связана проблема жизни и смерти. Но помимо этого, с могилой сравнивается работа людей на котловане, они сами прокладывают себе дорогу в иной мир.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Сюжетная линия повести «Котлован» не так сложна. Рассказывается, как главный герой – Вощев – после увольнения находит работу на котловане. Почти в это же время в коллективе появляется девочка Настя, которая становится всеобщей любимицей, но позже умирает. Все события повести так или иначе связаны с рытьем котлована. В этом же аспекте передается и основной конфликт произведения – внутренние противоречия людей, оказавшиеся в период коллективизации, и внешнее столкновение мира старого и нового.
Сюжет для А.П. Платонова не имел такого значения, как символическая передача собственных настроений и мировоззрений. Сюжет помогал писателю продемонстрировать эпоху, но не был основным способом передачи главной мысли.
7. Система образов произведения.
Вощев – центральный персонаж произведения. Именно вокруг него собираются в единое целое другие персонажи – Козлов, Сафронов, Пашкин и другие. Вощев пытается найти истину, пытается понять смысл жизни, однако у него этого не получается.
Важной в системе образов является героиня – Настя, которая является символичным олицетворением советской России. То, что девочка умирает в финале произведения, говорит о взглядах писателя относительно судьбы страны.
8. Композиция произведения.
Повесть «Котлован» делится на 2 части: первую можно назвать городской, так как в ней описывает рытье котлована, а вторую – деревенской, так как в ней описывается раскулачивание. Такое четкое деление на части отсылает к словам Сталина, который хотел уничтожить противоположности между городом и деревней.
Произведение начинается описанием котлована, им же и заканчивается. Это позволяет назвать композицию повести «Котлован» кольцевой.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
«Котлован» - это повесть с особым языком. В произведении множество индивидуально-авторских выражений, которые помогают писателю передать основную мысль. А.П. Платонов использует странный язык с ошибками и новообразованиями, чтобы показать новизну общества, его изменение.
Особенностью повести является символизм. Все произведение наполнено символическими образами, даже сам котлован олицетворяет бессмысленность работы для общего блага.
10. Отзыв о произведении.
Повесть А.П. Платонова «Котлован» гениальна не только в идейно-тематическом отношении, но и в композиционном. Автору удалось через образы-символы показать времена коллективизации, к которым всегда было неоднозначное отношение.
Читайте также: