Устройство переноса информации chip usb
Появилось немного свободного времени, и я решил написать небольшую «внеплановую» статью.
Итак, из предыдущей статьи, мы знаем, что для обмена данными используются некие виртуальные каналы – «конечные точки». Давайте рассмотрим, как происходит обмен.
Обмен данными по USB
Нужно помнить, что интерфейс USB предусматривает использование разветвлителей – хабов. Более того, допускается каскадное включение хабов. Следовательно, необходимо как-то идентифицировать конкретное USB устройство в «гирлянде» из хабов и USB устройств. Для этого каждому устройству присваивается адрес.
Здесь остановимся немного подробнее. Адрес кодируется 7 битами. Изначально (в момент подключения), устройство, грубо говоря, само себе назначает адрес 0. Этот адрес зарезервирован стандартом как раз для вновь подключаемых устройств. Далее, в процессе инициализации (об этом поговорим позже), хост присваивает устройству уникальный адрес отличный от 0, а адрес 0 «освобождается» для вновь подключаемых устройств.
И так, для того чтобы передать данные конкретному устройству, нужно знать адрес устройства и номер виртуального канала «внутри» устройства (адрес «конечной точки»).
Как мы уже выяснили, сразу после включения, устройство имеет особый, «нулевой» адрес. Каждое устройство, согласно стандарту, имеет «нулевую конечную точку» типа Control. Соответственно, сразу после подключения, хост может начинать обмениваться данными с новым устройством (адрес = 0, номер конечной точки = 0).
Рассмотрим, как происходит обмен данными.
Сам обмен осуществляется пакетами. Стандартом предусмотрено несколько типов пакетов. «Побайтно» мы пока разбирать пакеты не будем, но коснемся этого вопроса в практической части.
Дело в том, что часть работы по формированию и передаче пакетов (например, вопросы синхронизации, расчет контрольных сумм и т. д.) возьмет на себя USB периферия МК. Для тех, кто хочет сразу углубиться в биты и байты могу порекомендовать ознакомиться с разделом 8 официальной спецификации USB 2.0
Пока нам достаточно знать, что существуют «пакеты данных» и несколько типов «служебных пакетов».
USB и Plug and Play
Давайте рассмотрим, что с нашим устройством будет происходить дальше, после того как хост определил подключение нового устройства и готов начать обмен данными. Нам нужно ненадолго подняться на «высокий» уровень – уровень ОС.
Дело в том, что в стандарт USB поддерживает концепцию Plug and Play (подключи и играй). Данная концепция подразумевает, что пользователю достаточно «воткнуть» устройство в соответствующий порт ПК. Дальше ОС автоматически определит тип подключенного устройства, найдет подходящий для данного устройства драйвер, сконфигурирует устройство и т. д. (правда, это конечно в идеале :))
Для того чтобы вся эта красота работала, стандартом USB предусмотрены некие общие требования для всех устройств:
1. Каждое устройство содержит «собственное описание» (дескриптор устройства).
2. Есть некий, общий для всех USB устройств, механизм который позволяет ОС прочитать дескриптор устройства для того, чтобы идентифицировать устройство, узнать его характеристики.
3. Есть некий, общий для всех USB устройств, механизм который позволяет ОС выполнить первичную конфигурацию устройства (например, присвоить устройству новый адрес, о чем мы говорили выше).
Данными вещами (чтение дескриптора устройства, идентификация устройства) занимается некая служба ОС, которая отвечает за базовую поддержку USB.
После того как устройство будет идентифицировано и проведена некая первичная инициализация, данная служба передаст управление устройством драйверу, который «закреплен» за данным типом устройств (или конкретно за этим устройством).
Что будет, если служба не сможет найти «подходящий» драйвер для данного устройства знают все :)
Теперь возвращаемся на наш «низкий» уровень.
Начало работы с устройством. Стандартные заросы.
На практике, для чтения дескриптора устройства и первичной инициализации используются та самая «нулевая конечная точка». Есть несколько предусмотренных стандартом запросов (Standard Device Requests), которые должны обрабатываться всеми USB устройствами. Пока приведу несколько примеров таких запросов:
GET_DESCRIPTOR – запрос на получения дескриптора устройства. Данный запрос содержит дополнительную информацию о том, какой именно дескриптор должно вернуть (в устройстве «хранится» несколько разных дескрипторов, но об этом позже).
GET_CONFIGURATION – запрос на получение текущей конфигурации устройства.
SET_ADDRESS – данный запрос используется для присвоения устройству «нормального» (отличного от 0) адреса. Сам адрес содержится в запросе.
Нужно понимать, что запрос — это не более чем стандартизированная структура данных, которая содержит код запроса (bRequest) и дополнительные данные. Ответы на каждый из запросов тоже, естественно, стандартизированы.
Кроме стандартных запросов, которые устройство «обязано» поддерживать, можно определить «свои» запросы, специфические для конкретного устройства (класса устройств).
Заодно, для того чтобы показать как выглядит тот самый дескриптор устройства приведу пример:
Пока это просто иллюстрация того, как выглядит дескриптор, вникать в значение полей не стоит, этим мы займемся в следующей статье.
На этом, предлагаю завязывать с голой теорией и постепенно переходить к практике. В следующей статье начнем потихоньку писать код.
В продолжение темы о создании собственного USB-гаджета.
Создание простого устройства.
Раз устройство планируется подключать к ПК, значит вероятнее всего потребуется передача данных между устройством и ПК.
Начнем писать прошивку и софт, наладив связь между ними.
Самым простым вариантом передачи данных является использование класса коммуникационных устройств USB (CDC).
При таком подключении устройство будет видно в системе как обычный виртуальный COM-порт.
Плюсом такого подключения является отсутствие необходимости писать собственные драйвера.
Так же радует простота приема и передачи данных: для работы с портом в Windows достаточно открыть его как текстовый файл и производить обычные операции чтения\записи.
Железо.
Возьмем схему с минимальной обвязкой МК.
На этот раз нам нужно добавить только 4 контакта к USB и одну кнопку (кнопка нужна только для бутлоадера: куда проще нажать ее и заменить прошивку в устройстве по USB, нежели переставлять чип в программатор).
Не сильно стараясь сделать красиво, разводка может выглядеть так:
Но при желании часто экспериментировать с подключаемыми компонентами лучше сразу развести каждую ногу МК сделав аналог ардуино — Jaluino.
Прошивка
include 18f2455 -- библиотека для используемого МК
--
enable_digital_io () -- переключение всех входов на цифровой режим
--
alias Button is pin_B7 -- раз уж у нас подключена кнопка, объявим ее
pin_B7_direction = input -- кнопка у нас работает на вход
--
-- одна строчка - и у нас есть все необходимое для работы с USB CDC
include usb_serial -- бибилотека для работы с usb
--
usb_serial_init () -- --инициализируем USB CDC
forever loop -- основной цикл, выполняется постоянно
usb_serial_flush () -- обновление usb. Данная процедура выполняет все необходимые
-- действия для поддержания соединения с ПК
end loop
Скомпилировав данный код, записав полученный HEX файл в МК при помощи бутлоадера и запустив устройство можно будет наблюдать как в системе опрделится новое устройство: Виртуальный сom-порт.
Теперь, когда устройство уже работает, научим его общаться.
Для чтения принятого байта существует функция usb_serial_read(byte):boolean. При наличии полученного байта она заносит его в указанную переменную и возвращает true, иначе возвращает false.
Для отправки байта существует процедура usb_serial_data. Она замаскирована под переменную, потому для отправки байта достаточно присвоить ей значение отправляемого байта.
Объявим переменную размером в байт до основного цикла, в основном цикле будем проверять наличие полученных байт, и при их наличии отправлять их обратно.
include 18f2455
--
enable_digital_io ()
--
alias Button is pin_B7
pin_B7_direction = input
--
--
include usb_serial
--
usb_serial_init ()
var byte ch -- объявляем переменную
forever loop -- основной цикл
usb_serial_flush ()
if ( usb_serial_read ( ch ) ) then -- если байт получен, он будет записан в ch
usb_serial_data = ch -- отправляем полученный байт обратно
end if
end loop
Компилируем, зажимаем кнопку, передергиваем питание, запуская бутлоадер, меняем прошивку, запускаем.
Устройство снова определилось в системе, теперь нам нужен софт, дабы протестировать работу устройства.
Пока у нас нет своего, используем готовый терминал: я использовал программу RealTerm.
Открываем порт с нужным номером и отправляем данные.
И нам в ответ приходит то, что мы отправили. Значит, все работает как надо.
Итак, наш микроконтроллер умеет принимать байты и тут же отправлять их обратно. Теперь напишем свой софт для общения с ним (я буду использовать Delphi).
Создаем новый проект, раскидываем по форме необходимые компоненты:
SpinEdit1 — для указания номера порта
Button1 — для установки соединения
Button2 — для разрыва соединения
SpinEdit2 — для ввода байта в десятичном виде
Button3 — для отправки байта
Memo1 — для вывода принятой информации.
Как уже было сказано выше, с com-портом нужно работать так же, как и с обычным текстовым файлом: используя функции CreateFile, WriteFile и ReadFile.
Дабы не вдаваться в подробности, возьмем готовую библиотеку для работы с com-портом: ComPort.
Вешаем на каждую кнопку необходимую задачу и получаем конечный код:
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics , Controls, Forms,
Dialogs, StdCtrls, Spin,ComPort;
type
TForm1 = class (TForm)
SpinEdit1: TSpinEdit;
Button1: TButton;
Button2: TButton;
SpinEdit2: TSpinEdit;
Button3: TButton;
Memo1: TMemo;
procedure OnRead(Sender: TObject; ReadBytes: array of Byte );
procedure Button1Click(Sender: TObject);
procedure Button2Click(Sender: TObject);
procedure FormDestroy(Sender: TObject);
procedure Button3Click(Sender: TObject);
private
< Private declarations >
Port: TComPort;
public
< Public declarations >
end;
var
Form1: TForm1;
num: integer;
implementation
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
Port := TComPort.Create(SpinEdit1.Value, br115200); //создаем соединение
Port.OnRead := OnRead; //создаем поток чтения принятых данных
Button2.Enabled := true ; //активируем кнопку закрытия соединения
end;
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
Port.Free; //закрываем соединение
Button2.Enabled := false ; //отключаем кнопку
end;
procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);
begin
if Button2.Enabled then Port.Write([SpinEdit2.Value]);
end;
procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject);
begin
if Button2.Enabled then
Port.Free;
end;
procedure TForm1.OnRead(Sender: TObject; ReadBytes: array of Byte );
var
i:integer;
begin
for i := Low(ReadBytes) to High(ReadBytes) do //проходим по массиву принятых байт
begin
Memo1.Text := Memo1.Text + '.' +InttoHex(ReadBytes[i],2); //добавляем его HEX значение в окно
inc(num); //считаем колв-о принятых байт
end;
if num > 10 then begin
Memo1.Lines.Add( '' ); //переносим строку
num := 0;
end;
end;
Запускаем, устанавливаем соединение, отправляем байты:
Вот и готов наш самый простой терминал для работы с самым простым usb-устройством.
Как видно, чтение и запись происходит динамическими массивами байт.
Обрабатывая получаемую информацию можно составить необходимый протокол обмена, подходящий для текущей задачи.
include 18f2455
--
enable_digital_io ()
--
alias Button is pin_B7
pin_B7_direction = input
--
--
include usb_serial
--
usb_serial_init ()
var byte ch
var byte i -- объявляем вторую переменную
forever loop -- основной цикл
usb_serial_flush ()
if ( usb_serial_read ( ch ) ) then -- если байт получен выполняем необходимые действия
case ch of -- перебираем номер байта
0 : usb_serial_data = 0xff
1 : usb_serial_data = Button -- отправка состояния кнопки
OTHERWISE block -- если получено что-то иное
for 16 using i loop -- отправляем 10 байт с данными
usb_serial_data = ch + i -- от ch до ch+15
end loop
end block
end case
end if
end loop
Дополнительные возможности
Если на этом остановиться, получится обычная статья с подробным описанием примера использования библиотеки, коих на просторах сети достаточно. Потому добавлю немного более углубленной информации.
Упрощение отправки данных
Отправлять информацию по одному байту — не всегда удобно. Очень часто может пригодиться библиотека print. Она содержит процедуры по отправке данных всевозможной длины всевозможными форматами: byte,hex,dec,bin,boolean что может упростить вывод данных в программе.
> include print
.
var dword data
print_dword_hex ( usb_serial_data , data )
Название всех команд можно посмотреть в файле библиотеки.
Ожидание подключения к ПК
Если перед стартом основного цикла микроконтроллера необходимо предварительно установить соединение с ПК, то можно дописать перед ним строчки
while ( usb_cdc_line_status () == 0x00 ) loop
end loop
Привязываем к устройству номер порта
Если оставить все как есть, система при каждом новом подключении будет выделять первый свободный номер порта. А это значит что за ним придется всегда следить.
Для того, что бы этого не происходило, необходимо устройству присвоить уникальное значение серийного номера до подключения библиотеки usb:
Номер может быть любой длины и содержать различные символы.
const byte USB_STRING3 [ 24 ] =
24 , -- длина массива
0x03 , -- bDescriptorType
"0" , 0x00 ,
"1" , 0x00 ,
"2" , 0x00 ,
"3" , 0x00 ,
"4" , 0x00 ,
"5" , 0x00 ,
"6" , 0x00 ,
"7" , 0x00 ,
"8" , 0x00 ,
"9" , 0x00 ,
"X" , 0x00
>
Меняем имя устройства на свое
Поменять имя устройства, видимое в системе до установки драйверов можно объявив массив с именем, как и серийный номер, это необходимо сделать до подключения библиотеки USB.
Но увы, после установки драйверов устройство поменяет имя на указанное в .inf файле, потому поменяем имя и там
Организуем автоподключение устройства
Увы, никаких прямых путей выполнить данную задачу нет, потому придется исхитриться.
Прежде всего необходимо присвоить своему устройству уникальное значение производителя и продукта, дабы легко определять его среди сотен других стандартных CDC-прошивок.
VID и PID выдаются за денюжку, потому пойдем по пуути китайцев: втихую возьмем себе заведомо свободные значения.
Прошивка:
В прошивке необходимо объявить две переменные до подключения библиотеки USB
const word USB_SERIAL_PRODUCT_ID = 0xFF10
const word USB_SERIAL_VENDOR_ID = 0xFF10
Вместо FF10 можно вставить любые два слова (2 байта). Конечный результат содержится в прилагаемом архиве.
Драйвера:
Так как драйвера не предназначены для нашей комбинации VID и PID, допишем наши значения в .inf файл вручную:
[DeviceList]
%DESCRIPTION%=DriverInstall, USB\VID_FF10&PID_FF10
[DeviceList.NTamd64]
%DESCRIPTION%=DriverInstall, USB\VID_FF10&PID_FF10
Софт:
Для отлова событий подключения\отключения устройства подключим библиотеку ComponentUSB. Не считаю нужным пояснять каждую строчку: все изменения можно увидеть в прилагаемом проекте.
Результат
На скриншоте сложно разглядеть, но кнопка отправки активна только в момент наличия подключенного устройства, при этом каждые 50мс программа подает запрос на получение состояния кнопки (что, впрочем, неправильно, потому как нажатие кнопки должно обрабатываться на МК).
И напоследок: советую заглянуть в исходный код лампы настроения. Там можно найти довольно-таки хороший вариант обработки принимаемых данных для организации удобного протокола обмена.
Вроде мы слышали, что USB 3.0 — это круче, чем USB 2.0. Но чем именно — знают не все. А тут еще появляются какие-то форматы Gen 1, Gen 2, маркировки Superspeed. Разбираемся, что значат все эти маркировки и чем они отличаются друг от друга. Спойлер: версий USB всего четыре.
USB 2.0
Когда-то было слово только USB 1.0. Сейчас это уже практически архаика, которую даже на старых устройствах почти не встретить. Еще 20 лет назад на смену первопроходцу USB 1.0 пришел улучшенный USB 2.0. Как и первая версия, эта спецификация использует два вида проводов. По витой паре идет передача данных, а по второму типу провода — питание устройства, от которого и идет передача информации. Но такой тип подключения подходил только для устройств с малым потреблением тока. Для принтеров и другой офисной техники использовались свои блоки питания.
USB версии 2.0 могут работать в трех режимах:
- Low-speed, 10–1500 Кбит/c (клавиатуры, геймпады, мыши)
- Full-speed, 0,5–12 Мбит/с (аудио и видеоустройства)
- High-speed, 25–480 Мбит/с (видеоустройства, устройства для хранения данных)
USB 3.0
Стандарт USB 3.0 появился в 2008 году и до сих пор используется во многих устройствах. Скорость передачи данных выросла с 480 Мбит/с до 5 Гбит/с. Помимо скорости передачи данных, USB 3.0 отличается от версии 2.0 и силой тока. В отличие от более ранней версии, которая выдавала 500 мА, USB 3.0 способен отдавать до 4.5 Вт (5 В, 900 мА).
Новое поколение USB обратно совместима с предыдущими версиями. То есть USB 3.0 может работать и с разъемами USB 2.0 и даже 1.1. Но в этом случае буду ограничения по скорости. Подключив USB 3.0 к устройству с USB 2.0 скорость, вы получите не больше 480 Мбит/с — стандарт для версии 2.0. И наоборот, кабель 2.0 не станет более скоростным, если подключить его в устройство с USB 3.0. Это связано с количеством проводов, используемых в конкретной технологии. В версии USB 2.0 всего 4 провода, тогда как у USB 3.0 их 8.
Если вы хотите получить скорость передачи, заявленную стандартом USB 3.0, оба устройства и кабель должны быть именно версии 3.0.
USB 3.1
В 2013 году появляется версия USB 3.1 с максимальной заявленной скорость передачи данных до 10 Гбит/с, выходной мощностью до 100 Вт (20 В, 5 А). С появлением USB 3.1 произошла революция в маркировках всех стандартов. Но с ней мы разберемся чуть позже. А пока запомним главное: пропускная способность USB 3.1 увеличилась вдвое по сравнению с версией 3.0. И одновременно с обновленным стандартом появился и принципиально новый разъем — USB type-С. Он навсегда решил проблему неправильного подключения кабеля, так как стал симметричным и универсальным, и теперь все равно, какой стороной подключать провод к устройству.
USB 3.2
В 2017 году появилась информация о новой версии — USB 3.2. Она получила сразу два канала (больше проводов богу проводов) по 10 Гбит/с в каждую сторону и суммарную скорость в 20 Гбит/с. Стандарт USB 3.2 также обратно совместим с режимами USB 3.1, 3.0 и ниже. Поддерживается типом подключения USB-C на более современных гаджетах.
Типы разъемов
Версий разъемов USB несколько, и для каждого есть свое предназначение.
- type-А — клавиатуры, флешки, мышии т. п.
- type-B — офисная техника (принтеры, сканеры) и т. п.
- mini type-B — кардридеры, модемы, цифровые камеры и т. п.
- micro type-B — была наиболее распространенной в последние годы . Большинство смартфонов использовали именно этот тип подключения, пока не появился type-C. До сих пор остается довольно актуальным.
- type-C — наиболее актуальный и перспективный разъем, полностью симметричный и двухсторонний. Появился одновременно со стандартом USB 3.1 и актуален для более поздних версий стандартов USB.
Superspeed, Gen или как разобраться в маркировках стандартов USB
Как только в типах стандартов появилась USB 3.1, привычная цифровая маркировка изменилась и здорово запуталась. Вполне понятный и простой USB 3.0 автоматически превратился в USB 3.1 Gen 1 и ему была присвоена маркировка SuperSpeed. А непосредственно сам USB 3.1 стал называться USB 3.1 Gen 2 с маркировкой SuperSpeed +.
Но и это уже потеряло свою актуальность с выходом стандарта USB 3.2. Он получил название USB 3.2 Gen 2×2 и маркировку SuperSpeed ++. В итоге маркировка всех предшествующих стандартов опять меняется. Теперь USB 3.0, она же USB 3.1 Gen 1, превращается задним числом в USB 3.2 Gen 1 с прежней маркировкой SuperSpeed. А USB 3.1, ставшая USB 3.1 Gen 2, тоже поднялась до USB 3.2 Gen 2. При этом конструктивно все стандарты остались прежними — изменяются только названия. Если вы уже запутались во всех этих цифрах и маркировках, таблица ниже поможет внести ясность в актуальных названиях.
Если еще более кратко, то сейчас опознать стандарты USB можно так:
USB 3.0 — это USB 3.2 Gen 1, он же Superspeed
USB 3.1 — это USB 3.2 Gen 2, он же Superspeed+
USB 3.2 — это USB 3.2 Gen 2x2, он же Superspeed++
Распиновка USB-кабеля означает описание внутреннего устройства универсальной последовательной шины. Это устройство применяется для передачи данных и зарядки аккумуляторов любых электронных приборов: мобильных телефонов, плееров, ноутбуков, планшетных компьютеров, магнитофонов и других гаджетов.
Проведение качественной распиновки требует знаний и умения читать схемы, ориентирования в типах и видах соединений, нужно знать классификацию проводов, их цвета и назначение. Длительная и бесперебойная работа кабеля обеспечивается правильным соединением проводами 2 коннекторов USB и mini-USB.
Виды USB-разъемов, основные отличия и особенности
На практике, из-за особенностей конструкции и реализации протокола, пропускная способность второй версии оказалась меньше заявленной и составляет 30-35 Мбайт/с. Кабеля и коннекторы спецификаций универсальной шины 1.1 и второго поколения имеют идентичную конфигурацию.
Универсальная шина третьего поколения поддерживает скорость 5 Гбит/с, равняющуюся скорости копирования 500 Мбайт/с. Она выпускается в синем цвете, что облегчает определение принадлежности штекеров и гнезд к усовершенствованной модели. Сила тока в шине 3.0 увеличилась с 500 мА до 900 мА. Эта особенность позволяет не использовать отдельные блоки питания для периферийных устройств, а задействовать шину 3.0 для их питания.
Совместимость спецификаций 2.0 и 3.0 выполняется частично.
Классификация и распиновка
Несмотря на то что последовательная шина называется универсальной, она представлена 2 типами. Они выполняют разные функции и обеспечивают совместимость с устройствами, обладающими улучшенными характеристиками.
Разъемы классического типа B не подходят для подключения малогабаритного электронного оборудования. Подключение планшетов, цифровой техники, мобильных телефонов выполняется с использованием миниатюрных разъемов Mini-USB и их улучшенной модификации Micro-USB. У этих разъемов уменьшенные размеры штекера и гнезда.
Распиновка USB 2.0 разъема типы A и B
- +5V (красный VBUS), напряжение 5 В, максимальная сила тока 0,5 А, предназначен для питания;
- D- (белый) Data-;
- D+ (зеленый) Data+;
- GND (черный), напряжение 0 В, используется для заземления.
Для формата мини: mini-USB и micro-USB:
В большинстве кабелей имеется провод Shield, он не имеет изоляции, используется в роли экрана. Он не маркируется, и ему не присваивается номер. Универсальная шина имеет 2 вида соединителя. Они имеют обозначение M (male) и F (female). Коннектор М (папа) называют штекером, его вставляют, разъем F (мама) называется гнездо, в него вставляют.
Читайте также: